Трудовой кодекс 1993

Закон РФ от 29 апреля 1993 г. N 4901-I «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР»

Закон РФ от 29 апреля 1993 г. N 4901-I
«О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР»

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

29 апреля 1993 года.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Закон РФ от 29 апреля 1993 г. N 4901-I «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР»

Настоящий Закон введен в действие со дня его опубликования

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 17 мая 1993 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г., N 22, ст. 789

Настоящий Закон фактически прекратил действие в связи с утратой силы всех установленных им норм

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 8 января 1997 г. N 2-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 1997 г.

Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 1997 г.

Статья 317 ТК РФ. Процентная надбавка к заработной плате

Новая редакция Ст. 317 ТК РФ

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Комментарий к Статье 317 ТК РФ

Статья 317 ТК воспроизводит содержание статьи 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Порядок установления размеров процентной надбавки и ее выплаты сходен с порядком, установленным статьей 316 ТК для районных коэффициентов.

Размер процентных надбавок к заработной плате составляет:

— в Чукотском автономном округе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) — 10% по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10% за каждые следующие шесть месяцев работы при максимальном размере 100% заработка;

— в остальных районах Крайнего Севера — 10% по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении 60% надбавки — 10% за каждый последующий год, но не более 80% заработка;

— в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 10% по истечении первого года работы, с увеличением на 10% за каждый последующий год работы при максимуме надбавок 50% заработка.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 «Об упорядочении компенсации гражданам, проживающим в районах Севера» и Инструкции, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2, молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее одного года и вступающей в трудовые отношения, надбавки начисляются с 1 января 1991 г. в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, а по достижении 60% надбавки — последние по 20% за год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. При этом общий размер надбавок не может превышать пределов, предусмотренных законодательством.

Начисление процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях производится на фактический заработок работника, полученный в соответствующем месяце, как полном, так и неполном. Сюда включаются: оплата по тарифным ставкам и окладам, надбавки и доплаты, повышенная оплата сверхурочных работ и работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата простоя, премии, обусловленные системой оплаты труда, вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Повышение заработной платы с использованием процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не образует новых окладов и тарифных ставок. Поэтому в тех случаях, когда законодательством установлено, что определенные выплаты должны производиться только из расчета тарифной ставки (оклада), указанные надбавки не применяются.

Не начисляются процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на различного рода компенсации. Они не относятся к заработной плате (ст. 164 ТК). Их цель — возместить работнику затраты, понесенные в связи с его трудовой деятельностью.

Процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не начисляются на районные коэффициенты, единовременные поощрительные выплаты, суммы материальной помощи, на персональные надбавки.

Процентные надбавки к заработной плате не суммируются со средним заработком работника, так как они уже были учтены.

Предельный размер заработка, к которому должны применяться процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не установлен. Начисление надбавок осуществляется на всю сумму фактического заработка.

Начисление и выплата процентной надбавки производится с момента возникновения права на нее (даже если в данном рабочем месяце окажется лишь один день с правом на такую надбавку).

Надбавка начисляется на сумму фактического заработка за указанные дни.

Выплата процентных надбавок к заработной плате, в соответствии со статьей 139 ТК, учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы.

Процентная надбавка относится к заработной плате, а не к гарантиям и компенсациям. На данную надбавку не распространяется действие части 1 статьи 287 ТК, поэтому на заработок совместителей надбавка начисляется в общем порядке, как обычным работникам-северянам.

Другой комментарий к Ст. 317 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 317 ТК РФ воспроизводит содержание ст. 11 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

2. Отсылка во втором предложении ч. 1 ст. 317 ТК РФ к ст. 316 ТК РФ означает, в частности, что к процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применяются три правила:

ее размер и порядок применения устанавливаются Правительством РФ;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления за счет средств их бюджетов могут установить более высокие размеры такой надбавки для работников организаций, финансируемых из этих бюджетов;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут установить для входящих в его состав муниципальных образований предельный размер повышения процентной надбавки к заработной плате.

3. До принятия решения Правительства РФ о размере и порядке выплаты процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в северных районах действует прежнее законодательство, в частности нижеследующее.

Размер процентных надбавок к заработной плате определен Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и составляет:

в Чукотском автономном округе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) — 10% по истечении первых 6 месяцев работы, с увеличением на 10% за каждые следующие 6 месяцев работы при максимальном размере 100% заработка;

в остальных районах Крайнего Севера — 10% по истечении первых 6 месяцев работы, с увеличением на 10% за каждые последующие 6 месяцев работы, а по достижении 60% надбавки — 10% за каждый последующий год, но не более 80% заработка;

в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 10% по истечении первого года работы, с увеличением на 10% за каждый последующий год работы при максимуме надбавок 50% заработка.

4. Согласно подп. «е» п. 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 «Об упорядочении компенсации гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера» и Инструкции, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2, молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее одного года и вступающей в трудовые отношения, надбавки начисляются с 1 января 1991 г. в размере 20% по истечении первых 6 месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие 6 месяцев, а по достижении 60% надбавки — последние по 20% за год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 10% за каждые 6 месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных законодательством.

5. Начисление процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях производится на фактический заработок работника, полученный в соответствующем месяце, причем не обязательно полном.

В этот заработок включаются, в частности, оплата по тарифным ставкам и окладам; надбавки и доплаты; повышенная оплата сверхурочных работ и работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни; оплата простоя; премии, обусловленные системой оплаты труда; вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно (см. п. 1 разъяснения Минтруда от 11 сентября 1995 г. N 3).

Повышение заработной платы с использованием процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не образует новых окладов и тарифных ставок, поэтому в тех случаях, когда законодательством установлено, что определенные выплаты должны производиться только из расчета тарифной ставки (оклада), указанные надбавки не применяются.

Процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не начисляются на различного рода компенсации (надбавки за вахтовый метод работы, полевое довольствие и т.д.), поскольку они не относятся к заработной плате (см. ст. 164 ТК РФ), а имеют целью возместить работнику затраты, понесенные в связи с его трудовой деятельностью.

Не начисляются процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на районные коэффициенты, единовременные поощрительные выплаты, суммы материальной помощи, а также на персональные надбавки.

Не применяются процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к среднему заработку в силу того, что при его исчислении они уже были учтены.

Предельного размера заработка, к которому должны применяться процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, законодательство не устанавливает, поэтому их начисление следует осуществлять на всю сумму фактического заработка независимо от его величины.

6. Начисление и выплата процентной надбавки (как первой, так и последующих) к заработной плате производятся со дня возникновения права на нее (даже если в данном рабочем месяце окажется лишь один день с правом на такую надбавку, например с 31 января 2007 г.), а не со следующего рабочего месяца или года.

При этом начисление надбавки производится на сумму фактического заработка за указанные дни. Таким образом, может получиться, что часть месячного заработка будет исчислена с применением одной надбавки, а другая часть — с учетом другой (более высокой) надбавки.

7. Выплата процентных надбавок к заработной плате учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы (см. ст. 139 ТК РФ).

8. Об исчислении трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате и их перерасчете при переходе на работу в разные районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности см. ст. 314 ТК РФ.

9. Процентная надбавка относится не к гарантиям и компенсациям (см. раздел VII ТК РФ), а к заработной плате. В связи с этим на данную надбавку не распространяется действие ч. 1 ст. 287 ТК, в силу чего на заработок совместителей надбавка должна начисляться в общем порядке, т.е. как и для обычных работников-северян.

10. В соответствии с ч. 2 ст. 317 ТК РФ суммы расходов, связанных с выплатами процентной надбавки, относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Здесь имеются в виду как расходы по таким надбавкам, установленным на федеральном уровне, так и расходы в связи с установлением повышенного размера надбавок на уровнях субъекта РФ и муниципальных образований.

Статья 351 ТК РФ. Регулирование труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении

Новая редакция Ст. 351 ТК РФ

Особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных статьями 94, 96, 113, 153, 157 и 268 настоящего Кодекса, также трудовыми договорами.

Комментарий к Статье 351 ТК РФ

Статья 351 распространяет действие трудового законодательства на творческих работников и на спортсменов-профессионалов.

Трудовые отношения работников культуры регулируются законодательством о труде. В качестве основной организационно-правовой формы трудовых отношений с творческими работниками является контракт. На практике нередким бывает отказ от использования в организациях культуры контрактной формы трудового договора и переход к оформлению трудовых отношений с творческими работниками исключительно с помощью трудового договора.

Смотрите так же:  Договор хозяйственного ведения срок

Однако, с учетом своеобразия труда творческих работников, пункт 39 Положения о театре разрешает регулирование отношений между физическим лицом — носителем творческих способностей и театром не только законодательством о труде, но и гражданским законодательством.

С помощью гражданско-правовых соглашений нередко оформляется ангажемент или гастроли артистов. Такие формы взаимоотношений, как правило, реализуются в течение короткого отрезка времени и без включения артистов в штат работников соответствующей организации.

Гражданско-правовые договоры применяются также для оформления разового участия конкретных лиц в создании (постановке) спектакля, шоу, концерта, представления.

Трудовые договоры применяются в отношении всех творческих работников организаций культуры, которые включаются в их штат на постоянной основе. Это могут быть бессрочные трудовые отношения или по срочному трудовому договору.

Оплата труда творческих работников осуществляется по правилам, содержащимся в Постановлениях Минтруда России:

а) от 3 февраля 1993 г. N 15 «Об утверждении разрядов оплаты труда по должностям работников ведущих театров и творческих коллективов»;

б) от 27 сентября 1994 г. N 63 «О согласовании разрядов оплаты труда по должностям отдельных категорий работников редакций газет и журналов Комитета Российской Федерации по печати»;

в) от 1 февраля 1995 г. N 8 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федерации»;

г) от 11 мая 1995 г. N 26 «О согласовании разрядов оплаты труда по должностям отдельных категорий работников телерадиокомпаний Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию»;

д) от 4 октября 2000 г. N 67 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний».

Ставки вознаграждения исполнителям за определенные виды использования исполнения (постановки) определены Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения постановки».

Особенности исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1993 г. N 153 «О порядке исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников».

Основу нормативно-правовой базы в отношении профессиональных спортсменов составляет Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Выделяются три категории спортсменов:

спортсмен высокого класса;

Спортсмен-профессионал — лицо, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и которое получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них. Их деятельность регулируется трудовым законодательством, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций и объединений (п. 3 ст. 24 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ). Взаимоотношения спортсмена-профессионала с физкультурно-спортивной организацией, профессиональным спортивным клубом или командой определены письменным контрактом. В нем содержатся обязанности спортсмена, его права на социальное и медицинское страхование, условия заключения и расторжения контракта, другие условия и обязательства контрагента. Такой контракт подлежит учету в общероссийской федерации по соответствующему виду спорта, если спортсмен входит в состав сборной команды РФ.

Однако, в соответствии с требованиями статей 5, 16 ТК, в отношении спортсменов-профессионалов также необходимо перейти к заключению трудовых договоров, подчиняющихся не только специальным требованиям, изложенным Федеральным законом от 29 апреля 1999 г., но также общим требованиям, содержащимся в статьях глав 10, 11 ТК.

Для спортсменов-профессионалов предусмотрены особые правила перехода в другие физкультурно-спортивные организации и соответственно расторжения трудового договора. Согласно статье 26 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» такие спортсмены имеют право перехода из одной физкультурно-спортивной организации в другую, в том числе иностранную. Однако эта возможность им предоставляется только после окончания срока контракта и выполнения указанных в нем обязательств, если стороны контракта не договорились об ином, например о продлении контракта.

Другой комментарий к Ст. 351 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья предусматривает возможность установления особенностей регулирования труда для лиц, участвующих своей творческой деятельностью в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений с помощью средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, а также для профессиональных спортсменов.

Следует обратить внимание на то, что творчество, а также спорт являются конституционно значимыми ценностями (ч. 2 ст. 41, ч. 2 ст. 26 и ст. 44 Конституции РФ). Вместе с тем в конституционных нормах творчество понимается достаточно широко — включая литературное, художественное, научное, техническое и многие другие виды общественно полезной деятельности. Подобная широта фактически присутствует и в той характеристике, которую законодатель дает труду первой из перечисленных категорий лиц.

В свою очередь, в профессиональном спорте ввиду его вхождения в один из видов культуры — физическую культуру и непредсказуемости результатов также присутствует существенный элемент творчества (в широком смысле). Это обстоятельство дает основание для отнесения профессионального спорта к творческой деятельности (в широком смысле). Именно оно и позволило законодателю установить в рамках одной статьи единые подходы к регулированию трудовых отношений в области профессиональной спортивной деятельности и в сферах, традиционно относимых к творческим видам деятельности.

Характер творческого труда требует, чтобы его правовое регулирование не ограничивало чрезмерным образом свободу как основную предпосылку творчества (в том числе профессиональных спортсменов) для тех, кто непосредственно осуществляет процесс творчества в широком смысле, и для тех, кто обеспечивает надлежащее осуществление этого процесса. Данная свобода должна быть присуща не только стадии вступления в трудовые правоотношения и выхода из них, но и самому осуществлению трудовой деятельности, например, в части регулирования рабочего времени и времени отдыха, а также перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены) и пр. Наиболее полно принцип свободы трудовой деятельности проявляется в правовом регулировании трудовых отношений с участием тех работников, которые осуществляют сам процесс творчества (далее — работники творческого труда). К ним, в частности, можно отнести артистов, телеоператоров, ученых, художников.

Вместе с тем тесная взаимосвязь их труда с трудом работников, обеспечивающих процесс творчества, требует отражения этих элементов свободы и в регулировании трудовой деятельности данных работников, к числу которых, например, относятся осветители, гримеры, костюмеры и др.

Элементы свободы, свойственные процессу творчества, определяют особую природу результатов творчества и их охраны, что является причиной включения в правовое регулирование труда лиц, осуществляющих такую деятельность, элементов гражданско-правового регулирования.

Установление особенностей правового регулирования труда и отдыха творческих (в широком смысле) работников обусловлено, кроме того, необходимостью охраны такой особой публично (конституционно) значимой ценности, как культурная жизнь, включающей публичную информацию; компенсации преждевременного старения (снижения с возрастом качества жизни), возникающего вследствие значительных психофизических нагрузок (перегрузок) и стрессов; осуществления соответствующих видов деятельности в рамках особого режима труда, затрачиваемого преимущественно в вечернее и ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Именно эти обстоятельства и обусловливают особенности регулирования труда творческих (в широком смысле) работников, о чем прямо указывается в комментируемой статье.

Особенности регулирования труда этих лиц предусмотрены прежде всего специальными статьями ТК, к которым относятся: ч. 3 ст. 94 (о порядке установления продолжительности ежедневной работы (смены), ч. 6 ст. 96 (о правилах установления порядка работы в ночное время), ч. 3 ст. 113 (о привлечении к работе данных лиц в выходные и нерабочие праздничные дни), ч. 3 ст. 153 (об оплате их труда в эти дни), ч. 5 ст. 157 (о последствиях временного неучастия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или неосуществления выступлений), ст. 268 (о снятии запрета на направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до 18 лет).

Что же касается иерархии нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере труда работников, упомянутых в комментируемой статье, то она задается прежде всего Конституцией РФ.

Пункт «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относит общие вопросы науки, культуры и спорта к предметам совместного ведения. Это означает, что по данным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Столь высокое конституционное значение творчества (в узком смысле) и спорта является достаточным основанием для того, чтобы правовому регулированию соответствующих отношений были посвящены специальные федеральные законы.

Основными из таких законов являются: Закон от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ВВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615); Закон от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» (Российская газета. 1992. 8 февр. N 32); Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137); Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (Российская газета. 1996. 4 июня. N 104); Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (Российская газета. 1995. 29 нояб. N 231); Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Российская газета. 1999. 6 мая. N 87).

В данных Законах содержатся нормы, с помощью которых осуществляется детализированное правовое регулирование труда соответствующих работников и закрепляются определенные элементы их специального правового статуса.

Наименование должностей лиц, работающих в бюджетной сфере, на которых распространяется действие комментируемой статьи, установлено, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» и утвержденными им приложениями (СЗ РФ. 1995. N 10).

2. Перечень лиц, относящихся к первой категории, является открытым. Комментируемая статья распространяет свое действие не только на тех, кто входит в данный перечень, но и на иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. Например, непосредственно из содержания ч. 1 ст. 44 Конституции РФ следует, что к ним также необходимо, в частности, отнести работников, трудящихся в сфере литературного, художественного, научного и технического творчества.

Использованная здесь характеристика труда первой категории лиц — участие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений — ставит в центр системы отношений, связанных с данным трудом, такой объект, как произведение, однако содержание данного понятия ТК РФ не раскрывается.

Для выяснения этого содержания необходимо обратиться к тексту ст. 6 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (Российская газета. 1993. 3 авг. N 147), в соответствии с которой произведения являются результатом творческой деятельности и создаются, в частности, в сферах науки, литературы и искусства. Они должны существовать в какой-либо объективной форме: письменной рукописи, машинного текста, нотной записи и пр.; устного публичного произнесения, публичного исполнения и т.д.; звуко- или видеозаписи, осуществляемой механическим, магнитным, цифровым, оптическим или другим способом; изображения (рисунка, эскиза, картины, плана, чертежа, кино-, теле-, видео- или фотокадра и др.); объемно-пространственной скульптуры, модели, макета, сооружения и в других формах.

Это служит еще одним подтверждением того, что в первую категорию лиц входят в качестве создателей произведений, кроме, например журналистов, и композиторов, также научные работники, архитекторы и художники.

Легальное определение понятия «исполнение» раскрывается в ст. 4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», в соответствии с которой исполнение — это представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Из данного определения следует, что в первую категорию лиц входят актер, певец, музыкант, танцор, режиссер, дирижер, а также любое иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер).

Что же касается экспонирования произведений (их публичного представления), то оно является одним из основных элементов деятельности прежде всего музеев.

Весьма широкая характеристика лиц, входящих в первую категорию, позволяет утверждать, что в их число входят не только те, кто занимается творчеством, но и лица, непосредственно обеспечивающие осуществление творческой деятельности и публичное представление (экспонирование) ее результатов.

К таким работникам, в частности, относятся гримеры, осветители, кассиры, а также лица, принимающие в музеях, театрах и иных аналогичных им организациях вещи посетителей (зрителей) на хранение, специалисты научной организации (инженерно-технические работники), работники сферы научного обслуживания и подобные им. Режим труда и отдыха данных лиц в силу его тесной взаимосвязи с трудом лиц, создающих и (или) исполняющих (экспонирующих) произведения, имеет ряд особенностей, аналогичных тем, которые характерны для труда и отдыха последних.

К подзаконным актам, регулирующим отношения в сфере творческого труда (в том числе труда руководителей соответствующих организаций), следует, в частности, отнести: Положение о театре в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 г. N 329 (СЗ РФ. 1999. N 13.); Устав Российской академии архитектуры и строительных наук, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1033 (САПП РФ. 1993. N 44); Постановление Министерства труда РФ от 3 февраля 1993 г. N 15 «Об утверждении разрядов оплаты труда по должностям работников ведущих театров и творческих коллективов» (БМТ РФ. 1993. N 4).

Особенности труда первой категории лиц установлены также специальными нормами ТК РФ. К ним относятся: ч. 4 ст. 63 (о порядке заключения и условиях трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений), ч. 4 ст. 113 (о привлечении к работе этих категорий лиц в выходные и нерабочие праздничные дни), ч. 4 ст. 153 (об оплате их труда в эти дни).

Примером включения элементов гражданско-правового регулирования в сферу регулирования труда творческих работников являются положения, связанные со служебными произведениями, закрепленные ст. 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», в соответствии с которыми устанавливается следующий правовой режим служебных произведений:

1) авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения;

2) исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное;

3) размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем;

4) работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания;

5) на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий перечисленные выше положения статьи не распространяются.

3. Вторая категория лиц, на которую распространяется действие норм комментируемой статьи, — это профессиональные спортсмены.

Профессиональный спорт представляет собой предпринимательскую деятельность, цель которой — удовлетворить интересы профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей. Что же касается профессионального спортсмена (спортсмена-профессионала), то им является лицо, для которого занятия спортом — это основной вид деятельности и которое получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них.

Смотрите так же:  Штраф за утерю птс 2020

Деятельность спортсменов-профессионалов регулируется трудовым законодательством РФ, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций и утвержденных профессиональными физкультурно-спортивными объединениями по согласованию с общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта.

Трудовые правоотношения с профессиональным спортсменом возникают на основании контракта о спортивной деятельности, заключаемого профессиональными спортивными лигами, ассоциациями, союзами, входящими в официально признанную федерацию по какому-либо виду спорта, профессиональными спортивными клубами, а также спортивными командами.

Контракт о спортивной деятельности заключается на основе трудового законодательства РФ и представляет собой соглашение в письменной форме между спортсменом, спортсменом-профессионалом (тренером, специалистом) и руководителем физкультурно-спортивной организации, в том числе профессионального спортивного клуба и команды. Он подлежит учету в общероссийской федерации по соответствующему виду спорта, если спортсмен входит в состав сборной команды РФ. Контракт о спортивной деятельности должен предусматривать обязанности спортсмена, его права на социальное и медицинское страхование, условия заключения и расторжения такого контракта. Контракт о спортивной деятельности может содержать и другие условия. Физкультурно-спортивная организация обеспечивает спортсмену условия для подготовки к спортивным соревнованиям и участия в них, своевременную выплату заработной платы, выполняет иные обязательства, предусмотренные контрактом о спортивной деятельности и не противоречащие законодательству РФ.

Отношения в части установления разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников сборных команд РФ по видам спорта регулируются Постановлением Министерства труда РФ от 4 июля 2002 г. N 48 (БМТ РФ. 2002. N 7).

ФЗ о страховых пенсиях

ФЗ о пожарной безопасности

ФЗ об образовании

ФЗ о государственной гражданской службе

ФЗ о государственном оборонном заказе

О защите прав потребителей

ФЗ о противодействии коррупции

ФЗ об охране окружающей среды

ФЗ о бухгалтерском учете

ФЗ о защите конкуренции

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

ФЗ о прокуратуре

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

ФЗ о персональных данных

ФЗ о госзакупках

ФЗ об исполнительном производстве

ФЗ о воинской службе

ФЗ о банках и банковской деятельности

Проценты по денежному обязательству

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

Уклонение от исполнения административного наказания

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Особенности правового положения казенных учреждений

Общие основания прекращения трудового договора

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Судебный порядок рассмотрения жалоб

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

Форма и содержание искового заявления

(c) 2015-2020 Законы, кодексы, нормативные и судебные акты

Трудовой кодекс 1993

Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская Газета, 25 декабря 1993.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 7 января 2002г. — №1. — Ст. 3.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 7 января 2002г. — №1. — Ст.1.

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2 декабря 2002г. — №48. — Ст.4746.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 17 декабря 2001г. — №51. — Ст.4832.

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 19 июля 1999г. — №29. — Ст.3686.

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Собрание законодательства Российской Федерации — 7 августа 1995 г., — №32 — Ст. 3198.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 28 января 2002г. — №4. — Ст. 251.

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 26 августа 1996г. — №35. – Ст.4135.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 3 августа 1998г. — №31. — Ст.3803.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1 января 1996г. — №1. — Ст.1.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 28 октября 2002г. — №43. — Ст.4190.

Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 13 мая 1996г. — №20. — Ст.2321.

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 16 февраля 1998г. — №7. — Ст.785.

Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 18 ноября 2002г. — №46. — Ст.4584.

Постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 27 марта 2000г. — №13. — Ст.1373.

Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 13 декабря 2004г. — №50. — Ст.5074.

Приказ Минатома РФ от 14 мая 2003 г. N 218 «О порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия»

Приказ Минсельхоза РФ от 27 декабря 2000 г. N 1075 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия и Порядка проведения аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий

Приказ Минэкономразвития РФ от 2 марта 2005 г. N 49 «Об утверждении примерного трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 6 июня 2005г. — №23.

Приказ Федеральной налоговой службы от 7 июня 2005 г. N САЭ-3-15/[email protected] «О Комиссии по проведению конкурса на замещение должности и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы»

Примерный трудовой договор с руководителем федерального государственного унитарного предприятия (утв. приказом Минэкономразвития РФ от 2 марта 2005 г. N 49) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 6 июня 2005г. — №23.

Кодекс законов о труде Российской Федерации (введен в действие с 1 апреля 1972 г. Законом РСФСР от 9 декабря 1971 г.) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1971. — №50. — ст. 1007; 1973, — №39. — ст. 825

Анисимов Л.Н., Анисимов А.Л. Трудовые отношения и материальная ответственность. – М.: изд-во Эксмо, 2005.

Антонович А.Я. Курс государственного благоустройства (полицейского права). — Киев. 1890 г.

Глазов В.В. Существенные условия трудового договора // Трудовое право. — №10. – 2005.

Голенко Е.Н. Ковалев В.И. Трудовой кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий. –М.: «За права военнослужащих», 2004 г.

Горячев А.С. Особенности дисциплинарной ответственности руководителя // Право и экономика. — №4. — 2005 г.

Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации . — М.: Дело, 2003.

Дворников И., Лившиц Р., Румянцева М. Трудовое законодательство. Справочная книга для профактива. М., Профиздат 1971г.

Дерюжинский В. Ф. Полицейское право. Пособие для студентов. — СПБ. – 1903г.

Егоров В.И., Харитонова Ю.В. Трудовой договор: заключение, изменение, прекращение: Учебное пособие. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2005.

Забоев К.И. Правовые и философские аспекты гражданско-правового договора – Спб. Юридический центр. – 2003.

Ионцев М.Г. Акционерные общества. – М.: Ось-89. – 2005.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Документы кадровика. – М.: 2000.

Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. — М.: Юстицинформ, 2005г.

Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации. Издание шестое, переработанное и дополненное / Под ред. К.Н. Гусова. — М.: 2000.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Панина. М.: МЦФЭР. — 2002.

Комментарий к Трудовому кодексу РФ — М.: Спарк — 2002г.

Котко Е.А., Иванов М.Д. Содержание (условия) трудового договора и способы их изменения // Налоговый вестник. — №9. — 2002г.

Крапивин О.М., Власов В.И Трудовой договор. – М.: Новая правовая культура. — 2005г.

Основы советского права / Под ред. проф. Д.Магеровского – М.: Государственное издательство. – 1927.

Победоносцев К.П. Курс гражданского права. — 3 тома, С.-Петербург, Синодальная типография, 1896 г.

Покровская М.М. Дополнительные условия трудового договора // Трудовое право. — №5. – 2003.

Санникова Л.В. Договор найма труда в России. М.: 1999.

Сойфер В.Г. Трудовое и гражданское законодательство в регулировании трудовых отношений // Законодательство и экономика. — №9. — 2005 г.

Сошникова Т.А. Некоторые проблемы определения правового статуса работника и работодателя // Законодательство и экономика. – 2005. — №12.

Тарасенко Е.Н. Современные тенденции страхования ответственности директоров и должностных лиц ( D & Q ) // Акционерное общество: вопросы управления. – №1. – 2005.

Торговое право. Шершеневич Г.Ф. Том I. Введение. Торговые деятели. Изд.четвертое. — СПб. — 1908 г.

Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. — Москва, Типография Императорского Московского Университета, 1909 г.

Трудовое право. Учебник / Под ред. О.В. Смирнова. – М.: Проспект. – 1997. – с.172.

Чиканова Л.А. Трудовой договор // Трудовое право. — 2004. — №4-5.

Постановление Конституционного Суда РФ от 15 марта 2005 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» в связи с запросами Волховского городского суда Ленинградской области, Октябрьского районного суда города Ставрополя и жалобами ряда граждан» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. — 2005г. — №3.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 ноября 2003 г. N 17 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 2004г. — №1.

Комментарии к СТ 314 ТК РФ

Статья 314 ТК РФ. Трудовой стаж, необходимый для получения гарантий и компенсаций

1. Реализация лицами, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, права на получение гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, а также их размер зависят от продолжительности специального трудового стажа, а именно от стажа работы в неблагоприятных климатических условиях Севера.

2. В стаж работы, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате, должно включаться все время работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, независимо от сроков перерыва в работе и оснований прекращения трудовых отношений, даже если работник был уволен за совершение виновных действий. Положение, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера», устанавливающее исключение из трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате, периодов работы, если увольнение произошло за виновные действия, признано аналогичным положениям Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2, которые признаны недействующими и не подлежащими применению со дня вынесения Определения ВС РФ от 23.12.2004 N КАС04-596.

3. При переходе работника на работу в другой район или местность (из числа районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и остальных районов Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате), имеющего необходимый для получения этой надбавки стаж работы, перерасчет процентной надбавки к заработной плате производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, в порядке, установленном по новому месту работы, что предусмотрено в Постановлении Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера».

4. В Постановлении Правительства РФ от 26.06.1999 N 692 «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда» предусмотрено, что с 01.01.1998 срок военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к оплате труда, засчитывается гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы, а также по основаниям, предусмотренным подп. «а», «г» и «д» п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности, в трудовой стаж в календарном исчислении независимо от продолжительности перерыва для получения ими процентной надбавки к оплате труда при поступлении на работу в этих районах и местностях.

В случае увольнения указанных граждан с работы и последующего их поступления на работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями срок военной службы засчитывается в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда независимо от срока перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений.

Исчисление суммарного стажа работы для получения процентной надбавки к оплате труда с зачетом срока военной службы, указанного в п. 1 указанного Постановления, осуществляется на основании выданных воинскими частями по последнему месту военной службы справок об основаниях увольнения и сроке военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

5. Специальный трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок, исчисляется для лиц, работающих по найму, со дня начала работы в организациях, расположенных не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия, что предусмотрено упоминавшимся ранее разъяснением, утв. Постановлением Минтруда России от 16.05.1994 N 37. Согласно Постановлению Минтруда России от 17.06.2003 N 35 из данного перечня регионов была исключена Республика Тува, поскольку еще в 1994 г. Указом Президента РФ от 16.05.1994 N 945 отдельные территории Республики Тыва были отнесены к районам Крайнего Севера, а остальные территории Республики Тыва были отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Смотрите так же:  Трактат спор

6. В специальный трудовой стаж, дающий северянам право на получение соответствующих гарантий и компенсаций, засчитываются все периоды работы по трудовому договору на Крайнем Севере и приравненных местностях независимо от организационно-правовых форм и видов работодателя. Кроме того, в указанный стаж включаются время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, время повышения квалификации с отрывом от производства, в т.ч. и за пределами северных районов, время работы или производственной практики (как оплачиваемой, так и неоплачиваемой) в районах Севера в период обучения в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего или послевузовского профессионального образования и иных образовательных учреждениях независимо от продолжительности перерывов в работе, связанных с обучением, время вынужденного прогула при незаконном увольнении, время пребывания на военных сборах, время военной службы, службы в органах внутренних дел, в таможенных органах, а также некоторые другие периоды времени.

7. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях.

Трудовой кодекс. Заключительные положения

Статья 420. Сроки введения в действие настоящего Кодекса

Настоящий Кодекс вводится в действие с 1 февраля 2002 года.

Статья 421. Порядок и сроки введения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

Порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральным законом.

Статья 422. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов

Признать утратившими силу с 1 февраля 2002 года:

Кодекс законов о труде РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 9 декабря 1971 года «Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1971, N 50, ст. 1007);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 марта 1972 года «О порядке введения в действие Кодекса законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1972, N 12, ст. 301);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 сентября 1973 года «Об изменении статьи 240 Кодекса законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1973, N 39, ст. 825);

Закон РСФСР от 19 декабря 1973 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР, вносящих некоторые изменения и дополнения в действующее законодательство РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1973, N 51, ст. 1110) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 сентября 1973 года «Об изменении статьи 240 Кодекса законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июля 1974 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, N 30, ст. 806);

Закон РСФСР от 2 августа 1974 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР, вносящих некоторые изменения и дополнения в действующее законодательство РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, N 32, ст. 854) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июля 1974 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 декабря 1976 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1977, N 1, ст. 1);

Закон РСФСР от 20 июля 1977 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР, вносящих некоторые изменения и дополнения в действующее законодательство РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1977, N 30, ст. 725) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 декабря 1976 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 января 1980 года «О внесении изменений в статью 31 Кодекса законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 3, ст. 68);

Закон РСФСР от 26 марта 1980 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 14, ст. 352) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 января 1980 года «О внесении изменений в статью 31 Кодекса законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 августа 1980 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 34, ст. 1063);

Закон РСФСР от 20 ноября 1980 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 48, ст. 1597) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 августа 1980 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 47, ст. 1725);

Закон РСФСР от 1 декабря 1982 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 49, ст. 1830) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 декабря 1983 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, N 51, ст. 1782);

Закон РСФСР от 6 января 1984 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, N 2, ст. 73) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 декабря 1983 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

пункт 1 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 4, ст. 117);

раздел IV Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 мая 1986 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 23, ст. 638);

пункт 1 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1986 года «О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 48, ст. 1397);

статью 2 Закона РСФСР от 7 июля 1987 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 29, ст. 1060);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 сентября 1987 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 40, ст. 1410);

Закон РСФСР от 30 октября 1987 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 45, ст. 1553) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 сентября 1987 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 6, ст. 168);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 31 марта 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 14, ст. 395);

Закон РСФСР от 20 апреля 1988 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 17, ст. 541) в части утверждения Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» и от 31 марта 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года N 1028-1 «О повышении социальных гарантий для трудящихся» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 17, ст. 506);

Постановление Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 года N 1029-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О повышении социальных гарантий для трудящихся» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 17, ст. 507);

статью 3 Закона РСФСР от 6 декабря 1991 года N 1991-1 «О повышении минимального размера оплаты труда» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 51, ст. 1797);

Закон Российской Федерации от 12 марта 1992 года N 2502-1 «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 14, ст. 712);

Закон Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254);

Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 года N 4176-1 «О внесении дополнения в статью 65 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 1, ст. 16);

статью 5 Закона Российской Федерации от 30 марта 1993 года N 4693-1 «О минимальном размере оплаты труда» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 16, ст. 553);

пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 27 января 1995 года N 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст. 346);

Федеральный закон от 15 февраля 1995 года N 14-ФЗ «О внесении изменений в статью 163 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 599);

статью 1 Федерального закона от 18 июля 1995 года N 109-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2865);

статью 1 Федерального закона от 24 августа 1995 года N 152-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3504);

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 182-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4564);

Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 131-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5490);

Федеральный закон от 17 марта 1997 года N 59-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 213 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1382);

Федеральный закон от 6 мая 1998 года N 69-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 15 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2065);

пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803);

Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 139-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3817);

Федеральный закон от 30 апреля 1999 года N 84-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2210);

статью 1 Федерального закона от 27 декабря 2000 года N 151-ФЗ «О внесении дополнения в статью 251 Кодекса законов о труде Российской Федерации и дополнения статьей 23.1 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 3);

Федеральный закон от 18 января 2001 года N 2-ФЗ «О внесении дополнения в статью 65 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 4, ст. 274);

Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 90-ФЗ «О внесении изменения в статью 168 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2945).

Другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с настоящим Кодексом.

Статья 423. Применение законов и иных нормативных правовых актов

Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Статья 424. Применение настоящего Кодекса к правоотношениям, возникшим до и после введения его в действие

Настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

Если правоотношения возникли до введения в действие настоящего Кодекса, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.

Москва, Кремль
30 декабря 2001 года
N 197-ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *