Создание реорганизация и ликвидация юридического лица контрольная работа

Создание и прекращение деятельности юридических лиц

Глава 1. Сущность и способы образования юридических лиц ………. 5

1.1. Сущность образованию юридических лиц………………………. 5

1.2. Способы образования юридических лиц…………………….…….6

Глава 2. Ликвидация и реорганизация юридического лица, согласно действующему законодательству ……………………………………10

2.1. Порядок ликвидации юридических лиц…………………………..10

2.2. Реорганизация юридических лиц………………………………….16

Список использованной литературы……………………………………. 22

Порядок образования и прекращения деятельности юридического лица заслуживает особого рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо создается или выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.

При образовании юридического лица обязательным условиям является его государственная регистрация. Государственная регистрация юридических лиц является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников. В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением установленного законом порядка образования юридического лица, соответствием его учредительных документов закону, а также учет юридических лиц в целях налогообложения и в иных предусмотренных законом целях.

Статья 2 ГК РФ называет условие о регистрации в качестве одного из обязательных признаков лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Создаваемые гражданами общественные объединения (кроме политических общественных объединений) вправе не регистрироваться и функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

В зависимости от наличия правопреемства различают такие виды прекращения юридических лиц, как реорганизация и ликвидация.

Реорганизация — это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством (сингулярное правопреемство при реорганизации невозможно). В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.

Таким образом, цель данной работы проанализировать порядок образования и прекращения деятельности юридических лиц, согласно действующему гражданскому законодательству.

Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:

— охарактеризовать сущность и способы образования юридического лица;

— раскрыть ликвидацию и реорганизацию юридического лица, согласно действующему законодательству;

Предметом данного исследования выступает гражданское законодательство, регулирующее особенности порядка образования и прекращения деятельности юридических лиц. Объектом исследования является общественные отношения в области гражданского законодательства.

Изучение данной темы основано на использование частно-научных методов исследования: логический, сравнительно-правовой, статистический, исторический, конкретно-социологический и другие.

Теоретической основой настоящей работы являются труды специалистов в области гражданского права: А.П. Сергеева, М.И. Брагинского, Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина и многих других.

Нормативную базу данной работы составляет Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» и другие нормативные акты.

Структура работы определяется целью и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, приложений.

Глава 1. Сущность и способы образования юридических лиц

1.1. Сущность образованию юридических лиц

Инициатива создания юридических лиц может принадлежать как собственникам, так и учредителям (участникам). Однако независимо от конкретной организационно-правовой формы все юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации, с момента проведения которой они считаются созданными.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо регистрируется в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе (для коммерческих организаций) фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Организация, не прошедшая государственную регистрацию, считается несозданной.

Порядок государственной регистрации устанавливается Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» 1 , регулирующим отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Создание, реорганизация и ликвидация юридического лица

Юридическое лицо как организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права, быть истцом и ответчиком в суде. Передаточный акт и разделительный баланс.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 16.09.2014
Размер файла 27,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Создание, реорганизация и ликвидация юридического лица

1. Создание юридического лица

1.1 Общие положения о юридическом лице

1.2. Признаки юридического лица

1. 3. Общие требования при создании юридического лица

1.4. Особенности создания юридического лица

2. Реорганизация юридического лица

2.1 Общие положения

2.6 Передаточный акт и разделительный баланс

3. Ликвидация юридического лица

3.2 Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица

3.3 Порядок ликвидации юридического лица

Темой работы являются процедуры создания, реорганизации и ликвидации субъектов хозяйственного права в Российской Федерации.

Юридические лица — одна из основных групп участников развитого товарного оборота. Тип конструкции юридического лица — весьма эффективный правовой способ организации хозяйственной деятельности. Существующая в российском правоведении система юридических лиц обусловлена переходным (от централизованно управляемого к рыночно-организационному) характером современной отечественной экономики.

Законодательство не содержит определения реорганизации, давая определения лишь пяти существующим формам реорганизации, каковыми являются слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Например, при любой форме реорганизации акционерного общества происходит передача его прав и обязанностей правопреемникам. В этом заключается существенное отличие создания и прекращения данной организационно-правовой формы юридических лиц при реорганизации от обычного учреждения или ликвидации акционерного общества. Реорганизация соединяет в себе такие элементы, как создание и прекращение субъекта права, и добавляет третий — правопреемство. Несмотря на то, что большинство вопросов, связанных с деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, достаточно детально урегулировано законодательством РФ, процедура реорганизации описана лишь в общих чертах, что не только создает определенные проблемы при проведении реорганизации, но и открывает дополнительные возможности для недобросовестных действий. юридический акт баланс

Основными тенденциями в мировой экономике в настоящее время являются слияние капитала и укрупнение бизнеса. Поскольку Россия перестала быть экономически обособленной, эти процессы не могут ее не затронуть. Примеры слияния и присоединения пока достаточно редки, поскольку рыночная экономика России еще достаточно молода. Но тенденции развития не оставляют сомнения в том, что в самом ближайшем будущем экономические условия заставят предприятия объединяться, чтобы не только преуспеть, но и выжить в жесткой конкурентной борьбе. Такие объединения могут происходить, в частности, путем реорганизации в форме слияния или присоединения.

Тема ликвидации юридических лиц так же актуальна для нашего общества. Ликвидация юридического лица представляет собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. То есть, вместе с юридическим лицом прекращаются все его требования и обязательства по отношению к гражданам и другим юридическим лицам.

Как уже было сказано выше, юридическими лицами называются объединения, организации, созданные физическими или другими юридическими лицами для выполнения определенных целей и задач. Кроме формулирования данных задач, при создании юридического лица учредителям необходимо решить и ряд других вопросов, которые вытекают из сущности самих юридических лиц. Сущность же юридического лица можно сформулировать в виде нескольких определенных признаков. Но сначала необходимо четко определить различие между юридическими и физическими лицами.

1.2 Признаки юридического лица

Под признаками юридического лица понимаются такие «внутренние присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе — достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права».

На первое место в ряду таких признаков ставится обычно имущественная обособленность. Обособление имущества юридического лица означает отделение такого имущества от имущества его учредителей. Любая практическая деятельность немыслима без соответствующих инструментов: предметов техники, знаний, наконец, просто — денежных средств. Объединение этих инструментов в один имущественных комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам, и называется имущественной обособленностью юридического лица.

Все имущество организации учитывается на его самостоятельном балансе или проводится по самостоятельной схеме расходов, в чем и находит внешнее проявление имущественное обособленность данного юридического лица. Самостоятельность баланса принято понимать в смысле завершенности, полноты отображения в нем всего имеющегося у организации имущества. Дело в том, что баланс как форму бухгалтерской отчетности может вести и подразделение юридического баланса, его филиал, например.

Второй признак юридического лица — способность отвечать своим имуществом по своим обязательствам.

Кредиторы юридического лица могут обращаться с требованиями, вытекающими из обязательств и иных обязанностей юридического лица только к этому юридическому лицу; взыскания по требованиям могут быть обращены лишь на обособленное имущество данного юридического лица.

Третьим необходимым признаком является способность от своего имени приобретать и осуществлять права и обязанности (участвовать в гражданском обороте). Именно наличие правосубъктности связывается с собственным именем юридического лица и позволяет ему совершать юридические сделки, быть истцом и ответчиком в суде.

Существуют еще два важных признака, которые не являются необходимыми. Это во-первых: организационное единство и, во-вторых использование юридическим лицом собственного наименования.

Организационное единство проявляется прежде всего в определенной иерархии, соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, и в четкой регламентации отношений между его участниками. Благодаря этому становится возможным превратить желания множества участников в единую волю юридического лица в целом, а также непротиворечиво выразить эту волю вовне.

«Вместо естественного объединения интересов физического лица единством его мышления и воли, (в юридическом лице) мы имеем искусственное соединение, в котором растворяется часть интересов отдельных лиц, претворяясь затем в высшем единстве — общности интересов»

Использование юридическим лицом собственного наименования позволяет отличить его от всех иных организаций и, поэтому, является необходимой предпосылкой гражданской правосубъектности юридического лица, а сам принцип обособленности наименования является составной частью признака правоспособности юридического лица.

Юридические лица классически делятся на коммерческие и некоммерческие.

К некоммерческим организациям относятся государственные учреждения, общественные и религиозные объединения.

Коммерческие организации классически подразделяются на фирмы, компании и корпорации.

1.3 Общие требования при создании юридического лица

В науке гражданского права выделяются следующие способы образования юридических лиц:

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации не подлежит.

Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. Такой порядок дает возможность государственным органам не разрешить создание юридического лица по различным причинам, в том числе и по причинам «нецелесообразности».

Нормативно-явочный порядок предусматривает возможность создания юридических лиц без согласия каких-либо третьих лиц. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленных порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо.

Обычные хозяйственные организации в развитых демократических странах создаются как правило в распорядительном порядке. Нормативно-явочный порядок для хозяйственных организаций присущ недемократическим странам. В тоже время общественные организации в бывших соцстранах (например, профсоюзы) как правило создавались распорядительно, а демократических странах как правило некоммерческие (общественные и религиозные) организации создаются в нормативно-явочном порядке. Во многих странах (в том числе демократических) нормативно-явочный характер предусмотрен для некоторых хозяйственных организаций, таких как банки и страховые общества.

Создателям (учредителям) юридических лиц необходимо также самостоятельно принять ряд принципиальных решений и закрепить их письменно в виде Учредительного договора, устава, решения о создании и назначения ответственных руководителей.

Учредителям необходимо прежде всего выбрать организационно-правовую форму будущей организации в зависимости от того, с какой целью создается юридическое лицо, каковы будут его функции, объемы производства и др. Затем необходимо найти наименование (кроме государственных организаций и учреждений), которое бы индивидуализировало данное юридическое лицо.

Если создается некоммерческая организация, то учредителям необходимо определить судьбу имущества юридического лица после его ликвидации — либо оно будет распределяться между членами, либо перейдет в распоряжение неких третьих лиц, в том числе государственных.

Если создается коммерческая организация, то необходимо установить размер уставного капитала, четко распределить доли учредителей в уставном капитале, определить сроки и порядок уплаты своей доли каждым учредителем, а также ответственность за несвоевременное внесение и т. д.

Важнейшим вопросом при создании юридического лица является вопросы о сроках созывов общих собраний учредителей, порядок избрания руководящих органов и другие организационные вопросы, призванные защитить права учредителей в управлении обществом.

Под учредительным договором понимается «консесуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лицо». Учредительный договор может рассматриваться как разновидность договора о совместной деятельности, или как самостоятельный договорный тип.

Устав предприятия является документом, который регулирует прежде всего отношения между учредителями и самим юридическим лицом, а также в котором предусмотрены общие вопросы управления организацией, порядок реализации прав и обязанностей учредителей, гарантии выполнения обязанностей юридического лица перед третьими лицами и трудовым коллективом и др. Устав предприятия на заключается, а утверждается, а это значит что для заверения подлинности устава может не потребоваться подписей всех учредителей, а достаточно подписей некоторых уполномоченных общим собранием учредителей лиц (например, председателем общего собрания, секретарем). Во многих странах существует институт так называемых общих положений об организаций данного вида или общего устава, который позволяет учредителям не составлять свой отдельный устав организации, а сослаться на некоторый законодательный акт, в котором перечислены наиболее распространенные типы уставов или общих положений взаимоотношений юридических лиц и его учредителей.

В решении о создании организации основным вопросом является избрание первоначального исполнительного органа, что бы предприятие изначально не было без ответственного лица.

1.4 Особенности создания юридического лица

Для современного Российского общества основным порядком создания юридических лиц является нормотивно-явочный, что характерно для стран, с переходной рыночной экономикой.

Смотрите так же:  Заявление участковому о бомжах

Этот порядок закреплен в п. 1 ст. 51 ГК:

«Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций, фирменное наименование, включается в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.»

В п. 2 ст. 51 ГК дается указание на момент возникновения право субъектности российского юридического лица — это дата государственной регистрации.

Ст. 52 ГК «Учредительные документы» указываются основные требования к учредительным документам юридического лица, их содержанию, порядку их заключение, утверждения и регистрации. При этом в п. 2 данной статьи указывается что «предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.»

В данной статье не дается определение, какие юридические лица на основании каких учредительных документов действуют. Это сказано в статьях, определяющих конкретные организационно-правовые формы юридических лиц:

* только на основании учредительного договора действуют товарищества;

* на основании учредительного договора и устава действуют хозяйственные общества, в составе учредителей которых более одного человека;

* только на основании устава действуют хозяйственные общества, учредителем которых выступает одно лицо, производственные и потребительские кооперативы, все некоммерческие организации.

В ГК нет указание на решение о создании юридического лица как о учредительном документе. Следовательно, данным решением можно считать утверждение устава или заключение учредительного договора, а в отдельных случаях и то и другое.

В случаях, установленных законом (Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ), реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. При реорганизации юридических лиц должны быть обеспечены интересы кредиторов реорганизуемого юридического лица, для чего учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом всех кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Слияние осуществляется путем объединения контрольных пакетов акций с последующей конверсией акций либо путем изъятия акций одного общества с эквивалентной заменой акциями другого общества и консолидацией балансов. Юридическое лицо считается реорганизованным в форме слияния с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Слияние особая форма реорганизации, поскольку она является одной из трех форм (еще присоединение и преобразование), в отношении которых допускается установление требования о получении предварительного согласия на реорганизацию уполномоченных государственных органов антимонопольного органа.

При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Присоединение осуществляется путем приобретения одной организацией 100% акций другой организации с утратой последней своей хозяйственной самостоятельности и прав юридического лица и с консолидацией балансов. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При разделении юридического лица одно юридическое лицо делится на два юридические лица и более, к которым переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Юридическое лицо считается реорганизованным в форме разделения с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Российским антимонопольным законодательством предусмотрено принудительное разделение хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Юридическое лицо считается реорганизованным в форме выделения с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Юридическое лицо считается реорганизованным в форме преобразования с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Можно выделить три характерные особенности реорганизации в форме выделения: не прекращается реорганизуемое юридическое лицо (в отличие от разделения); оно продолжает существовать наряду с вновь образованным; вновь созданному юридическому лицу (юридическим лицам) передаются не все, а лишь часть прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица; реорганизованное юридическое лицо не регистрирует новые документы, а лишь вносит изменения в свои — действующие устав и учредительный договор. Юридическое лицо, созданное в процессе выделения, проходит регистрацию в порядке, предусмотренном законом.

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации в форме разделения и выделения составляется разделительный баланс, а при реорганизации в форм преобразования — передаточный акт. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам организованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Акт и баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

3.1 Общие положения

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

— по решению его учредителей (участников), либо органом юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

— по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ;

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным выше, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 Гражданского Кодекса Российской Федерации вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 Гражданского Кодекса РФ. Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с ГК РФ порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (ст.63 ГК РФ). После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 Гражданского Кодекса РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

3.4 Удовлетворение требований кредиторов

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 Гражданского Кодекса РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

-во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

-в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

-в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

-в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Смотрите так же:  Платил алименты неофициально

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков, или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лиц или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим органом. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Юридические лица начинают свое существование с момента регистрации и прекращают его при ликвидации юридического лица. В нашей стране ежедневно регистрируются и ликвидируются множество организаций. Помимо собственно ликвидации, юридические лица прекращают свое существование при некоторых формах реорганизации. Это нормальный процесс в экономическом обороте.

Общим между процессами реорганизации и ликвидации является то, что и реорганизация и ликвидация могут осуществляться как в добровольном, так и в принудительном порядке. Добровольная реорганизация или ликвидация юридического лица во всех случаях происходит по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Так в акционерном обществе решение о реорганизации или ликвидации принимается общим собранием акционеров. В обществах с ограниченной ответственностью решение о реорганизации или ликвидации принимается общим собранием участников. В этом случае реорганизация проводится по любой из перечисленных выше форм.

Принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения или его ликвидация осуществляется в случаях, установленных законом, лишь с согласия уполномоченных государственных органов или суда, что, в свою очередь, является гарантией соблюдения законности. Реорганизация и ликвидация считается завершенной с момента государственной регистрации.

Процессы, как реорганизации, так и ликвидации коммерческих и некоммерческих юридических лиц имеют и свои отличительные особенности. Так некоммерческие организации могут быть преобразованы в коммерческие, обратный же случай преобразования невозможен. Особенностью ликвидации некоммерческих организаций является то, что ее имущество после удовлетворения требования кредиторов может быть направлено в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

В случае если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.11.2010) «О защите конкуренции».

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ — Часть 1.

3. Гражданское право. Часть вторая: учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Издание четвертое, переработанное и дополненное. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

4. Гражданское право. Часть первая: учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю. К. Толстого. Издание пятое. Переработанное и дополненное. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

5. Гражданское право России. Часть вторая: Обязательственное право / Под ред. О.Н. Садикова. — М.: БЕК, 2004.

6. Гражданское право. Том 2 / Под ред. Е.А. Суханова. — М.: БЕК, 2003.

Размещено на Allbest.ru

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени осуществлять имущественные и личные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

реферат [19,5 K], добавлен 21.12.2008

Слияние, присоединение, разделение и выделение юридических лиц. Передаточный акт и разделительный баланс. Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица. Порядок ликвидации юридического лица. Удовлетворение требований кредиторов.

реферат [19,7 K], добавлен 20.03.2011

В каких формах может происходить реорганизация юридического лица, и какое значение имеют разделительный баланс и передаточный акт. Хозяйственные товарищества, общества. Преобразование некоммерческих организаций в коммерческие. Объединение юридических лиц.

контрольная работа [18,4 K], добавлен 28.03.2009

Юридическое лицо как правовой феномен. Новые институциональные признаки — организация, обособленное имущество, правоспособность, самостоятельная ответственность, регистрация конституируют юридическое лицо как новый субъект права. Функциональные признаки.

контрольная работа [26,8 K], добавлен 19.12.2008

Юридические лица. Цели создания юридического лица. Правосубъектность юридического лица. Индивидуализация юридического лица. Классификация юридического лица. Регистрация юридического лица. Реорганизация и ликвидация юридического лица.

курсовая работа [25,1 K], добавлен 20.02.2004

Понятие, признаки и функции юридического лица. Особенности его образования и государственной регистрации. Понятие и формы реорганизации юридических лиц. Гарантии прав кредиторов и акционеров. Уплата налогов при реорганизации. Ликвидация юридического лица.

курсовая работа [56,3 K], добавлен 03.04.2015

Российское законодательство о реорганизации юридических лиц. Организационно-правовые основы института реорганизации. Передаточный акт и разделительный баланс. Проблемы законодательного регулирования обеспечения прав кредиторов юридического лица.

дипломная работа [85,0 K], добавлен 25.06.2010

Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность юридического лица. Индивидуализация юридического лица. Образование юридического лица. Прекращение юридического лица. Виды юридических лиц.

реферат [11,6 K], добавлен 18.10.2004

Признаки юридического лица: имущественная самостоятельность, организационное единство, самостоятельная имущественная ответственность по обязательствам, выступление в гражданском обороте от своего имени. Филиалы и представительства юридического лица.

реферат [37,5 K], добавлен 06.11.2014

Понятие и признаки юридического лица, правосубъектность, образование и прекращение. Учредительные документы и государственная регистрация юридического лица. Правопреемство при реорганизации, ее порядок. Ликвидация юридического лица: понятие и основания.

курсовая работа [43,4 K], добавлен 28.02.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Реорганизация и ликвидация юридических лиц (1)

1. Реорганизация юридических лиц

1.1 Понятие и признаки реорганизации юридического лица

1 . 2 Формы и порядок реорганизации юридических лиц

2. Ликвидация юридических лиц

2.1 Понятие и виды ликвидации юридических лиц

2.2 Основания и порядок ликвидации

3. Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц

3.1 Обеспечение прав кредиторов и общегражданские способы их защиты

3.2 Гарантии прав кредиторов и специальные способы их защиты при реорганизации юридических лиц

Список использованных источников

Переход казахстанского общества к жизни в условиях рынка, глобальные экономические реформы, коренные изменения в гражданско-правовом регулировании общественных отношений – всё это наряду с другими факторами неизбежно влечёт значительное оживление гражданского оборота. Как известно, юридические лица играют в нем едва ли не определяющую роль, особенно в сфере предпринимательской деятельности. Наряду с коммерческими организациями возрастает число некоммерческих организаций, что вызвано повышением роли гражданского общества в целом и различных его институтов. Так же, как физические лица рождаются, живут и умирают, юридические лица создаются, действуют, реорганизуются и могут прекращаться в связи с их ликвидацией, переставая быть субъектами гражданских правоотношений. Процесс создания юридических лиц и прекращения их деятельности происходит непрерывно. Неслучайно в научный обиход введён термин «жизненный цикл» юридического лица [1, с. 27]. Будучи в отличие от физических лиц искусственными общественными образованиями, созданными по воле людей, они тем не менее не являются чем-то виртуальным, а существуют в реальной действительности, становятся объективной реальностью, устанавливают разнообразные социальные связи с другими субъектами гражданских правоотношений. Однако, созданные по воле своих учредителей, юридические лица прекращают своё существование также не по законам природы, а в конечном итоге по воле людей, будь то воля учредителей (при добровольной ликвидации) или лиц, уполномоченных принимать решение об их прекращении (при принудительной ликвидации). Таким образом, продолжительность «жизненного цикла» юридических лиц целиком зависит от чужой воли, а потому их «смерть» никогда не бывает «естественной»; она всегда в известной мере «насильственна» [1, с. 31].

Но если смерть физического лица, даже насильственная, как правило, приносит нравственные страдания в основном лишь близким умершего и не причиняет имущественного вреда его партнёрам по гражданско-правовым сделкам ввиду наличия наследственного правопреемства, то бесконтрольная ликвидация юридического лица способна нанести немалый материальный и моральный урон гораздо большему числу третьих лиц, состоявших с ним в гражданско-правовых и иных отношениях. Этот урон может оказаться невозместимым, так как действующее гражданское законодательство предусматривает, что юридическое лицо прекращает своё существование путём ликвидации без перехода к другим субъектам гражданских прав и обязанностей ликвидированного юридического лица, т.е. без правопреемства [2, с. 19]. Говоря образно, с позиций гражданского права, ликвидированное юридическое лицо исчезает бесследно; о его существовании можно получить информацию лишь в Едином государственном реестре юридических лиц и в архивах. Нередко такое «бесследное исчезновение» ликвидированных юридических лиц из гражданского оборота практически полностью исключает возможность реализации некоторых прав и свобод человека, к примеру, прав потребителей, вкладчиков и т.п., которые остаются лишь пустыми декларациями. С другой стороны, для гражданского оборота не менее важна своевременная реорганизация и ликвидация юридических лиц, у которых уже давно не осталось необходимого имущества или требуемого числа участников, так как такие юридические лица могут оказаться «крышей» для деятельности всякого рода организованных преступных группировок, представляя тем самым серьёзную угрозу национальной безопасности Республики Казахстан [3, с. 54].

С учётом всего сказанного становится понятным, почему общество не может мириться с бесконтрольным появлением и исчезновением юридических лиц, и государство не только вправе, но и обязано осуществлять такой контроль с помощью различных правовых механизмов, в том числе с помощью гражданского законодательства. Следовательно, необходимо оценить, в состоянии ли действующее гражданское законодательство способствовать осуществлению указанного контроля, способно ли оно упорядочить процесс реорганизации и ликвидации юридических лиц настолько, чтобы свести если не к нулю, то по крайней мере к минимуму имущественные и моральные потери, вызванные прекращением их деятельности.

Актуальность темы дипломного исследования. Современность и научная необходимость рассмотрения избранной темы во многом предопределена развитием в нашем государстве экономики рыночного типа, которая, безусловно, предполагает не только наличие, по и высокую степень развития правовых средств и методов регулирования экономического оборота.

Юридические лица в настоящий момент являются главными участниками гражданского оборота. Именно они производят большую часть товаров и услуг, являются главными налогоплательщиками. В условиях развития рынка в нашей стране и все возрастающего желания субъектов гражданских правоотношений обезопасить себя и свои материальные средства правовыми способами, наибольшую актуальность приобретают вопросы регулирования создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Таким образом, актуальность исследования проблем, касающихся реорганизации и ликвидации юридических лиц, обусловлена прежде всего особой общественной значимостью этих правовых институтов. Об этом свидетельствует совершенствование соответствующих норм гражданского права путём внесения изменений и дополнений в действующий Гражданский кодекс Республики Казахстан (далее – ГК РК). Как само законодательство о реорганизации и ликвидации юридических лиц, так и практика его применения требуют постоянного изучения и анализа, с целью своевременного выявления основных тенденций, осмысления проблем, вызванных постоянно меняющимися общественными отношениями, и поиска оптимальных вариантов их решения, что является непосредственной задачей науки гражданского права [4, с. 12]. Следовательно, проблемы правовой регламентации реорганизации и ликвидации юридических лиц практически не могут утратить актуальности.

С помощью института реорганизации сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему комплексу прав и обязанностей в отношении третьих лиц, а как следствие — прочность договорных связей; максимально гарантируются права кредиторов; отпадает необходимость уплаты дополнительных налогов; сокращаются временные издержки, производительный капитал остается цельным, не дробится между участниками юридического лица и не изымается из сферы производства. В итоге использование механизма реорганизации приводит к достижению значительного организационного и финансового эффекта [5, с. 162]. Однако эта правовая сфера недостаточно исследована в научной литературе. Цивилистическая наука не уделяет должного внимания рассмотрению понятий и значения реорганизации и ликвидации в частном праве. Это представляется недопустимым, учитывая огромное практическое значение реорганизации и ликвидации юридических лиц в гражданском обороте.

Так, в новом теоретическом осмыслении нуждаются господствующее в науке мнение о том, что различия между реорганизацией и ликвидацией юридического лица как оснований его прекращения состоят лишь в наличии или отсутствии универсального правопреемства, а также иные проблемы касающиеся институтов реорганизации и ликвидации юридического лица, нуждающиеся в специальной разработке и, вместе с тем, либо вовсе неразработанные, либо разработанные явно недостаточно. Следует проверить, насколько адекватно отражена в нормах о реорганизации и ликвидации юридических лиц конституционная идея всемерной охраны и защиты прав и свобод человека, исходя из того, что именно права и свободы личности определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Необходимо признать, что существующее законодательство о реорганизации и ликвидации юридических лиц не является совершенным. Нормы Гражданского кодекса Республики Казахстан не обеспечивают в полной мере правового регулирования этих институтов права, что сказывается на практической деятельности субъектов гражданского права, порождая конфликты и судебные споры [6, с. 103, с. 211, с 89]. Недостаточность правового регулирования проявляется, в частности, в том, что в действующем гражданском законодательстве не закреплены определения реорганизации и ликвидации юридического лица, а отражены лишь формы и порядок таких действий, также, в отсутствии четкой регламентации объектов правопреемства при реорганизации, возможности признания проведенной реорганизации или ликвидации недействительной и последствий такого признания. Неадекватное законодательное регулирование существует, также в отношении определения гарантий прав кредиторов при реорганизации и ликвидации, а также гарантий государства как кредитора по налоговым обязательствам.

Смотрите так же:  Компенсационная выплата трудовой кодекс

Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц

Подготовка и создание организации, порядок и основные этапы государственной регистрации юридического лица на сегодня. Формы и порядок реорганизации юридических лиц. Понятие, виды и технология ликвидации организации, его нормативно-правовая база.

Общая характеристика ликвидации, как способа прекращения деятельности юридического лица. Анализ существенных оснований ликвидации юридических лиц и порядок её осуществления. Особенность ликвидации отдельных юридических лиц, ликвидация при банкротстве.

курсовая работа, добавлен 24.04.2014

Ликвидация юридического лица: этапы, порядок её проведения и отмена решения. Ликвидация юридического лица на основании требования органа государственной власти и вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Прекращение по делу о банкротстве.

курсовая работа, добавлен 18.03.2012

Понятие и признаки субъектов предпринимательского права в Российской Федерации. Основные этапы создания субъектов хозяйственной деятельности. Виды, способы реорганизации и ликвидации предприятий. Несостоятельность (банкротство) юридического лица.

реферат, добавлен 01.03.2014

Признаки юридической организации, способы создания юридических лиц, учредительные документы для государственной регистрации. Функции и правосубъектность юридического лица. Понятие, формы и основания прекращения и реорганизация юридического лица.

курсовая работа, добавлен 31.10.2014

Основные принципы, способы, порядок, виды и формы образования юридических лиц, их правоспособность и дееспособность. Государственная регистрация, реорганизация и ликвидация юридического лица и их отличие. Несостоятельность (банкротство) предприятий.

реферат, добавлен 24.03.2013

Понятие организации юридического лица, ее формы и признаки. Основания, порядок и виды ликвидации юридических лиц. Государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью согласно действующему законодательству. Прекращение его деятельности.

реферат, добавлен 14.10.2010

Правовая конструкция института реорганизации юридических лиц в российском праве. Порядок и основные условия реорганизации юридических лиц. Реорганизация юридических лиц в различных формах: присоединение, слияние, разделение, выделение и преобразование.

дипломная работа, добавлен 14.05.2011

Понятие юридического лица, его виды, классификация и способы организации. Хозяйственные товарищества, кооперативы, муниципальные предприятия и некоммерческие организации, их функции. Представительства юридических лиц, понятие и формы их реорганизации.

курсовая работа, добавлен 06.09.2011

Понятие юридического лица, правовое регулирование создания и государственной регистрации. Создание унитарного предприятия, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерного общества. Реорганизация и ликвидация юридических лиц.

дипломная работа, добавлен 21.02.2020

Юридические лица как самостоятельные участники предпринимательских отношений. Понятие юридического лица, признак организационного единства, внутренняя структура, самостоятельная имущественная ответственность. Реорганизация юридических лиц, правопреемство.

Создание, реорганизация, ликвидация юридического лица

Законодательное регулирование создания, реорганизации, этапы ликвидации юридического лица. Характеристика организационно-правовых форм юридических лиц, правовой режим их имущества и осуществляемые виды деятельности в соответствии с целями их создания.

Подобные документы

Понятие и виды ликвидации юридического лица. Документы и сведения, необходимые для реорганизации предприятий. Основания и порядок ликвидации юридического лица. Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.

курсовая работа, добавлен 11.11.2011

Описание признаков юридического лица, целей его деятельности, организационно-правовых форм и правового режима имущества. Изучение нормативно-правовой основы и этапов создания, регистрации и ликвидации юридического лица, формирования уставного капитала.

курсовая работа, добавлен 28.09.2014

Способы возникновения юридического лица. Порядок прекращения юридического лица путем реорганизации и ликвидации. Правовое регулирование процедуры ликвидации. Особенности прекращения юридического лица при банкротстве. Основные процедуры банкротства.

контрольная работа, добавлен 22.04.2020

Определение понятия и изучение основных форм реорганизации юридических лиц. Характеристика проблем правопреемства и налогообложения при реорганизации: гарантии прав кредиторов, уплата налогов. Общая очередность процедуры ликвидации юридического лица.

курсовая работа, добавлен 22.10.2012

Реорганизация как форма прекращения деятельности юридических лиц и создания новых, ее способы и характерные признаки. Добровольная и принудительная реорганизация. Особенности процесса ликвидации юридического лица. Обязанности соответствующей комиссии.

реферат, добавлен 08.04.2010

Основания ликвидации и реорганизации юридического лица. Сущность и характерные особенности добровольной и принудительной ликвидации юридического лица. Правовое положение ликвидационной комиссии (ликвидатора). Порядок и этапы ликвидации юридического лица.

курсовая работа, добавлен 03.09.2011

Ознакомление с понятием реорганизации юридического лица, как прекращением его деятельности с переходом прав и обязанностей к другому лицу. Рассмотрение форм и порядка ликвидации юридического лица. Разработка предложений по изменению законодательства.

курсовая работа, добавлен 03.06.2014

Юридические лица: понятие, основные характеристики и правоспособность. Определение ответственности, порядка реорганизации и ликвидации юридического лица в соответствии с законодательством. Основания и способы реорганизации и ликвидации юридических лиц.

реферат, добавлен 21.04.2011

Понятие и признаки юридического лица, его правоспособность и классификация в системе российского гражданского права. Сущность коммерческих и некоммерческих юридических лиц. Особенности процесса создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

курсовая работа, добавлен 01.11.2015

Рассмотрение порядка образования и прекращения деятельности юридического лица. Основные формы реорганизации предприятия согласного действующего законодательства. Определение оснований для принудительной ликвидации юридического лица в Гражданском кодексе.

§ 2. Создание, реорганизация и ликвидация юридического лица

Действующее законодательство предусматривает в качестве общего правила нормативно- явочный способ создания юридических лиц, в соответствии с которым для образования юридического лица не требуется получения предварительного разрешения государственных органов. Разрешение гражданам и юридическим лицам учреждать новые юридические лица дается государством в правовых нормах, и регистрация юридического лица осуществляется при представлении его учредителями необходимых документов в регистрирующий орган. Поэтому способ и называется нормативно-явочным.

Разрешительный способ создания юридического лица установлен в качестве исключения из общего правила. Он предполагает получение учредителями разрешения (согласия) компетентного государственного органа на образование юридического лица. Например, в ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяются случаи, когда на создание коммерческой организации требуется предварительное согласие антимонопольного органа.

Далее — Закон о защите конкуренции.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». С 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц осуществляют органы Федеральной налоговой службы. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления. Принцип общедоступности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обеспечивает возможность для участников гражданского оборота получить информацию об этом юридическом лице, его учредителях, размере уставного капитала, полученных им лицензиях и т.д.

Основания отказа в государственной регистрации юридического лица носят формальный характер: непредставление документов, необходимых для государственной регистрации, и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Для отдельных юридических лиц (кредитных организаций, некоммерческих организаций) устанавливается специальный порядок их регистрации, при котором осуществляется предварительная проверка компетентным органом соответствия учредительных документов юридического лица требованиям закона, а также соблюдения иных требований законодательства. Например, Центральный банк РФ принимает решение о регистрации кредитных организаций, которое является основанием для внесения налоговым органом записи в ЕГРЮЛ.

С момента государственной регистрации юридическое лицо наделяется правоспособностью и может выступать в гражданском обороте от своего имени как самостоятельный субъект права. Различают общую (универсальную) и специальную (целевую) правоспособность юридических лиц.

В качестве общего правила в п. 1 ст. 49 ГК РФ закреплена специальная (или целевая) правоспособность, т.е. способность юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Общая (универсальная) правоспособность юридического лица — это способность приобретать любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением тех, которые наделяются специальной правоспособностью.

Отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности дается в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Реорганизация юридического лица является способом прекращения существующих юридических лиц с одновременным возникновением новых юридических лиц и переходом прав и обязанностей первых ко вторым в порядке универсального правопреемства.

Существует пять способов реорганизации: слияние, присоединение, преобразование, разделение, выделение (ст. 57 ГК РФ). Слиянием юридических лиц признается создание нового юридического лица с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических

лиц и прекращением последних. Присоединением юридического лица признается прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому юридическому лицу. Разделением юридического лица признается прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным юридическим лицам. Выделением юридического лица признается создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего. Под преобразованием юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида понимается изменение его организационно-правовой формы.

Необходимым условием реорганизации юридического лица является составление передаточного акта (при слиянии, присоединении и преобразовании) или разделительного баланса (при разделении и выделении). Эти документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Они представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Реорганизация юридического лица может быть добровольной и принудительной. Добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Как правило, специальные законы относят решение вопроса о реорганизации и ликвидации к компетенции общего собрания участников.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния или

присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (например, в целях недопущения ограничения конкуренции в случаях, указанных в ст. 27 Закона о защите конкуренции, необходимо согласие антимонопольного органа).

В соответствии с п. 2 ст. 57 ГК РФ допускается принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности коммерческой организацией, занимающей доминирующее положение, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа может принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38 Закона о защите конкуренции). Суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет необходимые документы (разделительный баланс, учредительные документы новых юридических лиц) и передает их на рассмотрение суда. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной. Добровольно ликвидация осуществляется по решению уполномоченных субъектов (учредителей (участников) либо органа юридического лица). Принудительная ликвидация осуществляется на основании решения суда: во-первых, в случае грубых нарушений закона, допущенных при его создании, если эти нарушения носят неустранимый характер; во-вторых, при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; в-третьих, в случае систематического осуществления некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям; в- четвертых, в иных случаях, предусмотренных ГК РФ для отдельных организационно-правовых форм юридических лиц. Требование о принудительной ликвидации юридического лица при наличии указанных оснований может быть предъявлено в суд компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

После принятия решения о ликвидации юридического лица необходимо письменно уведомить об этом регистрирующий орган, который вносит в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Создается ликвидационная комиссия или назначается ликвидатор, к которым переходят все полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия помещает в Вестнике государственной регистрации объявление о ликвидации, в котором обязательно указываются сведения о порядке и сроке заявления

требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации. В течение указанного срока ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и персонально уведомляет их о ликвидации в письменном виде. Она также предпринимает необходимые меры к выявлению должников юридического лица и взысканию с них долгов. Проводится инвентаризация имущества юридического лица. Если ликвидационная комиссия обнаружит недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, то председатель комиссии обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица (актив), перечне предъявленных кредиторами требований (пассив), а также о результатах их рассмотрения.

Удовлетворение требований кредиторов производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме частных и бюджетных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам). Исключение составляют случаи, когда учредители (участники) в отношении юридического лица не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы и др.). Имущество, оставшееся после ликвидации таких организаций, направляется на достижение целей, в интересах которых они были созданы, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения записи об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. С этого момента прекращается правоспособность юридического лица.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *