Срочный международный договор

Срочные,неопределенно-срочные,бессрочные дог-ры. Оговорка о неопределенно-срочной пролонгации дог-ра

Срочный дог-р – тот, в кот-м так или иначе указан срок действия. Срочный дог. представлен 2-мя видами: — с абсолютно опред-м сроком – абсолютная срочность придаётся поср-вом использ-я 2-х осн.формул: 1-я:(т.е) срок действия дог-ра истекает в том же году. 2-я:(т.е) срок действия дог-ра истекает ч/з 11 мес. с даты его вступл-я в силу. — с оговоркой о пролонгации (продлении): срочные дог-ры с оговоркой об опред-но – срочной пролонгации (т.е, договор заключён на 5 лет, НО он будет действовать в теч. ещё 5- ти лет, ЕСЛИ стороны до истеч-я 1-го 5-ти-летнего периода не заявят о выходе из дог-а) и срочные дог-ры с оговоркой о неопред-но – срочной пролонгации (т.е, дог-р заключён на 5 лет, НО он будет действовать в теч.послед-х 5-ти летних периодов, и так до тех пор, пока по истеч-и очередного 5-ти-летнего периода, стороны не заявят о выходе из дог-ра. В неопред-но – срочном дог-ре срок действия не указан, поэтому он, в пр-пе, м.б.прекращён в любую минуту. Бессрочный МД – тот, который, в принципе, на прекращ-е не рассчитан.НО это не означает, что он вечный. В нём м.б.оговорки (т.е, если одна из сторон придёт к выводу, что условие дог-ра стоит выше интересов нации, то она выходит из до-ра). К бессрочным договорам, как правило, относятся мирные договоры, договоры о территориальных разграничениях, универсальные или региональные конвенции о кодификации и прогрессивном развитии международного права, разоружении. Например, таковыми является Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г

Довольно часто составляются неопределенно-срочные договоры. Так, многие двусторонние договоры заключаются на определенный срок, однако они предусматривают, что после этого срока договор будет оставаться в силе до тех пор, пока один из участников не заявит о своем намерении денонсировать договор. Часто в договоре устанавливается, что по истечении первоначального срока действия договор будет автоматически продлеваться на определенные периоды, если одна из сторон до истечения соответствующего срока не направит уведомление о намерении прекратить его действие.

От продления срока договора (пролонгации) следует отличать возобновление действия договора. Оно осуществляется в случае прекращения иди приостановления договора. Реновация (возобновление) договора может происходить автоматически (например, после прекращения военных действий) молчаливо или путем обмена нотами. Так, в результате обмена нотами было возобновлено действие советско-английского Соглашения о научно-техническом сотрудничестве 1968 г.

Оговорка — одностороннее официальное заявление государства при подписании, ратификации, принятии или утверждении им международного договора или присоединения к нему, посредством которого государство желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству.[3] Оговорка не может быть сделана, если: а) данная оговорка запрещается договором; б) договор предусматривает, что можно сделать только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит; в) оговорка несовместима с объектом и целями договора.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9471 — | 7452 — или читать все.

Срок действия международных договоров

Срок действия определяется в самом международном договоре.

Международные договоры могут заключаться на определенный срок, на неопределенное время, вообще быть бессрочными или содержать указание, что срок действия договора будет установлен специальным соглашением сторон в будущем.

Определенным сроком договора следует считать отрезок времени, заранее обусловленный точными календарными датами. Определенный срок может быть безусловно-определенным и условно-определенным.

Безусловно-определенный срок в договорах формулируется следующим образом: «Настоящая Конвенция имеет действие в течение 3 лет» (ст. 17 Конвенции о порядке рассмотрения и разрешения возникающих на границе между СССР и Турцией конфликтов от 6 августа 1928 г.)*(52). Или: «Настоящая Долговременная программа вступает в силу со дня ее подписания и будет действовать до 31 декабря 1990 года» (п. 6 разд. IV Долговременной программы развития специализации и кооперирования производства между СССР и ВНР от 11 марта 1980 г.)*(53).

Условно-определенный срок — это определенный срок, но с дополнительным условием о том, что после истечения этого срока будет действовать другой определенный период времени, если одна из договаривающихся сторон не предупредит о своем отказе от него в срок, предусмотренный в договоре. Такое условие можно назвать оговоркой об определенно-срочной автоматической пролонгации договора. В международных договорах условно-определенный срок обычно формулируется следующим образом: «Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания и будет действовать в течение 5 лет с автоматическим продлением на последующие 5 лет, если ни одна из сторон не заявит письменно за 3 месяца до истечения срока действия соглашения о своем желании изменить или денонсировать его» (ст. 11 Соглашения о сотрудничестве в области телевидения и радиовещания между Государственным комитетом СССР по телевидению и радиовещанию и Министерством радио и телевидения Демократической Республики Афганистан от 10 июля 1978 г.)*(54).

Договоры с неопределенным сроком действия характеризуются тем, что срок их действия не обусловлен определенными датами, а поставлен в зависимость от наступления каких-либо событий или совершения действия (например, денонсации договора, окончания войны и т.д.). Наиболее типичными формулировками договоров с неопределенным сроком действия являются следующие: «Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок. Оно может быть денонсировано по желанию одной из договаривающихся сторон путем уведомления другой стороны за шесть месяцев вперед» (ст. 26 Соглашения об установлении почтовых и телефонно-телеграфных сношений между СССР и Венгрией от 22 сентября 1947 г.)*(55). Большое число соглашений по вопросам связи, в том числе Всемирная почтовая конвенция от 11 июля 1952 г.*(56), заключены на неопределенный срок. На неопределенный срок, правда, без указания этого, заключены Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года и многие другие договоры.

Имеется сравнительно небольшое число международных договоров, заключенных на неопределенный срок, который обусловливается какими-либо событиями. Это договоры под так называемым отменительным условием, о чем речь будет впереди.

К договорам с неопределенным сроком действия могут быть отнесены также такие договоры, которые, хотя и содержат указания на определенный срок действия, имеют в то же время оговорку о неопределенно-срочной автоматической пролонгации. Например, в ст. 10 Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Народной Республикой Болгарией от 12 мая 1967 г. говорится: «Договор заключается на 20 лет и будет автоматически продлеваться каждый раз на следующие пять лет, если ни одна из Высоких Договаривающихся Сторон не денонсирует его путем извещения за 12 месяцев по истечении соответствующего срока»*(57). Такие же формулировки имеются в договорах о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи СССР с Венгрией от 7 сентября 1967 г.*(58), Чехословакией от 6 мая 1970 г.*(59), Румынией от 8 июля 1970 г.*(60) и др.

В этих договорах указан только низший предел их действия, а наличие в них оговорки об автоматической неопределенно-срочной пролонгации дает им возможность действовать неопределенное время.

В отличие от международных договоров с неопределенным сроком действия, бессрочные договоры вообще не содержат никаких указаний на возможность их денонсации в будущем или прекращения каким-либо способом. Бессрочными договорами обычно бывают мирные договоры, договоры об установлении дипломатических отношений, договоры о границах и по территориальным вопросам. Бессрочными договорами являются, например, мирные договоры 1947 года, Устав Организации Объединенных Наций, договор между СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г., а также договоры, кодифицирующие международное право, такие как Женевские конвенции по морскому праву 1958 года, Венские конвенции по дипломатическому, консульскому, договорному праву 1958-1969 годов, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года и др.

Особыми с точки зрения срока являются международные договоры, срок действия которых временно не установлен, но установление его предусмотрено сторонами в будущем. В качестве примера можно привести соглашение между СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии, от 11 июня 1942 г., в ст. 8 которого говорилось: «Настоящее Соглашение вступит в силу с сего числа. Оно будет оставаться в силе до срока, который должен быть согласован между обоими Правительствами»*(61).

Иногда для разных статей одного и того же договора устанавливаются различные сроки их действия. Так, в Договоре о союзе и взаимной помощи между СССР и Англией от 26 мая 1942 г. действие его первой части (ст. 1 и 2) было обусловлено периодом войны «до восстановления мира между Высокими Договаривающимися Сторонами и Германией и державами, связанными с ней в актах агрессии в Европе», а действие второй части (ст. 3-8) определялось в 20 лет*(62).

Установление срока международного договора — не техническая операция. Оно имеет важное значение. Установление того или иного срока действия международного договора зависит от содержания самого договора, отношений между договаривающимися государствами, от международной обстановки и многих других обстоятельств.

От срока действия международных договоров нужно отличать срок действия обязательств по ним. Эти сроки могут не совпадать. Особенно часто это бывает в торговых соглашениях, что специально оговаривается в них. Например, в ст. 9 торгового соглашения между СССР и Никарагуа от 19 марта 1980 г. говорится: «Постановления настоящего Соглашения будут продолжать применяться после истечения срока его действия ко всем контрактам, которые были заключены, но не полностью выполнены до истечения действия Соглашения»*(63). (Имеются в виду контракты, заключенные в соответствии с этим соглашением.)

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Понятие и виды международных договоров

Международные договоры могут состоять из одного документа и бо­лее. Например, международный договор может быть заключен посредст­вом обмена нотами.

В международном праве существует множество видов международных договоров. Их классификацию можно провести по следующим основаниям:

1. По объекту регулирования:

— экономические (например, Договор о Таможенном союзе и едином эко­номическом пространстве 1999 г.);

— военно-политические (например, Договор между Российской Федераци­ей и Соединенными штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограни­чении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) 1993 г.);

— культурные (например, Конвенция о признании квалификаций, относя­щихся к высшему образованию в Европейском регионе, 1997 г.);

— социальные (например, Договор между Российской Федерацией и Коро­левством Испания о социальном обеспечении 1994 г.)

2. По сфере регулирования:

— общие (например, Венская конвенция о праве международных догово­ров 1969 г.);

— специальные (например, Рамочная конвенция Организации Объединен­ных Наций об изменении климата);

3. По сфере действия:

— универсальные (например, Устав ООН);

— региональные (например, Конвенция о правовой помощи и правовых от­ношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.);

— двусторонние (например, Консульская конвенция между Российской Федерацией и Португальской Республикой 2001 г.);

4. По сроку действия:

— срочные договоры (например, Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г.);

— бессрочные (например, Конвенция по морскому праву 1982 г.);

5. По возможности присоединения:

— открытые (например, Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.);

— закрытые (например, Договор об учреждении Европейского союза 1992 г.).

Кроме того, в практике встречаются многосторонние договоры, в которых

наряду с государствами и другими субъектами участвуют несубъекты междуна­родного права. Такие многосторонние договоры можно условно назвать «сме­шанными», или сложными, по своей юридической природе. Примером может служить Эксплуатационное соглашение о Международной организации мор­ской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) 1976 г. Участниками этого многосто­роннего соглашения кроме государств являются национальные организации публичного или частного характера, назначаемые правительствами государств для подписания соглашения. Такая организация называется участником (signato­ry) соглашения и находится под юрисдикцией государства, ее назначившего.

Комиссия международного права считает, что если в соглашении наряду с одним или несколькими частными юридическими лицами участвует несколь­ко государств, то такое соглашение может действовать как международный договор, поскольку это касается лишь взаимоотношений между участвующи­ми в нем государствами.

Таким образом, в такого рода «смешанных» договорах могут содержаться два вида обязательств:

1) между государствами (и другими субъектами международного права) — международно-правовые обязательства;

2) между государствами и несубъектами международного права — граж­данско-правовые и другие немеждународно-правовые обязательства.

В теории международного права также выделяют и международные со­глашения, не обладающие юридической силой. К таким соглашениям, как правило, относят резолюции международных организаций и политические со­глашения между государствами. Не будучи юридически обязательными, эти акты обладают морально-политической силой, например, резолюции Гене­ральной Ассамблеи ООН.

Достаточно широко в международной практике встречаются двусторон­ние и многосторонние политические соглашения. Такие соглашения имену­ются «договоренностями». Они могут иметь письменную и устную форму («джентльменские соглашения»).

Наиболее распространенными письменными формами являются совме­стные коммюнике, декларации, заявления. Такие соглашения могут высту­пать в качестве программ либо посылкой к дальнейшему заключению меж­дународного договора. Например, в Совместном заявлении Российской Фе­дерации и Европейского союза о транзите между Калининградской обла­стью и остальной территорией Российской Федерации. Во-первых, п. 4 данного заявления указывает, что действия его субъектов и данный акт ос­новывается на Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС 1994 г., во-вторых, заявление не содержит правовых норм, а только наме­рения по осуществлению мер для свободного транзита, в-третьих, в п. 11 подтверждается намерение РФ заключить межправительственное соглаше­ние с Литовской Республикой о реадмиссии.

Таким образом, в совместных актах государств подчеркивается, что при формировании своих отношений стороны будут руководствоваться как за­ключенными между ними договорами, так и политическими документами.

Структура, форма и наименование договоров

Структура выражает упорядоченность элементов договора, их располо­жение, характер взаимосвязи, то есть внутреннюю организацию. Структура упорядочивает его целостность, единство.

В соответствии с принципом единства договор должен рассматриваться как единая система норм, являющихся обязательными.

Договор состоит из отдельных компонентов, которые образуют единую упорядоченную систему. Такими компонентами являются наименование до­говора или титул, преамбула, основная и заключительная части, подписи сто­рон, приложения. Наличие всех этих компонентов не обязательно, и отсутст­вие одного или другого не влияет на юридическую силу договора. Например, не все договоры сопровождаются приложениями, или не все договоры имеют преамбулу. Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора. Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых догово­рах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования. В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступле­ния в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст дого­вора, и т. д. Международные договоры часто имеют приложения в виде про­токолов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и пр.

В международном праве договоры могут иметь различное наименование, что не влияет на их юридическую силу. Однако наименование определенным образом имеет значение для определения природы международных соглаше­ний. Так, есть ряд наименований, которые свидетельствуют о том, что речь идет о международно-правовом акте, например, пакт, конвенция, договор. Наименование может иметь и политическое значение.

Виды международных договоров

Существуют различные варианты международно-правового сотрудничества, в которых могут принимать участие страны, а также иные субъекты международных правовых отношений и наиболее распространенной среди этих форм являются договоры, а также иные соглашения. Каждому, кто намерен занимать международным предпринимательством и желающему избежать возможных проблем, необходимо знать все существующие виды международных договоров в XXI веке. Это единственный способ бизнесменам оказаться достаточно образованными в юридических нюансах таких вопросов и смогут избежать взаимодействия с лже-поставщиками, а также мошенниками-сопроводителями, которые будут предлагать подписать поддельные бумаги.

Международный договор: понятие и регулирование

Международный договор представляет собой явно выраженный правовой акт, заключаемый либо между двумя, либо же большим количеством субъектов права, которое регулирует взаимоотношения между участниками при помощи указания прав и обязанностей в политике, деятельности в области культуры, а также иных сферах. Международное право базируется именно на таких договорах. Также, они являются одним из основных инструментов для претворения в жизнь политики стран на внешней арене. Существуют различные виды международных договоров источников международного права в современном законодательстве. К 2016 году на всей планете заключено более 500 000 различных соглашений и договоров такого рода.

Для законодательства, регулирующего область соглашений международного уровня, базовыми источниками являются:

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.;

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.;

Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.

Также нужно понимать, что порядок заключения, исполнения и правомерного выхода из международных соглашений регулируются в том числе и отдельными положениями Конституции России, а помимо нее — Федеральным Законом РФ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года.

Венская конвенция 1969 г. гласит, что международные акты являются важным средством мирных отношений между странами вне зависимости от того, как различаются социально-экономические системы в них, а также уделяет внимание некоторым особенностям этой сферы права, в том числе таким, как порядок вступления в международные договоры, их влияние на третьи страны, причины для признания подобных соглашений недействительными, возможность для оговорки и вводит в международный правовой оборот определенные нюансы, такие как участие в договоре двух государств, которые не признают друг друга, универсальные договоры и возможность для стран принимать в них участие, положение и обязанности депозитария, а еще иные значимые аспекты международных соглашений.

Объектом международного договора, в большинстве случаев, становятся отношения между субъектами международного права в сферах материальных и нематериальных благ, а также определенные действия или наоборот воздержание от них.

Международный договор как источник международного права

В рамках международного права международный договор выступает для него базовым и главным источником, это подтверждено как Уставом ООН, так и в Статуте Международного Суда ООН. Далее будут подробно рассмотрены международные договоры понятие и виды таких соглашений

Договор является самой конкретной и понятной формой выражения соглашения, которое заключают различные субъекты международно-правовых отношений для создания юридически обязывающих для данных участников правил – то есть международно-правовых норм, которые касаются появления, пересмотра или прекращения взаимных прав и обязанностей данных субъектов. Именно договорной характер имеет подавляющая часть существующих норм международного права. Такой нормативный акт, будучи источником международного права, в части случаев определяет общие нормы, которые предназначены для многократного применения, в других же ситуациях индивидуальные, созданные для определенной частной ситуации. В число источников данного вида права входят не только межгосударственные нормативные акты, но также и те, что были заключены при участии международных организаций.

Вне зависимости от того, какое количество участников заключает договор, все эти нормативные акты являются источником международного права. В качестве источников для международной отрасли права, международные нормативные акты имеют разное значение. Универсальные соглашения, которые отражают интересы всех стран, а также открыты для участия в них любых государств. Среди всех международных нормативных актов высшую юридическую силу занимает Устав Организации Объединенных Наций, который является таким образом главным источником международного права. Ст. 103 Устава гласит, что «в том случае, когда обязательства Членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу».

Смотрите так же:  Договор купли продажи магазина бесплатно

Виды договоров в международном праве с примерами

Современные виды договоров в международном праве можно классифицировать в соответствии с различными основаниями формирования классификации. Современными видами международных договоров являются такие:

По числу участников на:

Односторонний международный юридический акт. Его существование объясняется наличием для субъекта международного права одностороннего волеизъявления, которое при этом несет юридические последствия исключительно для данного субъекта. К подобным актам относятся:

Нотификация, которая представляет собой сообщение в установленной форме определенного факта, который может нести за собой какие-то юридические последствия, которые появляются в том случае, если страна, которая нотификуе, берет на себя обязательство одностороннего характера, к примеру, возместить какой-то ущерб или вывести войска с определенной территории;

Признание – оно может быть выполнение как в форме нотификации, как и любых других. В данном случае, значение имеет сам по себе факт закрепления государственной воли, который переводит фактическое положение в юридическое (к примеру, признание de jure);

Протест – данное действие имеет противоположное значение признанию. Его суть в том, что субъект международного права не признает законность чего-либо (к примеру, непризнание оккупации одним государством определенной территории иного государства). Такой протест должен исходить от уполномоченного органа государственной власти, обычно того, который занимается областью внешних отношений, к примеру, министерство иностранных дел.

Отказ – имеет определенные последствия только при наличии воли того, собственно совершает отказ. В современном международном праве существует обычай, по которому отказываться можно только от прав, а от обязанностей – нельзя. Но и от всех прав также отказываться невозможно. К примеру, лишать себя прав, которые требуются для исполнения юридически закрепленных обязательств по соглашению с партнерами нельзя. Но вновь образованное государство имеет возможность отказаться от прав в том случае, если заявляет об отсутствии правопреемства (tabula rasa) от существовавшего ранее государства. Но даже в этом случае нельзя отказываться от тех обязательств, которые появились после заключения правопредшественником международных договоров – это правило носит название «правопреемство приобретенных прав». Для отказа в данном случае необходимо четко и явно высказанное изъявление воли государства внешнему миру, в данном случае просто бездействия нет необходимости.

Двусторонние договоры, заключенные между двумя субъектами. Также, в подобном договоре возможны иные ситуации, например, участие с одной из сторон единственного государства, а со второй – сразу нескольких;

Многосторонние договоры, участники которых выступает трое и больше субъектов;

Необходимо также отдельно указать общие многосторонние договоры, которые хотя и заключаются между несколькими государства, но значение имеют для всего или подавляющей части мирового сообщества. В 1968-1969 на Венской конференции, советская делегация предложила проект, дававший определение общему многостороннему договору как таковому, связанному с вопросами, находящимся в сфере интересов всего международного сообщества. Помимо этого, делегация также внесла предложение еще одного дополнения к таким договорам в виде формулировки: «Все государства имеют право на участие в общих многосторонних договорах в соответствии с принципом суверенного равенства». Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года, первыми участниками которого являлись три страны – СССР, Великобритания, США – является примером подобного договора. В связи с особым характером, который имеет объект правового регулирования этого договора, другие государства также заявили о желании стать его участниками. Но в условиях данного договора было прописано особое положение первых стран, вступивших в него: договор считается вступившим в силу с момента, когда США, СССР и Великобритания его ратифицировали, их же согласие необходимо при внесении в него любых поправок. Таким образом, если бы какая-то из первых стран-участниц покинула договор, он потерял бы свое значение.

По области действия и силе основные виды международного договора:

Универсальные договоры, в которых принимают участие все или почти все государства, являющиеся членами мирового сообщества (такие, как Устав ООН)

Региональные договоры – участниками подобных соглашений становятся государства, относящиеся к какому-то конкретному географическому региону, на который и распространяется его действие (так подписантами Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. стали европейские же страны – участники Совета Европы).

Субрегиональные договоры – участниками их становятся страны, находящиеся внутри региона (например, соглашения об образовании Еврорегионов)

По уровню все виды международно-правовых договоров подразделяются по открытости:

Открытые соглашения – такие соглашения предусматривают возможность присоединяться для любой страны, которая этого пожелает. Подобные соглашения, согласно положениям Венской декларации об универсальности 1969 года «должны быть открыты для всеобщего участия»;

Закрытые соглашения – в таком случае, имеется закрытый список конкретных субъектов, участвующих в договоре.

По субъекту, заключающему данный договор:

Межгосударственные соглашения (страны являются участниками соглашения)

Соглашения между правительствами (их участниками выступают правительства)

Между ведомствами (создают отношения между некими частями исполнительной ветви власти, такими как министерства, ведомства и т.д.)

По критерию формы, которую имеет договор:

Нормативные акты, созданные письменно — большинство договоров в XXI веке заключаются именно подобным образом.

Устный договор, который также принято называть «джентльменским соглашением. На практике такой вид договора возникает редко. Примером может послужить джентльменский договор, созданный для конкретизации правил процедуры III Конференции ООН по морскому праву Генеральной Ассамблеей ООН 16.11.1973 года.

По объекту, который будет подвергнут регулированию данным договором в рамках международного права:

Нормативные акты политического характера;

Соглашения, посвященные различным правовым вопросам;

Соглашения по вопросам пограничного характера;

Договоры, регулирующие экономические вопросы;

Соглашения, регулирующие транспорт и связь;

Соглашения в области охраны здоровья граждан;

Нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы военных действий.

Подобная классификация по объектному критерию, хотя и не обладает юридической силой на практике, использовалась в советские времена Министерством иностранных дел в действующих сборниках, которые публиковались на базе действующих договоров с другими государствами.

Перечисленные выше виды толкования международных договоров являются наиболее распространенными.

Международное право имеет ряд требований к международным договорам:

Наличие субъекта, обладающего правоспособностью;

У каждой сделки должен быть конкретный объект;

Независимое волеизъявление любых участвующих сторон. Так, до 1917 года правила международно-правового регулирования включали формулировку, звучавшую как: «хотя я заключаю международный договор под давлением, но я его желаю», подразумевавший, что сторона, которая была побеждена агрессором вынуждена стать участником определенного соглашения, которое далее будет обязана исполнять. Сейчас же подобное принуждение к заключению договоренности – это причина для того, чтобы позднее его возможно будет признать ничтожным.

Следование во время создания соглашения определенной формы таких соглашений.

Когда осуществляется процесс создания нового правового нормативного акта международного уровня, определяющим влиянием на признание его действительным обладает форма международного договора.

Что включают в себя формы международных договоров

В состав формы международного договора входят:

Язык международного договора. Если смотреть на данный вопрос с точки зрения истории, то долгое время главным языком для подобных соглашений между странами была латынь, а в последующие века в данной роли выступал французский. Сейчас, при оформлении двухсторонних соглашений создаются идентичные копии на языках обеих стран, также в самом тексте делается примечание о том, что и тот, и другой вариант обладают одинаковой юридической силой, иначе говоря, они аутентичны. В отдельных ситуациях, когда язык одного из участников с точки зрения базы терминологии развит в недостаточной степени, договор может заключаться в трех языковых вариантах.

В том случае, если соглашения являются многосторонними, то их заключение может оформляться как в единственном языковом варианте, так и на нескольких одновременно. Для других языков создаются переводы, которые получают официальный статус, для чего осуществляется процедура визирования депозитарием данного соглашения и после этого они отдаются участвующим сторонам. В некоторых ситуациях переводы не оформляются. Так, некоторые из нормативных актов, которые были заключены в СНГ, оформлялись на одном русском языке. Если же международный договор оформляется в под эгидой определенной организации или конференции международного характера, его текст составляются на одном из языков, входящих в группу официальных или рабочих для этой международной структуры.

В качестве официальных языков таких международных структур, как организации и конференции считаются такие языки, которые используются для проведения дискуссий в основных органах подобной структуры, а также создаются или же публикуются официальные документы данной организации или конференции, такие как решения, протоколы и другие.

В качестве рабочих языков имеются в виду те языки, на которых проводится дискуссия по вопросам в рабочем порядке вспомогательными органами международных структур либо же при создании определенных нормативных актов. Пятью рабочими языками ООН являются английский, испанский, китайский, русский и французский – именно они используются в работе Генеральной ассамблеи и ее внутренними комитетами и подкомитетами, они же имеют положение официальных. Когда проходило Совещание по безопасности в Европе 1975 года, по итогам которого был принят Заключительный акт, чье влияние в рамках международно-правовых отношений достаточно велико, положение официального занимало больше языков: русский, французский, английский, испанский, итальянский, немецкий;

Структура международного договора. Согласно тексту Венской конвенции, какой-либо определенной регламентации данной части формы международных соглашений не дано. В большинстве случаев, нормативные акты международного уровня включают в себя такие составляющие: преамбула (содержит формулировку с какими целями создается данный нормативный акт, участники соглашения, те базовые правила общепризнанного характера, находящихся в базе данного договора и т.д.), главная часть договора в его центре (включающая такие элементы, как объект и предмет, указанные в данном договоре права, а также обязанности участников, инструменты и условия для исполнения сторонами взятых на себя по нормативному акту обязательств), заключения (в нее входят условия, который которые требуются для вступления договора в силу, срок его действия, установленный порядок для прекращения его действия, определенный порядок действий, необходимых для продления и т.д.). В некоторых случаях, договоры также дополняются приложениями, содержащими нормы, объясняющими основную часть текста, а также правила, применяемые для урегулирования разногласий, дополнительные схемы, географические карты и так далее. Необходимо знать, что каждая часть договора имеет одинаковую с другими юридическими силу и потому применяется с учетом каждой.

Договор иногда подразделяется на статьи и параграфы, также договоры большого объема делятся на раздела, которые могут как именоваться, так и нумероваться, иногда делается и то, и другое одновременно.

Наименование международного договора. Согласно положениям Венских конвенций, в которых применяется только определение «международный договор», с точки зрения юридической силы никакой разницы в зависимости от наименования между международными соглашениями нет. Но определенные наименования таких соглашений в обычной практике все же оказались закреплены за некоторыми видами соглашений.

Международные договоры могут иметь такие наименования:

Трактат – он представляет собой многостороннее соглашение, устанавливающее взаимоотношений его участников в области определенных политических соглашений (к примеру, Берлинский трактат 1878 года, заключенный между государствами-участниками Берлинского конгресса – Германией, Австро-Венгрией, Великобританией, Италией, Турцией, Францией и подтвердивший независимость таких стран, как Черногория, Румыния и Сербия. По данному трактату, северная часть Болгарии образовала независимое государство, южная же осталась в составе Турции в статусе региона с определенной степенью автономии; Австро-Венгрия заняла Боснию и Герцоговину; Россия получила территории в устье Дуная, а также такие укрепления, как Каре, Ардаган и Батум с их округами);

Договор – является самым распространенным наименованием нормативных актов, которые заключаются для урегулирования вопросов в сферах политики, экономики и так далее.

Пакт – это сделка государств, носящая двухсторонний или многосторонний характер, которая заключается чтобы решить некий конкретный важный вопрос (к примеру, Пакт о Ненападении или же Международный пакт о гражданских и политических правах.

Соглашение – договор между государствами, в большинстве случаев заключающийся между правительствами различных держав, зачастую не подлежит ратификации.

Конвенция – оформляется в определенной области со значительного ряда вопросов: по режиму использования морских вод, экологии, о охране прав человека и так далее.

Декларация – представляет собой независимое заявление единственного государства чаще всего, иногда сразу нескольких держав по определенному вопросу, к примеру, Декларация прав человека 1948 года

Конкордат – специфический международный договор, в котором одним из участников всегда выступает Ватикан, а другой – католическое государство и в котором оговариваются отношения этой страны с престолом Папы Римского.

Картель – это соглашение, обычно использующееся для решения вопросов передачи военнопленных, а также – экстрадиции преступников.

«Модус вивенди» — в переводе означает «способ существования» и представленное собой временный нормативный акт, которое в какой-то определенный момент будущего предполагается заменить иным, постоянным.

Обмен нотами или памятными соглашениями – является международным договором в том случае, если содержание нот одинаковое. Эта форма соглашений весьма распространена – из почти 5000 договоров, заключенными между странами в период с 1920 по 1946 годы и опубликованы Лигой Наций, чуть менее 25% были созданы в виде обмена нотами. Среди 1000 сделок, которые первыми были зарегистрированы Секретариатом ООН, 280 были созданы путем обмена нотами между государствами;

Коммюнике – обычно данный документ является официальным обращением международного характера, к примеру о ходе войны, начале или завершении работы органов международной организации и так далее, не являясь международным договором. В рассматриваемом аспекте интересным является общее коммюнике, которое является обычно сообщением об итогах международных встреч. Подобное сообщение, помимо информационного материала, также включает в себя указания на ту позицию, которую занимают страны по рассматриваемым вопросам жизни международного сообщества, а также заявления о намерениях или оценки. Также, документ может содержать обязательства государств о характере и образе их дальнейших действий, поведения, общие усилия для достижения поставленных задач. В подобных частях коммюнике может иметь международно-правовую форму и иметь соответствующее значение, т.е. выступать как международный двухсторонний или многосторонний договор.

Акт – обозначает международное обязательство или же одностороннее заявление, которые носят особенный торжественно-декларативный характер. Это такие документы, как Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года

Меморандум – дипломатический нормативный акт, публикуемый государством, тщательно фиксирующий фактическое положение некоего международного вопроса. Меморандум представляет собой одностороннее заявление страны и его различие с декларацией состоит в том, что он касается не таких значимых проблем. Меморандумы существуют 2 типов: а) дополнение к ноте личного или устного характера, создающее для того, чтобы уменьшить ее текст или более внимательно рассмотреть вопрос, являющийся основным в ноте; б) нормативный акт самостоятельного характера, который в подобной ситуации доставляется лично или же посредством курьера. В первом случае, для меморандума используется стандартная, а не гербовая бумага, на него не наносится печать, а также такая информация как номер, дата отправки, адрес не указывается. В том случае, когда этот документ оформляется как самостоятельный, то для него используется специальный бланк, предназначенный для нот, на котором приводится дата и место отправления, но не применяются такие реквизиты, как печать и номер;

Протокол – официальный документ, чья функция вспомогательная, с его созданием уточняется и конкретизируется некий международный нормативный акт. Протокол бывает как дополнением к основному акту, так и отдельным документом, но и в этом случае он будет связан с выполнением какого-то соглашения, которое заключено ранее (Протокол окончания вывода советских войск из Чехословакии от 9 ноября 1991 года). Также, иногда этим термином называют такое соглашение, которое обладает большим международным и политическое значение, а, значит, носит самостоятельный характер (Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 года).

Какие организации разрабатывают типовые виды международных торговых договоров

Хотя издатели современной литературы юридического характера предлагают большое количество образцов договоров и оговорок, сама концепция «типового» договора предполагает, что он должен быть составлен командой специалистов – внимательно и профессионально. Обычно, международная или неправительственная организация создает такие образцы:

Типовые договоры Международной торговой палаты («Типовые договоры ICC») – сформулированы с намерением максимально широкого использования, принимая во внимание положение ICC как международного, многоотраслевого объединения. Сбалансированный и нейтральный подход представляет собой уникальную особенность типовых договоров ICC. Текст данных документов составлен с таким замыслом, чтобы ни для одной из сторон согласие не несло в себе негативных последствий. Типовые договоры ICC создаются многонациональными группами профессионалов в области права, которые трудятся в рамках Комиссии ICC по коммерческому праву и практике. До того, как проекты будут окончательно приняты Международной торговой палатой, они направляются представителям местных комитетов ICC для внесения комментариев и оценки.

Центр по международной торговле (ЦМТ), являющийся совместным агентством, созданным Всемирной торговой организацией и Комиссией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (сокращенно ЮНКТАД) также создал ряд стандартных договоров, которые более всего подходят для использования небольшими компаниями. В предложение ЦМТ входят международные стандартные договоры для альянсов, созданных на базе договора, а также предприятий, находящихся в совместном владении нескольких компаний, коммерческих продаж товаров, поставок долгосрочного типа, для изготовления товаров по заказу и их дистрибуции, коммерческого представительства и предоставления услуг.

Отдельные отрасли имеют специально разработанные для них сложные и детализированные стандартные договоры, подходящие только для совершения сделок в этом конкретном секторе.

Такая организация как ФИДИК (Международная федерация инженеров-консультантов) существует для интересов профессионалов из сектора международного консультативного инжиниринга. ФИДИК сформулировала некоторое число стандартных нормативных актов и оговорок для соглашений о сервисе, в основе которых лежат международные технологии. Оргалайм, Европейская ассоциация машиностроительной промышленности в свою очередь издала ряд стандартных соглашений, а также общих условий, применяемых при поставках товаров механического, электротехнического и электронного типа.

Основные виды международных договоров от ICC

В современный перечень Типовых договоров ICC для компаний международного уровня входят:

Типовой договор ICC международной купли-продажи. В области торговли на международном рынке именно соглашение о купле-продаже являются самым часто встречающимся. Существуют различные виды договоров международной купли-продажи для сделок разного типа. ICC создала стандартный нормативный акт целенаправленно для сделок по купле-продаже товаров промышленного производства, которые в последствии будут перепроданы. Нужно также акцентировать внимание на том, что из области действия подобного договора (сделки с товарами промышленного производства, имеющие характер разовой договоренности) исключены сделки об экспорте и импорте сырья, а также долгосрочные договоренности о продажах. Образец договора ICC для международной купли-продажи целенаправленно составлен так, чтобы максимально гармонировать с положениями Венской конвенции 1980 г.

Типовой договор ICC коммерческого представительства (типовой агентский договор). При проведении экспансии компании на международный рынок часто встречающейся ступенью становится использование коммерческих агентов из других стран. Коммерческий представитель занимает положение независимого торгового представителя, который получает прибыль в виде комиссионных.

Польза от сотрудничества с представителями состоит в том, что они обладают необходимыми знаниями об особенностях местных условий рынка, сектора промышленности, а также имеют заинтересованность в развитии своей территории. Для коммерческого представительства необходимо значительно большие инвестиции, чем если используется обычный экспорт прямым способом, так как экспортер имеет дополнительные расходы на переговоры и заключение сделки с представителем, а также отдавать ему часть прибыли. Не смотря на это, другие методы расширения бизнеса в иностранные государства, такие как открытие филиала или совместного предприятия, на практике оказываются все же более дорогостоящими, чем использование агентов.

Смотрите так же:  Как трудовой кодекс рф определяет трудовые отношения

Типовой дистрибьюторский договор ICC (монопольный импортёр-дистрибьютор). У дистрибьюторства есть общие черты с коммерческим представительством, в данном случае дистрибьютор аналогичным образом договаривается о сотрудничестве с иностранным посредником. Отличием выступает то, что дистрибьютор действительно покупает товары, для того, чтобы потом перепродать их с прибылью на оговоренной территории (агентами товар не приобретается, они также не являются и их собственниками, их цель – создание нового рынка).

Типовой договор ICC выборочного дистрибьюторства (монопольный импортёр-дистрибьютор). При осуществлении выборочного дистрибьюторства возникает такая схема, при которой товар реализуется при помощи сети специальных фирм, которые занимаются перепродажей. Такая схема обычно используется для реализации товаров высокой стоимости, таких как предметы роскоши или продукты высоких технологий. Благодаря использованию выборочного дистрибьюторства дает экспортеру возможность не только контролировать то, каким образом реализуется товар, но также и предоставлять конечному потребителю некоторый уровень послепродажного обслуживания. Для того, чтобы поддерживать строгие критерии селекции для розницы делает необходимой сеть закрытого типа, которая запрещает участвующим в ней компаниям продавать товары неавторизованным дилерам.

Типовой франчайзинговый договор ICC. Среди всех способов расширения бизнеса на международном рынке рядом особенностей выделяется франчайзинг, при котором франшизодатель (он же франчайзер) дает франшизополучателю (он же франчайзи) право применять некоторую совокупность прав на определенную собственность интеллектуального характера, а также стратегии ведения бизнеса и репутацию бренда взамен на плату, которая обычно является процентной частью последующих продаж. В значительной части современных государств сделки в области франчайзинга подлежат строгой регулировке законом.

Франчайзеры имеют два основных способа расширения своей компании на международном рынке: через прямой франчайзинг или же при помощи конструкции «мастер-франшизы». Последний термин обозначает соглашение, по которому партнер франчайзера из другой страны заключает сделки субфраншизы и тем самым расширяет территорию. Стандартный договор ICC для франчайзинга создан как для прямого, так и единоличного франчайзинга. С целью создания договоров по «мастер-франшизам» на международном рынке УНИДРУА сформулировало руководство.

Типовой договор ICC для сделки на строительство «под ключ». Такие сделки «под ключ» являются сделками, в чьих рамках один из участников берет на себя обязанность создать проект и провести в дальнейшем возведение определенного объекта, предназначенного для промышленности для заказчика. Понятие «под ключ» указывает на обязательство исполнителя выполнить полный комплекс услуг и работ, а также передать материалы для того, чтобы заказчик мог «простым поворотом ключа» запустить объект в работу.

Образец соглашения ICC для сделки на строительство «под ключ» включает в себя расширенные универсальные употребления в сравнении с аналогичными контрактами, созданные организациями ФИДИК или Оргалайм.

Типовой договор ICC для реализации крупных проектов «под ключ». Стандартное соглашение ICC для реализации крупных проектов «под ключ» представляет собой версию Типового договора ICC для строительства объектов «под ключ», но обладающей большей подобностью и полнотой. Это стандартное соглашение включает в себя 110 страниц и существует для образования схемы, которая помогает во время переговоров об условиях масштабных проектов строительного или инжинирингового характера или тех из них, что обладают высокой стоимостью. Интересно то, что это соглашение включает в себя подробные пункты об урегулировании разногласий путем подачи заявки в Объединенный совет по разрешению споров (CDB). Стороны, участвующие в договоре, получают возможность миновать многие спорные ситуации или же в короткий срок разрешить их во многом именно из-за того, что указанные выше положения такие подробные.

Типовой договор ICC случайного посредничества. Схема дистрибуции, предполагающая использование посредника, которого также именуют «комиссионером» занимает важное место в числе существующих вариантов дистрибьюторства. Естественным является желание комиссионера в таком положении оказаться защищенным договором об неразглашении информации, а также невозможности его обхождения. Одним из предназначений такого рода договора является предотвращение применения участниками сделки данных, содержащихся в соглашении, недобросовестно – например, с целью миновать комиссионера и напрямую связаться с производителем. ICC применяет понятие «случайное посредничество» для наименования того участника, который принимает на себя обязанность предоставить услуги одной или нескольким компаниям без взятия на себя обязанностей постоянного характера.

Типовой договор ICC о передаче технологий. Такого рода нормативные акты, как международные лицензии на пользование патентом или ноу-хау подпадают под определение «передачи технологий». Стандартное соглашение ICC для сделок такого рода было целенаправленно создано для таких случаев, в которых изготовитель передает лицензиату лицензию на некую конкретную общность прав на собственность промышленного характера и право пользоваться информацией с той целью, чтобы предоставить лицензиату способность создавать товары с применением технологии лицензиара.

Типовой договор ICC для слияний и поглощений № 1 – Договор купли-продажи акций. Каждая компания на определенном этапе своего развития на международном уровне начинает стремиться получать доступ к новым рынкам через покупку компаний, как сразу целиком, так и отдельными частями. Подобные покупки могут представлять собой в значительной степени сложный процесс и требоваться исполнения местных нормативных актов о ценных бумагах. Типовой договор ICC для слияний и поглощений – это первый из группы стандартных соглашений, посвященных переходу фирм или бизнеса иностранному покупателю. Данный стандартный договор представляет собой сделку по купле-продаже акций (SPA), предназначенную для приобретения всех ценных бумаг предприятия, которые были выпущены. Его использование для покупки публичных фирм или же комплексных сделок не предполагалось, так как они определяются жесткими нормативными актами о ценных бумагах.

Типовой договор ICC о лицензировании товарных знаков. Высокую скорость распространения на международном рынке потребительские бренды, а также брендированные продукты часто получаются благодаря соглашениям о лицензировании товарных знаков. Для вхождения на определенный рынок или же сектор, могут потребоваться средства, которых нет у владельца выгодного товарного знака, к примеру наименования знаменитой марки. Производитель из другой страны или другой лицензиат может предложить развитие рынка, сектора, а также оплату процентов взамен на возможность применять определенную марку по условиям соответствующего соглашения. Данный стандартный договор ICC базируется на идее, что разработка и производством будет проводиться лицензиатом, а также на том, что главной задачей лицензиара будет проверка, подходит ли уровень продукции под репутацию бренда, ассоциированного с этим товарным знаком.

Типовой договор ICC о конфиденциальности. Среди самых популярных условий соглашений конфиденциальность является одним из самых часто встречающихся. Данное стандартное соглашение ICC включает в себя как полный договор о конфиденциальности, так и отдельную оговорку о ней.

Порядок заключения и выполнения международного договора

Международное соглашение, которое было подписано государствами, выступающими в качестве договаривающихся сторон данного договора, обычно также подлежит ратификации или принятию (утверждению). В силу договор вступает в зависимости от того, как указано в его тексте либо с момента подписания, либо после того, как стороны обменяются грамотами о ратификации или же уже после того, как они будут переданы депозитарию для хранения. Публикация международных договоров обычно осуществляется заинтересованными сторонами в официальных изданиях правительства страны, а также различной периодической печати, сборниках и так далее. В некоторых странах, силой закона обладают именно обнародованные, то есть промульгированные, международные соглашения.

Существует возможность регистрации заключенных международных соглашений как в Секретариате ООН, так и в органах иных международных организаций. Организация Объединенных Наций публикует зарегистрированные в ее Секретариате международные акты в специальных сборниках.

Прекращение действия международного соглашения возможно в ряде случаев: в связи с истечение срока его действия по условиям договора; после того, как все выполненные обязательства будут исполнены сторонами; по взаимному желанию участников; в рамках процедуры денонсации, ревизии (пересмотра); через аннулирование и в некоторых других случаях.

Право международных договоров определяет порядок заключения, исполнения и правового выхода из участия в соглашении. Данным вопросам посвящены такие документы, как Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года.

При заключении, а также выполнении и прекращении РФ международных договоров процесс регулируется законодательством. Все виды международных договоров Российской Федерации с другими странами, а также международными структурами заключаются либо от имени самой Российской Федерации (в таком случае, это межгосударственные договоры), либо от имени правительства (межправительственные), иных органов исполнительной власти федерального уровня (межведомственные соглашения). Все виды международных договоров РФ необходимо ратифицировать в форме закона.

К вопросу о классификации международных договоров, составляющих правовую основу деятельности органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стёпкин Евгений Юрьевич

В статье предложена классификация по различным основаниям международных договоров Российской Федерации, входящих в правовую основу деятельности органов внутренних дел

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стёпкин Евгений Юрьевич

TO THE QUESTION OF THE >The paper proposes a classification of treaties included in the legal basis of activities of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «К вопросу о классификации международных договоров, составляющих правовую основу деятельности органов внутренних дел»

?13. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ; МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

13.1. К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРАВОВУЮ ОСНОВУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Стёпкин Евгений Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин,

Место работы: Академия управления МВД России

Аннотация: В статье предложена классификация по различным основаниям международных договоров Российской Федерации, входящих в правовую основу деятельности органов внутренних дел

Ключевые слова: Международные договоры, классификация, полиция, Министерство внутренних дел, борьба с преступностью, международное сотрудничество

TO THE QUESTION OF THE

CLASSIFICATION OF INTERNATIONAL TREATIES CONSTITUTING THE LEGAL BASIS OF ACTIVITY OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

Styоpkin Evgeniy Yu., candidate of juridical sciences, associate professor of Departament of State-legal Disciplines, Work place: the Academy of Management of the Interior of Russia

Annotation: The paper proposes a classification of treaties included in the legal basis of activities of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation

Keywords: Ап international Treaty, classification, police, Ministry of internal Affairs, the fight against crime, international cooperation

В международно-правовой науке исследованию международных договоров, в том числе проблем их классификации, посвящено немало работ. Среди них следует отметить фундаментальные труды таких известных отечественных ученых, как И.И. Лукашук1, А.Н. Талалаев2. В то же время классификация международных договоров, составляющих правовую основу деятельности органов внутренних дел, не была предметом самостоятельного исследования. В настоящее время более 700 международных договоров затрагивают компетенцию МВД России, поэтому их научная классификация позволит лучше разобраться в этом многообразии, познать особенности различных их видов, что в результате может быть полезным и для правоприменителя. Взяв за основу общие основания для классификации, устоявшиеся в науке междуна-

1 Лукашук И.И. Современное право международных договоров. В 2 т. М., 2004.

2 Талалаев А. Н. Международные договоры. М., 1980.

родного публичного права, расширив их за счет дополнительных критериев с учетом специфики деятельности органов внутренних дел, все международные договоры, входящие в правовую основу их деятельности, можно разделить на несколько видов (подвидов).

1. Договоры в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Охрана и защита прав и свобод человека и гражданина является одной из главных задач деятельности полиции, а права человека в России гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 17 Конституции Российской Федерации), которые содержатся в ключевых международных договорах. Договоры данного вида закрепляют сами права человека, раскрывают их содержание, регулируют цели, основания, пределы ограничения прав и свобод, обязанности государств по их обеспечению. Следует учитывать, что большинство договоров в сфере прав человека согласно российскому законодательству являются «самоисполнимыми», следовательно могут непосредственно применяться субъектами внутригосударственного права, в том числе и сотрудниками полиции. Наибольшее значение имеют договоры общего характера, гарантирующие целый комплекс прав человека. К ним относится Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. Данные договоры содержат обязательные для государств стандарты в области прав человека. В развитие общих принят целый ряд специальных договоров в сфере прав и свобод человека, которые регулируют либо отдельные права человека, либо права отдельных категорий субъектов (женщин, детей, беженцев, инвалидов и др.). Например, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Конвенция о правах ребенка 1990 г. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и другие3.

2. Договоры в сфере борьбы с преступностью. Международные договоры, регулирующие сотрудничество государств в борьбе с преступностью, можно разделить на четыре группы. Первую группу образуют договоры, направленные на борьбу с международными преступлениями, то есть наиболее тяжкими деяниями против мира и безопасности человечества, ответственность за которые физическое лицо может нести как перед национальными, так и перед международными судебными органами. К таким преступлениям относятся агрессия, геноцид, преступления против человечности, военные преступления. В настоящее время международные договоры содержат подробную

3 Названные международно-правовые акты содержатся в сборнике: Международные акты о правах человека: сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. — М., 2000.

характеристику данных составов преступлений, за исключением агрессии.4 Примерами международных договоров данной группы являются Статут Международного уголовного суда 1998 г., Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него 1948г.

Вторую группу образуют договоры о борьбе с преступлениями международного характера. Преступления международного характера по объекту посягательства и степени общественной опасности отличаются от международных преступлений. Они затрагивают интересы не одного, а двух или нескольких государств, и в отношении этих деяний принята специальная международная конвенция, либо положения о нем есть в другой международной конвенции, носящей более общий характер. За такие преступления физические лица несут уголовную ответственность только перед национальными судебными органами. Это такие преступления, как распространение и торговля наркотиками; подделка денежных знаков и их распространение; пиратство и так называемое «воздушное пиратство», захват заложников; посягательство на лиц, пользующихся дипломатической защитой; незаконный захват и использование ядерного материала; незаконные операции с культурными ценностями и др.

Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера регулируется, главным образом, многосторонними соглашениями (конвенциями), каждое из которых посвящено отдельному преступлению. Как правило, данные конвенции регулируют 4 блока вопросов: определяют состав преступления в качестве своего рода общего стандарта; содержат обязательство государств по приведению в соответствие с ними национального уголовного законодательства, решают вопрос о разделении юрисдикции государств-участников, регулируют оказание правовой помощи.

Примерами международных договоров в сфере борьбы с преступлениями международного характера является Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г., Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 г., Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г., Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988г., Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 2 декабря 1949 г. и многие другие.

Третью группу международных договоров в сфере борьбы с преступностью составляют соглашения о правовой помощи по уголовным делам, в том числе договоры о выдаче. Среди них преобладают соглашения двухстороннего характера. Многосторонних договоров всего несколько и заключаются они, как правило, в рамках региональных международных организаций. К ним относятся: Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22

4 См.: Лобач Д.В. Политико-правовые проблемы криминализации агрессии в международном уголовном праве // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2013. № 3. С. 48-52.

января 1993 г. (заключена в рамках СНГ), Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 28 марта 1997 г., Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972 г., Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г., Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче от 15 октября 1975 г., Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче от 17 марта 1978 г. Примерами двухсторонних международных договоров по вопросам оказания правовой помощи являются: Договор между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва, 20 октября 1997 г.), Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (Пекин, 19 июня 1992 г.), Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией о выдаче (Москва, 14 января 2002 г.), Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о выдаче (Дели, 21 декабря 1998 г.).

Подобные договоры регулируют виды и объем правовой помощи, предусматривают центральные органы сторон, ответственные за ее оказание, форму и содержание запросов о правовой помощи, порядок их исполнения и ряд других вопросов. Центральными органами со стороны Российской Федерации является, как правило, Генеральная прокуратура и Министерство юстиции (по вопросам, связанным с деятельностью судов).

Четвертую группу договоров в сфере борьбы с преступностью составляют соглашения общего характера о борьбе с преступностью в целом. Основную массу таких договоров составляют двусторонние межправительственные соглашения. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль о сотрудничестве в борьбе с преступностью 1997 г.5 Данные соглашения достаточно лаконичны и регулируют лишь самые общие вопросы сотрудничества, связанные с обменом опытом и информацией.

3. Учредительные договоры международных организаций. МВД России участвует в осуществлении международного сотрудничества в рамках различных международных межправительственных организаций, таких, как ООН, Совет Европы, СНГ, Шанхайская организация сотрудничества, Организация Черноморского экономического сотрудничества, Интерпол и др., поэтому уставы данных организаций также включаются в правовую основу деятельности Министерства. Примерами таких договоров являются Устав ООН 1945 г., Устав Совета Европы 1949 г., Устав СНГ 1993 г., Хартия Шанхайской организации сотрудничества 2002 г., Устав Организации Черноморского экономического сотрудничества 2002 г., Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпола) 1956 г.. Уставы международных организаций регулируют цели, принципы деятельности, структуру, порядок работы организации, полномочия ее органов, порядок приема в состав организации новых членов и порядок прекращения членства в организации и иные вопросы, связанные с деятельностью организации. Особое значение имеет Устав ООН 1945 г., поскольку содержит основные принципы международного права и обладает

Смотрите так же:  Характеристика налог на имущество физических лиц

5 Бюллетень международных договоров. 1998. № 5. С. 52-54.

повышенной юридической силой в системе иных международных договоров государств-членов ООН (всего 192 государства). Согласно со статьей 103 Устава ООН, если обязательства членов ООН окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо иному международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН.

4. Соглашения в сфере безопасности дорожного движения. Преобладают среди подобных договоров двусторонние межправительственные соглашения. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгия о международном автомобильном сообщении 2007 г, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о международном автомобильном сообщении 2002 г. Согласно данным соглашениям МВД России является одним из компетентных органов, ответственным за их реализацию со стороны России. Среди межведомственных соглашений следует выделить договор, заключенный в рамках СНГ — Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере обеспечения безопасности дорожного движения 1993 г. В данную группу международных договоров входят и многосторонние конвенции: Конвенция о дорожном движении 1968 г., Конвенция о дорожных знаках 1968 г. В рамках Совета Европы принята Конвенция о мерах наказания за нарушение правил дорожного движения, однако Россия в ней не участвует.

5. Соглашения по иным вопросам. В эту группу входят договоры о сотрудничестве по отдельным специальным вопросам, в основном обеспечивающего характера, таким как подготовка кадров для правоохранительных органов, пенсионное обеспечение, медицинское обеспечение и иным. Большинство таких соглашений заключено в рамках СНГ. Например, Соглашение о подготовке кадров для органов внутренних дел (полиции) и внутренних войск государств-участников СНГ 2007 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере медицинского обслуживания и санаторно-курортного обеспечения 1995 г., Соглашение между министерствами внутренних дел в области обеспечения материально-техническими средствами и изделиями специальной техники. 1992 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел государств-участников СНГ в сфере правового обеспечения.2009 г.

По числу участников все международные договоры, составляющие правовую основу деятельности полиции делятся на двусторонние и многосторонние.

1. Двусторонние договоры дают возможность учитывать специфику сторон и их отношений. В общем количестве такие международные договоры составляют большинство. Чаще всего двухсторонними являются соглашения о правовой помощи по уголовным делам, о выдаче, о передаче для наказания лиц, осужденных к лишению свободы. Весьма распространены двухсторонние межправительственные соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступностью или отдельными ее проявлениями. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве в области борьбы с преступностью 2007 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных средств и их прекурсоров

2007 г.а Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о сотрудничестве в борьбе с преступлениями, представляющими повышенную опасность 1999 г. Межведомственные соглашения, которые заключает МВД России с компетентными органами иностранных государств, как правило, также являются двухсторонними.

2. Многосторонние договоры могут быть универсальными, региональными и локальными.

С помощью универсальных международных договоров решаются проблемы, касающиеся международного сообщества в целом. В Заключительном акте Венской конференции ООН по праву договоров 1969 года универсальными называются такие договоры, которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права или объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом. Такие договоры разрабатываются и заключаются под эгидой ООН либо специализированных учреждений ООН, то есть самостоятельных международных межправительственных организаций, поставленных в связь с ООН особыми соглашениями, на основе которых ООН выполняет в отношении них координирующие функции. К таким организациям относятся Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО) и другие. Например, в рамках ООН разработана Конвенция ООН против коррупции 2003 г., Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.; в рамках ИКАО -Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23 сентября 1971 г.; в рамках ИМО — Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г.

Региональные договоры затрагивают интересы государств определенного географического региона. Они заключаются в рамках региональных международных организаций — Совета Европы, СНГ, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Например, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 г.

Локальными можно считать международные договоры с участием ограниченного числа, как правило, граничащих между собой государств по вопросам, представляющим взаимный интерес. Примером таких договоров является Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства 1999 г.

В зависимости от органов, представляющих государство, различают:

1. Межгосударственные договоры. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г. это международные договоры, которые заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации. Такие договоры заключаются на высшем уровне главой государства либо специально уполномоченным им лицом. Наиболее значимые межгосударственные договоры, составляющие правовую

основу деятельности полиции, носят многосторонний характер. Двусторонние межгосударственные соглашения, как правило, заключаются по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам, выдачи, передачи осужденных для отбывания наказания. Например, Договор между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам 1999 г.

2. Межправительственные договоры. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г. это международные договоры, которые заключаются от имени Правительства Российской Федерации. Межправительственные соглашения, затрагивающие компетенцию МВД России, как правило, носят двусторонний характер и заключаются либо по вопросам борьбы с преступностью либо отдельными ее проявлениями. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о сотрудничестве в борьбе с преступностью 1995 г. или Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями и финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием доходов), полученных незаконным путем 1999 г.

Многосторонние межправительственные соглашения носят единичный характер и заключаются чаще всего в рамках региональных международных организаций (СНГ, ОДКБ и др.). Например, Соглашение между правительствами государств-участников Черноморского экономического сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах1998 г.

3. Межведомственные договоры. Это соглашения, заключаемые в соответствии с вышеуказанной нормой Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций. Всего от имени МВД России заключено около 70 межведомственных договоров. Как правило, они являются двусторонними. В качестве примера можно назвать Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Сербия 2009 г.

Многосторонние межведомственные соглашения заключены только в рамках СНГ и регулируют как общие вопросы сотрудничества в борьбе с преступностью (Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью 1992 г.), так и специальные, связанные с борьбой с конкретными видами преступлений или конкретными аспектами сотрудничества (Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с терроризмом 2000 г. или Соглашение о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-розыскной деятельности 1998 г.).

В целях унификации положений заключаемых МВД России соглашений Правительство РФ приняло Постановление № 653 от 29 июня 1995 г. (в ред. от 12 апреля 2010 г.), которым утвердило типовой проект Соглашения о сотрудничестве между МВД России и компетентными ведомствами иностранных государств.

Следует сказать, что проводимые в этой классификации различия международных договоров в зависимости от уровня и правового положения органов, уполномоченных на их заключение, следует воспринимать как относительно условные. Потому что договоры, которые заключаются и от имени Правительства РФ и от имени соответствующих ведомств РФ, создают международные обязательства и права не в отношении именно Правительства или ведомства, а в отношении всего государства в целом, поскольку именно государство — Российская Федерация — несет ответственность за исполнение этих договоров.

Совершенно справедливое по этому поводу замечание было сделано И.И. Лукашуком, который подчеркнул, что стороной в договоре является государство, а не его подразделения или органы. Он также отметил, что употребляемое в статье 3 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» уровневое деление международных договоров отражает присущую договорной практике юридическую неточность. «Во всех случаях договоры заключаются между государствами, и, следовательно, должны заключаться от их имени соответствующими органами»6. Однако, развивая эту тему дальше, автор полагает, что уровень представительства все-таки не лишен юридического значения, поскольку при заключении договора он может иметь существенные последствия во внутреннем праве государств. «Во взаимоотношениях одних и тех же сторон договору на высшем уровне должны соответствовать все иные договоры, договору на уровне правительств — договоры межведомственного характера. Если же речь идет о договорах с разными государствами, то межправительственный договор по своей юридической силе не уступает межгосударственному»7.

По виду субъектов, которые являются стороной международного договора, все международные соглашения, составляющие правовую основу деятельности полиции, можно разделить на две группы.

1. Договоры с государствами. Таких договоров подавляющее большинство. Все вышеприведенные международные договоры являются примерами договоров, в которых сторонами являются государства.

2. Договоры с международными организациями. Подобные договоры носят единичный характер. В качестве примера можно назвать Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией 2003 года8. Европейская полицейская организация (Европол) обладает уникальной международной правосубъектностью, так как, с одной стороны является органом другой международной организации — Европейского Союза, с другой, вправе самостоятельно заключать от своего имени международные договоры с государствами. МВД России, согласно данному соглашению является головным компетентным органом, ответственным за взаимодействие с Европолом. Другим примером договора с международными организациями является Соглашение о сотрудничестве между Правительством Россий-

6 Лукашук И.И. Современное право международных договоров. Том I. Заключение международных договоров. — М., 2004 г. С. 83.

8 Бюллетень международных договоров. 2004. № 3. С. 58-62.

ской Федерации и Международной организации по миграции 1992 г.9

По срокам действия различают следующие виды международных договоров.

1. Срочные договоры, в тексте которых указан срок их действия или события, с наступлением которых связывается прекращения их действия. Заключение срочных договоров по вопросам, затрагивающим компетенцию МВД России, является редким явлением. Объясняется это тем обстоятельством, что почти все современные международные договоры предусматривают возможность денонсации.

2. Срочные договоры с возможностью автоматического продления. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Афганистан о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от 16 марта 2009 г.10 в статье 15 предусматривает: «Настоящее Соглашение заключается сроком на пять лет. В дальнейшем действие настоящего Соглашения автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не менее чем за шесть месяцев до истечения первоначального или любого последующего периода его действия не уведомит другую Сторону в письменной форме о своем намерении прекратить действие настоящего Соглашения»11.

3. Договоры с неопределенным сроком действия, т.е. такие, в тексте которых не установлено время прекращения их действия. Заключение таких договоров составляет общее правило.

По возможности участия международные договоры можно также разделить на три группы.

1. Закрытые, в которых участвуют только заключившие его государства. Например, Соглашение между правительствами государств-участников Черноморского экономического сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах от 2 октября 1998 года12 не предусматривает присоединение к нему каких-либо иных государств.

2. Открытые, к которым возможно присоединение других государств. К таким договорам, как правило, относятся конвенции универсального характера, заключенные в рамках ООН и других универсальных международных организаций, объект и цели которых представляют интерес для всех государств. Примером является Конвенция о психотропных веществах от 21 февраля 1971 г., которая в статье 25 предусматривает возможность присоединения к ней всех государств, являющихся членами ООН, специализированных учреждений ООН, Международного агенства по атомной энергии (МАГАТЭ), Статута Международного Суда, или любых других государств, приглашенных Со-ветом13.

3. Полуоткрытые, к которым могут присоединиться и другие государства, но с согласия его участников.

9 Бюллетень международных договоров. 1993. № 4. С. 54-57.

10 Текст официально не опубликован.

11 Правовые основы участия органов внутренних дел и внутренних войск в международном сотрудничестве: сборник документов. Том 8. Часть 2. М., 2009. С. 32.

12 Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 401.3Ст. 4978.

13 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций,

заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. —

М., 1981. С. 416-434.

Примером является Европейская конвенция о выдаче 1957 года. По общему правилу, участниками данной конвенции могут быть только члены Совета Европы, но в соответствии с частью 1 статьи 30 «Комитет министров Совета Европы может пригласить государство, не являющееся членом Совета, присоединиться к настоящей Конвенции при условии, что резолюция, содержащая такое приглашение, получит единогласное одобрение членов Совета, ратифицировавших Конвенцию».14

По форме международные договоры принято делить на письменные и устные (не зафиксированные ни в каких документах). Но все соглашения, имеющие отношение к деятельности полиции, заключены в письменной форме.

По соответствию основным принципам международного права международные договоры делятся на правомерные и неправомерные. Все международные договоры, составляющие правовую основу деятельности МВД России, являются правомерными.

Следует отметить, что ни Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., ни Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г. не устанавливают какого-либо обязательного наименования для международных договоров. Так, Венская конвенция определяет договор как «международное соглашение. независимо от его конкретного наименования»15. Поэтому международный договор является родовым понятием, а для обозначения конкретных договоров могут использоваться различные термины: соглашение, договор, конвенция, пакт, хартия, устав, протокол, дополнительный протокол и другие. Хотя наименование для различных видов международных договоров нормативно не определено, анализ договоров, составляющих правовую основу деятельности МВД России, позволяет выявить определенные закономерности. Как правило, конвенциями называют многосторонние межгосударственные международные договоры универсального и регионального характера. Исключением является Конвенция между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы 2003 г. Многосторонние договоры, именуемые соглашениями, заключаются в рамках СНГ, ШОС ОДКБ, ЧЭС. Межправительственные договоры также в основном называются соглашениями. Двусторонние межгосударственные международные договоры о правовой помощи по уголовным делам, о выдаче, как правило, именуются договорами.

Уставами называются учредительные договоры международных организаций. Протоколами и дополнительными протоколами называются международные договоры, носящие факультативный характер по отношению к основным. Например, Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче от 15 октября 1975 года16. Пактами названы всего два основополагающих договора в области прав человека: Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Следует учитывать, что рассмотренная в данной статье классификация международных договоров, со-

14 Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 23. Ст. 2348

15 Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 37. Ст. 772.

16 Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 23. Ст. 2348

ставляющих правовую основу деятельности органов внутренних дел, как и всякая другая, в определенной степени условна, так как одно и то же соглашение может быть отнесено к различным видам в зависимости от оснований классификации. Но классификация является необходимым теоретическим приемом, позволяющим познать характерные черты и свойства международных договоров и ориентироваться во всем их многообразии.

1. Бюллетень международных договоров. 1998. № 5. С. 52-54.

2. Бюллетень международных договоров. 2004. № 3. С. 58-62.

3. Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 37. Ст. 772.

4. Лобач Д.В. Политико-правовые проблемы криминализации агрессии в международном уголовном праве // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2013. № 3. С. 48-52.

5. Лукашук И.И. Современное право международных договоров. В 2 т. М., 2004.

6. Лукашук И.И. Современное право международных договоров. Том I. Заключение международных договоров. — М., 2004 г. С. 83.

7. Лукашук И.И. Современное право международных договоров. Том I. Заключение международных договоров. — М., 2004 г. С. 84.

8. Международные акты о правах человека: сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. — М., 2000.

9. Правовые основы участия органов внутренних дел и внутренних войск в международном сотрудничестве: сборник документов. Том 8. Часть 2. М., 2009. С. 32.

10. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. — М., 1981. С. 416-434.

11. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 40. Ст. 4978.

12. Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 23. Ст. 2348

13. Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 23. Ст. 2348

14. Талалаев А. Н. Международные договоры. М., 1980.

на статью доцента кафедры государственно-правовых дисциплин Стёпкина Е.Ю. «К вопросу о классификации международных договоров, составляющих правовую основу деятельности органов внутренних дел» Министерство внутренних дел выступает активным субъектом международного сотрудничества, так как при его участии заключаются и исполняются международные договоры в правоохранительной сфере, происходит международный обмен информацией, осуществляется взаимодействие с международными организациями. Кроме того, международное право, являясь важным инструментом межгосударственного общения, подвергается серьезным изменениям. Поэтому современному руководителю органов внутренних дел необходимо иметь четкие представления о международно-правовых явлениях и процессах, о происходящих изменениях в данной сфере жизни общества, чтобы быть эффективным управленцем.

В этой связи представленный труд, посвященный исследованию международных договоров в деятельности органов внутренних дел, является весьма актуальным и своевременным. В статье на основе современных достижений науки международного права рассмотрена классификация международных договоров, составляющих правовую основу деятельности полиции, выявлены их особенности, место в системе российского права, дана характеристика основным видам соглашений в сфере борьбы с преступностью. Материал изложен грамотным юридическим языком в доступной форме.

Представляют как теоретический, так и практический интерес содержащиеся в работе положения, в которых дается сравнительная характеристика международных договоров Российской Федерации в сфере сотрудничества государств в борьбе с преступностью и оказания правовой помощи по уголовным делам.

Структура статьи, ее логичный план позволили автору оптимально сочетать теоретический и прикладной аспекты исследования, охватить необходимое количество научных аргументов, достаточно полно обосновать рекомендации.

В этой связи можно сделать общий вывод, что рецензируемая статья Е.Ю. Стёпкина отвечает всем требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, и может быть рекомендована для опубликования в открытой печати.

Заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России к.ю.н., доцент

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *