Требования к практическим заданиям

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по планированию, организации и проведению лабораторных и практических работ

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Снежнянский горный техникум»

зам.директора по УР

_______ А.В. Рыбачонок

по планированию, организации и проведению

лабораторных и практических работ, практических занятий

(из опыта работы Миськив Е.П., преподавателя высшей квалификационной категории)

Рассмотрено на заседании

Протокол № ____ от «__»___ 2017г.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Для подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения – аналитические, проектировочные, конструктивные. Поэтому характер заданий на учебных занятиях должен быть таким, чтобы студенты были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, свойства материалов, их структуру, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи.

В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности широко используются анализ и решение производственных ситуационных задач, деловые игры. При разработке их содержания следует учитывать уровень сложности специалиста среднего звена.

Лабораторные (практические) работы и практические занятия являются средством связи теоретического и практического обучения.

Цели и задачи этих учебных занятий направлены на углубление, закрепление, экспериментальное подтверждение теоретических знаний

и формирование профессиональных и общих компетенций, учебных и профессиональных умений обучающихся.

При формировании перечня и отборе содержания лабораторных и

практических работ по дисциплине прежде всего руководствуются перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у специалиста в процессе изучения данной дисциплины, а также перечнем профессиональных и общих компетенций, на формирование которых работает учебная дисциплина или междисциплинарный курс.

Выполнение обучающимися лабораторных и практических работ формирует:

? учебно-аналитические умения (обобщение и систематизация теоретических

? умения применять профессионально-значимые знания в соответствии с

? креативные умения будущих специалистов (аналитические, проектировочные, конструктивные).

Учебные дисциплины и профессиональные модули, по которым планируются

лабораторные и практические занятия, а также их объемы, определяются рабочими учебными планами по конкретным специальностям среднего профессионального образования.

Содержание лабораторных работ и практических занятий определяется рабочими программами и календарно-тематическим планированием по учебным дисциплинам, которое должно соответствовать теоретическому материалу изучаемого раздела.

С целью создания оптимальных условий для проведения лабораторных работ и практических занятий учебная группа может быть разделена на подгруппы численностью не менее 8 человек.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

2.1. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является

экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений учебной дисциплины, овладение техникой каких-либо практических действий, умением решать практические задачи путем проведения измерений, предложенных методик и т.д.

2.1.1. В ходе работы студенты вырабатывают умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести какие-либо практические действия, проводить расчеты, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков.

Одновременно у студентов формируются профессиональные умения и навыки обращения с различным оборудованием, приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами для проведения практических действий.

В соответствии с дидактическими целями определяется и содержание

• установление и изучение свойств конструкционных материалов, металлов и сплавов, их структурных характеристик, количественных зависимостей;

• изучение и анализ всевозможных диаграмм и процессов термической и химико-термической обработки, поиск закономерностей;

• установление и подтверждение закономерностей, определенных теоретическими положениями;

• изучение устройства и работы твердомеров и другого оборудования;

• ознакомление с методиками проведения экспериментально- исследовательской работы;

• анализ качественных и количественных характеристик, технологий, структур конструкционных материалов, металлов и сплавов.

2.1.2. При планировании лабораторных работ следует учитывать формирование практических умений обучающихся и студентов:

• в обращении с различным оборудованием;

• в исследовании и анализе профессионально-значимых теоретических

2.2. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование профессионально-значимых практических компетенций.

Так, на практических занятиях по материаловедению у студентов формируется умение распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; определять виды конструкционных материалов; выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; проводить исследования и испытания материалов; рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья.

2.2.1. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий может быть:

• изучение справочных материалов, анализ производственной документации, выполнение заданий с их использованием;

• анализ производственных ситуаций, решение конкретных производственных и других заданий, принятие управленческих решений;

• решение задач разного рода, расчет и анализ различных показателей,

составление и анализ формул, уравнений, обработка результатов практических заданий;

• изучение устройства оборудования, диаграмм состояния сплавов, функциональных схем;

• ознакомление с технологическим процессом, разработка технологической

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

3.1. Лабораторная работа должна проводиться в специально оборудованных учебных лабораториях или непосредственно на предприятии.

Продолжительность лабораторной работы – не менее 2-х академических часов.

Перед проведением лабораторной работы преподавателем организуется инструктаж, а по ее окончании – обсуждение итогов.

3.2. Практическое занятие может проводится в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (компьютерных лабораториях).

Продолжительность практического занятия – не менее 2-х академических часов.

Структурными компонентами практического занятия являются:

• инструктаж, проводимый преподавателем;

• самостоятельная работа студентов; анализ и оценка выполнения студентами практических работ.

3.3. Проведению лабораторной работы или практического занятия должна предшествовать проверка теоретической подготовленности студентов.

3.4. Для проведения лабораторных работ и практических занятий преподавателем должны быть разработаны методические рекомендации.

Требования к оформлению методических рекомендаций лабораторных работ определяются в соответствии со спецификой содержания учебных дисциплин и междисциплинарных курсов, а также общих требований по оформлению учебной документации в ГПОУ «СГТ».

3.5. Эффективность лабораторных и практических занятий зависит в значительной степени от того, как проинструктированы студенты о выполнении практических и лабораторных работ.

Опытные преподаватели используют инструктивные карты для

самостоятельного проведения студентами таких работ. Карты позволяют не описывать подробно весь ход выполняемой работы, а уделить внимание наиболее существенным моментам: актуализации знаний; по теме, практическим действиям, теоретическому обоснованию выполняемых заданий.

При подготовке к работе по карте студенты получают возможность спланировать свою деятельность.

В карты-инструкции, подготовленные преподавателем для организации

деятельности студентов на лабораторных работах и практических занятиях, включаются:

• пояснение некоторых теоретических положений;

• рекомендации, связанные с методикой выполнения лабораторных и

• описание последовательности лабораторной (практической) работы;

• перечень учебной и специальной литературы.

Педагогическая ценность подобных карт заключается в том, что они представляют собой четкую инструкцию для самостоятельной работы студентов. Если студент пропустил какое-то занятие, он может выполнить работу индивидуально во внеучебное время.

3.6. Лабораторные работы и практические занятия могут иметь:

• частично поисковый характер;

4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Работы, имеющие репродуктивный или репродуктивно-творческий характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся и студенты применяют подробные инструкции (см. п. 3.5.).

При выполнении частично поисковых работ обучающиеся и студенты не применяют подробные инструкции, а самостоятельно осуществляют подбор оборудования, выбирают способы аналитических действий; планируют использование учебной и справочной литературы.

Работы, носящие поисковый характер, выполняются как решение проблемы с опорой на имеющиеся теоретические знания.

При планировании лабораторных работ и практически занятий необходимо определять оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых способов деятельности, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной активности обучающихся и студентов.

3.7. При проведении лабораторных работ и практических занятий могут быть использованы различные формы организации учебной деятельности обучающихся и студентов: фронтальная; групповая; индивидуальная; их сочетание;

• по дидактической цели: и ллюстративные, исследовательские;

• по характеру и содержанию деятельности студентов: качественные, количественные, комплексные, межпредметные.

3.8. Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практических занятий рекомендуется:

• методическое сопровождение заданий и упражнений в соответствии с

профилем специальности студента и профессии обучающегося;

• применение тестового контроля, определяющего уровень теоретической

подготовленности обучающихся и студентов к лабораторной работе или

• использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ,

построенных с применением методов проблемного обучения;

• проведение лабораторных работ и практических занятий с применением

заданий, дифференцированных по уровню сложности.

5. ОЦЕНИВАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

5.1. Оценивание лабораторных и практических работ проводится

дифференцированно (по пятибалльной системе) и при определении оценок за семестр рассматривается как один из основных показателей текущего учета знаний.

Оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий выставляются в учебные журналы не позднее 3-х дней после проведения данного учебного занятия. Если данное практическое занятие было пропущено студентом по уважительной причине, то он отрабатывает его на консультации согласно графика проведения консультаций по дисциплине. Оценка выставляется на специально отведенной странице учебного журнала по данной дисциплине. Все полученные оценки по практическим и семинарским занятиям учитываются при дифференцированном зачете или экзамене согласно учебного плана.

5.2. При наличии лабораторных и практических работ, за которые не поставлена дифференцированная положительная оценка или зачет, обучающемуся или студенту не выставляется положительная оценка по дисциплине за семестр.

5.3. Все выполненные отчеты по лабораторным и практическим работам находятся у студентов и предъявляются к зачету или экзамену.

6. МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА

ЛАБОРАТОРНЫМИ И ПРАКТИЧЕСКИМИ РАБОТАМИ

Важную роль на лабораторных и практических занятиях играет педагогическое руководство. На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, а также инструктаж, в процессе которого студенты осмысливают сущность задания, последовательность выполнения его отдельных элементов. Преподаватель должен проверить теоретическую и практическую подготовленность студентов к занятию, обратить внимание на трудности, которые могут возникнуть в процессе работы, ориентировать студентов на самоконтроль.

Потребность в руководстве преподавателя многие студенты испытывают, когда приступают к выполнению задания. На этом этапе некоторым из них нужны помощь, корректировка действий, проверка промежуточных результатов. Опытные преподаватели не спешат подсказать студенту готовое решение или исправить допущенную ошибку, а наблюдают за действием студента, одобряют, или, наоборот, предупреждают о возможной неудаче, ставят вспомогательные вопросы. Наблюдения за работой дают возможность направлять в нужное русло ход мыслей студента, развивать его познавательную самостоятельность, творческую активность,

регулировать темп работы. Последовательно, от занятия к занятию возрастают требования к самостоятельности обучаемых при выполнении практических работ.

Примерная структура и хронометраж времени на каждый элемент практического занятия приведен в приложении 1.

Примерные инструкционные карты лабораторной и практической работы приведены в приложении 2, в приложении 3.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

    Игорь Ашанин 2 лет назад Просмотров:

    1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ РД ПГУТИ Система менеджмента качества ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Самара 2016

    2 Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Отделом менеджмента качества Исполнители: Витевская О.В. начальник отдела менеджмента качества (ОМК) 2 ВНЕСЕН Советом по качеству ПГУТИ 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом ректора от г. в качестве руководящего документа РД ПГУТИ «Организация и проведение практических занятий.» 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 2

    3 Содержание 1 Общие положения Нормативные ссылки 4 3 Обозначения и сокращения Цели, задачи, виды практических занятий Требования к проведению практических занятий Структура практических занятий Разработка учебно-методической документации по организации и проведению практических занятий Управление документом. 12 Приложение А Методическая рекомендация для проведения практического (семинарского) занятия Приложение Б Задание студентам на практическое занятие.. 15 Приложение В Задание студентам к семинару

    4 1 Общие положения 1.1 Настоящее определяет порядок организации и проведения практических занятий в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» (далее ПГУТИ). 1.2 Практическое занятие — это занятие, проводимое под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленное на углубление научнотеоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы. Семинар — это практическое занятие по гуманитарной дисциплине, на котором студенты приобретают умения оформлять рефераты, учатся конспектировать первоисточники, устно излагать материал, а также защищать научные положения и выводы. 1.3 обязательно для применения на всех кафедрах ПГУТИ. 2 Нормативные ссылки федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказ Минобрнауки России от г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»; федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее ФГОС ВО); Устав ПГУТИ. 3 Обозначения и сокращения ОМК отдел менеджмента качества; РД руководящий документ; УМК учебно-методический комплекс ; ФГБОУ ВО ПГУТИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»; ФГОС ВО Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. 4

    5 4 Цели, задачи, виды практических занятий 4.1 Целью практических занятий является формирование и отработка практических умений и навыков — учебных или профессиональных, необходимых в последующей профессиональной деятельности обучающихся. 4.2 Основными задачами практических занятий являются: углубление уровня освоения общекультурных и профессиональных компетенций; обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных практических знаний по конкретным темам дисциплин различных циклов; приобретение студентами умений и навыков использования современных теоретических знаний в решении конкретных практических задач; развитие профессионального мышления, профессиональной и познавательной мотивации; приближение учебного процесса к реальным условиям работы того или иного специалиста. 4.3 В соответствии с целями и дидактическими задачами различают: а) демонстрационные практические занятия вид практического занятия, в рамках которого, представляется студентам возможность пронаблюдать наиболее эффективную, идеальную, действенную модель какого-либо процесса, показываемую на практике (реальный процесс, реальное трудовое действие и т.п.). б) самостоятельные практические занятия могут быть: работами по образцу, цель которых решение типовых задач в строгом соответствии с содержанием методических указаний и рекомендациями преподавателя; реконструктивными работами, при которых студент получает методические указания лишь в схематическом виде, а для выполнения работы требуется элемент творчества на основе ранее приобретенных умений и навыков; вариантными работами, в ходе которых изыскиваются новые варианты выполнения работы, не предусмотренные указаниями преподавателя и методическими рекомендациями; творческими работами, цель которых поиск решения новой задачи. 4.4 Формы организации практических занятий определяются в соответствии с целями обучения и могут представлять собой: Фронтальную форму организации занятий — все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу. Групповую форму организации занятий — одна и та же работа выполняется бригадами (подгруппами) по 2-5 человек. Индивидуальную форму организации занятий — каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание. 5

    6 6 5 Требования к проведению практических занятий 5.1 Объем времени на выполнение практических занятий отражается в учебном плане и в рабочих программах учебных дисциплин. Распределение отведенного объема времени осуществляется преподавателем соответствующей дисциплины с учетом специфики изучаемой дисциплины и в соответствии с ведущей дидактической целью содержания практических занятий. 5.2 Продолжительность занятия не менее двух академических часов. 5.3 Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях. 5.4 Практические занятия должны быть обеспечены в достаточном объеме необходимыми методическими материалами, включающими в себя комплект методических указаний к циклу практических работ по данной дисциплине. 5.5 Содержание практических занятий по учебной дисциплине должно охватывать весь круг профессиональных умений, практического опыта на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина. 5.6 Студент обязан быть на практическом занятии во время, установленное расписанием, и с необходимой предварительной подготовкой. 5.7 В конце практического занятия преподаватель оценивает работу студента через разные формы, спланированные преподавателем. 5.8 Студент обязан выполнить практическую работу, пропущенную по уважительной причине, в часы, согласованные с преподавателем. 6 Структура практического занятия 6.1 Объем в часах практических занятий определяются рабочим учебным планом по направлению (специальности). 6.2 Основанием для проведения практических занятий являются: рабочая программа учебной дисциплины; фонд оценочных средств учебной дисциплины; расписание учебных занятий. 6.3 Практическое занятие состоит из следующих элементов: вводная часть, основная и заключительная. Вводная часть обеспечивает подготовку студентов к выполнению заданий работы и включает в себя: формулировку темы, цели занятия, обоснование его значимости в профессиональной подготовке студентов; проверку готовности студентов к занятию; инструктаж по технике безопасности (при необходимости); распределение студентов по группам (при необходимости) и определение последовательности работы; объяснение методов (способов, приемов) выполнения заданий;

    7 характеристику требований к результату работы. Основная часть включает процесс выполнения практической работы, под руководством преподавателя. Она может сопровождаться дополнительными разъяснениями по ходу работы, устранением трудностей при ее выполнении. При демонстрационном практическом занятии студенты могут наблюдать реальный процесс, а затем его анализировать. Заключительная часть содержит: подведение общих итогов занятия; оценку результатов работы отдельных студентов; ответы на вопросы студентов; выдачу рекомендаций по устранению пробелов в системе знаний и умений студентов, по улучшению результатов работы. 6.4 При аттестации студента по итогам его работы на практических занятиях используется фонд оценочных средств данной дисциплины и шкалы оценок, разработанные для оценки работы студента на практических занятиях. 7 Разработка учебно-методической документации по организации и проведению практических занятий 7.1 Темы практических занятий разрабатываются преподавателем соответствующей дисциплины самостоятельно, в соответствии с содержанием образования по соответствующему разделу, теме и с указанием критериев оценивания, включенных в фонд оценочных средств. (РД ПГУТИ Фонд оценочных средств для текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации студентов в ПГУТИ. ). 7.2 Для проведения практических занятий преподавателями разрабатываются методические рекомендации по их выполнению. Рекомендации разрабатываются по каждому практическому занятию предусмотренными рабочей программой учебной дисциплины, в соответствии с количеством часов, требованиями к знаниям, умениям, навыкам. 7.3 Методические рекомендации для проведения практического (семинарского) занятию обсуждаются на заседании кафедры, утверждаются заведующим кафедрой и имеют следующую структуру (приложение А): Титульный лист с наименованием темы занятия; I. Учебные и воспитательные цели (в т. ч. коды контролируемых компетенций) II. Расчет учебного времени III. Место проведения практического занятия (семинара) IV. Учебно-материальное обеспечение а) наглядные пособия (схемы, слайды) б) технические средства обучения в) другое 7

    8 V. Методические рекомендации руководителю по подготовке и проведению практического занятия Общие организационно-методические рекомендации (в том числе по организации самостоятельной подготовки студентов к занятию): методические рекомендации по вступительной части занятия; методические рекомендации по проверке готовности студентов к занятию; методические рекомендации по основной части занятия (отдельно по каждому учебному вопросу) с изложением методики отработки вопросов (включая методику и содержание ситуационных задач, отработку умений (приемов, тренажей); методические рекомендации по оценке знаний студентов по каждому учебному вопросу и занятию в целом; методические рекомендации по заключительной части. VI. Литература для подготовки преподавателей к практическому занятию а) основная б) дополнительная VII. Учебные материалы Краткое изложение содержания каждого учебного вопроса по теме занятия. Набор тестовых заданий и задач с решениями по каждому учебному вопросу. Приложения. 7.4 Пример методических рекомендаций по подготовке к практическому (семинарскому) занятию: I. Учебные и воспитательные цели (в т. ч. коды контролируемых компетенций):. Учебными целями проведения практического занятия (семинара) является наиболее полное усвоение студентами материала данной темы курса, совершенствование ими навыков устной и письменной речи, анализа, сравнения и обобщения фактов и примеров, приведенных в лекциях и заданиях к практическому занятию (семинару). Воспитательными целями семинара являются развитие у студентов навыков работы в группах, ведения дискуссий, творческого поиска решений, нахождения компромиссов. В ходе практического занятия у студентов формируются следующие компетенции. 8 II. Расчет учебного времени Содержание занятия Общий бюджет времени Вступительная часть Учебные вопросы (основная часть): Заключительная часть Время, мин

    9 III. Место проведения практического занятия (семинара) Практическое занятие (семинар) проводится в аудитории при наличии мультимедийного проектора. IV. Учебно-материальное обеспечение а) наглядные пособия (схемы, слайды) б) технические средства обучения: мультимедийный проектор, персональный компьютер (ноутбук). V. Методические рекомендации руководителю по подготовке и проведению семинара Практическое (семинарское) занятие должно закрепить теоретические знания студентов, полученные на лекциях и при самостоятельной подготовке по проблемам. Методами и средствами достижения учебных целей являются: — самостоятельная подготовка студентов в объеме учебных заданий; — проверка подготовленности студентов к занятиям путем проведения собеседования или дискуссии; — определение степени подготовленности к занятиям с помощью контрольных вопросов по материалам лекций; — определение степени подготовленности к занятиям с помощью тестирования по материалам лекций. Методические рекомендации по опросу студентов Для оценки знаний студентов по пройденной теме проводится опрос по материалам лекции. Вопросы формируются таким образом, чтобы студенту было необходимо провести анализ, сопоставление или обобщение материала лекций. Простой пересказ содержания лекций не является залогом получения высокой оценки. Критерии оценки знаний студентов Правильные и уверенные ответы в объеме программы изучения вопросов темы, умение делать выводы из полученных фактических данных дают возможность оценивать ответы, знания и умения положительно. Оценка теоретических знаний и практических навыков студентов осуществляется по 5- бальной системе. Важным элементом системы оценки знаний является возможность получения студентом итогового зачета на основании текущей успеваемости. Это стимулирует более активную работу студентов как в процессе подготовки к семинару, так и при проведении семинара. VI. Литература для подготовки преподавателей к семинару а) Основная литература б) Дополнительная литература 7.5 В зависимости от конкретного содержания занятия преподаватель заполняет реализуемые пункты плана, определяет время их выполнения (с по ). Номер темы указывается в соответствии с программой изучения данной дисциплины. Номер элемента занятия устанавливается в хронологическом порядке. В плане дается краткое содержание (тезисы) вступительной части, в которую в качестве ее основных элементов включаются проверка готовности студентов к занятию и инструктаж по правилам безопасности. 9

    10 На два-три учебных часа занятия рекомендуется выносить на обсуждение один-три основных вопроса из указанных в задании на семинар, но сформулировать их можно несколько иначе, с тем, чтобы по возможности охватить все наиболее важные узловые проблемы данной темы. Содержание учебных вопросов излагается кратко. При этом могут быть сделаны записи формулировок, цитат, основных теоретических положений, обоснованных расчетов, характерных примеров, указаны схемы, чертежи, плакаты и графики. В разделе V указываются: примерное содержание вводной части, порядок, содержание и методика рассмотрения учебных вопросов, основные положения (требования) руководящих документов, которыми необходимо пользоваться при подготовке к занятию и в ходе его проведения, а также порядок использования иллюстративного материала и технических средств обучения. В рекомендациях по методике рассмотрения учебных вопросов должны быть определены положения, на которых необходимо сосредоточить особое внимание, приведены выдержки из документов, примеры, а так же предложены целесообразные методы обучения, приемы, способствующие созданию творческой обстановки и развязыванию дискуссии. Особое внимание должно быть уделено методике постановки и решения на семинаре проблемных вопросов. Их нужно формулировать так, чтобы побуждать обучаемых к творческому поиску. Студенты должны находить правильные решения путем анализа, сравнения, обобщения определенных теоретических положений, фактов, примеров и изучения дополнительной литературы, а не брать готовые ответы из учебников и пособий. Кроме того, преподавателю следует раскрыть пути решения каждого проблемного вопроса и обосновать наиболее приемлемый из них. В разделе VII (Учебные материалы) в виде отдельных приложений приводится подробный учебно-методический материал (сгруппированный по отдельным разделам, вопросам) для подготовки и проведению семинара. теоретические сведения, расчетные формулы. 7.6 Методические рекомендации по выполнению практических работ должны быть доступны обучающимся. 7.7 На основании методических рекомендаций по всем практическим занятиям, предусмотренным рабочей программой, может разрабатываться учебное (учебно-методическое) пособие, предназначенное для студентов. Учебно-методическое пособие должно включать в себя: титульный лист; введение; содержание (последовательно перечисляются темы практических работ с указанием номеров листов, на которых начинается материал); 10

    11 основная часть (методические рекомендации выполнения по каждому занятию, предусмотренному рабочей программой учебной дисциплины); заключение. 7.8 Задание студентам на практическое (семинарское) занятие разрабатывается по предлагаемой форме (приложение Б, В) и является основным методическим документом студента. Задание студентам составляется на основе содержания прочитанных лекций или самостоятельно изученных студентами тем учебной дисциплины согласно программе обучения. Задание студентам на практическое (семинарское) занятие является основным методическим документом для самостоятельной подготовки студентов к семинару и поэтому должно быть своевременно выдано студентам (в бумажной, электронной форме) в количестве, необходимом для организации учебного процесса. 7.9 В задании на практическое занятие указываются три-четыре учебных вопроса, по которым студент должен подготовиться перед занятием. Поставленные учебные вопросы должны охватывать основные разделы темы. В разделе II следует указать, как студентам организовать подготовку к занятию, что изучить, что исполнить, к чему быть готовым (может быть приведен перечень контрольных вопросов по теме занятия); указываются также порядок проведения практического занятия и при необходимости меры безопасности. Приложениями к заданию могут быть карты или схемы, справочный материал в виде таблиц, выдержек из руководств и пособий и др. Задания для студентов на практические занятия могут быть групповыми или индивидуальными При разработке задания к семинару для более полного охвата пройденной темы целесообразно наметить для изучения несколько больше вопросов, чем их будет вынесено на семинар (на двух-четырехчасовое семинарское занятие заданием обычно предусматривается подготовка студентов по двум-четырем узловым вопросам). Учебные вопросы следует формулировать так, чтобы они не только требовали от студентов тщательного изучения учебного материала, но и способствовали развитию творческого мышления, умения находить пути решения и ответы на проблемные вопросы. По некоторым темам в задание можно включить подготовку одного-двух рефератов (докладов, сообщений) по наиболее сложным вопросам и заблаговременно назначить докладчиков. На выступление с рефератом обычно отводится не более 15 минут, с сообщением до 10 минут. В список обязательной литературы включаются учебники, учебные пособия и др. В список дополнительной литературы включаются монографии, научные труды, издания периодической печати, содержащие материалы, способствующие углублению и расширению знаний по изучаемой теме. 11

    12 Литература указывается постранично (в отдельных случаях могут быть указаны разделы, главы, статьи) в объеме, не превышающем возможностей студентов по подготовке к семинару. В методических рекомендациях рассматриваются организация и методика подготовки студентов к занятию. Целесообразно указать студентам последовательность и порядок изучения учебных вопросов, методы работы с рекомендованной литературой, структуру ответов, их продолжительность и т.д. Следует обратить внимание студентов на вопросы, требующие более глубокой проработки, предложить подготовить дополнительные примеры. Задание студентам к семинару обычно выдается до начала лекционного курса по данной теме. Это мобилизует студентов на лучшее восприятие лекций, повышает их внимание и помогает более целеустремленно вести необходимые записи Сборник задач и упражнений по учебной дисциплине или ее разделу (при необходимости) предназначен, в основном, для самостоятельной работы студентов. Он должен содержать краткую теоретическую часть, включающую основные формулы, необходимые для решения задач, и пояснения к ним. Основой сборника является достаточно широкий набор заданий и задач с примерами их решений. Желательно, чтобы кроме типовых задач присутствовали и задания повышенной сложности, выполнение которых требует творческого подхода. Сборник может быть снабжен необходимым справочным материалом Методические рекомендации для проведения практического (семинарского) занятию входят в состав учебно-методического комплекса (УМК). 8 Управление документом Настоящий документ хранится в отделе менеджмента качества в течение срока действия. Изменения могут производиться в порядке, установленном СТО ПГУТИ Настоящий документ доводится до всех подразделений университета сотрудниками отдела менеджмента качества согласно перечню рассылки. 12

    13 Приложение А (рекомендуемое) Методическая рекомендация для проведения практического (семинарского) занятия Федеральное агентство связи Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» Кафедра (наименование кафедры) «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий кафедрой наименование кафедры подпись, Фамилия И.О. 201 г. МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО (СЕМИНАРСКОГО) ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине: (наименование учебной дисциплины) Тема: (наименование темы) Обсуждено на заседании кафедры 201 г. протокол Самара

    14 I. Учебные и воспитательные цели (в т. ч. коды контролируемых компетенций) II. Расчет учебного времени Содержание занятия Время, мин. Общий бюджет времени Вступительная часть Учебные вопросы (основная часть): 1. (наименование учебного вопроса) 2. и т.д. Заключительная часть III. Место проведения практического занятия (семинара) IV. Учебно-материальное обеспечение а) наглядные пособия (схемы, слайды) б) технические средства обучения в) другое V. Методические рекомендации руководителю по подготовке и проведению практического занятия Общие организационно-методические рекомендации (в том числе по организации самостоятельной подготовки студентов к занятию): методические рекомендации по вступительной части занятия; методические рекомендации по проверке готовности студентов к занятию; методические рекомендации по основной части занятия (отдельно по каждому учебному вопросу) с изложением методики отработки вопросов (включая методику и содержание ситуационных задач, отработку умений (приемов, тренажей); методические рекомендации по оценке знаний студентов по каждому учебному вопросу и занятию в целом; методические рекомендации по заключительной части. VI. Литература для подготовки преподавателей к практическому занятию а) основная б) дополнительная VII. Учебные материалы Краткое изложение содержания каждого учебного вопроса по теме занятия. Набор тестовых заданий и задач с решениями по каждому учебному вопросу. Приложение А: Приложение Б: Приложение В:. Методическую разработку к практическому (семинарскому) занятию подготовил: должность подпись и фамилия разработчика 201 г. 14

    15 Приложение Б (рекомендуемое) Задание студентам на практическое занятие «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий кафедрой наименование кафедры подпись, Фамилия И.О. 201 г. ЗАДАНИЕ СТУДЕНТАМ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ по учебной дисциплине: (наименование учебной дисциплины) Тема: (наименование темы) I. Перечень отрабатываемых учебных вопросов (действий): 1. (наименование учебного вопроса, действия) 2. и т.д. II. Методические рекомендации студентам по подготовке к практическому занятию: III. Перечень руководств и пособий, подлежащих изучению перед занятием: IV. Литература для подготовки к практическому занятию: обязательная дополнительная V. Приложения: Задание студентам на практическое занятие подготовил: должность 201 г. подпись и фамилия разработчика 15

    16 Приложение В (рекомендуемое) Задание студентам к семинару «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий кафедрой наименование кафедры подпись, Фамилия И.О. 201 г. ЗАДАНИЕ СТУДЕНТАМ К СЕМИНАРУ по учебной дисциплине: (наименование учебной дисциплины) Тема: (наименование темы) I. Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению: 1. (наименование учебного вопроса) и т.д. II. Рефераты (доклады, сообщения): 1. (тема реферата (доклада, сообщения)) 2. III. Методические рекомендации студентам по подготовке к семинару: IV. Литература для подготовки к семинару: обязательная дополнительная Задание студентам к семинару подготовил: должность 201 г. подпись и фамилия разработчика 16

    17 Сведения о разработке и согласовании РД ПГУТИ «Организация и проведение практических занятий.» 17

    Практические задания

    Для отчетности по практическим заданиям необходимо: >

    Изучить тему Пособия. >

    Найти правильный ответ в тексте Пособия. >

    Заполнить пустые части заданий и дать правильные ответы. >

    Выслать по электронной сети МЭСИ выполненное задание.

    Все задания соответствуют темам Пособия.

    Охарактеризуйте приведенные ниже термины и понятия и объясните взаимосвязь между ними:

    таксисы, рефлексы, инстинкты, научение, рассудочная деятельность. 2.

    Объясните, что такое «монизм сверху», «монизм снизу», и назовите различия между ними. 3.

    «Психика является формой . позволяющей животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды». 4.

    Почему психика животного до сих пор остаётся для нас неразгаданным «черным ящиком»? Выразите свое мнение по поводу возможностей полного изучения психики человека и животного. 5.

    Приведите примеры зоопсихологических исследований. 6.

    Соотнесите уровень поведения и вид животного: 1)

    таксисы, 2) рефлексы, 3) инстинкты, 4) научение, 5) рассудочная деятельность.

    а) человек, б) простейшие, в) птицы, г) приматы.

    Соотнесите способ движения и уровень развития психики: 1)

    Движения крайне разнообразны, появление подлинных конечностей. 2)

    Впервые движения по суше с помощью конечностей, в форме сложных рычагов. 3)

    Движение с помощью жгутиков и ресничек. 4)

    Движения с помощью конечностей, имеющих дополнительные функции.

    а) элементарная сенсорная психика,

    б) высший уровень сенсорной психики,

    в) низший уровень перцептивной психики,

    г) высший уровень перцептивной психики. 2.

    Приведите описание группового поведения на примере муравьев или пчел. 3.

    «Онтогенез есть процесс . развития особи от момента . до смерти». 4.

    В чем состоял эксперимент Куо с куриными зародышами? 5.

    Составьте таблицу преимуществ и ограничений («плюсов» и «минусов») рождения зрелорожденных и незрелорожденных детенышей.

    Приведите примеры социального и брачного поведения животных. 2.

    Удалите не относящееся к брачному поведению слово: 1)

    оплодотворение; 2) осеменение; 3) ухаживание; 4) синхронизация. 3.

    Опишите причины избегания спаривания с представителями другого вида. 4.

    Брачное поведение часто включает в себя ухаживающее поведение . по отношению к . . 5.

    Приведите примеры двух категорий сигналов, запускающих различные виды межвидового поведения.

    Соотнесите решение задачи на проявление интеллекта и конкретное исследование: 1)

    решение на основе выявления общего алгоритма; 2)

    решение за счет экстренной реорганизации ранее усвоенных навыков; 3)

    решение на основе обобщения и абстрагирования; 4)

    решение задач за счет экстренного улавливания закономерностей.

    а) опыты Футса по обучению шимпанзе английскому языку;

    б) тест З.А. Зориной на оценку количественных параметров среды;

    в) животное обучают выбирать один из пары предметов;

    г) опыты Крушинского на рассудочную деятельность с движением пищевого раздражителя. 2.

    Назовите 3 сходства и 3 отличия между человеком и приматами. 3.

    Благодаря переходу к . существованию постепенно освобождались . конечности, раньше занятые в процессе ло- комоции. 4.

    Homo habitus, Homo erectus, Homo sapiens.

    Придумайте свой вид человека: например, «человек творящий» (Homo creans).

    Заполните столбец таблицы «Стадии развития психики». Впишите в правильной последовательности стадии: •

    сенсорная и перцептивная, •

    высший уровень перцептивной, •

    низший уровень интеллектуальной, перцептивная, •

    высший уровень интеллектуальной. Филогенез заботы о потомстве Филогенез

    онтогенеза Стадии развития психики Родители находят условия среды, необходимые для развития потомства. Субъект самостоятелен с рождения. Родительские особи осуществляют специальную деятельность по подготовке и поддержанию условий для потомства. Структура деятельности и мотиваци- онно-потребностная сфера взрослого типа. Родители осуществляют свои функции в процессе взаимодействия с детенышами как самостоятельными особями. Содержание мотивационно- потребностной сферы частично отличается от взрослой по объектам деятельности. Родители удовлетворяют некоторые потребности детеныша в непосредственном взаимодействии. Структура деятельности, мотивацион- но-потребностная сфера и мотивационные механизмы отличны от взрослых и формируются в онтогенезе в игре.

    Окончание таблицы Филогенез заботы о потомстве Филогенез

    онтогенеза Стадии развития психики Обучение детенышей взрослым формам поведения при их участии в соответствующей деятельности взрослых. Наличие специально организованных родителями условий для развития. Осознанная или культурно обусловленная деятельность родителей по удовлетворению потребностей потомства. Удовлетворение потребностей, развитие взрослой структуры деятельности, осовение видотипичных средств отражения.

    Заполните пустые ячейки таблицы.

    1. Виды человекообразных обезьян Относительные размеры мозга (человека — 1,0) Владение передними конечностями (шимпанзе — 1,0) Возможности к прямохождению (шимпанзе — 1,0) Игрунковые 0,1 0,2 0,1 Приматы Орангутан Горилла Шимпанзе

    2. Гипотеза Смена экологической ниши Использование природных орудий Обработка

    орудий «Удлинение» рук человека с помощью орудий Фоули Поршнева Харди

    Лабораторные работы на заказ

    Практические задания — не самый сложный вид учебных работ. Но обычно они отнимают у студентов массу времени, потому что задают их, как правило, много.

  • сейчас у вас как раз совсем нет времени на выполнение и оформление практических заданий
  • вы не хотите впустую тратить время на неинтересный и ненужный предмет
  • перед вами стоят более важные учебные задачи — написание курсовой работы, например
  • Вы можете заказать выполнение практических заданий нашим специалистам. И они напишут вам их легко и с радостью!

    Вам останется только ознакомиться с выполненной работой и сдать ее преподавателю.

    Кто мы и почему нам можно доверять

    Компания «Dr. Cooper»:

  • квалифицированные специалисты, помогающие в обучении, — от выпускников лучших ВУЗов до докторов наук
  • предлагаем помощь уже более 8 лет
  • помогли в обучении более чем 4000 студентов
  • выполняем различные учебные работы — от решения задач до написания магистерских диссертаций
  • работаем по всем предметам и любым темам
  • Как видите, мы опытны и, без сомнения, справимся с любым практическим заданием.

    Какое практическое задание вам задали?

    Мы помогаем студентам с практическими заданиями:

    по техническим дисциплинам
    по естественным дисциплинам
    по гуманитарным дисциплинам

    Выполняем практические задания в разных вариациях:

    Купить практические задания можно от 100 рублей

    Время выполнения от 1 дня

    Способы оплаты:

    Мы соблюдаем все требования к выполнению практических заданий:

  • выполняем задания в соответствии с методическими указаниями
  • все ответы, этапы решения набираем в текстовом редакторе, формулы — с помощью редактора формул
  • визуально выделяем условия задания, поиск решения, ответ и примечания
  • в заданиях по иностранным языкам делаем качественный перевод текста, выполняем грамматические упражнения, составляем диалоги
  • в заданиях по гуманитарным предметам обязательно даем развернутые и исчерпывающие ответы, а рассуждения подтверждаем конкретными примерами
  • в конце каждой работы указываем список использованной литературы
  • Кроме того, подстроимся под любые требования вашего преподавателя!

    Гарантия бесплатных доработок

    В случае если ваш преподаватель найдет в практических заданиях ошибки, мы гарантируем их исправить.

    Просто передайте нам замечания преподавателя — и вам не придется ничего дорабатывать самостоятельно. Естественно, замечания должны соответствовать первоначальному заданию.

    В результате вы получите:

    Качественно выполненные практические задания — без опозданий, точно в срок
    Отличный сервис — вы будете информированы о ходе выполнения заданий по SMS
    Гарантированную сдачу заданий — даже если преподаватель найдет к чему придраться

    И в итоге:

  • Вам не придется на протяжении 1–2 месяцев ежедневно выкраивать время на выполнение практических заданий.
  • Вы не будете просиживать драгоценное время в библиотеках и Интернете за штудированием ненужного предмета.
  • Вы сможете учиться, работать и жить в привычном для себя ритме — без перенапряжения из-за необходимости выполнять объемные и затратные по времени практические задания.
  • Вы не будете нервничать из-за впустую потраченного времени.
  • Вы будете больше времени уделять друзьям, родственникам, семье — за что они вам отплатят ещё большей любовью и теплотой.
  • Вы будете высыпаться, сохраняя здоровье, молодость и привлекательность.
  • Вы не будете чувствовать себя белкой в колесе — а вспомните, что вы красивая девушка/женщина или интересный парень/мужчина. И, наконец, найдете время на личную жизнь.
  • Вы сможете заняться более интересными и важными для вас предметами или делами.
Смотрите так же:  Сколько минимальная пенсия в омске

Чтобы заказать выполнение практических заданий нашим специалистам,
сделайте всего один шаг — заполните форму ниже:

Посетив наш сайт, можно заказать лабораторную работу онлайн любой сложности и тематики. Среди огромного перечня проектов наши специалисты предложат вам именно тот, который оптимально подходит именно вашим требованиям. Мы задаем высокую планку, поэтому качественное написание и быстрое выполнение проектов любой сложности — наш конек. При этом стоимость услуг Dr.Cooper остается вполне демократичной. Если вы впервые хотите купить тот или иной проект, вам следует знать, что заказать лабораторную работу онлайн очень просто. Достаточно оформить заявку или связаться с нашими операторами. Цена и сроки при этом обсуждаются индивидуально.

Прекрасная работа в сжатые сроки

Наш сервис дает возможность без особых сложностей своевременно сдавать необходимые вам лабораторные и контрольные работы . Каждый проект состоит из теоретической и практической части. Причем, начиная сотрудничество с ними, заказчик может быть полностью уверен не только в высоком качестве выполнения, но и в стопроцентной правильности расчетов. Все что от вас потребуется — это уточнить стоимость и то, каким образом должна быть оформлена работа.

Этому виду самостоятельных работ уделяется большое значение в каждом учебном заведении. За время прохождения учебного процесса с помощью лабораторных исследований и расчетов студенты закрепляют и усваивают полученные знания, закладывают практические навыки. Трудно представить себе качественное оттачивание научных изысканий без применения этого способа обучения. Но далеко не всегда учащийся может овладеть навыками в должной степени, а задание необходимо выполнить. Именно для таких ситуаций и существует наш сайт. Команда профессиональных специалистов трудится специально для того, чтобы каждый студент мог заказать лабораторную работу онлайн.

Какой результат в итоге

При этом следует учесть, что цена зависит не только от сложности задачи, но и от сроков выполнения. Однако, какой бы ни была стоимость услуги, каждый заказ выполняется на профессиональном уровне. В нашем штате собраны специалисты, поэтому на должном уровне будут изложена не только теоретическая, но и практическая часть.

Смотрите так же:  Налоговая ставка транспортный налог красноярский край

Выполнение каждого заказа подразумевает предоставление заказчику готового проекта, который состоит из:

Среди наших исполнителей не только студенты, но и научные работники, которые легко и просто справятся с работой любой сложности. При этом заказчик, кроме готовой работы, получит подробное разъяснение важных особенностей проекта, поэтапный алгоритм действий. Благодаря такому подходу многие наши заказчики становятся постоянными клиентами, а также рекомендуют нас своим знакомым и друзьям.

Если вы хотите получить готовое задание, которое будет высоко оценено, обращайтесь к нам.

Учебно-методическое обеспечение лабораторных и практических работ: требования, структура, алгоритм разработки

Лабораторные и практические работы составляют важную и обязательную часть теоретического и практического обучения студентов профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования (ПОО СПО). Эффективная организация вышеперечисленных форм учебной деятельности в преподавании учебных дисциплин (УД) и профессиональных модулей (ПМ) способствует формированию требуемых ФГОС СПО результатов обучения — профессиональных и общих компетенций, основанных на практическом опыте, умениях, знаниях.

Выполнение студентами лабораторных и практических работ направлено на достижение следующих целей:

  • обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний;
  • формирование умений, получение первоначального практического опыта по выполнению профессиональных задач в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, профессионального модуля. Освоенные на практических и лабораторных занятиях умения в совокупности с усвоенными знаниями и полученным практическим опытом при прохождении учебной и производственной практики формируют профессиональные компетенции;
  • совершенствование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;
  • выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как творческая инициатива, самостоятельность, ответственность, способность работать в команде и брать на себя ответственность за работу всех членов команды, способность к саморазвитию и самореализации, которые соответствуют общим компетенциям, перечисленным в ФГОС СПО.
  • Смотрите так же:  Договор счет на оплату товарная накладная

    В соответствии с ФГОС СПО (п.7.15) образовательная программа по профессии или специальности «должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям» [1].

    Отсутствует современная нормативная база, регламентирующая планирование, организацию и проведение лабораторных работ, практических занятий в условиях действия ФГОС СПО. Однако имеется не утратившее силу Письмо Минобразования РФ от 05.04.1999 №16-52-58ин/16-13 «О Рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования» [2].

    В соответствие с Письмом Минобразования РФ [2]:

    «3.4. По каждой лабораторной работе и практическому занятию образовательным учреждением должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.

    4.1. Структура оформления лабораторных работ и практических занятий определяется предметными (цикловыми) комиссиями».

    Таким образом, требования к оформлению методических рекомендаций (указаний) и отчетов по практическим и лабораторным работам студентов для комиссии гуманитарных дисциплин и дисциплин профессионального цикла могут отличаться.

    Разница в формулировке названия методического обеспечения проведения лабораторных, практических работ студентов — указания или рекомендации, состоит в обязательности практического применения их требований. Так, требования методических указаний, являются максимально конкретными и обязательными к выполнению. Положения методических рекомендаций носят более общий характер.

    В Письме Минобразования РФ [2] используется термин методические указания по выполнению лабораторных/практических работ.

    Далее приведены основополагающие положения письма Минобрнауки [2], которые могут являться ориентиром при разработке методического обеспечения лабораторных и практических работ.

    При планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий следует исходить из того, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели:

  • Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей).
  • Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование умений и приобретение практического опыта, направленных на формирование профессиональных компетенций (способности выполнять определенные действия, операции, необходимые в профессиональной деятельности) или общих компетенций (общие компетенции необходимы для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах).
  • Содержание лабораторных работ и практических занятий формируется, исходя из ведущей дидактической цели и требований к результатам обучения:

    Содержанием лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и др. В ходе выполнения заданий у студентов формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

    Содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и другое.

    В совокупности лабораторные работы и практические занятия по УД должны охватывать весь круг умений, перечисленных во ФГОС СПО и рабочей программе УД. Освоение отдельных умений (или всего перечня) по МДК можно организовать при прохождении учебной практики. В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» (п.6): «Учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта» [3].

    Состав заданий для лабораторной работы или практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.

    Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться в специально оборудованных учебных лабораториях. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (мастерских, полигонах и т.п.). Список лабораторий, мастерских, полигонов, которые обязательно должны использоваться при обучении на профессию или специальность, указан в седьмом разделе ФГОС СПО.

    Необходимыми структурными элементами лабораторной работы или практического занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка результатов выполненных работ и степени овладения студентами запланированных умений.

    Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично — поисковый и поисковый характер.

    Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

    Работы, носящие частично — поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературы и др.

    Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

    При планировании лабораторных работ и практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично — поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.

    Формы организации студентов на лабораторных работах и практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.

    При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу.

    При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 — 5 человек.

    При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

    Оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета и учитываться как показатели текущей успеваемости студентов.

    Авторами данной статьи предлагается следующая структура методических указаний по выполнению лабораторных и практических работ:

    • Титульный лист.
    • Содержание.
    • Введение. Введение отражает: цели проведения лабораторных (практических) работ; результаты обучения, формируемые при выполнении работ (знания, умения, практический опыт, компетенции); описание общей структуры методических рекомендаций по выполнению работы; объем времени на выполнение каждой работы, согласно учебного плана и рабочей программы дисциплины или модуля.
    • Общие требования для студентов по выполнению работы и оформлению отчета; критерии оценивания работ.
    • Требования к технике безопасности при выполнении работ. Требования к технике безопасности могут отсутствовать для практических работ, проводимых в аудитории без использования специального оборудования (например, расчетные работы, работы с технической, справочной литературой и другие).
    • Описание лабораторных (практических) работ. Для каждой работы указывается:
      • номер и название работы;
      • цель работы;
      • используемое оборудование;
      • порядок выполнения работы;
      • теоретическая часть (общие теоретические сведения по работе, порядок работы с оборудованием, методика выполнения лабораторных исследований или расчетов и другое);
      • требования к содержанию отчета по работе (перечисление расчетов, таблиц, схем, которые требуется привести в отчете, содержание выводов по работе);
      • контрольные вопросы или задания для самопроверки качества освоенных результатов обучения и подготовки к защите работы.
      • Приложения (индивидуальные задания на работу, справочный материал).
      • Список используемой литературы.
      • Алгоритм разработки методических указаний по выполнению лабораторных и практических работ представлен на рисунке 1.

        Рисунок 1 — Алгоритм разработки методических указаний по выполнению лабораторных и практических работ по УД/МДК

        Первым шагом является анализ результатов обучения (умений, практического опыта и компетенций). Знания могут приобретаться и на лекционных, семинарских занятиях, а умения только при самостоятельном выполнении лабораторных и практических работ, самостоятельной работы студентов.

        Основная задача охватить лабораторными и практическими работами весь перечень умений по УД и МДК (если отсутствует в составе ПМ учебная практика, также направленная на освоение умений). Освоение отдельных умений по МДК можно предусмотреть при проведении учебной практики. При выполнении практических работ по МДК профессионального модуля возможно приобретение студентами отдельных видов практического опыта (приобретение полного перечня практического опыта является главной задачей при прохождении практики по модулю). Например: практический опыт расчета каких либо параметров или величин, практический опыт пользования нормативной документацией и т.д.

        Структура методических указаний формируется исходя из требований локальных актов ПОО.

        Прохождение внешней экспертизы методических указаний по лабораторным и практическим работам у преподавателей смежных дисциплин (курсов) или у работодателя не является обязательным требованием ФГОС СПО и других нормативных документов. Достаточно рассмотрение методических указаний на заседании цикловой методической комиссии.

        В заключении можно отметить, что при разработке тем и содержания лабораторных и практических работ по УД и МДК необходимо ориентироваться на конечные цели проведения данных видов учебных занятий — формирование, контроль и оценка освоения результатов обучения образовательной программы СПО.

        Список используемой литературы:

        1. Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии, специальности
        2. Письмо Минобразования РФ от 05.04.1999 № 16-52-58ин/16-13 «О Рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования».
        3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 апреля 2013 г. N 291 г. Москва «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *