Приказ о написании образовательной программы в доу

Приказ об утверждении образовательной программы и рабочих программ педагогов на 2016–2017 учебный год

Светлана Ляшова
Приказ об утверждении образовательной программы и рабочих программ педагогов на 2016–2017 учебный год

ПРИКАЗ

от «30» августа 2016 года №_270

Об утверждении образовательной программы

и рабочих программ педагогов на 2016 – 2017 учебный год

На основании Закона Российской Федерации № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»», решения педагогического совета № 1 от 29.08.2016 г. и в целях упорядочения работы Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга по качеству образования

1. Утвердить образовательную программу государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга с изменениями на 01.09.2016 г на 2016-2017 учебный год.

2. Утвердить рабочие программы воспитателей ГБДОУ детский сад № 16 на 2016-2017 учебный год.

2.1. Перечень рабочих программ воспитателей (по образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 16) (Приложение № 1).

2.2. Перечень рабочих программ специалистов (по образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 16) (Приложение № 2).

3. Ввести в действие рабочие программы (п. п. 2.1 — 2.2 — с 01.09.2016 г.);

4. Старшему воспитателю Ляшовой Светлане Александровне, согласно должностным обязанностям и плана работы осуществлять контроль за выполнением рабочих программ педагогических работников.

5. Возложить ответственность за реализацию в полном объеме Рабочих программ на воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей.

6. Педагогическим работникам осуществлять образовательный процесс в строгом соответствии с содержанием рабочих программ, утверждённых настоящим приказом.

7. Контроль и ответственность за выполнение приказа возлагаю на Ляшову С. А., старшего воспитателя.

к приказу № 270 от 31.08.2016 г.

Педагогическим советом

От 30 августа 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий ГБДОУ № 16 ___ ФИО

Приказ № 270 от 23.09.2016 г.

Перечень рабочих программ воспитателей

(по образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 16)

на 2016-2017 учебный год

Название рабочей программы Группа

Годовой план на 2016–2017 учебный год ГОДОВОЙ ПЛАН Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Песковский детский сад» на 2016-2017 учебный год Содержание.

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности группы раннего возраста на 2016–2017 учебный год Под моей ответственностью теперь, совсем еще юные, неокрепшие, еще ничего не познавшие в этой жизни, малютки. Для меня это совсем ново,.

Календарное планирование по образовательной области «Физическое развитие» на 2016–2017 учебный год 3 октября (понедельник) 8.00-8.06—УГ гр. № 4 8.10-8.16—УГ гр. № 2 9.00-9.25 – НОД в гр. № 3 (старшая) Лексическая тема «Грибы. Лесные ягоды».

План по самообразованию 2016–2017 учебный год План по самообразованию на учебный 2016-2017гг. Формы работы Сроки Форма отчёта Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической.

План по самообразованию. 2016–2017 учебный год План по самообразованию. 2016- 2017 уч. год. Педагог: Камко Т. А Тема: Здоровый образ жизни в детском саду и дома. Цель: Сохранение и.

План РМО педагогов ДОУ на 2016–2017 учебный год План работы районного методического объединения педагогов ДОУ Тербунского района на 2016 – 2017 уч. год (Руководитель Парахина Л. Н.) Цель.

Расписание НОД на 2016–2017 учебный год Расписание НОД в группе «КОЛОКОЛЬЧИКИ». на 2016-2017 учебный год. Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница 1. Художественно – эстетическое.

Родительское собрание: Цели и задачи воспитательно-образовательной работы старшей группы на 2016–2017 учебный год Задачи: познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы в группе, на новый учебный год; научить родителей наблюдать.

Учебный план (модель образовательной деятельности) на 2016–2017 учебный год. Пояснительная записка Учебный план МДОУ № 1 «Алёнушка» на 2015 – 2016 учебный год разработан в соответствии с: — Федеральным законом от.

Установочный педсовет «Перспективы работы на новый 2016–2017 учебный год» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть отдохнувшими, в хорошем настроении. Сегодня установочный педсовет. Вот и закончилось.

Приказ о написании программы развития

Программа развития ДОУ на 2012 — 2015 г.г.(смотреть)

Положение о рабочей группе по разработке проекта Программы развития МКДОУ — Устьянцевский детский сад

Приказ о создании о рабочей группе по разработке проекта Программы развития МКДОУ — Устьянцевский детский сад

План работы рабочей группы по разработке проекта Программы развития МКДОУ — Устьянцевский детский сад

Протоколы рабочей группы по разработке проекта Программы развития МКДОУ — Устьянцевский детский сад 1 2 3 4 5

Проект программы развития МКДОУ — Устьянцевский детский сад на 2016 — 2020 г.г.

1. Паспорт Программы развития МКДОУ – Устьянцевский детский сад

Основания для разработки программы

-Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.№ 273.

-Федеральные государственные образовательные стандарты основной образовательной программы дошкольного образования и условий ее реализации.

-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13 )

Приказ № 167 от 13.10.2015 года « О создании рабочей группы по разработке программы развития ДОУ»

1. Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы ДОУ за предыдущий период.

2. В программе отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов.

· формирование российской идентичности; создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России; понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования;.

· Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной политики, становление открытой, гибкой и доступной системы образования.

· Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей, отрицательно сказывается на получении ими качественного образования

· Недостаточная готовность и включённость родителей в управление качеством образования детей через общественно — государственные формы управления.

· Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий.

· Необходимость расширения сферы дополнительных образовательных услуг

Сроки реализации программы

Программа реализуется в период 2016-2020 гг.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43

(МКДОУ д/с №43)

Приказ №

от «_____»._________. 2014 г.

«О создании рабочей группы по разработке образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС»

В соответствии с Законом «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 ФЗ. С утверждением ФГОС, в целях оптимальной организации работы ДОУ

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать рабочую группу по разработке образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС в составе:

— Заведующий МКДОУ детский сад №43

Маркина Л. Н.- председатель комиссии

— Ст. воспитатель, председатель ПК — Потанина Т.В.

— Воспитатель – Комарова Л.Н.

2. Рабочей группе:

2.1. Привести структуру общеобразовательной программы и Программу развития ДОУ в соответствие с ФГОС до 01.09.2015 года .

2.2.. Утвердить «Положение о рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС»

3. Обеспечить информационное взаимодействие участников введения ФГОС через размещение документов по введению стандартов на сайте ДОУ.

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Заведующий МКДОУ детский сад №43 _____________Л.Н.Маркина

Приказ о разработке и согласовании программы развития на 2016 -2021 гг.

Столичный учебный центр
г. Москва

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

О разработке и согласовании

на 2016-2021 годы

В соответствии с ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 23.02.2014), Постановлением администрации города Сургута № 2633 от 18.04.2014 «Об утверждении порядка согласования программ развития образовательных учреждений (организаций)»

1. Считать утратившим силу приказ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 46 с углубленным изучением отдельных предметов от 07.10.2014 г № 02-02-351 «О создании рабочей группы по разработке Программы Развития»

2.1. Порядок разработки программы развития образовательного учреждения согласно приложению 1;

2.2. Состав рабочей группы по разработке программы развития образовательного учреждения согласно приложению 2;

2.3. Сетевой график по разработке программы развития образовательного учреждения согласно приложению 3.

3. Предоставить Ивановой С.А., заместителю директора по учебно-воспитательной работе программу развития для согласования в департамент образования Администрации города в срок до 30.06.2015 года

Приложение 1к приказу

Порядок разработки программы развития образовательного учреждения

1. Общие положения

1.1. Порядок разработки программы развития образовательного учреждения разработан в соответствии с ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 23.02.2014), Постановлением администрации города Сургута № 2633 от 18.04.2014 «Об утверждении порядка согласования программ развития образовательных учреждений (организаций)»

1.2. Настоящий Порядок определяет принципы разработки, содержание и критерии экспертной оценки программы развития (далее — Программа) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 46 с углублённым изучением отдельных предметов (далее – образовательное учреждение).

1.3. Программа разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования, а также с учетом направлений развития региональной и муниципальной систем образования и согласовывается с учредителями.

1.4. Программа является основным стратегическим управленческим документом, регламентирующим и направляющим ход развития образовательного учреждения. Программа носит среднесрочный характер и её действие рассчитано на 4-5 лет.

1.5. Программа является документом прямого действия. От документов концептуально-доктринального характера Программа отличается наличием описания четко и детально спланированных действий (мероприятий), сроков их осуществления, ответственных исполнителей и необходимых ресурсов. Структура Программы включает следующие разделы: аналитическая записка, актуальность, концептуальные основы, цели и задачи, кадры, содержание, механизм реализации, материально-техническое обеспечение и финансирование, ожидаемые результаты.

Выступая в качестве особой разновидности плана, Программа отличается от традиционного плана мероприятий опорой на системные, проектные, программно-целевые и стратегические подходы к планированию, наличием (в кратком изложении) информационно-аналитического и прогностического обоснования, определением и описанием главных параметров желаемого будущего (целей перехода) и путей перехода к этому будущему от нынешнего состояния.

2. Задачи Программы

2.1. Программа как документ и источник информации ориентирована на решение следующих главных задач:

2.1.1. Зафиксировать и включить в контекст внешней среды существующее состояние и перспективы развития образовательного учреждения, выявить возможности и ограничения, угрозы и риски, достижения и инновационный потенциал исполнителей, а также проблемы, дефициты и недостатки.

2.1.2. Определить и описать образ желаемого будущего состояния образовательного учреждения, то есть сформулировать ее стратегические и конкретные цели развития.

2.1.3. Определить и описать стратегию и конкретный план действий, обеспечивающих достижение спланированных желаемых результатов и достижение целей.

3. Функции Программы

3.1. Программа выполняет следующие функции:

а) нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

б) целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательное учреждение;

в) определения перспектив развития образовательного учреждения;

г) процессуальную, то есть определяет логическую последовательность мероприятий по развитию образовательного учреждения, организационные формы и методы, средства и условия процесса развития;

д) оценочную, то есть выявляет качественные изменения в образовательном процессе посредством контроля и мониторинга хода и результатов реализации Программы.

4. Характерные особенности Программы

4.1. Предмет Программы — деятельность по развитию образовательного учреждения. Деятельность, направленная на:

— определенные сознательные изменения с целью творческого улучшения развития образовательно-воспитательной технологии, качества обучения, воспитания и развития учащихся;

— диалектический процесс развития педагогического реформирования (развитие новых систем на основе возрождения передовых и новаторских идей, относительность опыта для себя и для социума в массовой практике), обладающий признаками стадийности и целостности (зарождение опыта, его осознание, изучение, творческое развитие).

4.2. Стратегия развития образовательного учреждения в процессе реализации Программы включает в себя стадии инициации, экспертизы, принятия решений и реализации нововведения.

4.3. Критериями эффективности деятельности в процессе реализации Программы являются: новизна (абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная), оптимальность (затрат сил и средств), высокая результативность, возможности творческого применения инновации в массовом опыте.

5. Требования к программе развития

5.1. Инновационный характер Программы, опора при ее разработке на опыт и традиции разработки программ развития.

5.2. Проектный характер Программы, необходимость опоры на методологию управления проектами.

5.3. Связь Программ с региональными программами развития образования и программами реализации крупных нововведений в образовании.

5.4. Возможность широкого общественного участия в разработке и обсуждении Программы.

5.5. Возможность привлечения к разработке Программы всего научного потенциала региона.

6. Структура программы развития

6.1. Примерный объем Программы при следующей структуре составит 25-30 страниц:

2) Информационно-аналитическая справка о состоянии и перспективах развития образовательного учреждения.

3) Цели и задачи Программы и общая стратегия их реализации в образовательном учреждении.

4) Описание ожидаемых результатов реализации Программы и целевые индикаторы — измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации Программы по годам.

5) Конкретный план и план-график программных мер, действий, мероприятий, обеспечивающих развитие образовательного учреждения.

6) Приложения к Программе.

7. Порядок утверждения Программы

7.1. Программа обсуждается на заседаниях педагогического и Управляющего советов образовательного учреждения.

7.2. Программа предоставляется для согласования с куратором не менее чем за три месяца до окончания действующей программы (до начала реализации представленной программы при отсутствии действующей программы).

7.3. После прохождения процедуры согласования программа утверждается в соответствии с локальным нормативным актом ОУ.

8. Критерии экспертной оценки Программы

8.1. Для экспертной оценки Программы используются следующие критерии:

8.1.1. Актуальность (нацеленность на решение ключевых проблем развития образовательной организации).

8.1.2. Прогностичность (ориентация на удовлетворение «завтрашнего» социального заказа на образование и управление образовательной организацией, и учет изменений социальной ситуации).

8.1.3. Эффективность (нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся ресурсов).

Смотрите так же:  Как правильно оформить ценник на мебель

8.1.4. Реалистичность (соответствие требуемых и имеющихся материально-технических и временных ресурсов (в том числе — возникающих в процессе выполнения Программы) возможностям).

8.1.5. Полнота и целостность Программы, наличие системного образа образовательной организации, образовательного процесса, отображением в комплексе всех направлений развития.

8.1.6. Проработанность (подробная и детальная проработка всех шагов деятельности по Программе).

8.1.7. Управляемость (разработанный механизм управленческого сопровождения реализации Программы).

8.1.8. Контролируемость (наличие максимально возможного набора индикативных показателей).

8.1.9. Социальная открытость (наличие механизмов информирования участников работы и социальных партнеров).

8.1.10. Культура оформления Программы (единство содержания и внешней формы Программы, использование современных технических средств).

разработки и утверждения

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО ГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Элемент Программы развития

Содержание и требуемая информация

Аннотация (паспорт Программы) (объем 1-2с.)

Информация об использованных научно-методических основаниях и научных источниках.

Информация о составе и руководителе группы разработчиков Программы.

Информация об оказании консультативной поддержке специалистов.

Предлагаемый срок реализации Программы .

Сроки разработки Программы.

Информация об органах, принявших и утвердивших Программу.

Информационная справка об образовательном учреждении (объем 8-10 с.)

Краткая информация об образовательном учреждении в целом со всей необходимой статистикой.

Место и роль образовательного учреждения в городе, округе (опорная, базовая, экспериментальная).

Характеристика образовательного учреждения, типа, вида, контингента учащихся, кадрового состава (без оценки качества работы).

Номенклатура оказываемых образовательных услуг, потоки учащихся.

Характеристика бюджета, материальной базы, оборудования.

Характеристика программно — методического обеспечения образовательного учреждения (какие используются программы, планы, учебники, обеспеченность учреждений этими ресурсами).

Характеристика основных результатов образовательного учреждения (олимпиады, поступления, итоговая аттестация и т.д.).

Характеристика инновационных процессов в образовательном учреждении (без оценки качества), основные направления.

Внешние связи образовательного учреждения с другими образовательными организациями

Характеристика системы управления.

Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды образовательной организации (3-4 с)

Характеристика влияния на образовательное учреждение важнейших социально –экономических и социально-культурных факторов.

Портрет заинтересованных групп-клиентов, заказчиков, поставщиков, ресурсов, помощников, потребителей.

Как может измениться ситуация во внешней среде образовательного учреждения.

Как это может повлиять на развитие образовательного учреждения (несколько вариантов возможных сценариев).

Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа на образование (3-4 с.)

Информация о социальном заказе на образование у разных заказчиков.

Информация о степени выполнения заказа и удовлетворения заказчиков.

Информация об используемом исследовательском материале и образе будущего социального заказа, используемого разработчиками Программы.

Анализ достижений образовательной организации, ее потенциала с точки зрения развития(5 с.)

Анализ результатов образования в образовательном учреждении, заслуживающих высокой оценки, закрепления, распространения.

Определение результатов, указывающих на наличие в образовательном учреждении передового опыта, уникальных конкурентных преимуществ.

Выявление сильных сторон, достоинств образовательных процессов, наличие которых позволило добиться положительных результатов.

Определение условий, ресурсов, факторов сделавших возможными нужные свойства образовательных процессов (сеть, финансы, кадры, программы и т.п.).

Выявление подходов в управлении образовательного учреждения сделавших возможными отмеченные успехи.

Определение вероятности сопротивления нововведениям в образовательной организации и возможные варианты его преодоления.

Определение уровня инновационного потенциала образовательной организации и возможность его повышения.

Анализ проблем образовательного учреждения и их причины (5-10с.)

Анализ результатов работы образовательного учреждения (продуктов, суммарных результатов, социальных последствий), выявление результатов, неудовлетворяющих администрацию образовательного учреждения и заказчика в свете нового социального заказа, подлежащих изменению.

Выявление образовательных услуг, неоказываемых образовательным учреждением

Выявление недоступных или малодоступных услуг.

Определение недостатков образовательных процессов, ставших причиной неудачных результатов.

Определение недостатков условий, ставших причиной недостатков в образовательном процессе.

Определение недостатков управления образовательным учреждением, ставших причиной неудовлетворительных результатов работы образовательного учреждения.

Выявление приоритетных проблем, требующих первоочередного решения.

Определение проблем, которые возможно решить в ближайшее время.

Выявление проблем, на которых будет сосредоточена программа развития образовательного учреждения.

Концепция желаемого состояния школы (10-15 с.)

Важнейшие ценностные основания нового образовательного учреждения.

Видение образовательного учреждения, общий образ его будущего желаемого состояния.

Миссия образовательного учреждения.

Образовательные маршруты и траектории.

Общие показатели суммарных достижений образовательного учреждения.

Номенклатура услуг по всем уровням от начального — до среднего.

Программы, содержание образования.

Состояние всех необходимых ресурсов.

Состояние систем управления.

Стратегия, этапы, основные направления и задачи перехода к новому состоянию школы(15-20с.)

Определение основных этапов развития образовательного учреждения.

Определение основных направлений инноваций в образовательном учреждении.

Выявление необходимости проведения важнейших нововведений во всех звеньях образовательного учреждения.

Определение потребности в ресурсах для осуществления нововведений, определение возможности их получения.

Цели ближайшего этапа Программы по всем подсистемам образования и критерии их самооценки.

Планируемые мероприятия по реализации важнейших нововведений (в форме таблицы).

Материал иллюстрированного характера.

Приложение 2 к приказу

рабочей группы по разработке программы развития

Гейнц Лилия Викторовна

Бондур Наталья Георгиевна

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Засыпкина Елена Викторовна

Иванова Светлана Александровна

Лапина Ольга Владимировна

Покатаева Ирина Павловна

Нестерова Елена Николаевна

заместитель директора по внешкольной и внеклассной воспитательной работе

Усачева Наталья Юрьевна

заместитель директора по АХР

Маркус Екатерина Андреевна

Полищук Алсу Закировна

Скворцов Алексей Геннадьевич

Дуленчук Валентина Григорьевна

руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы

Балабановой Виктории Викторовны

руководитель методического объединения учителей математики и информатики

Землянко Татьяны Брониславовны

руководитель методического объединения естественных наук

Лопушенковой Натальи Владимировны

руководитель методического объединения образовательной области «Искусство и технология»

Осипов Александр Петрович

руководитель методического объединения учителей физической культуры и ОБЖ

руководитель методического объединения учителей английского языка

Овдейчук Елены Николаевны

Слабуновой Виктории Александровны

руководитель методического объединения учителей начальных классов

Приказ о написании программы развития

СОДЕРЖАНИЕ

Разделы

Номер страницы

Паспорт Программы развития.

Анализ потенциала развития ДОУ.

Соответствие деятельности образовательного учреждения требованиям законодательства.

Качество образовательной деятельности.

Качество условий организации образовательного процесса.

Работа ГИС «Сетевой город. Образование».

Результативность образовательной деятельности.

Организационно-правовое обеспечение деятельности ДОУ.

Обеспечение комплексной безопасности и охраны труда.

Материально-техническое обеспечение ДОУ.

Структура образовательного учреждения и система его управления.

Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями – социальными партнерами.

Информация о потребностях субъектов образовательной деятельности и лиц, заинтересованных в образовании.

SWOT – анализ потенциала развития

Оптимальный сценарий развития МБДОУ

Концепция развития МБДОУ

Цель и задачи развития МБДОУ

Индикаторы и результаты развития

Механизмы реализации Программы (Проекты / целевые подпрограммы / направления развития)

Проект «Качество образования».

Управление и отчетность по Программе развития

Финансовый план реализации Программы развития

  • ПАСПОРТпрограммы развития МБДОУ «Детский сад № 3»на 2017 — 2021 годы
  • Статус программы развития

    Локальный нормативный акт — Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3» Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинска Камчатского края на 2017 — 2021 годы (далее – Программа), в котором отражаются цель и комплекс мероприятий, направленных на решение задач при переходе в инновационный режим жизнедеятельности и принявший за основу программно-целевой метод развития.

    Служит средством интеграции и мобилизации всего коллектива дошкольного образовательного учреждения на достижение целей развития, перехода на более качественный уровень образовательной деятельности.

    Основания для разработки Программы

  • Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Постановление Правительства Камчатского края от 29.11. 2013 года № 532-П О Государственной программе Камчатского края «Развитие образования в Камчатском крае на 2014 — 2020 годы».
  • Государственная программа Камчатского края «Развитие образования Камчатского края на 2014 — 2020 годы».
  • Стратегия социально-экономического развития Камчатского края до 2030 года.
  • Ответственный исполнитель Программы

    Администрация МБДОУ «Детский сад № 3» Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинска Камчатского края

    Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 3» города Вилючинска

    • Создание в детском саду системы интегрированной модели развивающего образовательного пространства, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование.
    • Создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих условий, обеспечивающих равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. Повышение качества образования и воспитания в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в первую очередь игровых, с учетом ведущего вида детской деятельности детей дошкольного возраста, а также информационно-коммуникационных технологий.
    • Направления и задачи Программы

    • Сохранение позитивных достижений детского сада.
    • Совершенствование содержания и технологий воспитания и обучения, основанного на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.
    • Совершенствование структуры взаимодействия педагогов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социального педагога и специалистов музыкального и физического развития для обеспечения наибольшей эффективности коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушения в речевом и эмоционально-волевом развитии.
    • Поиск эффективных путей взаимодействия с родителями детей нового поколения, привлечение их к совместному процессу воспитания, образования, оздоровления, развития детей, используя наряду с живым общением (безусловно, приоритетным), современные технологии (Интернет-ресурсы, участие в разработке и реализации совместных педагогических проектов и др.).
    • Внедрение инновационных проектов в образовательную деятельность в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
    • Совершенствование системы мониторинга качества образования дошкольников с учетом современных требований, как основы достижения успешности каждым дошкольником.
    • Создание условий для повышения профессионализма педагогов, как носителей образования.
    • Создание образовательного (предметно-развивающего) игрового пространства, обеспечивающего развитие всех видов детской деятельности.
    • Подбор методического и дидактического материала.
    • Мониторинг развития детей.
    • Проведение теоретических и практических семинаров для педагогов как на муниципальном, так и региональном уровне.
    • Разработка маршрутов развития успешного воспитанника ДОУ.
    • Принципы реализации Программы

      Реализация Программы строится на следующих принципах:

    • Гуманизации, предполагающий ориентацию взрослых на личность ребёнка:
    • повышение уровня профессиональной компетенции педагогов;

      обеспечение заинтересованности педагогов в результате своего труда;

      радикальное изменение организации предметно развивающей среды, жизненного пространства детского сада, с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями, склонностями, социального заказа родителей;

      изменение содержания и форм совместной деятельности с детьми, введение интеграции различных видов деятельности.

    • Демократизации, предполагающий совместное участие воспитателей специалистов, родителей в воспитании и образовании детей.
    • Дифференциации и интеграции, предусматривающий целостность и единство всех систем образовательной деятельности в решении задач психологического и физического здоровья ребёнка, а также формирования начал личности.
    • Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей.
    • Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка.
    • Принцип общего психологическогопространства через совместные игры, труд, беседы, наблюдения. В этом случаи процесс познания протекает как сотрудничество.
    • Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого.
    • Срок и этапы реализации Программы

      Программа будет реализована в 2017-2021 годы в три этапа.

      1-ый этап – подготовительный (2017)

    • разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;
    • создание условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;
    • начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства.
    • 2-ой этап – практический (2020-2020)

    • апробирование модели, обновление содержания организационных форм, педагогических технологий;
    • постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития;
    • коррекция мероприятий.

    3-ий этап – итоговый (2021)

  • реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов;
  • анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития.
  • Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели Программы

    Подъем модернизации образовательного процесса на новый качественный уровень на основе:

  • повышения эффективности использования собственных ресурсов;
  • повышения компетентности и уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах индивидуализации образовательного процесса через овладение современными образовательными программами и технологиями, обеспечивающими развитие индивидуальных способностей ребенка;
  • улучшения материально-технического обеспечения для реализации программы дошкольного образования;
  • совершенствования развивающей предметно-пространственной среды в группах.
  • Сформированность ключевых компетенций дошкольников в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.

    Создание гибкой управленческой системы.

    Расширение образовательного пространства через сотрудничество с социокультурными учреждениями города.

    Система организации контроля и информационной открытости реализации Программы

  • контроль за ходом реализации Программы администрацией МБДОУ, отчеты педагогов предоставляются ежегодно (в составе годового плана работы учреждения, публичного отчета, анализа образовательной деятельности) и на сайте ДОУ;
  • в обязанности ДОУ входит периодическое информирование родителей воспитанников о ходе реализации программы (посредством сайта, родительских собраний, отчетных концертов и т.д.)
  • ФИО, должность, телефон руководителя Программы

    Кузенкова И.Л., заведующая МБДОУ «Детский сад № №» г. Вилючинска Камчатского края, 8(41535)33952

    Финансовое обеспечение Программы

    Выполнение Программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местного бюджета и дополнительных привлеченных средств (спонсорские средства, добровольные пожертвования). Ежегодная субвенция из регионального бюджета на выполнение утвержденного государственного задания

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Важнейшим приоритетом образовательной деятельности является реализация комплексных мер по обеспечению доступности и качества дошкольного образования.

    Основное направление обеспечения доступности дошкольного образования – разнообразие видов и форм предоставления дошкольных образовательных услуг. Реализация мероприятий по решению данной задачи направлена на обеспечение функционирования групп дневного пребывания детей в детском саду.

    Реализация обеспечения качества предоставления дошкольных образовательных услуг тесно связана с качеством реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и удовлетворенностью населения деятельностью ДОУ.

    Работа детского сада должна быть открытой и доступной для объективной оценки качества дошкольного образования. Необходимо активизировать работу советов родительской общественности на уровне детского сада. Приоритетной задачей руководителя дошкольного образовательного учреждения является создание активного, авторитетного общественно-государственного органа управления.

    Задача обеспечения равных стартовых возможностей детям из различных социальных слоев при поступлении в школу выполнима за счет реализации индивидуально-дифференцированного подхода при обучении дошкольников.

    Актуальность создания программы развития ДОУ обусловлена: изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны, принятием нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», а также введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

    Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня.

    Смотрите так же:  Компенсация строя на акустической гитаре

    Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, дошкольная организация представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом.
    Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей.

    Таким образом, проблему, стоящую перед МБДОУ «Детский сад № 3», можно сформулировать как необходимость повышения качества образования, динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала МБДОУ.

    Программа развития МБДОУ «Детский сад № 3» разработана в соответствии с целями реализации государственной образовательной политики Российской Федерации в области образования и является управленческим документом, определяющим перспективы и пути развития учреждения на среднесрочную перспективу.

    Статья 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации разработку и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации. Программа развития является обязательным локальным актом, наличие которого в образовательной организации закреплено законодательно. Программа развития – локальный акт образовательной организации, определяющий стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу. Программа, как управленческий документ развития образовательной организации, определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные направления эффективной реализации государственного задания. Программа, как проект перспективного развития ДОУ, призвана:

  • обеспечить качественную реализацию государственного задания и всестороннее удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса;
  • консолидировать усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и социального окружения ДОУ для достижения целей Программы.
  • Программа развития была спроектирована с учётом конкретного анализа исходного состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребностей родителей воспитанников. В связи с модернизацией системы дошкольного образования в Программе учтено внедрение инновационных форм работы с детьми и родителями, переориентация педагогического коллектива на современные образовательные дошкольные программы и технологии в условиях развития ДОУ нового поколения.

    В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод, сочетающий управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы со стороны педагогов и сотрудников учреждения. Выполнение государственного задания происходит в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы образовательного учреждения. Инициативы со стороны педагогического коллектива по реализации Программы оформляются как педагогические проекты. Результатом работы ДОУ по направлениям является повышение эффективности работы образовательной организации, результатом реализации инициативных проектов – высокий уровень удовлетворенности общества качеством дошкольного образования.

  • АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ДОУ.
  • Полное наименование Образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинска Камчатского края.

    Сокращённое наименование Образовательного учреждения: МБДОУ «Детский сад № 3» г. Вилючинска.

    Учредитель: администрация Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образова­ния города Вилючинска Камчатского края в лице главы администрации Вилючинского городского округа.

    МБДОУ «Детский сад № 3» осуществляет свою деятельность на основании:

  • Устава МБДОУ «Детский сад № 3», утвержденного постановлением администрации Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинска Камчатского края № 1388 от 28.10.2015г.
  • Лицензии на право ведения образовательной деятельности, установленной формы и выданной 16.02.2012г., серия РО № 016959, регистрационный номер № 168, выдана Министерством образования и науки Камчатского края, срок действия лицензии — бессрочно.
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г.;
  • Договором между ДОУ и родителями (законными представителями) и локальными актами образовательного учреждения.
  • Заведующая МБДОУ «Детский сад № 3»: Кузенкова Ирина Львовна.

    Место нахождения МБДОУ «Детский сад № 3»: 684090, Камчатский край, г. Вилючинск, улица Приморская, дом 3, телефон: 8(41535)33952, факс: 33952; E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    Режим работы МБДОУ «Детский сад № 3»:

    Детский сад работает в режиме 12-ти часовой пятидневной рабочей недели (понедельник — пятница) с 07.00 до 19.00, с выходными и праздничными днями, установленными Законодательством РФ.

    Учреждение создано для оказания услуг в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления Вилючинского городского округа в сфере дошкольного образования.

    Дошкольное образование в Учреждении направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

    Основной целью деятельности Учреждения является реализация образовательной программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в возрасте от 1,5 лет до прекращения образовательных отношений.

    Основными видами деятельности Учреждения являются:

  • реализация образовательной программы дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками Учреждения;
  • реализация дополнительных общеразвивающих программ;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в речевом и эмоционально-волевом развитии воспитанников, а также организация современных форм диагностики, коррекционной и развивающей работы с детьми с ОВЗ;
  • организация оздоровительных мероприятий, оказание профилактической помощи воспитанникам Учреждения;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
  • организация праздников для воспитанников и их родителей (законных представителей).
  • Соответствие деятельности образовательного учреждения требованиям законодательства.

    За период с 2013 — 2016 гг. работы МБДОУ не возникло оснований о приостановлении и/или досрочном прекращении исполнения государственного задания. Предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования и отчётов об их исполнении за период 2013-2016 гг. не было.

    Качество образовательной деятельности.

    Образовательная деятельность Учреждения направлена на развитие личности, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

    Образование в Учреждении носит светский характер.

    Образовательная деятельность в Учреждении осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

    Содержание дошкольного образования определяется основной общеобразовательной программой Учреждения, которая разрабатывается и утверждается Учреждением самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

    В Учреждении также реализуются парциальные программы:

  • «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Под ред. Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной.
  • Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду, О.С. Ушакова.
  • Программа для ДОУ «Юный эколог», С.Н. Николаева.
  • Программа «Ладушки» И. Каплунова, И. Новоскольцева.
  • Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Учреждении может быть организовано как совместно с другими воспитанниками, так и в отдельных группах. Содержание образования детей с ОВЗ определяется образовательной программой, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию; для инвалидов – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

    Первое место в работе ДОУ отведено реализации ФГОС дошкольного образования. Деятельность ДОУ организована в соответствии с уставом, планами и локальными актами учреждения, обеспечена годовым и календарно-тематическим планированием.

    Организация образовательного процесса осуществляется через:

  • непосредственно образовательную деятельность;
  • совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
  • свободную самостоятельную деятельность самих детей;
  • взаимодействие с семьями детей по реализации Программы.
  • Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграции.

    В процессе планирования учитываются следующие параметры:

    1. Общий объем непосредственно образовательной деятельности.
    2. Продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину).
    3. Перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности.
    4. Основные виды деятельности детей в конкретные периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, недели и их чередование.
    5. Образовательные области, задачи которых решаются в каждой из конкретных периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности.
    6. Формы работы, в которых осуществляется непрерывная непосредственно образовательная деятельность.

    Педагогами ДОУ разработано комплексно – тематическое планирование на учебный год для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Темы недели различны в зависимости от возрастной группы. В разных видах детской деятельности дети познают необходимый объем знаний, умений и навыков по теме.

    В своей работе педагоги используют различные педагогические технологии:

  • игровые;
  • диагностические;
  • информационные;
  • здоровьесберегающие;
  • технологии сотрудничества.
  • В рамках осуществления предшкольного образования проводится работа по обучению детей грамоте (чтению и письму), развитию элементарных математических представлений. Педагоги подготовительных к школе групп систематически проводят работу по формированию положительной мотивации к обучению в школе, способствуют развитию познавательной активности.

    Воспитателями тщательно продумывается содержание развивающей предметно-пространственной среды по возрастам. Они еженедельно стараются обновлять игровую и наглядную среду в зависимости от темы недели. При планировании педагоги предусматривают виды самостоятельной свободной детской деятельности в специально подготовленной развивающей среде ДОУ, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой. Иллюстрации, книги, игрушки, работы детей, использованные на тематической неделе, оформляются в группе, чтобы дети вне занятий повторно рассматривали, использовали для игры, беседовали со сверстниками в свободной обстановке и тем самым закрепляли свои знания по теме.

    Хорошей традицией нашего детского сада стала организация различных смотров — конкурсов, выставок в которых принимают активное участие и сотрудники детского сада, и родители, и дети. Такие мероприятия позволяют каждому участнику проявить свои творческие способности.

    Итоговая оценка освоения содержания образовательной программы проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ.

    Отслеживание уровней развития детей осуществляется на основе педагогического мониторинга, проводимого в форме бесед с детьми, наблюдений, игровых ситуаций с проблемными вопросами, а также на основе анализа продуктов детской деятельности.

    Результаты педагогического анализа показывают преобладание детей с высоким и оптимальным уровнем развития, что говорит об эффективности педагогического процесса в ДОУ.

    Дополнительное образование в ДОУ ведется в форме кружковой работы на основании Приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности Серия 41П01 № 0000366.

    Качество условий организации образовательного процесса.

    МБДОУ «Детский сад № 3» имеет большую благоустроенную территорию. Ко всем помещениям ДОУ предъявляются строгие санитарно-гигиенические и эстетические требования с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

    Режим работы МБДОУ построен в соответствии с требованиями СанПиН.

    Своевременно проводятся ремонтные работы, организуются мероприятия по благоустройству территории.

    Контингент воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

    Общие сведения о воспитанниках.

    Общие требования к приему воспитанников в детский сад определяется законодательством Российской Федерации, а также Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».

    В детский сад принимаются дети от 1,5 до окончания образовательных отношений. Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом и видом дошкольного образовательного учреждения.

    Формирование контингента воспитанников проводит заведующий детским садом.

    В детском саду функционируют группы общеразвивающей направленности. Всего в ДОУ воспитывается 190 детей, функционирует 10 групп, из них: 2 — для детей раннего дошкольного возраста до 3-х лет, 8 групп – для детей дошкольного возраста.

    По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПиН (2.4.1.3049 — 13). Все группы однородны по возрастному составу детей.

    Выполнение государственного задания на оказание государственных услуг: сохранение контингента воспитанников

    Приказ о написании образовательной программы в доу

    Работа с детьми с ОВЗ

    Работа с детьми с ОВЗ

    ФГОС ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья с 1 сентября 2016 года.

    В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

    Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.

    Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире — вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты. Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

    РАВНЫЕ СТАРТОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВСЕМ ДЕТЯМ РОССИИ

    Закон «Об образовании в Российской Федерации», который был принят в 2012 году и вступил в силу 1 сентября 2013, стал настоящим прорывом в сфере взаимоотношений взрослых и юных жителей страны. Этот новаторский документ учитывает современные тенденции общественного развития, но при этом опирается на традиции и особенности российской системы образования. Работа над законом «Об образовании в Российской Федерации» шла несколько лет, и итогом её стал правовой инструмент, выводящий регулирование отношений в образовании на качественно иной уровень. Впервые в истории отечественного образования этот закон ввёл новое правовое понятие — обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

    Дети с ОВЗ

    Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ. Если в дошкольную образовательную организацию приходит мама и говорит о том, что ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья, но это никак не подкреплено документом из ПМПК, то такой ребёнок не может быть определён в группу компенсирующей или комбинированной направленности. Даже в случае, если педагоги и психологи детского сада видят, что конкретный ребёнок нуждается в коррекционной помощи, семья обязана посетить ПМПК и получить заключение комиссии.

    Смотрите так же:  Уфсин увольнение по состоянию здоровья

    Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования территориальной ПМПК

    Следует отметить, что психолого-медико-педагогическая комиссия работает в двух направлениях: с одной стороны, она обследует детей, с другой стороны, даёт рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и созданию для них условий в образовательных организациях. Сотрудники ПМПК знают и понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия, которые необходимо организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с использованием адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – либо основной, либо индивидуальной. Довольно часто ПМПК рекомендует родителям определить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование. Такой подход позволяет активнее включать детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума и прививать им навыки общения. Инклюзивное образование Термин «инклюзивное образование», имеющий самое непосредственное отношение к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, в нормативной базе Российской Федерации впервые появился в 2012 году, ранее ни в одном документе федерального уровня такого понятия не было. В законе «Об образовании» вводится следующее определение: «Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется и в дошкольных образовательных организациях реализуется, и на уровне начального общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем профессиональном образовании. Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии детей с ОВЗ в детский сад принимают либо в группу в группу компенсирующей направленности, либо в группу комбинированной направленности. В чём заключаются особенности образовательного процесса в этих группах?

  • Инклюзивное образование в ДОУ в группах комбинированной направленности Группы комбинированной направленности сложно назвать новаторской новинкой, дошкольное образование в таких группах было и до принятия закона, когда в обычные детские коллективы включались дети с небольшими проблемами здоровья (пониженным зрением, лёгкой степенью глухоты и пр.). Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее). В отличие от наполняемости групп общеразвивающей направленности, которая зависит от площади помещения, наполняемость групп комбинированной направленности регламентируется СанПиНом. В СанПиНах же указывается, сколько детей с ОВЗ может быть в такой группе. Как правило, программы, которые используют педагоги в таких группах, тоже уже прошли достаточно широкую апробацию и внедрены в педагогическую практику, в образовательный процесс, однако методы обучения детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС в этих группах отличаются. Вне зависимости от числа таких воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек) педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою. Необходимо подчеркнуть, что одну программу допускается использовать только в том случае, если группу посещают дети с аналогичным видом нарушений. Например, если два-три человека имеют одинаковую степень тугоухости, то адаптированная программа может быть единой. Если же в коллективе разные дети, особенно разные по видам нарушений, например, один ребёнок — с нарушением слуха, другой – с нарушением зрения, третий – с нарушением психического развития, тогда для каждого ребёнка в индивидуальном порядке прописывается адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Инклюзивное образование в группах компенсирующей направленности Группы компенсирующей направленности — это группы, которые посещают дети с одним и тем же нарушением. Например, группы для детей с нарушениями слуха, или группы для детей с нарушениями зрения, или группы для детей с нарушениями речи, и так далее. Закон «Об образовании» впервые ввёл в перечень детей с ограниченными возможностями здоровья также детей с расстройствами аутистического спектра, чего не было ранее в типовом положении. Такая группа детей с ОВЗ появилась впервые. К сожалению, в последние годы детей с ранним детским аутизмом действительно стало много, в новом тысячелетии медики стали активно диагностировать это заболевание. Дети-аутисты нуждаются в особых условиях получения образования, и именно поэтому они также подпадают под определение детей с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из особенностей воспитанников, группы компенсирующей направленности могут иметь 10 направленностей — в зависимости от категории детей. В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа, единственная адаптированная основная образовательная программа. И это – одна из главных сложностей реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ в группах компенсирующей направленности. Дело в том, что примерных адаптированных основных образовательных программ, с учётом которых можно написать собственно адаптированную основную образовательную программу, пока на ФГОС-реестр не вывешено, к настоящему моменту они не разработаны. Есть только федеральный государственный образовательный стандарт, на основе которого они пишутся, но на основе этого документа дошкольным организациям достаточно сложно создавать адаптированные основные образовательные программы.
  • Подготовка детского сада к инклюзивному образованию

    Наше государство гарантирует равные возможности для полноценного развития все гражданам, включая имеющих проблемы со здоровьем. Безусловно, каждому ребёнку нужно попасть в нужное время и в нужное место, то есть в тот самый сад, где ему будет комфортно. В особенности это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья. Родителям не всегда удаётся получить путёвку в ту дошкольную организацию, где для такого ребёнка созданы условия. И если мама получает путёвку в общеразвивающую группу, а в образовательной организации нет нужного специалиста (психолога, логопеда, дефектолога), а ребёнку он категорически нужен по заключению ПМПК, то складывается двоякая ситуация. Со стороны кажется, что ребёнок охвачен дошкольным образованием. Но получает ли он именно то образование, которое ему необходимо? Отнюдь нет. Получает ли он именно тот набор условий, которые ему необходимы? Опять же нет. И в этой связи чрезвычайно важно следующее. Как только в детском саду появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии, заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий. А специальные образовательные условия — это не только пандусы, поручни и какие-то другие архитектурно-планировочные вещи. Это, в первую очередь, повышение квалификации педагогов, обучение педагогов, их подготовка к работе с такими детьми. Это методическая составляющая. Это внесение изменений в образовательную программу, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа/инклюзивное образование».

    Таким образом, у дошкольной организации возникает довольно много серьёзных проблем, которые необходимо решать. Здесь следует напомнить, что подготовка педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения, – это прерогатива субъекта Российской Федерации. То есть орган государственной власти субъекта должен беспокоиться о подготовке данных педагогических работников, с одной стороны, и содействовать привлечению таких работников в организации, с другой стороны. Сегодня педагогические вузы в своих программах уделяют внимание образованию детей с ОВЗ, студентам предлагаются циклы лекций по этой теме. Но времени в вузовской программе на изучение этой многогранной проблемы выделяется очень мало, глубина её проработки недостаточна для полноценной подготовки педагогов дошкольного образования к работе с детьми с ОВЗ в ДОУ. Будущим воспитателям даются только общие сведения о диагностике и какие-то отдельные отрывочные сведения о коррекции. Собственно методов работы с детьми с ОВЗ в ДОУ, приёмов работы, методик и технологий студенты и выпускники не изучают и навыков такой работы не получают. Поэтому воспитатель, который приходит в группу общеразвивающей направленности после педагогического колледжа, не готов, не владеет навыками, умениями, этими компетенциями, которые ему необходимы. Нельзя не сказать, что сегодня наше общество постоянно сталкивается с оптимизацией процессов и условий. Тяжёлой проблемой во многих регионах становится увольнение логопедов, психологов, дефектологов. Федеральные и региональные власти объясняют это снижением финансирования и оптимизацией расходов. Но отсутствие столь нужных специалистов в детских садах не позволяет в полной мере реализовывать образовательную программу для всех детей. Получается, что для одних категорий воспитанников она может быть реализована, а для других – нет. Однако при таком подходе становится невозможным исполнение закона «Об образовании» и федерального государственного образовательного стандарта. И, разумеется, никак не исполняется социальный запрос со стороны родителей, что немаловажно. Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ

    Хотя внедрение инклюзивного образования связано с массой сложностей, процесс происходит всё активнее. Для детей с ОВЗ в детских садах создаётся доступная среда, педагоги осваивают методики взаимодействия с такими дошкольниками. И сегодня на первый план выходит вопрос разработки основных образовательных программ. Базисом при написании программы служит федеральный государственный образовательный стандарт, на основе которого и пишется программа. Но не менее важно, чтобы основная образовательная программа была разработана с учётом примерной. Этого требует закон «Об образовании», поэтому так поступают все образовательные организации (и дошкольные в том числе) при разработке основных образовательных программ. На сегодняшний день примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольных пока нет. Они не разработаны, на сайте ФГОС-реестра их нет, и взять их неоткуда. Это довольно серьёзная проблема, которая существенно тормозит развитие системы дошкольного образования в части дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Нельзя забывать, что в группах, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, для обучения должны использоваться программы адаптированные, хотя они могут между собой различаться. Этот момент стоит отметить особо. Ранее не существовало понятия «адаптированная программа», хотя термин «коррекционная программа» используется уже давно. Адаптированные основные общеобразовательные программы – это ещё одно нововведение в системе образования, в том числе дошкольного. Адаптированные основные общеобразовательные программы – это программы, которые используются для группы, для класса детей, у которых есть то или иное нарушение. Например, адаптированная основная общеобразовательная программа для группы детей слабовидящих или для детей слабослышащих, для детей слепых, для детей глухих, для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Таких детских групп в стране очень много, и эти группы и должны работать по адаптированным основным программам.

    Что же представляет собой адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ? Без такой программы не обойтись в том случае, когда в группе нормально развивающихся сверстников есть один, двое, трое, пятеро детей с ограниченными возможностями здоровья. Очевидно, что та программа, по которой работает группа (например, программа «От рождения до школы», «Детство», «Радуга» или любая другая программа), для ребёнка с ОЗВ, любого ребёнка с любым нарушением просто не подходит. А если программа не подходит, то её надлежит адаптировать. Для иллюстрации приведём простой пример. Ребёнок с тяжёлыми нарушениями речи попадает в комбинированную группу. Понятно, что для такого ребёнка необходимо адаптировать раздел программы, который называется «Развитие речи». Для такого ребёнка необходимо внести в содержание программы определённые изменения, именно те, которые необходимы этому конкретному ребёнку, исходя из того, какая у него лексическая недостаточность (то есть чего у него недостаёт в плане лексики), есть ли у него нарушения грамматического строя речи (и если есть, то какие), что у этого ребёнка со звукопроизношением. Таким образом, образовательная программа адаптируется, чтобы процесс обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья был более комфортным и приводил к достижению высоких результатов.

    Нужно ли вносить изменения в устав в случае обучения детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам?

    И для родителей, и для воспитателей очевидно, что детям с ограниченными возможностями здоровья намного легче адаптироваться и осваивать образовательные программы в группах комбинированной направленности. И здесь важнее, чем когда-либо, говорить о программах адаптированных. Каждому ребёнку с ОВЗ, который попал в группу комбинированной направленности, необходимо садаптировать основную программу, которая предлагается для всей группы. Бесспорно, для конкретного ребёнка требуется индивидуальная адаптация этой программы. Возможно, только в одной образовательной области, как, например, для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Возможно, в двух областях, если, например, это дети с задержкой психического развития. Особенности адаптации зависят от образовательных потребностей каждого ребёнка, который оказывается в группе здоровых сверстников. И, пожалуй, два момента — разработка адаптированной образовательной программы для каждого ребёнка с ОВЗ в группах комбинированной направленности и в разработка адаптированных основных образовательных программ – и представляют на сегодня главную сложность в инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Но, несмотря на все трудности внедрения инклюзивного образования, такой подход к обучению детей с ОВЗ в ДОУ имеет широчайшие перспективы. Постоянное взаимодействие и ежедневное сотрудничество позволяет и детям с ограниченными возможностями здоровья, и детям с нормальным развитием приобрести новые знания и навыки, стать более толерантными, научиться изыскивать решения в самых разных жизненных ситуациях. Глобальная цель инклюзивного образования – создание комфортных условий для совместного успешного воспитания и результативного образования детей с разными психофизическими особенностями развития. И первый шаг к достижению этой цели наше общество уже сделало.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *