Пособие сокращенному пенсионеру

Выплата выходного пособия работающим пенсионерам при увольнении

Автор: Оксана Мун

Оксана Мун, ведущий юрисконсульт
[email protected]

Согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ выплата выходного пособия сотрудникам предусмотрена при увольнении по сокращению штата. Уволенному сотруднику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником и в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

В соответствии с трудовым законодательством работающие пенсионеры приравнены в правах к остальным сотрудникам. Более того, в соответствии с нормами ст. 3 Трудового кодекса РФ, непредставление положенных гарантий и компенсаций пенсионерам можно расценивать как дискриминацию по возрасту. Таким образом, для пенсионеров не может быть исключений.

В случае сокращения пенсионера организация должна выплатить все, что предусмотрено трудовым законодательством остальным работникам.
Что касается применения исключительной нормы о сохранении среднемесячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в отношении пенсионеров, то здесь нет однозначного мнения.

Одни специалисты считают, что гарантии при увольнении в связи с сокращением распространяются и на лиц, которым выплачивается пенсия по старости.
Рассмотрим пример: Решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 19 апреля 2012 года, дело № 2-1352/2012
Из материалов дела: Ж.И.В. обратилась в суд с иском, в котором просила взыскать с ФГУ высшего профессионального образования «Военная академия» (далее – Военная академия связи) задолженность по заработной плате (сохраняемый средней заработок в течение третьего месяца).

В обоснование своих требований указывает, что приказом Министра обороны РФ ликвидирован филиал Военной академии связи. В соответствии с приказом начальника филиала она была уволена с занимаемой должности инженера на основании п. 1 ч.1 ст. 81 ТК РФ с выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка.

В соответствии со ст. 178 ТК РФ с целью получения среднего заработка по прежнему месту работы в течение третьего месяца, Центром занятости населения г. Новочеркасска ей была выдана справка о том, что она не была трудоустроена со дня увольнения.

Указанная справка и копия трудовой книжки сданы ей уполномоченному представителю филиала для осуществления выплаты.

Однако до настоящего времени выплата не произведена по причине того, что Ж.И.В. является пенсионером.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Гарантия выплаты среднемесячного заработка в течение третьего месяца предусмотрена для всех сокращенных работников, в том числе и для высвобождаемых пенсионеров.

Статья 178 ТК РФ не предусматривает в качестве обязательного условия признание лица безработным.

В связи с изложенным, суд решил взыскать с Военной академии связи в пользу Ж.И.В. сохраняемый средний заработок на период трудоустройства в течение третьего месяца.

Данной позиции придерживаются и органы службы занятости, так, например, в своем письме № 1754-61 Федеральная служба по труду и занятости пояснила, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка, так же как нет основания для отказа в выдаче пенсионерам соответствующих справок. Минфин России в письме от 15.03.2006 г. № 03-03-04/1/234 придерживается той же точки зрения.

На основании изложенного можно сделать вывод, что если после увольнения пенсионер в течение двух недель обращается в службу занятости, он имеет право на получение среднемесячного заработка в течение трех месяцев со дня увольнения.

Другие специалисты полагают, что в ст. 178 ТК РФ сохранение среднего заработка на третий месяц трудоустройства возможно при условии обращения в орган службы занятости населения, и в данной ситуации необходимо учитывать положения ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (далее – Закон № 1032-1). В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 1032-1 безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению. Таким образом, по смыслу Закона № 1032-1 пенсионер, получающий пенсию, не может быть признан безработным. Соответственно служба занятости не должна регистрировать такого гражданина в качестве безработного, и у нее не возникнет обязанности по трудоустройству, а выплаты сокращенному пенсионеру работодатель будет производить не свыше двух месяцев. Данную позицию поддерживают некоторые суды.

В качестве примера рассмотрим: Апелляционное определение Московского областного суда по делу № 33-25022/2012

Из материалов дела: Р.Н.С. обратилась с иском к ООО «СП Русь-Инвест» о признании незаконным отказа в выплате среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения, взыскании денежных средств из расчета средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения по сокращению штата, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований указала, что работала в ООО «СП Русь-Инвест» в должности бухгалтера, уволена в связи с сокращением штата работников. При увольнении ей было выплачено пособие в размере средней заработной платы и средняя заработная плата за второй месяц со дня увольнения. В течение двухнедельного срока со дня увольнения она обратилась в службу занятости населения, однако не была трудоустроена.

Истринским центром занятости населения было принято решение о сохранении средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения.

При обращении к ответчику с требованиями выплатить среднюю заработную плату за третий месяц со дня увольнения, был получен отказ, ввиду того, что данная выплата не предусмотрена в отношении пенсионеров.

Решением Истринского городского суда Московской области от 13.09.2012 г. в удовлетворении исковых требований Р.Н.С. отказано.

Не согласившись с постановленным решением, истица обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.

Выдача решений, предоставляющих гражданам возможность на получение заработной платы за третий месяц нетрудоустройства, осуществляется службой занятости в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан».

Согласно п. 1 указанного выше Порядка, в органах занятости регистрируются только трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода).

В силу ст. 28 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ», граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. Часть 2 ст. 178 ТК РФ предусматривает возможность сохранения среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения работникам, обратившимся в двухнедельный срок после увольнения в орган службы занятости населения по решению этого органа не во всех, а только в исключительных случаях. При отсутствии таких исключительных случаев применению подлежат положения ч. 1 указанной статьи.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что указанные истицей обстоятельства для выплаты среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения по сокращению штата работников не могут быть рассмотрены в качестве исключительных, как требует ч. 2 ст. 178 ТК РФ, поскольку положениями указанной нормы эти обстоятельства предусмотрены в качестве обязательных условий, соблюдение которых необходимо для сохранения за работником заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебной коллегией учитывалось и то обстоятельство, что истица является пенсионером, получает пенсию по старости, в связи с чем не может быть признана безработной в силу ч. 3 ст. 3 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1, поскольку она имеет определенные средства к существованию, то есть является социально защищенной.

Исходя из положений п. 17 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458, пенсионеры могут являться субъектами трудовых правоотношений, на работающих пенсионеров распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ, однако безусловных оснований для применения в отношении них положений п. 2 ст. 178 ТК РФ вне зависимости от исключительных обстоятельств для таких выплат нет. В подобных случаях необходимо наличие весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными по смыслу требований ч. 2 ст. 178 ТК РФ.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными сторонами доказательствами.

При анализе рассмотренных решений судов видно, что в практике отсутствует единство относительно вопроса о сохранении за уволенным пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца на основании ч. 2 ст. 178 ТК РФ, это свидетельствует о том, что данный вопрос является спорным.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с Законом о занятости населения граждане, получающие пенсию по старости, не являются безработными. Статус безработного по Закону о занятости имеет значение для обеспечения граждан гарантиями в сфере социального обеспечения и не должен влиять на права, закрепленные трудовым законодательством. Гарантии уволенным работникам, предусмотренные в ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ, не должны быть связаны с отсутствием статуса безработного по Закону о занятости населения. В противном случае налицо дискриминация указанных работников, что само по себе является недопустимым.

Таким образом, мнение большинства работодателей о том, что если сокращаемый работник по социальному статусу является пенсионером, он социально обеспечен, не отвечает требованиям трудового законодательства РФ, более того, нарушает конституционное право на равноправие, закрепленное в ст. 18, 19 Конституции РФ.

Может ли пенсионер встать на биржу труда после сокращения?

Центры занятости населения оказывают на бесплатной основе услуги по поиску работы для нуждающихся в ней граждан. Закон предъявляет требования к соискателям, касающиеся возраста и перечня предоставляемых документов, без которых встать на учет невозможно. Граждане могут искать работу в первый раз, а также быть уволенными с предыдущего места трудовой деятельности.

Ставят ли на биржу труда пенсионеров? Если гражданин пенсионного возраста работал на предприятии, но его уволили по сокращению, признать его безработным нельзя. Об этом говорит статья 32, пункт 2 Закона 1032-1 от 1991 года. Человек, который получает пенсию по старости, досрочно или за выслугу лет, не может быть признан безработным.

Уволенному пенсионеру следует знать, что работодатель обязан ему выплатить выходное пособие и заработок в среднем показателе за два месяца. Если пенсионер в течение 14 дней обратился в Службу занятости, он получит от работодателя заработную плату за 3 месяц.

Ставят ли на биржу труда пенсионеров, уволенных по сокращению штатов? Биржа дает сокращенному пенсионеру полную информацию о том, какие вакансии существуют, поможет в его устройстве на работу, но платить пособие по безработице не будет.

Что касается сокращенных пенсионеров, то каждый из них может обратиться в районный Центр занятости по месту своей прописки. С собой нужно взять весь комплект документов: справка, трудовая книжка. Справка о доходах пенсионером не предоставляется, поскольку пособие не выплачивается. Следовательно, необходимость в его расчете отсутствует. Для пенсионеров, уволенных с работы, следует знать алгоритм действий на Бирже труда:

  1. Заполнение анкеты.
  2. Предложение вакансий со стороны инспектора Службы занятости в соответствии с возрастом пенсионера, его квалификацией.
  3. В случае не нахождения работы и подходящих вакансий для пенсионера, бывший работодатель выплачивает заработок за 3 месяц.
  4. Пенсионеру необходимо знать, что для обращения в Центр занятости закон отводит 14 дней. В трудовой книжке пенсионера должно быть зафиксировано, что окончание его деятельности на предприятии или в организации произошло не по собственному желанию работника, а по сокращению штатов. В этом случае законом разрешена постановка на биржу труда.

    Пособие по безработице пенсионеру не положено, но на учет в Центре занятости его поставят. Это значительно повышает шансы гражданина на новое место работы. При этом пенсионер не будет иметь правового статуса безработного гражданина с вытекающими из этого последствиями. Пенсионер определяется на Бирже труда в качестве лица, ищущего работу, и не претендующего на пособие по безработице.

    «Сокращенным» пенсионерам гарантировано 3-месячное пособие

    Будучи пенсионером, я работал, но был уволен по сокращению штатов. Встал на учет на бирже труда, но трудоустроен не был. Как долго организация будет выплачивать мне заработок? Есть ли какие-то «подводные камни» в отношении работающих пенсионеров?

    Анатолий Васильев, Хабаровск

    При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ст. 178 Трудового кодекса). Кроме того, за ним в течение двух месяцев сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства (при определении среднемесячного заработка учитывается и выходное пособие). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется и в течение третьего месяца — если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в службу занятости и не был трудоустроен.

    Бывают случаи, когда работающим пенсионерам отказывают в постановке на учет и выплате пособия, ссылаясь на пункт 3 ст. 3 закона «О занятости населения в Российской Федерации», где говорится, что безработными не могут быть признаны граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости. Иногда даже некоторые суды на местах принимают такие решения. Однако они успешно обжалуются, поскольку ни из каких норм закона не следует, что при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением ее численности или штата на работающих пенсионеров не распространяются те же гарантии, которыми пользуются остальные граждане.

    Что касается сохранения среднего заработка за третий месяц, то 27.10.2005 в своем письме N 1754-61 Федеральная служба по труду и занятости пояснила, что «у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка» и об отказе в выдаче пенсионерам соответствующих документов (справок). Речь идет о справках, которые выдаются тем, кто обратился в службу занятости в течение двух недель со дня увольнения, и на основании которых впоследствии выплачивается пособие за третий месяц безработицы. Эту же позицию подтвердил и Минфин России в письме от 15.03.2006 N 03-03-04/1/234. Таким образом, работавшие пенсионеры, если они в течение двух недель обратились в службу занятости, получают среднемесячный заработок в течение трех месяцев со дня увольнения, если они за это время не трудоустроились.

    Увольнение пенсионера по сокращению штатов

    lori-0022637924-bigwww.jpg

    Похожие публикации

    В сложное экономическое время многие работодатели вынуждены прибегать к кардинальной мере — сокращению штата работников. Причинами для сокращения сотрудников могут быть: реорганизация; снижение объемов производства, при котором происходит высвобождение излишнего числа работников; смена основного вида деятельности, в результате которой могут быть полностью исключены некоторые должности, повлекшие сокращение штата. В подобных случаях работодатели зачастую стремятся в первую очередь сократить пенсионеров с постоянной работы. Как сократить пенсионера по закону?

    Как сократить пенсионера по закону

    Ранее в правовой практике действовали нормы, которые позволяли сокращать пенсионеров по причине приобретенных ими пенсионных прав. Но с 1992 года наступление определенного возраста у работника не может служить причиной для увольнения пенсионера по сокращению (за исключением отдельных профессиональных категорий). Некоторые работодатели во время сокращения штата сотрудников руководствуются тем, что пенсионеры являются относительно защищенной категорией граждан по отношению к прочим работникам, так как они имеют другой вид дохода. Но это противоречит нормам закона и может быть истолковано, как несоответствие принципу равенства прав и возможностей работников (ч.1 ст. 2 ТК РФ) и дискриминация определенной категории сотрудников (ст. 3 ТК РФ).

    Увольнение пенсионера по сокращению штатов, как и прочих категорий работников, допускается лишь в том случае, если нет возможности его дальнейшего трудоустройства, то есть в организации нет свободных вакансий, которые могут быть предложены пенсионеру в соответствии с занимаемой им должности и заработку, а также состоянию здоровья. Или в том случае, если пенсионер отказался от предложенной им замещающей должности. Перед принятием решения о сокращении пенсионера, ему должны быть предложены все имеющиеся альтернативные вакансии.

    Согласно ч.1 ст.179 ТК РФ, у пенсионеров могут быть преимущества при сокращении, так как зачастую они имеют большую квалификацию по отношению к другим категориям работников.

    После сокращения пенсионера какие выплаты он может получить?

    Увольнение по сокращению штатов пенсионеров. Выплаты

    Увольнение пенсионеров по сокращению штатов предполагает компенсации. В 2016 году по ст. 178 ТК РФ сокращенные пенсионеры должны получить от бывшего работодателя следующие компенсационные выплаты:

  5. среднемесячный заработок в виде выходного пособия в день увольнения;
  6. среднемесячный заработок за период трудоустройства, не превышающий двухмесячную зарплату со дня увольнения;
  7. среднемесячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения. Он назначается органом службы занятости, если уволенный работник обратился к ним в течение двух недель после сокращения и при этом не был им трудоустроен в это время (письмо Министерства финансов от 15.03.06 г. № 03-03-04/1/234).
  8. При сокращении пенсионеров выплачивается ли пособие за третий месяц?

    Данная мера предусмотрена для всех работников, потерявших работу по инициативе работодателя по сокращению штата, в том числе и для высвобожденных пенсионеров. Но в жизни все не так просто. В судебной практике пенсионерам отказывают в назначении данной выплаты, так как вышедшие на пенсию граждане официально не являются безработными. И поэтому компенсация среднемесячного заработка им за третий месяц зачастую остается доброй волей работодателя.

    При сокращении пенсионеров в 2017 году, выплаты должны быть компенсированы работодателем на общих основаниях, так же, как и в текущем.

    Сокращение пенсионеров. Пошаговая инструкция

    1. После того, как было принято решение о проведении сокращения штата сотрудников, руководитель издает приказ о создании комитета, который должен будет определить, какие должности будут сокращены, в каком численном количестве и в лице каких работников;
    2. По итогу работы комиссии руководитель издает приказ с перечнем сокращаемых должностей, людей и датой расторжения договоров;
    3. Затем должно быть проведено уведомление о будущем сокращении сотрудников профсоюза, если он имеется, и центра занятости населения. Все сотрудники, в том числе пенсионеры, должны быть уведомлены о своем сокращении за два месяца в письменном виде в соответствии с п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ. В случае массового сокращения центр занятости должен быть уведомлен минимум за 3 месяца.
    4. Работнику должны быть предложены имеющиеся вакантные рабочие места, причем это можно сделать и после уведомления о сокращении, если в течение этого времени появилась свободная вакансия.
    5. После увольнения пенсионеру должны быть выплачены все полагающиеся ему компенсации.
    6. Могут ли сократить пенсионера до истечения двух месяцев, после того, как он получил уведомление?

      Да. В соответствии с ч.3 ст. 180 ТК РФ, если пенсионер в это время нашел другую работу, о чем письменно уведомил текущего работодателя, то он может быть уволен ранее указанного периода, с сохранением компенсационной выплаты за полные два месяца.

      Перерасчет пенсии после сокращения в 2020 году

      Сокращение штатных единиц, в качестве антикризисной меры в период тяжелой экономической ситуации и спада производства (снижении объемов реализации), может коснуться и работающего пенсионера. Правда, в этом случае, работодателю потребуется соблюсти дополнительный документальный регламент, поскольку достижение «пенсионного возраста» не признается ТК России основанием для «разрыва» трудовых соглашений. Эксперты информагентства «Экспресс-Новости» собрали информацию о полагающихся выплатах работающему пенсионеру при «сокращении», а также перерасчете пенсии при увольнении в 2020 году.

      Выплаты при сокращении пенсионера в 2020 году

      В соответствии с действующим законодательством нашей страны, в случае, если достигший пенсионного возраста сотрудник увольняется по сокращению, ему полагаются выплаты на основании ст. 349.3 ТК РФ, которые он должен получить не позднее дня увольнения, указанного в приказе и занесенного в трудовую книжку:

    7. оплата труда за фактически отработанное время;
    8. денежную компенсацию за неиспользованный отпуск;
    9. выходное пособие.
    10. К полагающимся при сокращении выплатам относится и возмещение работающему пенсионеру расходов, понесенных им в командировке, если в течение месяца, в котором производится увольнение, он выполнял свои обязанности в другой местности. Аналогичный порядок распространяется и на оплату больничного листа.

      Оплата труда

      Законодательство обязывает работодателя погасить задолженность по оплате труда перед попавшим под сокращение на дату его увольнения. Сюда включается:

    11. заработная плата и премии;
    12. надбавки, иные вознаграждения и бонусы;
    13. сумма заработка рассчитывается на основании количества рабочих дней в фактически отработанном периоде;
    14. если зарплата у сокращаемого пенсионера «сдельная», полагающаяся ему оплата труда определяется на основании фактических показателей.
    15. Как и при начислении любой заработной платы, работодатель обязан произвести расчет и оплату НДФЛ, а также полагающихся страховых взносов.

      К примеру, пенсионер увольняется с должности завсклада в связи с сокращением 14 октября 2020. Его оклад составляет 18712 рублей, также ежемесячно выплачивается надбавка в размере 1060 рублей. На момент увольнения ему полагается заработная плата за отработанный период с 1 по 14 октября:

    16. (18712 ? + 1060 руб.) / 23 рабочих дня в месяце * 10 раб. дней = 8596,52 ?.
    17. Учитывая удержанный НДФЛ, размер полагающейся зарплаты составляет 8596,52 ? — 8596,52 руб * 13% = 7478,97 ?.
    18. Размер компенсации за неиспользованный отпуск

      Если к дате увольнения у пенсионера имеется «неиспользованный» отпуск, ему полагается денежная компенсация за каждый день не использованного «сокращаемым» работником права на оплачиваемый отдых.

      Обращаем внимание, что компенсация начисляется и выплачивается не только за дни «неиспользованного» ежегодного отпуска, но и за дополнительные дни, которые работающему пенсионеру предоставляет действующее российское законодательство.

      Расчет размера денежной выплаты за каждый из неиспользованных дней отпуска бухгалтерия осуществляет на основании абз. 5 ст. 139 ТК РФ, а именно:

    19. СрДнЗар = СрГодЗар : 12 мес. : 29,3 («СрДнЗар» — среднедневной заработок, «СрГодЗар» – среднегодовой заработок, «29,3» – фиксированный показатель среднемесячного числа календарных дней.
    20. Размер денежной компенсации за дни неиспользованного увольняемым пенсионером отпуска, как и любое денежное вознаграждение, облагается НДФЛ и страховыми взносами.
    21. Например, на дату увольнения «сокращаемый» сотрудник пенсионного возраста не использовал 13 дней отпуска, при расчете размера компенсации учитывается отчетный период для определения среднегодового заработка (с 01.10.17 по 30.09.18), общий доход за указанный период (252 тысячи 960 рублей), размер «среднедневного заработка» (252 тысячи 960 ? / 12 / 29,3 = 719,45 руб).
    22. В день увольнения, «сокращаемому» работающему пенсионеру должна быть выплачена компенсация за «неиспользованный» отпуск, в размере 9352,85 ? (719,45 руб. * 13 дн.), с которой удерживается НДФЛ – 1215,87 руб. (9352,85 ? * 13%).
    23. В итоге, компенсация за «неиспользованный отпуск» в этом случае составляет 8136,98 руб. (9352,85 ? — 1215,87 руб.).
    24. Выходное пособие «сокращаемому» работающему пенсионеру

      Поскольку льготы, выплаты и субсидии работникам пенсионного возраста, увольняемым по сокращению, предполагают обязательную выплату выходного пособия (ВыхПос), его расчет производится с учетом среднедневного заработка и количества рабочих дней в месяце, следующем за днем увольнения (ВыхПос = СрДнЗар * КолРабДн).

      Компенсационные выплаты «сокращенному» пенсионеру на период трудоустройства

      После того, как работник пенсионного возраста уволен по сокращению, естественно, с выполнением всех формальностей, которых требует трудовое законодательство, он имеет право зарегистрироваться в центре занятости. Если в 2-месячный срок, с момента даты увольнения, желающий работать пенсионер не трудоустроился, бывший работодатель обязан выплатить ему пособие на период трудоустройства.

      Размер компенсационных выплат в этом случае определяется так же, как и при расчете размера выходного пособия (средний заработок за день умножается на количества рабочих дней в 30-дневный период, следующий за датой увольнения). Даже в том случае, если «сокращенный» пенсионер находит работу в течение 2-х месяцев после увольнения, он сохраняет право для получение пособия. Денежная компенсация на период трудоустройства определяется на основании количества рабочих дней до момента устройства на работу. К примеру:

    25. Сотрудник пенсионного возраста уволен по сокращению штата. Дата увольнения – 23.10.18. В день увольнения ему была произведена оплата выходного пособия с учетом среднедневного заработка (597,33 руб.), периода расчета суммы пособия – 24.08.18 – 22.09.18 (30 календарных дней со следующего после увольнения дня), количество рабочих дней в отчетном периоде (21).
    26. Начислено уволенному работнику в качестве выходного пособия – 12543,93 руб. (597,33 ? * 21 рабочий день).
    27. Пенсионер устроился на работу 11.10.18, получил компенсацию на период трудоустройства (с 22.09.18 по 10.10.18 – 14 рабочих дней) в размере 8362,62 руб. (597,33 ? * 14 раб. дней = 8362,62 руб).

    Перерасчет пенсии после увольнения в 2020 году

    В соответствии с действующими законодательными актами, размер выплат работающим гражданам России, достигшим пенсионного возраста, «заморожен» с 2016 года. Следовательно, пожилые люди, продолжающие работать после выхода на пенсию с 2015 года либо раньше, получают пенсионное содержание без индексации. Было, правда, небольшое повышение в виде августовских перерасчетов.

    Устроившиеся на работу после 2016 года пенсионеры получают содержание в том же размере, что и на момент трудоустройства. Информагентство «Экспресс-Новости» предлагает ознакомиться с порядком индексации пенсионных выплат работающим пенсионерам после их увольнения.

    В 2020 году внесены изменения в правила перерасчета пенсионного содержания уволенного по сокращению сотрудника с учетом индексаций. Как и раньше, пенсия повышается с учетом всех индексаций, которые ранее не затронули работающего пенсионера.

    Обращаем внимание, что с 2020 года повышение пенсии, с учетом проведенной индексации, производится раньше, чем это было в 2017 году. Повышенная пенсия начислялась только на третий месяц после увольнения работника пенсионного возраста. С этого года «проиндексированные» пенсионные выплаты полагаются уже со следующего календарного месяца.

    Учитывая особенности отчетности российских компаний и организаций, подаваемые в Пенсионный фонд, а также тонкости работы ПФР, пенсионер получает «проиндексированные» выплаты из ПФР только на третий месяц после увольнения.

    Понимая, насколько важен этот вопрос для российских пенсионеров, информагентство «Экспресс-Новости» предлагает разобрать подобное расхождение между начислением и выплатами проиндексированной пенсии на конкретном примере:

  9. должность, которую занимает пенсионер, сокращают;
  10. в момент увольнения (август 2020) он получает все полагающиеся выплаты, компенсации за «неиспользованный отпуск», а в ПФР «уходит» отчет, в котором работник числится еще в штате, пусть даже он проработал всего 1 день;
  11. в сентябре «бывший работодатель» направляет в ПФР ежемесячный отчет, в котором «сокращенный» пенсионер уже не фигурирует;
  12. именно так Пенсионный фонд и «узнает» о сокращении работника, получающего выплаты из ПФР;
  13. в октябре пенсионеру начисляют «проиндексированную» (повышенную) пенсию, с учетом всех индексаций, которые «прошли мимо него»;
  14. это тот размер пенсии, которую гражданин ежемесячно получал бы, не будь ее «заморозки»;
  15. от «сокращенного» работника не требуется писать дополнительных заявлений, все «повышения» ПФР проводит автоматически.
  16. Поскольку ПФР «узнает» о «сокращении» пенсионера только на следующий месяц после увольнения, выплаты начинают производиться с определенным «отставанием», хотя и начисляются уже на следующий месяц после ухода с работы.

    Советы от экспертов информагентства «Экспресс-Новости»

    Учитывая существующие особенности предоставления отчетов «работодателем» в ПФР, обращаем внимание на следующие факторы:

  17. уволенным пенсионерам с 2020 года начисляется «проиндексированная» пенсия уже со следующего месяца после увольнения;
  18. еще год назад компенсации пенсии работающего гражданина пенсионного возраста за два первых месяца после увольнения не проводились;
  19. в ряде случаев работающему «пожилому» сотруднику «выгоднее» уволиться в конце месяца, а не в начале следующего, чтобы раньше начать получать «проиндексированные» пенсионные выплаты – ведь, даже проработав 1 день в месяце, работник «попадает» в отчет для ПФР, следовательно, перерасчет производится на месяц позже.
  20. Ничего «страшного» не произойдет, если пенсионер уволится, начнет получать «проиндексированную» пенсию, а затем вновь устроится на работу. Законом это не запрещено. Ведь «заморозка» пенсионного содержание касается только работающих граждан пенсионного возраста. Индексация производится после того, как человек уволится. При последующем трудоустройстве никто не имеет права «отнять» проиндексированные пенсионные выплаты.

    И, напоследок, для тех пенсионеров, которые беспокоятся о своем увольнении по сокращению штатов. Поскольку сокращение лишь на основании достижения пенсионного возраста запрещено законом, работодатель обязан выполнить ряд мероприятий, чтобы включить сотрудника «пожилого» возраста в список, подлежащих к «сокращению».

    В случае, если готовится сокращение на предприятии, должна быть проведена аттестация всех сотрудников. Решение принимается только на основании оценок внутренней аттестации, учитывающей:

  21. квалификации работников;
  22. дисциплинарные взыскания;
  23. опыт работы на определенной должности;
  24. производственные показатели.
  25. Оценки, которые получает пенсионер в процессе внутренней аттестации, оцениваются на общих основаниях. «Пожилой» сотрудник может быть включен в «подлежащий сокращению список» только в случае, если его оценки ниже аналогичных показателей иных работников предприятия.

    Могут ли сократить пенсионера?

    Можно ли сократить пенсионера по сокращению штата: что говорит ТК РФ?

    Ч. 2 ст. 3 ТК РФ установлен запрет на ограничение либо ущемление прав работников в силу возраста либо по другим основаниям, которые не касаются профессиональных или деловых качеств. Соответственно, пенсионеры работают по трудовым договорам на общих основаниях, а ущемление их трудовых прав по возрасту или состоянию здоровья не допускается.

    Единственным исключением из данного правила являются государственные служащие. Согласно ч. 2 ст. 39 ФЗ «О государственной. » от 27.07.2004 № 79-ФЗ достижение госслужащим предельного возраста пребывания на службе (65 лет) является основанием для увольнения. Однако для некоторых категорий госслужащих предусмотрены исключения, когда предельный возраст нахождения на службе может быть продлен на основании решения руководителя органа, в котором служит сотрудник (ч. 1 ст. 25.1 ФЗ № 79).

    По каким правилам производится сокращение пенсионера

    Сокращение пенсионеров в 2020 году проводится по общим правилам, определенным ст. 179 и 180 ТК РФ, без каких-либо ограничений и изъятий.

    При сокращении сотрудника, согласно ч. 1 ст. 179 ТК РФ, во внимание принимаются только его квалификация и производительность труда. Соответственно, предпочтение должно отдаваться более квалифицированному и эффективному сотруднику.

    При этом в ряде организаций работники могут иметь одинаковую производительность труда (данный показатель к ряду профессий и должностей и вовсе не применим) и квалификацию. В такой ситуации преимуществом обладают сотрудники, перечисленные в ч. 2 ст. 179 ТК РФ, в том числе:

  26. работники, имеющие двух и более иждивенцев;
  27. сотрудники, в семье которых больше никто не работает;
  28. работники, которые в период службы у работодателя получили профзаболевание или увечья;
  29. инвалиды ВОВ и боевых действий;
  30. повышающие квалификацию по направлению работодателя без отрыва от производства.
  31. Важно! Пенсионеры в силу ч. 2 ст. 179 ТК РФ не будут пользоваться преимущественным правом оставления на работе при сокращении штатных единиц. То есть при возникновении выбора между увольнением по сокращению пенсионера либо более молодого сотрудника предпочтение должно отдаваться более квалифицированному и эффективному из них.

    Порядок сокращения пенсионера

    Напоминаем, что порядок сокращения пенсионеров при сокращении штата регламентируется ст. 179, 180 ТК РФ.

    Первый вопрос, с которым нужно определиться администрации организации, — это перечень сокращаемых должностей и сотрудников.

    На крупных предприятиях для этих целей создается специальная комиссия, цель которой — экономически обоснованное проведение организационно-штатных мероприятий. Состав комиссии, полномочия и другие вопросы ее деятельности регламентируются приказом руководителя, а по итогам работы составляются отчет и рекомендации по сокращению как должностей, так и конкретных сотрудников. Соответственно, вопросы квалификации специалистов, их эффективность, возможность перемещения сокращаемых сотрудников на имеющиеся вакантные должности должны учитываться в ходе работы комиссии.

    После того как руководство организации определилось с перечнем сокращаемых сотрудников, каждому из них должны быть предложены другие вакантные должности в организации с учетом требований к здоровью.

    Ч. 3 ст. 81 ТК РФ обязывает администрацию предложить весь список имеющихся вакансий, в том числе и с меньшей заработной платой, более низкие должности, которые конкретный пенсионер может занимать с учетом его квалификации и состояния здоровья в данной местности (обычно в рамках конкретной административно-территориальной единицы). Такое предложение следует оформить письменно, передать сотруднику под расписку и установить разумный срок для дачи согласия на перевод либо отказ от него. Отсутствие согласия на перевод в течение установленного срока должно означать отказ работника от перевода.

    При согласии работника достаточно внести изменения в трудовой договор, которые будут подтверждены подписями обеих сторон. Если же работник отказался от перевода, требуется получить от него соответствующее документально подтверждение либо дождаться окончания срока, определенного в предложении.

    Как предупредить пенсионера о сокращении

    Параллельно с предложением сокращаемому работнику другой работы ч. 2 ст. 180 ТК РФ обязывает администрацию организации уведомить работника о предстоящем сокращении. Об этом пенсионер должен быть предупрежден индивидуально и под расписку как минимум за 2 месяца до дня предполагаемого увольнения.

    Важно! Предупреждать сотрудника необходимо с таким расчетом, чтобы увольнение не приходилось на отпуск сотрудника. Это связано с тем, что согласно ст. 81 ТК РФ увольнять работника, находящегося в отпуске или на больничном, недопустимо.

    Ч. 3 ст. 180 ТК РФ позволяет работодателю с согласия сотрудника расторгнуть с ним трудовой договор досрочно, до истечения 2-месячного срока до предстоящего увольнения по сокращению. За весь оставшийся до конца предупреждения о сокращении срок работнику должна быть выплачена компенсация в размере среднего заработка.

    П. 2 ст. 25 ФЗ «О занятости. » от 19.04.1991 № 1032-1 обязывает работодателя-организацию также за 2 месяца предупредить центр занятости о предстоящем сокращении работников. ИП должны направить такое уведомление не позднее чем за 2 недели до увольнения.

    Уведомление составляется в свободной форме. При этом в него нужно включить следующую информацию о каждом сотруднике:

    • должность и профессию;
    • требования к квалификации для занятия должности;
    • размер заработной платы.
    • Компенсации при сокращении

      Согласно ч. 1 ст. 178 ТК РФ сокращенному пенсионеру полагается компенсация в размере 1 среднемесячного заработка. Дальнейшие же выплаты определяются в зависимости от действий пенсионера.

      Если пенсионер не может найти работу и не трудоустроился, он вправе получать средний заработок до момента трудоустройства, но не больше чем в течение 2 месяцев.

      Пособие за третий месяц после увольнения

      В исключительных случаях может выплачиваться средний заработок и за третий месяц после увольнения, если человека не смогли трудоустроить. Для этого пенсионер должен встать на учет в службу занятости населения в течение 2 недель с момента увольнения, а после получения среднего заработка за 2 месяца написать в службу занятости заявление о выплате третьего. В результате орган может вынести решение о сохранении за уволенным сотрудником среднего заработка за третий месяц, и работодатель на основании этого решения обязан произвести выплату.

      Расчет компенсации

      Предположим, что пенсионер трудоустроился через 25 дней после увольнения. В этом случае он не получит компенсацию вовсе. Если трудоустройство произошло, допустим, через 45 дней, пенсионеру выплатят первую компенсацию и часть второй (за 15 дней). Если же он за двухмесячный период с момента увольнения не устроится совсем, то получит второй среднемесячный заработок полностью.

      Чтобы рассчитать размер компенсации, необходимо определить средний заработок сотрудника за один день. Для этого потребуется рассчитать все выплаты, произведенные пенсионеру за предшествующие 12 месяцев, и разделить их на количество отработанных дней за год.

      Второй шаг — умножить количество рабочих дней в месяце на средний дневной заработок. Количество рабочих дней в месяце считается по графику работы организации, из которой сократили пенсионера.

      Выплачивается ли пособие по безработице при сокращении пенсионера?

      Вопрос о пособиях безработным пенсионерам решается исходя из положений п. 1 ст. 31 ФЗ № 1032-1. Для выплаты пособия гражданин должен получить статус безработного.

      Важно! Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ № 1032-1 граждане, которые получают пенсию по старости либо по выслуге лет, то есть пенсионеры, не могут быть признаны безработными. А следовательно, пособие по безработице им не полагается.

      Может возникнуть резонный вопрос: имеет ли вообще пенсионер право встать на учет в центре занятости для содействия в трудоустройстве? Разъяснение содержится в письме Роструда от 27.10.2005 № 1754-61. В нем ведомство отмечает, что пенсионеры могут обратиться за содействием в трудоустройстве в центр занятости и получить необходимый документ (решение данного органа) о том, что они не трудоустроились.

      В 2012 году было принято постановление Правительства РФ «О порядке. » от 07.09.2012 № 891, которым определены процедуры регистрации безработных и граждан в целях поиска подходящей работы. Соответственно, в регистрации в центре занятости для поиска работы, получении необходимой информации, консультаций по вопросам трудоустройства для пенсионеров юридических препятствий не существует.

      При обращении в центр занятости пенсионер приобретает статус не безработного, а гражданина в целях поиска подходящей работы, что позволяет ему получить необходимую помощь в поиске вакансии с учетом его квалификации и состояния здоровья. Однако данный статус не позволяет пенсионеру получать пособие по безработице.

      Обратите внимание! В отношении предпенсионеров действует иной порядок, и они вправе претендовать на получение пособия.

      Итоги

      Пенсионеры, как и любые другие работники, могут быть сокращены работодателем. И на них точно так же распространяются все гарантии (правовые и финансовые), предусмотренные нормами ТК РФ. Что же касается пособия по безработице, то оно не полагается пенсионерам, так как они, получая пенсию, не могут быть признаны безработными.

      Полагается ли сокращенному пенсионеру пособие на период трудоустройства?

      05.08.2013 66-летняя Ольга И. была уволена из ООО «Азимут» в связи с сокращением штата. Организация выплатила ей выходное пособие в размере среднего заработка. В течение двух недель после увольнения женщина встала на учет в Центр занятости населения как ищущая работу, но за два месяца так и не смогла найти подходящую вакансию. В связи с чем ООО «Азимут» выплатило ей средний заработок за второй месяц со дня увольнения. Еще через месяц Ольга И. снова обратилась в компанию с требованием выплатить ей средний заработок за третий месяц. Она представила соответствующее решение Центра занятости населения (образец на стр. …). Но работодатель отказался выплачивать деньги, поскольку бывшая сотрудница не признана безработной и получает пенсию по старости.

      Статьи в тему:
      «Как убедить суд, что при сокращении учли преимущественное право сотрудника на работу» (№ 5, 2013)
      «Как оформить уход на пенсию» (№ 10, 2010)
      «Сокращение работников: штатное расписание и выплаты при увольнении» (№ 5, 2009)

      Можно ли сократить пенсионера?
      На работающих пенсионеров распространяется общий порядок увольнения сотрудников. Это значит, что когда работодатель решает уволить пожилого работника в связи с сокращением численности (штата), он обязан:
      – убедиться, что тот не относится к категории, которую запрещено увольнять (например, на попечении работника находятся несовершеннолетние дети, которых он воспитывает без родителей (с. 261 ТК РФ));
      – выяснить, имеет ли пенсионер преимущественное право на то, чтобы остаться на работе (ст. 179 ТК РФ, абз. 5 п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, ст. 35 Закона СССР от 31 мая 1991 г. № 2213-1 и др.);
      – издать приказ о сокращении численности или штата;
      – за два месяца до предполагаемой даты увольнения письменно уведомить сотрудника, орган занятости населения, профсоюз (при его наличии) о предстоящем высвобождении работника (ст. 82, ч. вторая ст. 180 ТК РФ, п. 2 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (далее – Закон о занятости));
      – до дня увольнения предлагать сокращаемому сотруднику-пенсионеру все вакансии, которые он может занять (ч. третья ст. 81 ТК РФ);
      – издать приказ об увольнении работника и оформить кадровые документы (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
      – выплатить сотруднику выходное пособие и компенсации (ст. 178, ч. 3 ст. 180 ТК РФ).

      Выходное пособие, средний заработок и компенсация
      В день увольнения сокращаемый сотрудник получает окончательный расчет и выходное пособие в размере одного среднемесячного заработка (ст. 178, 318 ТК РФ).
      Если пенсионер и работодатель приходят к согласию о прекращении трудовых отношений до даты, указанной в уведомлении о сокращении, то дополнительно работнику полагается компенсация в размере среднего заработка за время, оставшееся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 ТК РФ).
      Кроме того, компания обязана сохранить за работником среднемесячный заработок на время трудоустройства. По общему правилу не больше чем за два месяца со дня увольнения, в районах Крайнего Севера – не больше чем за три месяца (с зачетом выходного пособия, выплаченного при увольнении).
      Средний заработок на период трудоустройства выплачивается на основании трудовой книжки и заявления сотрудника.

      Совет. Начислите пенсионеру средний заработок на период трудоустройства, даже если он придет за деньгами через год после увольнения. Законодатель не устанавливает предельный срок, в течение которого сокращенный сотрудник должен обратиться в компанию за такой выплатой

      Внимание! Если сотрудник так и не обратился в организацию за средним заработком на период трудоустройства, то его не нужно начислять

      Совет. Вы можете выплатить пожилым сотрудникам, попавшим под сокращение, больше, чем два средних заработка. Но только если повышенные размеры компенсаций закреплены в трудовом или коллективном договоре (ч. четвертая ст. 178 ТК РФ)

      Может ли пенсионер встать на учет в центре занятости?
      Государство гарантирует каждому гражданину бесплатную помощь в подборе подходящей работы и трудоустройстве (ст. 9, ст. 12 Закона о занятости). Это значит, что обратиться в Центры занятости населения и зарегистрироваться в качестве ищущих работу могут не только безработные, но и люди, состоящие в трудовых отношениях и желающие сменить работу, учащиеся, студенты, пенсионеры (п. 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891). Таким образом, пенсионер может встать на учет в центре занятости как ищущий работу, но не может быть признан безработным и получать одноименное пособие (п. 3 ст. 3 Закона о занятости).

      Надо ли выплачивать пособие за третий месяц после увольнения?
      По закону за уволенным по сокращению штата может быть сохранен средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения (в районах Крайнего Севера еще и в течение четвертого – шестого месяцев). Такое решение вправе принять служба занятости населения, если соблюдены сразу три условия (ч. вторая ст. 178, 318 ТК РФ):
      – работник обратился в службу занятости в двухнедельный срок после увольнения (в районах Крайнего Севера – в течение одного месяца);
      – служба занятости не смогла трудоустроить работника;
      – обстоятельства, препятствующие трудоустройству работника, признаны исключительными.
      Поскольку законодатель не дает определение термину «исключительные случаи» нетрудоустройства, это приводит к неожиданным и иногда курьезным выводам (схема на стр. …).

      Внимание! Выходное пособие при увольнении в связи с сокращением численности или штата не выплачивается только тем сотрудникам, с которыми трудовой договор заключен на срок до двух месяцев (ч. третья ст. 292 ТК РФ)

      Если ООО «Азимут» обратится в суд
      Напомним, ООО «Азимут» посчитало, что не обязано сохранять средний заработок в течение третьего месяца за бывшей работницей, поскольку она уже получает пенсию и на этом основании не признана безработной. В такой ситуации очень вероятен судебный конфликт. Такие дела рассматриваются судом общей юрисдикции по месту нахождения органа службы занятости (ответчика). Бывшая работница будет участвовать в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика (ст. 42 ГПК РФ). Есть ли у работодателя шансы на победу? Судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

      Позиция 1. Cредний заработок по решению службы занятости сохраняется за уволенным пенсионером за сам факт нетрудоустройства. Как отметил Верховный суд Республики Бурятия, статус пенсионера не является препятствием для того, чтобы получить средний месячный заработок за третий месяц после увольнения. Ведь такого ограничения в статье 178 Трудового кодекса нет (апелляционное определение от 27 августа 2012 г. по делу № 33-2353). Аналогичный вывод содержится и в апелляционном определении Курского областного суда от 15 марта 2012 г. по делу № 33-598-2012. Такую же позицию ранее высказали специалисты из Роструда в письмах от 13 сентября 2005 г. № 1539-6-2 и от 28 декабря 2005 г. № 2191-6-2).


      Краснодарский краевой суд пришел к выводу, что юридическое значение имеют лишь два факта (апелляционное определение от 11 октября 2012 г. по делу № 33-20474/12):
      – обращение пенсионера в центр занятости населения в двухнедельный срок после увольнения;
      – невозможность трудоустройства пенсионера центром занятости населения в течение трех месяцев.
      Таким образом, судами фактически игнорируется третий фактор – наличие исключительного случая (ч. вторая ст. 178 ТК РФ).

      Позиция 2. Для сохранения за пенсионером среднего заработка нужны исключительные обстоятельства. Советский районный суд г. Волгограда принял довод работодателя о том, что при вынесении решения служба занятости населения должна была установить факты, подтверждающие исключительность ситуации (решение от 5 мая 2011 г. № 2-1418/2011). Работодатель основывал свою позицию на значении термина «исключительный случай». В связи с этим суд подчеркнул, что право на средний заработок не может быть основано только на том, что бывшая работница в двухнедельный срок со дня увольнения обратилась в орган службы занятости и не была им трудоустроена. Указанные обстоятельства не могут быть рассмотрены в качестве исключительных. Поэтому применяются положения части первой статьи 178 Трудового кодекса (определение Московского областного суда от 29 июля 2010 г. по делу № 33-14602).
      Следуя этой позиции, ООО «Азимут» может потребоваться лингвистическая экспертиза, которую можно заказать на филологическом факультете вуза (ст. 55, 79 ГПК РФ).
      Ворошиловский районный суд г. Волгограда посчитал, что решение (справка) службы занятости населения о сохранении среднего заработка за третий месяц, в котором не обосновано, что случай нетрудоустройства исключительный (решение № 2-60/2012 от 21 декабря 2011 г.): не соответствует требованиям части второй статьи 178 Трудового кодекса; нарушает экономические права истца, поскольку незаконно возлагает на него обязанность выплатить уволенному работнику-пенсионеру денежные средства.

      Екатерина АРАКЧЕЕВА, директор ГБУ Московского городского правового Центра «Защита» (Москва): При сокращении работника-пенсионера организация выплачивает ему выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если работник согласен расторгнуть договор до той даты, что указана в уведомлении об увольнении, ему положена дополнительная компенсация в размере среднего заработка. Она исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного срока.

      Екатерина САМЦОВА, юрист, ООО «Юнистафф Пейрол Солюшнс» (Москва):
      В исключительных случаях средний месячный заработок может быть сохранен за пенсионером в течение третьего месяца со дня увольнения на основании трудовой книжки, заявления и решения службы занятости населения. При условии, что сотрудник обратился в этот орган в двухнедельный срок после увольнения, и не был им трудоустроен.

Смотрите так же:  Подъемные налог на прибыль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *