Требования к личности сотрудника полиции

Публикации

Психологические аспекты формирования профессиональных качеств сотрудника ОВД

Служба в органах внутренних дел сопровождается экстремальными нагрузками, деятельность протекает в напряженных, сложных условиях, связанных с применением оружия, физической силы, специальных средств. От добросовестности и профессионального мастерства личного состава зависят не только результаты служебной деятельности, но также жизнь и здоровье сотрудников.

Повышение сложности решаемых задач, признание доминирующей значимости правовых и нравственных начал в оперативно-служебной деятельности личного состава требуют поиска новых подходов к обеспечению высокой эффективности профессионального отбора и подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Психологические особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел

Психологические особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел в настоящее время довольно подробно исследованы в юридической психологии. При этом разработка данной проблемы шла как в плане психологического анализа структуры профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, так и в плане психологической характеристики присущего ей комплекса психологических особенностей.

По мнению авторов, проводивших эти исследования (В.Л. Васильев, А.В. Дулов, В.Е. Коновалова, А.Р. Ратинов, А.М. Столяренко и др.), деятельность сотрудника органов внутренних дел характеризуется следующими специфическими психологическими особенностями.

Во-первых, это правовая регламентация деятельности сотрудников органов внутренних дел — одна из наиболее специфических особенностей профессиональной деятельности в этой сфере. Деятельность сотрудников строго регламентирована правовыми нормами (законодательными актами, нормативными документами МВД и т.п.). Эта особенность отличает работу сотрудников органов внутренних дел от многочисленных отраслей человеческой практики, где выполнение работ определяется общими планами или инструкциями и создает широкую возможность для свободного осуществления своих личных представлений о наиболее эффективной организации труда. Правовая регламентация подчиняет деятельность сотрудника порядку, строго установленному нормами закона. Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником своих служебных обязанностей всегда является нарушением того или иного закона. Всё это в конечном итоге порождает повышенную ответственность сотрудника за свои решения и действия.

Это, однако, не означает, что сотрудник не свободен в своем волеизъявлении, в выборе средств осуществления деятельности, ее наиболее рациональной и эффективной организации. К числу психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел следует отнести и наличие широкого тактического простора, который дается им в рамках норм закона и профессиональной морали.

Другой психологической особенностью деятельности сотрудников органов внутренних дел является наличие властных полномочий. В интересах дела сотрудникам предоставлено право в необходимых случаях вторгаться в личную жизнь людей, выяснять обстоятельства, которые нередко стараются скрыть от окружающих, входить в жилище граждан, ограничивать в необходимых случаях свободу отдельных граждан и даже лишать ее. Психологическое состояние сотрудника, облаченного данной властью, определяется прежде всего высокой степенью ответственности, а применение им своих полномочий предполагает решение ряда мыслительных задач, позволяющих определить необходимость и разумность действий, их законную основу. Нередко это связано с необходимостью остановиться на одном из вариантов и поэтому характеризуется особой напряженностью. Умение разумно, законно пользоваться предоставленной властью — одно из важнейших профессиональных требований к сотрудникам органов внутренних дел. В значительной степени правомерность и целесообразность использования власти зависит от личностных качеств сотрудника.

Важной психологической особенностью профессиональной деятельности сотрудников является постоянное противоборство и противодействие заинтересованных лиц. Это придает деятельности сотрудника по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений характер борьбы, принимающей иногда очень острые формы. Необходимость преодоления опасных ситуаций, устранение препятствий, которые специально создаются на пути сотрудника, вызывают у него различные эмоциональные реакции, требуют постоянного волевого напряжения и активной умственной деятельности. В условиях активного противоборства возникает необходимость постоянной сложной интеллектуальной работы, зашифровки своих целей, маскировки действительных социальных ролей.

Следующей характерной особенностью профессиональной деятельности является коммуникабельность как способность общения с широкой по своему диапазону средой. Она носит многосторонний и исключительный характер. Многосторонность коммуникабельности сотрудника состоит в том, что он общается с представителями разных возрастных категорий, с людьми различных профессий, занимающих различное правовое положение. Это требует знания психологии человека вообще и психологических основ общения в частности. Коммуникабельность сотрудника — черта, необходимая для правильной организации производства различных следственных, оперативно-разыскных и профилактических мероприятий.

Отличительной чертой коммуникабельности сотрудника является то, что она требует перевоплощения. Необходимость этого объясняется важностью установления психологического контакта со всеми лицами, попадающими в сферу его деятельности.

К специфическим особенностям профессиональной деятельности сотрудника необходимо отнести дефицит времени и наличие перегрузок в его работе. Оперативность и быстрота входят в число основных принципов раскрытия и расследования преступлений. Чем дольше преступник находится на свободе, тем больше у него возможностей для того, чтобы уйти от ответственности, уничтожить следы своей преступной деятельности, скрыться от следствия. На его стороне всегда — выигрыш во времени. Промедление в расследовании ведет к неудаче.

С другой стороны, дефицит времени проявляется в необходимости соблюдения процессуальных и других сроков, которые отводятся на расследование уголовного дела, рассмотрение заявлений граждан и пр. Сотрудник постоянно находится из-за этого в напряженном состоянии. То, что в других видах деятельности свойственно лишь «аварийным ситуациям», является обычным в работе сотрудника органов внутренних дел.

Напряженность связана и с большими физическими и психическими нагрузками, которые испытывает сотрудник из-за высокой экстремальности его деятельности, с действиями в условиях конфликтной ситуации, с воздействиями различного рода стресс-факторов, ненормированным рабочим днем, наличием отрицательной эмоциональной окраски деятельности, так как сотруднику приходится сталкиваться с проявлениями человеческого горя, сложными условиями его служебной деятельности.

Ну и конечно, профессиональную деятельность сотрудника отличает ярко выраженный познавательный характер, что требует не только многообразного решения мыслительных задач различного плана и трудности, но и организации их практического осуществления. При этом деятельность чисто мыслительная, имеющая целью построение различных версий, составление планов осуществления оперативно-служебных мероприятий и планов работы в целом, соединяется с практической организацией работы, реализующей мысленные схемы и решения.

В профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел можно выделить следующие основные элементы: познавательную, конструктивную, организаторскую и коммуникативную деятельность. Разумеется, в реальной работе сотрудников каждый из этих структурных компонентов не встречается в чистом виде, все они осуществляются в органическом единстве.

Познавательная деятельность. Трудно переоценить ее значение для всей деятельности сотрудника. Без осуществления познавательной деятельности невозможно достичь ни одной цели борьбы с преступностью, без познания не может реализоваться ни деятельность в целом, ни один из указанных выше ее видов. Только в результате процесса познания появляется возможность целенаправленного осуществления других действий сотрудника.

Чтобы решать задачи борьбы с преступностью, познавательная деятельность сотрудника должна обеспечить установление фактов, обстоятельств, причинных зависимостей, относящихся как к событиям настоящего, прошлого, так и будущего времени. Например, на сборе, анализе, обобщении информации по выявлению лиц, представляющих оперативный интерес, и предвосхищении их незаконных действий в будущем зиждется вся работа по предотвращению преступлений, а также работа по раскрытию совершенных преступлений.

Учитывая сложность, многоплановость, разнообразие задач, решаемых сотрудником, недостаточность, а зачастую противоречивость их условий, изменчивость исходных данных, наличие элементов внезапности и т.п., можно с полным основанием отнести познавательную деятельность сотрудника к творческой, а основной формой обеспечения познания в ней назвать практическое творческое мышление.

Конструктивная деятельность. Под ней понимается мыслительная деятельность, направленная на планирование действий по раскрытию, расследованию, предупреждению преступлений, розыску скрывшихся преступников и т.д. Если при реализации познавательной деятельности мышление стремится в основном дать ответ на вопросы: что еще неизвестно, что нужно дополнительно обнаружить, найти для решения конкретной задачи, то в конструктивной деятельности осуществляется планирование самих этапов познавательной деятельности, т.е. в ней дается ответ на вопрос: в какой последовательности мы будем искать неизвестное. Иными словами, поисковая и конструктивная деятельности сотрудника есть две стороны единого процесса мышления, характеризующие разные его этапы.

Организаторская деятельность. Она имеет своей целью обеспечение оптимальных условий для осуществления всех остальных видов профессиональной деятельности сотрудника. Ее содержанием является управление процессами раскрытия, расследования, предупреждения преступлений, что проявляется в оперативном руководстве, учете и контроле, поддержании взаимодействия между участниками этих процессов. Она состоит как из передачи и обмена информацией, так и организации действий других лиц, которые должны по роду своих обязанностей выполнять указания сотрудника.

Коммуникативная деятельность. Как отмечалось выше, профессиональная деятельность сотрудника отличается широкой коммуникативностью. Его коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации посредством общения, т.е. непосредственного речевого контакта с окружающими в целях решения практических оперативно-служебных задач. Чтобы оказывать влияние на людей в процессе общения, в личности сотрудника должны гармонично сочетаться достаточно высокий интеллект и эрудиция с сильной волей, а также комплексом личных свойств, определяющих его человеческую привлекательность.

Психологические особенности личности сотрудника органов внутренних дел

Психологические особенности сотрудников органов внутренних дел издавна являются объектом исследования психологов. Само предназначение такого социального института, как полиция, определяет особые требования к личности каждого сотрудника. Постоянное нахождение в агрессивной и криминально-ориентированной среде, ненормированный рабочий день, доступ к оружию и право его применять не может не сказываться на адекватности реакций. Имеющиеся на сегодняшний день исследования в области психологии сотрудников МВД, как правило, касаются изучения их надежности, агрессивности, способности контролировать применение оружия. Структура подразделений Министерства внутренних дел широка, и принадлежность к ним сказывается на видах деятельности, объему, частоте, эмоциональной включенности, характеру контактов с населением и т.д.

Развитие профессиональной компетентности сотрудников полиции определяется сложностями, связанными с временными ограничениями, финансовыми, интеллектуально-информационными и другими ресурсами человека. Выделяется период адаптации к условиям службы в ОВД, в процессе которого осуществляется развитие следующих ключевых компетенций: оперативно-разыскных, нормативно-правовых, организационно-аналитических, коммуникативно-социальных. Они реализуют следующие основные направления: относящиеся к самому себе как к личности, как к субъекту жизнедеятельности; относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; относящиеся к профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность определяется как интегральное свойство личности, характеризующее ее стремление и способность реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в правоохранительной области. Процесс развития профессиональной компетентности сотрудников полиции определяется как достижение соответствия профессионально-личностного развития сотрудника требованиям служебной деятельности и потребностям самого индивида в мотивированном выполнении своих служебных, оперативных и социальных обязанностей с высоким сознанием общественного долга.

Множественность задач, стоящих перед полицией, ведет к развитию многофункциональности в деятельности, выделению групп сотрудников, выполняющих специфические функции. Различающаяся по применяемым способам деятельность различных работников полиции совпадает по своим целевым параметрам. Звеном, объединяющим их и заставляющим тесно взаимодействовать, является наличие единого объекта деятельности — преступника (правонарушителя).

Даже самый общий обзор основных психологических особенностей и структурных элементов профессиональной деятельности сотрудника показывает, насколько сложна и многогранна его деятельность. Она предъявляет к нему множество различных требований, среди которых одно из самых важных — обладание развитыми профессионально значимыми качествами личности.

В первую очередь к ним относят:

профессионально-психологическую ориентированность его личности;

развитые волевые качества (умение владеть собой в сложных ситуациях, смелость, мужество, разумную склонность к риску);

хорошо развитые коммуникативные качества (умение быстро устанавливать контакт с различными категориями людей, устанавливать и поддерживать доверительные отношения);

способность оказывать психологическое воздействие на людей при решении различного рода оперативно-служебных задач;

ролевые умения, способность к перевоплощению;

развитые профессионально-значимые познавательные качества (профессиональная наблюдательность и внимательность, профессионально развитая память, творческое воображение);

профессионально развитое мышление, склонность к напряженной умственной работе, сообразительность, развитую интуицию;

быстроту реакции, умение ориентироваться в сложной обстановке.

Данные качества не присущи человеку изначально. Их формирование и развитие — длительный и напряженный процесс, но это является необходимым условием профессионального становления сотрудника органов внутренних дел. Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств личности сотрудника препятствует нормальному осуществлению им своих функциональных обязанностей, порождают ошибки в его деятельности, вызывают процессы профессиональной дезадаптации и профессиональной деформации личности. В этой связи большое значение приобретает профессионально-психологическая подготовка сотрудников, одно из предназначений которой — формирование у сотрудников данных качеств.

Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел

Одним из ведущих направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел является психологическая подготовка сотрудников. Цель такой подготовки — формирование у них готовности действовать профессионально, грамотно, четко, с высокой работоспособностью в любых сложных условиях служебной деятельности.

Оперативно-служебная деятельность предъявляет особые требования к личностным качествам сотрудников, в первую очередь к профессионально важным. Особенности этой деятельности требуют развития эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников, формирования у них психологической надежности при воздействии стрессовых факторов.

Основные задачи психологической подготовки заключаются

в том, чтобы:

— повысить психологическую устойчивость сотрудников органов внутренних дел к действию стресс-факторов и их сочетаний, типичных для органов внутренних дел;

— развить у сотрудников психологические качества, сформировать особые характеристики навыков и умений, способствующих высокоэффективному выполнению всех профессиональных действий в любых сложных и опасных условиях оперативно-служебной деятельности.

Психологическая подготовленность является комплексным слагаемым профессионального мастерства сотрудников. Это совокупность сформированных и развитых психологических характеристик сотрудника, отвечающих специфичным и важным психологическим особенностям оперативно-служебной деятельности и выступающих одной из необходимых предпосылок ее осуществления. Она складывается из четырех групп компонентов:

профессионально-психологической ориентированности и чувствительности сотрудника (стремление, интерес и умение понимать психологические аспекты ситуаций и людей, с которыми он имеет дело, умение разобраться в них);

подготовленности сотрудника по психологическим аспектам эффективности профессиональных действий и тактики, проявляющейся в понимании психологических условий эффективности профессиональных действий и умении обеспечивать их создание; умелом использовании психологических средств реализации профессиональных действий (речевых и неречевых), в умелом применении всего комплекса психологических приемов, обеспечивающих более высокую эффективность решения оперативно-служебных задач;

развитой профессиональной наблюдательности и памяти сотрудника (включает умение применять психологически обоснованные приемы и правила для повышения эффективности профессионального наблюдения, развитой профессиональной внимательности, натренированности органов чувств и восприятия, натренированности в быстром, полном и точном запоминании, хорошем сохранении в памяти и правильном воспроизведении значимой для решаемых задач информации);

психологической устойчивости (выражается в способности сотрудника действовать спокойно и уверенно в психологически сложных, эмоционально напряженных, опасных и ответственных ситуациях оперативно-служебной деятельности).

Смотрите так же:  Оформить дом в японском стиле

Психологическая подготовленность существенно повышает профессиональное мастерство сотрудника. Научные данные и имеющийся положительный опыт указывают на необходимость введения специальных задач, форм и методов целенаправленного повышения психологической подготовленности в системе профессионального обучения. Психологическая подготовка сейчас — важный вид профессиональной подготовки в органах внутренних дел, это специально организованный, целенаправленный процесс воздействия на сотрудников по формированию, развитию и активизации необходимых качеств, обусловливающих успешное, эффективное выполнение оперативно-служебных задач.

Сама психологическая подготовка обусловлена особенностями служебной деятельности сотрудников. В соответствии с этим содержание психологической подготовки должно характеризоваться четко выраженной профессиональной направленностью.

К содержанию психологической подготовки сотрудников можно отнести следующее:

формирование психологической готовности к борьбе с преступностью;

развитие психологической ориентированности в различных аспектах специфической оперативно-служебной деятельности;

формирование и развитие профессионально значимых познавательных качеств;

совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями граждан;

формирование навыков ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности;

совершенствование умений применять психолого-педагогические приемы воздействия в сложных, конфликтных ситуациях общения с гражданами;

формирование психологической устойчивости умения владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной деятельности;

развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления;

формирование волевой активности и навыков волевых действий;

подготовка к психическим перегрузкам в работе.

По нашему мнению, формирование психологической готовности к борьбе с преступностью является самым важным в психологической подготовке. Главное здесь — формирование профессиональной направленности сотрудников, развитие у них стойких профессиональных интересов к их деятельности. Это также предполагает формирование у сотрудников нетерпимости ко всякого рода правонарушениям, стойкой привычки безоговорочного исполнения правовых норм, обостренного чувства правды, справедливости и законности.

Развитие психологической ориентированности в различных аспектах специфической оперативно-служебной деятельности предполагает ознакомление сотрудников с основами психологии, формирование у них навыков и привычек учитывать психологию людей, групп в своей работе. Ориентированность в психологических аспектах оперативно-служебной деятельности предполагает знание и учет сотрудниками психологических особенностей проводимых следственных, оперативно-разыскных и иных действий.

Профессионально значимые познавательные качества обеспечивают эффективность познавательной деятельности сотрудников. К таким качествам относят профессиональную чувствительность, восприятие, наблюдательность, память, мышление, воображение. Специальные упражнения и тренировки по развитию этих качеств предполагают овладение сотрудниками основными приемами и знаниями определенных правил повышения эффективности запоминания, сохранения и воспроизведения профессионально значимой информации, развития логического мышления и творческого воображения. Проведенные исследования (А.М. Столяренко, А.А. Волков, О.Е. Сапарин, наши собственные) показывают, что целеустремленное развитие перечисленных качеств с помощью практических занятий и специальных тренировок позволяет улучшить показатели их развития в 2-3 раза.

Совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями граждан также весьма значимы для психологической подготовки. Деятельность сотрудника органов внутренних дел немыслима без постоянного общения с различными категориями граждан (потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми, подучетными и т.д.). От умения сотрудников общаться с ними, устанавливать психологический контакт, доверительные отношения зависит качество получаемой оперативно значимой информации, что в свою очередь влияет на успешность деятельности в целом. В ходе психологической подготовки сотрудники должны овладеть системой методов и приемов установления психологического контакта. У них должны быть сформированы умения быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми и располагать их к себе, умение выслушивать людей, умение преодолевать психологические барьеры в процессе общения. Психологическая подготовка предполагает усвоение сотрудниками определенных правил, которые позволяют облегчить процесс установления психологического контакта.

Необходимым компонентом профессионального мастерства сотрудника органов внутренних дел являются навыки ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности, они используются с целью получения необходимой для раскрытия или предупреждения преступлений информации. В этой связи в ходе психологической подготовки сотрудники должны вырабатывать умения маскировать свою принадлежность к органам внутренних дел, свои истинные качества и состояния, цели общения.

Необходимо развивать и совершенствовать умения применять психолого-педагогические приемы воздействия в сложных, конфликтных ситуациях общения с гражданами. Подобные ситуации являются наиболее типичными для деятельности сотрудников органов внутренних дел, поэтому весьма важным становится формирование у сотрудников умения нейтрализовать конфликтную ситуацию, обучение их способам разрешения конфликтов. Эффективность деятельности сотрудников во многом зависит и от умелого использования определенных методов психолого-педагогического воздействия на людей, таких как убеждение, внушение, принуждение, стимулирование. У сотрудников должны вырабатываться и навыки использования различных тактических приемов поведения в ситуации конфликтного поведения, в том числе и использования конфликтной ситуации в оперативных целях.

В повседневной практической работе сотрудники подвергаются воздействию многих неблагоприятных психологических обстоятельств, которые могут влиять на качество выполнения профессиональных действий. И психологическая устойчивость, умение владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной деятельности рассматриваются как один из важнейших показателей психологической подготовленности, которая проявляется в способности сотрудников не поддаваться воздействию негативных обстоятельств. Здесь важно формирование знаний и умений предвидеть эти трудности при решении оперативно-служебных задач. Формирование психологической устойчивости способствует натренированности сотрудников в безукоризненном выполнении профессиональных действий в условиях максимальных психологических трудностей, что может достигаться путем моделирования напряженности в процессе тренировок и практических занятий.

Развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления также является неотъемлемой частью психологической подготовки. Формирование психологической устойчивости и умения владеть собой в напряженных ситуациях предполагает выработку у сотрудников определенных эмоционально-волевых качеств личности, таких как ответственность, стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску, самообладание, выдержка и т.д. Сотрудник должен владеть приемами самоконтроля поведения, управлять своим поведением и эмоциями. В процессе занятий и тренировок сотрудники должны овладеть приемами саморегуляции, снятия нервного напряжения, активизации внутренних ресурсов на выполнение поставленной задачи.

Психологическая подготовка включает формирование волевой активности и навыков волевых действий. В практической деятельности сотрудникам органов внутренних дел приходится сталкиваться с различными трудностями, препятствиями, которые затрудняют качественное выполнение работы, а порой и препятствуют достижению поставленной цели. В этих ситуациях им приходится проявлять волевую активность, побуждающую их к преодолению этих трудностей и препятствий. Развитию навыков волевых действий способствует включение в процесс занятий определенных элементов, помех, препятствующих реализации поставленной задачи. Опыт волевой активности, накопленный в процессе таких тренировок, будет влиять на развитие воли, волевых качеств личности.

Подготовка к психическим перегрузкам в работе также необходима и целесообразна, поскольку деятельность сотрудников органов внутренних дел характеризуется тем, что воздействующие на них различные факторы, зачастую носят стрессовый характер, приводят к чрезмерным нагрузкам и перегрузкам нервной системы.

Это, в свою очередь, сказывается на эффективности осуществляемой ими деятельности. Поэтому сотрудники должны быть ознакомлены с основными закономерностями протекания этих процессов и приемами (в частности, например, приемами психорегулирующей тренировки), которые позволяют в короткое время восстановить работоспособность и снять излишнее психическое напряжение.

Заключение

Профессиональная деятельность сотрудника ОВД принадлежит к разряду «сложных» профессий, предъявляющих очень высокие психологические и психофизиологические требования к сотрудникам.

Личность сотрудника органов внутренних дел отличается сложностью и многогранностью. Она складывается и формируется в основном в результате взаимодействия многих факторов, но главным и определяющим является личность человека, который избрал профессию сотрудника органов внутренних дел в качестве одной из главных своих жизненных целей.

Формирование личности сотрудника ОВД — это сложный процесс превращения требований современного законодательства, соответствующих ведомственных установлений в убеждения, привычки, личностные качества, навыки и умения у лица, которое выбрало для себя работу в органах внутренних дел. Огромное значение в формировании личности сотрудника ОВД имеет учебная подготовка и профессиональная деятельность, которая предъявляет сложный комплекс требований к его личностным качествам и профессиональным навыкам, развивая и закрепляя их в структуре личности.

Знание психических закономерностей, применение в процессе юридической деятельности определенных психологических методов облегчает труд человека, помогает ему регулировать и строить взаимоотношения с другими людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практике.

Всё это необходимо сотруднику полиции для того, чтобы осуществлять возложенные на него функции максимально эффективно и с наименьшими потерями собственного эмоционального равновесия.

Ирина Семчук,
преподаватель кафедры юридической психологии
Московского университета МВД России

Профессионально-психологические требования к личности работника органов правопорядка Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стригуненко Юлия Владимировна

В статье рассматриваются основные профессионально-психологические требования к личности работника органов правопорядка. Автор указывает на факторы профессионально-нравственной деформации личности сотрудника правоохранительных органов, определяет их классификацию. Делается акцент на развитие у работников органов правопорядка нравственных качеств как на службе, так и в быту.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Стригуненко Юлия Владимировна

PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL REQUIREMENTS TO PERSON OF WORKER OF LAW ENFORCEMENT BODIES

In this article the basic professional and psychological requirements to the person of the worker of the law enforcement bodies are cons >moral qualities , both the emphasis is placed on service, and in everyday life.

Текст научной работы на тему «Профессионально-психологические требования к личности работника органов правопорядка»

Стригуненко Юлия Владимировна

кандидат социологических наук, преподаватель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ РАБОТНИКА ОРГАНОВ ПРАВОПОРЯДКА

Strigunenko Julia Vladimirovna

PhD in Sociology, lecturer of the chair of philosophy and sociology, Krasnodar University of the Russian Ministry of

Internal Affairs [email protected]

PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL REQUIREMENTS TO PERSON OF WORKER OF LAW ENFORCEMENT BODIES

In this article the basic professional and psychological requirements to the person of the worker of the law enforcement bodies are considered. The author points to the factors of the professional and moral deformation of the person of the law enforcement bodies, defines their classification. The accent is made on the development of the person of the worker of the law enforcement bodies services of moral qualities, both the emphasis is placed on service, and in everyday life.

психологические требования, факторы профессионально-нравственной деформации личности, нравственные качества.

psychological requirements, factors of professional and moral deformation of person, moral qualities.

Правоохранительная деятельность зависит не только от знаний, умений и навыков работников, но и от личностных качеств. Поэтому в число профессиональных требований всегда включались и включаются соответствующие психологические свойства. В 1782 г. Екатерина II подписала «Устав благочиния или полицейский», значительную часть которого составлял «Наказ управе благочиния». В «Наказе управе благочиния» были сформулированы качества определенного к благочинию начальства и правила его должности (то есть требования к личности полицейского работника): здравый рассудок; добрая воля в отправлении порученного; человеколюбие; верность к службе императорского величества; усердие к общему добру; радение о должности; честность и бескорыстие [1, с. 16].

Можно также говорить о психологическом потенциале работника органа правопорядка, обеспечивающем эффективность его деятельности и реализации профессиональных функций. Структурно такой психологический потенциал образуется из: индивидуальной профессиональной концепции; морально-психологических качеств; познавательных и интеллектуальных качеств; эмоционально-волевых качеств; коммуникативных качеств.

Раскроем каждую из указанных позиций. Индивидуальная профессиональная концепция работника органа правопорядка представляет собой субъективное, личностное видение системы основных профессиональных проблем, содержания, способов и приемов труда, трудностей в организации взаимодействия и личного труда. Индивидуальная профессиональная концепция в ее сформированном виде раскрывает личностный смысл деятельности работника, оказывает влияние на мотивацию труда, постановку конкретных служебных и жизненных целей.

Морально-психологические качества отражают нравственные обязательства и этические нормы поведения работника органов правопорядка. Речь идет о должном и необходимом поведении с точки зрения нравственности, профессиональной этики, конкретных норм морали, гуманного отношения к другому человеку. Нравственную основу поведения работника составляют следующие морально-психологические качества: чувство профессионального долга; профессиональная честь; справедливость; принципиальность; честность; порядочность; сочувствие и сопереживание; мужество; установка на соблюдение законности и служебной дисциплины; чувство товарищества; гуманность и сострадание по отношению к потерпевшим от преступлений и т. д. [2, с. 33].

Известно, что хорошо развитые познавательные и интеллектуальные качества позволяют работнику получить достаточную информацию о складывающейся криминогенной обстановке, особенностях личности правонарушителя и т. д. Профессиональная память работника на лица, внешность человека, числа (даты рождения, например), имя, отчество, фамилию и др. позволяет эффективно решить профессиональные задачи. Продуктивное мышление работника характеризуется такими качествами, как гибкость, широта кургозора, критичность, быстрота, сообразительность, прогностичность, эвристичность и др.

Деятельность работника органов правопорядка связана со стрессами и отрицательными переживаниями, в чем и выражаются эмоционально-волевые качества. Среди стресс-факторов, связанных с профессиональной деятельностью, часто называют: большую загруженность работой и отсутствие свободного времени; сложности, связанные с вхождением в новую должность; повышенную ответственность за принимаемые решения; ощущение несоответствия между тем, что должен, что хотел бы и что реально делает; необходимость часто идти на компромиссы во имя сохранения служебной карьеры; недостаток обратной информации о своей деятельности; неудовлетворительные отношения с начальством; неопределенность должностного роста; неблагоприятный социально-психологический климат в профессиональном коллективе и др. Работнику следует обращать внимание на развитие у себя таких эмоционально-волевых качеств, как решительность, настойчивость, самообладание, эмоциональная уравновешенность, выдержка, выносливость, осмотрительность, хладнокровие, уверенность в своих силах и др.

Исследования показали, что существуют коммуникативные качества, способствующие эффективности делового взаимодействия: организованность; уверенность; независимость; скромность; установка на сотрудничество; готовность к помощи; сочувствие; обязательность; владение техникой общения; чуткость; отзывчивость; заботливость; справедливость; искренность в общении; активность в совместной деятельности; общительность; последовательность; тактичность [3, с. 4].

Затрудняют деловое взаимодействие следующие качества: скептицизм; застенчивость; покорность; сверхконформность; переоценка своих возможностей; агрессивность; стремление к доминированию; самодовольство; обособленность; вспыльчивость; обидчивость; недоверчивость; подозрительность; робость; грубость; снисходительность; замкнутость; скрытность.

Говоря об этих проявлениях, нельзя не указать профессиональную деформацию личности, которая представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника правопорядка под влиянием ряда отрицательных факторов деятельности и окружающей среды.

Смотрите так же:  Налог на содержание полиции

Специфика правоохранительной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями нередко содержат в себе элементы отрицательного воздействия на личность сотрудника органа правопорядка. При отсутствии у

работника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости развитие его профессиональной деформации является часто наблюдаемой тенденцией. При этом следует отметить, что профессиональная деформация негативно влияет на деловое общение работника и эффективность его служебной деятельности.

А.В. Буданов выделяет три группы факторов, ведущих к образованию профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой деятельности органов правопорядка; факторы личностного свойства; факторы социально-психологического характера [4, с. 123]. К факторам, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов, следует отнести: детальную правовую регламентацию деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма; наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в их злоупотреблении и необоснованном использовании; корпоративность деятельности, которая может служить причиной изоляции органов правопорядка и их отчуждения от общества; повышенную ответственность за результаты своей деятельности; психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил и т. д.; экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и т. д.); необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями, что может приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры (использованию уголовных жаргонов, обращение по кличкам и т. п.).

Среди факторов, отражающих особенности сотрудников правопорядка, следует назвать: неадекватный возможностям работника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания; недостаточную профессиональную подготовленность; специфическую связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности работника (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.); профессиональный опыт; профессиональные установки (например, восприятие действий других людей как возможных нарушений закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, «глобальной» подозрительности и т.п.); особенности социально-психологической дезадаптации личности работника органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и т. п.; изменение мотивации деятельности, потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и т. п.

К факторам социально-психологического характера обычно относят: неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными; конфликтные отношения и моббинг в общении сотрудников органа правопорядка; неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и т. д.); низкую общественную оценку деятельности органов правопорядка, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов правопорядка, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в нужности своей профессии.

Проявления профессиональной деформации имеют место как во внешней среде деятельности, взаимодействии с объектом деятельности (правонарушителем) и другими гражданами, так и во внутрисистемном общении, совместном выполнении служебных задач с другими работниками, контактах с руководителем. Во внешней среде деятельности можно рассмотреть следующие проявления профессиональной деформации работников органов правопорядка: уверенность и порой самоуверенность в собственной непогреши-

мости при решении профессиональных задач, чрезмерное самомнение и завышенная самооценка; наличие установки на «обвинительный уклон» по отношению к другим людям, чрезмерная подозрительность, грубые ошибки в восприятии и оценке других людей, их действий и поступков; «правовой нигилизм», который проявляется в пренебрежительном отношении к требованиям закона, игнорировании требований закона и произвольном толковании закона и подзаконных нормативных актов; «правовой ригоризм», представляющий собой выраженную установку на ужесточение наказания, применение к правонарушителю более жестких мер наказания безотносительно к особенностям его личности и ситуации совершенного правонарушения; стереотип закрытости, стремления к излишней секретности, приданию своей работе мнимой значительности, тенденция к сверхконтролю; перенос своей служебной роли, профессиональных навыков и установок во внеслужебные отношения; усвоение элементов криминальной субкультуры (уголовного жаргона, норм поведения, обращения к другому человеку и т. д.) и их использование в своей деятельности; «упрощение делового общения», выражающиеся в снижении культуры и этики общения с гражданами, обращения на «ты», применении выражений, оскорбительных для других людей и т. п.; наличие установки на применение только властных методов воздействия на правонарушителей и других граждан, пренебрежение методами психологического влияния, достижения согласия, разрешения конфликта на основе вербального воздействия и т. д.; педантичность, излишний формализм в работе и затягивание вопросов о принятии конкретных решений в рамках своей компетенции [5, с. 26].

Во внутрисистемном управлении, в общении с руководителями и сослуживцами возможны следующие проявления профессиональной деформации: «потеря инициативы в работе», выражающейся в ориентации только на исполнение приказов и распоряжений руководителей, вышестоящих звеньев управления и забвения своих личных должностных обязанностей и ответственности; установка на приоритетность текущего процесса деятельности, выполнения текущих задач вне связи с достижением конечных результатов деятельности, «имитация активной деятельности»; переоценка привычных методов работы и недооценка необходимости внедрения новых методов деятельности, инноваций; установка на совершение формализованных, документально оформленных профессиональных действий при недостаточном внимании к человеку; профессиональный эгоизм (эгоцентризм), часто блокирующий эффективное взаимодействие работников различных служб органа правопорядка и снижающий результаты совместной деятельности.

Часто проявления профессиональной деформации являются следствием обращения работника к неадекватным защитным механизмам в своей деятельности: рационализации (объяснения своих незаконных действий интересами раскрытия и расследования преступления и т. п.); вымещения (например, словесного оскорбления задержанных и т. п.); замещения (например, достижение ложного ощущения своей профессиональной значимости за счет внешней атрибутики деятельности и т. п.); изоляции (сокращения контактов с другими людьми вне рамок своей правоохранительной системы, сужение коммуникативных связей) и др.

Профилактика и преодоление профессиональной деформации работников органов правопорядка. Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Одной из задач такой профилактики является блокирование и сглаживание трех групп указанных факторов, способствующих развитию профессиональной деформации.

Работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя меры как психологического, так и непсихологического (организационно-управленческого, воспитательного) характера.

К частным задачам, решаемым в процессе профилактики профессиональной деформации работников органов правопорядка следует отнести: выработку у сотрудников профессионального иммунитета и высокой культуры в работе; развитие нравственнопсихологической устойчивости и деловой направленности у всех работников органов правопорядка; формирование у работников установки на следование в работе кодексу профессиональной чести; совершенствование стиля и методов управления персоналом; формирование оптимального морально-психологического климата в службах и подразделениях органов правопорядка.

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследований преступлений. М., 1996.

2. Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты : автореф. дис. . канд. психол. наук. М.,1998.

3. Джемс У. Психология. М., 1992.

4. Криминология : учебник / под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. М., 1995.

5. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел : справ. пособие / под ред. Б.Г. Бовина, Н.И. Мягких, А.Д. Сафронова. М., 1997.

Характеристика требований служебной деятельности к личности сотрудника ОВД Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муратшина Н.Ю.

В статье на основе анализа нормативных правовых документов и научно-методической литературы выделены требования служебной деятельности к личностным и профессиональным качествам сотрудников ОВД . Они сгруппированы по восьми группам, качественно различающимся сферой проявления: культурой профессионального общения: моральным духом и нравственно-правовой культурой; отношением к профессиональной деятельности; профессионально значимыми качествами; эмоционально-волевой сферой; отношением к себе; интеллектуальной сферой; гражданскими качествами.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Муратшина Н.Ю.

Текст научной работы на тему «Характеристика требований служебной деятельности к личности сотрудника ОВД»

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД

В статье на основе анализа нормативных правовых документов и научно-методической литературы выделены требования служебной деятельности к личностным и профессиональным качествам сотрудников ОВД. Они сгруппированы по восьми группам, качественно различающимся сферой проявления: культурой профессионального общения: моральным духом и нравственно-правовой культурой; отношением к профессиональной деятельности; профессионально значимыми качествами; эмоционально-волевой сферой; отношением к себе; интеллектуальной сферой; гражданскими качествами.

Ключевые слова: служебная деятельность, требования, сотрудник ОВД, профессиональные и личностные качества.

В принятом в 2011 году Законе РФ «О полиции» в качестве одной из приоритетных задач сформулировано кардинальное улучшение работы по профессиональному воспитанию личного состава ОВД [13]. В Приказе МВД РФ от № 777 от 10.08.2012 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [7] определены цели, порядок организации и критерии оценки морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях. С учетом этих документов Департамент государственной службы кадров МВД России направляет значительные усилия на реформирование системы профессионального воспитания личного состава, налаживание социально-психологической работы в ОВД, совершенствование нормативной правовой базы организации этой деятельности. Перед руководителями органов, подразделений, организаций системы МВД РФ поставлена задача совершенствования профессионального воспитания личного состава органов и подразделений внутренних дел.

Поэтому формирование личности будущего сотрудника ОВД является стратегической задачей воспитательной работы в вузах МВД. В работе И.М. Лебеденко [5]

исследованы особенности организации воспитательной среды в образовательных организациях МВД России. Вопросы особенностей профессионального «Я-образа» сотрудника органов внутренних дел и условия его формирования в вузе МВД России изучены Ф.К. Свободным [9].

Успешное решение воспитательной задачи в процессе обучения в вузах МВД России предполагает знание требований, предъявляемых со стороны служебной деятельности к личности сотрудников ОВД.

Осуществленный нами анализ и обобщение нормативных правовых документов и научно-методической литературы свидетельствуют о существовании различий в выделении и систематизации требований к личностным и профессиональным качествам сотрудников ОВД.

Поэтому задача нашей работы состояла в изучении и научном обосновании требований служебной деятельности к личности сотрудника ОВД.

Решение этой задачи осуществлялось с применением комплекса методов научного исследования, включающего анализ и обобщение научно-методической литературы; анализ законодательных и нормативных правовых документов.

Результаты исследования. Требования

к личности сотрудника ОВД содержатся в ряде нормативных документов: в федеральных законах от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [11] и от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [12], в Указе Президента РФ № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» от 14.10.2012 г. [10], в постановлении Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации [6] и № 777 от 10.08.2012 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [7].

Закон РФ «О полиции» вступил в силу с 1 марта 2011 года [13]. Его основная задача состоит в том, чтобы создавать законодательные основы организации и деятельности полиции в России в соответствии с новыми общественными отношениями в целях создания нового облика органов внутренних дел, повышения эффективности и открытости их работы. В данном документе адаптирован положительный опыт зарубежных стран в области строительства полицейских институтов, а также нормы ряда международных документов, касающихся правоохранительной деятельности. Общие положения Федерального закона «О полиции» устанавливают, что она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция должна незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в её защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Существуют общие требования, предъявляемые к личности сотрудника ОВД вне зависимости от рода служебной деятельности.

1. Требования, связанные с содержанием

работы сотрудника ОВД как видом государственной службы. Положение сотрудников ОВД в системе государственных органов обусловливает предъявление к лицам, назначенным на соответствующие должности, особых требований. Важнейшим из них выступает нравственная культура, обусловливающая моральное доверие со стороны общества.

Деятельность ОВД всегда находится под пристальным вниманием общества, поскольку она в той или иной мере затрагивает интересы всех его членов и ее результаты самым непосредственным образом сказываются на обеспечении безопасности личности, общества и государства, реализации их законных интересов. Работа сотрудников ОВД сопряжена с множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, форм, методов и средств их деятельности. Уже одно то, что обеспечивать правопорядок, спокойную жизнь граждан приходится с использованием мер принуждения и ограничения прав личности, вызывает целый комплекс противоречий как в общественном, так и в индивидуальном сознании.

Предоставление обществом сотрудникам ОВД не только правовой, но и моральной санкции на проведение соответствующей деятельности по охране и защите прав граждан с использованием властных полномочий налагает на них высокую ответственность за строгое и точное соблюдение законности.

2. Требования, связанные с правовой регламентацией деятельности. Ярко выраженный правовой характер деятельности сотрудника ОВД существенно отличает ее от других видов человеческой деятельности. Требовать от других исполнения закона может лишь тот, кто сам безупречен. Поэтому обязательным требованием к личности сотрудника ОВД выступает владение общими знаниями в области права и в смежных областях, а также специализированными знаниями, относящимися к правоохранительной деятельности. При этом речь идет не об абстрактном запоминании той или иной нормы права, а о выработке так назы-

Казанского юридического института МВД России

ваемого юридического мышления, т.е. способности к анализу, синтезу, обобщению и отражению в речи наличных ситуаций с позиций усвоенных и осознанных норм и права, закономерностей их функционирования в обществе.

3. Требования, связанные с противодействием заинтересованных лиц. Несовпадение, противоречие и столкновение человеческих интересов в ходе осуществления деятельности сотрудников ОВД придает ей характер борьбы и обуславливает в качестве требования к его личности наличие умений применять организационно-тактические и психологические приёмы во взаимоотношениях с лицами, оказавшимися в поле его деятельности.

Смотрите так же:  Кбк 2020 на возврат ндфл из бюджета

4. Требования, связанные с наличием властных полномочий. Умение разумно и в рамках закона применять властные полномочия во многом зависит от личных качеств сотрудника ОВД [8, с. 38-39]. В любой ситуации профессиональной деятельности, отличающейся высокой эмоциональной напряжённостью, сотрудник обязан быть объективным в отношении к происходящему, независимо от переживаемых психических состояний, не проявлять административный произвол по отношению к личности.

Уважение прав человека проявляется в максимально почтительном отношении сотрудников к людям без различия расы, пола, языка, религии, в признании в каждом человеке его личного достоинства. Содержание принципа уважения прав человека предполагает возможно более полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, устремлениям; чуткость, вежливость, деликатность, что в профессиональной этике сотрудника ОВД называется этикетом и тактом.

Уважение выступает необходимой моральной предпосылкой осуществления сотрудниками ОВД своих прав и обязанностей, по необходимости связанной с применением мер принуждения, специальных средств, с вторжением в частную жизнь граждан.

Требование к уважению чести, достоинства, личной неприкосновенности челове-

ка, особенно в тех случаях, когда возникает необходимость применения мер принуждения, находит свое отражение в целом ряде международных документов. В частности, в статье 2 «Декларации прав и свобод человека и гражданина» [1] подчеркивается, что права и свободы человека могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе.

Но даже ущемляя права человека в связи с совершением им неправомерных действий, сотрудник ОВД обязан во всех случаях ограничения прав, во-первых, разъяснить гражданину основания, во-вторых, повод такого ограничения, а в-третьих, растолковать возникающие в связи с этим его права и обязанности [13]. Все люди равны перед законом и имеют равное право без какой бы то ни было дискриминации на равную защиту со стороны закона. Указанный принцип достаточно четко выражен в ст. 3 «Декларации прав и свобод человека и гражданина» [1]: «Все равны перед законом и судом».

5. Требования, связанные с соблюдением служебной тайны. Нормативные акты МВД РФ регламентируют требования к секретному режиму, к умению молчать, соблюдать определенную конспирацию при общении с другими людьми. При соблюдении этих требований сотрудник ОВД сталкивается с определенными психологическими трудностями: с желанием, получив значимые и актуальные сведения, поделиться своими знаниями с другими людьми, показать значительность своей работы, поделиться успехом.

6. Требования, связанные с социально-психологической атмосферой служебной деятельности. Действия сотрудника ОВД всегда находятся в фокусе общественного мнения. От него ждут умелых действий, на него надеются, его одобряют или порицают. Поэтому он должен правильно учитывать секторы психологической атмосферы, в которой формируются определённые, иногда ошибочные мнения, и избегать поспешных выступлений в средствах массовой информации и не делать от своего имени преж-

девременных заключений. В ст. 7 Закона РФ «О полиции» по этому поводу сказано: «Сотрудник полиции . должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции». С другой стороны, в ст. 8 говорится, что «полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации.» [13; 10].

Однако в ст. 13 «Декларации прав и свобод человека и гражданина» [1] и в ст. 24 Конституции Российской Федерации [4, с. 5] установлены условия и пределы гласности в деятельности ОВД. В частности, сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, получение и распространение такой информации возможно только на основании закона и только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Кроме того, приоритетный характер защиты личности обязывает должностных лиц ОВД обеспечить каждому индивиду возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Успешное осуществление служебной деятельности сотрудников ОВД напрямую связано с наличием у них высокого уровня профессиональных знаний и умений, личностных и профессионально значимых качеств [3].

К наиболее значимым профессиональным умениям сотрудника ОВД относятся: умение вести переговоры и оказывать психологическое воздействие на правонарушителей, умение устанавливать конструктивные отношения с людьми, не основанные на подавлении, разрешать конфликты ненасильственным путем; умение самостоятельно принимать решения и осознавать меру ответственности за них; умение отстаивать свои интересы и интересы третьих лиц на основе соблюдения действующего законодательства; умение осуществлять сбор, изучение и анализ материалов из раз-

личных источников, делать объективные и взвешенные выводы; умение выражать свои мысли, дискутировать и слушать, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

На формирование и проявление этих умений оказывают существенное влияние личностные и профессионально значимые качества, обусловливающие устойчивые отношения к: служебной деятельности (целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, аккуратность; интеллектуальность, оперативность в принятии решений и др.); окружающим людям (честность, интерес к человеку, наблюдательность, контроль над агрессивностью и др.); себе (уверенность в себе, активная жизненная позиция и др.).

Поступая на службу в органы внутренних дел, человек добровольно берет на себя определенные обязательства, связанные со служебной деятельностью в условиях профессионального риска (риск нарушения законности; риск применения оружия и специальных средств; риск неправильной оценки информации и принятия ошибочных решений; риск принятия методов, не отраженных в нормативных правовых актах; риск причинения морального, физического и имущественного вреда при исполнении служебных обязанностей; оперативный риск; риск контакта с представителями криминальной среды).

В педагогической литературе приводятся стандартные критерии профессионализма сотрудника ОВД [8, с. 38-39].

К наиболее значимым из них относятся; соответствующий объем знаний; самостоятельность в принятии решений; чувство общности с коллегами; следование кодексу этики; приверженность к работе, основанной на стремлении удовлетворить интересы общества.

Отмечается, что для осуществления служебной деятельности в динамично развивающемся и открытом гражданском обществе сотрудники ОВД должны обладать комплексом таких личностных качеств, как: активная жизненная позиция, стремление и способность жизненного, личностного и профессионального самоопределения; стремление и способность к личностному и

профессиональному саморазвитию и творческой самореализации, открытость новому знанию и новым технологиям профессиональной деятельности и общения как к средствам реализации творческого потенциала; волевые качества (способность своевременного выбора и принятия профессиональных решений и самоорганизации в процессе их реализации); способность эффективно взаимодействовать с людьми.

Подчеркивается, что сотрудник ОВД — высоконравственная личность, гражданин-патриот и специалист-профессионал. Его отличают: высокий уровень сформиро-ванности мировоззренческих, социальных, политических, нравственных, правовых взглядов и убеждений; высокая профессиональная культура общения и взаимоотношений; добросовестное отношение к служебным обязанностям; установка на самоанализ и самосовершенствование; физическое здоровье; профессионально значимые качества на уровне квалификационных требований к специалисту.

Обобщая содержание приведенных выше законодательных и нормативных правовых документов, а также литературные данные по исследуемой проблеме, можно заключить следующее:

1. Современный сотрудник ОВД должен обладать высокой культурой профессионального общения, уметь эффективно взаимодействовать с людьми. Это проявляется в трех сферах общения. Он должен: проявлять уважение к коллегам, профессиональную солидарность и взаимопомощь, чувство общности с коллегами, поддерживать в служебном коллективе благоприятный морально-психологический климат, устанавливать с коллегами конструктивные отношения, уметь выражать свои мысли, дискутировать и слушать, аргументированно отстаивать свою точку зрения; проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, проявлять уважение и не оказывать предпочтение каким-либо политическим партиям, другим общественным объединениям, религиозным и иным организациям, профессиональным или социальным группам, гражданам; уметь ока-

_______________________№ 3(21) 2015

зывать психологическое воздействие на правонарушителей, применяя адекватные организационно-тактические и психологические приёмы.

2. Он должен обладать высоким моральным духом и высокой нравственной культурой. Моральный дух и нравственная культура предполагают: честность; нравственные взгляды и убеждения; моральную установку на верность Присяге; соблюдение норм профессиональной этики и служебного поведения и профессионального общения; уважение и защиту прав и свобод человека и гражданина, его жизни и здоровья; защиту чести и личного достоинства; принципиальность, соблюдение норм общественной морали.

3. Он должен обладать высоким уровнем правовой культуры. Это связывается с: высоким уровнем развития правосознания; наличием правовых взглядов и убеждений о необходимости соблюдения Конституции Российской Федерации и федеральных законов; признанием, соблюдением и защитой прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина, не допускающими принятия решений, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности; готовностью отстаивать свои интересы и интересы третьих лиц на основе соблюдения действующего законодательства; готовностью защищать благородные общественные идеалы: свободы, демократии, торжества законности и правопорядка.

4. Требования по поводу отношения к профессиональной деятельности связываются с: преданностью, работоспособностью и полной самоотдачей в работе, готовностью не щадить своих сил в борьбе с преступностью; добросовестным отношением к служебным обязанностям; профессионально значимыми качествами на уровне квалификационных требований к специалисту, морально-психологической готовностью к выполнению оперативно-служебных задач; ответственным, обязательным отношением к своему слову и делу, личной ответственностью за историческую судьбу Отечества, за свои слова и дела; аккуратностью, организованностью, испол-

нительностью, дисциплинированностью; с недопущением публичных высказываний, суждений и оценок.

5. Для сотрудника ОВД наиболее значимыми являются следующие особенности эмоциональной сферы: контроль над агрессивностью; эмоциональная устойчивость, уравновешенность, контроль своего поведения и внешних проявлений эмоций; умение применять методики психологической саморегуляции психических состояний.

6. Волевая сфера личности сотрудника ОВД должна отвечать следующим требованиям: способность к самостоятельному принятию решений; целеустремленность; настойчивость; решительность, проявляющаяся в своевременности принятия профессиональных решений; способность брать на себя ответственность за свои решения, действия и поступки; мужество, способность к служебной деятельности в условиях профессионального риска; выдержка и самообладание.

7. В отношении к себе сотрудника ОВД должны отличать: уверенность в себе; активная жизненная позиция; стремление и способность к жизненному, личностному и профессиональному саморазвитию, самоопределению и творческой самореализации; самокритичность.

8. К интеллектуальной сфере сотрудников ОВД предъявляются следующие требования: открытость новому знанию и новым технологиям, владение навыками профессионального самообразования и саморазвития; наблюдательность, способность осуществлять сбор информации; юридическое мышление, т.е. способность к анализу, синтезу и обобщению наличных ситуаций с позиций усвоенных и осознанных норм и права, закономерностей их функционирования в обществе; способность к четкому изложению информации в устной и письменной формах; владение общими знаниями в области права и специализированными знаниями, относящимися к правоохранительной деятельности.

9. Гражданские качества сотрудника ОВД характеризуются: высоким уровнем сформированности мировоззренческих, социальных, политических взглядов и убежде-

ний, пониманием социальной значимости своей роли, своей ответственности перед обществом и государством, пониманием гражданского долга; готовностью к исполнению Долга беззаветного служения Отечеству беречь и приумножать основополагающие нравственные ценности: гражданствен-

ность, государственность и патриотизм.

Соответствие сотрудников ОВД приведенным выше требованиям обеспечивает высокий уровень служебной дисциплины и соблюдение законности и выступает необходимыми предпосылками эффективности служебной деятельности.

Таким образом сотруднику ОВД со стороны современного общества и государства предъявляется комплекс требований, обусловленный спецификой правоохранительной деятельности как вида государственной службы. К наиболее значимым из них относятся: высокая культура профессионального общения при взаимодействии с коллегами, гражданским населением и правонарушителями; высокий моральный дух и нравственно-правовая культура; отношение к профессиональной деятельности, проявляющееся в ответственности, добросовестности, аккуратности, организованности, исполнительности, дисциплинированности и полной самоотдаче при выполнении служебных обязанностей; профессионально значимые качества на уровне квалификационных требований к специалисту; зрелость эмоционально-волевой сферы; зрелое отношение к себе; высокий уровень развития интеллектуальной сферы; высокий уровень развития гражданских качеств. Соответствие сотрудников ОВД этим требованиям обеспечивает высокий уровень служебной дисциплины и соблюдение законности и выступает необходимой субъективной предпосылкой эффективности служебной деятельности.

1. Декларации прав и свобод человека и гражданина. — Доступ из СПС «Консультант Плюс».

2. Закон Российской Федерации «О полиции». Официальный текст с комментариями полковника полиции А. И. Бочарова. — М. : Книжный мир, 2011.

3. Кикоть В. Я. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / В. Я. Кикоть, А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 512 с.

4. Конституция Российской Федерации // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.

5. Лебеденко И. М. Воспитательная среда образовательного учреждения МВД России : авто-реф. дис. . канд. пед. наук / И. М. Лебеденко. — М. : 2011. — 24 с.

6. Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012г. № 1259. — Доступ из СПС «Консультант Плюс».

7. Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД РФ № 777 от 10.08.2012 г. — Доступ из СПС «Консультант Плюс».

8. Психология. Педагогика. Этика : учебник для вузов / О. В. Афанасьева и др. ; под ред. Ю. В. Наумкина. — М. : Закон и право ; ЮНИТИ, 1999.

9. Свободный Ф. К. Профессиональный «Я-образ» сотрудника органов внутренних дел и оптимизация его формирования в высшем образовательном учреждении МВД России : автореф. дис. . к.п.н. / Ф. К. Свободный. — М., 2003. — 23 с.

10. О дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации : Указ Президента РФ № 1377 от 14.10.2012 г. — Доступ из СПС «Консультант Плюс».

11. О противодействии коррупции : Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ. — Доступ из СПС «Консультант Плюс».

12. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ. — Доступ из СПС «Консультант Плюс».

13. О полиции : Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ. — Доступ из СПС «Консультант Плюс».

© Муратшина Н.Ю., 2015 Статья получена: 01.09.2015

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *