Требования к учителю в соответствии с фгос

Требования к современному педагогу согласно ФГОС нового поколения

В статье рассматриваются требования к личности педагога в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов. В рамках современной системы образования в последнее время всё острее встаёт вопрос компетентности педагогического персонала, его готовности качественно работать в новом образовательном пространстве ФГОС четвёртого поколения. Таким образом, чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально – педагогическая деятельность учителя, поскольку именно учитель является основным субъектом изменений в образовании и без его активного участия прогрессивные изменения невозможны. В статье представлен краткий обзор опроса учащихся по вопросу «Профессионализм учителя».

Без осознания новых ценностей образования и готовности педагога к реализации новых функций в новых условиях, практически невозможно достижение качественного образования. Адекватным же способом их освоения, может стать не информирование и последующее воспроизведение этих ценностей, а их профессиональное «проживание».
Ключевые слова: профессиональная компетентность, личностные качества, инновационные технологии, образовательный стандарт, целевые ориентиры образования, профессиональное самосознание.

Просмотр содержимого документа
«Требования к современному педагогу согласно ФГОС нового поколения »

Современное образование в мире – самый массовый вид деятельности людей. Образование становится главным делом жизни для подавляющего большинства людей молодого и среднего возраста, которые учатся на протяжении всей своей активной профессиональной деятельности.
Российское общество выдвигает совершенно определённый социальный заказ на подготовку специалистов. Этот заказ сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию».
Происходящие изменения в современном российском обществе, требуют адекватной модернизации системы образования для удовлетворения потребности общества и государства в подготовке профессионалов нового поколения.
Состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее — ФГОС), которые выдвигают новые социальные требования к системе обучения. Какой должна быть школа, чтобы выполнить задачу, поставленную перед ней государством? А.А. Фурсенко определил это словами: «Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится». Введение ФГОС — это новый этап модернизации российского образования. Его концепция диктует новые требования к личности учителя, как ключевой фигуре преобразовательной деятельности в сфере образования. В настоящее время значимые инновации в сфере организации, содержания и технологии педагогического образования не обеспечивают тот уровень личностной и профессиональной готовности педагога к творчеству, принятию нестандартных решений, взаимодействию с учащимися, проявлению инициативы, активности в деятельности, который бы соответствовал процессу обновления целевых, содержательных и процессуальных характеристик образования. В обновленную систему образования должен прийти новый педагог, с новым типом мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.

Актуальные вопросы введения ФГОС:

— Новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация -проблема — задача — результат. Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы. Стандарт так же дает педагогу понимание результата, исходя из которого, он будет строить образовательный процесс.
Технологичность деятельности. Педагог должен строить учебно воспитательную деятельность технологично, понимать логику и структуру данной деятельности. Ключевыми технологиям , призванными обеспечить достижение новых образовательных результатов, являются технология организации проектной деятельности обучающихся, технология проблемного (проблемно диалогического) обучения, информационно коммуникационные технологии, технология оценивания образовательных достижений. Сегодня педагог перестаёт быть носителем «объективного знания».

Его главной задачей становится мотивировать учеников на проявление инициативы и самостоятельности в открытии новых знаний, поиске способов их применения при решении различных проблемных задач. Тем самым, с одной стороны, у учеников появляется интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация, с другой – достигается истинное понимание материала учениками. Тот факт, что самостоятельно добытые знания отличаются особой прочностью, доказательств не требует.

-Основа стандарта — системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Меняется и роль учителя: из «транслятора» информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик должен стать субъектом деятельности. Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: «Давно уже пора сменить цель образования -не просто давать практические навыки, а учить учиться»

Организация контрольно-оценочной деятельности. Новое понимание образовательных результатов определяет необходимость обновления традиционной оценочной деятельности педагога. Эффективная оценочная деятельность предполагает наличие следующих компетентностей:

— умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология «Портфолио», технология оценивания учебных достижений учащихся и др.);

— корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.);

— формировать оценочную самостоятельность учащихся.

Организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности. Российский психолог А.Н. Леонтьев говорил: «Горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией».

В условиях модернизации системы образования главным ее двигателем по-прежнему остается педагог и, следовательно, повышение уровня его профессионализма является непременным условием этого процесса. Педагогическая профессия, хотя и является массовой, все-таки это особая массовая профессия. Повышается ее роль, а вместе с тем растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески. При этом необходимо, чтобы такими личностями становились не единицы, не одни лишь передовики и новаторы. Нужно, чтобы массовый учитель поднялся на более высокий уровень профессионально-личностного развития.

Структуру профессионально важных педагогических качеств можно представить в следующем виде:
1. Профессиональная компетентность позволяет педагогу постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен

проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационно-коммуникативных технологий обучения. «Зрелая» профессиональная компетентность позволит осуществить смену позиции учителя с ведущей на сопровождающую.

Педагогические способности обеспечивают накопление плодотворной информации об учащихся, позволяющей использовать «созидающее» внушение, стимулирующее формирование самоконтроля и саморегуляции, обеспечивая тем самым потребность учащегося в саморазвитии и самоутверждении.

Педагогическая неспособность проявляется в том, что педагог нечувствителен к потребностям и возможностям учащегося, к его самым сильным сторонам личности, деятельности, системы отношений, способностей. Такой педагог в процессе обучения не накапливает плодотворной информации, обеспечивающей «созидающее» внушение.

Именно вследствие специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению продуктивных моделей достижения искомых результатов, способности человека выступают в качестве важнейшей предпосылки успешности педагогического труда.

Об уровне способностей можно судить по уровню результативности деятельности.

Если в структуре личности педагога гармонически сочетается несколько способностей при ведущей роли педагогических, то можно говорить о талантливости педагога. Сочетание способностей обеспечивает достижение очень высоких результатов в педагогической работе.

3. Личностные качества

Современного педагога должны отличать нравственные и гражданские качества учителя как человека своего времени. Учителя должны понимать, что их ключевое предназначение состоит в воспитании граждан России. Вспомним семантику слова «образование» – передача образа. Учитель сам должен являться носителем образа человека, народа, страны и передавать этот образ молодому поколению.
Отсюда приоритетными следует признать не задачи передачи профессиональных знаний, но, прежде всего, воспитание духовно-ценностных, творческих отношений учителя к миру, умений взаимодействия с учащимися на гуманистических принципах как основы его нравственной культуры. Осуществить задачи нравственного воспитания молодежи может только нравственно воспитанный учитель. Такую задачу следует выделить в качестве приоритетной в системе профессиональной деятельности учителя в условиях общеобразовательного учреждения.

4.Профессиональное самосознание —это свойства характера и интеллектуальные способности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. Особенно важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность педагога овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, в настоящее время – время стремительной информатизации образования — профессиональное самосознание педагога становится непременным условием развития его как профессионала.

А вот как в сознании современного студента сформирован образ профессионального педагога:

Профессиональный учитель сочетает традиционный подход и вносит в процесс обучения свои инновации.

Это человек, умеющий найти общий язык с учениками, подход к каждому, заинтересовать и влюбить учеников в свой предмет.

Профессиональный учитель- значит компетентный, желающий учить, мудрый человек; он должен любить свой предмет и своих учеников.

Прежде всего, профессиональный учитель должен обладать простыми человеческими качествами: добротой, пониманием, учить не только наукам, но и жизни, быть духовным наставником.

Нельзя не согласиться, что этот собирательный портрет учителя

профессионала глазами выпускников полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и время. Вспомним важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Пожелаю же всему учительству здоровых идей и здоровых детских душ!

Электронное образование в Республике Татарстан

МБУ «Информационно-методический центр Высокогорского муниципального района РТ» (реорганизация)

Визитная карточка

Адрес: Республика Татарстан, Высокогорский район, пос.ж.ст.Высокая Гора, ул.Школьная, дом 17
Телефон: 8(84365)2-35-87;8(84365)2-36-01; 8(84365)2-35-80
E-Mail: [email protected] / [email protected]

Общие требования к учителю начальных классов

«О создании и полномочиях рабочих группы

по введению ФГОС нового поколения»

В целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с ФГОС нового поколения на основании …. (ссылка на документ, послуживший основанием для принятия приказа, если таковой имеется)

1. Создать рабочие группы по введению новых ФГОС общего образования.

В рабочую группу по введению ФГОС нового поколения на начальной ступени общеобразовательного учреждения включить:

В рабочую группу по введению ФГОС нового поколения на основной ступени общеобразовательного учреждения включить:

В рабочую группу по введению ФГОС нового поколения на старшей ступени общеобразовательного учреждения включить:

— руководителем рабочей группы по введению ФГОС нового поколения на начальной ступени общеобразовательного учреждения – …..

— руководителем рабочей группы по введению ФГОС нового поколения на основной ступени общеобразовательного учреждения – …..

— руководителем рабочей группы по введению ФГОС нового поколения на старшей ступени общеобразовательного учреждения – …..

3. Поручить рабочим группам провести анализ образовательной системы и подготовить предложения об изменениях, которые представить Совету по введению новых ФГОС общего образования … ( срок выполнения).

от __________ 2010 года

«О распределении обязанностей по р азработке проекта

модернизированной образовательной системы

начальной ступени общеобразовательного учреждения»

В целях обеспечения эффективной разработки проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы в соответствии с ФГОС нового поколения

1. Создать …(общее количество) групп по разработке и реализации единичных проектов изменений образовательной системы начальной ступени в соответствии с новыми ФГОС общего образования в составе:

2. Поручить группам разработку и реализацию проектов модернизации образовательной системы начальной ступени школы в соответствии с полученными заданиями.

ответственным за разработку и реализацию проекта 1 – ….. (ФИО)

ответственным за разработку и реализацию проекта 2 – ….. (ФИО)

4. Утвердить форму задания на разработку и реализацию единичного проекта модернизации образовательной системы начальной ступени образовательного учреждения.

5. Контроль деятельности групп по разработке проектов модернизации образовательной системы начальной ступени в соответствии с новыми ФГОС общего образования поручить руководителю рабочей группы по введению ФГОС нового поколения на начальной ступени общеобразовательного учреждения …. (ФИО)

«О введении новой должностной инструкции

учителя начальных классов»

В целях обеспечения эффективного введения обучения на начальной ступени в соответствии с ФГОС нового поколения на основании …. (ссылка на документ, послуживший основанием для принятия приказа, если таковой имеется)

1. Ввести новую должностную инструкцию учителя начальных классов во время реализации проекта перехода на обучение в соответствии с ФГОС нового поколения на начальной ступени.

2. Ознакомить с новой должностной инструкцией учителя начальных классов всех учителей начальной ступени общеобразовательного учреждения.

3. Контроль за исполнением поручить завучу начальной ступени…

Должностная инструкция учителя начальных классов

I. Общие требования к учителю начальных классов

1. Учитель должен знать:

· Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка;

· основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач на начальной ступени общеобразовательного учреждения, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

· требования ФГОС нового поколения и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении;

· методики преподавания предметов и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям ФГОС;

· требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

· средства обучения и их дидактические возможности;

· основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

· основы права, научной организации труда, проектные технологии и эффективные средства делового общения;

· правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

Учитель начальных классов выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики требований новых ФГОС, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.

Смотрите так же:  Штраф за тонировку составит

Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям новых ФГОС, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

2.2. Осуществляет поддержку и сопровождение личностного развития учащихся. Выявляет их образовательные запросы и потребности. Ведет сбор данных о планах и намерениях учащихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах. Помогает учащимся в выявлении и решении индивидуальных проблем, связанных с освоением образовательных программ.

2.3. Составляет тематические планы работы по учебным предметам и внеучебной деятельности на учебную четверть и рабочий план на каждый урок и занятие.

2.4. Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.

2.5. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: в 1–4-х классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся.

2.6. Своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ, а также необходимые учебные экскурсии и занятия.

2.7. Проверяет контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1–4-х классах к следующему уроку.

2.8. Проставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились.

2.9. Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ.

2.10. Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года.

2.11. Организует совместно с библиотекарем школы и родителями внеклассное чтение учащихся.

2.12. Обеспечивает включение учащихся в различные формы внеучебной деятельности.

2.13. Работает в тесном контакте с другими учите­лями, родителями (лицами, их заменяющими).

2.14. Обеспечивает соответствие учебных программ по предметам, а также программ внеучебной деятельности новым ФГОС.

2.15. Осваивает и реализует новые образовательные программы, использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания, обеспечивающие достижение образовательных целей.

Учитель начальных классов имеет права, предусмотренные ТК РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.

Учитель имеет право на принятие решений, обязательных для выполнения учащимися, и принятие мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения.

4.1. В установленном законодательством РФ порядке учитель несет ответственность:

· за реализацию не в полном объеме образовательных программ;

· за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;

· за нарушение прав и свобод учащихся, определенных законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.

· выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»;

· безопасное проведение образовательного процесса;

· принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;

· проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда;

· организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т.п.;

· осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.

4.2. В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ.

4.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.

5. Срок действия данной инструкции – до внесения соответствующих изменений.

Требования к личности педагога в свете нового Федерального Образовательного Стандарта
статья на тему

Материал к проектной деятельности

Скачать:

Вложение Размер
odt.doc 50 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к личности педагога в свете нового Федерального образовательного стандарта.

состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее — ФГОС), которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения. Какой должна быть школа, чтобы выполнить задачу, поставленную перед ней государством? А.А. Фурсенко определил это словами: «Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится»*. Введение ФГОС — это новый, по сути, революционный этап модернизации российского образования.

В ФГОС выделены направления, реализуя которые, мы сможем достичь результатов, определенных стандартом:

  • Приведение ресурсной и материально-технической базы школы в соответствие с требованиями, изложенными в ФГОС. Это одно из главных условий, от выполнения которого зависит решение задач нового стандарта.
  • Подготовка будущего учителя к работе в принципиально новой системе образования и переподготовка учителей со сложившейся системой работы.
  • Для педагогов со сложившейся системой работы, особенно для успешных, главная причина профессиональных неврозов — неопределенность. Задачи поставлены новые, а как их решать — не сказано. Необходимость изменения своей профессиональной деятельности и ведет к стрессу. У молодых же специалистов еще не сложились стереотипы, которые трудно разрушать. Они более мобильны и быстрее адаптируются к происходящим изменениям.

    В школу должен прийти новый учитель, с новым мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.

    Актуальные вопросы введения ФГОС:

  • Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры . Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация -проблема — задача — результат.
  • Основа стандарта — системно-деятельностный подход в обучении . Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. Меняется и роль учителя: из «транслятора» информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик должен стать субъектом деятельности. В концепции ФГОС осуществляется «перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук». Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: «Давно уже пора сменить цель образования -не просто давать практические навыки, а учить учиться». Концепцией ФГОС фиксированного содержания образования не Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества.
  • предусмотрено, ученик формирует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей ученика в той или иной информации, а не к ученику: «Возьми мои знания!». Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы.
  • С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности . Эффективная оценочная деятельность учителя предполагает наличие следующих компетентностей:
    1. умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология «Портфолио», технология оценивания учебных достижений учащихся и др.);
    2. корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.);
    3. формировать оценочную самостоятельность учащихся.
    4. Новое понимание образовательных результатов определяет необходимость обновления традиционной оценочной деятельности учителя.

      1. Основой для достижения личностных и метапредметных результатов является организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности. Российский психолог А.Н. Леонтьев говорил: «Горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией».
      2. Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача современной школы — подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни

        Идея личностного развития выводит цель современного педагогического образования за пределы традиционных представлений о нем как о системе передачи некоторой суммы профессиональных знаний и формирования соответствующих им умений и навыков.

        В рамках гуманистического подхода целью образования выступает непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в том числе и педагога. В связи с этим меняется и цель профессиональной подготовки педагога. Кроме профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность) она охватывает и общекультурное развитие педагога, формирование у него личностной позиции (мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности). Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе «врастания» в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) осуществляется целенаправленное разрешение противоречия, возникающего в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего — «Я».

        Профессиональное саморазвитие имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

        Профессионально важные качества педагога:

        1. Профессиональная компетентность:

        · Адаптационные 1) подбирать приемы и способы обучения (упражнения, задания), адекватные поставленной цели; 2) использовать приемы работы, учебный материал и т.д. соответственно индивидуальности школьника; 3) адаптировать свою речь в зависимости от класса и уровня егоподготовленности; 4) подходить к решению методических вопросов в зависимости от условий обучения; 5) снимать психологический барьер при работе над учебным материалом; 6) создавать средства наглядности (схемы, таблицы, правила-инструкции и т.д.) и использовать их в качестве ориентировочных опор; 7) методически правильно использовать на занятиях технические средства обучения (ТСО). Технические средства обучения – это средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация (например, видеофильм и видеомагнитофон).,

        · коммуникативные . Умения общения в педагогическом процессе – это умения распределять внимание и поддерживать его устойчивость; выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и обращения; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях; создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе; управлять инициативой в общении, используя для этого богатый арсенал средств, повышающих эффективность взаимодействия. 1) устанавливать доверительную, рабочую атмосферу; 2) настроиться и настроить школьников на занятие соответственно его цели, содержанию и характеру; 3) выражать все необходимое на занятии вербально (с помощью речи), мимики и т.д.; 4) говорить выразительно, эмоционально, с экспрессией (выразительность, яркое проявление чувств, настроений, мыслей), экспромтно; 5) общаться с коллегами, администрацией.

        · организаторские. 1) организовать работу в парах постоянного и переменного состава; 2) организовать групповую работу; 3) организовать коллективное общение; 4) организовать внимание класса, когда отвечает один ученик (пара или группа); 5) рационально сочетать индивидуальную, парную и коллективную работу; 6) быстро распределять задания в группе (с учетом условий, индивидуальных особенностей школьников); 7) организовать индивидуальную самостоятельную работу в классе; 8) организовать самостоятельную работу учащихся дома; 9) найти помощников среди школьников; 10) корректно предъявлять требования; 11) организовать воспитательную работу в группе; 12) организоватьгруппу и педагогически целенаправленно управлять ее деятельностью с учетом динамики развития данного коллектива на протяжении всего курса обучения; 13) использовать активные методы обучения.,

        · гностические лежат в основе учебно-познавательной деятельности. Учебно-познавательная деятельность – организуемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения богатствами культуры, накопленными человечеством.

        Гностическими умениями являются:1) анализировать деятельность коллег; 2) анализировать собственную деятельность; 3) воспринимать новшества в методике преподавания и внедрять их на занятиях; 4) вести научную работу, участвовать в исследованиях; 5) вести работу по самообразованию и самосовершенствованию.

        · перцептивные . 1) понять состояние ученика, проникнуть в его внутренний мир; 2) видеть всех учащихся в классе и каждого в отдельности; 3) отличать текущую информацию о школьнике от устойчивых его характеристик; 4) видеть статус ученика в коллективе, распознавать межличностные отношения в группе; 5) подмечать и оценивать положительное и отрицательное в деятельности (в том числе речевой) учащегося; 6) видеть, в какой помощи нуждается учащийся в данный момент; 7) развивать личность школьника с учетом возможностей предмета; 8) адекватно оценивать знания, умения и навыки ученика.

        · проектировочные 1) планировать занятие и цикл занятий в соответствии с целями и ступенями обучения предмету; 2) предвидеть результаты планирования, составлять прогноз (педагогическое прогнозирование – процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы); 3) отбирать и дозировать необходимый для занятия учебный материал; 4) анализировать и критически оценивать материал учебников и учебных пособий; 5) учитывать при планировании психологические закономерности усвоения предмета; 6) анализировать учебную ситуацию и выбрать верное решение; 7) делать логические переходы в этапах занятия, в этапах работы над темой и т.д.; 8) определять необходимую дозу теории в практике обучения; 9) предвидеть и предупреждать утомление учащихся или спад в усвоении учебного материала, переключать их с одного вида работы на другой; 10) импровизировать в неожиданных учебных ситуациях..

        · Мобилизационные умения — это умения привлечь внимание учащихся и развить у них устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности, сформировать потребности в знаниях, вооружить учащихся навыками учебной работы и основами научной организации учебного труда, использовать знания и жизненный опыт воспитанников для формирования у них творческого отношения к окружающему миру, создать специальные ситуации для совершения воспитанниками нравственных поступков.

        · Информационные умения включают в себя умения изложить учебный материал, работать с источниками, а также умения дидактически преобразовывать информацию.

        Гибкость , мобильность, стрессоустойчивость.

        3. Личностные качества

        a) личностные качества

        -хорошее развитие памяти, внимания, воображения и мышления, определяемое по системе психологических критериев и показателей;

        -· осознанность деятельности в преподаваемом предмете (как минимум) и осознанность педагогической деятельности.

        — положительное отношение к любому труду и прилежное его исполнение;

        — умение строить гармоничные отношения с сотрудниками и преодолевать возможные противоречия в производственной кооперации;

        — бережное отношение к продуктам труда и уважительное отношение к их создателям

        — развитое эстетическое восприятие и способность к сравнительной оценке как произведений искусства, так и проявлений обыденной жизни;

        -проявление эстетического вкуса и эстетических чувств при встрече с современными объектами культуры и ее памятниками;

        -способность дать адекватную эстетическую оценку поведению человека, его внешнего вида и речевой культуры;

        -способность к несложной эстетической деятельности в области дизайна, обустройства помещения и подбора собственного гардероба;

        · педагогический такт– соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся. Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым.

        · гуманность включает комплекс свойств личности, выражающих бережное отношение человека к человеку. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым.

        — умение признавать собственные ошибки и приносить искренние извинения, готовность к ответственности, если неправильными действиями или поступками учителя причинен какой-либо вред;

        — способность к сопереживанию во всех случаях попрания нравственных основ жизни и деятельности, к активной защитенравственности и нравственного поведения, активное и мужественное противостояние безнравственности и преступности;

        — гуманистическое и правдивое поведение в классе, в обществе и дома;

        — забота о сохранении семьи и воспитании детей;

        — бережное отношение к природе и обществен

        b) Ценностные ориентации.

        Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Социальная сторона профессиональной культуры педагога определяется его социальным статусом, функциями в обществе, самосознанием и самооценкой как члена социума, а также уровнем и способами взаимоотношения с другими социальными группами.

        Профессиональные характеристики, обусловливающие становление профессиональной культуры педагога, включают как объективные, так и субъективные аспекты. Среди объективных составляющих ключевое место занимает специализация, устанавливающая принадлежность педагога к определённому профессиональному сообществу. А основным субъективным компонентом, характеризующим профессиональные качества педагога, является, прежде всего, профессиональное самосознание , которое играет определяющую роль в его адекватной профессиональной идентификации (самоопределении) и в общем становлении педагога как профессионала [7]. В понятие «профессиональное самосознание» входят, помимо названных, такие характеристики, как профессиональная компетентность, а также способность к непрерывному образованию и адаптации к изменяющимся условиям труда.

        Таким образом, в настоящее время – время стремительной информатизации образования – профессиональное самосознание педагога становится непременным условием развития его как профессионала.

        Реализация ФГОС второго поколения, или какой учитель нужен школе?

        Как стремительно бежит время. Человечество живёт в непрерывно меняющемся мире. Конец XX–начало XXI века – период глобальных изменений в развитии научно-технического прогресса. Человечество не всегда успевает шагать в ногу с научными достижениями. Вчерашнее изобретение компьютерной техники сегодня уже никого не удивляет. Более того, уже более десятка лет находятся на свалке те компьютеры, которые были чудом XX столетия. Сегодня многие школы, учебные заведения, научно-исследовательские институты оснащены такой техникой и имеют такие возможности, о которых прежде никто и не мечтал Как же угнаться за этим непрерывным движением современному учителю? Как и чему учить детей в современной школе?

        Ещё вчера учитель и стабильный учебник плюс дополнительная литература были главными источниками знаний. Их слово, словно неотвратимый закон, было истиной в последней инстанции. Большинство учителей прежней, советской школы были ориентированы на обучение детей основам научных знаний с помощью репродуктивного метода, в основу которого было положено воспроизведение текста учебника. Были и такие казусы, когда учитель говорил ученику: «Что ты там придумываешь, говори так, как написано в учебнике». Конечно, есть учебный материал, который требует простого запоминания, чтобы в дальнейшем при твёрдой памяти использовать его в практической работе. Ну что, к примеру, можно придумать нового в таблице умножения? Её просто-напросто следует запомнить раз и навсегда, на всю жизнь. Ни убавить, ни добавить. И такого материала немало практически во всех предметах школьной программы. Некоторые учителя в процессе приращения знаний учащихся включали в урочную деятельность диспуты, конференции, доклады школьников по определённой тематике, круглые столы, логические задания, проблемные вопросы. Так происходил переход от репродуктивного метода к продуктивной деятельности учащихся. Иногда, как теперь говорят, продвинутые учителя, то есть мастера педагогического труда, вместе со школьниками делали творческие работы, обучая их навыкам самостоятельного добывания знаний. Это уже был совершенно иной подход в обучении школьников. Уйти от традиционных форм и методов обучения, научить ученика самостоятельно добывать и приращивать знания для того, чтобы это помогало бы ему в дальнейшем, – такую задачу ставили перед собой передовики педагогического труда.

        Помимо обучения у советской школы была ещё одна миссия – воспитание подрастающего поколения в духе «коммунистического завтра». Это был заказ государства, партии и народа. Нужны были люди, преданные своей Родине, которые думают прежде о Родине, а потом о себе. Не буду цитировать «Моральный кодекс строителя коммунизма» — это были своего рода заповеди «коммунистической библии». Убеждён, если бы мы по ним жили сегодня, у нас бы не было сверхбогатых олигархов и множества живущих за чертой бедности. А слово «бомж» наши дети искали бы в словаре Ожегова, но так бы его и не нашли. Такого позорного явления при С.И.Ожегове (1900–1964) в СССР не было.

        С воспитательной функцией советская школа, как и в целом система образования от детсада до вуза и дальше в жизни, справлялась значительно лучше, чем теперь.

        Но это было в прошлом. Наше прошлое можно критиковать, и есть за что. О нём можно ностальгически вспоминать и не стоит этого бояться, тем более стыдиться. Его можно отвергать, что и делают некоторые нынешние политики. А можно и нужно тщательно изучать и, выражаясь хлеборобским языком, отсортировывать. В сортировочном «сите» должны оставаться те зёрна, в отличие от плевел, что можно и сегодня сеять на почву подрастающего поколения.

        Готов ли наш современный учитель ответить на вызов времени? Сможет ли он, оставаясь один на один с проблемами, которые ему ежедневно подбрасывают и те, кто им руководит, и те, кто над ним стоит, успешно выполнять свою миссию: подготовить выпускника, способного не просто выживать, а жить нормально и успешно не только сегодня, но и завтра? Не хотелось ошибиться, но, боюсь, значительная часть нынешних учителей не готова. И не их это вина. Их просто к работе в современных условиях, а тем более на завтра, не готовят нынешние педагогические техникумы, училища и вузы. По стране значительная доля бывших государственных педагогических институтов превратилась в классические университеты, как стало и с нашим Белгородским государственным педагогическим институтом имени Ольминского. В своё время он давал хорошо подготовленные кадры для работы в советской школе. Я же учился в Воронежском государственном педагогическом институте и до сих пор благодарен профессорско-преподавательскому составу исторического факультета за подготовку меня как учителя истории и обществознания. Следует заметить, что в те добрые времена поступить в педвуз было не совсем просто. Во-первых, был серьёзный конкурсный отбор. На разных факультетах от 3-4 до 5-7 человек на место. Требовалась характеристика-рекомендация из школы, а значит, школа определяла склонность к педагогической профессии, выявленную в вожатской работе в подшефном классе. Про платное обучение никто и в мыслях не держал. Его просто не было. Оценка только за знания, хоть до десятого пота. За неуспеваемость – отчисление с любого курса. Двоих моих однокурсников не допустили до сдачи госэкзаменов. Во время сдачи экзамена у преподавателя на столе были только цветы, принесённые из домашнего палисадника. Практика будущих педагогов в школах проходила по полной программе ежегодно, начиная с первого курса вожатыми в пионерских лагерях. Особое внимание уделялось методике преподавания, педагогике и психологии. С переименованием пединститутов в университеты и их реорганизацией многое изменилось в программе и системе подготовки учительских кадров. Хочу особо подчеркнуть смысловое значение слова «учительских». Диплом об окончании педвуза или университета можно получить. А вот учителем быть дано не каждому.

        Значительные изменения в сторону ухудшения подготовки педагогических кадров произошло с введением в школах ЕГЭ и с появлением коммерческих мест на факультетах в педвузах. Кроме того, низкая зарплата учителей в конце XX–начале XXI веков значительно снизила престиж педагогической профессии. Доступ к получению диплома о высшем образовании и особенно педагогическом стал более свободным. Конкурс из разряда способных и подготовленных абитуриентов постепенно , но надёжно перерос в конкурс родительских кошельков. А они бьются из последних сил, чтобы набить этот кошелёк проходным баллом, а что голова пуста у его родного чада – это родителя не особенно волнует. Кто придумал изречение: «если нет другой дороги, подавайся в педагоги», я не знаю. Но точно знаю, что в педагоги подались далеко не самые лучшие и способные к педагогике выпускники. Без особого напряжения и знаний, обучаясь в школе, они и в вузе не особенно тратят энергию на приобретение необходимых знаний и умений для педагогической деятельности.

        «Серый» ученик, «серый» студент, «серый» учитель. Круг замкнулся. Нет, конечно же, есть талантливые ученики и студенты, мечтающие об учительской профессии. Но это сегодня скорее исключение, чем правило. Мне не раз приходилось бывать на различного рода соревнованиях, конференциях и съездах, где мои коллеги-директора бьют тревогу из-за серьёзных проблем подготовки педагогических кадров. Но даже и те, кто получил диплом педагога, далеко не все рвутся в школу. А потому у нас по всей стране ощущается дефицит учителей по различным предметам. В нашей области принимаются серьёзные меры в подготовке педагогических кадров. Хорошо, что образован Департамент образования без всяких приложений. Это позволит сосредоточиться на узком направлении деятельности управленцев, а значит, будет уделено больше внимания качеству работы в системе образования. Полностью поддерживаю решение выделить Педагогический институт в самостоятельную структурную единицу Белгородского университета. Есть надежда, что там произойдут кардинальные перемены подготовки педагогических кадров с учётом нынешнего и будущего времени. Школа тоже не должна остаться в стороне, ибо будущие учителя должны в определённой степени готовиться со школьной скамьи. Наиболее талантливые, пытливые, склонные к исследовательской деятельности, жаждущие познания, коммуникабельные и мечтающие о педагогической профессии должны быть объединены в педагогический отряд или класс. А может, это будет Клуб будущих учителей или вожатское братство. Форма тут не столь важна, важно подбирать таких детей, работать с ними и готовить их к поступлению в пединститут. Очень своевременно принято Правительством Постановление области о порядке целевой подготовки дефицитных кадров. Думаю, что это серьёзно повлияет на качество подготовки будущих учителей и закрепление их на местах работы.

        С карандашом в руках перечитал проект профессионального стандарта педагога (утвержден и начнет работать с 1 января 2015 года профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». В нём я нашёл немало положений, с которыми я не могу согласиться. Опасаюсь, как бы этот стандарт не закрыл педагога в чиновничий футляр. Что же касается основных качеств педагога для успешной работы не только сегодня, но и завтра, с этим можно согласиться. Сам же стандарт, по моему убеждению, должен стать программой подготовки педкадров и лежать на столе у декана любого факультета педагогической направленности.

        Конечно, надо понимать, что как ученика мы не можем наполнить знаниями, словно налить сосуд раз и навсегда, так и учитель остаётся учителем до тех пор, пока он сам учится, обновляя и дополняя свои знания и умения в работе с детьми. И если раньше учитель подавал ученику «рыбку» в виде готового кусочка знаний и на этом считал свою миссию выполненной, то теперь учитель даёт ему «удочку» и показывает, как ею пользоваться, чтобы успешно ловить необходимые знания.

        Сегодня почти в каждой школе есть модель её выпускника. Какую бы модель я придумал для нынешнего учителя? Прежде всего, отдаю предпочтение такому человеческому качеству, как гуманность. Учитель должен быть с добрым взглядом, с доброй душой, особенно к детям, и с добрыми поступками. Злых людей, даже очень умных и развитых, в школе быть не должно.

        Современный учитель должен быть широко эрудированным человеком. Конечно, объять необъятное невозможно. Однако быть узким специалистом-предметником в нынешней школе будет не очень уютно. Учитель должен обладать и уметь пользоваться знаниями возрастной педагогики и психологии. Бывший школьный лидер – он приобрёл в вузе необходимые знания и навыки быть организатором и руководителем детского коллектива: уметь разумно сочетать требовательность и принципиальность с необходимостью, быть объективным в оценке знаний и поступков детей, находить в себе силы и мужество признавать свои ошибки. Учитель должен быть образцом для подражания в манере поведения, в здоровом образе жизни, в этике. Он всегда подтянут, скромно, но красиво одет, с ним дети всегда чувствуют себя комфортно. Современный учитель успешно владеет техническими средствами и информационно-коммуникативными технологиями. И главное, на мой взгляд, учитель – это не раб чиновников всех рангов и уровней, стоящих над школой. Современный учитель – это исследователь, обладающий набором необходимого «инструментария» для этой деятельности. Обладая этим инструментарием, он обучает и побуждает школьников к интересной, творческой работе, и для этого ему необходимы время и свобода. Это свободная личность, не обременённая бесконечной бумажно-бюрократической отчётностью, куда она загнана сегодня, как белка в колесо. Сегодня, к большому сожалению, многие учителя думают не о том, как добиться более высоких результатов в обучении и воспитании учащихся, а о том, как бы не попасть на крючок проверяющего, потому что в его рабочей программе или поурочном плане нет тех разделов и пунктов, которые требуют проверяющие, по их мнению, главных и обязательных.

        Учитель, настоящий учитель, – это натура творческая, и результатом его работы должен быть творчески развитый школьник, способный завтра быть учителем. Иначе нынешний дефицит кадров станет кризисным явлением в образовании.

        Начавшаяся работа по реформированию и модернизации системы образования затянулась на долгие годы. Принятие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», введение федеральных государственных образовательных стандартов на всех ступенях непрерывного образования требуют от современного учителя новых подходов, форм и методов работы с обучающимися.

        Федеральные государствен­ные образовательные стан­дарты начального, основного, среднего (полного) общего образования (ФГОС) вносят существенные изменения в понимание целей образования. Вместе с тем в ФГОС сохраняется традиционный подход к образованию, ориентирован­ный на достижение образовательных, воспитательных и развивающих целей. Конкретизация каждой из названных групп целей представлена соответствую­щим перечнем предметных, личностных и метапредметных результатов, сформу­лированных с опорой на современные запросы общества и на достижения пе­дагогической науки. Описанные во ФГОС цели образования находят отражение в основной образовательной программе образовательного учреждения, в рабочих программах по предмету и в итоге в це­лях каждого конкретного урока. Поэтому перед современным, думающим учителем стоит задача осмысления и принятия но­вых образовательных ориентиров. Но по­становка цели является только первым шагом в осуществлении педагогической деятельности, далее необходимо плани­рование деятельности, отбор инструмен­тария, средств для её осуществления, контролирование и оценка результатов. В данной статье обсуждается проблема выбора учителем инструментария для до­стижения современных образовательных результатов, а именно, проблема выбора методов обучения.

        Современная система образования как никогда ори­ентирована на реализацию деятельностного подхода, поэтому, на наш взгляд, целесообразно в методах обучения видеть то, что описывает совместную дея­тельность учителя и учащихся на уроке, нацеленную на дости­жение современных образова­тельных результатов.

        При выборе методов обу­чения для конкретного урока необходимо четко понять то, какую позицию учитель будет занимать на уроке, какую роль себе отводит в образовательном процессе, кем видит себя.

        В ходе образовательного процесса каждый из субъектов осуществляет деятельность: учитель – педагогическую, учащийся – образовательную. Таким образом, педагог сегодня, в первую оче­редь, выполняет управляющую функцию, организует образовательную деятельность обучаю­щихся. Но вместе с тем, учитель не может подняться над педагогическим процессом, он остается его активным участником, значит, являясь организатором об­разовательной деятельности, он отчасти остается и её исполните­лем, а это означает, что учитель по отношению к себе осущест­вляет образовательную дея­тельность, то есть учится вместе со своими учениками, только в отличие от них он учится учить, а они — учиться, то есть осуществлять педагогическую деятель­ность по отношению к себе. В этом, на наш взгляд, лежит одна из причин, порождающая затруднение учителя при выбо­ре методов обучения для кон­кретного урока. Действительно, педагогу необходимо выбрать метод обучения, организующий образовательную деятельность учащихся, метод, создающий условия для достижения современных образовательных результатов, то есть ориентированный на формирование и развитие универсальных учебных действий, метод, обеспечивающий реализацию образовательной деятельности учителем по отношению к себе.

        Сложность выбора методов обучения для каждого конкрет­ного урока, на наш взгляд, обу­словлена такими факторами, как: необходимость учета предметного содержания; необходимость учета индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, типовых характеристик классного коллектива; необходимость согласования выбранных методов и форм организации обучения; необходимость согласования выбранных методов и средств обучения. Однако проблема выбора методов обучения обусловлена не только объективно существующими противоречиями, её порождающими, но и субъективными факторами, которые есть следствие индивидуальных особенностей учителя и сложившегося в образова­тельном учреждении педагогического коллектива.

        В качестве таких субъектив­ных факторов можно назвать следующие: профессионализм учителя, опирающийся на систему знаний и профессиональных компетентностей педагога; психолого-педагогические и методические традиции и опыт педагогического коллектива; готовность родителей поддерживать выбор методов обучения и учения, сделанный педагогом; готовность администрации образовательного учреж­дения поддерживать выбор методов обучения и учения, сделанный педагогом.

        Таким образом, острота проблемы выбора методов обучения в современной си­стеме образования обуслов­лена сложностью её решения с общепедагогических позиций; существованием множества параметров и свойств образо­вательного процесса, которые необходимо учитывать при от­боре метода обучения, нали­чием субъективных факторов, отражающих индивидуальные и профессиональные особен­ности педагога, школьного кол­лектива, администрации. Осо­знание этих проблем учителем является, на наш взгляд, пер­вым шагом в их решении.

        Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения не испугало учителей начальных классов нашей школы. На заседании методического объединения прошло широкое обсуждение этой новации. Руководитель методического объединения Горохова А.М. – Почетный работник общего образования, обладатель президентского гранта «Лучшие учителя России» справедливо заметила, что ФГОС нового поколения требует от учителя более творческой и разнообразной работы с учащимися начального звена. Учитывая многолетний опыт работы, половина состава учителей начальных классов (Тимофеева С.А., Ерохина Е.В., Горохова А.М.) и творчески работающих молодых учителей (Гончарова И.А., Каверина И.А., Салова С.В.), проблемы в обучении и воспитании младших школьников будут решаться успешно.

        Требования к педагогу по ФГОС

        Современные требования к учителям. Методическая разработка посвящена трактовке личности учителя по ФГОС.

        Просмотр содержимого документа
        «Требования к педагогу по ФГОС»

        преподаватель истории и обществознания

        Требования к педагогу по ФГОС

        Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. В школу должен прийти новый учитель, с новым мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация – проблема — задача — результат.

        Основа стандарта — системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Меняется роль учителя: из «транслятора» информации он превращается в организатора деятельности ученика. Ученик должен стать субъектом деятельности. В концепции ФГОС осуществляется «перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук».

        Новое понимание образовательных результатов определяет необходимость обновления традиционной оценочной деятельности учителя. Основой для достижения личностных и метапредметных результатов является организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы.

        Среди профессионально важных качеств современного педагога выделяют следующие:

        1. Профессиональная компетентность:

        a) Знания (Общий кругозор, методика, предмет, педагогика, психология)

        b) Умения (Адаптационные – подбирать приемы и способы обучения (упражнения, задания), адекватные поставленной цели и индивидуальности обучающегося и др., коммуникативные, организаторские, гностические — вести работу по самообразованию и самосовершенствованию и др., перцептивные — распознавать межличностные отношения в группе и др., проектировочные — планировать занятие и предвидеть результаты планирования и др., мобилизационные — сформировать потребность в знаниях, информационные — изложить учебный материал).

        Проектировочные, организаторские, адаптационные, а также способность к гибкости, мобильности, стрессоустойчивости.

        3. Личностные качества

        a) личностные качества

        — хорошее развитие памяти, внимания, воображения и мышления, определяемое по системе психологических критериев и показателей;

        — осознанность деятельности в преподаваемом предмете (как минимум) и осознанность педагогической деятельности.

        — высокий уровень трудолюбия (явно выраженная трудовая активность и добросовестность в труде);

        — освоение методов энергосберегающего и экологического труда.

        — проявление эстетического вкуса и эстетических чувств при встрече с современными объектами культуры и ее памятниками;

        — способность дать адекватную эстетическую оценку поведению человека, его внешнего вида и речевой культуры;

        — способность к несложной эстетической деятельности в области дизайна, обустройства помещения и подбора собственного гардероба;

        — уважительное отношение к людям искусства и их произведениям.

        Педагогический такт – соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся. Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым.

        Гуманность включает комплекс свойств личности, выражающих бережное отношение человека к человеку. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым.

        — устойчивая мотивация на учительскую профессию, ориентированная в основном на моральные стимулы и направленная на общественный прогресс;

        — коллективистская направленность в отношениях с коллегами и доверительно дружеские отношения с учащимися;

        — способность разрешать конфликты по законам справедливости и чести;

        — явно выраженное негативное отношение к любым формам национализма и расизма, высокий уровень понимания важности интернациональных отношений между людьми и народами;

        — способность к сопереживанию во всех случаях попрания нравственных основ жизни и деятельности, к активной защите нравственности и нравственного поведения, активное и мужественное противостояние безнравственности и преступности;

        — уважительное отношение к старшим;

        — самокритичность и лояльность к критике;

        — бережное отношение к природе и общественным ценностям.

        b) Ценностные ориентации.

        Профессиональные характеристики, обусловливающие становление профессиональной культуры педагога, включают как объективные, так и субъективные аспекты. Среди объективных составляющих ключевое место занимает специализация, устанавливающая принадлежность педагога к определённому профессиональному сообществу. А основным субъективным компонентом, характеризующим профессиональные качества педагога, является, прежде всего, профессиональное самосознание, которое играет определяющую роль в его адекватной профессиональной идентификации (самоопределении) и в общем становлении педагога как профессионала. В понятие «профессиональное самосознание» входят, помимо названных, такие характеристики, как профессиональная компетентность, а также способность к непрерывному образованию и адаптации к изменяющимся условиям труда.

        Профессиональное самосознание – это свойства его характера и интеллектуальные способности, необходимые ему для осуществления профессиональной деятельности. Среди них особенно важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность педагога овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной деятельности.

        Таким образом, в настоящее время – время стремительной информатизации образования – профессиональное самосознание педагога становится непременным условием развития его как профессионала [5].

        Важнейшие ориентиры современной педагогической науки и образовательной политики, цели образования нашли свое воплощение в новых образовательных стандартах. Введение профессиональных стандартов деятельности педагога осуществлялось в рамках выполнения задач, поставленных программой «Развитие образования на 2013–2020 годы» [4].

        После длительных обсуждений [см. 9], в 2013 г. был принят общепедагогический профстандарт [см. 7], а в 2015 – профстандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования [см. 8]. 1

        В самом общем виде ориентиры, на которых основаны стандарты, можно определить как формирование базовых компетентностей современного человека:

        — информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

        — коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

        — самоорганизации (умения ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

        — самообразования (готовности конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

        Специалисты в области педагогики замечают, что учитель может научить рефлексии своих учеников только лишь когда рефлексивные умения становятся основой самообразования его личности. С психологической точки зрения самообразование — это процесс, в котором человек выступает по отношению к себе и как «Я — ученик», и как «Я — учитель». Умение управлять собственной учебно-познавательной деятельностью возникает у ученика по мере того, как он осознает управляющие функции учителя и обращает их на самого себя. Перенося названные педагогические функции на самого себя, человек овладевает системой соответствующих «метакогнитивных умений»:

        1. Он должен уметь диагностировать то, что уже знает, и то, что еще не знает.

        2. Он должен уметь ставить перед собой определенную учебную задачу и продумывать программу ее осуществления.

        3. Он должен уметь реализовывать намеченные планы: подбирать необходимый учебный материал, прорабатывать его.

        4. Он должен уметь регулировать процесс собственного учения и контролировать успешность своих действий.

        5. Он должен уметь анализировать и осмысливать результаты своих учебных действий, сопоставлять их с намеченными целями.

        6. Он должен уметь определять направления дальнейшей работы над собой [6].

        Таким образом, одним из основных условий введения в общеобразовательную организацию ФГОС является подготовка учителя, формирование его мировоззренческой и педагогической позиции, развитие образа Я педагога как профессионала, представителя профессии, учителя-предметника, работника конкретной образовательной организации, реализуемого в мотивационно-ценностном, содержательно-операциональном, деятельностно-практическом, организационно-коммуникативном, эмоционально-волевом, рефлексивно-оценочном компонентах.

        В соответствии с требованиями ФГОС педагог должен осуществить переход от традиционных обучающих технологий к технологиям личностно ориентированного, развивающего обучения, использовать на основе компетентностного подхода технологии уровневой дифференциации обучения, уметь организовывать «учебные ситуации», исследовательскую и проектную деятельность, использовать в своей работе активные формы обучения, интерактивные методы, коммуникативные технологии, выступать для учащихся в роли консультантов, тьютеров, помощников в освоении ими учебной программы, осуществлении различных видов учебной и внеучебной деятельности [1].

        Список литературы и источников:

        Антонов Н.В. Основные принципы построения модели социально-педагогического проектирования профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 8-2. – С. 280-284 (Точка доступа: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view? >

        Баженова И.В. Презентация «Профессиональный стандарт как инструмент повышения профессионального уровня педагогических работников» // Инфоурок [Электронный ресурс]. Точка доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-professionalniy-standart-kak-instrument-povisheniya-professionalnogo-urovnya-pedagogicheskih-rabotnikov-700315.html (Дата обращения: 17.12.2017).

        Гарейшина А.М. Профессиональный стандарт: структура, интеграция // Официальный сайт Института развития республики Башкортостан [Электронный ресурс]. Точка доступа: https://www.irorb.ru/files/2016/Gareyshina_AM_profstandart.ppt (Дата обращения: 17.12.2017).

        Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. http://минобрнауки.рф [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3409/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/2228/13.05.15-%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_2013-2020.pdf (Дата обращения: 17.12.2017).

        Корчагина М.А. Требования к личности педагога в свете нового Федерального Образовательного Стандарта // Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. Точка доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/04/07/trebovaniya-k-lichnosti-pedagoga-v-svete-novogo-federalnogo (Дата обращения: 17.12.2017).

        Муштавинская И.В. ?Современные подходы к повышению квалификации: рефлексивные технологии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2011. — № 4 (1). — С. 25-30. (Точка доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-povysheniyu-kvalifikatsii-refleksivnye-tehnologii. Дата обращения: 17.12.2017).

        Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html/ (Дата обращения: 17.12.2017).

        Приказ Минтруда России от 08.09.2015 №608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» // Портал Федеральных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www.fgosvo.ru/news/21/1344 (Дата обращения: 17.12.2017).

        Проект Концепции и содержания профессионального стандарта учителя // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. http://минобрнауки.рф [Электронный ресурс]. Точка доступа: /%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3071 (Дата обращения: 17.12.2017).

        1 Подробнее о содержании стандарта см.: Баженова И.В. Презентация «Профессиональный стандарт как инструмент повышения профессионального уровня педагогических работников» [2], Гарейшина А.М. Профессиональный стандарт: структура, интеграция [3].

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *