Спор и ссора умение вести дискуссию презентация

Спор и ссора умение вести дискуссию презентация

В русский язык слово «полемика» пришло из древнегреческого: «polemikos» переводится как воинствующий, враждебный. Действительно, в отличие от дискуссии в полемике присутствует состязательность, борьба, определенная степень воинственности и враждебности, что определяется целью, которая преследуется участниками полемики. Именно поэтому в сознании большинства людей полемика ассоциируется с коммуникативным актом, называемым острым спором. Полемика – вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение своей позиции относительно обсуждаемого предмета. Отметим обличительные черты полемики. Во-первых, основная задача, которую решают полемизирующие стороны, – утверждение своей позиции. Во-вторых, участвующие в полемике стороны более, чем в дискуссии, вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В полемике допускается использование большего числа корректных приемов, таких как захват инициативы, внезапность в использовании имеющихся в распоряжении спорящих доводов, навязывание своего сценария спора и т. п.

Вместе с тем существует ряд моментов, сближающих полемику и дискуссию: наличие определенного предмета спора, содержательная связность, детерминированная открытостью к аргументам другой стороны и очередностью выступлений спорящих, недопустимость использования некорректных логических и психологических приемов, нарушение этических норм.

Безусловно, победа в полемике, особенно если она получила общественный резонанс, может принести некоторое удовлетворение. Но следует помнить, что в общественном сознании спор ассоциируется со средством достижения истины, поэтому решение, основанное на победившей в полемике позиции, влечет за собой соответствующую меру ответственности. Следовательно, не стоит торопиться принимать за основу действий победившую в полемике позицию. [3;119с.]

Что такое спор? В «Словаре современного русского языка» написаны все значения слова спор.

  1. По словам В.И.Андреева, спор — это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины.
  2. Взаимное притязание на владение, обладание чем-либо, разрешаемое судом.
  3. Перен.Поединок, битва, единоборство (преимущественно в поэтической речи). Состязание, соперничество. [1;397с.]

Общим для всех значений слова «спор» является наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство. В современной научной литературе слово «спор» служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Однако единого определения данного понятия не существует.

Виды спора весьма многообразны. Спор может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным), устным или письменным, организованным или стихийным, основательным или поверхностным, содержательным или формальным. Перечисленные виды спора выделены по внешним признакам. В жизни больше внимания уделяется содержательным аспектам спора (дискуссии или полемики), которые определяются конкретными обстоятельствами. [3;118с.]

В русском языке имеются и другие понятия для обозначения спора: дискуссия, диспут, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы слова «спор». В научных исследованиях эти слова служат нередко наименованиями отдельных разновидностей спора.

Термин «дискуссия» происходит от латинского «discussio» – рассмотрение, исследование. Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема. Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.

Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же предмета, что обеспечивает необходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно.

От других видов споров, прежде всего полемики, дискуссия отличается своей целенаправленностью и используемыми средствами. Цель любой дискуссии – достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса, так как она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение истины или оптимального решения, чем на торжество определенной позиции. Оптимальное решение является сплавом, синтезом необходимых, взаимосвязанных элементов, которые обычно содержатся в различных точках зрения, высказанных участниками дискуссии. Средства, используемые в дискуссии, должны признаваться всеми ее участниками. Применение иных средств не допускается.

Итог дискуссии не должен сводиться к сумме высказанных точек зрения относительно обсуждаемого предмета. Он должен представлять собой синтез объективных и необходимых черт, присущих дискутируемому предмету. Другими словами, результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством. Таким образом, в дискуссии выявляется более четкая и ясная формулировка решения проблемы, снимается, устраняется до известного предела момент субъективности: убеждения одного человека или группы людей получают должную поддержку других и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность. [3;118с.]

Слово «диспут» происходит от латинского «disputo» — рассуждаю. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, на решение которых нет однозначного, общепринятого ответа. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки тех или иных событий, проблем. [2;149с]. Сегодня в этом значении слово «диспут» не употребляется. Под ним подразумевается публичный спор на научную и общественную тему. [4]

Слово «дебаты» французского происхождения («debat» — спор, прения). Прения — русское слово, зафиксированное в лексиконе XVII века. Толковый словарь определяет эти слова так: дебаты — прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры; прения — обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам.

Словами дебаты, прения, как правило, именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т.п. [1;399с.]

Выделяют три обобщенных типа полемики.

Во-первых, это познавательная полемика, ориентированная на логический, текстовой уровень.

Познавательную полемику можно также назвать логической или диалектической.

Во-вторых, деловая полемика, направленная на достижение и закрепление некоторого определенного, социально весомого результата. Таким результатом может быть договор, соглашение, приговор. Важно, что в этом акте должна быть отмечена общая цель — взаимовыгодный, взаимоприемлемый мир.

Другие важные названия этого типа полемики: дипломатическая, коммерческая, процессуальная, конформистская.

В- третьих, это игровой (спортивный) тип полемики. Для него характерно, что на первый план выступают личностные мотивы. Такая полемика подобна спортивному поединку, где достижение субъективных целей оказывается важнее истины и согласия.

Такой тип диалога можно назвать эристическим. Древние противопоставляли эристику диалектике, видя в ней умение, технику добиваться в словесной дуэли личных целей и прежде всего победы над соперником. [5]

Общими принципами полемики являются: принцип демократизма (по отношению к собеседнику), тщательности (отбора слов и выражений), недопустимости (ложных аргументов), выдержки и хладнокровия (субъектов полемики).

Полемика — самый демократичный вид диалога. Вступившие в полемический диалог добровольно отрекаются от всех своих внешних по отношению к спору преимуществ. Не следует проявлять любой вариант неравноправия с собеседником. Демократизм полемики требует, чтобы в ходе спора проявления реального неравноправия оппонентов ни при каких ситуациях не превращались в аргументы, не предъявлялись как неоплаченные и неоплатные долги. [5]

Принцип «тщательно выбирай слова» является двуединым. Следует внимательнее выбирать слова, чтобы они в максимальной степени соответствовали собственной мысли. Это нелегко. В серьезных диалогах можно услышать «я не точно выразился. », «попробую поточнее сформулировать свою мысль».

У принципа «тщательно выбирай слова» есть и другая сторона. Ясно выраженная мысль должна быть правильно понята. Идеально выраженная мысль не найдет своего адресата, если собеседники говорят на разных языках. Каждый из нас имеет свой жизненный опыт, мысли и взгляды. Любое слово, кроме общепринятого значения, для каждого из нас сопрягается с другими словами и мыслями в порядке, свойственном только для нас.

Выдержка и хладнокровие. Не следует думать, что этот словесный поединок — последний, самый главный в жизни. Будет новый день, будут новые проблемы, прибавится знаний, опыта. Завтра будет лучше, чем вчера.

У каждого свой жизненный опыт, своя жизнь, своя голова на плечах, однако «старое мышление» требовало показного, демонстративного единомыслия. «Новое мышление» признает «плюрализм мнений». Загадочный «плюрализм» не хорош и не плох. Это констатация очевидного факта: люди, отличаются друг от друга своими мыслями, способами и приемами своей аргументации.

«Гласность» — это не только «говори то, что есть, а то, чего нет, не говори». Так понятая гласность неотличима от правдивости, той минимальной составляющей порядочности, которой добиваются от подрастающего поколения родители и учителя совместными, но не эффективными усилиями. «Гласность» — это признание, что каждый человек имеет право высказать его и отстаивать. «Политика демократизации» — действительно политика, гарантирующая возможность для каждого высказать, обосновать и отстаивать собственное мнение, обеспечивающая юридическое право пользоваться гласностью.

Истина в споре не рождается никогда. Если бы действительно в споре рождалась истина, то зачем было бы ставить дорогостоящие и трудновоспроизводимые эксперименты? Зачем учить людей, делать их высокими, но узкими специалистами? Научить их всех одному — спору. Естественно, речь здесь идет о высокой научной истине. Истине с большой буквы.

Зато обычная истина, истина с маленькой буквы, то и дело рождается даже в самом заурядном споре. Пытаясь убедить или даже победить своего противника, мы ищем и находим пробелы в его знаниях и интенсивно заполняем его известной нам информацией. А он, в свою очередь, стремится подавить своей эрудицией. В ходе полемики происходит интенсивный обмен информацией. Вот и первая истина, важная пусть не для всех, но для каждого.

Мы узнаем нашего собеседника. Мало ситуаций, когда человек раскрывается так полно, как в живом, жарком споре. Чаще всего мы спорим с дорогими, близкими нам по духу людьми, с друзьями. Более того, мы выбираем друзей из тех, с кем интересно, неоскорбительно и неунизительно спорить. Полемика —показательная ситуация человеческих отношений. Вот и вторая истина, которой можно обогатиться в споре: полемика—проявитель внутренней сущности человека.

Ввязываясь в спор, мы иногда еще не вполне ясно можем сформулировать собственную позицию, собственное понимание вопроса. Руководит нами несогласие с предложенным. Но чего хотим, на чем бы остановились — пока не ясно. Только в ходе спора, в процессе выяснения реального круга факторов, связей изучаемого, спорного явления появляется собственная позиция. И пусть нам не удалось убедить в своей правоте противника, зато теперь мы можем недвусмысленно сформулировать собственное мнение. Выяснение и уточнение личной позиции — вот еще одна истина, рождающаяся в споре.

Тема эта может быть продолжена, раздроблена: мы узнаем новые слова и термины, для нас открываются новые точки зрения, аспекты, мы обогащаемся новыми аргументами. Как вести себя, степень собственной порядочности, цену объективности публики и многое, многое другое можно познать в жизни, можно и в споре.

Когда человек хочет испытать остроту своего ума, его ловкость, зоркость и изобретательность, он вступает в спор. Спорили и раньше, когда за споры не только не поощряли, но даже карали. Спорили потому, что полемика — это практически единственная реальная возможность испытать мобильность и мощь своего интеллектуального органа. Нельзя приказом изменить веления природы, запретить весну или остановить солнце. Никакая социальная ситуация не заморозит человеческое любопытство, потому что это природное качество человека. Ум развивается даже в ситуации строжайшего контроля над интеллектуальной деятельностью, во времена, когда изыски человеческого разума перестают быть гордостью человечества, но становятся объектами преследования. Уму нужна сфера проявления, зал гимнастических тренировок для дальнейшей продуктивной деятельности.

В заключении следует отметить, что полемика является одним из основных видов речевой коммуникации. С её помощью достигается более глубокое понимание того предмета, по поводу которого происходит общение, более четко обозначаются позиции людей, которые участвуют в данном коммуникативном процессе; кроме того, полемика является эффективным средством выработки оптимального решения тех или иных вопросов. Так же полемика вносит разнообразие в общение людей, украшает речевые коммуникации, делая их живыми и запоминающимися.

Искусство ведения спора
классный час (4 класс) по теме

Классный час, посвященный культуре поведения во время спора, дискуссии. Определены правила поведения во время спора, проинсценированы жизненные ситуации, определяыющие поведение спорящих детей.

Скачать:

Вложение Размер
iskusstvo_vedeniya_spora.doc 540.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 72»

«Искусство ведения спора»,

проведенный в 4 классе

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Пыжова Галина Анатольевна

Тема классного часа «Искусство ведения спора».

Классный руководитель Пыжова Галина Анатольевна.

Цели: 1. Рассмотреть психологический и этический аспекты спора.

2. Познакомить учащихся с правилами ведения спора, а также со словами защиты в

2. Познакомить учащихся с правилами ведения спора, а также со словами защиты в споре. споре.

3. Развитие уважения к своей собственной личности оппонента.

4. Учить монологической речи.

5. Пополнять словарный запас детей, развивать кругозор.

6. Воспитывать творческую активность, артистизм.

1.Плакат с названием темы классного часа .

2. Плакаты с надписями: «Правила культурного человека, ведущего спор»; «Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями. Пифагор».

3. Картинки с изображениями детей в спорящей обстановке.

4. Плакаты, на которых написаны обороты речи.

Учитель : Каждый из нас хотя бы раз в своей жизни был участником спора. Значит, у каждого есть свое мнение о том , нужны споры или нет. Я прошу вас высказать свое мнение по этому поводу.

(Заслушиваются мнения детей)

Раз споры нужны, то сегодня на классном часе мы будем говорить о культуре спора и познакомимся с правилами поведения во время спора, дискуссии.

При подготовке классного часа я попросила ребят узнать, как толковый словарь трактует нам слова «спор», «дискуссия».

— Что же такое спор? Дискуссия? (Дети объясняют: Спор – словесное обсуждение какого-либо вопроса, где каждый отстаивает свое мнение; дискуссия – то же, что и спор.)

— А может быть люди спорят, чтобы поссориться? Давайте послушаем, что такое ссора.

(Ссора – состояние взаимной вражды, перепалка, перебранка)

Учитель: Итак, раз мы вступаем в спор, то необходимо знать основные правила культурного человека, ведущего спор.

— Мудрецы древности утверждали, что лучше уступить дорогу собаке, чем дать ей возможность укусить себя, настаивая на своих правах, ведь даже, если вы убьете собаку, укус останется укусом. Поэтому правило первое . (Предложить детям самим подумать, каким оно должно быть). Один из способов одержать верх в споре – это уклониться от него.

Проблема только в том, что не всегда возможно и не всегда необходимо уклониться от спора. Что же делать, если спор неизбежен? Нужно научиться правильно вести себя в этой ситуации. Спор – это сражение умов и главное средство борьбы здесь – речь. Поэтому, прежде чем начинать спор, нужно продумать, что, когда и как вы будете говорить. Это второе правило ведения спора.

Посмотрите сценку «Спор про вежливость».

После классного часа у нас был разговор про вежливость.

— Вот , например, если я сижу в автобусе, — закричала Лена, — а входит старушка, я ей сразу место уступаю!

— Это каждый дурак знает! – закричал Рома – А еще надо сказать: «Садитесь, пожалуйста!» Поняла, ворона?

— Ты что, с приветом? – Закричал Женя. – Надо сказать старушке: «Будьте добры, садитесь, пожалуйста» Понятно? А то она и не захочет садиться на твое дурацкое место!

— Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может вообще вылезет из автобуса!

— Не беспокойся! Старушка не такая попрыгунья. Сам скачет, а на других сваливает..

Спорили, спорили. И без конца по разговору «пробегали» то осел, то козел, то ворона, то баран. ( По С. Иванову)

— О чем спорили дети? (О том, как должен вести себя в автобусе вежливый человек).

— Можно ли этих ребят назвать вежливыми?

— Какие ошибки они допустили во время спора?

— Каким тоном разговаривали друг с другом?

— Как обращались друг к другу?

— Умеют ли они спорить?

— На что больше похож их разговор: на спор или на ссору?

— Говорят , что в споре рождается истина. Может ли истина родиться в таком споре? Почему?

— Смогут ли дети договориться о том, как следует вести себя вежливому человеку в автобусе?

— Чем , по-вашему, закончилась эта история?

— Действительно, споры часто превращаются в ссоры, а иногда даже в драки, несмотря на то, что люди пытаются говорить друг другу правду. По этому поводу существует еще меткое стихотворное замечание:

«Правда, сказанная злобно,

Лжи отъявленной подобна!»

Обратите внимание на фотографии – как некрасиво выглядят ссорящиеся люди!

Отсюда следует третье правило.

С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона, не оскорбляйте своего противника, какие бы мысли он не отстаивал.

— Что же делать, если противник нарушил это правило? Какими будут ваши действия?

(Заслушиваются мнения детей).

Культурный человек не должен опускаться до уровня невежды. Лучше прекратить спор, чем участвовать в перебранке.

Вежливый (культурный ) человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит другого. Чтобы высказать свою точку зрения и при этом не обидеть собеседника, употребляют специальные слова и обороты речи.

(Чтение оборотов речи, записанных на доске на плакатах:

Я думаю, ты прав (не прав)… Ты говоришь чепуху… Мне кажется, что ты … Ты думаешь, когда говоришь? Ну что ты говоришь? Я согласен ошибаешься (не согласен) с тобой… Ты что, с приветом… Извини, я не могу с тобой согласиться… Давай подумаем вместе… Это каждый дурак знает… )

Уберем те из них, которые культурный человек не может использовать во время спора, дискуссии.

Когда вежливый человек спорит, что-то доказывает, он нередко употребляет слова «я думаю», «мне кажется», «по-моему». Почему? (Чтобы высказать свою точку зрения, не навязывая ее собеседнику, не обижая его).

— Каким тоном обращаются друг к другу во время спора? (Спокойным, доброжелательным).

А сейчас вернемся к спорящим ребятам. Они поняли свои ошибки. Вот каким стал их спор. ( Сценка «Спор про вежливость» в исправленном варианте)

— Вот, например, если я сижу в автобусе, — сказала Лена, — а входит старушка, я ей сразу место уступаю.

— Ты права,- сказал Рома. – А еще надо сказать «Садитесь, пожалуйста!»

— Я с вами согласен, но считаю, что старушке нужно сказать: «Будьте добры, садитесь, пожалуйста». А то вдруг она обидится и не захочет сесть.

— Извините, но, мне кажется, что пока мы будем решать, что сказать старушке, она может уже выйти из автобуса.

— А я согласен с Леной и считаю, что если вошла в автобус старушка, ей нужно сразу уступить место и сказать: «Садитесь, пожалуйста».

А теперь, зная правила ведения спора, разберем ситуацию, с которой вы сталкивались в школьной жизни.

Действующие лица: учитель, ученик.

Ученик: Вы поставили мне тройку? Мария Ивановна! Это нечестно! Вы намеренно занижаете мне оценки!

Учитель: Маша, если бы ты была учителем, ты была бы рада услышать от своей ученицы верный ответ?

Ученик: Ну, да! Но…

Учитель: Тогда высокая оценка за правильный ответ была бы заслуженной?

Учитель: А ты ведь допустила целых две ошибки в ответе. Верно?

Ученик: Да!. Но я учила!

Учитель: Учить и выучить – разные вещи! Выучить – значит уметь ответить на любой вопрос учителя по данной теме. Правда?

Ученик: Да. Но все равно, все равно вы не правы.

— Давайте разберемся, какие правила поведения в споре были нарушены.

Обратите внимание на способ убеждения, который применил учитель. В споре старайтесь добиться того, чтобы собеседник с самого начала отвечал вам «да». В данной ситуации учителю удалось убедить ученицу, что она была не права, хотя у нее не хватило мужества признать свое мнение ошибочным. Нужно уметь признавать свои ошибки.

Изучив правила ведения спора, попробуйте сами провести спор на тему : «У велосипеда бывают квадратные колеса». (Предполагается работа в парах по рядам. 1 ряд – неправильное ведение спора, 2 ряд – правильное ведение спора, 3 ряд – использовать в споре способ убеждения). После обсуждении учащимися обыгрываются

— Подводя итог нашей беседы, хочется напомнить вам замечательное изречение великого ученого математика Пифагора, жившего в Древней Греции. Он говорил: «Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.» (чтение с доски).

— Я искренне желаю, чтобы ваша жизнь сложилась именно так. И пусть никакие споры не помешают вам в этом. Ведь культурный человек всегда должен следовать дорогою добра.

(Ученица исполняет песню «Дорога добра»).

Слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова.

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?

Куда по свету белому отправиться с утра?

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Забудь свои заботы, падения и взлеты,

Не хнычь, когда судьба себя ведет, не как сестра,

А если с другом худо – не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!
А если с другом худо – не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,

Не забывай, что эта жизнь – не детская игра!

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

И прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Презентация «Культура ведения спора»
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) на тему

Данная презентация подробно рассказывает о том, как научиться правильно составлять спор.

Вложение Размер
spor.ppt 469 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Культура ведения публичного спора

Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит. но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа – ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего. спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не добудешь, но отчего иногда не позабавиться? И.С. Тургенев

Спор Всякое столкновение мнений, при котором каждая из сторон отстаивает свою правоту

Виды споров по цели Из-за истины Из-за убеждения Для победы Ради спора

Виды споров по количеству участников Спор-монолог Спор-диалог Спор-полилог

Виды споров по форме проведения Устные Письменные

Дискуссионная речь Речь, возникающая во время спора, когда сталкиваются противоположные или разнообразные мнения и ставятся определенные цели – выяснить истину, убедить (переубедить) оппонента и др.

Виды дискуссионно-речевой коммуникации ДЕБАТЫ – острое обсуждение какого-либо общественно или политически важного вопроса, обмен мнениями. ДИСПУТ – организованное коллективное обсуждение важной проблемы (нравственной, политической, литературной и др.) с наличием разнообразных точек зрения. ПОЛЕМИКА – острый спор, который предполагает однозначное решение того или иного вопроса.

Виды дискуссионно-речевой коммуникации ДИСКУССИЯ – корректное по форме публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса с целью достижения взаимоприемлемого решения.

Признаки дискуссии Дискуссионная тема с наличием противоположных точек зрения. Ведущий. Публицистический или научный стиль речи. Аргументация в речи спорящих с целью доказательства своей точки зрения.

Для активного и плодотворного участия в дискуссии необходимо: быть компетентным в обсуждаемом вопросе; уметь работать с информацией на разных носителях, чтобы оперативно дополнить свои знания недостающей информацией; иметь навыки общения в группах, участия в полилоге; быть толерантным к чужому мнению, не навязывая собственного мнения, стараясь понять позицию партнеров; уметь принимать совместные, коллективные решения.

Классификация дискуссионных занятий структурированные дискуссии дискуссии с элементами игрового моделирования проектные дискуссии командные дискуссии («дебаты») групповые дискуссии («круглый стол») парные дискуссии («вертушка»)

Структурированная (регламентированная) дискуссия Малые группы изучают какую-либо проблему (вопрос). Состав группы: ведущий – организует обсуждение проблемы, привлекая членов группы. аналитик – задает вопросы участникам в ходе обсуждения, подвергая сомнению высказываемые взгляды и идеи. протоколист – фиксирует все то, что относится к проблеме, он же представляет позицию группы в заключительной части урока. наблюдатель – дает оценку участия каждого члена группы.

Этапы проведения структурированной дискуссии Ориентировка (введение в тему). Постановка макропроблемы. Проблемная ситуация. Разбивка на микропроблемы. Определение проблемных задач. Рекомендации по организации самостоятельной деятельности учащихся по отбору материала. Предварительное обсуждение одной из микропроблем во всех группах сотрудничества. Коллективное обсуждение: открытые вопросы, проблемные ситуации.

Этапы проведения структурированной дискуссии Этап самостоятельной работы в группах по отбору и осмыслению материала по проблеме. Подготовка сравнительного анализа и выводов по обсуждаемой проблеме с использованием различных информационных источников. Представление промежуточных результатов обсуждения в малых группах перед всем коллективом и обсуждение результатов. Общая дискуссия. Подведение итогов.

Дискуссия с элементами игрового моделирования Смысл этого занятия, в отличие от предыдущего, заключается в том, чтобы взглянуть на поставленную проблему не просто с позиций современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря (так, в дискуссии «Стоит ли уезжать из России?» участвуют писатели, эмигрировавшие из СССР в 60-80 гг. XX века, и те, кто в советское время остался в стране).

Проектная дискуссия Она основана на методе подготовки и защиты проекта по определенной теме.

Структура доказательства Тезис – основное положение, которое доказывается в споре. Аргументы – доводы, положения, при помощи которых обосновывается тезис.

Типы аргументов Факты (статистические, научные, из жизни, из литературы) Ссылки на авторитеты (пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения) Ссылки за заведомо истинные суждения (аксиомы, законы, правила)

Способы доказательства Прямое – тезис обосновывается аргументами. Тезис: данное растение – кактус. Факт: все кактусы – зеленые растения. Следовательно, и данное растение содержит хлорофилл.

Способы доказательства Косвенное Метод «от противного» Метод исключения Приведение к абсурду

Косвенное доказательство Метод «от противного» — чтобы доказать тезис, следует опровергнуть антитезис. Тезис: слово «борьба» по происхождению старославянское . Антитезис: слово «борьба» не является общеславянским . Опровержение антитезиса: если бы слово не было общеславянским, оно бы не употреблялось во всех славянских языках. Но слово «борьба» зафиксировано в украинском, белорусском, болгарском и других славянских языках. Следовательно, правилен тезис.

Косвенное доказательство Метод исключения – истинность тезиса доказывается с помощью выявления ложности всех возможных альтернатив, кроме одной – тезиса. Преступление совершили либо А , либо В , либо С . Доказано, что ни А , ни В на совершали его, так как у них есть алиби. Следовательно, преступление совершил С (у которого нет алиби).

Косвенное доказательство Приведение к абсурду – если допустить, что верен антитезис, получается абсурд. — Стало быть, по-вашему, убеждений нет? — Нет, и не существует. — Это ваше убеждение? — Да. — Как же вы говорите, что их нет? Вот вам одно на первый случай.

Правила ведения спора Определите предмет обсуждения и не теряйте его в процессе спора. Четко определите свою позицию и будьте убеждены в том, что утверждаете. Продумайте доказательство и аргументацию своей позиции, ответы на возможные возражения оппонентов. Готовясь к обсуждению, уточните значение терминов. Обращайте внимание на тактику оппонента. Соразмеряйте свои способности с его силами. Умейте слушать, относитесь с уважением к доводам спорящего, не оскорбляйте его резкими словами. Владейте невербальным языком общения. Психологически будьте готовы к различным нападкам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В споре выигрывает не тот, кто прав, а тот, кто умеет спорить».

«Фауст» Гёте — одно из выдающихся художественныхпроизведений, которые, доставляя высокое эстетическое наслаждение, одновременно открывают много важного о жизни.

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча .

Сценарий урока «Совершенствование ведения, передач мяча в движении на скорость и бросков после ведения».

Задачи: 1. Обучение технике ведения мяча в различной стойке баскетболиста.2. Обучение технике ведения мяча с изменением направления. 3. Развитие скоростных способностей.

Задачи урока: совершенствовать координационные способности, воспитывать морально-волевые качества, способность самостоятельно принимать решения в сложных игровых ситуациях, формировать адекватное пове.

Закрепление и совершенствование изученного материала.

Дискуссия. Основы организации дискуссии. Дискуссия – это обсуждение какого- нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения (Д. Ушаков) — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемtr-msosh2.ucoz.ru

Презентация на тему: » Дискуссия. Основы организации дискуссии. Дискуссия – это обсуждение какого- нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения (Д. Ушаков)» — Транскрипт:

1 Дискуссия. Основы организации дискуссии

2 Дискуссия – это обсуждение какого- нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения (Д. Ушаков) Дискуссия – это обсуждение противоречия, спор, ведущийся и разрешающийся средствами вербального (словесного) общения (С. Ожегов)

3 Какое отношение имеют эти слова к дискуссии? Дискутант Пропонент Оппонент

4 Какое отношение имеют эти слова к дискуссии? Дискутант – участник дискуссии. Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис. Оппонент – тот, кто оспаривает тезис.

5 Правила поведения в дискуссии Я критикую идеи, а не людей. Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению. Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении. Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен. Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему. Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

6 При работе с текстом пользуйтесь значками: «v» — уже знал «+» — новое «-» — думал иначе «?» — есть вопросы

7 Организатору дискуссии важно: иметь ясное представление о теме и цели дискуссии; тщательно подготовиться к ведению дискуссии; уметь создать атмосферу доверительности, открытости, искренности; владеть элементами режиссерского творчества; определить место, время, число участников, состав аудитории; оформление аудитории; продумать свои действия в «стандартных ситуациях».

8 СИТУАЦИЯ 1 Вы объявили обсуждение открытым, но никто не берет слово. Все участники молчат. Как Вы будете себя вести?

9 СИТУАЦИЯ 2 Один из участников дискуссии, излагая свои мысли, разгорячился и совсем ушел от обсуждаемой темы. Он говорит уже 10 минут. Как Вы будете реагировать?

10 СИТУАЦИЯ 3 Руководимая Вами дискуссия длится уже более часа. Но высказываются в основном 2-3 человека. Как Вы поведете себя в отношении их?

11 СИНКВЕЙН Тема или предмет (одно существительное) Описание предмета (два прилагательных или причастия) Действия предмета ( три глагола) Отношение автора к предмету (фраза обычно из 4 значимых слов) Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (1 слово)

12 Дискуссия Интересная, непредсказуемая. Высказываемся, слушаем, убеждаемся. Свободный обмен мнениями. Обсуждение.

13 Вопросы: Нужна ли дискуссия? Возможно ли разрешение конфликтов с помощью дискуссии? Что такое дискуссия? Что является главным в дискуссии? Дискуссия – это спор или бессмыслица? Возможно ли добиться истины дискуссией? Какие виды дискуссий бывают?

14 Что является главным в дискуссии?

15 Спорьте, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хотя и криво, но сами (Г. Лессинг)

Понятие о споре. Произнеси правильно 1. Отгул 2. Афера 3. Опека 3. Уполномочивать 4. Усугубить 5. Заём. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемСтепан Аносов

Похожие презентации

Презентация на тему: » Понятие о споре. Произнеси правильно 1. Отгул 2. Афера 3. Опека 3. Уполномочивать 4. Усугубить 5. Заём.» — Транскрипт:

1 Понятие о споре

2 Произнеси правильно 1. Отгул 2. Афера 3. Опека 3. Уполномочивать 4. Усугубить 5. Заём

3 Закончите фразы 1. Кто много спорит, тот… 2. Надо уметь спорить, чтобы… 3. Прежде, чем спорить, надо…

4 Объясни смысл следующих поговорок. Разрешают ли они спорить, к какому спору они призывают? 1. Говори, да не спорь, а спорь, да не вздорь. 2. Спорить спорь, а браниться – грех.

5 Причины споров 1. Недовольство действиями друг друга. 2. Необходимо что-то совместно сделать, но у каждого свое мнение. 3. Стремление показать, что ты знаешь что-либо лучше, чем другие.

6 Разногласия Между людьми могут существовать различия во мнениях: различия во мнениях по существенным (важным) вопросам называются противоречиями. Они могут быть скрытыми (они есть, люди их ощущают, но не обсуждают). однако, различия во мнениях – противоречия могут стать процессом обсуждения – тогда их называют разногласиями. Таким образом, разногласие – это обсуждение различий во мнениях и противоречиях.

7 Спор Процесс обсуждения разногласий сторон называют спором. При споре приводят свои аргументы и критикуют аргументы и положения партнера.

8 Существует несколько видов спора: 1. Спор «на истину» В таком споре конечная цель всех участников — найти истину, найти решение проблемы, которое было бы наилучшим. Основными качествами участников такого спора являются: * компетентность * заинтересованность * умение находить компромисс * взаимная коррекция точек зрения * терпимость друг к другу Спор, цель которого – выяснить истину, называется дискуссия.

9 Существует несколько видов спора: 2. Спор «на победу» В таком споре каждая сторона старается обязательно победить, взять верх над оппонентом, доказать, что именно ее точка зрения должна восторжествовать. При этом у сторон могут быть разные мотивы – кто-то считает, что отстаивает правое дело, кто-то, таким образом, показывает себя – какой он умный, знающий, решительный, кто-то просто любит побеждать, во что бы то ни стало. Спор «на победу» таит в себе определенные опасности. Он может проходить эмоционально, в нем могут нарушаться требования объективности рассмотрения вопроса, принципы толерантности, терпимости к мнениям или верованиям других. Спор, цель которого – доказать правоту своей точки зрения, называется полемикой.

10 Существует несколько видов спора: 3. Бытовой спор. Дискуссия и полемика могут быть официальными, публичными – на совещании, собрании, на деловых переговорах, научной конференции, на защите диссертации, а могут быть бытовым – то есть происходить в быту, в нашей повседневной жизни, в повседневном общении. В бытовом общении дискуссия и полемика обычно тесно переплетаются и их трудно разграничить, поэтому, такое вид спора называют – бытовой спор. Он представляет собой соединение дискуссии и полемики при обсуждении бытовых противоречий. Бытовой спор – это спор о том, кому гулять с собакой, кому идти в магазин, что надеть из одежды, выходя на улицу и т. д.

11 Официальная дискуссия и полемика – это регламентированные споры ( то есть проходящие по определенному регламенту, по определенным признанным в обществе правилам. Ссоры (конфликты, скандалы) – нерегламентированные споры (спор «без правил»). Бытовые споры занимают промежуточное положение – с одной стороны в них действуют определенные правила, с другой стороны, если люди эмоционально разгорячились, они об этих правилах обычно забывают, и спор превращается в ссору – конфликт или скандал.

12 Скандал 4. Скандал – это крайне эмоциональный спор с упором на предъявление личных претензий собеседнику. В скандале люди спорят предельно эмоционально, обвиняют друг друга во всех грехах, кричат друг на друга, не обращая внимание на окружающих. И в основном обсуждают не проблемы, по которым возникли разногласия, а личности собеседника (доказывают, какой собеседник плохой). В скандале обычно стороны просто кричат друг на друга: «А почему ты…, А почему ты…Я не буду… И я не буду…» Скандалящие люди стремятся прежде всего выразить негативное отношение к собеседнику, а не аргументировать свою точку зрения или проанализировать точку зрения собеседника.

13 Существует несколько видов спора: 5 Спор «ради спора» Встречается и спор ради спора. Это своего рода «искусство для искусства», «спорт». Для спорщиков в этом случае обычно безразлично, о чем спорить. с кем спорить, зачем спорить. Им важно показать умение спорить, победить оппонента, показать свое умение блеснуть познаниями, остроумием и т.д. Существует афоризм «Истина рождается в споре» Действительно ли в споре рождается истина? Всегда ли в споре она рождается? Чтобы в споре родилась истина необходимо соблюдать определенные условия. Истина рождается не во всяком споре, а только в таком, в котором обе стороны соблюдают этикет спора, правила ведения спора, выслушивают друг друга, проявляют взаимную готовность найти истину. Такой вид спора называют спором на истину. Истину можно установить только в дискуссии. Остальные виды спора – полемика, бытовой спор надо постараться превратить в дискуссию.

14 Что значит спор для русского человека. Важно отметить, что спор в общении русского человека занимает большое место, гораздо большее, чем в общении многих народов Запада и Востока. Любовь к спорам, легкость вступления в спор, эмоциональность спора – черта русского национального характера, русского общения. К чему приводит эта черта русского характера в повседневном общении? С одно стороны, спор в компании позволяет полезно и интересно провести время, выяснить точки зрения друг друга, получить дополнительную информацию. С другой стороны мы легко вступаем в спор, обычно очень эмоциональны в споре, часто спорим «на победу», не любим уступать и часто не различаем существенные и несущественные проблемы спора (особенно в общении с близкими, друзьями, в бытовом общении). Из-за этого наш эмоциональный спор нередко перерастает в конфликт.

15 Правила ведения вежливого, эффективного и культурного спора. 1. Внимательно слушать собеседника, смотреть на него во время спора, показывать кивками. Жестами, специальными контактными словами, что вы следите за развитием его мысли, внимательно его слушаете. 2. Иметь приветливое выражение лица. 3. Демонстрировать выдержку и самообладания. Не возбуждаться. 4. Не повышать голос. 5. Не перебивать собеседника, дать ему возможность высказаться. 6. Не демонстрировать нетерпение, не подгонять собеседника, если вам уже понятна его мысль, а он ещё говорит (обычно мы понимаем гораздо быстрее, чем произносим; необходимо также учесть, чем образованнее человек, тем быстрее он делает вывод). 7. Не придираться к неточным словам.

16 Главная заповедь спорящего человека: Не спорь с собеседником, по какой стороне улицы идти, иди по той стороне улицы, по какой хочет он, но веди его туда, куда нужно тебе.

17 Ответьте на вопросы 1. Перечислите виды споров 2. Объясните разницу между полемикой и дискуссией. 3. Что такое бытовой спор? 4. Как надо вести себя, если вы оказались участником скандала. 5. Охарактеризуйте особенности поведения русского человека.

Презентация «Спор, дискуссия, полемика:психологические особенности и приемы»

Идёт приём заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Спор, дискуссия, полемика: психологические особенности и приемы выполнила Педагог-психолог Пантелеева А.В.

Под спором понимают всякое столкновение мнений, при котором каждая из сторон отстаивает свою правоту. Редкий спор заканчивается безусловной победой одной из сторон, но это не умаляет ценности данного коммуникативного акта. Во-первых, поскольку в споре соревнуются идеи, то его участники обогащаются идейно: обмен идеями, в отличие от обмена вещами, более эффективен. Во-вторых, осуществив процесс спора, стороны приходят к более глубокому уяснению как своей собственной позиции, так и позиции своего оппонента. В-третьих, в споре можно узнать нечто новое и тем самым пополнить свой багаж знаний и расширить кругозор. Искусство ведения спора получило название эристика. Эристика является интегральным искусством, возникающим на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой. При таком подходе искусство спора характеризуется двумя основными признаками: доказательностью и убедительностью Доказательность — это логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения. Убедительность — это психологическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие им той или иной идеи. В рамках спора доказательность и убедительность относительно независимы. Возможны следующие их комбинации: а) доказательно и убедительно; б) доказательно, но не убедительно; в) не доказательно, но убедительно; г) и недоказательно, и неубедительно. Идеальный вариант, к которому необходимо стремиться в любом споре, — доказательность и убедительность рассуждений одновременно.

Более чем за двухтысячелетнюю историю своего существования эристика выработала общие рекомендации, выполнение которых способствует повышению плодотворности спора: — если есть возможность достичь согласия без спора, лучше ею воспользоваться; — не спорьте по мелочам; если уж спорить, то только по принципиальным вопросам; — почву для спора образует наличие несовместимых позиций относительно одного и того же предмета; если же позиции совместимы, нужда в споре отпадает; — спор должен быть предметным, а предмет спора — достаточно ясным и неизменным на всем его протяжении; — спор возможен только при наличии определенной общности исходных позиций, которая способна стать источником начального взаимопонимания спорящих, а также известной суммы знаний о предмете спора; — спор предполагает следование определенным законам и правилам логики, этики и психологии; — спор не должен быть самоцелью, в споре недопустимы выпады личного характера; помните, что спор должен быть средством достижения истины, выработки оптимального решения; — в споре следует использовать только корректные приемы, которые могут содержать в себе элементы хитрости, внезапности, атаки, но не лжи, очернения и унижения достоинства противника, подмены предмета спора и т.д.; — стремитесь излагать свои мысли кратко, связно и красиво. Виды спора весьма многообразны. Спор может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным), устным или письменным, организованным или стихийным, основательным или поверхностным, содержательным или формальным. Перечисленные виды спора выделены по внешним признакам. В жизни больше внимания уделяется содержательным аспектам спора, поэтому одним из важных моментов является выбор вида спора (дискуссии или полемики), который определяется конкретными обстоятельствами.

Дискуссия (от лат. discussio – исследование, обсуждение) – публичный спор, целью которого является сопоставление разных точек зрения с целью правильного нахождения решения спорного вопроса. Дискуссия осуществляется под руководством опытного ведущего. Термин «дискуссия» происходит от латинского — рассмотрение, исследование. Дискуссия — это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема. Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение. Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же предмета, что обеспечивает необходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно. От других видов споров, прежде всего полемики, дискуссия отличается своей целенаправленностью и используемыми средствами. .

Цель любой дискуссии — достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса, так как она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение истины или оптимального решения, чем на торжество определенной позиции. Средства, используемые в дискуссии, должны признаваться всеми ее участниками. Применение иных средств не допускается. Итог дискуссии не должен сводиться к сумме высказанных точек зрения. Он должен представлять собой синтез объективных и необходимых черт, присущих дискутируемому предмету. Другими словами, результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством. Таким образом, в дискуссии выкристаллизовывается более четкая и ясная формулировка решения проблемы, снимается, устраняется до известного предела момент субъективности: убеждения одного человека или труппы людей получают должную поддержку других и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность

Успешное ведение дискуссии. Чтобы успешно вести дискуссию, необходимо соблюдать формально-логические законы I. Закон тождества формулируется так – каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь одно и то же устойчивое содержание. Это значит, что во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим: II. Закон противоречия гласит: две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными: III. Закон достаточного основания – всякая правильная мысль должна быть обусловлена другими мыслями, истинность которых доказана. IV. Закон исключенного третьего – два противоречащих суждения не могут быть одновременно оба истинными или оба ложными.

Полемика (от греч. ????????? – воинственный, враждебный) – это острый спор, борьба принципиально противоположных точек зрения. Цель – одержать победу над противником, отстоять собственную позицию. Наличие ведущего не обязательно. В отличие от дискуссии в полемике присутствует состязательность, борьба, определенная степень воинственности и враждебности, что детерминировано целью, которая преследуется участниками полемики. Поэтому в сознании большинства людей полемика ассоциируется с коммуникативным актом, называемым острым спором. Полемика — вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета. Отметим отличительные черты полемики: — Во-первых, основная задача, которую решают полемизирующие стороны, — утверждение своей позиции. — Во-вторых, участвующие и полемике стороны более, чем в дискуссии, вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В полемике допускается использование большего числа корректных приемов, таких, как захват инициативы, внезапность в использовании имеющихся в распоряжении спорящих доводов, в том числе и психологических, навязывание своего сценария спора и т.п.

Полемические приемы • Юмор, ирония, сарказм усиливают эмоциональное воздействие на слушателей, помогают разрядить напряженную обстановку. Ироническое замечание может смутить оппонента. • Прием бумеранга («бей врага его же оружием») заключается в том, что тезис или аргумент обращается против того, кто их высказал. «Что он в самом деле, – подумал про себя Чичиков, – за дурака, что ли, принимает меня?» – и прибавил потом вслух: • Сведение к абсурду – демонстрируется ложность тезиса, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности. Знаменитый русский адвокат Ф.Н.Плевако выступил в защиту старушки, укравшей жестяной чайник стоимостью 50 копеек. Тезис прокурора был такой: частная собственность священна; если позволить людям покушаться на нее, страна погибнет. Ф. Н. Плевако выступил так: Приговор суда был оправдательным. • Атака вопросами – в споре важно задавать вопросы, отвечать всегда сложнее, чем спрашивать. Цель этого приема – перехватить инициативу, сделать положение оппонента затруднительным. • Довод к человеку – вместо обоснования тезиса пытаются опереться на чувства и настроения слушателей, начинают оценивать не поступки человека, а его достоинства и недостатки.

Психологические уловки • Ставка на ложный стыд. Люди часто боятся признаться, что они чего-то не знают. Этим пользуются недобросовестные полемисты. Приводя недоказанный вывод, оппонент сопровождает его фразами «Вам конечно, известно, что», «Общеизвестным является факт», «Наука давно установила», «Неужели вы до сих пор не знаете?». Тем самым делается ставка на ложный стыд. • «Подмазывание» аргумента – слабый довод сопровождается комплиментами противнику. • Ссылки на возраст, образование, положение используются для того, чтобы скрыть отсутствие веских и убедительных аргументов. Довольно часто мы сталкиваемся с такими рассуждениями: «Вот доживите до моих лет, тогда и судите», «Получите диплом, тогда и поговорим» • Логическая диверсия используется оппонентом, чтобы переключить внимание слушателей на обсуждение другого утверждения, не связанного с первоначальным тезисом. Чтобы уйти от поражения, полемист отвлекается на посторонние темы. • Перевод спора на противоречия между словом и делом. Чтобы поставить противника в неловкое положение, указывает на несоответствие между взглядами оппонента и его поступками.

• «Двойная бухгалтерия». Этот прием иначе называют переводом вопроса на точку зрения пользы или вреда. Недобросовестный спорщик пользуется слабостью человеческой натуры: когда мы чувствуем, что данное предложение нам выгодно, мы соглашаемся с ним, не учитывая высшую истину. • Смещение времени действия – спорщики подменяют то, что справедливо для прошлого и настоящего тем, что произойдет в будущем. • «Троянский конь» – спорящий переходит на сторону противника, искажает его тезис до неузнаваемости, начинает его горячо защищать и тем самым наносит удар по авторитету оппонента. • Выведение противника из равновесия. В публичном споре большое влияние на слушателей оказывает внушение, поэтому нельзя поддаваться на самоуверенный, безапелляционный тон. • «Чтение в сердцах». Оппонент, используя этот прием, не заинтересован разобраться в сути того, что сказал противник. Он пытается определить только мотивы говорящего. • Обструкция – намеренный срыв спора. Оппоненту не дают сказать слова, топают, свистят и т.п.

Презентация на тему «Правила ведения спора»

Подать заявку

«Искусство ведения спора» подготовила учитель русского языка Бердянской ООШ І-ІІІст. №9 Пиперкова В.Я.

Выступление группы «лексикологов» Глоссарий Спор — всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу. Дискуссия — такой публичный спор, целью которого является выявление и сопоставление различных точек зрения, выявление истинного мнения. Полемика — борьба противоположных мнений, публичный спор с целью отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение противника, оппонента. Диспут — публичный спор на научную и общественно важную тему.

Выступление группы «историков» Уроки эристики Сократа Не спорь по пустякам. Помни всегда, о чем споришь, то есть о предмете спора. Имей всегда в споре примеры и доказательства. Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение.

Кант «Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума. Если вопрос сам по себе бессмысленный и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один доит козла, а другой держит под ним решето».

Выступление группы «культурологов» Английские традиции ведения спора Сдержанность в суждениях — знак уважения к собеседнику. Слова «да» или «нет» — непристойные понятия, которые лучше выражать иносказательно. Использовать вставные обороты вроде «мне кажется», «я думаю», «возможно, я не прав». Смягчать резкость любого утверждения или отрицания.

Нормы японской деловой этики Избегать прямой конфронтации. Не допускать, чтобы побежденный предстал перед окружающими униженным и оскорбленным. Главной добродетелью обладает не тот, кто твердо стоит на своем, а тот , кто проявляет готовность к компромиссу ради общего согласия.

Выступление группы «психологов» Правила бесконфликтного общения Принимайте собеседника таким, каков он есть. Стремитесь понравиться собеседнику. Говорите меньше собеседника. Не вспоминайте плохое. Не давайте советов, если вас о них не просят. Не спорьте по мелочам.

Рекомендации Дейла Карнеги Единственный способ одержать верх в споре – это уклониться от него. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник. Пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему. Искренне пытайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

«В споре выигрывает не тот, кто прав, а тот, кто умеет спорить». «Истина рождается в споре». «Самое трудное в споре — не столько защищать свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление». «В спорах, как на войне, слабая сторона разжигает костры и устраивает сильный шум, чтобы противник решил, будто она сильней, чем есть на самом деле».

Спор – это словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. В «Словаре русского литературного языка» зафиксировано следующее значение слова спор: Спор — словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту.

Можно ли спорить так, чтобы не тратить на этот процесс собственные нервы? Чтобы выходить из спора победителем и никого не обидеть? Можно, просто нужно знать несколько правил убедительной дискуссии.

Прежде всего, нужно посмотреть на своего оппонента объективно. Зачастую мы считаем, что человек не прав, только потому, что он нам не симпатичен. А слова приятных людей мы даже пытаемся оправдать и объяснить. Правило № 1. Возлюби оппонента своего.

Правило № 2. Сначала похвали того, кого хочешь «растерзать». Чтобы собеседник настроился на цивилизованную дискуссию, необходимо выразить уважение к его мнению. Признай его точку зрения, согласись с каким-нибудь высказыванием, а затем переходи к своему.

Правило № 3. Не торопись сказать: «Ты не прав». Не следует сразу заявлять, что оппонент не прав. Это обижает, получается будто человека с ходу называют дураком. Кому это понравится?

Правило № 4. Прикинься шлангом на несколько минут. Иногда очень помогает сделать вид, что не совсем понимаешь, что именно хочет сказать твой собеседник. Возможно, он сам не очень понимает своей позиции, и просто глупо уперся. Пусть еще поразмыслит, сформулирует мысль лучше.

Правило № 5. Не переходи на личности. Придержи рвущиеся с языка слова: «Только у ненормального может быть такое мнение». Замени их на: «У меня другая точка зрения». Тем самым и докажешь лишний раз, кто умнее.

Правило № 6. Не мни себя пупом Земли и не позволяй этого другим. Если один из спорщиков смотрит на другого свысока, ничего хорошего из дискуссии не выйдет. Заинтересован в успешном разрешении спорной ситуации? Будь доброжелательным и спокойным. Если же твой оппонент ведет себя слишком категорично и о твоей точке зрения отзывается презрительно, лучший способ поставить его на место – найти такие весомые аргументы, чтобы ему нечего было возразить.

Правило № 7. Гни свою линию, логично выстраивая аргументы. Берись доказывать свою точку зрения только после того, как выскажется собеседник. Доказательства должны быть расположены в определенной последовательности. Начинать нужно с важных, весомых аргументов, затем можно переходить к деталям, подтверждающим твою правоту.

Правило № 8. Не подавай свои мысли, как истину. Критикуя чье-либо высказывание, сделай акцент на том, что твоя точка зрения – это частное мнение.

Правило № 9. Проигрывая, радуйся. Если твоему собеседнику удалось переубедить тебя, не нужно расстраиваться. Сумей признать, что оказался не прав. В конце концов, если бы наше мировоззрение никогда не менялось, то мы бы не развивались.

Особенность речевого поведения — мимика, поза, движение, жест. Экспрессивные движения, которые прекрасно воспринимаются оппонентами. Индивидуальные особенности спорящих. Национальные обычаи и культурные традиции народа.

Памятка для выполнения домашнего задания Структура дискуссии * Определяется тема дискуссии. *Производится подготовка к дискуссии , во время которой каждый участник знакомится с материалами. *Один из участников дискуссии выдвигает тезис и производит его защиту подготовленными аргументами. *Второй участник дискуссии производит попытку опровергнуть выдвинутый тезис, либо усиливает его своими дополнительными доводами. * Первый участник может показать несостоятельность доводов второго, либо поддержать его. *Другие участники подключаются к спору.

Правила ведения спора: Прежде чем вступить в полемику Перед тем как вступить в спор, необходимо точно установить тему полемики, её смысл и цель. Если пренебречь данным правилом, Вы потратите время впустую: поспорите ни о чём и не придёте ни к какому выводу. Прежде чем начать спорить на научную тему, надо разузнать значения всех терминов, которые потенциально могут использоваться в речи Вашего оппонента. Также полезно будет уточнить понятия, о которых будет вестись речь в полемике.

Правила ведения спора: Во время спора Ни в коем случае во время ведения спора не переходите на личности. Иначе это будет уже не полемика двух цивилизованных людей, а примитивная ссора. В процессе ведения спора старайтесь возвращаться к сути поднятого вопроса, иначе Вы сами можете не заметить, как отвлечётесь на посторонние темы, и данная полемика затянется надолго и закончится ничем. Старайтесь не перебивать соперника тогда, когда он приводит аргументы в защиту собственной позиции. Лучше говорите по очереди. Вести спор следует вежливо и сдержанно. Это покажет, что Вы воспитанный человек. Кроме того, обосновывать свою точку зрения убедительнее с помощью знаний и логики, а не посредством жестикуляции и буйства эмоций. Не горячитесь и не нервничайте во время спора.

Правила ведения спора: Во время спора Необходимо осознавать, что спор – это способ поиска истины, а не «удачная» возможность выплеснуть негативные эмоции на своего противника. Во время спора Вы должны чётко определять для себя, с какими доводами соперника Вы согласны, с какими – нет, и какие вызывают у Вас сомнения. При этом важно не бояться признаваться оппоненту в том, что Вы чего-то не понимаете или не знаете.

В завершение спора Если в ходе спора было доказано, что Ваше мнение ошибочно, Вам необходимо показать себя справедливым человеком и признать своё заблуждение по поводу предмета спора. Если в ходе полемики была доказана Ваша правота, Вы должны вести себя достойно, не демонстрировать гордость и радость победы. Ни в коем случае нельзя произносить фраз, подобных следующей: «Я же говорил, что Вы неправы!». Не понижайте самооценку своего оппонента и не заставляйте его злиться или обижаться.

Глупец спорит со всеми. Умный спорит с равными себе. И только мудрый человек постоянно спорит с самим собой. Сократ

Номер материала: ДВ-099498

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Смотрите так же:  Экспертиза проектно-сметной документации строительства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *