Проверка налоговой полномочия

Олег Хороший начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

В этом решении:

  • Ответственность за непредставление сведений
  • Ответственность свидетелей
  • Перечень инвентаризируемого имущества
  • Выездная налоговая проверка начинается с того, что проверяющие, состав которых отражен в решении о проведении выездной проверки, предъявляют представителям организации это решение и свои служебные удостоверения.

    Истребование документов у контрагентов

    Назначение экспертизы

    Экспертное заключение

    Экспертное заключение (сообщение эксперта о невозможности дать заключение) инспекция должна предъявить проверяемой организации. В ответ организация вправе:

    Дополнительная и повторная экспертиза

    Инспекция вправе назначить:

    Использование экспертного заключения

    Перечень инвентаризируемого имущества

    В ходе проведения инвентаризации в рамках выездной налоговой проверки члены инвентаризационной комиссии обязаны:

    На основании составленных описей председатель инвентаризационной комиссии составляет ведомость результатов инвентаризации, форма которой утверждена приказом Минфина и МНС от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39). Впоследствии результаты инвентаризации имущества отражаются в акте налоговой проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки.

    Налоговая инспекция

    Инспекция федеральной налоговой службы – это территориальный орган федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня, подотчётный Федеральной налоговой службе Российской Федерации.

    Налоговая инспекция осуществляет контроль:

    ? за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей, сборов в бюджет государства; а также

    ? за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

    Налоговая инспекция при Министерстве финансов, а также региональные налоговые инспекции:

    ? являются юридическим лицом и получают финансирование из госбюджета;

    ? действуют на основании Конституции, действующей в стране, Налогового кодекса РФ, а также других законов.

    Кроме этого, налоговые инспекции в своей работе придерживаются указов президента РФ, постановлений правительства РФ в налоговой сфере.

    Задачи налоговой инспекции

    Главной задачей налоговой инспекции является осуществление полноценного контроля за соблюдением всеми субъектами правильности расчета налогов, своевременности и полноты внесения платежей в установленном налоговым законодательством объеме.

    Также к основным задачам налоговой инспекции относятся:

    разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;

    валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов.

    Цели налоговой инспекции

    К целям налоговой инспекции относятся:

    осуществление налоговых проверок плательщиков налогов;

    учет своевременной оплаты начисленных пени и административных штрафов;

    контроль денежных поступлений;

    анализ предоставляемой налоговой отчетности;

    регистрация налоговых резидентов.

    Налоговая инспекция и регистрация юридических лиц

    При государственной регистрации юридических лиц инспекция ФНС играет роль регистрирующего органа и контролирует данные, которые предоставляются регистрируемыми организациями.

    Если регистрируемая организация предоставляет недостоверные сведения или предоставляет их, нарушая порядок регистрации, установленный Регламентом ФНС, то в этом случае инспекция ФНС вправе отказать такой организации — регистранту в государственной регистрации.

    Полномочия налоговой инспекции

    Налоговая инспекция осуществляет следующие полномочия:

    государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

    контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов;

    контроль и надзор в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, представлением деклараций, осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами;

    проверка деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.

    бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о:

    — о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

    — порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

    — правах и обязанностях налогоплательщиков;

    — полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

    предоставление формы налоговой отчетности и разъяснений по порядку их заполнения;

    учет всех налогоплательщиков, ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков;

    принятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

    возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством России, и направляет их для утверждения в Министерство финансов;

    утверждение формы налогового уведомления, форму требования об уплате налога, формы заявления, уведомления и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

    Права налоговой инспекции и ее работников

    Для выполнения возложенных функций представителям налоговой инспекции предоставляются следующие права:

    осуществление контролирующих функций в отношении исполнения законодательства плательщиками налогов;

    организация и проведение налоговых проверок налогоплательщиков согласно графику, прописанному в Налоговом Кодексе РФ;

    вскрытие, обследование, и опечатывание (при необходимости) торговых, складских, или производственных помещений, применяемых для получения прибыли;

    получение всех необходимых разъяснений и информации (документов, данных, копий), необходимых для выполнения своих функций и полномочий;

    проверка переданных (отправленных) плательщиком налогов сведений на факт достоверности и соответствия информации, указанной в налоговых отчетах и учетных документах;

    осуществление расчета размера налога, подлежащего удержанию;

    получение доступа к бухгалтерским программам плательщика налогов;

    изъятие у плательщиков налогов бумаг (документов) в случаях выявления нарушений в налоговой сфере;

    использование различных методов при обработке и оценке объектов налогообложения и расчета налогов, сборов и пошлин;

    установление нарушений в сфере налогового законодательства, а также применение мер, предусмотренных законом;

    выдвижение требований в отношении устранения выявленных нарушений;

    предъявление исков по вопросам налогообложения в отношении налогоплательщиков (нарушителей) в соответствующие судебные инстанции;

    наложение ареста на имущество неплательщиков налогов;

    реализация принудительного исполнения обязательств в установленных законом нормах;

    взыскание недоплаты и пени по налогам и государственным сборам;

    выдвижение требований финансовым учреждениям предоставить документы, удостоверяющие выполнение платежных поручений налоговых резидентов.

    привлечение для обеспечения эффективности налогового контроля экспертов и переводчиков.

    привлечение в качестве свидетелей субъектов, которые могут обладать важной информацией, помогающей работе налогового инспектора.

    подавать заявления об аннулировании или приостановлении действия лицензий;

    приостановление с учетом законодательных норм операций по банковским счетам плательщиков налогов.

    Кроме этого, сотрудники налоговых инспекций имеют право взыскивать штрафы (пени), запрашивать необходимую информацию у компетентных органов за границей и предоставлять ее по запросам.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    • Место проведения проверки
    • Истребование документов у контрагентов
    • Допрос свидетелей
    • Дополнительная и повторная экспертиза
    • Привлечение специалиста
    • Обязанности инвентаризационной комиссии
    • Результаты инвентаризации
    • Место проведения проверки

      Выездную налоговую проверку инспекция проводит в помещении, которое предоставляет организация. Если у организации нет возможности предоставить необходимое помещение, проверка проводится по местонахождению налоговой инспекции. Это следует из пункта 1 статьи 89 НК.

      Допрос свидетелей

      Использование протокола свидетельских показаний

    Привлечение переводчика

    При необходимости в ходе выездной налоговой проверки инспекция может инвентаризировать имущество проверяемой организации (п. 13 ст. 89 НК). Налоговое законодательство не уточняет, в каких случаях возникает такая необходимость, поэтому вопрос о проведении инвентаризации проверяющие решают по своему усмотрению.

    Документальное оформление

    В рамках выездной налоговой проверки инспекция вправе проинвентаризировать следующие виды имущества:

  • нематериальные активы;
  • Обязанности инвентаризационной комиссии

  • определять фактическое наличие имущества путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. При этом условия для полной и точной проверки фактического наличия имущества должна создать организация (например, обеспечить членов инвентаризационной комиссии технически исправными измерительными и контрольными приборами, мерной тарой, рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов) (п. 2.7 Положения, утвержденного приказом Минфина и МНС от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39);
  • Каковы полномочия проверяющих при выездной налоговой проверке

  • Использование протокола свидетельских показаний
  • Назначение экспертизы
  • Экспертное заключение
  • Использование экспертного заключения
  • Привлечение переводчика
  • Инвентаризация имущества
  • Документальное оформление
  • В ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями (п. 1 ст. 93.1 НК). Поскольку состав «иных лиц» в статье 93.1 НК не раскрывается, инспекция может запросить необходимые сведения у кого угодно. Например, у обслуживающих банков или сотрудников, работающих в организации (п. 12 письма ФНС от 13.09.2012 № АС-4-2/15309).

    В ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут допрашивать свидетелей. В качестве свидетеля они вправе вызвать любого, кому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проводимой проверки (п. 1 ст. 90 НК). Исключение составляют:

    В ходе выездной налоговой проверки проверяющие вправе назначить экспертизу. Она проводится, если для разъяснения вопросов, возникающих в ходе проверки, требуются специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле. Например, если нужно определить, соответствуют ли материалы, используемые организацией, технологии, которую она применяет.

  • дополнительную экспертизу, если первичное заключение эксперта недостаточно полно и ясно. Проведение дополнительной экспертизы поручается тому же или другому эксперту;
  • повторную экспертизу, если первичное заключение эксперта выглядит необоснованным или вызывает сомнения в правильности. Проведение повторной экспертизы поручается другому эксперту.
  • Привлечение специалиста

    В ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут привлечь специалиста. Его участие необходимо, когда требуются специальные знания (навыки) для целей налоговой проверки. Специалист не проводит исследований и не дает заключений, он дает пояснения или выполняет работы, требующие специальных навыков (например, делает замеры).

    В ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут привлечь переводчика (п. 1 ст. 97 НК). Его участие необходимо, когда для целей налоговой проверки требуются знания иностранного или специального языка (например, языка глухонемых). Привлеченный переводчик не должен быть заинтересован в исходе налоговой проверки.

    Смотрите так же:  Московское метро льготы

    Инвентаризация имущества

    Инспекция инвентаризирует имущество проверяемой организации на основе распоряжения, форма которого утверждена приказом Минфина и МНС от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39. Распоряжение издает руководитель (заместитель руководителя) инспекции, в которой организация состоит на учете (как по своему местонахождению, так и по местонахождению недвижимого имущества или транспортных средств) (п. 1.2 Положения, утвержденного приказом Минфина и МНС от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39).

    • основные средства;
    • проводить проверку фактического наличия имущества только при участии должностных лиц, материально-ответственных лиц и сотрудников бухгалтерии проверяемой организации (п. 2.2 Положения, утвержденного приказом Минфина и МНС от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39);
    • Результаты инвентаризации

      АС МО запретил налоговую проверку без налоговой проверки

      Если налоговая запрашивает документы вне рамок проверки, то она должна сообщить налогоплательщику, какую конкретно сделку она проверяет и с какой целью. Это напомнил Арбитражный суд Московского округа в одном из недавних дел. В нем компания «Артек» оспаривала требование межрайонной инспекции ФНС № 51 по Москве предоставить сведения. А если конкретнее, то налоговики запросили расшифровки финансовых показателей, налоговые регистры и штатные расписания за 2015–2017 годы. Но «Артек» отказался делиться этой информацией. Компанию не устроило, что требование было неконкретным. Из него нельзя было понять, какая сделка или какой контрагент интересуют чиновников.

      Но две инстанции решили, что налоговая все сделала правильно. Они сослались на п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса, который позволяет истребовать документы (информацию) вне рамок проверки. Это должны быть сведения по конкретной сделке, которые получают у сторон этого договора или у других осведомленных лиц. В требовании достаточно перечислить, что это за документы и за какой период, а также написать, что они нужны вне рамок налоговой проверки. Это написали две инстанции в своих решениях. По их мнению, налоговики вполне могут не указывать конкретное мероприятие налогового контроля.

      Иного мнения оказался АС Московского округа. Он напомнил, что в требовании обязательно указывать в том числе конкретное мероприятие налогового контроля, в рамках которого нужны недостающие сведения (абз. 2 п. 3 ст. 93.1 НК). А еще чиновники должны обосновать цель запроса. «Полномочия налоговых органов не абсолютны, они должны иметь правовые основания», – напомнила тройка кассации. Она обратила внимание, что нижестоящие суды так и не прояснили, в отношении какой сделки или контрагента запрашивается информация. Но если «обоснованной необходимости» в конкретных документах нет, то спорное требование незаконно, указал окружной суд. Он акцентировал внимание на том, что работу компании хотят проверить за три года безо всяких налоговых проверок. С такими указаниями АС МО передал дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

      Нечеткие формулировки для нечетких полномочий

      Без налоговой проверки госорган может запросить меньше документов, чем в ее рамках, говорит партнер Арбитраж.ру Арбитраж.ру Региональный рейтинг II группа Налоговое право и налоговые споры III группа Арбитражное судопроизводство III группа Банкротство 9 место По размеру выручки 44-48 место По количеству юристов ? Денис Черкасов. Он объясняет, что это правило защищает налогоплательщика. Но налоговый орган часто запрашивает больше, чем ему позволяет закон, продолжает партнер АБ Деловой фарватер Деловой фарватер Федеральный рейтинг II группа Уголовное право и процесс III группа Налоговое право и налоговые споры 17 место По размеру выручки на юриста 21 место По размеру выручки 25-26 место По количеству юристов Профайл компании ? Сергей Варламов. По словам партнера международного центра защиты прав GlobalLaw Андрея Саунина, инспекции могут пользоваться нечеткой формулировкой п. 2 ст. 93.1 НК, где говорится об «обоснованной необходимости получения документов (информации)».

      Конкретно в деле «Артека» речь идет, видимо, о так называемом предпроверочном анализе, предполагает руководитель направления разрешения налоговых споров Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг I группа Антимонопольное право I группа Трудовое и миграционное право I группа Комплаенс I группа ТМТ I группа Международный арбитраж I группа Коммерческая недвижимость/Строительство I группа ГЧП/Инфраструктурные проекты I группа Транспортное право I группа Интеллектуальная собственность I группа Природные ресурсы/Энергетика II группа Арбитражное судопроизводство II группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование II группа Фармацевтика и здравоохранение II группа Финансовое/Банковское право II группа Корпоративное право/Слияния и поглощения II группа Налоговое право и налоговые споры II группа Уголовное право и процесс III группа Банкротство 2 место По размеру выручки на юриста 3 место По размеру выручки 4 место По количеству юристов Профайл компании ? Александр Ерасов. После анализа налоговые органы принимают решение, проводить ли выездную налоговую проверку. По словам Ерасова, такие требования на практике направляются массово. Но их законность вызывает у юриста сомнения, потому что предпроверочный анализ, согласно НК, не является ни мероприятием налогового контроля, ни собственно налоговой проверкой.

      Если налоговый орган запрашивает информацию «по конкретной сделке», но значительно больше, чем по ней нужно, то он фактически подменяет налоговую проверку. Это недопустимо.

      Александр Ерасов, Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг I группа Антимонопольное право I группа Трудовое и миграционное право I группа Комплаенс I группа ТМТ I группа Международный арбитраж I группа Коммерческая недвижимость/Строительство I группа ГЧП/Инфраструктурные проекты I группа Транспортное право I группа Интеллектуальная собственность I группа Природные ресурсы/Энергетика II группа Арбитражное судопроизводство II группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование II группа Фармацевтика и здравоохранение II группа Финансовое/Банковское право II группа Корпоративное право/Слияния и поглощения II группа Налоговое право и налоговые споры II группа Уголовное право и процесс III группа Банкротство 2 место По размеру выручки на юриста 3 место По размеру выручки 4 место По количеству юристов Профайл компании ?

      По словам партнера Taxology TAXOLOGY Федеральный рейтинг I группа Налоговое право и налоговые споры 42 место По количеству юристов ? Алексея Артюха, такая практика в том числе помогает чиновникам еще до выхода на налоговую проверку узнавать главные нарушения. Ведь они заранее получают всю ключевую информацию и документы по основным спорным сделкам. А в ходе налоговой проверки инспектор занимается перепроверкой и процессуальным оформлением доказательств, продолжает Артюх.

      Он также отмечает, что объемные требования вынуждают некоторые компании содержать отдельного человека, а то и двух, которые в основном занимаются подготовкой ответов. «Умерить пыл инспекторов законным способом практически невозможно», — констатирует Артюх.

      Инспекторы часто убеждены в том, что цель бизнеса – не зарабатывать деньги, а исключительно готовить ответы на требования в режиме нон-стоп.

      Партнер Taxology TAXOLOGY Федеральный рейтинг I группа Налоговое право и налоговые споры 42 место По количеству юристов ? Алексей Артюх

      По словам Варламова, в таких делах суды зачастую проявляют формальный подход и оставляют нарушения налоговой без внимания, несмотря на требования закона. С другой стороны, в пользу компаний имеется практика на уровне окружных судов, хотя «ее не так много, как хотелось бы налогоплательщикам», признает Варламов. Например, кассации напоминают, что недопустимо истребовать вне рамок налоговой проверки документы не по конкретной сделке, а по всем сделкам с контрагентом за три года (дело № А14-14883/2015). Недостаточно просто назвать нужные документы вместо запроса информации по сделке (дело № А75-6717/2016), а требование налоговой должно быть «конкретно определенным, исключающим возможность неоднозначного толкования» (дело № А51-14515/2016). Эти и другие подобные дела налогоплательщики могут использовать для защиты своих прав.

      Налоговые органы могут выходить за пределы полномочий и на других стадиях. Например, они выявляют новые нарушения в рамках мероприятий дополнительного налогового контроля, говорит юрист департамента «Правовой и налоговый консалтинг» КСК групп КСК групп Федеральный рейтинг II группа Налоговое право и налоговые споры III группа Корпоративное право/Слияния и поглощения III группа Банкротство 14 место По размеру выручки на юриста 19 место По размеру выручки 27 место По количеству юристов Профайл компании ? Александр Беляев. По его словам, чиновники считали эти действия правомерными, хотя п. 6 ст. 101 НК говорит, что в этом случае можно лишь получать доказательства уже установленных нарушений. Только в письме от 19 октября 2020 года № ЕД-4-2/[email protected] ФНС назвала такой подход неправомерным, продолжает Беляев.

      Ерасов советует в любом случае проверять законность истребования информации и документов. На практике это часто помогает сократить объем сведений и время на их подготовку, отмечает юрист.

      Выездная налоговая проверка: что ждать и как готовиться?

      Статистика показывает, что самые значительные объемы доначислений обеспечивают налоговым органам выездные налоговые проверки (средние доначисления по Москве сейчас 65 млн руб.). Каждому налогоплательщику необходимо понимать процедуру проведения проверки, знать пределы полномочий инспекции, а также знать свои права и обязанности, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны налоговиков и снизить риски необоснованных доначислений.

      Выездная налоговая проверка — один из самых удобных для налоговых органов способов контроля за добросовестной и своевременной уплатой налогов налогоплательщиком. Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, может охватывать все уплачиваемые налогоплательщиком налоги за 3 года деятельности.

      При этом проверке может быть подвергнут любой налогоплательщик: и организация, и индивидуальный предприниматель. Проверка осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик стоит на учёте. Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрена самостоятельная проверка филиалов и представительств организации (то есть проверка обособленных подразделений без проверки головной организации). В этом случае проверку проводит налоговый орган по месту расположения этих обособленных подразделений.

      Что проверяют в ходе выездной проверки налоговой инспекции

      Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов. При этом налоговый орган может проверить как один налог, так и все налоги, исчисляемые налогоплательщиком.

      Глубина проверки (период, который может быть проверен) по общему правилу составляет не более трех лет, предшествующих году вынесения решения о назначении проверки.

      Пример: если решение о проведении проверки было вынесено в 2020 году под проверку попадают 2015, 2016 и 2017 годы. При этом не имеет значения дата вынесения решения в 2020 году и даты получения его налогоплательщиком. То есть даже если решение будет вынесено в конце декабря, а получено налогоплательщиком в январе 2020 у инспекции всё равно сохранится право проверить полные 2015, 2016 и 2017 годы.

      Указание в Налоговом кодексе РФ на трехлетний период, не препятствует налоговому органу в рамках выездной налоговой проверки проверять отчётные периоды текущего года. На это в частности указал Верховный суд РФ в Определении от 09.09.2014 № 304-КГ14-737.

      Но проверка может коснуться и более давних периодов, если по ним подавалась уточненная налоговая декларация. В этой ситуации налоговый орган в рамках выездной проверки вправе проверить период, за который подана уточненная декларация, даже если он выходит за пределы трехлетнего периода.

      Нарушение инспекцией правила трехлетнего периода приводит к тому, что все выводы и доначисления, сделанные за пределами периода, являются незаконными, и решение в соответствующей части будет подлежать отмене.

      Налоговый кодекс также устанавливает определённые рамки для проведения выездных налоговых проверок.

      Во-первых, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

      Во-вторых, по общему правилу инспекция не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. В исключительных случаях этот лимит может быть превышен, но для этого налоговому органу необходимо получить разрешение вышестоящего налогового органа.

      Порядок проведения выездной налоговой проверки

      Решение о проведении выездной налоговой проверки

      Решение о проведении выездной налоговой проверки принимается налоговым органом. Инспектор должен предъявить его налогоплательщику перед началом проверки.

      При этом решение должно быть составлено по специально установленной форме (форма решения утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/[email protected]) и содержать следующие обязательные данные:

    • полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
    • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке. В данной графе налоговый орган вправе указать просто «по всем налогам и сборам»;
    • периоды, за которые проводится проверка;
    • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Следует отметить, что налоговая вправе менять состав проверяющих во время проверки. Соответствующие изменения вносятся в решение.
    • Получив решение о проведении проверки, налогоплательщику необходимо оценить его на соблюдение ограничений, установленных в отношении выездных налоговых проверок. В частности, необходимо установить соблюдение налоговиками трехлетнего периода глубины проверки. Также следует убедиться, что налоговым органом соблюдены ограничения по допустимому количеству проверок в течение календарного года.

      Предъявление налогоплательщику решения о проведении выездной проверки свидетельствует о её начале.

      Налоговый орган не обязан заблаговременно информировать налогоплательщика о предстоящей выездной проверке (Письмо ФНС России от 18.11.2010 №АС-37-2/15853).

      С этого момента налоговики получают право доступа на территорию налогоплательщика для проверки. По общему правилу проверка проводится на территории налогоплательщика. Однако Налоговый кодекс предусматривает, что если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

      Контрольные мероприятия

      В ходе проведения проверки налоговый орган вправе проводить следующие контрольные мероприятия:

    • истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, которые обладают необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
    • допрос свидетелей
    • экспертиза;
    • выемка документов и предметов;
    • осмотр;
    • инвентаризация имущества.
    • В случае необходимости налоговый орган также может привлекать специалиста и переводчика.

      Налоговый кодекс РФ не содержит конкретный перечень документов, которые налоговые органы вправе истребовать при выездной проверке. Таким образом, в ходе выездной проверки налоговый орган может истребовать широкий спектр документов: регистры бухгалтерского и налогового учета, договоры, первичные документы, счета, платежные документы, счета-фактуры и т.д.

      Главное правило, которое должно соблюдаться, истребуемые документы должны быть необходимы для проверки. Иными словами, они должны непосредственно относиться к тем налогам, по которым ведется проверка, и к тем периодам, за которые она проводится.

      Срок проведения выездной налоговой проверки

      Многих налогоплательщиков волнует вопрос: каковы сроки проведения выездных налоговых проверок? Выездная налоговая проверка не может длиться вечно. По общему правилу срок выездной налоговой проверки — не более двух месяцев. В определенных случаях это срок может продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях до 6 месяцев. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств налогоплательщика не может длиться более одного месяца.

      Основания для продления выездной проверки установлены Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/[email protected] В частности ими могут быть проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших, проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки. Перечень является открытым.

      Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

      Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрено право инспекции приостанавливать проведение выездной налоговой проверки. Приостановление осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Проверка может быть приостановлена для

      1. истребования документов (информации) у контрагентов налогоплательщика;
      2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
      3. проведения экспертизы;
      4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

      Налоговый орган вправе приостанавливать налоговую проверку неоднократно, однако общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки по общему правилу не может превышать шесть месяцев (в исключительных случаях, когда приостановление проверки связано с получением информации от иностранных государственных органов, срок приостановления может быть увеличен на три месяца).

      На период приостановления проверки налоговый орган должен прекратить все действия по истребованию документов у налогоплательщика, вернуть все подлинники, прекратить все проверочные действия на территории налогоплательщика.

      Оформление результатов выездной налоговой проверки

      Об окончании налоговой проверки свидетельствует составление налоговым органом справки о проведении выездной налоговой проверки. Справка составляется в последний день налоговой проверки и подлежит вручению налогоплательщику. Справка не содержит каких-либо выводов по существу проверки, а лишь фиксирует срок ее окончания. После составления справки проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика и прекратить все контрольные мероприятия.

      Непосредственные результаты проверки отражаются в акте налоговой проверки. При этом акт составляется вне зависимости от того были ли выявлены нарушения в ходе налоговой проверки. Если нарушений не выявлено в акте указывается на их отсутствие. Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки и подлежит вручению налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с даты его вынесения.

      При этом, к сожалению, законодатель не предусмотрел каких-либо санкций в отношении в случае пропуска инспектором указанных сроков. То есть если налоговый инспектор просрочит установленные сроки составления и вручения акта, то никаких правовых последствий для него это не повлечет.

      Если налогоплательщик не согласен с выводами акта, он вправе подать в налоговый орган письменные возражения на акт. На представление возражений законодатель выделил месяц со дня получения акта. Следует отметить, что представление возражений является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Отсутствие письменные возражений не лишает налогоплательщика права изложить свои доводы устно непосредственно при рассмотрении материалов проверки.

      Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о рассмотрении акта и материалов проверки, по результатам которого будет вынесено итоговое решение. Зачастую такое уведомление направляется одновременно с актом.

      На практике были ситуации, когда налоговый орган выносил решение по итогам проверки до истечения срока для представления возражений на акт. Следует отметить, что участие налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки является его правом, реализация которого обязательно должна быть ему обеспечена. Если налогоплательщик не был уведомлен о дате рассмотрения материалов налоговой проверки и не участвовал в нем, решение, которое было принято до истечения срока подачи возражений, может быть отменено по формальным основаниям.

      Рассмотрев материалы проверки, акт и возражения налогоплательщика, налоговый орган в течение 10 дней выносит итоговое решение по результатам проверки. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

      По итогам проверки может быть вынесено одно из следующего вида решений:

    • решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
    • решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    • решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
    • Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения налогоплательщику. Если налогоплательщик не согласен с выводами решения, он вправе обжаловать его в вышестоящий налоговый орган. Вот так выглядит порядок оформления результатов выездной налоговой проверки.

      Практические рекомендации для налогоплательщиков

      Рассмотрим, как налогоплательщик может сделать приход налогового органа наиболее безболезненным.

      Критерии отбора налогоплательщиков для проверки

      Выездная налоговая проверка с высокой степенью вероятности коснется каждого налогоплательщика, активно ведущего бизнес. В то же время необходимо понимать критерии, при наличии которых налогоплательщики относятся к «группе риска», т.е. в отношении них с высокой долей вероятности может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки. Это значит, что требуется усиленная подготовка.

      Приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/[email protected] была утверждена «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», которая содержит сведения о критериях, которыми налоговые органы руководствуются при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика.

      Указанной Концепцией предусмотрены факторы для самостоятельной оценки рисков назначения выездной налоговой проверки. В частности, ожидать скорого прихода инспекторов у налогоплательщика есть основания при наличии следующих обстоятельств:

    • низкая налоговая нагрузка;
    • отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов;
    • отражение значительных сумм налоговых вычетов;
    • значительное превышение роста расходов над ростом доходов;
    • зарплаты сотрудников находятся ниже среднего уровня по отрасли в регионе;
    • налогоплательщик неоднократно приближался к предельному значению установленных НК РФ показателей, позволяющих применять специальные налоговые режимы;
    • «миграция» между налоговыми органами (неоднократное снятие и постановка на учёт в связи со сменой места нахождения);
    • ведение хозяйственной деятельности преимущественно с контрагентами — посредниками, перекупщиками (построение цепочки контрагентов без явной деловой цели такого построения);
    • низкий уровень рентабельности деятельности (исходя из уровня рентабельности в сфере деятельности налогоплательщика согласно статистики).
    • Этот перечень является далеко не исчерпывающим.

      Подготовка к приходу налоговиков

      Если налогоплательщик чувствует, что приход налоговиков неминуем, самое время провести подготовительные мероприятия.

      В частности, налогоплательщику следует привести в порядок первичную документацию, а также документацию, свидетельствующую о проявлении должной степени осмотрительности при выборе контрагента (особенно это касается контрагентов, обладающих признаками «однодневок»). Кроме того, следует пообщаться с контрагентами и предупредить их о возможности скорого прихода к ним встречной налоговой проверки. Также необходимо подготовить офис, убрав документы, печати, которые содержат лишние сведения.

      Кроме того, целесообразно определить сотрудников, которые будут работать с инспекторами, обсудить с ними нюансы представления информации. Зачастую нелишним будет заручиться поддержкой сторонних консультантов, юристов, которые смогут помочь оценить риски, а также грамотно сопроводят налогоплательщика во время самой налоговой проверки.

      Когда инспекторы придут в офис, в первую очередь, необходимо проверить полномочия проверяющих, сверив в частности данные служебных удостоверений с решением. Следует помнить, что только лица указанные в решении могут быть допущены к проверке. Далее проверяющих необходимо разместить в удобном месте, где исключен доступ к нежелательным документам и информации. Передачу документов налоговикам следует оформлять актами приема-передачи. Более того, следует контролировать правомерность каждого действия налогового органа. Здесь также очень полезной может быть помощь квалифицированных юристов.

      Полномочия территориальных налоговых органов по контролю цен в сделках

      На правах рекламы

      Информация о компании КСК ГРУПП

      КСК групп ведет свою историю с 1994 года. С момента основания и по сегодняшний день компания входит в число лидеров рынка консультационных услуг в области аудита, налогов, права, оценки и управленческого консультирования. За 20 лет работы реализовано более 2000 проектов для крупнейших российских компаний.

      КСК групп предлагает комплексное и практическое решение наиболее актуальных задач, стоящих перед финансовыми и генеральными директорами компаний и собственниками бизнеса. Индивидуальный подход, глубокое понимание потребностей и целей клиентов в сочетании с практическими знаниями позволяют решать эти задачи максимально эффективно.

      Коллектив КСК групп – это команда из более чем 350 специалистов, имеющих уникальный опыт реализации проектов как для средних, так и для крупнейших российских корпораций.

      В настоящее время КСК групп предлагает полный спектр услуг и решений для бизнеса:

    • аудит по российским и международным стандартам;
    • налоговый и юридический консалтинг;
    • аутсорсинг и автоматизация бизнес-процессов;
    • решения по привлечению финансирования;
    • маркетинговые решения и разработка бизнес-стратегии;
    • управленческий и кадровый консалтинг;
    • оценка и экспертиза;
    • сопровождение сделок с капиталом;
    • Due-diligence.
    • В Москве состоялась юридическая конференция КСК групп «Налоговое администрирование: тенденции развития». Мероприятие прошло при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ. Участники конференции обсудили актуальные вопросы налогообложения и тренды судебной практики. Огромный интерес у аудитории вызвала тема полномочий территориальных налоговых органов по контролю цен в сделках.

      В связи с дополнением части первой НК РФ разделом V.1 с 1 января 2012 года действуют новые правила контроля цен в сделках между взаимозависимыми лицами. Положения раздела V.1 сузили круг контролирующих органов, наделенных полномочиями по контролю цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами на соответствие цен рыночным, предоставив такие полномочия исключительно ФНС России.

      При этом в силу прямого законодательного запрета контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, не может быть предметом выездных и камеральных проверок (абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

      Следовательно, ФНС России было предоставлено право осуществлять проверку в отношении контролируемых сделок. Сделки же, не признаваемые контролируемыми, оказались вне компетенции указанного органа. Однако, по мнению Минфина России, контроль таких сделок вправе осуществлять территориальные налоговые органы в ходе выездных и камеральных налоговых проверок при условии выявления необоснованной налоговой выгоды 1 . Письмо Минфина России, в котором отражена данная позиция, было предметом судебного разбирательства, однако, ВС РФ отказал в удовлетворении иска налогоплательщика, оставив в силе вышеуказанные разъяснения Минфина России 2 .

      Таким образом, проблема, актуальная для крупных и средних компаний, осуществляющих бизнес в России через аффилированные организации, приобрела массовый характер и осложнилась наличием противоречивой судебной практики и жесткой позицией налоговых органов.

      Не отличается последовательностью и судебная практика по делам, рассматриваемым ВС РФ. Так, в нашумевшем деле ООО «СтавГазоборудование» суд поддержал налогоплательщика, указав, что инспекция при проведении выездной налоговой проверки вышла за пределы предоставленных ей полномочий, произведя на основании положений гл. 14.3 НК РФ корректировку цен в проверяемый налоговый период по сделкам налогоплательщика с взаимозависимыми лицами 3 .

      При этом судебной коллегией также дана оценка доводу налогового органа о наличии у него полномочий по корректировке налогооблагаемой базы в связи с заключением налогоплательщиком сделок с взаимозависимыми лицами, в результате которых могла быть получена необоснованная налоговая выгода. Так, коллегия указала, что взаимозависимость участников сделок сама по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Она может иметь значение в целях налогового контроля, только если установлено, что такая взаимозависимость используется участниками сделки как возможность для осуществления согласованных действий, не обусловленных разумными экономическими или иными причинами. Инспекция же в ходе выездной налоговой проверки, установив факт взаимозависимости общества с контрагентами по сделкам, ограничилась констатацией данного факта, не установив совокупность условий, свидетельствующих о согласованных действиях взаимозависимых лиц в целях получения необоснованной налоговой выгоды. Однако сама по себе взаимозависимость участников сделок не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной в отсутствие указанных в Постановлении Пленума ВАС № 53 обстоятельств 4 .

      Данное определение ВС РФ, казалось, должно было поспособствовать формированию единообразной практики, так как в нем были детализированы полномочия территориальных органов относительно контроля цен в сделках между взаимозависимыми лицами. Ограничение применения налоговыми органами концепции необоснованной налоговой выгоды рамками, которые были предусмотрены ВАС РФ в Постановлении Пленума № 53, также должно было сыграть положительную для налогоплательщика роль.

      Однако в деле с ООО «Деловой центр Минаевский» ВС РФ высказана противоречащая предыдущей позиция о том, что само по себе отклонение цены сделки от среднерыночных показателей может рассматриваться как необоснованная налоговая выгода, а, значит, и являться предметом налоговых проверок 5 . При этом такое отклонение должно быть многократным, чтобы свидетельствовать о неправомерности действий налогоплательщика.

      Очевидно, что понятие «многократный» является оценочным, однако из буквального его толкования следует, что отклонение цены, которое трудно объяснить разумными экономическими причинами, не должно быть больше, чем предполагаемая рыночная цена. Отклонение «в два раза» и менее сложно признать многократным.

      Таким образом, само по себе отклонение цен от рыночного уровня не должно являться наказуемым, но, если оно переходит границы разумного («многократность») и не может быть объяснено никакими адекватными причинами, налогоплательщик не должен извлекать из него выгоду.

      Оценивая определение суда по делу ООО «Деловой центр Минаевский», стоит отметить, что оно продолжает тенденцию создания правоприменителями отдельной системы проверок рыночности цен в сделках налогоплательщиков параллельно с существующими нормами НК РФ о трансфертном ценообразовании. Ввиду дополнений части первой НК РФ разделом V.1, из сделок между взаимозависимыми лицами, подлежащих контролю, были исключены сделки, не соответствующие критерию контролируемых сделок, а также сделки, объем доходов по которым не превышает установленные ст. 105.14 НК РФ суммовые критерии. Необходимость же контроля за ценами в сделках, не являющихся контролируемыми, была восполнена возможностью проведения территориальными органами налоговых проверок на основании многократного отклонения цен от рыночных. Следовательно, предоставление территориальным органам такой возможности нацелено на осуществление ценового контроля заведомо более слабых налогоплательщиков (которые не совершают крупных контролируемых сделок).

      Представляется, что наиболее разумным в данной ситуации было бы распространение на ценовые проверки неконтролируемых сделок по мотиву выявления необоснованной налоговой выгоды тех же правил, что и на проверки контролируемых сделок. Однако пока суды и налоговые органы не предпринимают подобных шагов.

      Видео с юридической конференции КСК групп «Налоговое администрирование: тенденции развития»

      Автор: Рапопорт Валерия Александровна, юрист КСК групп.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *