Применение типовых проектов экспертиза

Проектная документация повторного применения: новый этап в битве за эффективность в строительстве

С 1 сентября изменится порядок проектирования объектов капитального строительства с использованием строительной документации повторного применения. Согласно поправкам, в Градостроительном кодексе РФ на смену понятию «типовая проектная документация» придет институт многократного использования проектной документации повторного применения. Кроме того, предусматривается создание единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации (далее – реестр заключений экспертизы).

По задумке авторов закона, повторное применение проектной документации застройщиком при проектировании объекта строительства, не потребует проведения повторной государственной экспертизы тех ее разделов, в которые изменения не вносились. Однако этот порядок будет касаться исключительно проектов, сведения об экспертном заключении по которой содержатся в реестре заключений экспертизы. А для компаний, строящих по государственному заказу, использование строительной документации повторного применения станет обязательным, но только в том случае, если информация о ней содержится в реестре заключений экспертизы, а сам проект соответствует требованиям экономической эффективности. В противном случае, как подчеркивают в Минстрое России, строительство не будет профинансировано из средств бюджета (абз. 3-4, подп. «а» п. 3, п. 4 ст. 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 368-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», далее – Закон № 368-ФЗ).

Специалисты Минстроя России отмечают, что принятые изменения будут способствовать сокращению длительности инвестиционного цикла, оптимизируют расходы бюджетов на проектирование и строительство объектов. При этом практика использования проектной документации повторного применения позволит уменьшить сроки проектирования на 40%, добавляют эксперты министерства.

Разберемся в сути этих нововведений.

Как изменится порядок использования строительной документации повторного применения?

Согласно действующей редакции Градостроительного кодекса РФ типовой проектной документацией называется любая проектная документация объектов капитального строительства, получившая положительное заключение экспертизы. При этом установлено, что в случае использования такой документации при возведении аналогичных объектов, повторная экспертиза проектной документации не проводится (ч. 3 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ). В то же время, несмотря на сохранение в новой редакции Кодекса общего принципа применения типовых документов в строительстве, сфера применения проектной документации повторного применения будет несколько уточнена и сужена – повторно использовать проекты без проведения экспертизы застройщики смогут только в случае строительства аналогичных по назначению и проектной мощности объектов (абз. 3 п. 1 ст. 1 Закона № 368-ФЗ). Другими словами, пристроить дополнительный подъезд к возводимому в рамках типового проекта зданию без проведения комплексной экспертизы проекта уже не получится и проектная документация, в которую внесены изменения, подлежит экспертизе в установленном порядке.

Вносить некоторые изменения в документацию повторного применения, как и сейчас, будет не запрещено, если в результате этого не будут затрагиваться конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства. Например, такие изменения могут потребоваться для «привязки» проектной документации к конкретному земельному участку.

Документация, в которую внесены необходимые изменения, получит наименование модифицированной проектной документации. Между тем у застройщиков появится обязанность подтверждать неизменность характеристик безопасности объекта в той организации, которая проводила первоначальную экспертизу проектной документации. При этом, в случае, если все же такие изменения в документации есть, а в случаях реализации государственных и муниципальных проектов – если изменения приводят к увеличению строительной сметы, эксперт откажет в выдаче заключения по модифицированной документации. Напомним, сейчас обязанность подтверждать безопасность изменений строительной документации есть только у подрядчиков, возводящих линейные объекты – линии электропередачи, линии связи, трубопроводы и т. д. (абз. 7 п. 2, подп. «а»-«в» п. 3 ст. 1 Закона № 368-ФЗ, ч. 3.5 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).

Готовить заключение по модифицированной проектной документации экспертная организация будет в 30-дневный срок в установленном Минрегионом России порядке, который будет определен позднее. При этом на строительную экспертизу будут направляться только те разделы проектной документации, в которые были внесены те или иные изменения (подп. «б», подп. «д» п. 3 ст. 1 Закона № 368-ФЗ).

Сэкономить на государственных и муниципальных проектах

Особым объектом государственного регулирования в сфере типового строительства станут государственные и муниципальные застройщики. Для них будет действовать отдельный порядок использования проектной документации повторного применения. Так, помимо обязательного использования типовой документации, отвечающей при этом требованиям экономической эффективности, некоммерческим застройщикам вменяется в обязанность обеспечивать экономическую эффективность при подготовке проектной документации в отсутствии типовой. При этом критерии такой эффективности еще только предстоит сформулировать Правительству РФ.

Отметим, что отойти от этого правила застройщики, участвующие в реализации государственных или муниципальных проектов, смогут лишь в случае проектирования особо опасных, технически сложных и иных объектов капитального строительства, определенных президентом или правительством. Также без оглядки на экономическую эффективность им можно будет разрабатывать проекты реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, а также при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия (абз. 4-7 п. 2 ст. 1 Закона № 368-ФЗ).

В пресс-службе Минстроя России порталу ГАРАНТ.РУ рассказали о подготовке проекта приказа, где определены критерии оценки экономической эффективности проектной документации. Сейчас документ проходит процедуру согласования. В частности, в качестве критериев будут рассматриваться такие показатели, как оптимальность технико-экономических характеристик, стоимость строительных работ и эксплуатации и т. д.

Кроме того, сэкономить государственным застройщикам помогут и новые правила ГК РФ и Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Согласно изменениям, эти субъекты получат право использовать разработанную проектную документацию объекта капстроительства многократно и без согласия автора проекта. Однако возможным это станет только в том случае, если проект строительства был разработан в рамках государственного или муниципального заказа (ст. 1, абз. 6 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 314-ФЗ «О внесении изменений в статью 1294 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Информационное обеспечение типового строительства

В новый реестр заключений экспертизы будут включены сведения и документы о:

  • представленной для проведения экспертизы документации;
  • заключениях экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
  • проектной документации повторного использования (в том числе об экономически эффективной) (абз. 3 п. 4 ст. 1 Закона № 368-ФЗ).

Отметим, что точный перечень информации, которая попадет в реестр, пока не сформирован. Между тем полномочия по утверждению правил его формирования и ведения переданы правительству. Сам реестр, по данным пресс-службы Минстроя России, будет размещен на официальном сайте ФАУ «Главгосэкспертиза России». А вести его поручено Минрегиону России.

В пресс службе министерства также добавили, что на смену ныне действующему реестру типовой проектной документации придет реестр экономически эффективной проектной документацией повторного использования. Правда, правовой статус этого информационного ресурса пока не определен.

Следует отметить, что в реестр типовой проектной документации, за ведение которого в настоящее время отвечает Минстрой России, на сегодняшний день включены сведения о проектной документации в отношении 388 объектов капстроительства, в том числе 108 детсадов, 118 школ, 53 спортивных и оздоровительных сооружения, 20 объектов культуры, 23 жилых здания и т. д.

Прогнозы и оценки: официальные и профессиональные

Как отмечают эксперты Минстроя России, экономический эффект от расширения практики применения типовой проектной документации для каждого проекта будет индивидуальным. При этом в министерстве подчеркивают, что экономия за счет тех средств, которые были бы затрачены на оплату разработки и создание нового проекта с нулевого цикла несомненно будет ощутима. Так, при использовании проектной документации повторного применения финансироваться будет лишь разработка проектной документации на фундамент, внешние инженерные сети, благоустройство, а также составление сметной стоимости строительства и проведения экспертизы.

Между тем сами строители в целом положительно относятся к нововведениям, однако отмечают, что имеющейся нормативной базы для внесения полной ясности в этом вопросе пока не вполне недостаточно. «Использование типовых проектов значительно упрощает процесс проектирования и дальнейшего строительства однотипных объектов капитального строительства. Очень хорошо, что в Градостроительный кодекс РФ будет введено определение документации повторного применения и перечислены основные условия ее использования. Тем не менее за этим понятием стоит нечто большее, нежели тот текст, который предложили нам авторы закона», – полагает директор по науке Группы компаний «Городской центр экспертиз» Алексей Исаков. «Не следует забывать о том, что для того, чтобы типовой проект, пусть он ранее и прошел все предписанные экспертизы, стал легитимным, застройщику каждый раз необходимо будет выполнить ряд дополнительных мероприятий. Так, ему в любом случае придется предварительно осуществить «привязку» типового проекта к местности, провести инженерные изыскания, спроектировать фундамент с учетом особенностей конкретной площадки. По результатам этой работы также требуются получение экспертного заключения», – продолжает эксперт. Кроме того, Алексей Исаков напоминает, что состав проектной документации подразумевает наличие так называемых спецразделов, содержимое которых также требует экспертной оценки. К примеру, это относится к вопросам обеспечения экологической и пожарной безопасности, а также присоединения возводимого объекта к внешним инженерным сетям. А в случае модификации типовой проектной документации – ведь без этого практически невозможно обойтись, нужно еще и получить у автора типового проекта согласование. «Опыт показывает, что наверно застройщикам придется перерабатывать эти разделы каждый раз», – подчеркивает эксперт.

Начальник Департамента проектирования ООО «Мортон – РСО» Татьяна Зверева, в свою очередь, отмечает ряд проблем, которые возникают при использовании типовых проектов в строительстве социальных объектов. «В микрорайонах, где мы работаем, повторно применить типовую документацию при строительстве детских садов и школ практически невозможно. Главным образом это связано с особыми требованиями к таким объектам. К примеру, проекты каждый раз приходится приводить в соответствие с условиями размещения территории школы или детского сада на местности, с условиями инсоляции и т. д. Кроме того, постоянно меняется нормативная документация, в том числе касающаяся требований к доступности объектов маломобильным группам населения и т. д. Все это затрудняет использование типовых проектов», – заключает эксперт.

Таким образом, пока остается только надеяться, что активно реализовывать типовые проекты и экономить при этом на дополнительной строительной экспертизе будут не только государственные и муниципальные заказчики, но и коммерческие застройщики. А, значит, экономию ощутят не только федеральный и региональные бюджеты, но и кошельки простых граждан и предпринимателей.

Применение типовой документации СССР

13.03.2013, 19:32 1 | #41

14.03.2013, 06:34 #42

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 марта 2007 г. N 145

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
И РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ
.

2. Применяемые в настоящем Положении понятия означают следующее:
«типовая проектная документация» — проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и применяемая повторно;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 27.09.2011 N 791)
.

8. Государственная экспертиза проектной документации не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, ранее получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и применяемой повторно (далее — типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В случае если строительство объекта капитального строительства будет осуществляться с использованием типовой проектной документации или модификации такой проектной документации, результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе независимо от того, что государственная экспертиза проектной документации не проводится.

Как я понимаю, формально, советский типовой проект в свое время проходил экспертизу в Госстрое и следовательно подпадает под определение «типовая проектная документация», в отличие от определения этого термина в предыдущих постановлениях (за 2011 г) где дополнительно был оговорен «срок годности» типового проекта.
Сейчас срока годности нет?

В техэксперте есть статья некой Чеготовой Е. В. (главный специалист-юристконсульт службы гос. строительного надзора и экспертизы СПб) где утверждается:

Типовой проект или проект повторного применения

Раньше существовал приказ минрегионразвития от 9 июля 2007 г. N 62, который определял требования к типовому проекту.

Этот приказ был отменен новым приказом Минрегиона от 6 мая 2010 г. № 230

Подаскажите, какой документ сегодня определяет требования к типовому проекту.

С уважением,
Роман

13.11.2010, 15:17 #2

13.11.2010, 17:39 #3

Узнайте пожалуйста.
Буду благодарен.

13.11.2010, 18:50 #4

13.11.2010, 19:06 #5

СНиП 11-03-2001
СН 227-82 «Инструкция по типовому проектированию»

Но они не действуют! Ничего нет действующего!

13.11.2010, 20:02 #6

14.11.2010, 14:13 #7

14.11.2010, 15:44 #8

И могу ли я сослаться в своем проекте на децемальный номер КД типового изделия, чтоб не перерабатывать в проекте КД под АС, КМ, КМД, КЖ?

Только не надо путать типовую проектную документацию на изделия (серии), на которую можно ссылаться и типовые проекты зданий, которые надо «привязывать».

Конечно, ссылаться на действующие серии можно и нужно. При условии, что они имеются физически и любой участник строительного процесса может их приобрести.

14.11.2010, 15:57 #9

И все таки.
Какие требования к типовому проекту.
Вот у меня есть ПСД, прошедшая экспертизу. Первый объект серии практически построен.

Я так понимаю, что если такой же начать строить в другом месте, то делается привязка и экспертизу проходят только измененные части проекта. Например фундамент, генплан, наружные сети.
Разделы, незатронутые изменениями, повторно нет нужды в экспертизу подавать.

То, что экспертиза всегда требует предоставлять весь проект — понятно. Ими движет с одной стороны жажда наживы, а с другой недоверее к каким то там другим экспертизам. Но тут уж мало ли кто чего хочет.
По закону не положено и все тут.

Другой момент — это то, что Заказчик под напором строгой экспертизы обычно дрожит и все отдает, включая деньги в полном объеме и кувыркается потом с замечаниями каждый раз.
Но это тоже вопрос решаемый. Если заказчика вооружить законами, письмами и СНИПами, то устоит.

Так какие все же требования к типовому проекту сегодня.

Применение типовых проектов экспертиза

Правомерно ли замечание Управления экспертизы проектов и смет ОАО «РЖД» о том, что при применении старого советского типового проекта 901-4-77с.84 «Резервуары для воды прямоугольные железобетонные сборные емкостью 50 куб. м для сейсмических районов», в соответствии с пунктом 15 постановления Правительства РФ от 05.03.2007 г. № 145 для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации, подготовленной с использованием проектной документации повторного использования, и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляются документы, подтверждающие право застройщика (технического заказчика) на использование проектной документации повторного использования, исключительное право на которую принадлежит иному лицу (договор об отчуждении исключительного права, лицензионный договор, сублицензионный договор и тому подобные)?

Понятие типовая проектная документация в настоящее время не применяется (см. ссылку http://www.normacs.info/answers/1755).

Таким образом, вся ранее разработанная типовая проектная документация имеет справочный характер и технические решения, применённые в ней, могут быть использованы только в составе проектной документации повторного использования при условии соответствия требованиям действующих технических регламентов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48.2 Градостроительного кодекса:

«Проектной документацией повторного использования признается проектная документация объекта капитального строительства, которая получила положительное заключение экспертизы проектной документации и может быть использована при подготовке проектной документации для строительства аналогичного по назначению и проектной мощности объекта капитального строительства.»

Подпункт «в» статьи 15 Положения по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий гласит:

«Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации, подготовленной с использованием проектной документации повторного использования, и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляются документы, указанные в пункте 13 настоящего Положения, а также:

в) документ, подтверждающий право застройщика (технического заказчика) на использование проектной документации повторного использования, исключительное право на которую принадлежит иному лицу (договор об отчуждении исключительного права, лицензионный договор, сублицензионный договор и тому подобные);

Кроме того, в случае признания проектной документации повторного использования экономически эффективной в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 31.03.2017 №389 «Правила признания проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования», документы, указанные в подпункте в) «Положения. », будут затребованы у застройщика (технического заказчика) Минстроем России.

Подпункт б) пункта 3 «Правил. » гласит:

«Документы, подтверждающие достоверность сведений, включают в себя: …

б) документ, подтверждающий передачу исключительного права на проектную документацию повторного использования либо права на ее многократное использование (в том числе для подготовки на ее основе проектной документации) Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию;».

Учитывая изложенное, что замечание Управления экспертизы проектов и смет ОАО «РЖД» правомерно, и в реестре экономически эффективной проектной документации повторного использования на сайте Минстроя России объект, аналогичный указанному в вашем вопросе отсутствует (http://www.minstroyrf.ru/docs/14803/), решение вопроса представляется возможным по двум вариантам:

1. Адаптировать типовые проектные решения — выпустить документацию за своими штампами.

2. Найти заказчика — застройщика, имеющего положительное заключение экспертизы на ПД с техническими решениями, аналогичными типовому проекту 901-4-77 с.84 «Резервуары для воды прямоугольные железобетонные сборные емкостью 50 куб. м для сейсмических районов».

Типовой проект ТП. Какие правила применения?

01.06.2016, 12:46 #2

01.06.2016, 12:50 #3

01.06.2016, 13:26 #4

01.06.2016, 13:36 1 | #5

Не болтайте ерундой. Никогда на типовой проект нельзя было отделаться ссылкой. Типовые проекты привязывались для конкретного объекта. Ссылаться можно было на типовые строительные конструкции, изделия и узлы («серии»), которые к документации не прилагались.

А сейчас совсем не «как обычно», т.е. «как обычно» устроили дурдом в строительстве. Прежние типовые проекты и серии юридически не действительны. Юрысты изменили понятие «типовой проектной документации».

Такой считается включенная в Реестр типовой проектной документации, который должен вестись Минстроем. А в нем всего 394 позиции (вместо тысяч прежних).

Так что всё теперь надо делать индивидуально. Привязанный типовой проект не из Реестра может завернуть экспертиза. Да их ещё и надо приобретать легально, а не скачивать. Так что проще перерисовать со своими основными надписями.

01.06.2016, 14:08 #6

СНиП 11-03-2001 ТИПОВАЯ ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ не действует на территории РФ!

Постановлению Госстроя России от 29.11.2001 N 122 «О принятии строительных норм и правил «Типовая проектная документация» отказано в государственной регистрации. (Письмо Минюста Российской Федерации от 30.07.2002 N 07/7236-ЮД).

01.06.2016, 14:26 1 | #7

01.06.2016, 14:30 #8

01.06.2016, 14:46 #9

01.06.2016, 17:00 #10

Юридически только перерисовывать. Об этом и сама экспертиза извещала. Мол, перерисовываете, оформляете по ГОСТ и отвечаете за всё. Ну, ответственность за примененные типовые всегда нёс тот, кто применял, а не тот, кто разработал.

Однако строительством сейчас командуют «инопланетяне», понятия не имеющие о жизни на нашей планете. Одним росчерком ликвидировали всё, что наработано за десятки лет. Мол, «устарело». Да,что-то устарело, но устаревшее никто и применять не будет.

Вот некоторые цитаты из разъяснений:

«Старую» типовую проектную документацию в настоящее время нельзя рассматривать как «актуальную», «действующую» или «недействующую», с даты вступления в силу Градостроительного кодекса РФ, она вся автоматически стала справочной.

Т.е. только поглядеть, как в учебник или справочник. Но потом запутывают:

В связи с изменениями нормативной базы (вступлением в силу технических регламентов, постепенным переходом к техническому регулированию в рамках Таможенного союза) необходимо помнить, что «старая» типовая проектная документация может использоваться в части, не противоречащей требованиям технических регламентов. В противном случае орган государственного строительного надзора впоследствии будет вправе привлечь к административной ответственности за отступления от требований технических регламентов. Типовую проектную документацию, разработанную после вступления в силу технических регламентов, можно использовать как соответствующую действующим нормативам.

Регламенты только разработатаны и им соответствуют только три сотни проектов. А все остальные «можно использовать», но «нельзя, потому что не соответствуют». Вот, например, решетка на входе — соответствует, а стены — не соответствуют. Вот в «части соответствующей» — используйте. Но имейте ввиду — Стройнадзор может «привлечь».

Кроме того, надо помнить:

В соответствии с п.15 постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 при использовании типовой проектной документации обязательно представлять документ, подтверждающий право ее использования (например, лицензионный договор), а также документ, подтверждающий соответствие климатических и иных условий, в которых типовая проектная документация запланирована к повторному применению, условиям, с учетом которых она была разработана для первоначального применения. Форма данного документа пока не установлена, ее должен установить Минрегион.

Для применения ТПД также необходимо представить на государственную экспертизу фундаменты, инженерные сети и инженерные изыскания. Это необходимо, чтобы «привязать» проектную документацию к конкретному месту строительства объекта.

Т.е. нельзя применить «скачанный» типовой, а надо доказать его покупку.

Вся эта дурь очевидна. Поэтому где-то экспертизы пропускают привязку старых типовых, особенно таких как всякая инженерия (те же ТП, водопропускные трубы, колодцы). А где-то и завернут.

Теперь, наконец, поняли, что наколбасили. Сейчас разрабатывается новое Положение о типовой документации, но когда оно будет и каким — неизвестно. Подозреваю, что «как всегда» будет.

01.06.2016, 17:50 #11

01.06.2016, 21:26 #12

Thu?ng Ta Quan D?i Nhan Dan Vi?t Nam

Ничего откуда-то выдирать, а себе «вставлять» нельзя. Когда-то это широко практиковалось, пока на всё не появились собственники. Просто перерисуйте, сделайте свой «типовой узел» и применяйте в качестве прилагаемого документа.

А сейчас вы действуете по принципу «а я всегда зайцем езжу и не поймали».

02.06.2016, 08:31 #13

А как «свой типовой узел» в экспертизе обосновать? Расчетом?
Тогда у нас штат конструкторов разбухнет в два раза, а проект в четыре.
Да и не всегда возможен расчет. Нужна практика применения. А откуда у нас практика? Мы ж не НИИ.

02.06.2016, 10:59 #14

Или расчетом. Или своим опытом. Но не «общепринятыми» решениями — нет такого понятия. Сейчас типовой проектной документацией считается та, которая прошла современную экспертизу. Всё остальное — «справочные» материалы.

А если чего-то «мы же не можем» — так не браться за такие работы. Много есть в мире полезных и денежных занятий.

02.06.2016, 12:03 #15

всё что связано с упорядоченным движением заряженных частиц

4.2.8. В рабочих чертежах допускается применять типовые строительные конструкции, изделия и узлы путем ссылок на документы, содержащие рабочие чертежи этих конструкций и изделий. К ссылочным документам относят:
— стандарты, в состав которых включены чертежи, предназначенные для изготовления изделий;
— чертежи типовых конструкций, изделий и узлов .
———————————
При необходимости чертежи типовых конструкций, изделий и узлов записывают в разделе «Прилагаемые документы» (как правило, без изменения обозначения) и передают заказчику в соответствии с 4.2.6.
Ссылочные документы в состав рабочей документации, передаваемой заказчику, не входят. Проектная организация при необходимости передает их заказчику по отдельному договору.
4.2.6 Прилагаемые документы проектная организация передает заказчику одновременно с основным комплектом рабочих чертежей в количестве, установленном для рабочих чертежей.

02.06.2016, 14:33 | 1 #16

Наеврно не точно выразился. Проект всё равно нужен ибо по нему строить, ссылка на него идёт в ведомости ссылочных и прилагаемых материалов, там где специфкация. Что касается необходимости, то по-моему как раз на узлы или что-то другое можно делать чертежи, а можно просто ссылать (с формулировкой по требованию заказчика).
Это с ГОСТА-а Р 21.1101-2013 п.п. 4.2 , цитирую, правда здесь конечно не про проекты, а про узлы, это я понимаю, но тем не менее

Опять ерунда. Ну изучите хоть документы. Раньше была типовая проектная документация. На неё был СНиП 11-03-2001. ТПД была трех видов видов:

Типовая документация по назначению имеет следующие виды:

типовые строительные конструкции, изделия и узлы – для многократного применения при проектировании и строительстве, а также при массовом (серийном) производстве и использовании на предприятиях строительной индустрии и площадках строительства;

типовые проекты – для строительства зданий и сооружений, привязки к конкретной площадке строительства или для разработки индивидуальных проектов;

типовые материалы для проектирования – для методического обеспечения проектирования конкретных объектов строительства, привязки типовых проектов.

Вот на типовые строительные конструкции (серии) можно и нужно было ссылаться. Их и записывали в ссылочные документы, но «при необходимости» (заказчики и строители их просто могли не добыть, ведь институты ТП, тиражировашие их ушли к врагам России) можно их было размножить и приложить. За дополнительные деньги — некоторые серии сотни страниц имеют.

А типовые проекты надо было привязать. И никаких ссылок на них быть не должно. Заодно и купить их надо было.

Такая система была и в СССР и в России. Всех это устраивало. Но потом прилетели «инопланетяне» питерского разлива и сочинили приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 июля 2007 года N 62 «Об утверждении критериев отнесения проектной документации к типовой проектной документации, а также к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Приказ дал другое определение типовой проектной документации:

Применяемая повторно проектная документация объекта капитального строительства в составе следующих разделов (включая все чертежи, схемы и т.д.): архитектурные решения; конструктивные и объемно-планировочные решения, за исключением решений по фундаментам; сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений, за исключением решений по внешним инженерным сетям (далее — типовая проектная документация), а также применяемая типовая проектная документация объекта капитального строительства, в которую внесены изменения, не затрагивающие характеристики конструкций, элементов конструктивных систем объекта капитального строительства, влияющих на безотказность их работы и способность сохранять эксплуатационные качества объекта капитального строительства в течение срока службы такого объекта (далее — модифицированная типовая проектная документация, не затрагивающая конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства), разрабатывается в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Положением».

Таким образом, к типовой стала относиться только проектная документация в целом на объект, а не отдельные узлы, конструкции.

А про конструкции и узлы они просто «забыли». И вот после этого и начался бардак. А в ГОСТ 21.1101-2013 «серии» по-прежнему упоминаются, потому что физически они есть, применялись, применяются и будут применяться независимо от уродов в руководстве отраслью.

Но ни в коем случае не надо путать типовые проекты и типовые серии.

СН 227-82 Инструкция по типовому проектированию

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТИПОВОМУ

Инструкция по типовому проектированию устанавливает порядок разработки, согласования, экспертизы, утверждения, издания, распространения и применения типовой проектной документации -типовых проектов, типовых проектных решений, чертежей типовых строительных конструкций, изделий и узлов для применения при проектировании и строительстве новых, расширения, реконструкции технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и видов строительства, а также порядок ее пересмотра и отмены.

Настоящая Инструкция вводится в действие с 1 июня 1982 г.

Инструкция по типовому проектированию

Взамен СН 227-70

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок разработки согласования, экспертизы, утверждения, издания, распространения, применения, пересмотра и отмены типовой проектной документации-типовых проектов, типовых проектных решений, чертежей типовых строительных конструкций, изделий и узлов — для применения при проектировании и строительстве новых, а также расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих, предприятий, зданий и сооружений промышленности, транспорта, связи, сельского и водного хозяйства, жилых домов и общественных зданий.*

Типовые проекты разрабатываются в соответствии с Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений и требованиями настоящей Инструкции.

* Типовая проектная документация для применения при проектировании и строительстве новых, а также расширения, реконструкции и техническом перевооружении действующих, предприятий, зданий и сооружений промышленности, транспорта, связи, сельского и водного хозяйства, жилых домов и общественных зданий в дальнейшем именуется: “типовая проектная документация”.

Внесена Отделом типового проектирования и организации проектно-изыскательских работ, Отделом сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР и Госгражданстроем

Утверждена постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 18 мая 1982 г. № 141

Срок введения в действие 1 июня 1982 г.

1.2. Типовые проекты должны разрабатываться для многократного применения при строительстве повторяющихся производственных и вспомогательных зданий и сооружений, предприятий в целом со стабильной технологией производства, а также жилых домов, общественных зданий и сооружений и объектов сельскохозяйственного назначения.

Для строительства предприятий, зданий и сооружений с часто меняющейся технологией производства, но имеющих ряд повторяющихся строительных, технологических решений должны разрабатываться типовые проектные решения строительно-технологических секций, блок-секций, блоков агрегированного оборудования, технологичских линий и др.

Чертежи типовых строительных конструкций, изделий и узлов должны разрабатываться для многократного применения при проектировании и строительстве зданий и сооружений, а также для массового изготовления конструкций и изделий.

При необходимости возведения ряда одинаковых объектов отраслевого назначения на строительство первого объекта разрабатывается в соответствии с требованиями, установленными настоящей Инструкцией, индивидуальный проект, который затем используется для строительства других аналогичных объектов.

1.3. При разработке типовой проектной документации необходимо руководствоваться Основными направлениями развития типового проектирования на планируемое и следующее за планируемым пятилетием и обеспечивать выполнение требований нормативных документов по проектированию и строительству, утвержденных или согласованных Госстроем СССР.

1.4. Основанием для разработки типовой проектной документации являются пятилетние и годовые планы типового проектирования, утвержденные в установленном порядке.

1.5. Разработка типовых проектов и типовых проектных решений осуществляется:

в одну стадию — рабочий проект со сметами — для технически несложных предприятий, зданий и сооружений;

в две стадии — проект со сметными расчетами стоимости и рабочая документация со сметами — для технически сложных предприятий, зданий и сооружений.

Разработка чертежей типовых строительных конструкций, изделий и узлов осуществляется:

в одну стадию — рабочие чертежи — когда определена номенклатура и область применения и не требуется вариантная проработка данных конструкций, изделий и узлов;

в две стадии — технические решения и рабочие чертежи — при необходимости определения номенклатуры и области рационального применения, а также вариантной проработки (для принципиально новых конструктивных решений).

Стадийность разработки типовой проектной документации указывается в годовых планах типового проектирования.

1.6. Разработка типовой проектной документации должна выполнять на основе вариантной проработки с выбором оптимальных решений.

В необходимых случаях, в соответствии с заданием на разработку, типовая проектная документация выполняется в нескольких вариантах, учитывающих зональные условия строительства, различные конструктивные решения.

Разработка типовых проектов на объекты, имеющие важное народнохозяйственной значение, а также типовой проектной документации на отдельные технологические, конструктивные, архитектурные и другие решения, может выполняться в нескольких вариантах на конкурсной основе. Разрешение на это дается Госстроем СССР или в порядке, установленном им.

1.7. Типовая проектная документация, представляемая на экспертизу и утверждение, должна выполнятся без излишней детализации, в минимальном объеме и составе достаточном для обоснования принимаемых решений, определения объемов работ, сметной стоимости, потребности в оборудовании, конструкциях и материалах, и разрабатываться в соответствии с требованиями раздела 3 настоящей Инструкции.

1.8. В случаях, когда в типовой проектной документации используются изобретения, в пояснительной записке к соответствующему разделу проекта необходимо указывать номера авторских свидетельств или заявок на используемые изобретения, по которым принято решение о выдаче авторских свидетельств.

1.9. Проектные работы должны выполняться, как правило, с применением современных экономико-математических методов, средств вычислительной и организационной техники, а также других прогрессивных методов и технических средств разработки, размножения, хранения и поиска проектных материалов, способствующих сокращению продолжительности проектирования и снижения затрат на выполнения работ, повышению производительности труда работников проектных организаций и качества проектно-сметной документации.

1.10. Заказчиком типовой проектной документации является министерство (ведомство), указываемое в годовом плане типового проектирования.

1.11. При разработке типовой проектной документации несколькими организациями, заказчик устанавливает ведущую проектную организацию и соисполнителей — специализированные организации, выполняющие соответствующие разделы (части разделов) проектной документации.

Функции ведущей проектной организации по разработке типовых проектов (типовых проектных решений) объектов производственного назначения возлагаются на проектную организацию, разрабатывающую технологические решения, а объектов жилищно-хозяйственного назначения — выполняющую основной объем проектных работ по этому объекту; по разработке чертежей типовых строительных конструкций, изделий и узлов — на организацию, имеющую наибольший опыт в проектировании таких конструкций.

Ведущие проектные организации и их соисполнители указываются в плане типового проектирования.

1.12. Ведущая проектная организация координирует работу организаций-исполнителей, представляет типовую проектную документацию на экспертизу и утверждение, а также сдает ее в фонд типовой проектной документации* для издания и распространения.

1.13. Ведущая проектная организация по каждому проектироваемому предприятию, зданию и сооружению назначает главного инженера или главного архитектора проекта.

*) Фонд типовой проектной документации в дальнейшем именуется “фонд”.

Специализированная проектная организация, выполняющая отдельный раздел (часть раздела) проекта, назначает главного инженера или главного архитектора этого раздела (части раздела) проекта.

Главный инженер (главный архитектор) проекта несет ответственность, осуществляет обязанности и имеет права, предусмотренные Положением о главном инженере, главном архитекторе проекта, утвержденным Госстроем СССР.

1.14. Заказчик типовой проектной документации, директор и главный инженер, главный инженер и главный архитектор проекта ведущей проектной организации и организаций-исполнителей на протяжении всего периода проектирования и действия этой документации несут ответственность за ее качество, своевременную разработку и комплектность выполняемой документации, а также за внесение в типовую проектную документацию изменений, рекомендованных в заключениях экспертизы, и своевременную переработку в установленном порядке, устаревшей типовой проектной документации.

Заказчик типовой проектной документации несет ответственность за своевременную подготовку, утверждение и передачу проектной организации задания на разработку типовой проектной документации, прогрессивность и обоснованность установленных в задании технико-экономических показателей, а также своевременное утверждение этой документации.

Проектная организация несет ответственность за экономичность, надежность, безопасность, долговечность запроектированных объектов, полноту и эффективность предусмотренных в проектах мероприятий по охране окружающей природной среды и здоровья трудящихся, за соблюдение при разработке и применении типовой проектной документации требований настоящей Инструкции и других нормативных документов по проектированию.

Научно-исследовательская организация несет ответственность за соответствие выданных ею исходных данных для проектирования достижениям научно-технического прогресса в области новых технологических процессов, оборудования и материалов.

Ответственность за качество и единство изложения и оформления типовой проектной документации в целом, в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, несет ведущая проектная организация. Проектная организация-исполнитель несет ответственность за качество разработанных ею материалов.

2. Задание на разработку типовой

2.1. Задание на разработку типовой проектной документации составляется заказчиком с привлечением ведущей проектной организации и, в случае необходимости, других соисполнителей — научно-исследовательских, конструкторских и проектных организаций.

2.2. Заданием на разработку типовой проектной документации должны быть установлены требования по внедрению новой техники и передового опыта, снижению материалоемкости и трудоемкости строительства, росту производительности труда; по экономному расходованию сырьевых, материальных и энергетических ресурсов, утилизации отходов производства и вторичных энергоресурсов, а также должны быть установлены основные технико-экономические показатели проектируемого предприятия, здания и сооружения.

Общие требования к содержанию задания на разработку типовой проектной документации приведены в приложениях 1, 2 и 3 к настоящей Инструкции.

2.3. В задании на разработку типовых проектов (типовых проектных решений) должны приводиться сведения об условиях строительства (климатические воздействия, грунтовые условия и др.)

В случаях, когда не предоставляется возможным указать в задании на разработку типовой проектной документации условия, отвечающие конкретному району(зоне)строительства, принимаются:

расчетная зимняя температура наружного воздуха минус 30 градусов С, скоростной напор ветра — для 1 географического района, вес снегового покрова — для 3 географического района; рельеф территории — спокойный, грунтовые воды отсутствуют, грунты непучинистые, непросадочные со следующими нормативными характеристиками : нормативный угол внутреннего трения = 0,49 рад или 28 градусов; нормативное удельное сцепление С= 2 кПА (0,02 кгс/кв.см); модуль деформации нескальных грунтов Е= 14,7 мПА (150 кгс/кв.см); плотность грунта = 1,8 т/куб.м; коэффициент безопасности по грунту К= 1.

2.4. Заданием на разработку типовой проектной документации в необходимых случаях устанавливаются требования по разработке вариантов, указанных в пункте 1.6 настоящей Инструкции.

2.5. Задание на разработку типовой проектной документации утверждается инстанцией, установленной для утверждения этой документации пунктом 4.3 настоящей Инструкции.

3. Состав и порядок разработки типовой проектной документации

3.1. Устанавливаемые настоящим разделом требования к типовой проектной документации предусматривают максимальный объем и состав приводимых данных, который может быть уточнен и сокращен министерствами и ведомствами в зависимости от особенностей проектируемых объектов с тем, чтобы объем документации, представляемый на экспертизу и утверждение, соответствовал требованиям пункта 1.7 настоящей Инструкции.

В состав документации, представляемой на экспертизу и утверждение, не должны включаться расчеты строительных конструкций, оборудования, объемов строительно-монтажных работ, потребности в материальных и других ресурсах. Эти расчеты заказчику не передаются, а хранятся в выполнившей их проектной организации по ГОСТ 21.203-78.

3.2. Материалы проекта, рабочего проекта, технического решения должны характеризовать и обосновывать проектные решения, принятые с учетом результатов вариантных проработок, а приводимые показатели и итоговые данные расчетом и обосновании оформляться, как правило, в форме таблиц.

3.3. Типовой проект и типовые проектные решения должны состоять из следующих разделов, характеризующих и обосновывающих основные проектные решения: *

а) общая пояснительная записка, содержащая исходные данные для проектирования; данные об области применения типовых проектов (типовых проектных решений); краткую характеристику объекта; данные о проектной мощности объекта, номенклатуре, качестве и техническом уровне продукции; сведения о потребности в топливе, воде, тепловой и электрической энергии, трудовых ресурсах; оценку прогрессивности и экономичности основных проектных решений; данные о составе предприятия, сооружения, сведения об объемах основных работ; результаты выполненных экономических расчетов и оценку установленных проектов технико-экономических показателей, а также результаты сравнения этих показателей с показателями лучших отечественных и зарубежных объектов; данные по экономики производства и использованию в проекте достижений науки и техники; сведения о проведенных согласованиях принятых решений и соблюдении требований норм, правил, инструкций и государственных стандартов, в том числе норм по взрыво- и пожаробезопасности; сведения об основных решениях схемы генерального плана, внутриплощадного транспорта, инженерных сетей и коммуникаций; мероприятия по гражданской обороне; рекомендации по рациональной организации строительства, намечаемые сроки действия типовой проектной документации

*) Состав типовых проектных решений уточняется заданием на их разработку

В пояснительной записке должны содержаться также сведения об основных решениях, направленных на комплексное и рациональное использование полезных ископаемых, отходов производства, вторичных энергоресурсов, а также на рациональное и экономное использование трудовых, материальных и энергетических ресурсов; показатели удельных расходов на производство единицы продукции, на единицу создаваемой мощности и 1 мил. руб. строительно-монтажных работ и результаты сравнения их с показателями лучших отечественных и зарубежных объектов, а также с показателями, установленными в задании на разработку типовой проектной документации.

В составе пояснительной записки приводятся общие сведения о предусматриваемых мероприятиях по охране окружающей природной среды, сведения о количестве и составе сточных вод и выбросов в атмосферу, а также отходов, не утилизируемых в производстве, расчетные данные, характеризующие эффективность намечаемых мероприятий и проектируемых сооружений.

Основной чертеж, прикладываемый к пояснительной записке — схема генерального плана с оптимальным расположением зданий и сооружений, а также внутриплощадочных дорог, трасс коммуникаций, объектов благоустройства и озеленения;

б) технологические решения, содержащие:

производственную расчетную программу по выпуску продукции (оказанию услуг), краткую характеристику и обоснование решений по технологии производства, трудоемкости и станкоемкости изготовления продукции, механизации и автоматизации технологических процессов и управления производством, результаты сравнения их с передовыми техническими решениями отечественной и зарубежной практики; предложения по организации контроля за качеством продукции; состав и оценку прогрессивности выбранного оборудования, показатели его загрузки; характеристику цеховых и межцеховых коммуникаций; обоснование численности производственного персонала (указанные сведения приводятся по предприятию в целом и по каждому производству или цеху); принципиальные решения по научной организации труда*; решения по теплоснабжению, электроснабжению и электрооборудованию, по эксплуатации электроустановок; по автоматизации технологических процессов**, а в случаях, когда заданием на разработку типовой проектной документации предусматривается применение новых технологических процессов, агрегатов и производств, оснащенных автоматизированными системами управления на базе современных средств вычислительной техники (АТК), основные технические решения по АСУ ТП***, принципиальные решения по автоматизированным системам управления предприятий (АСУП)****; мероприятия по охране окружающей природной Среды; топливно-энергетический и материальный балансы технологических процессов с учетом всех твердых, жидких и газообразных отходов производства и решения по максимальному использованию каждого из этих отходов;

*) Разрабатываются в соответствии с Межотраслевыми требования ми НОТ при проектировании, утвержденными Госкомтрудом СССР, ГКНТ, Госстроем СССР и ВЦСПС 29 декабря 1977 г.

**) Разрабатываются в соответствии с указаниями по проектированию систем автоматизации технологических процессов, утвержденными Минприбором 22 мая 1975 г.

***) Разрабатываются в соответствии с Общеотраслевыми руководящими методическими материалами по созданию автоматизиро- ванных систем управления технологическими процессами в отраслях промышленности (ОРММ АСУ ТП), утвержденными 19 января 1981 г.

****) Разрабатываются в соответствии с Общеотраслевыми руководящими методическими материалами по созданию АСУП, утвержденными ГКНТ 18 июля 1977 г.

основные чертежи — принципиальные схемы технологических процессов и механизации производства; технологические компоновки по корпусам (цехам) с указанием размещения крупного оборудования и транспортных средств; схемы грузопотоков; схема функциональной структуры; схема организационной структуры; структурная схема комплекса технических средств; схемы автоматизации технологических процессов; принципиальные схемы электроснабжения и теплоснабжения (внутриплощадочные); схемы организации связи и сигнализации (внутриплощадочные);

в) строительные решения, содержащие:

краткое описание и обоснование основных архитектурно-строительных решений по зданиям и сооружениям с оценкой прогрессивности этих решений; обоснование принципиальных решений по освещенности рабочих мест, снижению производственных шумов и вибраций, бытовому, санитарному обслуживанию работающих, мероприятия по электро-, взрыво- и пожаробезопасности, защите строительных конструкций от коррозии; основные решения по водоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха; решения по объектам гражданской обороны (оформляются в установленном порядке); основные положения по организации строительства;

основные чертежи — планы и разрезы зданий и сооружений со схематическим изображением основных несущих и ограждающих конструкций, фасады зданий; эскизные решения по антикоррозионной защите строительных конструкций.

Примечание. Для производственных зданий со сложными системами отоп­ления, вентиляции и кондиционирования воздуха допускается разработка планов и разрезов этих зданий с изображением указанных систем, а также планов и разрезов основных сооружений водопровода и канализации и эскизных решений по антикоррозионной защите сетей и сооружений.

В случаях когда это предусмотрено в задании на разработку типовой проектной документации, представляются архитектурно-пространственные решения (макет) или другие демонстрационные материалы;

г) сметная документация — разрабатывается в составе и объеме, установленном пунктом 3.8 настоящей Инструкции;

д) паспорт проекта — каталожный лист, разработанный на стадии проектирования (кроме объектов жилищно-гражданского назначения), составленный по установленной форме.

В проекте (в соответствующих его разделах) должны приводиться:

исходные требования на разработку оборудования индивидуального изготовления, включая нетиповое и нестандартизированное оборудование, разработанное в соответствии с ГОСТ 15.001-73.

Примерный состав типового проекта (типового проектного решения) жилого дома, общественного здания, сооружения приводится в приложении 4 к настоящей инструкции.

3.4. В состав типовых проектов, типовых проектных решений должны входить:

пояснительная записка, рабочие чертежи, спецификации оборудования, ведомости потребности в материалах, ведомости объемов строительных и монтажных работ, разработанные и оформленные в соответствии с требованиями государственных стандартов системы проектной документации для строительства (СПДС);

расчеты показателей изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, затрат труда и расхода основных строительных материалов при применении в проектах достижений науки, техники и передового опыта, выполненные с соблюдением требований соответствующей инструкции;

сметы, составленные в порядке, установленном пунктом 3.8 настоящей Инструкции;

каталожный лист, составленный по установленной форме.

При разработке рабочей документации проектная организация должна осуществлять необходимую доработку и конкретизацию принципиальных технологических, архитектурно-строительных и других решений, принятых в утвержденном проекте.

3.5. Типовой проект и типовые проектные решения должны состоять из общей пояснительной записки, содержащей краткие сведения о принятых решениях (применительно к требованиям п. 3.3. настоящей Инструкции) и рабочей документации(выполняемой в соответствии с требованиями п. 3.4. настоящей Инструкции)

3.6. Технические решения типовых строительных конструкций, изделий и узлов должны иметь в своем составе:

а) пояснительную записку, содержащую исходные данные для проектирования, краткие сведения об имеющемся опыте проектирования, изготовления и применения аналогичных конструкций, изделий и узлов; расчетные схемы, величины и сочетания расчетных нагрузок и их обоснование; краткую характеристику и показатели вариантов конструктивных решений и обоснование принятого варианта; номенклатуру конструкций и изделий (с указанием основных размеров, массы, расхода материалов) и область применения; краткое описание способов изготовления, складирования, транспортирования и монтажа конструкций и изделий, защиты их и узлов от коррозии, обеспечения огнестойкости; основные технико-экономические показатели(в том числе по трудоемкости изготовления и монтажа) в сопоставлении с показателями аналогов;

б) основные чертежи — схемы расположения и чертежи общих видов конструкций, изделий, узлов, их основных составных частей, узлов сопряжения, а также другие чертежи, кроме сборочных, необходимые для оценки проектных решений.

Технические решения, после их одобрения заказчиком, являются основанием для разработки рабочих чертежей типовых строительных конструкций, изделий и узлов.

3.7. Состав рабочих чертежей типовых строительных конструкций, изделий и узлов, их комплектование и оформление должны соответствовать требованиям государственных стандартов.

Одновременно с разработкой рабочих чертежей строительных конструкций и изделий, предназначенных для серийного производства, составляются технические условия и карты технического уровня и качества этой продукции по ГОСТ 2.114-70 и ГОСТ 2.116-71.

3.8. Сметная документация, разрабатываемая в составе типовых проектов и типовых проектных решений, предназначенных для:

определения и оценки технико-экономических показателей проектируемых предприятий, зданий и сооружений;

разработки укрупненных сметных нормативов;

определения сметной стоимости строительства и товарной строительной продукции при привязке типового проекта к местным условиям в случае отсутствия предназначенных для этих целей укрупненных сметных нормативов.

Сметная стоимость должна определяться:

при разработке рабочей документации и рабочего проекта — по сметам, составляемых по рабочим чертежам и предназначенным для этих целей укрупненным расценкам, а при их отсутствии — по единичным расценкам и ценникам на монтаж оборудования;

при разработке проекта — по прейскурантам на аналогичные объекты, укрупненным сметным нормам, укрупненным расценкам, укрупненным показателям стоимости строительства (УПСС) и стоимостным показателям объектов-аналогов с начислением к стоимости, определенной в сметных расчетах, 5% на неучтенные работы.

Утвержденная на стадии проект сметная стоимость зданий и сооружений является предельной при разработке рабочей документации.

При разработке типовых проектов составляется следующая сметная документация:

а) в составе проекта (при двухстадийном проектировании) — объектные и локальные сметные расчеты;

б) в составе рабочего проекта ( при одностадийном проектировании ) — объектные и локальные сметы;

в) в составе рабочей документации — объектные и локальные сметы.

Примечание. В случае, если типовым проектом предприятия предусмотрено несколько зданий и сооружений и имеются решения по генеральному плану, инженерным сетям и благоустройству, то в составе проекта и рабочего проекта должен разрабатываться также сводный сметный расчет (форма 1, приложение 5).

Кроме того, одновременно с объектными и локальными сметами (формы 3-6, приложения 6-10), в составе рабочей документации (рабочего проекта), разрабатываются также:

дополнительные единичные расценки и типовые калькуляции стоимости новых индустриальных изделий франко-приобъектный склад на принятый в смете измеритель;

сводная и локальные ведомости потребности в производственных ресурсах (форма 10, приложение 11).

Сметная документация должна содержать в своем составе пояснительную записку с данными об основных положениях, принятых при ее составлении, вариантах технических решений и видов отделки, а также сведения, облегчающие разработку прейскурантов, укрупненных сметных норм и привязку смет к местным условиям строительства.

Сметная стоимость предприятий, зданий и сооружений в типовых проектах, разрабатываемых для конкретных районов (зон) строительства, принимается:

в проекте и рабочем проекте — в базисных и местных ценах;

в рабочей документации — в местных ценах.

В случаях, когда в задании на разработку типовой проектной документации конкретный район строительства не указан, сметная стоимость определяется только в базисных ценах. Базисными принимаются цены 1-го территориального района (подрайон 1А).

Примечания: 1. По типовым проектам, разрабатываемым для применения в районах Крайнего Севера, сметная документация составляется в ценах, установленных для района бухты Тикси.

2. Для серий типовых проектов, предназначенных к применению в конкретном городе или районе, имеющих одинаковые конструктивные объемно-планировочные решения, сметную документацию в базисных ценах следует разрабатывать только на объекты-представители.

При составлении смет к типовым проектам в базисных ценах сметные цены на местные материалы принимаются для второго пояса Московской области по Ценнику на местные материалы и изделия для строительных организаций, подведомственных Мособлисполкому.

Стоимость оборудования определяется с учетом транспортных, заготовительно-складских расходов, действующих наценок снабженческо-сбытовых и комплектующих организаций. Расстояния перевозки оборудования принимаются:

по безрельсовым дорогам — на 15 км;

по железной дороге — на 500 км;

Накладные расходы учитываются в процентах от прямых затрат:

— для общестроительных работ — 16,5;

— в том числе, по надземной части крупнопанельных жилых домов — 13,5;

— для внутренних санитарно-технических работ — 14,9;

— для монтажа металлоконструкций — 8,3;

— для горно-капитальных подземных работ — 26,8;

— для монтажных работ — в размерах, учтенных в ценниках на монтаж оборудования

— плановые накопления (от прямых затрат и накладных расходов — 6,0.

Примечание. Размеры накладных расходов на общестроительные работы приняты условно и подлежат уточнению при привязке типовых проектов к местным условиям.

Сметы к типовым проектам должны составляться раздельно на следующие виды работ и затрат: на общестроительные, санитарнотехнические, электромонтажные работы, приобретение и монтаж оборудования, приобретение производственного и хозяйственного инвентаря и мебели. Структура и распределение отдельных видов работ по сметам, а также по отдельным разделам смет, составляемых по рабочим чертежам, должны удовлетворять требованиям специализации строительного производства и обеспечивать возможность определения сметной стоимости товарной строительной продукции при привязке типового проекта к условиям строительства.

Если типовой проект содержит различные варианты конструктивных решений и видов отделки, состав, объемы и стоимость работ, а также шифры и номера сметных норм и единичных расценок, применяемых для этих вариантов, приводятся в сметах, составляемых по рабочим чертежам.

Сметная документация к типовым проектным решениям составляется в объеме, предусмотренном заданием на их разработку.

К чертежам типовых строительных конструкций, изделий и узлов сметная документация не составляется.

3.9. В состав типовой проектной документации могут включаться программные средства для ЭВМ и необходимые к ним исходные данные на бумажных и машинных носителях, обеспечивающие или существенно облегчающие возможность применения средств автоматизации проектных работ при привязке и корректировке типовой проектной документации.

3.10. Материалы проекта (рабочего проекта) и рабочая документация должны быть подписаны:

титульный лист общей пояснительной записки (пояснительной записки) , а также всех альбомов и выпусков — директором или главным инженером (архитектором) института, главным инженером (архитектором) проекта, а схема генерального плана, кроме того, начальником отдела и исполнителем;

другие материалы — главным инженером (архитектором) проекта, начальником отдела, нормоконтролером и исполнителем;

сметная документация — должностными лицами, указанными в формах этих документов, приведенных в приложениях 5-11 к настоящей Инструкции.

Технические решения и рабочие чертежи должны быть подписаны:

титульный лист каждого альбома — директорами или главными инженерами(архитекторами),главными и инженерами (архитекторами) проекта ведущей проектной организации и проектных организаций — соисполнителей; директором или его заместителем, руководителем лабораторий научно-исследовательского института, участвующего в разработке;

другие материалы — главным инженером (архитектором) проекта, начальником отдела и исполнителями.

Технические решения представляются заказчику с сопроводительным письмом, подписанным руководителем ведущей проектной организации.

3.11. Включение типовых проектов и типовых проектных решений в фонд, с присвоением обозначения по рубрикатору Строительного каталога (СК), производится Центральным институтом типового проектирования Госстроя СССР (ЦИТП), которому ведущими проектными организациями передаются подлинники этой документации.

После включения типовых проектов (типовых проектных решений ) в фонд, ЦИТП сообщает об их введении в действие в выпусках Информации о типовой проектной документации СК*.

3.12. Рабочие чертежи типовых строительных конструкций, изделий и узлов передаются ведущей проектной организацией на рассмотрение и утверждение в утверждающую инстанцию. Обозначения этой документации по рубрикатору СК присваиваются ЦИТПом по указанию утверждающей инстанции до ее утверждения.

По результатам экспертизы утверждающая инстанция устанавливает необходимость внесения изменений и дополнений в рабочие чертежи типовых строительных конструкций, изделий и узлов, порядок и срок их внесения, а в необходимых случаях определяет объем требующихся для этого средств.

Подготовленные к утверждению рабочие чертежи типовых строительных конструкций, изделий и узлов передаются в ЦИТП в подлиннике и в копии вместе с подлинником каталожного листа для проверки соответствия их требованиям нормативных документов и государственных стандартов в срок, установленный утверждающей инстанцией. Утверждается документация после ее корректировки по замечаниям ЦИТПа.

Чертежи типовых строительных конструкций, изделий и узлов после их утверждения включаются в фонд и сведения о введении их в действие публикуются в Информации СК .

4. Согласование, экспертиза и утверждение типовой проектной документации

4.1. Типовые проекты (типовые проектные решения), разработанные в соответствии с нормами, правилами, инструкциями и государственными стандартами (что должно быть удостоверено соответствующей записью главного инженера проекта) не подлежат согласованию с органами государственного надзора.

* )Информация о типовой проектной документации СК в дальнейшем именуется ”Информация СК “.

Рабочие чертежи, разработанные в составе рабочей документации в соответствии с утвержденным проектом, согласованию не подлежат.

Документация, выполненная с обоснованными отступлениями от действующих норм, правил и инструкций, подлежит согласованию в части этих отступлений с органами государственного надзора и заинтересованными организациями, утвердившими эти нормативные документы. Согласования типовых проектов и типовых проектных решений органами государственного надзора и заинтересованными организациями должны производиться в одной из их инстанций в срок до 15, а в отдельных случаях до 30 дней, со дня представления на согласование.

4.2. Типовая проектная документация подлежит утверждению после ее экспертизы, проводимой утверждающей инстанцией в порядке, установленном Госстроем СССР.

Типовые проекты и типовые проектные решения утверждаются на стадии “проект” (рабочий проект) и чертежи типовых строительных конструкций, изделий и узлов — на стадии “рабочие чертежи”.

4.3. Типовая проектная документация утверждается:

а) типовые проекты предприятий, зданий, сооружений, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение, а также чертежи типовых строительных конструкций, изделий и узлов общесоюзного применения — Госстроем СССР:

б) типовые проекты (кроме указанных в подпункте “а” настоящего пункта ), типовые проектные решения, чертежи типовых строительных конструкций, изделий и узлов для специализированных видов строительства — министерствами (ведомствами) — заказчиками;

в) типовые проекты, типовые проектные решения, чертежи типовых строительных конструкций, изделий и узлов объектов жилищно-гражданского назначения — Госгражданстроем или госстроями союзных республик.

Инстанции, утверждающие типовую проектную документацию, указываются в годовых планах типового проектирования.

4.4. Типовая проектная документация утверждается постановлением, приказом, протоколом министерства (ведомства), в котором указываются данные, приведенные в приложении 12.

5. Издание и распространение типовой проектной документации, пересмотр и отмена устаревшей типовой проектной документации

5.1. Типовая проектная документация, принятая в фонд, издается и распространяется ЦИТПом. Допускается по согласованию с Госстроем СССР издание и распространение типовой проектной документации проектными организациями-авторами этой документации. ЦИТП и проектные организации, распространяющие типовую проектную документацию, несут ответственность за качество и сроки ее издания и распространения.

5.2. Издание и распространение типовой проектной документации осуществляется по предварительным заявкам и текущим заказам организаций. Срок исполнения заказов на типовую проектную документацию, сведения о которой опубликованы в Информации СК, не должен превышать трех месяцев со времени поступления заказов.

5.3. Проектные организации должны систематически пересматривать разработанную ими типовую проектную докментацию, учитывая при этом произошедшие изменения требований нормативных документов по капитальному строительству и обеспечивая совершенствование технологии производства, объемно-планировочных и конструктивных решений.

5.4. Отмена устаревшей типовой проектной документации, а также продление срока ее действия производится инстанциями, утвердившими эту документацию.

Копии документов об отмене или продлении срока действия типовой проектной документации направляются в ЦИТП для опубликования принятых решений в Информации СК.

6. Применение типовой проектной документации

6.1. Применяемые типовые проекты (типовые проектные решения) предприятий, зданий, сооружений должны быть привязаны к конкретной площадке строительства с учетом особенностей этой площадки и района строительства.

Привязка типовых проектов (типовых проектных решений) выполняется при разработке рабочей документации на строительство. В составе проекта на строительство приводятся каталожные листы выбранных для применения типовых проектов (типовых проектных решений ) .

6.2. При привязке типовых проектов (типовых проектных решений) проектные организации должны:

определять координаты и отметки частей зданий и сооружений;

уточнять размеры, глубину заложения и конструктивные решения фундаментов, разрабатывать дополнительные конструктивные мероприятия, необходимые по гидрогеологическим условиям строительной площадки;

уточнять решения цокольных или подвальных этажей зданий, а также узлов примыкания тоннелей, галерей и других подобных сооружений в зависимости от рельефа строительной площадки;

разрабатывать узлы примыкания внутренних сетей водоснабжения, канализации, теплофикации, энергоснабжения и связи, а также транспортных устройств и коммуникаций — к внешним;

исходя их климатических условий района строительства проверять соответствие сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций нормативным требованиям и при необходимости уточнять принятые решения по ограждающим и несущим строительным конструкциям, а также количество и тип приборов отопления и вентиляционных устройств;

уточнять объемы работ и определять сметную стоимость строительства с учетом местных условий и цен.

6.3. Проектные организации, кроме выполнения работ по привязке, должны вносить в типовые проекты (типовые проектные решения ) необходимые изменения в случаях, когда предусмотренные в них оборудование, конструкции и изделия сняты с производства, а также изменены положения и требования нормативных документов.

Допускается с разрешения министерства (ведомства) — застройщика, а по объектам сельскохозяйственного назначения — Министерств сельского хозяйства СССР вносить в привязываемые типовые проекты (типовые проектные решения) изменения, связанные с применением более прогрессивных технологических процессов, высокопроизводительного оборудования и средств механизации и автоматизации, совершенствованием планировочных и конструктивных решений (с использованием типовых строительных конструкций и изделий, включенных в территориальные каталоги, а также ведомственные каталоги для специализированных видов строительства) , блокированием производств, применением индустриальных методов строительства, обеспечивающих снижение стоимости и улучшение технико-экономических показателей объектов строительства.

Не допускается внесение в типовые проекты изменений, вызывающих необходимость их переработки. В этих случаях, в установленном порядке, разрабатываются индивидуальные проекты.

6.4. В материалах привязки типового проекта (типового проектного решения) проектные организации должны приводить обоснования вносимых изменений, а также данные о результатах сопоставления технико-экономических показателей применяемого и откорректи­ро­ван­ного типового проекта (типового проектного решения ).

Сведения о привязке типовых проектов (типовых проектных решений) представляются ЦИТПу в соответствии с ГОСТ 21.202-78.

6.5. Проектные организации несут ответственность за правильность выбора типового проекта (типового проектного решения) для привязки, качество документации, выполненной с применением типовых проектов (типовых проектных решений), соответствие ее современному уровню науки и техники, требованиям норм и правил строительного и технологического проектирования, стандартам, правилам техники безопасности и взрыво- и пожаробезопасности.

6.6. В рабочих чертежах на строительство зданий и сооружений должны делаться ссылки на примененные типовые строительные конструкции, изделия и узлы с указанием обозначения соответствующих рабочих чертежей изделий, узлов.

Если по условиям применения требуется внести изменения в рабочие чертежи типовых изделий (например, предусмотреть установку дополнительных закладных изделий), то в составе рабочей документации на строительство объекта должны быть выполнены чертежи, содержащие дополнения и изменения к рабочим чертежам, и спецификация примененных типовых изделий.

Измененным изделиям присваивают марки примененных типовых изделий с добавлением буквенного или цифрового индекса.

6.7. Привязка типовых проектов (типовых проектных решений) после шести месяцев со времени публикации в Информации СК сведений об их отмене не допускается.

В случае, когда в году следующем после года отмены привязанного ранее типового проекта (типового проектного решения) не было начато строительство, должна быть осуществлена привязка нового действующего типового проекта (типового проектного решения), введенного взамен отмененного.

к содержанию задания на разработку типового проекта (типового проектного решения) предприятия, здания,сооружения производственного назначения

Задание на разработку типового проекта (типового проектного решения ) должно составляться в соответствии с положениями раздела 2 настоящей Инструкции и содержать следующие исходные данные:

1. Полное наименование типового проекта (типового проектного решения ).

3. Наименование ведущей проектной организации и проектных организаций, участвующих в разработке; распределение работ между ними.

5.Срок представления на утверждение и наименование, утверждающей инстанции.

6. Назначение объекта, его состав и основные характеристики:

мощность, вместимость, пропускная способность или другие показатели, номенклатура и объем производства продукции (в том числе вырабатываемой по ассимиляции ), требования к ее качеству.

7. Требования по технологии и методам организации производства.

8. Характеристики сырья и топлива.

9. Требования по механизации и автоматизации производственных процессов и снижению затрат ручного труда.

10. Требования по очистке промышленных стоков, нейтрализации и утилизации отходов производства, использованию вторичных энергоресурсов, требования по защите окружающей природной среды.

11. Условия строительства и эксплуатации (в том числе климатические и грунтовые условия, особые требования к температурновлажностному режиму и чистоте воздуха помещений, уровню звукового давления и др.).

12. Условия энергоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения (вид, параметры и стоимость теплоносителя), водоснабжения, канализации.

13. Задание по использованию научно-технических достижений в области технологии, оборудования, строительных конструкций и материалов.

14. Задание по основным технико-экономическим показателям проектируемого предприятия, здания и сооружения.

15. Требования к архитектурно-художественным, объемно-планиро­воч­ным решениям, условиям блокирования (для соответствующих типов зданий, сооружений, предприятий ).

Указания по унификации параметров, конструкций и изделий. Требования к конструктивному решению, предельной массе элементов сборных конструкций, к материалам несущих и ограждающих конструкций, к отделке.

16. Условия для определения сметной стоимости.

17. Требования к разработке вариантов типового проекта (типового проектного решения) или его разделов, а также отдельных решений на конкурсной основе.

18. Указания о необходимости предварительных согласований отдельных проектных решений с заинтересованными ведомствами и организациями.

19. Состав дополнительных исходных данных, выдаваемых заказчиком ведущей проектной организации и ведущей проектной организацией — соисполнителям.

20. Особые условия разработки, в том числе требования к мероприятиям по гражданской обороне.

к содержанию задания на разработку типового проекта (типового проектного решения ) жилого дома, общественного здания, сооружения

Задание на разработку типового проекта должно составляться в соответствии с положениями раздела 2 настоящей Инструкции и содержать следующие исходные данные:

2. Основание для разработки.

3. Наименование проектной организации.

4. Стадийность разработки.

5. Область применения типовой проектной документации с указанием строительно-климатических районов и данных условного района строительства, применительно к которым должна разрабатываться типовая документация.

6. Градостроительное назначение здания, сооружения.

Типы жилых домов (этажность, количество блок-секций и др.), назначение и типы встроенных в жилые дома предприятий общественного обслуживания, их расчетная стоимость, вместимость, пропускная способность.

Назначение и типы общественных зданий, их расчетная стоимость, вместимость или пропускная способность, состав и площади помещений, рабочая площадь и строительный объем зданий.

7. Основные требования к архитектурно-планировочному решению здания, сооружения и условиям блокировки.

8. Рекомендуемые типы квартир и их соотношение в соответствии с демографическим составом населения, районом строительства.

9. Основные требования: к конструктивному решению и материалам несущих и ограждающих конструкций, к отделке зданий и сооружений; к инженерному и технологическому оборудованию.

10. Указания по определению сметной стоимости строительства и анализ технико-экономических показателей проекта.

11. Указания о необходимости:

разработки вариантов проектных решений;

согласования проектных решений с заинтересованными ведомствами и организациями (для общественных зданий);

выполнения в составе проекта (рабочего проекта) дополнительной документации (демонстрационные материалы).

12. Требования к мероприятиям по гражданской обороне.

Примечание. В пунктах 7 и 9 должны быть указаны требования по использованию научно-технических достижений.

Общие требования к содержанию задания на разработку чертежей типовых строительных конструкций, изделий и узлов зданий и сооружений

Задание на разработку чертежей типовых строительных конструкций, изделий и узлов должно составляться в соответствии с положениями раздела 2 настоящей Инструкции и содержать следующие исходные данные:

1. Полное наименование разрабатываемых чертежей.

3. Наименование ведущей проектной организации и проектных, научно-исследовательских и др. организаций, участвующих в разработке; распределение работ между ними.

5. Срок представления на одобрение или утверждение; наименование утверждающей (одобряющей) инстанции.

6. Назначение и область применения строительных конструкций, изделий, узлов.

7. Основные параметры и характеристики строительных конструкций, изделий, узлов.

8. Указания по расчету и конструированию.

9. Требования по унификации и стандартизации параметров элементов строительных конструкций и изделий.

10. Условия изготовления строительных конструкций, изделий.

11. Условия перевозки, хранения и монтажа строительных конструкций, изделий.

12. Условия эксплуатации строительных конструкций, изделий и узлов.

13. Требования по технико-экономическим показателям и перечень аналогов для сопоставления.

14. Условия согласования. Указание о необходимости согласования чертежей с организациями.

15. Задание по использованию научно-технических достижений.

Примерный состав типового проекта (типового проектного решения ) жилого дома, общественного здания или сооружения:

I. Стадия — проект

1. Общая пояснительная записка, содержащая: область применения с условиями, применительно к которым разрабатывается типовая документация; сведения об архитектурно-планировочных и конструктивных решениях, решения по инженерному и технологическому оборудованию, отделке здания; указания по технической эксплуатации (для жилых зданий ) ; технико-экономические показатели и другие сведения.

2. Основные чертежи:

схема генерального плана участка (М 1:500, 1:1000 );

фасады, планы блок-секций с примерами расстановки мебели для жилых зданий (М 1:50, 1:100 ), планы этажей (М 1:100, 1:200 ), разрезы по характерным местам.

4. Дополнительная документация: демонстрационный материал (необходимость разработки устанавливается заданием на разработку).

II. Стадия — рабочий проект

1. Общая пояснительная записка, содержащая: область применения с условиями, применительно к которым разрабатывается типовая документация; сведения об архитектурно-планировочных и конструктивных решениях; решениях по инженерному и технологическому оборудованию, отделке здания; указания о мероприятиях по технической эксплуатации (для жилых зданий) ; технико-экономические показатели и другие сведения.

2. Чертежи: схема генерального плана участка (М 1:500, 1:1000), фасады, планы секций с примерами расстановки мебели для жилых зданий (М 1:500, 1:100), планы этажей (М 1:100, 1:200), разрезы по характерным местам.

3. Сметная документация.

4. Дополнительная документация; демонстрационный материал (необходимость разработки, объем и форма устанавливается заданием на разработку).

Приведенные выше проектно-сметные материалы представляются на экспертизу и утверждение.

5. Схема генерального плана с нанесением объектов благоустройства и озеленения участка.

6. Основные комплекты рабочей документации здания или сооружения: архитектурно-строительные решения (как правило, раздельно ниже и выше отметки 0.000 ), технология (для общественных зданий ), отопление и вентиляция, внутренний водопровод, канализация и газопровод, электрооборудование, устройства связи и сигнализации, автоматизации систем инженерного оборудования (при необходимости) и др.; рабочие чертежи индивидуальных строительных изделий;

техническая документация по эксплуатации (для жилых домов);

заказные спецификации и опросные листы (при необходимости), чертежи общих видов нетиповых конструкций и устройств систем инженерного оборудования здания, сооружения.

Примечание. Необходимость выполнения дополнительного матери­ала устанавливается заданием на разработку.

_______________ Приложение 5

СВОДНЫЙ СМЕТНЫЙ РАСЧЕТ № ____

К типовому проекту _________________________________________________________

(наименование предприятия, комплекса или отдельных

Смотрите так же:  Гис энергоэффективность отчетность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.