Производственное здание налог на имущество 2020

Налог на имущество по оборудованию на фундаменте

Для того чтобы признать расположенное в цеху оборудование движимым имуществом, нужно выполнение следующих условий:

оборудование можно демонтировать и переместить в другое место без ухудшения его характеристик;

оборудование может использоваться отдельно от здания цеха, в котором оно расположено;

демонтаж оборудования не наносит несоизмеримого ущерба зданию цеха.

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, цех и оборудование нужно рассматривать как единый неделимый объект недвижимости. Расскажем подробнее.

Определимся с понятиями

С 2020 г. объектом налогообложения по налогу на имущество является только недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ). О том, что относится к движимому и недвижимому имуществу, в Налоговом кодексе ничего не сказано. Поэтому эти термины для целей налогообложения применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ).

Обратимся к Гражданскому кодексу. Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, жилые и нежилые помещения, а также машино-места. Законом к недвижимости может быть отнесено и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

Позиция чиновников

В отличие от здания цеха, которое неразрывно связано с землей и переносу в другое место не подлежит, промышленное оборудование во многих случаях может быть демонтировано без нанесения ему какого-либо вреда и установлено в другом месте. В то же время оно монтируется на фундаменте, то есть имеет связь с землей. Отсюда и возникает вопрос: относится ли такое оборудование к недвижимости?

Разъяснения на этот счет содержатся в письме Минпромторга России от 23.03.2020 № ОВ-17590/12 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 28.03.2020 № БС-4-21/[email protected]). Специалисты ведомства считают необоснованным отнесение оборудования, машин и иных основных средств промышленного производства к недвижимому имуществу. В вышеназванном письме они указали, что в соответствии с положениями земельного законодательства недвижимость участвует в гражданском обороте только в комплексе с земельным участком (правами на земельный участок), на котором она расположена. Поэтому к недвижимости, кроме самого земельного участка, могут быть отнесены здание, сооружение, объекты незавершенного строительства, которые возведены на земельном участке и выступают в гражданском обороте с ним единым объектом.

Технологическое оборудование промышленных предприятий, несмотря на то что оно может быть смонтировано на фундаменте, по мнению Минпромторга, не может быть квалифицировано в качестве недвижимого имущества. Ведь оно выступает в гражданском обороте самостоятельно именно в качестве оборудования, для которого возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов оборудования без потери его технических свойств и технологических функций.

Итак, сам по себе факт установки оборудования на фундаменте не свидетельствует о том, что оборудование является недвижимостью. Однако анализ судебной практики показывает, что не всегда возможность неоднократного монтажа оборудования без ухудшения его характеристик означает, что такое оборудование относится к движимому имуществу.

Фатальный демонтаж

Для признания оборудования движимым имуществом помимо способности неоднократно подвергаться монтажу и демонтажу с сохранением эксплуатационных качеств и свойств необходимо соблюдение еще одного критерия, а именно: демонтаж и перемещение оборудования не должны наносить несоразмерный ущерб недвижимости, в которой расположено оборудование. Это подтверждают Минфин России и суды.

В письме от 24.08.2017 № 03-05-05-01/54266 специалисты финансового ведомства указали, что под объектом недвижимости (зданием) понимается единый конструктивный объект капитального строительства, включающий в себя совокупность объектов, функционально связанных со зданием так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно.

А в постановлении от 18.01.2020 № Ф07-15984/2020 АС Северо-Западного округа рассмотрел следующую ситуацию. Компания в 2014 г. построила здание цеха по производству древесных гранул. В цехе смонтировано технологическое оборудование: линия по производству древесных гранул, поперечные транспортеры подачи щепы и опилок, трансформаторная подстанция. Поскольку все это оборудование приобреталось отдельно от конструкций цеха, соединено с фундаментом болтами и может быть демонтировано и перенесено в другое место для эксплуатации, компания считала оборудование движимым имуществом и не облагала его налогом на имущество на основании п. 25 ст. 381 НК РФ.

Однако, по мнению налоговиков, здание цеха и размещенное в нем оборудование представляют собой единый неделимый объект недвижимости. В связи с этим они доначислили компании налог. Суды трех инстанций их поддержали.

Арбитры указали, что в силу ст. 133 ГК РФ к неделимой вещи относится вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения. Она выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если имеет составные части. Замена одних составных частей неделимой вещи другими составными частями не влечет возникновения иной вещи, если при этом существенные свойства вещи сохраняются.

Недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс. Под ним понимается совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически либо расположенных на одном земельном участке (ст. 133.1 ГК РФ).

Изучив проект, по которому велось строительство цеха, суды пришли к выводу, что здание цеха и размещенное в нем технологическое оборудование представляют собой сложный неделимый объект. Это было подтверждено и результатами независимой экспертизы. Эксперты указали, что демонтаж и перемещение оборудования невозможны без несоразмерного ущерба назначению построенного здания. В результате суды пришли к выводу, что цех и установленное в нем оборудование (линия по производству древесных гранул, поперечные транспортеры подачи щепы и опилок) представляют собой единый объект недвижимости и компания не вправе была применять в отношении этого оборудования льготу по налогу на имущество.

Что касается трансформаторной подстанции, то она может быть демонтирована, установлена и подключена к системе электроснабжения в ином месте, что исключает ее прочные (неразрывные) связи с землей. Кроме того, ее мощность позволяет использовать подстанцию для электроснабжения не только цеха, но и иных объектов. В связи с этим суды указали, что она не может рассматриваться как часть неделимого объекта цеха по производству древесных гранул и представляет собой движимое имущество.

ВС РФ запретил налоговикам доначислять на оборудование налог на имущество

Верховный Суд РФ отменил решения налоговых органов и судов, которые посчитали установленное в цехе оборудование частью производственного здания и доначислили налог на имущество организаций.

Налоговые органы признали частью единого объекта недвижимости (цеха) установленные в здании цеха трансформаторную подстанцию, производственные линии, транспортеры и автоматическую систему защиты от пожаров и пылевых взрывов.

ВС РФ в своем определении от 12.07.2020 № 307-ЭС19-5241 поддержал налогоплательщика, который посчитал перечисленные объекты оборудованием и применил к ним освобождение от налога, предусмотренное пунктом 25 статьи 381 НК РФ для движимого имущества.

Суд указал, что определенность при взимании налога на имущество организаций обеспечивается за счет использования установленных в бухучете формализованных критериев признания имущества налогоплательщика (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов основных средств.

При этом в отношении объектов основных средств, принятых на учет с 01.01.2013 в качестве движимого имущества, установлено освобождение от уплаты налога.

Суд напоминает, что правила формирования в бухучете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Данное положение выделяет рабочие, силовые машины и оборудование в отдельный вид ОС, подлежащих учету, отличного от зданий и сооружений. При этом основой классификации ОС в бухучете выступает Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013- 2014 (СНС 2008) и ранее действовавший классификатор ОК 013-94.

Согласно данным классификаторам, оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу основных средств, за исключением прямо предусмотренных в классификаторах случаев, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации). Из этих классификаторов также следует, что оборудование для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, связанных с изменением предмета труда, в том числе, установленное на фундаменте, по общему правилу не классифицируется в качестве сооружений. Данное оборудование подлежит классификации в соответствующих группировках машин и оборудования.

Учитывая изложенное, машины и оборудование, приобретенные как объекты движимого имущества, учитываются в бухучете отдельно от зданий и сооружений в качестве самостоятельных инвентарных объектов, и согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ подлежат налогообложению в таком качестве.

Это значит, что по общему правилу к машинам и оборудованию, выступавших движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, применимо освобождение от налога на имущество (предусмотренное подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 и пунктом 25 статьи 381 НК РФ).

Суд при этом признал, что в ходе налоговой проверки инспекторы могут выявить искусственное разделение в бухучете единого объекта основных средств, выступающего недвижимым объектом (зданием или сооружением) и доначислить налог на имущество. Однако подобные решения должны быть основаны на объективных критериях, соблюдение которых являлось бы ясным любому разумному налогоплательщику при принятии объекта основных средств к учету.

Так, в частности, сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, в том числе, если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

По мнению судей, отнесение объектов к недвижимости или движимому имущество не должно зависеть от оценочных суждений экспертов и приводить к постановке в неравное положение налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в обновление производственного оборудования в зависимости от особенностей монтажа и эксплуатации этих объектов.

Например, если климатические условия места производства требуют расположения оборудования в здании для обеспечения его нормальной эксплуатации, то это не должно приводить к отнесению этого оборудования для целей налогообложения к составной части здания.

ВС РФ в своем определении не только отменил налоговые доначисления но и предписал судам учитывать изложенную в определении правовую позицию.

Напомним, из-за разных подходов к налогообложению движимого имущества и недвижимости споры с налогоплательщиками об отнесении объектов к тому или иному виду часто доходят до суда. Кроме того, с 1 января 2020 года движимое имущество полностью исключено из объектов налогообложения, и налог уплачивается только в отношении недвижимости. Это изменение только усилило актуальность данной темы.

Новое определение Верховного Суда РФ поставило точку в одном и споров об отнесении оборудования к движимому имуществу. Позиция судей ВС РФ поможет организациям избежать неправомерных налоговых доначислений и сэкономит бизнесу миллиарды рублей.

Ответы о налоге на коммерческую недвижимость

Какие налоги должны оплачивать владельцы коммерческой недвижимости? На примере Московского региона рассказывает юрист, эксперт по недвижимости Светлана Кириллова.

Что является и что не является коммерческой недвижимостью?

Сразу отмечу, что ИП, мелкий и средний бизнес относят к организациям – для них установлен общий порядок налогообложения. А для того, чтобы разобраться с налогами на недвижимость, нужно определить, что такое коммерческая недвижимость. Ведь не каждое нежилое помещение относится к коммерческим. Во-первых, это нежилые здания и помещения. Во-вторых, важно определенное назначение в использовании этих объектов.

Почему важен второй момент? Машино-место или апартаменты – тоже нежилые помещения. И, безусловно, их можно использовать в своей предпринимательской деятельности – сдать в аренду, например. Но при первичном рассмотрении это некоммерческие помещения. Далее я расскажу о случаях, когда и они будут подпадать под налогообложение для коммерческих объектов.

Налог на имущество организаций и ИП

Владельцы административно-деловых центров, коммерческих и торговых зданий и помещений в них должны платить налог на имущество.

При этом налоговый кодекс освобождает от налога на имущество организации и ИП, работающие на упрощенной системе налогообложения (УСН). Но с одной существенной оговоркой: кроме коммерческих объектов, налог по которым рассчитывается по кадастровой стоимости. Найти объект, по которому не определена кадастровая стоимость, уже непросто. В таком порядке стоимость недвижимости определяется уже в 74 субъектах РФ. Ежегодно органы власти выявляют все новые и новые объекты, которые используются для коммерческих целей, и вносят их в Перечень торговых, офисных объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, облагаемых налогом на имущество от кадастровой стоимости. Данный перечень размещается на официальном сайте органов власти региона. К примеру, на сегодня в Москве таких объектов в документе – 30 тысяч общей площадью около 96 млн кв. метров.

Кто должен платить налог на имущество?

Закон не освобождает от налога на имущество применяющих УСН собственников административно-деловых и торговых центров. Причем не имеет значения, владеет налогоплательщик всем зданием или только одним помещением.

Административно-деловой центр – это отдельно стоящее нежилое здание, в котором назначение не менее 20% площадей – деловые, коммерческие или административные цели. Либо это здание, расположенное на земельном участке с разрешенным видом использования для размещения таких помещений.

Сведения о назначении нежилого помещения, здания или земельного участка содержатся в ЕГРН или данных технического учета (БТИ, Ростехинвентаризация). К таким объектам относятся офисы, переговорные, зона ресепшн, парковки и даже офисное оборудование.

Торговый центр – это отдельно стоящее здание, в котором в соответствии с его назначением (назначением земельного участка) располагаются торговые объекты, объекты общественного питания, бытового обслуживания. Здание будет отнесено к торговому центру, если под эти цели используется более 20% помещений.

Если по сведениям ЕГРН или данным технического учета назначение здания или земли иное, но более 20% его помещений используются под магазины, кафе, службы быта, для целей налогообложения оно будет отнесено к категории торговых центров.

Как определяется налог на коммерческую недвижимость?

Налог на имущество организаций (или ИП) региональный. То есть ставку определяют местные власти, но Налоговый кодекс ограничивает ее максимальное значение. Так, с 2016 года ставка не может быть выше 2%. В Москве в 2020 году ставка налога на имущество организаций равна 1,6%.

На какие организации распространяются льготы?

В то же время существуют льготы как на федеральном уровне, так и на региональном (глава 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса). Перечень довольно внушительный. Например, льготами могут воспользоваться:

  • религиозные организации,
  • общественные организации инвалидов,
  • фармацевтические производители,
  • протезно-ортопедические предприятия,
  • коллегии адвокатов, бюро и юридические консультации,
  • государственные научные центры,
  • организации на территории особой экономической зоны,
  • управляющие организации в «Сколково» и некоторые другие.
  • Порядок применения льгот и условия, при которых использование льгот прекращается, определяется налоговым законодательством.

    Для кого снижен налог в Москве?

    Региональные льготы устанавливает исполнительная власть субъекта РФ. Так, в Москве в четыре раза снижен налог для следующих объектов:

  • торгово-офисных помещений, которые фактически используются менее чем на 20% под торгово-офисные цели;
  • заводоуправления (то есть в этих помещениях размещаются сотрудники, управляющие заводом);
  • организаций образования, медицины и науки.
  • В первом и втором случаях факт соответствующего использования помещений должна подтвердить Государственная инспекция по недвижимости до конца первого полугодия текущего года. Результаты отражаются в акте обследования. Госинспекция проверяет нежилые здания общей площадью свыше 1000 кв. метров, а также многоквартирные дома с нежилыми помещениями, если их доля превышает 3000 кв. метров.

    Смотрите так же:  Льготы авто налога в рязани

    Если заключение Госинспекции отрицательное, можно представить в налоговый орган иные убедительные доказательства. Оспорить акт обследования можно в Межведомственной комиссии при Департаменте экономической политики и развития Москвы.

    Для субъектов малого предпринимательства (включенных в перечень, который можно посмотреть на сайте ФНС) налоговая база уменьшается на кадастровую стоимость 300 кв. метров от площади объекта.

    Для гостиниц налоговая база может быть уменьшена на кадастровую стоимость минимальной площади номерного фонда, умноженной на два.

    Для инвестиционных приоритетных проектов города установлены следующие льготы:

  • для промышленных комплексов сумма налога уменьшается вдвое;
  • технопарки и индустриальные парки полностью освобождаются от налога на имущество.
  • Как рассчитать налог на коммерческую недвижимость?

    Сумма налога без учета льгот в Москве рассчитывается по формуле:

    налог = кадастровая стоимость недвижимости х 1,6%

    Базовая ставка налога на имущество физических лиц за 2020 год по коммерческим объектам равна 1,5% от кадастровой стоимости. Напомню, что этот порядок налогообложения распространяется и на апартаменты, и на машино-места, расположенные в таких зданиях и сооружениях. А вот если недвижимость стоит более 300 млн рублей, ставка налога выше – 2%.

    Льготы для владельцев нежилой недвижимости

    Есть в Москве льготы и для граждан, владеющих нежилой недвижимостью. Но они не распространяются на физических лиц, которые используют свою недвижимость в предпринимательских целях, то есть для извлечения прибыли.

    Налог на имущество физических лиц рассчитывает налоговый орган и направляет уведомление собственнику до 1 ноября текущего года. Оплатить налог нужно не позднее 1 декабря следующего года.

    Что еще нужно оплатить?

    К расходам собственников помещений относятся не только налоги, но и эксплуатационные и коммунальные платежи. Обычно эксплуатационные платежи для помещений, расположенных в бизнес- и торговых центрах, выше. Это связано с наличием дополнительных инженерных коммуникаций: системы кондиционирования, пожарной сигнализации, вентиляции и т. п. Многое зависит от уровня центра и, конечно, управляющей организации.

    Налог по-старому: как уйти от кадастровой стоимости?

    Директор Экспертной группы VETA, судебный эксперт

    специально для ГАРАНТ.РУ

    С 2015 года налог на имущество организаций стал рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, из-за чего многие компании стали оплачивать его в гораздо большем размере, нежели ранее (ст. 375 Налогового кодекса). И, конечно, у многих возник вопрос: а как платить меньше? И такой способ есть, вернее даже два – установить вместо кадастровой рыночную стоимость или добиться исключения объекта из перечня недвижимости с соответствующим налогообложением.

    Установить вместо кадастровой стоимости рыночную – хороший путь для организаций к снижению налога, и многие этим пользуются. Это особенно выгодно, когда первая выше возможной цены покупки или продажи в несколько раз. Тем не менее, в ряде случаев можно добиться исключения объекта из перечня недвижимости, подлежащей налогообложению именно по кадастровой стоимости. Порой это более перспективно, чем процедура с установлением рыночной цены. Правда, этот способ не всем подойдет.

    Вопрос в принципе касается не всей коммерческой и производственной недвижимости. В соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости только для определенного рода объектов. Это торгово-офисные здания и недвижимость иностранных организаций, если последние не осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства или же их объекты, не имеющие отношения к деятельности через постоянные представительства.

    В остальных случаях база по налогу рассчитывается по среднегодовой (или средней) стоимости объекта. Он определяется как сумма величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца, поделенная на количество месяцев в году. Остаточная – это первоначальная стоимость за вычетом износа. Она, как правило, меньше кадастровой, поэтому сумма налога, рассчитанная исходя из среднегодовой стоимости, порой на порядок меньше той, что начислена по кадастровой. Даже с учетом того, что в первом случае ставка налога обычно выше.

    Но сделать так, чтобы недвижимость либо не попала в список объектов налогообложения по кадастровой стоимости, либо была исключена из него, можно лишь в определенных случаях. И как это сделать – зависит от региона, в котором работает организация.

    Региональный фактор

    Налог на имущество организаций является региональным налогом, а значит, многие моменты, которые касаются уплаты налога на имущество, определяют сами регионы (п. 1 ст. 14 НК РФ). Это и ставка, и некоторые особенности формирования базы по налогу, и льготы, и порядок уплаты налога, и порядок проведения некоторых процедур. В частности, порядок исключения из перечня объектов налогообложения по кадастровой стоимости субъекты РФ также сами определяют. Поэтому ситуация в разных регионах может отличаться настолько, что общим может остаться лишь тот факт, что налог на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для торгово-офисных зданий.

    Различия хорошо видны при сравнении двух таких регионов, как Москва и Нижегородская область.

    Так, если говорить о налоговой базе объектов на территории Москвы, то она рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (без учета жилых помещений и недвижимости иностранных организаций):

    • административно-деловых и торговых центров (и помещений в них) на земельных участках, у которых один из видов разрешенного использования – размещение офисных зданий, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
    • отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. м (и помещений в них), где размещены офисы, торговые помещения, заведения общепита и бытового обслуживания населения, или фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения;
    • расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений общей площадью свыше 3000 кв. м, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита объектов бытового обслуживания;
    • отдельно стоящих нежилых зданий (и нежилых помещений в таких зданиях), если назначение зданий и помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (ст. 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций»).
    • В Нижегородской области перечень несколько короче:

    • административно-деловые и торговые центры, помещения в них;
    • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (статья Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 г. № 109-З «О налоге на имущество организаций», налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (также без учета недвижимости иностранных организаций).
    • Ставки данного налога для организаций также разнятся. В Москве это 1,4% от кадастровой стоимости в 2017 году и 1,5% в 2020-м, а в Нижегородской области – постоянно 2%.

      Кроме того, иногда применяется пониженная ставка. Так, в Москве при расчете суммы налога применяется коэффициент 0,1, если помещение удовлетворяет нескольким условиям. Например, когда оно находится на цокольном, первом и втором этажах зданий, непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением, и используется для размещения объектов общественного питания, розничной торговли, бытового обслуживания, туристской деятельности, деятельности в области исполнительских искусств, музеев, коммерческих художественных галерей и (или) в области демонстрации кинофильмов.

      В Нижегородской области в ряде случаев применяется ставка 0,5%. Это относится к гостиницам, размещенным в принадлежащих налогоплательщику зданиях, или к расположенным в административно-деловых центрах помещениям, где выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет госсредств.

      Кроме того, у каждого региона есть свои льготы по налогу на имущество, рассчитанному исходя из кадастровой стоимости, и их список достаточно большой в обоих субъектах РФ. Далеко не все льготы распространяются на частные коммерческие организации, но, например, в Москве предусмотрено уменьшение кадастровой стоимости на 300 кв. м для субъектов малого бизнеса, для организаций, работающих четвертый год, и для организаций, средняя численность работников которых за предыдущий год была не меньше 10 человек, а выручка – 2 млн руб. на одного работника. В Нижегородской области льготами могут воспользоваться (частичное или полное освобождение от уплаты налога) организации, реализующие проекты, признанные приоритетными и инновационными, художественные промыслы и организации в отношении приобретенных и вновь введенных в действие основных средств в сфере обрабатывающих производств.

      Выйти из Перечня

      В обоих регионах в отношении недвижимости есть условие «в соответствии с кадастровыми паспортами объектов…». То есть, и в Москве, и в Нижегородской области есть установленный местным законодательством Перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Формируется он по определенным правилам, установленным в каждом субъекте РФ, и согласно Письму ФНС России от 19 мая 2017 г. № БС-4-21/[email protected] «О применении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта РФ о налогах.

      То есть, постановление может вступить в силу не как остальные «налоговые» нововведения, которые обязательно должны начинать свое действие с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (за исключением ряда случаев). В итоге, ничего не запрещает региональным властям обновлять перечень и в середине года, что может стать сюрпризом для некоторых налогоплательщиков, и к этому надо быть готовым.

      Постановления о перечнях объектов недвижимости, налогообложение которых рассчитывается по кадастровой стоимости, подразумевает и возможность исключения из него объектов по ряду причин, в основном по одной – объект фактически не используется для торгово-офисных целей. Как это? В соответствии с п. 3 ст. 378.2 НК РФ, перечисленные в законе объекты (магазины, офисы, общепит и т.д.) должны занимать менее 20% от общей площади. То есть, например, на оставшихся 80% должно располагаться какое-нибудь производство. Также возможны и другие поводы – кардинальная смена деятельности или консервация объекта (фактическое прекращение использования).

      Как же исключить объект из Перечня? Процедура в обоих регионах также отличается.

      Москва

      Данные дела рассматривает Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве. Она может поручить Госинспекции по недвижимости определить (в том числе – повторно) вид фактического использования объекта. Для этого надо подать соответствующее заявление в Департамент экономической политики и развития города Москвы (на сайте ведомства есть образец). Документы, которые надо приложить к заявлению (в любом случае):

    • выписка из ЕГРЮЛ;
    • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия заявителя;
    • выписка из ЕГРП или нотариально заверенная копия свидетельства о собственности.
    • А далее все зависит от причины, по которой владелец недвижимости решил обратиться в комиссию. Если он считает, что Госинспекция допустила ошибку, так как руководствовалась иными данными, отличными от документов собственника, то в департаменте рекомендуют к заявлению приложить:

    • оригиналы или копии документов кадастрового и (или) технического учета;
    • описание различий в документах собственника и Госинспекции по недвижимости.
    • Если же ошибка была допущена в расчетах, то нужно предоставить:

    • расчет, проведенный собственником в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. № 257-ПП «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения»;
    • указания на расхождения с расчетом Госинспекции по недвижимости.

    В случае изменения вида фактического использования помещения (в связи с началом другой деятельности) необходимы:

  • экспликация и поэтажный план здания с указанием видов деятельности, которые ведутся в каждом из помещений, с отметками о произошедших изменениях;
  • договоры аренды с указанием видов деятельности, которые будут вести арендаторы в снимаемых помещениях;
  • соглашение о расторжении договора аренды;
  • фотоматериалы/видеоматериалы;
  • лицензии на осуществление заявленных видов деятельности;
  • документы, подтверждающие, что указанное производственное, медицинское и иное оборудование действительно расположено в этом здании;
  • ссылки на открытые источники с информацией о виде деятельности, осуществляемой заявителем на территории объекта.
  • Комиссия нередко принимает решения в пользу заявителей. Так, в 2015 году было подано 250 таких заявлений, назначено 190 повторных мероприятий по определению фактического вида использования объектов, 125 решений принято в пользу собственников (то есть 50% от общего числа поданных заявлений). В 2016 году подано 121 заявление, назначено 55 повторных мероприятий и 39 решений вынесено в пользу заявителя.

    Оспорить результаты мероприятий предыдущего года (в данном случае – 2016-го) можно было только до 31 марта текущего года. То есть сегодня собственник может поспорить только с выводами Госинспекции, сделанными уже в 2017 году.

    И исключить объект из Перечня на 2017 год можно только в том случае, если повторный акт с выводом, что объект не используется для торгово-офисных целей, составлен до 31 декабря 2016 года. Если позже – то только из Перечня на 2020 год.

    Нижегородская область

    Здесь процедура исключения из Перечня несколько иная. Этими вопросами занимается Межведомственная комиссия при министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области. Для этого надо сделать отчет о фактическом использовании и подать заявление в министерство. На данный момент можно исключить объект только из Перечня за 2017 года – за 2016 год уже поздно (по срокам действуют те же правила, что и Москве).

    Кстати, если комиссия примет отрицательное решение, то его можно обжаловать в судебном порядке. Но, в принципе, в Нижегородской области практика исключения из Перечня в основном положительная, в том числе и при обжаловании в суде.

    Главное условие

    Шанс исключить объект из Перечня напрямую зависит от вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка и наименования (назначения) объекта. Если они предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, то такие объекты не подлежат исключению из перечня, даже если они убираются в необходимую пропорцию 20%/80%. И подавать заявку или заказывать экспертизу в этом случае нецелесообразно.

    То есть, если по всем документам объект – заведение общепита, например столовая, то и рассматривать ее будут как столовую, несмотря на то, что фактическое использование может быть другое (или даже не использоваться вовсе). Но обычно таких назначений бывает несколько, что, в принципе, оставляет пространство для маневра. Главное – ничего не напутать.

    Рубрика: Налоги и бухучет

    Теги: Москва, юрлица, налог на имущество организаций, бухучет и отчетность, налоги, сборы, взносы, практические ситуации, ФНС России

    Налог на имущество организаций

    Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом, а также региональными законами (п. 1 ст. 372 НК РФ). Но сначала разберемся с тем, кто должен платить налог.

    1. Организации на ОСН (в т.ч. обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс), у которых на балансе есть основные средства, признаваемые объектом налогообложения по налогу на имущество.

    2. Организации на УСН и ЕНВД, владеющие определенным имуществом.

    3. Организации на ЕСХН в отношении некоторого имущества.

    Налог на имущество организаций: недвижимое имущество

    Данным налогом облагается вся недвижимость, кроме земельных участков и иных объектов природопользования (п. 1, пп. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ).

    Причем у налогообложения недвижимости есть свои особенности. Так, организации на ОСН должно платить налог на имущество в отношении:

  • недвижимости, числящейся на балансе в качестве основных средств;
  • жилой недвижимости, не учитываемой по данным бухгалтерского учета как ОС.
  • Организации на УСН и ЕНВД уплачивают налог (п. 1 ст. 378.2 НК РФ), если они владеют:

  • определенными объектами недвижимости, например, торговыми центрами или помещениями в них. Полный перечень такой недвижимости приведен в п. 1 ст. 378.2 НК РФ;
  • жилой недвижимостью, которая не учитывается на балансе по данным бухгалтерского учета в качестве основного средства.
  • Организации на ЕСХН уплачивают налог в отношении имущества, которое не используется при производстве сельхозпродукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями (п.3 ст.346.1 НК РФ).

    Налог на имущество организаций: движимое имущество

    Налог с движимого имущества c 01.01.2020 не уплачивается (Федеральный закон от 03.08.2020 № 302-ФЗ).

    Смотрите так же:  Новое пособие на второго ребенка

    Налог на имущество предприятий: налоговая база

    По общему правилу налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, но в отношении определенного имущества налог рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости (ст. 375, 378.2 НК РФ).

    Налог на имущество юридических лиц: отчетные периоды

    Отчетные периоды по налогу на имущество зависят от налоговой базы (п. 2 ст. 379 НК РФ):

    Налоговая база Отчетные периоды
    Налог рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости имущества I квартал, полугодие, 9 месяцев
    Налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости имущества I квартал, II квартал, III квартал

    Кстати, региональные власти могут и не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 379 НК РФ).

    Налоговый период по налогу на имущество

    Налоговый период по налогу на имущество организаций един для всех (независимо от стоимости имущества, исходя из которой рассчитывается налог) и равен календарному году (п. 1 ст. 379 НК РФ).

    Ставка налога на имущество юрлиц

    Региональные власти вправе сами устанавливать ставку налога на имущество, но ее размер не может превышать ставку, установленную Налоговым кодексом (п. 1 ст. 380 НК РФ). Эта ставка в общем случае составляет 2,2%.

    При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, признаваемого объектом налогообложения (п.2 ст.380 НК РФ).

    Если региональные власти не установили собственные ставки налога на имущество организаций, то налог рассчитывается исходя из ставок, указанных в НК РФ (п. 4 ст. 380 НК РФ).

    Расчет налога на имущество организаций

    Расчет налога исходя из среднегодовой стоимости имущества отличается от расчета налога исходя из кадастровой стоимости.

    И здесь важно отметить, что при расчете налога исходя из среднегодовой стоимости не нужно учитывать недвижимость, налог в отношении которой рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.

    Расчет авансов и налога исходя из среднегодовой стоимости имущества

    Для расчета аванса понадобится определить среднюю стоимость имущества (п. 4 ст. 376 НК РФ):

    Определив среднюю стоимость имущества, можно рассчитать сумму авансового платежа (п. 4 ст. 382 НК РФ):

    Для расчета годовой суммы налога нужно определить среднегодовою стоимость имущества:

    Расчет налога выглядит так:

    Доплатить в бюджет по итогам года нужно сумму, рассчитанную по формуле:

    Расчет авансов и налога исходя из кадастровой стоимости имущества

    Чтобы понять, какую сумму аванса нужно уплатить в бюджет, необходимо произвести следующий расчет (п. 12 ст. 378.2 НК РФ):

    Годовая сумма налога определяется по следующей формуле:

    А сумма налога к доплате по итогам года рассчитывается так:

    Срок уплаты налога на имущество организаций

    Срок уплаты налога на имущество устанавливается законами субъектами РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ).

    Например, собственники московского имущества должны уплатить налог по итогам года не позднее 30 марта года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64). А крайний срок уплаты для плательщиков налога на имущество в Республике Татарстан – 5 апреля года, следующего за отчетным (ч.3 ст.4 Закона РТ от 28.11.2003 № 49-ЗРТ).

    Срок уплаты авансовых платежей по налогу на имущество

    Сроки уплаты авансовых платежей, так же как и срок уплаты налога, устанавливается региональными властями. И, соответственно, в разных регионах данные сроки могут быть разными.

    Представление отчетности по налогу на имущество организаций

    Плательщики налога на имущество должны представлять отчетность по этому налогу в следующие сроки:

    Вид отчетности Когда представляется Крайний срок представления
    Расчет по авансовому платежу по налогу на имущество (Приложение № 4 к Приказу ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected]) По итогам отчетных периодов Не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 386 НК РФ)
    Декларация (Приложение № 1 к Приказу ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected]) По итогам года Не позднее 30 марта года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 386 НК РФ)

    Если в вашем регионе не установлены отчетные периоды, то, соответственно, вам нужно представить в ИФНС только декларацию по итогам года.

    Не нужно представлять расчет и декларацию, если у организации нет облагаемого налогом имущества.

    Нюансы уплаты и сдачи отчетности

    Организации должны уплачивать авансы/налог по месту нахождения имущества:

    Местонахождение имущества Куда уплачивается налог
    Имущество находится по местонахождению организации (п.п. 3, 6 ст.383 НК РФ) В ИФНС, где организация состоит на учете
    Имущество находится по местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (ст. 384 НК РФ) В ИФНС, где ОП состоит на учете
    Недвижимое имущество находится вне местонахождения организации и ОП (ст. 385 НК РФ) В ИФНС, обслуживающую территорию, на которой находится имущество

    Такой же порядок распространяется и на представление отчетности по налогу на имущество (п. 1 ст. 386 НК РФ).

    Если имуществом организация владела не целый год

    Если облагаемое налогом имущество было принято на учет не с начала отчетного года или выбыло в течение года, то на формулу расчета авансов/налога исходя из среднегодовой стоимости имущества данный факт никак не повлияет.

    Если же речь идет об имуществе, налог в отношении которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, то авансы/налог рассчитываются с учетом коэффициента владения (п. 5 ст. 382 НК РФ). Данный коэффициент определяется по следующей формуле:

    При подсчете количества полных месяцев владения нужно учитывать, что:

  • если право собственности на кадастровую недвижимость возникло до 15-го числа конкретного месяца включительно, то данный месяц принимается за полный. Если же право на недвижимость возникло после 15-го числа месяца, то данный месяц в расчет не берется;
  • если право собственности на кадастровую недвижимость прекращено после 15-го числа месяца, то этот месяц участвует в расчете коэффициента как полный. Если же право прекращено до 15-го числа месяца включительно, то такой месяц учитывать не нужно.
  • Налог на имущество при УСН: платить или не платить?

    База налогообложения

    Обязанность платить имущественный сбор организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, была вменена Федеральным законом № 52-ФЗ от 02.04.2014. Именно он внес поправки в абзац первый пункта 2 статьи 346.11, согласно которым «упрощенцы» должны уплачивать налог в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

    При этом кадастровая стоимость должна быть определена по состоянию на 1 января текущего года (если на 1 января таких данных не было, то и сбор платить не нужно). Таким образом, базой налогообложения в данном случае является все виды недвижимости, имеющие кадастровую стоимость на начало налогового периода.

    Что же относится к такой собственности?

  • Торговые и деловые центры, помещения в них.
  • Офисные и торговые помещения.
  • Рестораны, кафе, столовые — объекты общественного питания.
  • Строения бытового обслуживания.
  • Жилые дома и помещения, о них расскажем отдельно.
  • Особые условия

    Однако не все так просто. Кроме кадастровой стоимости в отношении недвижимой собственности должны быть выполнены еще несколько важных условий:

    1. Здание, строение, сооружение или помещения в них должны принадлежать организации-налогоплательщику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.
    2. Недвижимость должна быть учтена на балансе организации в составе основных средств (на счете 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности»).
    3. Земельный участок под недвижимостью должен иметь соответствующий вид разрешенного использования: для размещения торговых единиц, общественного питания и (или) бытового обслуживания; для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
    4. Более 20% недвижимости по данным ЕГРН предназначено для использования в указанных целях. Например, для размещения торговых площадок. Важно подтвердить и фактическое использование объекта по указанным целям, в заявленном объеме, не ниже 20%.
    5. Собственность недвижимости должна быть включена в перечень объектов, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
    6. Перечень из последнего пункта должен быть определен субъектом РФ (по месту нахождения недвижимости) и опубликован на официальном сайте этого субъекта РФ. Узнать кадастровую стоимость можно, получив в Росреестре выписку о кадастровой стоимости объекта в соответствии со статьей 63 Закона N 218-ФЗ. Если все условия выполнены — надо платить сбор на недвижимость. Если какое-либо условие не выполнено или кадастровая стоимость не определена, налоговые обязательства за этот год платить не надо.

      Минфин России в письме от 11.03.2016 N 07-01-09/13596 напоминал, что имущественный сбор, исходя из балансовой стоимости объектов, упрощенцы по-прежнему не платят. Кстати, индивидуальные предприниматели на УСН все так же освобождены от налога, правда, есть одно исключение, о котором пойдет речь ниже.

      Жилая недвижимость

      Платится ли налог на имущество при УСН с жилых домов и помещений? Жилая недвижимость также признается объектами налогообложения по имущественным сборам. Но в отношении таких объектов предусмотрены исключительные правила.

      Жилой объект будет признан налогооблагаемым, если он не числится в организации как основное средство. То есть жилая недвижимость налогооблагаемая, если учитывается в балансе организации на счетах:

    7. 08 «Вложения во внеоборотные активы»;
    8. 41 «Товары»;
    9. 43 «Готовая продукция».
    10. В отношении таких объектов налог на имущество для упрощенцев рассчитывается по кадастровой стоимости (Письма Минфина России от 19.05.2017 N 03-05-05-01/30753, от 25.01.2020 N 03-05-05-01/4064).

      Налог на имущество у ИП на УСН

      В силу статьи 346.11 НК РФ применение индивидуальными предпринимателями УСН предусматривает их освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности. Однако существует исключение: если принадлежащая им недвижимость включена в перечень административно-деловых и торговых центров, утвержденный субъектом РФ в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, платить налог все же нужно.

      Особенности исчисления и уплаты такого налога ИП регулирует глава 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса РФ, введенная Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ. Согласно статье 400 НК РФ плательщиками налога на имущество физических лиц признаются все граждане, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. Это в равной степени относится к индивидуальным предпринимателям.

      Основные правила, которых ИП должны придерживаться при исчислении суммы к уплате, выглядят так:

    11. В силу статьи 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
    12. По нормам статьи 408 НК РФ сумму налога исчисляет налоговый орган по истечении налогового периода. Такая сумма определяется налоговиками отдельно по каждому объекту налогообложения.
    13. Заплатить налог на имущество индивидуальных предпринимателей при УСН необходимо не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, об этом сказано в статье 409 НК РФ.
    14. Исчислить и заплатить налог нужно по месту нахождения собственности. Например, если ИП зарегистрирован в одном регионе, а недвижимость в другом, платить нужно по ее месту нахождения.

    Теперь мы знаем, что ИП не нужно самому ничего рассчитывать, а также отчитываться перед ФНС. Налоговое уведомление ему пришлет сам орган ФНС по месту нахождения объекта недвижимости. Также ИП не должен осуществлять никаких авансовых платежей. Однако у ИП, как и у юрлица, могут возникнуть вопросы, связанные с кадастровой стоимостью.

    Как разобраться с кадастровой стоимостью?

    Итак, если организация или ИП на УСН выяснили, что обязаны уплачивать налог с кадастровой стоимости, сразу возникает вопрос о том, как это сделать практически. В первую очередь, на основании ст.378.2 налоговой базой в данном случае в субъекте, в котором фирма зарегистрирована в качестве налогоплательщика, должна быть установлена кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.

    При возникновении разногласий по результатам оценки стоимость объекта можно оспорить в судебном или внесудебном порядке. Во втором случае следует обратиться с заявлением, в течение шести месяцев со дня внесения объекта в кадастровый реестр, в специальную комиссию, занимающуюся данным вопросом. Для этого должны быть веские основания: либо неправильно определена площадь объекта, либо стоимость не соответствует рыночной оценке. Также потребуется приложить необходимые документы:

  • кадастровый паспорт;
  • документы, заверенные у нотариуса, о праве собственности на данный объект недвижимости;
  • документы, на основании которых вы заявляете о необъективности кадастровой оценки;
  • заключение эксперта, состоящего в СРО, об оценке рыночной стоимости объекта.
  • Если после обращения кадастровая стоимость изменилась, то налог можно пересчитать с начала периода, даже если решение было вынесено в декабре.

    Как рассчитать налог на имущество УСН?

    Так как имущественный сбор — это региональный налог, то все поправки законодательства федерального уровня должны быть и прописаны местными властями. Это касается и ставок, и самой обязанности по уплате. Налоговой базой в любом случае будет являться кадастровая стоимость объекта недвижимости. Если таких объектов несколько, то и расчет необходимо произвести по каждому из них. Ставку сбора определяют власти субъекта РФ. НК РФ только определяет максимальные ставки от 0,1% до 2%, в зависимости от типа объекта. Безвозмездная передача имущества при УСН на сумму и ставку налога никак не влияет.

    Кроме того, у юрлиц возникает обязанность вносить каждый квартал авансовые взносы. Порядок их исчисления определен статьей 382 НК РФ: сумма авансового платежа исчисляется раз в квартал как 1/4 кадастровой стоимости недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

    В случае, когда определена кадастровая стоимость всего здания или строения, а плательщику принадлежит лишь его часть, налоговая база рассчитывается пропорционально площади.

    Сроки, в которые необходимо перечислять сбор в бюджет и сдавать отчетность, также устанавливаются органами местной власти.

    Бухгалтерский учет

    Поскольку организации на УСН обязаны вести бухгалтерский учет, им необходимо отражать в нем все операции по налогообложению. Для отражения начисленных сумм налога на имущество в бухгалтерском учете необходимо руководствоваться общими нормами признания расходов. Так, в ПБУ 10/99 все расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.
  • Все расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, признаются прочими. Исчисленные суммы нужно относить к расходам по обычным видам деятельности. Об этом предупреждает Минфин в письме N 03-05-05-01/16. Для осуществления проводок необходимо воспользоваться Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. В ней сказано, что начисленная организацией по налоговой декларации сумма налога (авансового платежа) на имущество отражается записью по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Выглядит проводка так:

  • Дебет 26, 44 Кредит 68 — начислено;
  • Дебет 68 Кредит 51 — перечислено.
  • Отчетность по налогу на имущество при УСН

    Порядок того, как налоговая декларация по налогу на имущество при УСН предоставляется в ФНС, определен статьей 386 НК РФ. Упрощенцы должны отчитываться на общих основаниях, если являются плательщиками.

    Декларацию и расчеты по авансовым платежам необходимо сдавать по истечении каждого отчетного и налогового периода в налоговые органы по месту своего нахождения, месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по месту нахождения каждого объекта недвижимого имущества. Расчеты подаются ежеквартально не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а декларацию необходимо сдавать ежегодно не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Формы расчета и декларации по налогу на имущество утверждены приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/[email protected], в редакции от 04.10.2020 г. Особое внимание при их заполнении организациям на УСН необходимо обратить на раздел 3, который заполняется в отношении объектов недвижимого имущества, налоговой базой по которым признается кадастровая стоимость.

    Налоги и сборы, зачисляемые в бюджет г. Санкт-Петербурга и бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории г. Санкт-Петербурга

    Налоги и сборы, зачисляемые в бюджет г. Санкт-Петербурга и бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории г. Санкт-Петербурга

    Налог на имущество организаций

    В соответствии с п. 1 ст. 380 НК РФ ставки налога на имущество организаций устанавливаются законом субъекта РФ и не могут превышать 2,2%.

    В отношении отдельных объектов имущества ставки устанавливаются пунктами 1.1, 3, 3.2, 3.3 статьи 380 НК РФ.

    Порядок и срок уплаты

    Налоговая ставка на имущество организаций.

    Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций по итогам налогового периода.

    Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиками не позднее срока, установленного для подачи налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу за соответствующий отчетный период.

    Закон Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. N 684-96

    Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

    Налоговая ставка налога в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 1_1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. N 684-96

    2 % с 1 января 2020 г.

    Налоговая ставка налога в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 1_1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. N 684-96

    1,0 % в 2020 — 2020 гг.

    2 % в 2023 г. и в последующие годы

    См. льготы по уплате налога на имущество

    Налог на игорный бизнес

    Ставка налога (в руб.)

    за один процессинговый центр тотализатора

    Закон Санкт-Петербурга от 3 июля 2012 г. N 395-66

    за один процессинговый центр букмекерской конторы

    за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора

    за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы

    за один пункт приема ставок тотализатора

    за один пункт приема ставок букмекерской конторы

    Наименование объекта налогообложения

    Льготы по уплате налога

    Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

    Уплата налога — не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

    Ст.ст. 4-1 — 4-4 Закона Санкт-Петербурга от 4 ноября 2002 г. N 487-53

    Ст.ст. 5 — 5-4 Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. N 81-11

    Закон Санкт-Петербурга от 4 ноября 2002 г. N 487-53

    до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

    свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

    свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,10 кВт до 183,90 кВт) включительно

    свыше 250 л.с. (свыше 183,90 кВт)

    Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

    до 20 л.с. (до 14,70 кВт) включительно

    свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,70 кВт до 25,74 кВт) включительно

    свыше 35 л.с. до 90 л.с. (свыше 25,74 кВт до 66,20 кВт) включительно

    свыше 90 л.с. (свыше 66.20 кВт)

    Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

    до 200 л.с. (до 147,10 кВт) включительно

    свыше 200 л.с. (свыше 147,10 кВт)

    Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

    свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73.55 кВт до 110,33 кВт) включительно

    свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,10 кВт) включительно

    свыше 250 л.с. (свыше 183,90 кВт):

    с года выпуска которых прошло до 3 лет (включительно)

    с года выпуска которых прошло от 3 до 5 лет (включительно)

    с года выпуска которых прошло более 5 лет

    Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

    Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

    до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

    свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

    Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

    Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

    свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

    Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

    Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

    Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

    Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

    Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

    Льготы по уплате

    — занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

    — приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования;

    — предназначенных и используемых для ведения рыбного хозяйства;

    Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

    Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками-организациями не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 23 ноября 2012 г. N 617-105

    Закон Санкт-Петербурга от 23 ноября 2012 г. N 617-105

    в отношении земельных участков:

    — предназначенных и используемых для размещения объектов образования;

    — предназначенных и используемых для размещения объектов физической культуры и спорта, а также для эксплуатации объектов спорта;

    — предназначенных и используемых для размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения;

    — предназначенных и используемых для размещения гаражей (гаражных и гаражно-строительных кооперативов, многоэтажных и подземных гаражей), за исключением используемых для предпринимательской деятельности; стоянок внешнего грузового транспорта и городского транспорта (ведомственного, экскурсионного транспорта, такси), а также причалов и стоянок водного транспорта (судов);

    — предназначенных и используемых для размещения ветеринарных клиник и питомников для бездомных животных;

    — занятых городскими садами, парками, скверами, бульварами и пляжами

    — предназначенных и используемых для размещения объектов культуры, искусства, религии;

    — отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

    — предназначенных и используемых для размещения объектов рекреационного, лечебно-оздоровительного, развлекательного назначения;

    — предназначенных и используемых для размещения бесплатных стоянок индивидуального легкового автотранспорта;

    — в отношении прочих земельных участков

    Налог на имущество физических лиц

    Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор

    Льгота по уплате

    В отношении жилых домов:

    Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Ст.ст. 4 — 4-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2014 г. N 643-109

    Ст.ст. 11-10 — 11-10-1 Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. N 81-11

    Закон Санкт-Петербурга от 26 ноября 2014 г. N 643-109

    — до 5 000 000 руб. (включительно);

    — свыше 5 000 000 руб. до 10 000 000 руб. (включительно);

    — свыше 10 000 000 руб. до 20 000 000 руб. (включительно);

    В отношении квартир, комнат:

    — до 7 000 000 руб. (включительно);

    — свыше 7 000 000 руб. до 20 000 000 руб. (включительно);

    — свыше 20 000 000 до 300 000 000 (включительно)

    В отношении гаражей и машино-мест

    В отношении объектов незавершенного строительства (ОНС):

    — для ОНС в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом

    — для ОНС иного назначения

    В отношении единых недвижимых комплексов, включая единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы один жилой дом:

    — до 10 000 000 руб. (включительно)

    — свыше 10 000 000 руб. до 25 000 000 руб. (включительно)

    — свыше 25 000 000 до 300 000 000 (включительно)

    В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных в абзаце втором пункта 10 статьи 378.2 НК РФ

    1 % в 2020 — 2020 гг.

    В отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. руб.

    В отношении прочих объектов налогообложения

    Налог на прибыль организаций
    (в части, зачисляемой в бюджет г.Санкт-Петербурга)

    Все организации, кроме льготных:

    — для организаций-резидентов особой экономической зоны, расположенной на территории Санкт-Петербурга, от деятельности, осуществляемой ими на территории особой экономической зоны, на весь период существования данной особой экономической зоны при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны;

    — для организаций, отвечающих одновременно всем условиям и требованиям, установленным в пункте 1, пункте 2 или пункте 2-1 статьи 11-8 Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. N 81-11, если они осуществили вложения на общую сумму от 800 млн.руб. (включительно) и более;

    — для организаций, отвечающих одновременно следующим условиям и требованиям:

    — являющихся плательщиками налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга;

    — осуществивших в течение не более трех календарных лет подряд в период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2016 года вложения на общую сумму от 50 млн.руб. (включительно) и более, которая рассчитывается в соответствии с пунктом 3 статьи 11-8 настоящего Закона Санкт-Петербурга, для производства на территории Санкт-Петербурга видов продукции, указанных в настоящем пункте;

    — в общей сумме доходов, учитываемых при налогообложении прибыли, не менее 80 процентов составляет выручка от реализации видов продукции собственного производства;

    — обеспечивающих раздельный бухгалтерский учет выручки от реализации видов продукции, указанных в пункте 1 статьи 11-9 Закона Санкт-Петербурга;

    — для организаций, отвечающих требованиям, предусмотренным в пункте 2 статьи 11-11 Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. N 81-11, при условии осуществления ими вложений на общую сумму от 15 млрд руб. (включительно) и более.

    — для организаций, местом государственной регистрации которых является Санкт-Петербург, отвечающих одновременно следующим требованиям:

    — являющихся стороной специального инвестиционного контракта, заключенного Российской Федерацией и (или) Санкт-Петербургом;

    — осуществивших в рамках исполнения специального инвестиционного контракта (не ранее даты заключения специального инвестиционного контракта) вложения на общую сумму от 750 млн. руб. (включительно) и более, которая рассчитывается в соответствии с пунктом 3 статьи 11-8 Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. N 81-11;

    — получающих доходы от реализации товаров, произведенных в результате исполнения специального инвестиционного контракта, в объеме не менее 70 процентов всех доходов, определяемых в порядке, предусмотренном в пункте 1 статьи 284.3 Налогового кодекса Российской Федерации, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в рамках реализации специального инвестиционного контракта, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

    12,5 % в 2017 — 2020 гг.

    Закон Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. N 81-11 «О налоговых льготах»

    — для организаций, состоящих на налоговом учете в Санкт-Петербурге и отвечающих одновременно всем условиям и требованиям, установленным в настоящем пункте:

    -являющихся плательщиками налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга;

    -осуществивших в течение не более одного любого календарного года начиная с 1 января 2015 года вложения на общую сумму не менее 300 млн. руб., которая рассчитывается в соответствии с пунктом 3 статьи 11-8 настоящего Закона Санкт- Петербурга.

    14,5 % в 2017 — 2020 гг.

    являющихся стороной специального инвестиционного контракта, заключенного Российской Федерацией и Санкт-Петербургом;

    осуществивших в рамках исполнения специального инвестиционного контракта (не ранее даты заключения специального инвестиционного контракта) вложения на общую сумму от 750 млн. руб. (включительно) и более, которая рассчитывается в соответствии с пунктом 3 статьи 11-8 Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. N 81-11 Санкт-Петербурга;

    получающих доходы от реализации товаров, произведенных в результате исполнения специального инвестиционного контракта, в объеме не менее 90 процентов всех доходов, определяемых в порядке, предусмотренном в пункте 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в рамках реализации специального инвестиционного контракта, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

    — осуществляющих вид экономической деятельности в соответствии с кодом 62 «Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014;

    получающих доходы от экономической деятельности, относящейся к виду, указанному в абзаце втором настоящего пункта, в объеме не менее 90 процентов общей суммы доходов, учитываемых при налогообложении прибыли, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от экономической деятельности, относящейся к виду, указанному в настоящем пункте, и доходов (расходов), полученных (понесенных) от иной экономической деятельности;

    — получающих доходы от реализации за пределы Российской Федерации товаров (работ, услуг), произведенных в результате осуществления вида экономической деятельности, указанного в абзаце втором настоящего пункта, в объеме не менее 70 процентов всех доходов, полученных при осуществлении вида экономической деятельности, указанного в абзаце втором пункта 1 статьи 11-9-3 Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. N 81-11;

    — имеющих документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    13,5 % (12,5 % в 2020 — 2020 гг.)

    для организаций, состоящих на налоговом учете в Санкт-Петербурге, отвечающих одновременно следующим требованиям:

    — осуществляющих виды экономической деятельности в соответствии с кодами 62.03 «Деятельность по управлению компьютерным оборудованием» и (или) 63.11 «Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014;

    — получающих доходы от экономической деятельности, относящейся к видам, указанным в настоящем пункте, в объеме не менее 70 процентов всех доходов, определяемых без учета доходов в виде положительных курсовых разниц, предусмотренных в пункте 11 части второй статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от экономической деятельности, относящейся к видам, указанным в настоящем пункте, и доходов (расходов), полученных (понесенных) от иной экономической деятельности;

    — осуществивших в течение не более трех календарных лет подряд в период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2027 г. вложения на общую сумму от 500 млн. руб. (включительно) и более, которая рассчитывается в соответствии с пунктом 3 статьи 11-8 Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. N 81-11.

    13,5 % (12,5 % в 2020 — 2020 гг.)

    Упрощенная система налогообложения

    Категории налогоплательщиков выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов

    Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов

    — 25 число месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;

    — 31 марта года, следующего за истекшим (организации);

    — 30 апреля года, следующего за истекшим (индивидуальные предприниматели).

    Закон Санкт-Петербурга от 5 мая 2009 г. N 185-36

    Налоговая ставка устанавливается в соответствии с п. 4 ст. 346.20 ч. 2 НК РФ для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей с 1 января 2016 года; осуществляющих виды экономической деятельности, предусмотренные следующими разделами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (ОКВЭД 2): С «Обрабатывающая промышленность» (за исключением видов экономической деятельности, предусмотренных следующими классами, подклассами, группами и подгруппами экономической деятельности: «Перегонка, очистка и смешивание спиртов»; «Производство вина из винограда»; «Производство сидра и прочих плодовых вин»; «Производство прочих недистиллированных напитков из сброженных материалов»; «Производство пива»; «Производство табачных изделий»; «Производство кокса и нефтепродуктов»; «Производство химических веществ и химических продуктов»; «Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях»; «Производство металлургическое»; «Производство ядерных реакторов и их составных частей, в том числе для транспортных средств»; «Производство оружия и боеприпасов»), и (или) М «Деятельность профессиональная, научная и техническая» (за исключением видов экономической деятельности, предусмотренных следующими классами экономической деятельности: «Деятельность в области права и бухгалтерского учета»; «Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления»; «Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа»; «Деятельность рекламная и исследование конъюнктуры рынка»; «Деятельность профессиональная научная и техническая прочая»; «Деятельность ветеринарная»), и(или) Q «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг» (за исключением видов экономической деятельности, предусмотренных классом экономической деятельности «Деятельность в области здравоохранения»); средняя численность наемных работников которых не превышает 15 человек.

    Налогоплательщики, вправе применять налоговую ставку со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

    Единый налог на вмененный доход

    Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода, если иное не установлено нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения.

    Закон Санкт-Петербурга от 17 июня 2003 г. N 299-35

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *