Требования к детям в старшей группе

Основные положения СанПиН 2.4.1.2660-10

Самые важные, по мнению ЯрМалыша, положения нового (вступающего в силу 1 октября 2010 г.) СанПиН для детских садиков.

Количество детей в группе

Для ДОУ общеразвивающей направленности.

  • от 2 месяцев до 1 года — не более 10 человек;
  • от 1 года до 3 лет — не более 15 человек;
  • при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 человек.
  • для детей 3 — 7 лет — не более 20 человек (оптимальная — 15 человек);
  • в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 — 7 лет) — не более 10 человек;
  • при наличии в группе детей любых двух возрастов (3 — 7 лет) — не более 20 человек (оптимальная — 15 человек).
  • В комбинированных ДОУ и ДОУ компенсирующей направленности количество детей регулируется отдельно.

    Приём ребёнка в ДОУ

    После болезни ребёнок принимается только при наличии справки от педиатра, в которой должны содержаться следующие сведения: диагноз, длительность болезни, лечение, сведения об отсутствии контакта с инфекционными больными, рекомендации по индивидуальному режиму ребёнка на первые 10-14 дней.

    Питание

    Запрещённые в детсадах продукты:

  • замороженное мясо птицы,
  • мясо с массовой долей костей, жировой и соединительной ткани свыше 20%,
  • маргарин (только ограниченно для выпечки),
  • любые принесённые из дома продукты,
  • пирожные и торты с кремом,
  • газированные напитки,
  • любые продукты с содержанием острых приправ,
  • молочные продукты с содержанием растительных жиров,
  • карамель,
  • консервы с содержанием уксуса.
  • Рекомендации по питанию:

  • сосиски, сардельки, варёная колбаса не более 1-2 раз в неделю,
  • шоколадные кондитерские изделия не чаще 1 раза в неделю,
  • тушёнка из говядины только для супов и в виде исключения;
  • обязательные ежедневно продукты: молоко, кисломолочные напитки, сметана, мясо, картофель, овощи, фрукты, соки, хлеб, крупы, сливочное и растительное масло, сахар, соль;
  • обязательные 2-3 раза в неделю продукты: творог, рыба, сыр, яйцо и др.;
  • обязательна круглогодичная искусственная С-витаминизация третьих блюд.
  • В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в смежные дни.

    Посуда может быть только из фаянса и фарфора (не битая, без сколов), а столовые приборы — из нержавеющей стали. Не допускается использование пластмассовой посуды и алюминиевых столовых приборов.

    Образовательные и физкультурные занятия с детьми

    Места для настольных игр и занятий должны быть оборудованы с учётом предпочтения ребёнком правой или левой руки (для левшей освещение правостороннее).

    При организации занятий детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью — за первые столы, соответствующие их росту.

    Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.

    Максимально допустимый объём занятий:

  • ясельная группа (от 1,5 до 3 лет) — 10 занятий продолжительностью 8-10 мин. каждое;
  • младшая группа (четвёртый год жизни) — 11 занятий продолжительностью не более 15 мин. каждое;
  • средняя группа (пятый год жизни) — 12 занятий продолжительностью не более 20 мин. каждое;
  • старшая группа (шестой год жизни) — 15 занятий продолжительностью не более 25 мин. каждое;
  • подготовительная группа (седьмой год жизни) — 17 занятий продолжительностью не более 30 мин. каждое.
  • Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной — трех. Перерывы между занятиями — не менее 10 минут. В середине занятия проводят физкультминутку.

    Занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня, но не чаще 2 — 3 раз в неделю.

    Количество дополнительных занятий (кружков, секций, студий и т.п.) в неделю:

  • для детей 4-го года жизни — не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 мин.;
  • для детей 5-го и 6-го годов жизни — не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 мин.;
  • для детей 7-го года жизни — не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 мин.
  • Занятия с использованием компьютеров для детей 5 — 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 мин. и для детей 6 — 7 лет — 15 мин. Продолжительность уменьшается после перенесённого ребёнком заболевания.

    Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда).

    Домашние задания воспитанникам дошкольных образовательных организаций не задают.

    Эти занятия не могут проводиться вместо сна или прогулки.

    Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах — не более 20 мин., в старшей и подготовительной — не более 30 мин.

    Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:

    • в младшей группе — 15 мин.,
    • в средней группе — 20 мин.,
    • в старшей группе — 25 мин.,
    • в подготовительной группе — 30 мин.
    • Одно из трех физкультурных занятий для детей 5 — 7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе.

      Самостоятельная деятельность детей 3 — 7 лет занимает не менее 3-4 часов.

      Прогулки

      Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 — 4,5 чаа.

      Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.

      При температуре воздуха ниже минус 15° С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15° С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 — 7 лет при температуре воздуха ниже минус 20° С и скорости ветра более 15 м/с.

      Дневной сон

      Продолжительность дневного сна:

    • от 1 до 1,5 лет — дважды, общая продолжительность 3,5 часа;
    • от 1,5 до 3 лет — один сон продолжительностью не менее 3 часов.
    • Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

      Требования к помещениям, их уборке и оборудованию

      Все помещения убирают влажным способом с применением моющих средств не менее 2 раз в день (и обязательно после каждого приёма пищи) при открытых фрамугах или окнах с обязательной уборкой мест скопления пыли.

      Ковры ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой или выколачивают на специально отведенных для этого площадках, затем чистят влажной щеткой. Один раз в год их подвергают сухой химической чистке.

      В теплое время года с целью предупреждения залета насекомых следует засетчивать окна и двери. Для борьбы с мухами внутри помещений можно использовать механические методы (липкие ленты, мухоловки), а также химические средства по борьбе с мухами.

      Все виды ремонтных работ не допускается проводить при функционировании дошкольных организаций в присутствии детей.

      Игрушки моют или стирают ежедневно в конце дня, а в ясельных группах — 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения.

      Смену постельного белья, полотенец проводят по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.

      Полы в помещениях групповых, размещаемых на первом этаже, следует делать утепленными и (или) отапливаемыми, с регулируемым температурным режимом на поверхности пола. В зимний период температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых этажах здания, должна быть не менее 22 ° С.

      Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается. Уход за ними осуществляется только персоналом. Дети могут поливать растения.

      Территория садика и игровые площадки

      Территория детского сада должна быть огорожена не только забором, но и зелёными насаждениями (кустами и деревьями). Ни в коем случае у них не должно быть колючек и ядовитых плодов. Озеленённая территория должна составлять не менее 50% от площади, свободной от застройки.

      Площадь игровой площадки группы должна составлять из расчёта 7,2 м 2 для яселек и 9 м 2 для остальных. На площадке каждой группы должен быть теневой навес. В нашем климатическом районе он должен иметь три стены.

      Группы кратковременного пребывания

      В группах кратковременного пребывания, семейных дошкольных группах без организации питания и сна пребывание детей не должно превышать 3-4 часов, а без организации сна и с возможностью организации однократного приема пищи — 5 часов.

      Пребывание детей в таких группах возможно более 5 часов.

      требования, предъявляемые к детским дошкольным учреждениям

      Вот и начался новый учебный год… Малыши вновь стали посещать детские сады. И многие родители волнуются, соответствуют ли санитарно-эпидемиологическим требованиям школы или дошкольные образовательные организации. Ранее, на страницах нашего сайта, мы уже писали о гигиенических требованиях, предъявляемых к режиму образовательного процесса в школах, теперь же хотим обратить Ваше внимание на гигиенические требования, предъявляемые к детским садам.

      Во всех помещениях детского сада должна быть комфортная температура и достаточная освещенность. В детском саду на должно быть посторонних запахов.

      Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года.

      Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

      В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.

      Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляется с помощью бытовых термометров.

      Игровое оборудование, мебель, должны соответствовать возрасту детей и быть изготовлены из материалов, не оказывающих вредного воздействия на ребенка и предусматривающих возможность проведения влажной уборки с применением дезинфицирующих средств.

      Стены помещений должны быть гладкими, без признаков поражений грибком и иметь отделку, допускающую влажную уборку с применением дезинфицирующих средств.

      Раздевальные оборудуются шкафами для верхней одежды детей и персонала.

      Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей .

      Основные размеры столов и стульев для детей раннего возраста и дошкольного возраста

      В дошкольных образовательных организациях должно быть организовано отдельное помещение, с установкой кроватей, для сна детей.

      Допускается использовать групповую комнату для организации сна детей с использованием выдвижных кроватей или раскладных кроватей с жестким ложем.

      Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты — для групп раннего возраста (до 3 лет) не менее 2,5 метра квадратного на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) — не менее 2,0 метра квадратного на одного ребенка.

      Детская туалетная должна быть обеспечена персональными горшками для каждого ребенка, фактически находящегося в группе, дошкольной образовательной организации, а для детей в возрасте 5-7 лет персональными сиденьями на унитаз, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфекционными средствами, или одноразовыми сиденьями на унитаз.

      В туалетных помещениях (рядом с умывальниками или напротив них) устанавливаются вешалки для детских полотенец (отдельно для рук и для ног) по списочному составу детей, хозяйственный шкаф. Допускается использование одноразовых полотенец для рук в туалетных для детей. Уборочный инвентарь должен храниться вне туалетных комнат.

      Для каждой группы детского сада должна быть предусмотрена уличная групповая площадка.

      Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес.

      Ежегодно, в весенний период, на игровых площадках проводится полная смена песка. Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежание загрязнения песка (крышками, полимерными пленками или другими защитными приспособлениями).

      Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

      Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.

      Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.

      Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образовательные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.

      После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.

      При организации режима пребывания детей в дошкольных образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3-4 часа и дневной сон; при организации режима пребывания детей до 5 часов — организуется однократный прием пищи.

      На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

      Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.

      Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:

      в младшей группе — 15 мин.,

      в средней группе — 20 мин.,

      в старшей группе — 25 мин.,

      в подготовительной группе — 30 мин.

      Один раз в неделю для детей 5-7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе.

      При организации плавания детей используются бассейны, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям к плавательным бассейнам.

      Продолжительность нахождения в бассейне в зависимости от возраста детей должна составлять: в младшей группе — 15-20 мин., в средней группе — 20-25 мин., в старшей группе — 25-30 мин., в подготовительной группе — 25-30 мин. Для профилактики переохлаждения детей плавание в бассейне не следует заканчивать холодовой нагрузкой.

      Прогулку детей после плавания в бассейне организуют не менее чем через 50 минут, в целях предупреждения переохлаждения детей.

      Более подробно информация изложена в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

      Годовой отчёт воспитателей о проделанной работе за 2017-2020 год старшей группы «А» » Светлячки».
      материал (старшая группа) на тему

      Представить результаты педагогической деятельности, компетентности в области управления образовательным процессом, провести самоанализ результатов педагогической деятельности.

      Скачать:

      Вложение Размер
      moy_godovoy_otchyot_2017-2020_god.docx 30.1 КБ

      Предварительный просмотр:

      Годовой отчёт воспитателей о проделанной работе.

      Отчёт о проделанной работе за 2017-2020 учебный год воспитателей старшей группы «А» «Светлячки» Гожда Тамары Юрьевны, Меркуловой Елены Ивановны.

      Общая характеристика группы

      В старшей группе работают два воспитателя и помощник воспитателя. Списочный состав группы составил 20 детей, из них 13 девочек, и 7 мальчиков.

      Возраст детей от 5 до 6 лет. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются.

      В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программные материалы и показали позитивную динамику по всем направлениям развития.

      Воспитательно-образовательный процесс ориентирован на реализацию рабочей программы разработанной на основе Образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ № 56.

      Работа группы осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы. В течение года соблюдался режим дня и санитарно-гигиенические требования пребывания детей в ГБДОУ.

      С детьми систематично проводилась организованная образовательная деятельность. При проведении организационной образовательной деятельности использовались как традиционные наблюдения, беседы, сравнение так и нетрадиционные методы работы — пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Для работы с детьми создана «оздоровительная папка».

      Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и художественной литературы. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.

      В связи с этим воспитательно-образовательный процесс в группе опирается на новые педагогические технологии, инновационные методики с учётом индивидуально-психологических, физиологических особенностей каждого ребёнка и с использованием здоровье сберегающих технологий.

      Основываясь на новейших образовательных технологиях используя на мультимедийном оборудовании: электронные презентации, наглядно-демонстрационный материал, аудио сказки, развивающие и обучающие мультфильмы. Этот методический материал способствует развитию процессов и повышению интереса к образовательной деятельности.

      В учебно-образовательной и повседневной игровой деятельности дети получили знания о труде людей, о сезонных изменениях в природе, об условиях необходимых для роста растений, о домашних и диких животных, птицах перелётных и зимующих. Проводилось много бесед о явлениях общественной жизни, о родной стране, о членах семьи и об их заботе друг о друге и о её значимости.

      Дети умеют различать: в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар; правила проведения с незнакомыми людьми; правила дорожного движения и поведения на улице; сигналы светофора; специальный транспорт; правила поведения в общественном транспорте.

      Все воспитанники группы любят инсценировать отрывки из знакомых сказок, используя фигурки настольного театра. Ещё не все ребята произносят чётко звуки, затрудняются в составлении рассказов из личного опыта и по картинке. Углубленная работа по этой теме будет продолжена.

      Большинство детей заинтересованы познавательно-исследовательской деятельностью по конструированию и математике. Они умеют группировать предметы по форме, цвету, величине и выделять один предмет из группы. Находить в окружении предметы одинаковой формы. Различать геометрические фигуры. Понимают слова: впереди, сзади, вверху, внизу, над, под. Не все ребята решают простейшие арифметические и логические задачи со счётом в пределах «10».

      Усвоение программного материала вызывает затруднения у некоторых дошкольников. С этими детьми продолжаем решать проблему в развитии познавательной сферы используя индивидуальную работу и дидактические игры.

      В продуктивных видах деятельности проделана большая работа по воспитанию эмоциональной отзывчивости при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства. В своих работах дети используют различные цветовые гаммы для создания выразительных образов и замысловатых по содержанию сюжетов. Правильно пользуются карандашами, красками. Познакомились с декоративной росписью Гжельская, Дымковская и др. Дети научились лепить по представлению героев из сказок (медведь, лиса и зайчик). Научились лепить с натуры (овощи, фрукты, посуда, игрушки). А также лепить посуду из целого куска пластилина. Правда не все ребята без особого затруднения делят пластилин на куски, рассчитывая количество деталей предполагаемой поделки и её размер. У детей усовершенствован навык работы с ножницами. Ребята могут вырезать бумагу на короткие и длинные части, вырезать круги из квадратов. Все работы представлены в видео фильмы «Творчество старшей группы «Светлячки».

      Очень успешно на протяжении года велась работа по ознакомлению с художественной литературой. Воспитанники заинтересованно слушают сказки, рассказы, как при чтении, так и аудиозаписи в музыкальном сопровождении. Дети познакомились со сказками, произведениями поэтов и писателей А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», и др.

      В группе обеспечены условия и проводится систематическая работа для нравственного воспитания детей. Дети учатся дружно играть и помогать друг другу при затруднениях, вежливо здороваются, прощаются, благодарят за помощь, осваивают знания и умения — адекватно ориентируются в доступном социальном окружении, используя навыки социального партнерства для личного гармоничного развития в социуме. Сложность в группе создаёт поведение гиперактивных детей, мы постоянно проводим работу и в дальнейшем особое внимание будем уделять и учить детей жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами и соблюдать правила поведения в детском саду.

      В течение года в группе регулярно проводилась воспитательно–образовательная и физкультурно-оздоровительная работа, а так же наш дет -садовский проект «Азбука дыхания» .Проводились закаливающие и профилактические мероприятия на прогулке и в группе. Ежедневно проводились утренние зарядки, прогулки с подвижными играми, бодрящая и дыхательная гимнастика, физминутки.

      Детям вошло в привычку следить за своим внешним видом, мыть руки перед едой и после туалета, красиво и правильно принимать пищу, хотя есть исключения: но они стараются соответствовать уровню других ребят. Трудовое воспитание на конец учебного года находится на достаточно высоком уровне. В групповой комнате дети умеют поддерживать порядок, убирают свои игровые места. Предполагаемая причина данного явления — самостоятельность и заинтересованная активность детей.

      В учебной зоне собран богатый материал по всем разделам программы. По развитию речи имеются красочные иллюстрации по темам «Времена года», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные», «Рыбы», «Птицы», «Животные Севера», «Животные жарких стран», сборники стихов и рассказов, дидактические игры, сюжетные картины по обучению рассказыванию и т. д.

      В период с сентября по январь обновлялась и пополнялась развивающая среда в группе: изготовлены стенды по правилам дорожной безопасности, по Санкт- Петербургу , дидактические игры ( папки – передвижки с информацией для родителей, раздаточный материал ).

      В нашей группе оснащена игровая деятельность. Представлены сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Военные», для магазина родители изготовили прилавок. У детей данной возрастной группы ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Я как воспитатель отдавала предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх. Часть из них организуется и используется как средство решения определенных задач. Например, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму. У детей наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения.

      Есть различный строительный материал, развивающие мозаики и конструкторы, который дети часто используют как предметы-заместители.

      Оборудован музыкальный уголок, где в наличии музыкальные и шумовые инструменты, театральный уголок.

      В группе в свободном доступе для детей имеются необходимые материалы для художественного творчества дошкольников (карандаши, краски, кисти, пластилин, доски для лепки, стеки, ножницы, иллюстративный материал и т.д.). Детские творческие работы выставляются на «Стене творчества».

      Для формирования у детей элементарных математических представлений имеется материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине и форме предметов, цифры, часы, и развивающие игры.

      Для речевого развития дошкольников есть книжный уголок в соответствии с возрастом детей, подборка тематических иллюстраций.

      В нашей группе также уголок дежурства.

      И все же предметно-развивающая среда нашей группы не полностью укомплектована в соответствии с современными требованиями.

      Взаимодействие с родителями воспитанников

      Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские праздники, создание памяток, общение на сайте группы «Светлячки». На протяжении учебного года родителям предоставлялась возможность участвовать в проектах. Наиболее яркими были проекты: «По странам мира. Страна Мексика», «Азбука дыхания». Родители принимали активное участие жизни группы на субботниках. Результатом взаимодействия педагогов и родителей являются: повышение активности родителей в жизни группы и детского сада; выставки совместных поделок и рисунков детей и родителей; участие в праздниках и досугах, совместной проектной деятельности, спортивных мероприятиях.

      Краткая характеристика мероприятий с детьми в течении года

      В течение года в группе были проведены мероприятия, с детьми, которые подготовили воспитатели совместно с музыкальным руководителем, и с физкультурным работником. В период сентября по май дети старшей группы с большим интересом принимали участия в тематических праздниках: День Знаний, Праздник осени, День Матери, Новогодний праздник, Масленица, Международный женский день, Пасха, День Защитников Отечества, День Победы.

      Воспитатели и музыкальный руководитель и физкультурный работник совместно с детьми принимали активное участие в совместной проектной д еятельности «По странам мира. Страна Мексика», «Маленькие звёздочки».

      Продолжаем с детьми работать над проектом «Азбука дыхания», где была

      представлена на педагогическом совете презентация «Дыхательная гимнастика». Принимали участие в конкурсе: « Шаг за шагом к здоровью» 3 -место, «Лучший уголок по безопасности», игра презентация «Воспитание безопасной игрой. В гостях у Пыша» 2-место.

      Принимали участие в районом конкурсе «Разукрасим мир стихами».

      Посещали с детьми библиотеку «Мир сказок», «Сказки А.С.Пушкина».

      Отчет по самообразованию.

      Тема: «Остров ненужных вещей. Поделки из бросового материала».

      Основная цель: в данном направлении: развитие творческих способностей у детей через создание поделок из различных материалов.

      1.Познакомить детей с бросовым материалом;

      2.Развивать конструктивное мышление, фантазию и воображение;

      3.Способствовать воспитанию и бережного отношения к окружающей среде;

      Изготовление поделок из бросового материала в моей работе использовалось как отдельные элементы занятий по конструированию. Их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеяно и крайне неустойчиво, то в процессе изготовления поделок из бросового материала зона его активности сужается , уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более точными и тонкими.

      Изготовление поделок из бросового материала способствуют развитию познавательной деятельности, психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Эти занятия очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря конструктивной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, кисти ,темп, укладываться в определенное время , оценивать работу, доводить начатое до конца.

      Таким образом, надеюсь, что смогла увлечь детей своей работой делать разные поделки, а поделки созданные своими руками развивают воображение и творческое мышление детей, позволяет почувствовать, что значит вещь , созданная своими руками. Свою работу буду продолжать в слейдующем учебном году.

      В течение учебного года мы принимали участие:

      — активное участие принимали в мероприятиях ДОУ.

      -выступали с докладами презентацией на педагогических советах.

      — принимали активное участие в интернет конкурсах: «Рваные бумажки», «Космическая экспедиция», «Дорога и мы».

      -посещали метод. объединения.

      -принимали участие в проектах коллег «По странам мира. Мексика».

      -принимали участие в конкурсе районном «Разукрасим мир стихами».

      — повышение уровня педагогического мастерства путем самообразования, обмена опытом работы.

      -прошла курсы повышения квалификации по программе « Содержание и организация образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГОС ДО».

      Подводя итоги нашей работы за год в целом, считаю, что все поставленные задачи выполнены и работа проведена на хорошем уровне.

      Планирую на следующий учебный год:

    • Продолжать воспитывать в детях творчество, эмоциональность, активность для их дальнейших достижений и успехов.
    • Продолжение совершенствования предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС. Пополнить: дидактический и раздаточный материал на развития логического мышления; уголок сюжетно-ролевых игр; книжный уголок литературой по возрасту.
    • Работать над темой по самообразованию: «Остров ненужных вещей. Поделки из бросового материала».
    • Совершенствование работы по взаимодействию с родителями; родителям советовать посещать группу «Светлячки» в контакте детского сада для просмотра итоговых мероприятий .
    • Активное участие в мероприятиях ДОУ.
    • Годовой отчёт воспитателей о проделанной работе

      за 2017-2020 учебный год старшей группы «А» «Светлячки».

      Сведения об образовательной организации

      Интернет-ресурсы

      «Методы и приемы под­ держания дисциплины в группе детского сада»

      Швецова И.П.

      5 проблемных ситуаций, связанных с организацией дисциплины в группе детского сада. Например:

    • дети не хотят убирать игрушки;
    • ребенок кричит и бегает по группе;
    • дети играют, когда нужно начинать занятие, и т. д.
    • Затем выберите из данного списка самую трудную, на ваш взгляд, проблему, которую вы бы хотели разрешить.

      Вам необходимо заполнить таблицу с учетом заявленной проблемы и вписать ее в первую колонку таблицы. Далее вы за­ полняете следующие колонки таблицы, тем самым осуществляя анализ проблемной ситуации».

      Анализ проводится по следующим показателям: физиологи­ ческие и психологические особенности проблемы; в чем нужда­ ется ребенок (его желания, потребности); как взрослые прово­ цируют нарушение дисциплины; что вы можете рекомендовать для разрешения данной проблемы, связанной с дисциплиной, в группе детского сада. По окончании выполнения упражнения педагоги зачитывают свои рекомендации по разрешению конкретной проблемы, свя­ занной с организацией дисциплины. Остальные могут дополнять и высказывать свои мнения. Ведущий обращает внимание педа­ гогов на возможность осуществления предложенных рекомен­ даций в практической деятельности. 3. Практический инструментарий. Рекомендации для воспитателей «Живем по правилам». Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения, которые формулируют сами дети. Эти пра­ вила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситу­ аций в группе.

      При таком подходе внимание детей обращается на то, как лучше поступить в конкретном случае. Когда дошкольники осознают необходимость придерживаться тех или иных норм, тогда и появляются собственно «правила» жизни в группе. Они касаются разных ее аспектов:

      ¦ коммуникативные — регулируют взаимоотношения между детьми: если поссорился, надо помириться; помочь, если у друга что-то не получается;

      ¦ организационные — нужно убрать за собой после игры; по лестнице надо идти друг за другом;

      коммуникативно-организационные — «я здесь играю, не убирайте» — ребенок кладет на это место значок-ладошку со своим именем.

      Эти правила изображают графически (картинкой) и для краткости выражаются одним словом: «Помирись», «Помоги» «Поиграл — убери» и т. п.

      Существуют определенные требования к правилу:

      Правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребенка (группы).

      При формулировании правил следует избегать части­цы «не».

      Правило эффективно, если оно небольшое по объему и если сам воспитатель придерживается этого правила.

      Не должно быть много правил одновременно (не боль­ ше 3-5).

      Правила вырабатываются взрослыми совместно с детьми.

      Правила не должны вступать в противоречие с важней­шими потребностями ребенка: в движении, познании, упражне­ нии. Запрещать подобные действия — все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше направить ее течение в удобное и безопасное русло. Например, исследовать лужи мож­ но только в высоких сапогах.

      Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него

      был успех; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои спо­ собности, самосовершенствоваться, уважать себя.

      Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.

      Тон, в котором сообщаются требование или запрет, дол­жен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повели­тельным. Тот, кто резок, допускает грубость, не считается с дет­ ским самолюбием, вряд ли сможет создать у ребенка стремление следовать указаниям по внутреннему побуждению. Дети сопро­ тивляются воздействию такого воспитателя, даже если он прав, ибо он просто невротичен для них.

      Предъявлять требование к ребенку тогда, когда у него хо­рошее настроение. Если он уравновешен, то лучше поймет ваше слово. Если взволнован — ему не до вас, ведь он весь во власти чувств, и чтобы понять, что от него хотят, ему следует успоко­ иться. Лучше подготовить ребенка к восприятию распоряжения.

      Можно быть как угодно неуклонным в своих требованиях, но нельзя не считаться с ситуацией, а также с физическим и ду­ шевным состоянием ребенка.

      Технология ведения и соблюдения правил:

      ¦ правила вводятся постепенно, поэтапно;

      ¦ предпочтительно их введение в начале учебного года;

      ¦ правила вводятся в специально отведенное для этого время;

      правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;

      правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);

      ¦ правила периодически повторяются;

      для иллюстраций правил используются плакаты с изо­ бражением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми;

      если правила выполняются, плакаты убираются.

      Зачем нужны правила?

      Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Подобное многим взрослым может показаться неожидан­ ным. Но это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

      Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрос­ лые. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:

      помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;

      помогают воспитателю экономить время, предвидеть и пре­ дотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведе­ ние детей, обеспечивают безопасность ребенка;

      регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата.

      Что делать, если правила нарушаются?

      Дать детям дополнительный шанс выполнить правило.

      Похвалить тех, кто выполнил правило.

      Оценивать поведение, а не личность.

      Стараться не наказывать, дать детям возможность оце­нить последствия своего поведения.

      Проверять, не препятствует ли окружающая среда вы­ полнению правил.

      Проверять, не были ли вызваны нарушения самим педа­ гогом: может быть, поведение воспитателя было непоследова­ тельным или слишком гибким, нерешительным? Может быть, он не нашел с детьми общего языка или же в группе мало воз­можностей для смены разных видов деятельности?

      Советы педагогам:

      1 . Формулируйте требования конкретно.
      Например:

      — В помещении группы ходи медленно.

      — Поиграл — убери на место.

      — Каждый имеет правило высказаться, но в свою очередь. Так легче запомнить правило и понять его суть.

      2. Любой запрет может быть выражен в позитивной форме.
      Например:

      — Не бегай! (Ходи медленно.)

      — Не дерись! (Ребята, давайте жить дружно.)

      — Не разрушай постройки! (Береги постройки.)

      Обычно запрет притягивает и отвечает на вопрос: «Чего нельзя?», но не дает ответа на вопрос: «А что можно?»

      3.Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам.

      — Нельзя кричать в группе, но можно:

      а) говорить спокойно;

      б) кричать на открытой площадке, на футбольном матче
      и т. д.

      — Нельзя бегать, но можно:

      а) ходить в помещении группы медленно;

      б) бегать на открытой площадке;

      в) бегать на занятиях по физкультуре;

      г) бегать в специально отведенном месте.

      4. Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила.

      — В помещении группы ходи медленно!

      — Кукла бегает и разрушает постройки других кукол (ссора). — Кукла бегает и падает (травма).

      5. Создавайте проблемные ситуации.

      Воспитатель предлагает ребятам вспомнить свое любимое блюдо, затем по хлопку все должны вслух произнести его на­звание. Ответом будет разноголосый хор. Тогда воспитатель спрашивает у сидящих на достаточном удалении друг от друга детей, поняли ли они, какое блюдо любят их товарищи.

      Эта ситуация обсуждается, и вырабатывается вышеназван­ ное правило. В силу возрастных особенностей детям для следо­вания правилу недостаточно только его произнесения. Они нуж­ даются во внешних атрибутах, наглядных средствах, напоми­ нающих о необходимости соблюдать правило.

      Например: если в группе мало игрушек и из-за этого мо­ гут возникнуть конфликты, лучше ввести очередность, наглядно проиллюстрировав ее «листами ожиданий»:

      1. Сережа — 10 минут.
      2. Дима — 10 минут и т. д.

      А время интересно отслеживать по песочным или механиче­ ским часам!

      Но вот правило выработано, согласовано и подкреплено внешними средствами (изображено). Теперь необходимо по­ стоянно обращаться к нему, пресекать нарушения, поощрять детей, его выполняющих.

      Важно напоминать ребятам о правилах заранее, непосредст­ венно перед той ситуацией, к которой они будут относиться. Например: «Пожалуйста, когда войдете в группу, идите спо­койно».

      Сначала правило будет нарушаться очень часто, но посте­пенно дети привыкнут. Тогда напоминать о нем можно будет по-другому: «Вспомните правило!» Малыши проговаривают его вслух, а затем выполняют, контролируя себя и своих товарищей.

      Очень важно продумать способы оценки и самооценки детьми поведения своих сверстников.

      Способы и критерии оценки и самооценки должны быть просты и понятны. Например, у нас есть «светофор» (три цвет­ных круга из плотной бумаги). На нем ребята отмечают факты соблюдения или нарушения правила — прикрепляют прищепку-брелок, бирку к кругу соответствующего цвета (красный цвет — нарушал правило все время, желтый — иногда, зеленый — всегда соблюдал правило).

      Бывают случаи, когда малыш не хочет помещать свою при­щепку на желтый или красный цвет. Не стоит настаивать. Мож­ но поговорить с ним наедине и договориться, что в следующий раз он не будет нарушать правило, а сегодня его прищепка «спрячется».

      Правило, которое уже отработано на светофоре (то есть все дети его выполняют), мы переносим в книгу, которую назвали «Наши законы». Можно в группах сделать каталог «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре (через игру), а не содрогались от окриков воспитателей. В этом ката­ логе могут быть перечислены ситуации, например, когда че­го-то нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены пра­ вила, как нужно приветствовать новичков в группе и др.

      Больше отдавать предпочтения играм, ритуалам, традициям, Например, в конце дня, когда на «итоговом круге» дети обсуж­дают события текущего дня, им предлагается оценить, как они выполняли правила все это время.

      Воспитатель может задать вопросы, обращаясь то к одному, то к другому ребенку.

      — А как тебе удалось выполнить все правила?

      — Ты затратил много усилий?

      — Как ты думаешь, почему у тебя сегодняшний день был не очень удачным?

      — Что нужно для того, чтобы исправить положение?

      Нежелательно, чтобы самооценку ребенка исправлял воспи­ татель. Пусть это сделают сами дети. Или игровой персонаж, следящий за правильной работой «светофора». А в старшем воз­ расте это может быть «инспектор правил» (один из видов де­ журства, который ребенок выбрал утром). «Инспектор правил» может исправить чью-либо оценку, назвав ситуации, когда пра­ вило было нарушено.

      Одно и то же правило может действовать в группе на протя­жении недели-двух, иногда месяца и больше. Это зависит от ме­ры волевых усилий, необходимых для его выполнения.

      Например: правило «Если звучит песенка, мы ждем всех на утренний сбор» не требует больших волевых усилий, оно ин­ тересно и желанно, доставляет радость детям. А правило «Поиг­ рал —. убери на место» оказалось менее доступным. Если есть необходимость, то можно снова вернуться к ранее вводимому правилу. Теперь правило может звучать так: «Каждой вещи-свое место».

      Итак, «светофор» работает в группах младшего возраста. Де­ ти с удовольствием сочиняют правила и следят за их соблюде­ нием. А в подготовительной группе детей еще и знакомятся с Декларацией прав человека.

      Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а на­ казания применяются в крайних случаях и только непосредст­ венно после нарушений.

      Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективны­ми, если ругать ребенка постоянно независимо оттого, что и как он сделал. У него возникает чувство, что взрослому ничем нель­ зя угодить.

      Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положи­тельного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение. Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследова­ ния показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспи­ тателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

      Можно предложить следующие способы взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально прием­лемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:

    • Чаще обсуждайте последствия действий ребенка или взрос­ лого для чувств другого человека. Подчеркивайте сходство ме­ жду разными людьми.
    • Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходи­мо сотрудничество и взаимопомощь (моделируйте их совмест­ную деятельность, предлагайте игрушки и игры, в которые луч­ ше играть нескольким детям, и т. п.).
    • Объясняйте им, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощряйте их в проявлении этих качеств. Обращайте внимание на детей, кото­рые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример.
    • Подчеркивайте моменты, в которые дошкольники выска­ зываются в пользу кооперации и взаимопомощи. Исключите но­ тации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести
    • себя таким образом. Расскажите детям ситуации из вашей жиз­ни, в которых содействие и помощь других людей помогли ре­ шить сложную проблему. Попросите их рассказать о таких слу­ чаях из жизни их самих или их близких. Прочитайте несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей или живот­ ных. Поощряйте стремление детей договориться при возника­ющих проблемах и конфликтах, высказать свои мысли и чувст­ ва, вместо того чтобы разрешать проблемы силой.

    • Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфлик­ тов, возникших на моральной почве. Поощряйте их попытки найти альтернативный выход из этой ситуации и продумать его последствия. Привлекайте внимание других детей к случаям нравственного поведения ребенка.
    • Находите индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения такого поведения. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, в этот момент обратите вни­ мание на ребенка, который ведет себя хорошо.
    • Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с ка­ кой-нибудь особенно желательной для ребенка игрушкой или дайте ему возможность больше времени заниматься тем, чем он хочет. Другие дети захотят последовать его примеру.
    • Четко объясняйте детям последовательность их действий в режимные моменты. Подчеркивайте необходимость соблюде­ния очереди, правил поведения за столом и т. п. Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты и наказа­ния. Ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, поче­ му следует поступать так, а не иначе, обсуждайте последствия неверного поведения как для самого ребенка, так и для окру­ жающих.
    • Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры. Обеспечивайте группу детей игровым материалом, чтобы они могли вместе конструировать, строить и т. п. Поощряйте совме­ стную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополни­ тельный игровой материал или пространство в группе.
    • Помните, что улыбка или доброе слово также является по­ ощрением для ребенка. Вовлекайте менее популярных или изо­лированных детей в совместную деятельность вначале под ва­ шим руководством. Однако не стоит насильно заставлять других детей принимать их в игру.
    • Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за его игрой, улыб­ ку, кивание, покачивание головой, контакт взглядом, мимику, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместную деятельность (конструирование, рисова­ние, лепку, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребенка и т. д. Внешние проявления внимания и привя­ занности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтобы они были разнообразны.
    • Воспитывайте в детях уважение к традициям и культуре как своего народа, так и других. Организуйте прогулки за пре­делы группы и территории дошкольного учреждения, посеще­ ние музеев, детских театров, где дети могут познакомиться с образцами мировой культуры. Дайте детям представление о литературе, живописи, музыке разных народов.
    • В любом случае педагогические методы и приемы не долж­ ны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

      Детское поведение, черты характера — показатели педагоги­ ческих усилий. Ребенок делает то, что с него спрашивают. И кто же, как не взрослые, обязан направлять ребенка, учить его «вла­ ствовать собой» (в меру детских возможностей).

      Самая высокая требовательность воспринимается им как акт справедливости, если она сочетается с чуткостью, деликат­ ностью и терпением в обращении. Требовательность должна быть разумной, обоснованной, последовательной, направля­ ющей, справедливой. Такая требовательность помогает нравст­ венному становлению.

      Требовательность к ребенку надо понимать не как насилие над его личностью, а как доверие и уважение. Именно прин­цип- требовать, уважая — должен быть в основе отношений взрослого и ребенка.

      От взрослого требуется взгляд на происходящее не со сторо­ ны, а глазами самого ребенка. В этом случае говорят о децен трации — поставить себя на место другого, взглянуть на происхо­дящее его глазами, сопережить ему и учесть его точку зрения.

      Требования, посредством которых добиваются от ребенка определенных форм поведения, несут на себе отпечаток лично­ стных качеств взрослого.

      Готовность ребенка следовать указаниям старших с чувст­ вом ответственности возникает как естественное следствие их контакта.

      Счастливость человека зависит от психологического кли­ мата, той среды, в которой он растет, живет, работает, от эмо­ ционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и, прежде всего, — взрос­лого с ребенком.

      Санитарные нормы в детском саду

      Часто в редакцию сайта обращаются с вопросами о санитарных нормах, которые должны соблюдаться в детском саду. Сегодня мы публикуем самые важные выдержки из документа, который обязывает поддерживать в детских садах те или иные нормы.

      ЗАДАЙ СВОЙ ВОПРОС — Кроме прочтения этого документы, вы можете обратиться к нам в редакцию с вопросом, ответ на который мы постараемся для вас найти со специалистами данной сферы и опубликовать его на страницах сайта. Пишите нам вопросы про санитарные нормы в детском саду на адрес —[email protected]

      Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003 г. N 24?О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03?

      На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31,ст.3295),постановляю:

      1. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 марта 2003 г., с 20 июня 2003 гГ.Г.Онищенко

      Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 апреля 2003 г.
      Регистрационный N 4392

      2.4.1. Гигиена детей и подростков

      Детские дошкольные учреждения

      Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03
      (выдержки)

      «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»
      (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003 г.)
      Дата введения: 20 июня 2003 г.

      1. Общие положения и область применения

      1.1. Настоящие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г., N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, Собрание законодательства Российской Федерации 2002, N 7, ст.631), постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995, N 677 (ред. от 23.12.2002) «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2694).

      1.2. Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях (далее — ДОУ) независимо от форм собственности и их подчиненности.

      1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией ДОУ, воспитанием и обучением детей, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

      1.4. Санитарные правила распространяются на все виды ДОУ, кроме компенсирующего вида.

      1.5. Вместимость вновь строящихся дошкольных образовательных учреждений не должна превышать 350 мест; вместимость ДОУ, пристроенных к торцам жилых домов и встроенных в жилые дома, — не более 150 мест. Вместимость ДОУ для сельских населенных мест и поселков городского типа — рекомендуется не более 140 мест.

      1.6. ДОУ предназначены для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Подбор контингента разновозрастной (смешанной) группы должен учитывать возможность организации в ней режима дня, максимально соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.

      При комплектовании групп в малокомплектных ДОУ оптимальным является:
      — две смешанные группы детей смежного возраста (ясельная, дошкольная);
      — две смешанные группы детей смежных возрастов и одна подготовительная.

      1.7. Количество и соотношение возрастных групп детей ДОУ во вновь строящихся ДОУ определяется заданием на проектирование исходя из их предельной наполняемости:

      для ясельного возраста
      — от 2 месяцев до 1 года — не более 10 человек;
      — от 1 года до 3 лет — не более 15 человек;
      — при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 мес. до 3 лет) — 8 человек;

      для дошкольного возраста
      — для детей 3-7 лет — не более 20 человек (оптимальная 15 человек);
      — в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3-7 лет) — не более 10 человек;
      — при наличии в группе детей любых двух возрастов (3-7 лет) — не более 20 человек (оптимальная — 15 человек).

      1.8. При строительстве, реконструкции и ремонте ДОУ следует использовать строительные и отделочные материалы, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение об их соответствии требованиям, предъявляемым к детским учреждениям.

      1.9. Ввод в эксплуатацию построенных или реконструированных ДОУ, а также функционирование действующих ДОУ разрешается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам.
      1.10. Игровое и спортивное оборудование на участке и в здании ДОУ, мебель, компьютерная техника, игры, игрушки, издательская продукция, предметы гигиены и ухода за детьми, моющие и дезинфицирующие средства должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам.

      2.12. Требования к организации режима дня и учебных занятий

      2.12.1. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов. Установленные часы приема пищи необходимо строго соблюдать в соответствии с п.2.10.14 настоящих правил.

      В разновозрастных группах общие режимные моменты следует начинать на 5-10 мин раньше с более младшими детьми. Режим дня в разновозрастной ясельной группе следует дифференцировать: для детей до 1 года, для детей от 1 до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет.

      2.12.2. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).

      2.12.3. Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.

      2.12.4. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12-12,5 часов, из которых 2,0-2,5 отводится дневному сну. Для детей от 1 года до 1,5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (на веранде). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

      Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

      2.12.5. Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

      2.12.6. Администрация ДОУ несет ответственность за соответствие программ и технологий обучения и воспитания, методов и организации учебно-воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей.

      Программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

      2.12.7. Для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю (развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные и др.) продолжительностью не более 8-10 мин. Допускается проводить одно занятие в первую и одно занятие во вторую половину дня. В теплое время года максимальное число занятий проводят на участке во время прогулки. Нецелесообразно одновременно проводить занятия с группой более 5-6 детей.

      Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) — 11 занятий, в средней группе (дети пятого года жизни) — 12, в старшей группе (дети шестого года жизни) — 15, в подготовительной (дети седьмого года жизни) — 17 занятий.

      При 6-дневной учебной неделе в субботу целесообразно проводить только занятия эстетически-оздоровительного цикла, спортивные праздники, соревнования, увеличить продолжительность прогулки.

      Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает двух, а в старшей и подготовительной трех. Их продолжительность для детей 4 года жизни- не более 15 минут, для детей 5 года жизни — не более 20 минут, для детей 6 года жизни — не более 25 минут, а для детей 7 года жизни — не более 30 минут. В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями — не менее 10 минут. Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Длительность этих занятий — не более 25-30 минут. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку.

      При проведении занятий с использованием компьютеров, занятия по иностранному языку группу рекомендуется делить на подгруппы.

      Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят:
      — для детей 4 года жизни — не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;
      — для детей 5 года жизни — не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;
      — для детей 6 года жизни — не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;
      — для детей 7 года жизни — не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

      2.12.8. Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должны занимать не менее 50% общего времени занятий.

      2.12.9. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать указанные занятия с физкультурными, музыкальными занятиями, ритмикой и т.п.

      2.12.10. Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет — 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет — до 10 мин.

      Для снижения утомительности компьютерных занятий необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

      2.12.11. Домашние задания воспитанникам ДОУ не задают.

      2.12.12. Требования, изложенные в п.п.2.12.7-2.12.11 , необходимо выполнять и при организации занятий в группах кратковременного пребывания детей.

      2.12.13. В разновозрастных группах продолжительность учебных занятий следует дифференцировать в зависимости от возраста ребенка. С целью соблюдения возрастных регламентов продолжительности занятий их следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к занятию детей младшего возраста.

      2.12.14. В середине учебного года (январь-февраль) для воспитанников дошкольных групп организуют недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).

      В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивать продолжительность прогулок.

      2.12.15. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах — не более 20 мин, в старшей и подготовительной — не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

      Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

      2.12.16. Общественно-полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.п.). Его продолжительность не должна быть больше 20 минут в день.

      2.13. Требования к организации физического воспитания

      2.13.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

      2.13.2. Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года.

      Организованные формы двигательной деятельности должны включать: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и т.п.

      Следует предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5-7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ.

      Для реализации двигательной деятельности детей следует использовать оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок.

      2.13.3. Физическое воспитание детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики. Врач назначает комплексы строго индивидуально с учетом возраста ребенка, его состояния здоровья, физического и нервно-психического развития.

      Врачебные назначения обязательно фиксируют в медицинской карте ребенка.

      Занятия с детьми первого года жизни проводят с каждым ребенком индивидуально в групповом помещении ежедневно не ранее чем через 45 минут после еды.

      Длительность занятия с каждым ребенком составляет 6-10 минут.

      Начиная с 9 месяцев, помимо комплексов гимнастики и массажа, с детьми проводят разнообразные подвижные игры в индивидуальном порядке. Допускается объединение детей в небольшие группы (по 2-3 ребенка).

      Для индивидуальных занятий используют стол высотой — 72-75 см, шириной — 80 см, длиной — 90-100 см, покрытый тонким слоем ваты, обшитой клеенкой; стол сверху накрывается пеленкой, которая меняется после каждого ребенка.

      При необходимости стол может быть заменен деревянным или фанерным щитом, помещенным поперек детской кроватки на поднятых закрепленных боковых стенках.

      2.13.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводят по подгруппам воспитатели 2-3 раза в неделю. Занятия с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни — в групповом помещении или в физкультурном зале.

      2.13.5. Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:
      — в младшей группе — 15 мин,
      — в средней группе — 20 мин,
      — в старшей группе — 25 мин,
      — в подготовительной группе — 30 мин.

      Одно из трех физкультурных занятий для детей 5-7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе. Его проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

      Занятия на открытом воздухе организуют с учетом местных климатических особенностей. В средней полосе занятия проводят при температуре воздуха до -15°С в безветренную погоду.

      В дождливые, ветреные и морозные дни физкультурные занятия проводят в зале.

      В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное число занятий физкультурой проводят на открытом воздухе.

      2.13.6. Оценку эффективности физкультурного занятия для дошкольников проводят по показателю моторной плотности и среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей.

      Моторная плотность занятия в зале (отношение времени занятия, затраченного ребенком на движения к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) должна составлять не менее 70%; на воздухе — не менее 80%.

      Для обеспечения тренировочного эффекта на занятиях в зале средний уровень ЧСС у детей 3-4 лет составляет — 130-140 уд/мин, на воздухе — 140-160 уд/мин; у детей 5-7 лет — в зале 140-150 уд/мин; на воздухе — 150-160 уд/мин.

      2.13.7. Оценка эффективности физического воспитания осуществляется на основе динамики состояния здоровья детей, развития двигательных качеств и навыков на каждом году жизни.

      Тестирование физической подготовленности дошкольников проводит воспитатель по физической культуре в начале учебного года (сентябрь-октябрь) и в конце его (апрель-май) и контролирует методист (старший воспитатель) ДОУ. Оценку уровня физической подготовленности медицинская сестра вносит в «Медицинскую карту».

      Разрешение на проведение тестирования физической подготовленности детей дает медперсонал ДОУ.

      2.13.8. Закаливание детей включает систему мероприятий:

      — элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

      — специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

      2.13.9. Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы ДОУ, со строгим соблюдением методических рекомендаций.

      Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки.

      2.13.10. Для проведения закаливающих мероприятий в каждой групповой ячейке необходимо иметь в наличии:
      — маркированные легкие полиэтиленовые баки (2 шт.);
      — ковш на 0,5 л воды для контрастных обливаний;
      — кувшины или лейки на 2-2,5 л воды для общих обливаний;
      — таз полиэтиленовый, глубокий с двумя ручками для местного закаливания (топтания в тазу);
      — индивидуальные маркированные полотенца;
      — деревянные мостики;
      — махровые рукавички для сухого и влажного обтирания (после каждого обтирания рукавички кипятят, высушивают и хранят в закрытой таре);
      — простыни, покрывала — для массажных ковриков.
      2.13.11. Для организации плавания детей в бассейне необходимо предусмотреть рациональный набор оборудования и инвентаря

      2.13.12. В холодный период года занятия в бассейне предпочтительно проводить после прогулки. При проведении занятий в бассейне перед прогулкой для предупреждения переохлаждения детей необходимо предусмотреть промежуток времени между ними не менее 50 минут.

      Температура воды в бассейне — +30° +-1°С, температура воздуха в зале с ванной — +29° +-1°С, в раздевалке с душевой +25 — +26°С.

      Перед началом и после занятий в бассейне организуют мытье детей под душем. Для профилактики переохлаждения детей занятия в бассейне не следует заканчивать холодовой нагрузкой (холодный душ, проплывание под холодной струей, топтание в ванночке с холодной водой).

      2.13.13. Продолжительность занятия в бассейне в зависимости от возраста детей составляет:
      — в младшей группе — 15-20 мин,
      — в средней — 20-25 мин,
      — в старшей -25-30 мин,
      — в подготовительной — 25-30 мин.

      2.13.14. При использовании сауны с целью закаливания и оздоровления детей необходимо соблюдать следующие требования:

      — площадь термокамеры должна быть не менее 9,0 м2;

      — в термокамере следует поддерживать температуру воздуха в пределах 60-70°С, при относительной влажности 15-20%;

      — во время проведения процедур необходимо избегать прямого воздействия теплового потока от калорифера на детей;

      — калориферы устанавливают в специальном углублении и обязательно используют деревянные загородки для частичного ограждения теплового потока;

      — при размещении термокамеры в помещении бассейна необходимо предусмотреть тамбур, площадью не менее 6 м2, чтобы исключить влияние влажного режима бассейна на температурно-влажностный режим термокамеры;

      — продолжительность первого посещения ребенком сауны не должна превышать более 3 мин;

      — после пребывания в сауне ребенку следует обеспечить отдых в специальной комнате и питье (чай, соки, минеральная вода).

      Присутствие медицинского персонала при проведении занятий в бассейне и при приеме детьми процедур в сауне обязательно.

      2.13.15. Дети могут посещать бассейн и сауну только при наличии разрешения врача-педиатра.

      2.13.16. Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы лечебно-профилактических мероприятий.

      Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

      Двигательная активность в организованных формах деятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточной двигательной активности, а во время прогулок за территорию ДОУ — 35-40%.

      Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

      2.13.17. Вся работа по физическому воспитанию проводится с учетом состояния здоровья детей и осуществляется воспитателем по физкультуре и воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников, методиста (старшего воспитателя) и заведующей ДОУ.

      2.13.18. Медицинский и педагогический контроль за организацией физического воспитания дошкольников включает:

      — динамические наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей, физической подготовленностью, функциональными возможностями детского организма;

      — медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения различных форм занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка, контроль за осуществлением системы закаливания;

      — контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещение, участок), физкультурного оборудования, одежды и обуви детей;

      — гигиеническое обучение и воспитание по вопросам физического воспитания дошкольников, формирование мотивации к регулярным занятиям физкультурой;

      2.14. Требования к приему детей в дошкольные образовательные учреждения

      2.14.1. Перед поступлением ребенка в ДОУ, в том числе и в группы кратковременного пребывания, в ЛПУ проводят профилактический осмотр ребенка в соответствии с действующими нормативными документами.

      2.14.2. При поступлении ребенка в ДОУ врач собирает у родителей дополнительные сведения об особенностях развития и поведения ребенка; дает оценку состояния здоровья, физического, нервно-психического развития, которые вносит в медицинскую карту ребенка и доводит до сведения воспитателей групп.

      Врач наблюдает за ребенком в период адаптации и дает индивидуальные рекомендации по режиму дня, питанию и оздоровительным мероприятиям.

      2.14.3. Ежедневный утренний прием дошкольников в учреждение проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. Медицинская сестра по показаниям осматривает зев, кожу и измеряет температуру тела ребенка. Прием детей в ясельные группы осуществляется лицом, имеющим медицинское образование. Ежедневно осматривается зев, кожные покровы, проводится измерение температуры. Выявленные при утреннем фильтре больные и дети, с подозрением на заболевание, в ДОУ не принимаются; заболевшие, выявленные в течение дня, изолируются. В зависимости от состояния ребенок остается в изоляторе до прихода родителей или госпитализируется.

      2.14.4. Один раз в неделю медицинские работники проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой (для санации).

      2.14.5. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3 дней, детей принимают в ДОУ только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребенка — реконвалесцента на первые 10-14 дней.

      2.14.6. При переводе ребенка из одного ДОУ в другое врач учреждения, которое он посещал, или участковый педиатр составляет выписку из медицинской карты ребенка.

      2.17. Требования к соблюдению санитарных правил

      2.17.1. Руководитель учреждения обеспечивает:
      — наличие в учреждении настоящих санитарных правил и норм и доведение их содержания до сотрудников учреждения;
      — выполнение требований санитарных правил и норм всеми сотрудниками учреждения;
      — организацию производственного и лабораторного контроля;
      — необходимые условия для соблюдения санитарных правил и норм;
      — прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;
      — наличие личных медицинских книжек на каждого работника;
      — своевременное прохождение периодических медицинских обследований всеми работниками ДОУ;
      — организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года;
      — выполнение постановлений, предписаний центров госсанэпиднадзора;
      — условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами и гигиеническими нормативами;
      — исправленную работу технологического, холодильного и другого оборудования учреждения;
      — проведение при необходимости мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
      — наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;
      — организацию санитарно-гигиенической работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций.

      2.17.2. Медицинский персонал ДОУ осуществляет повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правил.
      2.17.3. За нарушение санитарного законодательства руководитель ДОУ несет ответственность в порядке, установленном федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

    Смотрите так же:  Приказ 191н с изменениями 2020

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *