Урок спор о будущем общества

Каким не должно быть общество будущего — девять советов

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Научно-фантастические фильмы полны предостережений. Например, они предупреждают нас о том, что путь к идеальному обществу будущего весьма тернист. Постоянный автор BBC Future, вооружившись проигрывателем видеодисков, решил обобщить уроки, которые пытается преподать человечеству кинематограф.

Эти фильмы порой представляют нам ослепительную картину будущего, но по большей части мы оказываемся разочарованы видением завтрашнего дня, который оказывается куда непригляднее нашего сегодня. Это видение варьируется от совершенно невероятных катастрофических сценариев по формуле «что если?» до вполне допустимых, но не менее устрашающих экстраполяций дня сегодняшнего на день грядущий.

Возможно, Дорис Дэй была права, когда пела в своей песенке Que Sera, Sera («Что будет, то будет» из фильма Альфреда Хичкока «Человек, который слишком много знал» — Ред.): «нам будущее увидеть не дано». (Готов побиться об заклад, что до меня имя Дорис Дэй в таком контексте никто не упоминал!) Так или иначе, но кинофантастика четко обозначает те направления развития общества будущего, которых мы должны всячески избегать.

В сухом остатке: какие выводы следует сделать, чтобы выжить – и нашему обществу, и нам самим как виду?

Привожу ниже выстраданный мной рейтинг из девяти пунктов – чему нас могут научить, от чего предостеречь фильмы.

1. Избегайте андроидов, а также искусственного разума

Искусственно созданные существа, которые и выглядят, и ведут себя, как мы, помимо всего прочего, еще и воплощение кучи проблем. Иные андроиды с самого начала были плохими, как например, исходный Терминатор, который без устали преследовал нас; или тайный андроид Эш из фильма «Чужой», предавший всех из-за того, что был лишен чего-либо человеческого. Другие вставали на такой путь вследствие технических неполадок или бунта, как, скажем, Робот-стрелок из «Западного мира», который начинает убивать по-настоящему. Или вспомним искусственных людей-репликантов из «Бегущего по лезвию», готовых отнимать человеческие жизни, дабы продлить собственные.

Все эти персонажи не только порождают тревогу перед растущей дегуманизацией общества и созданием таких разновидностей разума, которые превосходят человеческий интеллект, но и возрождают страхи более древние, вроде тех, что отражены в фильмах «Вторжение похитителей тел» и «Захватчики с Марса». (В первом споры, занесенные с другой планеты, дуплицируют жителей города и подменяют их, во втором инопланетяне имплантируют людям кристаллы, управляющие сознанием, чтобы подчинить землян.) Эти фильмы повествуют о врагах среди нас и внутри нас. Внешне они такие же, как мы, но глубоко внутри — другие. И очень опасные.

Даже если отнять у них тела и способность двигаться, нечто на чувственном уровне по-прежнему будет представлять опасность. Во-первых, это компьютеры, способные угнетать целые общества; они имитируют реальность, как в трилогии «Матрица», чтобы подчинить себе все население, либо объявляют вне закона искусство и эмоции, чтобы контролировать свободу мысли, как в картине «Альфавилль». Во-вторых, они способны на массовое убийство, как призванная якобы защищать человечество Красная королева из фильмов «Обитель зла». В-третьих, они оставляют вам эмоциональный хаос (как в том случае, когда человека совращает операционная система его же собственного компьютера из фильма «Она»). Располагая достаточным временем, машины способны научиться выдавать себя за людей (пример – андроиды «3-й модели» из фильма «Крикуны»), что позволяет им проделывать почти все из вышеперечисленного.

Красной нитью через все эти фильмы проходит мысль о том, что системы, призванные защищать нас, приходят к заключению, которое не кажется столь уж нелогичным: наибольшая опасность исходит от самих людей. Так, в ленте «Колосс: Проект Форбина» американский и советский суперкомпьютеры, управляющие ядерным оружием, объединяют силы, чтобы захватить власть над миром.

И вновь мы оказываемся на территории технофобии, напуганные тем, что наши собственные творения восстанут против нас. Это отражение того недоверия к науке и ученым, которое восходит к «Франкенштейну» Мэри Шелли, а то и к более ранним произведениям.

(См. также: робот-человек по имени Мария из фильма «Метрополис», роботы Билл и Тед из фильмов об их невероятных приключениях, андроид Дэвид из «Прометея», все «Степфордские жены», «Трон», «Я Робот» и «Дьявольское семя» (он же «Потомство демона»).

2. Техника + оружие = катастрофа

Общее правило таково: независимо от внешнего вида, все, что обладает искусственным разумом, представляет собой изрядное неудобство. Получив в свое распоряжение оружие, оно может привести мир к катастрофе.

Со времен холодной войны и поныне кинематограф часто демонстрировал нам ужасные последствия тотальной ядерной войны (самое известное откровение явлено в заключительных эпизодах первого фильма «Планета обезьян») и испытаний ядерного оружия (это, например, облученные гигантские муравьи из фильма «Они!» или выведенный из спячки монстр, как в первом фильме «Годзилла»). Как повествуют многие произведения этого жанра, мы окажемся в крайне рискованном положении, если ядерным оружием станут управлять машины. Так было в случае с суперкомпьютером Джошуа, который едва не начал глобальную термоядерную войну в фильме «Военные игры», или с компьютерной сетью «Скайнет» из фильмов о Терминаторах, которая пошла еще дальше и едва не стерла человечество с лица земли.

Мораль всех этих фильмов одна: ядерное оружие — это плохо само по себе, а оружие в руках чего-либо, наделенного искусственным разумом, — еще хуже. (Не будем принимать во внимание тот факт, что эти злокозненные машины редко имеют руки, как таковые).

(См. также: «На последнем берегу», «День, когда загорелась земля», «Робот-полицейский», «Стальной гигант».)

3. Запретите клонирование людей

В лучшем случае вам придется прокладывать себе пусть сквозь густую толпу абсолютно идентичных индивидуумов, созданных лишь для того, чтобы стать донорами органов или дешевой рабочей силой (как в фильмах «Не отпускай меня», «Остров» и «Луна 2112»). В худшем – вы создадите огромную армию и развяжете межгалактический конфликт. Пример такого исхода – «Звездные войны. Эпизод II: Атака клонов». Между этими крайностями помещаются более умеренные варианты: ваши гены определяют вашу судьбу (в фильме «Гаттака» классовая система общества определяется генетически); манипуляции с ДНК позволяют создать сверхчеловеческие существа, которые восстают против обычных людей («Звездный путь II: Гнев Хана» и «Звездный путь: Возмездие»); гибриды людей и других существ («Чужой: Воскрешение», «Муха»). За скобками остаются генетически модифицированные вирусы, растения и животные.

Мы лишь относительно недавно озаботились последствиями возни с генами — просто потому, что относительно недавно научились заниматься генной инженерией. Наука всегда углубляется в область неведомого, а неведомое всегда можно превратить во что-то внушающее страх. С учетом того сопротивления, которое вызвали работы по генной модификации зерновых, особенно с тех пор, как 25 лет назад был придуман и запущен в оборот термин «Еда Франкенштейна», ни для кого не станет неожиданностью рост сопротивления самой идее клонирования людей и страха перед клонами.

(См. также: «Шестой день», «Мальчики из Бразилии», «Восстание планеты обезьян» и «Парк Юрского периода».)

4. Контролируйте государство, иначе оно будет контролировать вас

Пророческие свойства научной фантастики весьма спорны, но в чем она действительно преуспела, так это в исследовании современного положения дел — откровенно и без обиняков. Какое бы общество будущего не возникало на экране, происходит ли действие в фильме через несколько лет после с текущего момента или в будущем тысячелетии, на Земле или в среде инопланетян на отдаленных планетах, кино неизменно отражает или экстраполирует то, что происходит здесь и сейчас. И хотя политические методы могут варьироваться, постоянным остается предостережение против того, чтобы лидеры и администрации становились слишком могущественными, бюрократичными и всепроникающими.

Главная тема вышедшего в этом году фильма «Первый мститель: Другая война» — оригинальное название «Капитан Америка: Зимний солдат» – реакция государственных органов на террористические угрозы, которая выражается в усилении слежки и все большей милитаризации общества. Как сформулировал ситуацию один из персонажей фильма, этот подход таит в себе риск того, что «пушку приставят к голове каждого на Земле и назовут это защитой». В этой фразе точно описана перспектива утраты свободы во имя сохранения свободы.

Действие многих фильмов, таких как «Бразилия» или «451 градус по Фаренгейту», разворачивается в условиях правления репрессивных режимов. Некоторые режимы в фильмах-антиутопиях в высшей степени тоталитарны по своему характеру. Одни держат население в узде, разделяя его: в фильме «Район №9» инопланетных пришельцев содержат в гетто, в картине «Элизиум: Рай не на Земле» народные массы ютятся в трущобах на старой планете, а элита благоденствует на искусственно созданной космической станции. Другие режимы накачивают людей наркотиками (и загоняют под землю) – «Галактика ТНХ 1138». Третьи отвлекают народ от насущных проблем, навязывая им массовые развлечения, которые и дали названия фильмам, — «Смертельные гонки 2000» и «Голодные игры». Четвертые доводят человека до физического и эмоционального истощения, как в «Бегстве Логана», в котором каждый живет в свое удовольствие в утопии, контролируемой компьютером, но недолго – жизнь оканчивается в 30 лет.

(См. также: «Миссия «Серенити», «Разрушитель», «Время».)

5. Остерегайтесь крупных корпораций

За редкими исключениями в лице корпораций Wayne Enterprises из фильма «Бэтмен» и Stark Industries из «Железного человека», любая крупная компания в научной фантастике – это зло. И чем крупнее компания, тем больше она склонна уходить в тень. Особенно жестоки и неразборчивы в средствах такие компании, как Omni Consumer Products в фильме «Робот-полицейский» и Soylent Corporation в фильме «Зеленый сойлент». Первая контролирует все – от ширпотреба до правительства; вторая втихомолку придумала, как решить проблему нехватки продовольствия – накормить людские массы продуктом, полученным из человечины.

Конечно, эти блокбастеры сняты на студиях, которыми владеют транснациональные корпорации. Ну и что из того? Быть может, они пытаются открыть нам глаза на природу крупных компаний?

(См. также: вымышленные компании The Buy-N-Large Corporation в полнометражном мультике «ВАЛЛ-И», корпорация Tyrell Corporation в «Бегущем по лезвию» и Cyberdyne Systems из франшизы о Терминаторе.)

6. Мир один. Постарайтесь его сохранить

Научная фантастика нередко повествует о том, как род человеческий расселился по Вселенной. Так оно, вероятно, и будет: чтобы выжить, наш вид начнет грабить ресурсы других миров. Так, как в фильме «Чужбина» рассказывается о добыче титана на Ио, спутнике Юпитера; в картине «Аватар» — о войне на уничтожение с миролюбивым племенем голубых инопланетян, живущего на свою беду на месторождении минерала с занятным говорящим названием unobtanium (от английского глагола to obtain – получить, добыть, приобрести. В дословном переводе – «что-то не поддающееся добыче», «нечто, что невозможно получить» — Ред.)

Однако пока это не стало реальностью, нам следует прекратить нашу деятельность, приводящую в негодность планету Земля или хотя бы задуматься о последствиях. Толчок к этому может быть любой: различные варианты ядерного апокалипсиса, о которых уже говорилось, необратимые изменения климата, как в фильмах «Послезавтра» и «Водный мир», чрезмерное загрязнение окружающей среды, как в «ВАЛЛ-И», либо истощение природных ресурсов – именно нехватка нефти свела всех с ума в фильме «Безумный Макс».

(См. также: «Тихое бегство», «Годзилла против Хэдоры», «Красная планета» и «Земное ядро: Бросок в преисподнюю».)

7. Следите за небесами

Безо всякой нашей на то вины, беда может прийти к нам из космоса. Так что если мы будем бдительны, мы можем хотя бы условно подготовиться. Возможны различные варианты. Например, вторжение пришельцев, которые по одним только им ведомым причинам решили, что Земля созрела для завоевания, как в фильмах «День независимости» или «Марс атакует». Источником несчастий может стать внеземной изгой, как в картинах «Нечто», «Монстро» и «Супер 8». Наша планета может использоваться космическими пришельцами в качестве свалки или склада («Трансформеры», «Чужой против Хищника»). Наконец, инопланетяне могут просто совершать захватнический набег в поисках ресурсов: в фильме «Ковбои против пришельцев» они явились за золотом, а в ленте «Этот остров Земля» охотятся за ураном и земными учеными.

Хотя насущных поводов для волнения по поводу нападения на нас со стороны внеземных существ, по всей видимости, нет, шансы на столкновение с Землей некоего небесного тела не столь уж астрономически невероятны. Это может быть астероид («Армагеддон»), комета («Столкновение с бездной»), метеорит («Метеор»), либо же планета-изгой («Когда миры столкнутся»). Как говорили в фильме «Нечто из иного мира», «следите за небом, все время следите за небом».

См. также «Земля против летающих тарелок», «Поле битвы: Земля», «Деревня проклятых» и «Факультет».

8. Скажите супергероям «нет»

В общем-то, это маловероятно, что в будущем некие персонажи, одетые в странные костюмы, наделенные сверхъестественными свойствами и/или обладающие невиданными технологиями, предложат свою помощь человечеству. Этого не будет. Намерения у них могут быть самые благие, но, как гласит третий закон Ньютона для кинематографа, на каждого героя боевика найдется равный и противостоящий ему антигерой. Прежде чем вы разберетесь, в чем там дело, небеса будут усеяны пришельцами-злодеями нелепого вида, а земные достопримечательности превратятся в руины. И тут безусловным фаворитом выступает мост Золотые ворота через одноименный пролив в Сан-Франциско, Калифорния. Специалисты по оценке ущерба от катастроф подсчитали, что ликвидация урона, нанесенного Манхэттену в фильме «Мстители», обошлась бы в 160 млрд. долларов. Так что спасибо «Супермену», «Тору», «Людям Икс», «Фантастической четверке» и им подобным. Но… спасибо, не надо.

(См. также: «Бэтмен», «Человек-паук», «Хранители».)

9. Сидите лучше дома

Возможно, вся эта затея с освоением космоса не сулит нам ничего хорошего. Ведь если просто не отправлять людей к звездам, можно избежать всего того ужасного, что изображено в фильмах «Чужой», «Сквозь горизонт». Другая опасность – вернуть к жизни отвратительные существа, как показано в фильмах «Чужой: Возрождение» и «Жизненная сила». Есть также риск привлечь к Земле внимание пришельцев, которые нападут на нее («Звездный десант», различные серии «Звездного пути», «Аполлон 18»).

Беспилотные миссии тоже могут иметь зловещие последствия, например, зонд может привезти на Землю внеземную заразу в виде микроорганизмов, которые вызовут смертельную эпидемию, как в фильме «Штамм Андромеда», или превратятся в жуткие существа, как это случилось в «Монстрах». Инопланетяне могут сделать так, что эти миссии, осуществляемые человечеством, станут угрожать уничтожением всему живому на земле. Подобное случилось с зондом «Вояджер», превращенным в живое энергетическое облако, как показано в кинокартине «Звездный путь: Фильм». Даже радиосигналы, переданные за пределы Земли, чтобы установить контакт с дружественными внеземными цивилизациями, могут вызвать нежелательную реакцию, например, породить внеземную соблазнительницу, одержимую инстинктом размножения из фильма «Особь», или спровоцировать прибытие враждебной инопланетной армады, как в картине «Морской бой».

Смотрите так же:  Штраф за наезд на пешехода на пешеходном переходе

Исходя из вышесказанного, урок, который следует усвоить, таков: хотя Вселенная и может изобиловать необыкновенными формами жизни, нам следует сидеть дома и не совать нос в чужие дела. Все эти космические исследования могут оказаться не слишком полезными для здоровья.

(См. также: «Эксперимент Куотермасса», «Титан: После гибели Земли».)

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Семь школьников о своей жизни, учёбе и будущем

Семь разных подростков, семь разных школ, семь разных историй.

О чём бы мы ни писали — об использовании гаджетов на уроках литературы, обучении навыкам программирования или блокировке интернета в школах — тема остаётся одна. Это те, для кого работают школы, учителя и вообще вся система образования, в чью защиту ломаются копья, кому опасаются давать свободу или, наоборот, требуют её предоставить. Это дети. О чём бы ни велись споры, в каждом из них проглядывает их образ. Какие они сегодня? Оливеры Твисты? Холдены Колфилды? Чарли, Сэм и Патрик из «Хорошо быть тихоней»? Жанны, Вики и Кати из «Все умрут, а я останусь»? Может, Алексы из «Заводного апельсина»?

Мы решили пойти простым путём. Связались с нашими будущими героями с помощью социальных сетей, которые, как многие боятся, превращают подростков в манипулируемых овощей. Герои подобрались случайно — кто-то учится в столичной школе, кто-то в регионах, кто-то в лицеях и гимназиях, кто-то — в обычных школах, кто-то в 8 классе, а кто-то — в 11. Объединяет их только одно: все они — сегодняшние подростки.

Мы получили семь разных ответов на вопросы об утреннем настроении, вечерних занятиях, бесполезных предметах, ЕГЭ и «постшкольных» планах. Ещё мы попросили героев описать свою жизнь тремя словами и посоветовать своим ровесникам одну книгу и один фильм. Орфография и пунктуация при публикации практически не пострадала. По крайней мере, никаких смайликов вырезать не пришлось — подростки их не использовали в переписке.

г. Москва, общеобразовательная школа, 8 класс

Моя жизнь в трёх словах: рутина, скорость, обязанность

У всех бывают и плохие, и хорошие оценки, я не исключение. Каждый предмет интересен по-своему, только не каждый учитель может поддержать в тебе интерес, а чаще всего они вселяют в тебя только отвращение к уроку.

Думаю, для моей мамы оценка не последняя вещь, но бить или отключать интернет, отбирать телефон (а я слышала, что некоторые так делают) она не станет. Она считает меня ленивой, может, так оно и есть.

Иногда очень не хочется идти в школу, но особого отвращения к ней я не испытываю, привыкла уже. В любом случае, это отличный опыт в плане социальных взаимоотношений.

Вечерами делаю уроки. Больше всего времени уделяю точным наукам, они тяжелее мне даются и проверка их жёстче. На это где-то час-два уходит обычно. Если честно, когда ты возвращаешься из школы, тебе особо ничего и не хочется, разве что поспать и поесть, а может, это со мной что-то не так.

Не люблю: Наверное, самый часто прогуливаемый мной урок — физкультура. Даже не знаю почему, возможно, это снова моя Великая Лень. Есть уроки, на которые не хочется идти, например, история, обществознание или какая-нибудь география. Одна мысль о том, что завтра у меня будет какой-то из этих уроков, наводит на меня панику. Не нравятся мне они, и как ведут себя на них учителя. На истории и обществознании мы обычно весь урок пересказываем параграф, я не вижу в этом ничего интересного и полезного. Учительница географии — очень забавная женщина, которая любит поговорить с учениками не по теме, рассказывает о своих взаимоотношениях с другими учителями. У неё есть любимчики (что крайне непедагогично), с которыми она может спокойно вести диалог даже во время ответа другого ученика. Может, география и интересный предмет, но воспринимать информацию крайне тяжело, когда у тебя над ухом постоянно кто-то говорит.

О ЕГЭ: Естественно, ни один тест не сможет оценить наши знания, но сдавать его нам приходится. Даже учителя признают, что главная наша задача — успешная сдача экзаменов. Как только ты выходишь из начальной школы, ты попадаешь в ужасный и жестокий мир, в котором тебя учат сдавать тесты. Конечно же, было бы лучше, если бы школа действительно давала ценные знания и подготавливала к взрослой жизни, но увы, перестраивать систему никто не будет.

О будущем: Хочу найти себя, попробую разные вещи и остановлюсь на чём-то, что больше всего зацепило. Думаю, мама хочет того же, она не ограничивает меня в этом плане.

Мы учимся для школы или для жизни? Дети рождаются любознательным, просто потом они идут в школу, где из них делают овощей. Почему детям так важны оценки? Многие родители хотят для детей лучшего, но в их понимании лучшее — это хорошие оценки в аттестате, они думают, что если ты закончил отлично школу, то все двери перед тобой открыты, а если и универ — то ты вообще царь и Бог. Это мнение заставляет детей даже унижаться перед учителем, выпрашивая хорошую оценку.

Если бы не нужно было ходить в школу: Я бы в школу не пошла, лучше сидеть дома и изучать предметы самостоятельно, с людьми, которые действительно любят свое дело, пусть даже посредством научно-популярных фильмов, просмотром лекций или чтением книг. Каждый из этих вариантов — хорошая альтернатива школе. Я бы занималась как раз этими вещами.

Советую книгу: «Мир, полный демонов» Карла Сагана. Поможет развеять некоторые мифы.

Советую фильм: «Общество мёртвых поэтов». Как раз о школе и очень душевный.

г. Обнинск, общеобразовательная школа, 9 класс

Моя жизнь в трёх словах: сон, еда, интернет

Так уж сложилось, что учусь я неважно, и это ещё мягко сказано. В итоговых оценках в большинстве преобладают тройки. Доволен ли я собой? Определённо нет, так как понимаю, что мог бы учиться хорошо, если бы не сильная леность и нежелание учиться за пределами школы. О довольности родителей говорить, наверное, и не стоит, любой родитель не будет рад, когда у его чада будут отрицательные оценки.

С утра понимаю, что нужно идти, хочу я этого или нет. Иногда очень не хочется, так как просто лень или не выспался; иногда настроение просто замечательное.

Очень часто я выполняю домашнюю работу в спешке, перед выходом в школу, чтобы хоть что-то было. Из-за этого после школы у меня предостаточно времени заняться своими делами. Хотя мои дела — это просто просиживание жизни за компьютером, и этим уж точно нельзя гордиться.

Не люблю: Я прекрасно понимаю, что химиком мне не стать, так зачем мне тратить своё время на химию? Хорошо, когда учитель это тоже понимает и обучает только тех, кому это нужно, кто сдаёт данный предмет, а на остальных просто не обращает внимания — не мешают ученики вести урок, так пусть просто посидят. Но бывают такие учителя, которое не понимают этого, и не дают просто отсидеться на их уроках и поделать свои дела.

Хочется сказать о таком уроке, как физкультура. Не знаю, как дело обстоит в других школах, но по опыту общеобразовательной школы и гимназии могу сказать, что школьная физкультура не несёт в себе никакого смысла, а уж тем более пользы. Надо понимать, что просто беганье по залу, выполнение простеньких стандартных упражнений или какая-нибудь игра, в которой о такой вещи, как правила, и не слышали, нельзя назвать физической культурой.

О ЕГЭ: ЕГЭ, как и ОГЭ в моём случае, нужно видоизменять или вообще отменить. Говорить о бессмысленности и необъективности данного экзамена не хочу и не буду, скажу лучше о том, что творится до него. Во-первых, уже за два года до экзамена тебе начинают втирать о всей его серьёзности и важности, а смысл-то? Смысл этим постоянно забивать голову? А вот то, что начинается в год экзамена, меня сильно раздражает: ученики готовятся не к будущей жизни — нет, они обучаются и готовятся, чтобы один раз сдать какой-то экзамен. И затем вся эта нервотрёпка, из-за этого же можно с ума сойти.

О будущем: Хочу заняться чем-то, чем мне будет интересно заниматься. Фотограф, например, — великолепная профессия. Но родители предлагают идти на профессию, где много платят, и неважно, что я до конца жизни буду ненавидеть эту профессию, зато деньги же! Деньги!

Мы учимся для школы или для жизни? Большинство информации, которую ученики учат в школе, никогда им не пригодится. У меня к вам такой вот вопрос, были ли у вас в жизни моменты, когда вам пригодились знания в строении эвглены зелёной? Конечно,
если вы биолог, то да.

Если бы не нужно было ходить в школу: Я бы ходил только на те предметы, которые мне нужны, и на которых мне давали бы действительно нужные для меня знания. А так, я бы, наверное, образовывался самостоятельно, ведь в жизни бы появилось достаточно свободного времени для этого.

Советую книгу: Учебник русского языка. Зачастую люди моего возраста при письме вне школьных стен не уделяют должного внимания грамотности, это наводит меня на мысль о том, что им нужно хоть немного подучить великий и могучий.

Советую фильм: Есть много хороших фильмов, достаточно открыть топ-250 на каком-нибудь кинопоиске. так что я даже не знаю, что и советовать. Поэтому пусть будет первое, что пришло в голову: «Мост в Терабитию» довольно неплохой фильм.

Никита

г. Санкт-Петербург, общеобразовательная школа, 10 класс

Моя жизнь в трёх словах: веселье, школа, лень

В школе я учусь хорошо, в основном на 4 и 5. Больше всего из школьной программы интересует информатика. Родители мной недовольны, так же, как и я сам. Думаю, что я могу учится лучше.

Уроки занимают у меня примерно 2-3 часа. Больше всего времени занимают какие-либо творческие работы по гуманитарным предметам. По вечерам изучаю HTML и программирование в целом, иногда смотрю аниме или играю на гитаре.

Не люблю: Некоторые элективы, на которых не получаю полезных мне знаний или же попросту слишком скучные. Электив по русскому, например, или по антикоррупции.

О ЕГЭ: Ничего особенного, стараюсь не волноваться перед экзаменами.

О будущем: После школы я намереваюсь поступить в вуз на компьютерные науки. Родители, думаю, хотят того же.

Мы учимся для школы или для жизни? Конечно, не все знания, полученные в школе, окажутся полезными в дальнейшей жизни, но всё же полезнее знать как можно больше, ведь любознательность и тяга к саморазвитию делают нас людьми.

Если бы не нужно было ходить в школу: Я бы всё равно ходил в школу. В школе можно узнать много нового, а также систематизировать имеющиеся знания.

Советую книгу: «Заводной апельсин» Энтони Берджесса. Отличная книга, в которой поднимаются проблемы с выбором жизненного пути.

Советую фильм: «Скотт Пилигрим против всех». Комедия, олицетворяющая дух поколения.

г. Елец, гуманитарный класс гимназии, 11 класс

Моя жизнь в трёх словах: созидание, любовь, успех

Я усердно учусь в школе. Мои оценки — четвёрки и пятёрки, бывают и тройки. Больше всего меня интересуют литература, русский язык, обществознание и английский язык. Мама мною полностью довольна. Она может меня похвалить, либо наоборот высказать пару нравоучительных слов. Папа отмалчивается частенько, но всё-таки высказывает своё мнение, особенно отрицательное, по поводу моей успеваемости. В некоторой степени и я доволен собой: у меня есть тяга к знаниям, трудолюбие, усидчивость, любознательность, однако над некоторыми сторонами моей личности надо ещё работать и работать.

В школу иду в хорошем расположении духа. Если что-то вдруг меня в утренний час не радует, я пытаюсь искусственно вызвать в голове положительные эмоции, так как с негативных мне не хочется начинать день и накапливать их до вечера и сна.

В будние дни на себя времени не остаётся. 30 минут на йогу. И всё… Я бы с удовольствием куда-нибудь походил бы. Но сейчас я с головой погружён в ЕГЭ и в школьные однообразные дни, не дающие мне простора для личных прихотей. В среднем домашняя работа отнимает у меня 4 часа. Больше всего я уделяю внимание русскому, обществу, литературе. Вечерами готовлюсь к ЕГЭ. Или читаю какую-нибудь внешкольную нехудожественную литературу. Сейчас читаю: «Искусство мыслить масштабно» Дэвида Шварца, «Как говорить с кем угодно, когда угодно и где угодно» Ларри Кинга, «Гипсосознание» Саласа Соммера.

Не люблю: Химию, физику и алгебру. Несмотря на то, что я немного понимаю их, мне кажется их наличие неуместным. Мы то и делаем,что пишем, пишем, пишем, читаем нудные чёрно-белые учебники, делаем те задания, которые ну никак не связаны с реальной жизнью. Не урок, а царство серого уныния, где рассматривается сухая теория. Мне до сих пор остаются непонятными нужность и полезность в жизни обычного человека некоторых тем по алгебре. Ни в коем случаем не прогуляю урок, даже если он мне не нравится, так как это будет прямым нарушением школьной дисциплины и лишней тратой нервных сил, подставлением и неуважением к нашему классному руководителю. Если мне не нравится предмет, я пытаюсь находить хоть что-нибудь практически выгодное для моего разума.

О ЕГЭ: В принципе, ЕГЭ — это нормальный стандарт для проверки знаний школьника, проучившегося 11 лет на государственные деньги. Я не назову это лучшим способом проверки знаний, но спорить с ФИПИ, конечно же, не стану. ЕГЭ — не самое страшное, что может быть в жизни.

Смотрите так же:  Налог на кассу тотализатора

О будущем: У меня уже есть планы на ближайшие пять лет. После окончания школы собираюсь поступить в университет в другом городе на факультет журналистики и развивать себя как в интеллектуальной грани, так и в физической. Для меня главное — успешно реализовать свои способности и найти достойное место в жизни для применения этих способностей. Родители только и советуют: грамотно распределять время, задумываться о будущем, углублять знания в нужных областях. Мой выбор не одобряют.

Мы учимся для школы или для жизни? С одной стороны, есть ряд предметов, которые я учу лишь для получения циферки, а есть те, которые мне нужны для собственного развития.

Если бы не нужно было ходить в школу: Я бы не ходил на те предметы, которые я сам в силах изучать. Тогда бы, однозначно, я бы больше уделял внимание здоровью, общению с друзьями, больше бы проводил время на свежем воздухе. Тогда мой образ жизни поменялся бы в лучшую сторону. Я бы начал посещать бассейн, фитнес-клуб, кинотеатр.

Советую книгу: Из книг я бы посоветовал Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Она очень интересная и эмоциональная, психологичная и философская. У любого из героев можно увидеть ту или иную черту. которая есть в нас самих, и либо изменить её в себе, либо развить дальше. Повествование ведётся в некоторых местах очень иронично, бывают и серьёзные моменты. Для меня эта книга была как обновление души, поднятие на новую ступень интеллектуального развития.

Советую фильм: Из фильмов мне очень понравился «Титаник». История, показанная в нём, сильно цепляет. С первых минут увлекаешься просмотром, а к концу фильма и вовсе не хочешь расставаться с главными героями. Их любовь для меня — пример для подражания. Любовь жертвенная, возвышенная и вечная. Я до сих пор держу в себе те эмоции, которые захлестнули меня несколько лет назад — когда главная героиня бросила драгоценность в воду. Её любимого уже не вернуть, а драгоценность уже ничего для неё не представляет.

Пелагея

г. Вологда, гимназия № 2, 11 класс

Моя жизнь в трёх словах: слово, ночь, свобода

До 10 класса стабильно училась на оценку 4, после перехода в гуманитарный класс оценки по некоторым предметам снизились. Основной причиной, на мой взгляд, является смена учителей (новая система оценки, новая система преподавания). Больше всего мне интересен английский язык. Родители довольны мной, но недовольны школой в целом. Я со своими знаниями чувствую себя абсолютно комфортно.

Большую роль в моем утреннем настроении играет состояние моего здоровья, ответить однозначно на этот вопрос непросто. Когда я чувствую себя приемлемо, то и идти в школу утром мне нетрудно, и я нахожусь в хорошем расположении духа.

В этом году домашнюю работу я делаю только по двум предметам: обществознание и английский язык. Мне они необходимы для сдачи ЕГЭ. Отнимает это примерно 1-2 часа. У меня достаточно свободного времени, которое я провожу дома за компьютером, чтением книг, иногда гуляю с знакомыми.

Не люблю: Самый бесполезный в школе предмет — литература. Существование собственного мнения, отличного от мнения учителя, просто невозможно.

Очень тяжело в такой напряженной атмосфере учиться, а особенно писать сочинения (за которые и выставляется оценка). Чтобы получить 5, ты должен написать всё то, что говорил на уроке учитель. Оступишься — 4, оступишься дважды — 3, трижды — «ты не понял произведение/не читал».

Есть ещё один школьный предмет, который мне не нравится сам по себе — история. История мне неприятна. «Историю пишут победители». Я не верю в историю, как бы смешно это ни звучало. Никто не знает, насколько сильно там приукрашено и не дописано.

О ЕГЭ: ЕГЭ — это один из способов демонстрации потенциала страны другим странам. В прошлом году ввели базовый и профильный уровень экзамена по математике. Чтобы среднее число сдавших экзамен было больше, проходной балл снизили до 3 из 20. Базовый уровень — уровень 9 класса. Да, там есть задания с темами из 10-11 классов, но 3 балла и без них получить легко. Другими словами, это лишь жалкая пародия на проверку знаний.

О будущем: Я не люблю планировать, составлять расписания и тому подобное. По просьбе своей мамы (ради её душевного спокойствия) я собираюсь учится на инязе в своём городе. Хотелось бы найти то самое занятие, которое будет для меня не только приятным, но и прибыльным. Хоть я и инфантильна, но в денежные деревья не верю.

Мы учимся для школы или для жизни? Школа сама по себе ни добро, ни зло.

Если бы не нужно было ходить в школу: Я бы ходила в школу на те предметы, которые меня интересуют. Своё свободное время я бы посвящала более глубокому изучению предметов, рисованию и фотографии.

Советую книгу: «Лабиринты Хаоса» Максима Шаттама. Тема — теории заговора. Проста в чтении, интересна сама по себе.

Советую фильм: трилогия «Властелин колец». Потрясающая и поучительная история.

Елизавета

г. Воронеж, лицей, 11 класс

Моя жизнь в трёх словах: счастье, мысли, дорога

Учусь на отлично. Любимые предметы — физика, математика. Родители мной довольны, а я — ещё больше.

В школу иду с грустным настроением — вставать рано, а я жуткая сова.

Домашку не делаю (кроме предметов, которые сдаю). Время свободное есть, но тратится оно на дополнительный занятия — занимаюст ТЮФом (турнир юных физиков) и музыкой.

Не люблю: Часто прогуливаю английский. Абсолютно бесполезный предмет. Преподают у нас его жутко. Точнее, не преподают вообще — тупое заучивание старых текстов.

О ЕГЭ: Ну есть оно, и ладно. Напишу и хорошо.

О будущем: Поступлю в московский институт на физфак. Родители с моим выбором согласны.

Мы учимся для школы или для жизни? Из нужного школа даёт процентов 5 — это выдержка, самообладание, терпение и увиливание.

Если бы не нужно было ходить в школу: Ходила бы, но только на те предметы, на которые хочу. Ушла бы в исследования и подготовку к турнирам, изучала бы квантовую физику и физику полупроводников.

Советую книгу: Русские народные сказки — в них собрано всё самое доброе и человечное.

Советую фильм: Мультик про Ёжика и Медвежонка.

г. Санкт-Петербург, общеобразовательная школа, 11 класс

В школе я учусь средне, оценки — в основном четвёрки. Интересны информатика и алгебра. Мои родители не часто интересуются моими успехами, но ругают за плохие оценки. Я, конечно, доволен собой, но мог бы учиться и лучше.

Когда я иду утром в школу, я не испытываю ни радости, ни печали. Я просто иду в школу, чтобы получать знания.

Времени у меня на себя остается достаточно, но мне всегда кажется, что его мало. Домашние задания я почти не делаю, а если делаю, то по тем предметам, которые мне сдавать, и это плохо, потому что если я не могу заставить себя делать что-то сейчас, то как я буду жить дальше. И главная моя проблема, которая отнимает у меня больше всего времени — это компьютер, на котором я играю или просто лазаю в интернете. Домашнее задание тоже делаю на компьютере — учителя теперь задают его на сайтах, и получается, что я делаю что-то полезное, но при этом развиваю в себе отрицательную привычку.

Не люблю: Нет таких уроков, на которые я бы не хотел идти, есть такие, на которых ты просто не проявляешь интереса. Хотя мои одноклассники часто прогуливают уроки, я же никогда так не делал, я считаю это не уважением к учителю. Конечно были такие моменты, когда я очень уставал и не хотел идти на урок, но я шёл на них, потому что такие правила.

О ЕГЭ: Я считаю, что ЕГЭ лучше, чем те экзамены, которые были раньше. Я как не особо самостоятельная личность должен сам принимать решение, какие предметы сдавать, но ведь когда-нибудь нужно становиться самостоятельным.

О будущем: После окончания школы я хотел бы поступить в институт и найти себе достойную работу. Я хотел бы работать программистом, но мои родители советовали мне пойти в пожарные, потому что начальная подготовка у меня уже есть, а также я буду работать возле дома и к 50 годам буду уже на пенсии. Я стремлюсь к тому, чтобы стать программистом, но если у меня не получится, я не знаю, что буду делать дальше.

Мы учимся для школы или для жизни? Меня в детстве никто не научил тому, что учимся мы для себя. Думаю, большинство детей, как и я, учатся, чтобы не получить плохих оценок.

Если бы не нужно было ходить в школу: Я бы все равно ходил в школу, просто потому что надо. Но если бы не ходил, то я не знаю, как построил бы свой день.

В оформлении материала использованы кадры из кинофильма «Сто дней после детства» (1975 г.).

Открытый урок обществознания в 11 классе на тему «Взгляд в будущее. Современные проблемы общества»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Открытый урок обществознания в 11 классе.

Тема урока: « Взгляд в будущее. Современные проблемы общества».

Цель урока: Создание условий для развития ключевых компетентностей при изучении проблем современного развития Человечества через технологию «Дебатов».

Раскрыть сущность глобальных проблем современности и указать возможные пути их решения на примере проблемы сохранения здоровья и экологической проблемы;

продолжить формирование понятий: «цивилизация», «глобальные проблемы»,«толерантность».

Способствовать формированию и развитию информационной компетентности и навыков коммуникативной компетентности.

Осмысление необходимости сохранения Человечества через воспитание толерантного отношения к различным мировоззрениям.

Тип урока : открытие новых знаний.

Вид урока : интерактивный по способам деятельности, интегрированный по содержанию.

Форма урока : урок-дебаты.

Основные методы и приёмы : выявление и постановка проблемы, работа над заданиями проблемного характера, локализация исторического объекта, сбор данных, изучение и анализ материала, составление смыслового плана, побуждающий и подводящий диалог, аналитическая беседа, обобщение, интерактивные методы, игровые приёмы

Форма работы: групповая.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран

Раздаточный материал (Конституция РФ 1993, Приложение 2 )

Учебник. Человек и общество. Боголюбов Л.Н., М, «Просвещение», 2005.

Материал, заготовленный учащимися дома для проведения дебатов:
А) текстовый на бумажных и электронных носителях;
Б) наглядный на бумажных и электронных носителях;
В) Презентация «Решение проблемы сохранения здоровья».

Организационный этап (настрой на работу).

Этап подготовки к предстоящей работе (мотивация – создание проблемной ситуации; формулирование цели и темы предстоящих дебатов).

Представление необходимой информации.

Применение информации, интерактивное упражнение.

Подведение итогов (рефлексия, выставление отметок).

Учащиеся узнают сущность глобальных проблем современности, возможные пути их решения на примерах проблемы сохранения здоровья и экологической проблемы.

У учащихся развиваются информационная компетентность, навыки коммуникативной компетентности

Учащиеся смогут осмыслить необходимость сохранения Человечества через воспитание толерантного отношения к различным мировоззрениям.

– Сегодня нам предстоит найти ответ ещё на один «вечный» вопрос.
– Какое будущее ждет Человечество?
«Апокалипсис или золотой век?»

Это высказывание вызвало интерес к изучаемой проблеме.

– Так поставили вопрос в книге: «Мегатенденции: год 2000…» американские футурологи Дж. Несбитт и П. Эбурдин.
– Какие гипотезы в качестве ответа на данный вопрос вам известны из истории?

Работа с цитатой, которая записана на доске.
«Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами»
Вспоминают, какие и кто давал из истории прогнозы на будущее:
– Нострадамус Мишель Нотрдам в рифмованных четверостишиях предсказал грядущие события в европейской истории, а именно — Третью мировую, вряд ли для Человечества наступит «золотой век».
– Елена Рерих в «Живой этике» предупреждает об исчезновении Пятой Человеческой расы, но не о гибели Человечества вообще.
– Откровение Иоанна Богослова, одна из книг Нового Завета содержит пророчества о «конце света».

– Почему многие дают мрачный прогноз?

– За всё время существования Человечество накопило много проблем на Земле, сегодня проблемы стали носить глобальный характер, угроза жизни Человека на Земле стала очевидна.

– Нам необходимо познакомиться более подробно с основными проблемами современной цивилизации.
– Какие проблемы вам известны?

– Нам сегодня известны такие проблемы как:
*экологическая проблема
*проблема борьбы с терроризмом
*проблема отсталости развивающихся стран
*демографическая проблема
*проблема сохранения здоровья людей
*проблема разоружения
*продовольственная проблема
И другие проблемы, которые между собой взаимосвязаны.

– Сформулируйте тему урока.

Ученики формулируют и записывают тему:
«Взгляд в будущее. Современные проблемы общества».

– Прогнозирование учитывает сегодня не только наличный уровень общественного развития, но и особую остроту стоящих перед человечеством глобальных проблем, порожденных индустриальным обществом.
– По словам Генерального директора ЮНЕСКО
«Завтра всегда поздно».
– Какое отношение имеет этот тезис к нашей цели урока. Сформулируйте цель урока.

Формулируют цель.
– Необходимо выяснить, что ожидает Человечество в будущем, учитывая проблемы современности? Для этого нужно не только познакомиться с глобальными проблемами, но и с возможными путями их решения.

3. Предоставление необходимой информации (подготовка к предстоящим дебатам)

– Сегодня затронем проблему футурологического характера (впервые в научном языке слово «футурология» – учение о будущем, появилось в 1943г.). Сегодня проблема будущего Человечества стала чрезвычайно популярна. Основное предназначение футурологии – разработка прогнозов развития на перспективу. Ученые тоже делают различные социальные прогнозы: пессимистические и умеренно оптимистические.
Предположите свои гипотезы прогноза на будущее.

На уроке нам предстоит составить прогнозы, используя форму дебатов.
Дебаты – это спор, а, как известно, в споре рождается истина.

Тема дебатов сформулирована в виде тезиса.
«Человечество способно выжить и решить глобальные проблемы».

Выдвигают гипотезы:
– Если Человечество объединит свои усилия для того, чтобы преодолеть проблему сохранения здоровья, экологическую проблему и другие проблемы, то Человечество выживет.
– Если Человечество будет безразлично к своему здоровью, к естественной среде обитания, то Человечество погибнет, т.е. его ждёт Апокалипсис.

Используя дополнительный материал, который учащиеся заготовили для дебатов, применяя личный опыт и имеющиеся знания, в течение 15 минут группы готовятся, согласно правилам, которые им известны. Инструкция по ведению игры на партах ( Приложение 2 )
Определяются судьи, которые вырабатывают критерии. ( Приложение 3 ) и оценивают работу команд.
Переписывают тезис в тетрадь.

4. Применение информации, интерактивное упражнение

Выполняет функции таймкипера: приглашает по очереди спикеров команды утверждающей стороны, затем спикеров отрицающей стороны, следит за количеством и последовательностью перекрёстных вопросов и ответов.
Налагает санкции.

Смотрите так же:  Увольнение профсоюзного лидера

От команды утверждающей стороны выделяются 3 спикера: (10 мин)
( Приложение 4 , Приложение 5 )
1С – утверждает тезис, представляет аргументы утверждающей стороны
2С – усиливает утверждающую линию в споре, представляет доказательства
3С – представляет финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства утверждающей линии ( Приложение 1 , Презентация)
От команды отрицающей стороны выделяются 3 спикера:(10 мин)
(Приложение 4, Приложение 5)
1С — отрицает тезис, представляет аргументы отрицающей стороны
2С – усиливает отрицающую линию в споре, представляет доказательства
3С – представляет финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства отрицающей линии ( Рисунок 1 , Рисунок 2 )
– Участники (ими могут быть не только спикеры, но и другие участники команды) задают перекрестные вопросы, дополняют выступления, опровергают доводы (2мин)
(Приложение 4, Приложение 5)

5. Подведение итогов, рефлексия

Предоставляет заключительное слово судьям.

Судьи заполняли протокол игры (Приложение 3), в котором отмечали области столкновения позиций команд, проставляли баллы, согласно выработанным критериям.
Судьи подводят итоги: оценивают речи спикеров, перекрёстные вопросы и ответы. Указывают сильные и слабые стороны выступлений спикеров. По желанию комментируют свое решение, обосновывая его. Определяет команду – победительницу (условно) – эта та команда, которая наиболее была убедительной.

– Какой общий вывод по теме урока можно сделать?
При любом исходе игры вывод должен быть позитивный.

Ученики делают вывод по уроку (позитивный).
– Всё, что делает Человечество должно быть подчинено интересам выживания, сохранения природной среды существования Человечества.

– Что нового узнали?
– Где эти знания вам могут пригодиться?

– Чему научились?
– Где эти навыки вам могут пригодиться?

– Какие мнения оппонентов вам были симпатичны?

– Участники международной конференции по проблемам экологии в 1989г вспомнили такую притчу: «Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: «Это конец». Сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась, сбила под собой комок масла и выбралась из горшка». О чём говорит эта притча, и какой урок из неё мы можем извлечь?

Перечисляют, что узнали нового.
Говорят, какие знания и где им могут пригодиться в жизни. (Знания помогут быть более компетентными в вопросах, связанных с экологией).
Перечисляют, чему научились.
Говорят, какие навыки и где им могут пригодиться в жизни. (Целый комплекс способностей поможет быть более успешными в жизни)
Высказывают мнения об аргументах и контраргументах оппонентов, говорят о важности толерантного отношения друг к другу.

Говорят, о том, что никогда не стоит отчаиваться и необходимо доводить начатое до конца.

Выставление отметок (по результатам судей)
Благодарит всех учащихся за урок.

Благодарят учителя за урок.

6. Домашнее задание

По параграфу 32 составить и заполнить таблицу:
«Глобальные проблемы и пути их решения».
Принять участие в социально-значимых практиках.

Записывают д/з.
Задают вопросы по содержанию д/з.

1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Уметь объяснить выделенное жирным шрифтом в § 3 2. Прочитать § 4 и ответить на вопросы перед ним. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемМарфа Лева

Похожие презентации

Презентация на тему: » 1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Уметь объяснить выделенное жирным шрифтом в § 3 2. Прочитать § 4 и ответить на вопросы перед ним.» — Транскрипт:

1 1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Уметь объяснить выделенное жирным шрифтом в § 3 2. Прочитать § 4 и ответить на вопросы перед ним

2 2 Тема модуля (раздела) 1. Тема урока Всеобщая история 8 класс Урок 5

3 3 Цели урока по линиям развития личности Линии 1-2. Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях На основании фактов истории сформировать представление о причинах возникновения различных политических течений в 19 веке. Рассмотреть марксизм, как вариант социалистического учения. Линия 3. Линия 3. Историческое мышление. Найти сходство и отличия либерализма, консерватизма и социализма. Выявить мотивы поддержки разными слоями населения политических партий. Линия 4-5. Линия 4-5. Нравственное и гражданско–патриотическое самоопределение. Формирование толерантного отношения к представителям всех общественных течений.

4 4 Обязательный минимум 1. Либерализм 2. Консерватизм 3.Социализм

5 5 Введение в тему Работа с стр.53 Назови тему урока и хронологические рамки Как ты понимаешь, о чём пойдёт речь на уроке?

6 6 Тема: Спор о будущем обществе

7 7 -За что в современном мире борются на выборах либералы, социалисты, коммунисты? Они соперники или союзники? За власть в государстве. Они соперники. Актуализация знаний

8 8 Создание проблемной ситуации Все эти движения возникли в 19 веке. А в современном мире либералы, консерваторы, коммунисты и социалисты соперники или союзники? В современном мире либералы, консерваторы и социалисты — противники.

9 9 Создание проблемной ситуации Стр.65 Прочти документы. Ответь на вопросы к ним. Найди противоречие. Какой возникает вопрос? 1. Расхождений нет. Представители всех трёх направлений говорят об идеальном обществе и справедливой, достойной жизни. 2. Все хотят одного и того же блага для общества. Но они соперничают друг с другом и даже названия политических течений различны.

10 10 Тема: Спор о будущем обществе Проблема. Почему либералы, консерваторы и социалисты борются друг с другом? Надо узнать. 1. Представление об идеальном обществе каждого направления и сравнить их. 2. Выяснить, были ли расхождения во взглядах.

11 11 Вспомните, что обещали идеологи Просвещения людям 18 века? Обещали людям счастье и благополучие, если будут реализованы их идеи: рационализм, естественные права, общественный договор. Актуализация знаний

12 12 Были ли основания пересмотреть идеи Просвещения? Да. Так как в общественной жизни было много проблем. Актуализация знаний

13 13 В результате сложилось три направления (консерваторы, либералы, социалисты) Актуализация знаний

14 14 Стр ряд консерваторы 2 ряд либералы 3 ряд социалисты Ответьте на вопросы 1. Как представители каждого политического направления относились к идеям Просвещения? 2. Что считали главной ценностью? 3. Имена представителей. Актуализация знаний

15 15 Консерваторы это те, кто отринул идеи Просвещения. Например, Н. М. Карамзин, будучи сторонником идей Просвещения, побывав в революционном Париже, где на гильотине казнили сотни людей, горестно воскликнул: «Век Просвещения, чем ты закончился?!». По мнению консерваторов, если прогресс несёт людям кровь и нищету, лучше отказаться от него. Поэтому главной ценностью для них являются традиции предков. Только их сохранение способно обеспечить мир и спокойствие в обществе. Актуализация знаний

16 16 Либералы это те, кто из лозунгов просвещения и Великой французской революции выбрали в качестве приоритетного один: главная ценность свобода личности. Никто лучше самого человека не знает, что ему нужно. Значит, чтобы все люди стали счастливыми, надо дать им свободу. Актуализация знаний

17 17 Социалисты это те, кто из лозунгов Просвещения и Великой французской революции выбрал «равенство и братство». Главная ценность равенство людей. Но представления о том, как этого достичь, у всех было разное. Утопический социализм: Оуэн, Сен-Симон, Фурье. Коммунизм марксизм: Маркс и Энгельс. Анархизм: Бакунин. Актуализация знаний

18 18 Консерваторы. Консерваторы. Главная ценность традиции предков. Либералы. Либералы. Главная ценность свобода личности. Социалисты. Социалисты. Главная ценность равенство людей. Актуализация знаний

19 19 Поиск решения У разных направлений разные главные ценности. По-этому они по разному представляли идеальное общество. — Консерваторы ЛибералыСоциалисты Как организовать экономику идеального общества? Традиционная частная собственность как традиционное право имущих слоёв населения. Частная собственность основа независимость и личности. Человек без собственности не свободен, он зависит от того, кто даёт ему работу и платит деньги. Вместо частной собственности общественная собственность. Все должны наравне владеть богатствами, трудиться на общее благо и пользоваться результатами общественного труда.

20 20 Поиск решения — Консерваторы ЛибералыСоциалисты Как организовать структур у идеального общества? Традиционное сословное деление Избежать конфликтов между людьми можно, только если каждый будет знать свои права и обязанности и не претендовать на другие, соблюдать порядок. Равенство гражданских прав (жизнь, свобода) и обязанностей, но не равенство в доходах. При равных возможностях кто- то в конкурентной борьбе становится богаче, а кто-то беднее Бессословное и бесклассовое общество, в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

21 21 Поиск решения — Консерваторы ЛибералыСоциалисты Как организовать политическую власть идеального общества Традиционная монархия Только монарх, власть которого освещена традициями предков и Богом, может обеспечить мир и порядок. Правовое государство. Гражданское общество. Умеренные — конституционная монархия. Радикальные — демократическая республика и всеобщее избирательное право. Государство создано богатыми, чтобы держать в повиновении трудящиеся классы. После отмены частной собственности и классового деления и государство должно исчезнуть. Вместо него союз свободных самоуправляющихся общин, где каждый гражданин помимо труда, будет решать вопросы управления. Вместо полиции и армии всеобщее вооружение народа.

22 22 Поиск решения — Консерваторы ЛибералыСоциалисты Как организовать культур- иную жизнь идеального общества Традиционная религия должна определять все умонастроения в обществе и системе образования. Без веры в Бога человек способен на любые преступления: воровство, убийство, у него нет уважения к порядку. Свобода совести и выбора любого мировоззрения, образования. Религия выдумана богатыми, чтобы держать в подчинении бедных. «Религия опиум для народа». Надо избавиться от религиозных предрассудков, утвердить научное атеистическое мировоззрение.

23 23 Поиск решения — Консерваторы ЛибералыСоциалисты Как достичь этого идеального общества Остановить модернизаци ю. Не менять традиции аграрного общества. мир и порядок. Ускорить модернизацию. Умеренные путём реформ. Радикалы путём буржуазных реформ. Модернизацию нужно вести совсем иным путём. Социалистическая мировая революция установление диктатуры пролетариата и уничтожение эксплуататорских классов и буржуазного общества.

24 24 Тема: Спор о будущем обществе Проблема. Почему либералы, консерваторы и социалисты борются друг с другом? Надо узнать. 1. Представление об идеальном обществе каждого направления и сравнить их. 2. Выяснить, были ли расхождения во взглядах. Ответь на проблемный вопрос Консерваторы, либералы и социалисты спорят друг с другом, потому что по-разному представляют, что такое идеальное общество, в котором установятся счастье и благополучие, и как к нему придти.

Либералы, консерваторы и социалисты: спор о путях общественного развития

Предыстория

В XVIII–XIX в. В Западной Европе оформились три основных общественно-политических течения: либерализм, консерватизм и социализм.

События

Конец XVII в. – идеи либерализма (лат. liberalism – «свободный») появляются в трактатах Джона Локка («Два трактата о правлении», «Послание о веротерпимости»). Они легли в основу философии Просвещения XVIII века и были направлены против феодализма и абсолютизма. Основные положения идеологии либерализма были оформлены в XIX веке.

Основополагающие идеи и ценности либерализма:

  • Идея абсолютной ценности человеческой личности и изначального (по рождению) равенства всех людей.
  • Свобода личности. Свобода, ограниченная рамками закона, то есть не угрожающая свободе других.
  • Индивидуализм. Отдельный человек ценится больше, чем группа или сообщество. Индивид рассматривается как самоцель и движущая сила общества, а государство – средство для достижения индивидом цели.
  • Равенство. Речь идет о равенстве возможностей, на основании которых каждый добивается разных результатов в зависимости от способностей и трудолюбия.
  • Признание определенных неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу слова, печати, собраний и т.п.). Приверженность демократии, парламентаризму и идее правового государства. Идея государства – «ночного сторожа», главные функции которого охрана порядка и защита от внешней опасности.
  • Толерантность. Идея толерантности предполагает наличие плюрализма – политического и культурного разнообразия в рамках единого общества.
  • В экономике либерализм отстаивает идеи свободного рынка и свободной конкуренции.
  • Конец XVIII в. – появление консерватизма (от лат. conservare – «охранять», «сохранять»). Консерваторы выступали за сохранение существующих, исторически сложившихся форм общественной жизни.

    Основополагающие идеи и ценности консерватизма:

  • Ориентация на традицию. Мудрость прошлого выражена и сохранена в религии, семье, морали. Опираясь на свой разум, человек обречен на ошибку, поэтому он должен опираться на традицию и опыт.
  • Прагматизм. Ориентация на опыт и практические обстоятельства.
  • Иерархия и неравенство. Консерваторы выступали за сохранение сословных различий.
  • Авторитет власти. Власть должна исходить сверху и иметь непререкаемый авторитет.

Первая половина XIX в. – появление критического утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Теории трех основных представителей утопического социализма объединяет критическое отношение к современному им обществу и мечты о его переустройстве на более справедливых началах. Критическое отношение к обществу было вызвано тяжелым положением рабочих в первой половине XIX в.: рабочий день длился от 12 до 16 часов, жили они в очень плохих условиях, часто недоедали.

  • Сенсимонизм. Анри Сен-Симон считал, что современное ему общество делится на праздных собственников и трудящихся индустриалов, которые составляют большую часть населения. Он считал, что необходим контроль над собственностью со стороны общества. Усовершенствование общества, по Сен-Симону, возможно путем проведения реформ и нравственного воспитания. По его мнению, именно христианская мораль может повлиять на собственников и их отношение к рабочим.
  • Шарль Фурье. Предлагал усовершенствование общества путем создания фаланг – объединений тружеников. В них должны были отсутствовать наемный труд и заработная плата. Доходы в них предполагалось перераспределять таким образом, чтобы гарантировать всем прожиточный минимум при сохранении имущественного неравенства (которое обусловлено величиной вложенного каждым труда).
  • Роберт Оуэн. Разрабатывал планы переустройства общества на основе отмены денег и замены частной собственности общественной. Выступал за улучшение условий труда и быта рабочих.
  • Участники

    Эдмунд Бёрк – основоположник консерватизма. В книге «Размышления о французской революции» (1790) выразил идеи приверженности традиционному общественному порядку.

    Жозеф де Местр – политический философ консервативного направления.

    Джон Локк – философ-просветитель, основатель либерализма.

    Иеремия Бентам – юрист, один из родоначальников либерализма.

    Джон Стюарт Милль – философ, экономист, один из идеологов либерализма.

    Анри Сен-Симон – французский мыслитель, представитель утопического социализма.

    Роберт Оуэн – английский утопический социалист.

    Заключение

    Идеи, выраженные в трудах либералов, консерваторов и социалистов, находили выражение в историческом и политическом процессе в Европе XIX в. Либеральная идея всеобщего равенства выразилась в борьбе за избирательную реформу, а также за свободу слова, печати и манифестаций. В результате революции 1848 г. во Франции было введено всеобщее избирательное право (для мужчин, достигших 21 года). Таким образом, Франция стала страной с самым либеральным на тот момент политическим режимом. Последователь Р. Оуэна, социалист У. Ловетт основал Лондонскую ассоциацию рабочих (1836). Идеи утопического социализма повлияли на движение чартизма в Англии, которое боролось за политические права для рабочих и улучшение их экономического положения.

    Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *