Установление опеки и попечительства над совершеннолетними

Процедуру установления «родственной опеки» над взрослыми недееспособными гражданами планируется упростить

Минтруд России разработал поправки в постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан». Соответствующий проект правительственного постановления 1 вынесен на общественное обсуждение.

Подготовленные изменения направлены на упрощение процедуры установления опеки в отношении совершеннолетних недееспособных граждан со стороны их близких родственников при условии их совместного проживания с момента рождения.

Так, в случае одобрения документа родители, бабушки, дедушки, братья и сестры (далее – близкие родственники), выразившие желание стать опекуном совершеннолетнего подопечного, при условии их совместного проживания с момента его рождения, должны будут представить в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:

  • заявление о назначении опекуном (на бумажном носителе либо в форме электронного документа);
  • документы, подтверждающие родство с совершеннолетним подопечным;
  • копию свидетельства о браке (если близкий родственник, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
  • письменное согласие совершеннолетних членов семьи близкого родственника с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с потенциальным опекуном, на совместное проживание с совершеннолетним подопечным.
  • Сейчас, по общему правилу, гражданин, желающий стать опекуном, помимо указанных документов, должен представить в орган опеки и попечительства справку с места работы или документ, подтверждающий доходы, медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования, документ о прохождении подготовки, автобиографию.

    Предусмотрена ли законом постоянная регистрация опекуна по месту жительства недееспособного опекаемого? Узнайте из «Энциклопедии судебной практики. Правовые позиции судов» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

    Согласно поправкам, близкий родственник, выразивший желание стать опекуном, должен будет представить документы на общих основаниях только в случае, если он не проживал совместно с совершеннолетним подопечным, либо отсутствует письменное согласие совершеннолетних членов семьи близкого родственника на совместное проживание с совершеннолетним подопечным.

    Кроме того, проектом предусмотрено проведение органом опеки и попечительства обследования условий жизни близкого родственника подопечного, в ходе которого определяется отсутствие обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном. Такое обследование планируется проводить в течение недели со дня представления необходимых документов, предоставив близким родственникам право при необходимости оспорить акт такого обследования в судебном порядке.

    Одновременно предполагается уменьшить количество проводимых органами опеки и попечительства плановых проверок (в виде посещения совершеннолетнего подопечного) для опекунов – близких родственников: до одного раза в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя и одного раз в три года в течение последующих лет. По действующему порядку предусмотрено проведение проверки один раз в течение первого месяца после назначении опекуна, один раз в три месяца в течение первого года после назначения и раз в полгода в течение второго года и последующих лет.

    Также проектом постановления исключается необходимость предоставления помесячных данных о величине доходов совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан в отчетах опекунов и попечителей о хранении, об использовании имущества подопечного и управлении этим имуществом. Опекунам – близким родственникам не надо будет представлять информацию о размерах пенсий, пособий и иных выплат совершеннолетних подопечных.

    До 18 февраля проект постановления будет проходить общественное обсуждение. Ожидается, что реализация предлагаемых поправок позволит увеличить число совершеннолетних недееспособных граждан, в отношении которых устанавливается «родственная опека», и соответственно уменьшить число граждан данной категории, которые после достижения 18 лет направляются в психоневрологические интернаты.

    Установление опеки и попечительства над совершеннолетними

    Вы можете подать жалобу в системе досудебного обжалования, если в процессе оказания услуги «Установление опеки (попечительства) над совершеннолетними гражданами, признанными в установленном порядке недееспособными (не полностью дееспособными).» были нарушения регламента:

  • Нарушение сроков предоставления услуги;
  • Нарушение сроков регистрации запроса на услугу;
  • Отказ в исправлении допущенных ошибок или опечаток;
  • Отказ в предоставлении государственной услуги;
  • Отказ в приеме документов;
  • Требование дополнительной платы;
  • Требование дополнительных документов.
  • Описание

    Документы, необходимые для получения услуги

    • Cвидетельство о браке
    • Автобиографические сведения
    • Выписка из домовой (поквартирной) книги
    • Выписка из домовой (поквартирной) книги (частная собственность)
    • Заявление гражданина, о передаче ему под опеку совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина
    • Медицинское заключение о состоянии здоровья
    • Согласие совершеннолетних членов семьи на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном.
    • Справка об отсутствии у заявителя судимости или факта уголовного преследования
    • Справка о размере заработной платы
    • Справка о соответствии жилых помещений заявителя санитарным и техническим правилам и нормам
    • Справка, подтверждающая получение пенсии

    Срок предоставления

    Общий срок предоставления услуги — 27 дней

    Приём, проверка и регистрация документов, представленных заявителем – 30 минут.
    Принятие решения об установлении либо об отказе в установлении опеки (попечительства) над совершеннолетними гражданами, признанными в установленном порядке недееспособными (не полностью дееспособными) — 22 дня.Оформление и выдача либо отказ в выдаче удостоверения о назначении гражданина опекуном или попечителем — 5 дней.

    Основание

    Cрок регистрации запроса на услугу

    Отказ в предоставлении государственной услуги

    Предоставление недостоверной или искаженной информации
    Отказ в принятии положительного решения дается при обнаружении в представленных документах недостоверной или искаженной информации

    Заявитель не способен выполнять обязанности опекуна или попечителя.

    заявительбыл лишен родительских прав;
    заявительимеетсудимостиза умышленное преступление против жизни и здоровья граждан на момент установления опеки или попечительства;
    заявитель не способенвыполнятьобязанностиопекуна или попечителя.

    Представленные документы не соответствуют требованиям

    — тексты документов должны быть напечатаны или написаны разборчиво, фамилии, имена, отчества заявителей должны быть написаны полностью;
    — документы не должны быть исполнены карандашом;
    — в документах не должно быть неоговоренных в них исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;
    — срок действия документов не должен быть истекшим;
    — представлены не все документы личного хранения.

    Установление опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами

    Принятие Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ « Об опеке и попечительстве» свидетельствует об активизации процесса формирования единой системы законодательства, регулирующего правоотношения в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки (попечительства) над несовершеннолетними и совершеннолетними гражданами. Многие положения данного закона являются уже устоявшимися, апробированы во многом длительной историей их применения (еще с дореволюционных времен), правоприменительной практикой, а во многом и зарубежным опытом. Такие, например, категории как «дееспособность» и «правоспособность», институт ограничения в дееспособности, признания недееспособным, опеки и попечительства как формы устройства граждан, насчитывают не одну сотню лет и в процессе исторического развития лишь уточнялись, корректировались в соответствии с потребностями времени.

    Так, опека и попечительство назначаются недееспособным (гражданам, признанным судом недееспособными по основаниям, предусмотренным ст. 29 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также не полностью дееспособным лицам. К последним относятся граждане, ограниченные судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным соответственно ст. 30 ГК РФ. Некоторые институты сравнительно недавно появились в российском законодательстве, в частности, патронаж. Остановимся более подробно на вопросах, которые достаточно часто возникают по этой проблематике в отношении совершеннолетних граждан и требуют незамедлительного и профессионального решения.

    В соответствии со ст. 60 Конституции граждане осуществляют свои права и обязанности в полном объеме с 18 лет. С этого момента они становятся полностью дееспособными, то есть приобретают возможность совершать юридически значимые действия по реализации своих прав и исполнению обязанностей, несут юридическую ответственность. Однако, в реальной жизни возможны ситуации, нашедшие отражение в законодательстве, когда реализация гражданином этого конституционных прав оказывается по каким-либо причинам невозможной.

    Не допускается ограничение кого-либо в правоспособности или дееспособности иначе как в порядке, установленном законом. Также не допускается полный или частичный отказ гражданина от дееспособности, совершение направленных на это сделок, кроме случаев, когда такие сделки предусмотрены законом.

    Признание гражданина недееспособным

    В силу статьи 29 ГК РФ совершеннолетний гражданин может быть признан судом недееспособным вследствие психического расстройства, что является единственным основанием для установления над ним опеки. Недееспособными признаются и граждане с умственными отклонениями и психическими расстройствами (отдельные формы шизофрении, патологические отклонения) и т.д.

    Дело о признании гражданина недееспособным возбуждается на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, братьев, сестер, детей) независимо от их совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения. Приведенный перечень лиц является исчерпывающим. В заявлении о признании гражданина недееспособным должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значение своих действий и руководить ими. Невозможность осознавать значение своих действий и руководить ими является юридическим критерием психического расстройства. Для достоверного и обоснованного вывода о наличии у гражданина соответствующих заболеваний необходимы специальные познания в этой области, поэтому закон возлагает на суд обязанность в порядке подготовки к судебному разбирательству при достаточных данных о психическом расстройстве гражданина назначить для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы, суд в судебном порядке с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу. Дело о признании гражданина недееспособным рассматривается судом с участием заявителя, прокурора, представителя органа опеки и попечительства, а также самого гражданина, если это возможно по состоянию его здоровья.

    Решение суда о признании гражданина недееспособным является основанием для установления над ним опеки. В этой связи суд в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу направляет его в орган опеки и попечительства по месту жительства лица, признанного недееспособным. Орган опеки и попечительства, в свою очередь, должен назначить этому лицу попечителя в течение месяца со дня получения из суда соответствующих сведений. Закон предполагает, что орган опеки и попечительства не только ожидает предложений от лиц, желающих принять недееспособного или не полностью дееспособного гражданина под опеку (попечительство), но и сам активно подыскивает таких лиц. Поэтому в соответствии с частью 2 статьи 11 закона «Об опеке и попечительстве» попечитель назначается с его согласия или по его заявлению в письменной форме.

    Однако, в любом случае лицо, которое выразило желание стать попечителем, должно отвечать требованиям, установленным законом. Это должно быть совершеннолетнее, полностью дееспособное лицо, ранее не лишенное родительских прав, не имеющее на момент установления опеки или попечительства судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Кроме того, в соответствии со статьей 35 ГК РФ при назначении попечителя должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в попечительстве, а если это возможно – и желание самого подопечного.

    Как правило, попечителем назначается лицо, являющееся членом семьи недееспособного гражданина. Хочется особенно отметить, что впервые в современной истории российского законодательства Закон об опеке закрепил приоритет родственных связей при подборе попечителя. В соответствии с частью 5 статьи 10 данного Закона бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его попечителями перед всеми другими лицами.

    Что подразумевает понятие «установление опеки»? Это значит, что все без исключения юридические действия, такие, например, как выдача доверенностей, подписание договоров, совершение сделок в отношении движимого и недвижимого имущества, внесение денежных вкладов в банки и иные кредитные учреждения и т.п., производятся от имени подопечного его попечителем. Такие действия возможны исключительно в интересах подопечного на основании акта уполномоченного органа, т.е. органа опеки и попечительства.

    Если основания, в силу которых лицо было признано недееспособным, отпадают, суд по заявлению заинтересованных лиц, а именно: попечителя, членов семьи, психиатрического или психоневрологического учреждения, органа опеки и попечительства на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы принимает решение о признании гражданина дееспособным и отмене установленной над ним опеке. Законодатель четко и безальтернативно закрепляет в законе положение о том, что попечители несут полную ответственность за своих подопечных, и лишь доказав отсутствие таковой вины, попечитель может избежать имущественной ответственности за ущерб, причиненный своему подопечному.

    Ограничение дееспособности гражданина

    Попечительство является второй самостоятельной формой устройства такой категории граждан, которые в силу статьи 30 ГК РФ признаны судом ограниченно дееспособными по причине злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, если тем самым они ставят свою семью в тяжелое материальное положение. Данная статья является одной из важных мер, направленных на предупреждение многих нарушений общественного порядка, защиту прав и охраняемых законом интересов членов семьи таких граждан, а также их самих.

    Хочется особо обратить внимание на тот факт, что под злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами, дающими основание для ограничения дееспособности гражданина, следует понимать такое чрезмерное и систематическое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет непосильные расходы денежных средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелое положение. Наличие у других членов семьи заработка или иных доходов само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении просьбы заявителя, если семья не получает от лица, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами, материальной поддержки либо вынуждена содержать его полностью или частично.

    Дело о признании гражданина ограниченно дееспособным на основании ст. 30 ГК РФ может быть возбуждено по заявлению членов его семьи, органов опеки и попечительства, прокурора, психиатрического лечебного учреждения, причем указанный перечень лиц и организаций является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. К числу членов семьи гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами, относятся: супруг, совершеннолетние дети, родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, которые проживают с ним совместно и ведут общее хозяйство.

    Также следует акцентировать внимание на том, что по такой категории дел могут быть использованы любые средства доказывания, в частности, свидетельские показания, акты милиции и общественных организация, справки из медицинских вытрезвителей, акты администрации об отстранении лица от работы в связи с появлением в нетрезвом состоянии либо в состоянии наркотического опьянения, документы о доходах семьи и количестве ее членов, а также другие материалы, подтверждающие факты злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами и характеризующие материальное положение семьи. Более того, если производство по делу будет прекращено в связи с отказом заявителя от своего требования, то это обстоятельство не исключает возможности возбуждения впоследствии этим же заявителем дела об ограничении дееспособности того же гражданина в случае, если последний, по утверждению заявителя, продолжает злоупотреблять спиртными напитками или наркотическими средствами и после прекращения производства по делу.

    Каковы же юридические последствия вынесения судом решения об ограничении в дееспособности? Прежде всего, они выражаются в запрете ограниченно дееспособному гражданину совершать без согласия попечителя следующие действия: продавать, дарить, завещать, обменивать, покупать имущество, а также совершать иные сделки по распоряжению имуществом, за исключением мелких бытовых; непосредственно самому получать заработную плату, пенсию и другие виды доходов (например, авторский гонорар, вознаграждение за открытия, изобретения, суммы, причитающиеся за выполнение работ по любому из видов коммерческих договоров, всякого рода пособия и т.д.). Кроме того, данное решение является основанием для назначения гражданину попечителя. Для этого суд обязан в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу выслать копию этого решения органу опеки и попечительства по месту жительства лица, признанного судом ограниченно дееспособным. Как правило, попечителем назначается кто-либо из совершеннолетних дееспособных членов семьи такого гражданина.

    Что же касается отмены судом ограничения дееспособности, то она может иметь место в случае подачи заявления со стороны самого гражданина, ограниченного в дееспособности, членов его семьи, попечителя, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения лишь при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о прекращении гражданином злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, и в связи с эти ему может быть доверено самостоятельное распоряжение имуществом и денежными средствами. Также отмена ограничения дееспособности следует и в том случае, когда семья лица, признанного ограниченно дееспособным, перестала существовать (развод, смерть, разделение семьи) и, следовательно, отпала обязанность этого лица предоставлять средства на ее содержание.

    Патронаж над дееспособными гражданами

    Итак, мы рассмотрели весьма неоднозначные, но решаемые с юридической точки зрения ситуации. Но как поступать в таких случаях, когда мы сталкиваемся с такой категорией граждан, которые нуждаются в помощи, но не лишены при этом дееспособности и не ограничены в ней? Это совершеннолетние дееспособные граждане, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности. Над такими лицами опека и попечительство не устанавливаются, а форма охраны их законных прав и интересов называется патронажем. Цель патронажа – оказание помощи совершеннолетнему гражданину, нуждающемуся в силу физический немощи в регулярной помощи при осуществлении своих прав, их защите и выполнении тех обязанностей, которые он по своему физическому состоянию не может выполнять самостоятельно. Проанализируем возникшую ситуацию. Патронаж (от французского patronage – покровительство) как правовой институт известен с давних времен и насчитывает не одну сотню лет, но в российском законодательстве данная категория впервые введена действующим Гражданским кодексом РФ. В соответствии со статьей 41 ГК РФ над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять установленные законом обязанности, по их просьбе устанавливается попечительство в форме патронажа, трактуемое как регулярное оказание помощи в осуществлении прав, их защите и выполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному лицу, нуждающемуся в этом по состоянию своего здоровья: болезнь, физические недостатки, немощность по старости.

    Обстоятельства, вызывающие потребность в патронаже, связаны исключительно с состоянием здоровья, обусловленным преклонным возрастом, инвалидностью, невозможностью из-за физического недуга свободно передвигаться и т.д. При этом полностью сохраняется интеллект, способность разумно оценивать свои поступки и действия, а также принимать соответствующие решения, поэтому все, что требуется такому лицу, которое не страдает психическим расстройством, — это юридические действия, совершаемые другим лицом в соответствии с собственной волей находящегося под патронажем гражданина. Именно по этой причине основанием для непосредственного совершения таких действий является договор поручения, договор доверительного управления имуществом либо иная аналогичная сделка, заключаемая исключительно в целях охраны прав совершеннолетнего дееспособного лица и не допускающая извлечения помощником какой-либо имущественной выгоды помимо той, которая предусмотрена соответствующим видом договора.

    Такому гражданину нужен только помощник. Для более полного обеспечения интересов лица, использующего патронаж, помощник назначается, как правило, по месту жительства нуждающегося лица. Но это не единственное условие. Чтобы исключить и предотвратить возможные злоупотребления при выборе и назначении помощника, даже при наличии согласия нуждающегося в патронаже, должны быть соблюдены требования статьи 35 ГК РФ, а именно: помощниками могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане, но ни в коем случае лица, лишенные родительских прав, признанные судом недееспособными или ограниченной дееспособными, несовершеннолетние. Кроме того, должны учитываться нравственные и иные личные качества помощника, его способность к выполнению соответствующих обязанностей, а также отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в патронаже, в частности, принимается во внимание желание последнего.

    После принятия органом опеки и попечительства заявления об установлении патронажа, специалистами проводится обследование материально-бытового положения (акт обследования) лица. С учетом принятых документов и по результатам произведенного обследования, орган опеки и попечительства готовит заключение о целесообразности установления попечительства в форме патронажа. При этом обязательно учитывается способность лица к выполнению обязанностей попечителя (помощника), его нравственные и иные личные качества, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в патронаже. Такой помощник назначается органом опеки и попечительства в течение одного месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления попечительства в форме патронажа над гражданином.

    Стоит особенно подчеркнуть, что принятие органом опеки и попечительства решения об установлении патронажа возлагает на них обязанности систематического надзора (контроля) за его осуществлением со стороны помощника, а именно: ни одна из имущественных сделок, требующих нотариального удостоверения, не может быть совершена от имени находящегося под патронажем лица без согласия на то органов опеки и попечительства. Более того, задачи органов опеки и попечительства при патронаже сводятся не только к назначению помощника, но и к последующему обязательному контролю за исполнением им своих обязанностей в отношении своего подопечного путем извещения находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора доверительного управления имуществом либо иного аналогичного договора.

    Попечители могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей при наличии уважительных на то причин: болезнь, изменение имущественного положения, при отсутствии взаимопонимания с подопечным и т.д., при помещении подопечного на постоянное проживание в соответствующее лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения либо в другое аналогичное учреждение, если это не противоречит интересам подопечного, а также по личной просьбе участников данных правоотношений.

    Помимо этого, помощник может быть отстранен от исполнения им своих обязанностей в случаях ненадлежащего выполнения возложенных на него функций, в том числе, при использовании им попечительства в корыстных целях, а также при оставлении подопечного без необходимого ухода и помощи.

    В указанных случаях орган опеки и попечительства готовит соответствующее заключение о нецелесообразности выполнения попечительских обязанностей данным лицом. Решение об освобождении или отстранении попечителя(помощника) от исполнения им своих обязанностей принимается оранном опеки и попечительства в соответствии со статьей 39 ГК РФ и приобщается к личному делу подопечного. Что же касается оснований прекращения патронажа, они регулируются нормами ст. 41 ГК РФ, каковыми являются:

    -требование гражданина, находящегося под патронажем, о прекращении патронажа;

    -смерть одного из участников патронажа.

    Следует особо обратить внимание на тот факт, что указанные обстоятельства являются основанием для прекращения обязанностей попечителя конкретного лица, но не самого попечительства в форме патронажа, так как нуждающемуся в патронаже лицу по его просьбе и с его согласия назначается новый попечитель.

    Итак, мы рассмотрели самые существенные моменты, касаемые такого достаточно широкого пласта правоотношений, как опека и попечительство над недееспособными и ограниченно дееспособными гражданами. Но Закон об опеке не ограничивается лишь этим кругом вопросов и в дальнейшем мы ещё не раз вернемся к этой серьезной теме и проблемам, с которыми приходится практически ежедневно сталкиваться многим из граждан. Естественно, в жизни очень часто возникают крайне неординарные и непредсказуемые ситуации с определенными нюансами и сложностями, но не стоит этого бояться. Они решаемы. И вам всегда придут на помощь специалисты органов опеки и попечительства, дадут профессиональную консультацию и помогут найти тот единственно верный путь, который разрешит Ваши проблемы.

    Ведущий специалист
    отдела опеки и попечительства
    Коломиец Э.И.

    Опека над совершеннолетними недееспособными гражданами

    1. Что такое опека над совершеннолетними гражданами?

    Опека над совершеннолетними – это форма устройства, признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

    2. Кто может быть признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным?

    Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

    Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

    3. Кто может быть опекуном недееспособного гражданина?

    Преимущественное право быть опекунами или попечителями перед всеми другими лицами имеют близкие родственники совершеннолетнего подопечного: родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья, сестры, бабушки и дедушки.

    У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель. Но, исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, орган опеки и попечительства может назначить ему нескольких опекунов или попечителей.

    При необходимости, исходя из интересов подопечных, орган опеки и попечительства может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных.

    4. Как осуществляется контроль за деятельностью опекунов?

    В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов или попечителей орган опеки и попечительства по месту жительства совершеннолетних подопечных проводит плановые и внеплановые проверки:

    а) условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина, соблюдения опекуном его прав и законных интересов, а также обеспечения сохранности его имущества;

    б) выполнения опекуном или попечителем требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

    Кроме того, в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 24.04.2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекуны и доверительные управляющие ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, представляют отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

    Отчет содержит сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, также в нем указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного. Отчет хранится в личном деле подопечного. Его форма утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 года № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан».

    В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 24.04.2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» совершеннолетние граждане, ограниченные судом в дееспособности, самостоятельно принимают меры по охране своих имущественных интересов.

    5. Чтобы стать опекуном необходимо проходить какую-либо подготовку?

    В отличие от кандидатов в опекуны несовершеннолетних граждан, опекунам совершеннолетних недееспособных граждан проходить обязательную специальную подготовку не нужно. Но, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 года № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

    6. Выплачиваются ли опекунам денежные средства на содержание совершеннолетних недееспособных подопечных?

    Нет, свои обязанности опекуны совершеннолетних недееспособных граждан осуществляют безвозмездно.

    За дополнительной информацией по вопросам опеки и попечительства над совершеннолетними недееспособными и ограниченно дееспособными гражданами можно обратиться по адресу:г. Демидов, ул. Коммунистическая, д. 10 или по телефону: 4- 53-35.

    Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами

    Недееспособные совершеннолетние граждане нуждаются в защите не меньше, чем несовершеннолетние. Зачастую наши близкие страдают такими формами заболеваний, при которых они признаются судом недееспособными, так как не могут понимать значения своих действий и руководить ими.

    Для признания гражданина недееспособным, заинтересованными лицами (родственниками, органом опеки и попечительства, психиатрическим учреждением) подается заявление в суд, по месту проживания данного гражданина (либо по месту нахождения психиатрического учреждения, в которое он помещен).

    В исковом заявлении должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значение своих действий и руководить ими. Специалисты отдела опеки попечительства администрации Советского района (г.Советский, ул. Ленина, 10 каб.42 или 27) помогут Вам составить исковое заявлении и дадут разъяснения по перечню прилагаемых к нему документов.

    Сторонами данного процесса являются: заинтересованное лицо, орган опеки и попечительства, психоневрологический диспансер, прокурор. Судья, при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина, назначает судебно-психиатрическую экспертизу, по результатам которой выносится решение о дееспособности гражданина (решение суда вступает в законную силу через 10 дней).

    ОПЕКА над совершеннолетним недееспособным гражданином является одним из способов защиты его прав и законных интересов. Данная форма жизнеустройства недееспособных граждан является наиболее благоприятной для них, так как они остаются проживать в привычных домашних условиях и получают индивидуальный уход.

    Порядок установления и осуществления опеки над совершеннолетними дееспособными гражданами определяется

    — Гражданским кодексом Российской Федерации,

    — Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»,

    — постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. №927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан».

    Опекуном совершеннолетнего недееспособного гражданина может быть только совершеннолетний совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья других граждан. Поэтому, если Вы решили установить опеку над совершеннолетним недееспособным гражданином, Вам необходимо обратиться в канцелярию МОВД (органа внутренних дел) и лично заполнить заявление о выдаче справки об отсутствии у Вас судимости (иметь при себе паспорт и его копию).

    Для решения вопроса об установлении опеки над недееспособным лицом необходимо обратиться в отдел опеки и попечительства (далее оОиП) администрации Советского района (г.Советский, ул. Ленина, 10, каб.42 или 27, консультацию можно получить по телефону 3-69-10) и подать соответствующее заявление о постановке Вас на учет в качестве кандидата в опекуны.

    К заявлению прилагаются документы (оформленные в соответствии со следующими правилами: копии документов должны быть на листах стандартного формата (А4); копии двух и более документов на одном и том же листе не допустимы; документы, помеченные звездочкой* должны быть заверены нотариально):

    1. *копия паспорта кандидата в опекуны (всех страниц с отметками),

    2. справка о регистрации по месту жительства кандидата в опекуны с указанием состава семьи,

    3. выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, либо право собственности на жилое помещение, а также — технический паспорт жилого помещения кандидата в опекуны (данные документы необходимы для оформления запроса органа опеки и попечительства в уполномоченные органы о соответствии жилого помещения кандидата в опекуны санитарным и техническим правилам и нормам),

    4. расписка кандидата в опекуны в ознакомлении с правами и обязанностями опекуна.

    В случае установления опеки над недееспособным родственником или знакомым гражданином, дополнительно прилагаются следующие документы:

    5. копия решения суда о признании гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки, недееспособным,

    6. *копия паспорта недееспособного гражданина (всех страниц с отметками),

    7. акт первичного обследования жилищно-бытовых условий кандидата в опекуны (оформляется специалистом отдела ОиП),

    8. подлинник и Копия медицинской справки МСЭК, подтверждающей группу инвалидности недееспособного,

    9. индивидуальная программа реабилитации инвалида,

    10. опись имущества, принадлежащего недееспособному,

    11. справка о регистрации по месту жительства недееспособного с указанием состава семьи,

    12. *копия свидетельства о постановке на учет недееспособного в налоговом органе,

    13. *копия свидетельства о заключении/расторжении брака недееспособного,

    14. *копия пенсионного удостоверения недееспособного,

    15. копии договоров о вкладах (на сберкнижках и пластиковых картах) на имя недееспособного,

    16. копия свидетельства пенсионного страхования недееспособного,

    17. копия страхового медицинского полиса недееспособного,

    18. справка о размере получаемой пенсии недееспособного,

    19. подлинник и копия договора социального найма жилья, в котором проживает недееспособный, либо *свидетельства о регистрации права собственности на данное жилое помещение, а также *свидетельства о регистрации права собственности на другое имущество, принадлежащее недееспособному (дома, квартиры, дачи, гаражи, земельные участки, транспортные средства, объекты незавершенного строительства, иное имущество).

    После чего возможно установление предварительной опеки над совершеннолетним недееспособным гражданином сроком на 1 месяц (в исключительных случаях он может быть продлен еще на 1 месяц). За этот период Вам необходимо собрать/оформить следующие документы:

    а. справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, (для пенсионеров — копии пенсионного удостоверения и справки о размере пенсии; безработным гражданам – соответствующей справки Центра занятости населения; для индивидуальных предпринимателей – свидетельство налоговой службы о внесении кандидата в опекуны в реестр предпринимателей и декларацию о его доходах);

    б. копия финансового лицевого счета с места жительства, свидетельствующего об отсутствии у кандидата в опекуны задолженности по оплате коммунальных услуг;

    в. справка об отсутствии у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, выданная органами внутренних дел;

    г. медицинское заключение формы 164/у о состоянии здоровья кандидата в опекуны, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

    д. медицинское заключение комиссии о состоянии здоровья недееспособного;

    е. *копия свидетельства о браке кандидата в опекуны (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

    ж. письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна);

    з. справка о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданная соответствующими уполномоченными органами (выдается по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе при обращении гражданина, выразившего желание стать опекуном, в указанные уполномоченные органы);

    и. автобиография кандидата в опекуны.

    После предоставления всех указанных документов заполняется заявление о назначении Вас опекуном. Специалисты отдела опеки и попечительства проанализируют представленные документы и подготовят заключение о возможности заявителя быть опекуном. При условии положительного заключения гражданин ставится на учет в отделе опеки и попечительства для подбора недееспособного гражданина, нуждающегося в опеке, либо для установления опеки над недееспособным родственником или знакомым гражданином.

    После установления опеки над совершеннолетним недееспособным гражданином орган опеки и попечительства осуществляет контроль условий жизни подопечного гражданина и надзор за деятельностью опекуна. С этой целью специалисты органа опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводят плановые проверки: 1 раз в течение первого месяца после установления опеки, затем каждые 3 месяца в течение первого года с момента установления опеки, а в последующем — каждые шесть месяцев.

    Кроме того, опекун обязан представлять в отдел опеки и попечительства отчет о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина (в том числе, денежных средств, принадлежащих подопечному) и управлении этим имуществом в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным (с приложением к отчету копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и иных платежных документов).

    За более подробной информацией, касающейся вопросов опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами, Вы можете обратиться в отдел опеки и попечительства администрации Советского района лично (г.Советский, ул.Ленина, 10, каб. 42 или 27; в приемные дни: вторник и четверг с 9.00 до17.00, перерыв: 13.00-14.00), либо по телефону 3-69-10.

    Права и обязанности опекуна над совершеннолетними недееспособными,

    либо не полностью дееспособными гражданами

    Опекун – законный представитель гражданина, признанного решением суда недееспособным вследствие психического заболевания, действующий на основании Постановления главы администрации Советского района.

    На опекуна возлагаются следующие обязанности:

    — заботиться о физическом состоянии подопечного (обеспечение уходом и лечением);

    — контролировать действия подопечного, не допускать причинения ему вреда;

    — представлять интересы подопечного вовне, защищать эти интересы.

    Правовой статус опекуна включает в себя следующие права и обязанности:

    — подавать заявления о выплате причитающихся подопечному пособий, пенсий;

    — подавать исковые заявления в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать подопечного;

    — предпринимать меры по защите права собственности подопечного (предъявлять иски об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, применять меры самозащиты и пр.);

    — предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью подопечного или его имуществу, о компенсации морального вреда, причиненного подопечному;

    — обращаться в лечебные, учебные и иные учреждения с целью получения подопечным медицинских, образовательных и прочих услуг, как на безвозмездной, так и на возмездной основе;

    — защищать жилищные права подопечного путем подачи исков о его вселении, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного. Подачи заявления о предоставлении подопечному жилого помещения и пр.;

    — обращаться с заявлениями ко всем другим гражданам, организациям, органам государственной власти и местного самоуправления, должностным лицам в случаях нарушения прав подопечного или при угрозе такого нарушения;

    — при улучшении состояния здоровья подопечного, свидетельствующем о прекращении психического расстройства, опекун обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки;

    — производить оплату налогов, причитающихся в бюджет с подопечного (за счет денежных средств этого недееспособного лица);

    — предъявлять три вида требований, связанных со сделками, совершенными подопечным:

    о признании недействительными сделок, совершенных подопечным до признания его недееспособным, при условии, что в момент совершения сделки подопечный не был способен понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ);

    о применении последствий недействительности тех сделок, которые совершены подопечным уже после признания его недееспособным (ст. 171 ГК РФ);

    о признании совершенной подопечным сделки действительной, если она была совершена к выгоде этого гражданина;

    — подать заявление о расторжении брака в упрощенном порядке в органах загса (если недееспособный гражданин состоял в браке на момент признания его недееспособным, а его опекуном является супруг);

    — обратиться в суд с иском о признании брака недействительным (если брак заключен после признания гражданина недееспособным);

    — требовать взыскания алиментов на содержание подопечного, сохранения подопечному фамилии, приобретенной в браке, признания брачного договора супругов действительным полностью или в части, а также требовать возмещения вреда, причиненного имуществу его подопечного, и компенсации морального вреда;

    — от имени подопечного заключать нотариальное соглашение о месте жительства детей данных супругов и порядке общения с ними, об уплате алиментов на несовершеннолетних (или совершеннолетних, но нетрудоспособных) детей данных супругов, об уплате алиментов на содержание недееспособного бывшего супруга, о разделе имущества, нажитого в период брака.

    — представлять в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

    Охрана имущества подопечного

    1. Опекун или попечитель, за исключением попечителей граждан, ограниченных судом в дееспособности, обязан принять имущество подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение, в трехдневный срок с момента возникновения своих прав и обязанностей.

    2. Имущество подопечного, в отношении которого в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации заключен договор доверительного управления имуществом, опекуну не передается.

    3. Опекун обязан заботиться о переданном ему имуществе подопечного как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.

    4. Опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.

    5. Доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

    6. Опекун ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

    7. Отчет опекуна должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного.

    8. Опекун, его супруг и близкие родственники не вправе:

    — совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование,

    — представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

    9. Опекун недееспособного гражданина несет ответственность:

    имущественную – за причинение вреда личности и имуществу подопечного (ст. 1064 ГК РФ). Опекун возмещает вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным, если не докажет, что вред возник не по его вине;

    уголовную – когда подопечный оставлен без надзора и необходимой помощи, а жизнь и здоровье подопечного находятся в опасности (ст. 125, 150-152, 156 УК РФ);

    административную – за несвоевременную сдачу отчета о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом за отчетный год (ст. 7 Окружного закона от 11.06.2010 № 102-03).

    Порядок установления опеки над недееспособным гражданином

    Порядок установления опеки (попечительства) над недееспособным (ограниченным в дееспособности)

    гражданином

    1. Основанием для назначения гражданину опекуна (попечителя) является решение суда, которым гражданин признан недееспособным либо ограничен в дееспособности.

    1.1. Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления:

    — членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания;

    — органа опеки и попечительства;

    — медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь;

    — стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами.

    В заявлении о признании гражданина недееспособным должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значение своих действий или руководить ими.

    1.2. Дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц, а также вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами может быть возбуждено в суде на основании заявления:

    — членов его семьи;

    — медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь.

    В заявлении об ограничении дееспособности гражданина должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о том, что гражданин, страдает психическим расстройством и нуждается в помощи других лиц, а также имеет пристрастие к азартным играм либо злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами, ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

    1.3. Заявление об ограничении гражданина в дееспособности либо о признании гражданина недееспособным подается в суд по месту жительства такого гражданина, а если гражданин помещен в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, по месту нахождения этих организаций.

    2. С момента вступления в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным (ограниченным в дееспособности) суд обязан в трехдневный срок сообщить об этом органу опеки и попечительства, с целью установления опеки (попечительства). Опекун (попечитель) назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке (попечительстве), в течение месяца с момента, когда органу опеки и попечительства стало известно о необходимости установления опеки (попечительства) над гражданином.

    При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун (попечитель) может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя).

    Если лицу, нуждающемуся в опеке (попечительстве), в течение месяца не назначен опекун (попечитель), исполнение обязанностей опекуна (попечителя) возлагается на орган опеки и попечительства.

    3. Гражданин, выразивший желание стать опекуном (попечителем), представляет в орган опеки и попечительства (далее – министерство) по месту жительства следующие документы:

    а) заявление о назначении опекуном (далее – заявление);

    б) справку с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, – иной документ, подтверждающий доходы (принимаются органом опеки и попечительства в течение года со дня их выдачи);

    в) копию пенсионного удостоверения (для пенсионеров);

    г) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования (принимаются органом опеки и попечительства в течение 3 месяцев со дня их выдачи);

    д) копию свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

    е) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном;

    ж) документ о прохождении гражданином, выразившим желание стать опекуном, подготовки (при наличии);

    Помимо вышеуказанных документов гражданин представляет документ, удостоверяющий личность. В случае, если за установлением опеки (попечительства) обращается представитель заявителя, то представляются также документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя.

    Дополнительно к заявлению прилагается согласие на обработку персональных данных по форме, утвержденной приказом министерства от 11 июня 2015 г. № 121-П «Об утверждении типовой формы заявления о согласии на обработку персональных данных».

    4. Помимо документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка гражданин, выразивший желание стать опекуном (попечителем), вправе представить по собственной инициативе:

    — выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение;

    — копию финансового лицевого счета с места жительства;

    — справку об отсутствии у гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем), судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

    — справку о соответствии жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам;

    — документы, подтверждающие доходы для гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем), не состоящего в трудовых отношениях (справку о доходах лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, по форме 3-НДФЛ, справку о размере социальных выплат из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников);

    — справку, подтверждающую получение пенсии для гражданина, являющегося пенсионером.

    Документы, не представленные заявителем по собственной инициативе, запрашивает министерство в органах и организациях, осуществляющих их выдачу в рамках межведомственного электронного информационного взаимодействия.

    5. Министерство в течение 7 дней со дня приема заявления и документов проводит обследование условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем).

    При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем), министерство оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), а также отношения, сложившиеся между членами его семьи.

    Результаты обследования указываются в акте об обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем) (далее — акт об обследовании условий жизни гражданина).

    Акт об обследовании условий жизни гражданина оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом министерства и утверждается руководителем.

    Акт об обследовании условий жизни гражданина оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется гражданину, выразившему желание стать опекуном (попечителем), в течение 3 дней со дня утверждения акта об обследовании условий жизни гражданина, второй хранится в министерстве.

    6. Министерство в течение 15 дней со дня представления документов, предусмотренных п. 3 настоящего Порядка, и акта об обследовании условий жизни гражданина принимает решение о назначении опекуна (попечителя) или о возможности заявителя быть опекуном (попечителем), которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем) либо решение об отказе в назначении опекуна (попечителя) или о невозможности заявителя быть опекуном (попечителем) с указанием причин отказа.

    7. На основании заключения о возможности заявителя быть опекуном (попечителем) министерство в течение 3 дней со дня подписания указанного заключения вносит сведения о заявителе в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекуном (попечителем).

    8. Опекунами (попечителями) могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане, с их письменного согласия.

    Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть опекунами (попечителями) пред всеми другими лицами.

    В случаях, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки (попечительства), не назначен опекун (попечитель) в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) временно возлагается на министерство, как орган опеки и попечительства, по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки (попечительства).

    Опекуны (попечители) не назначаются недееспособным (ограниченным в дееспособности) гражданам, помещенным под надзор в соответствующие медицинские организации или организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме. Исполнение обязанностей опекунов (попечителей) возлагается на указанные организации.

    усыновите.ру

    Как оформить опеку (попечительство) над несовершеннолетним

    Шаг 1. Подготовка документов для получения заключение о возможности быть кандидатом в опекуны (попечители).

    Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть опекуном (попечителем) и прилагаемые к нему документы могут быть поданы гражданином в орган опеки и попечительства лично, либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», или регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии. По вопросам готовности субъекта Российской Федерации к предоставлению государственной услуги в электронном виде гражданам необходимо обращаться в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которые возложены полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними.

    В случае личного обращения в орган опеки и попечительства по месту своего жительства граждане Российской Федерации, желающие стать опекунами (попечителями), при подаче заявления с просьбой дать заключение о возможности быть опекунами (попечителями) должны предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, и предоставить следующие документы:

    а) заявление с просьбой о назначении его опекуном;

    б) справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги);

    в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

    г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие имеющейся или имевшейся судимости, уголовного преследования (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также имеющейся неснятой или непогашенной судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления;

    д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

    е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

    ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

    и) копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, и лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено). Форма свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации утверждена приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. N 623.

    л) копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

    В случае если гражданином не были представлены самостоятельно документы, предусмотренные подпунктами «в», «г» и «л», указанные документы запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия. Для направления запросов о предоставлении этих документов гражданин обязан предоставить в орган опеки и попечительства сведения, предоставление которых необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации для получения этих документов.

    В случае если гражданином не были представлены копии документов, указанные в подпунктах «е», «и» и «л», орган опеки и попечительства изготавливает копии указанных документов самостоятельно (при наличии представленных гражданином оригиналов этих документов).

    Документы, предусмотренные подпунктами «б» — «г» принимаются органом опеки и попечительства в течение года со дня их выдачи, документ, предусмотренный подпунктом «д», — в течение 6 месяцев со дня его выдачи.

    В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня представления документов производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

    При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя. В случае представления документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии, гражданином представляются сотруднику органа опеки и попечительства оригиналы указанных документов. Отсутствие в органе опеки и попечительства оригиналов документов на момент вынесения решения о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном) является основанием для отказа в назначении опекуна (в выдаче заключения о возможности гражданина быть опекуном).

    Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее — акт обследования).

    Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

    Акт обследования оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется (вручается) гражданину, выразившему желание стать опекуном, в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

    Акт обследования может быть оспорен гражданином, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке.

    Орган опеки и попечительства в течение 10 дней со дня представления документов на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

    На основании заявления об осуществлении опеки на возмездной основе орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно, и заключает договор об осуществлении опеки в порядке, установленном Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

    Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном — в форме заключения.

    Акт о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна либо заключение о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.

    Вместе с актом о назначении опекуна (об отказе в назначении опекуна) или заключением о возможности (невозможности) гражданина быть опекуном заявителю возвращаются все представленные документы и разъясняется порядок обжалования соответствующего акта или заключения. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.

    Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

    Шаг 2. Подбор ребенка

    Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть усыновителем, выданное в порядке, установленном Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275, в случае отсутствия у него обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о назначении его опекуном представляет в орган опеки и попечительства указанное заключение и документы, предусмотренные подпунктами «а» и «ж» пункта 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

    Заключение о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) является основанием для постановки его на учет в качестве кандидата в опекуны (попечители), после чего орган опеки и попечительства предоставляет гражданину информацию о ребенке (детях), который может быть передан под опеку (попечительство), и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).

    Заключение о возможности быть опекуном (попечителем) является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (т.е. орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции регионального оператора или Министерство образования и науки Российской Федерации). Контактная информация размещена в разделе «Куда идти усыновителю».

    При этом специального направления на подбор ребенка, выданного органом опеки и попечительства по месту жительства кандидатов в опекуны (попечители), не требуется.

    Основанием для получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в органе опеки и попечительства по месту жительства является заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью.

    Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть опекуном, имеет право:

    а) получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников;

    б) обратиться в медицинскую организацию для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка, передаваемого под опеку, с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

    10(2). Гражданин, выразивший желание стать опекуном, обязан лично:

    а) познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;

    б) ознакомиться с документами, хранящимися у органа опеки и попечительства в личном деле ребенка;

    в) подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

    Для получения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях или федерального банка данных о детях гражданин предъявляет соответствующему оператору паспорт и представляет:

    заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям

    заполненную анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью;

    заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть опекуном (попечителем).

    Соответствующий оператор рассматривает заявление и представленные документы в 10-дневный срок со дня их получения.

    В случае несоответствия представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор возвращает гражданину документы с указанием письменно причин отказа в предоставлении запрашиваемой им информации о ребенке, оставшемся без попечения родителей.

    При соответствии документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор предоставляет гражданину для ознакомления сведения о ребенке, информация о котором соответствует его пожеланиям.

    При согласии гражданина взять под опеку (попечительство) предложенного ему ребенка, соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка.

    Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. Срок действия направления может быть продлен соответствующим оператором при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.).

    Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, на посещение которого выдано направление одному гражданину, не могут быть одновременно сообщены другому гражданину.

    Гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этого ребенка и принятом им решении.

    Шаг 3. Установление опеки (попечительства)

    Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

    Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.

    В том случае, если гражданин принял решение об оформлении опеки (попечительства) над ребенком, орган опеки и попечительства принимает акт о назначении опекуна (попечителя), который является основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

    При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.

    При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства, который принял акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения этого договора.

    Акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.

    Новости Минпросвещения РФ

    08.02.2020 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

    8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

    В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

    – В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

    Справочно

    В декабре 2020 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

    В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

    Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

    Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

    Новости

    24 Октября 2020

    21-22 ноября 2020 года Фонд «Центр гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ» (Центр ГРАНИ) при участии Национального фонда защиты детей от жестокого обращения проводит методический семинар для методистов школ приёмных родителей по вопросам финансовой грамотности приёмных родителей.

    24 Сентября 2020

    Семья с приемным ребенком — достаточно хрупкая «конструкция», и в ней проблема иерархии встает особенно остро.

    05 Сентября 2020

    Жители Мурманской области, усыновившие ребенка, получат 121 тысячу рублей

    13 Августа 2020

    Министерство труда подготовило проект приказа о внесении изменений в Порядок осуществления ежемесячных выплат при рождении первого и (или) второго ребенка, сообщает «Парламентская газета».

Смотрите так же:  Увольнение по соглашению сторон в 2020 году образец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *