Вид страховки осаго

Как выглядит ОСАГО нового образца: бумажный и электронный

Cодержание

В 2016 году Российская Ассоциация Автомобилистов (РСА) ввела в оборот усовершенствованные бланки полиса обязательного автострахования.

От прежних бланков они отличаются цветом и улучшенными защитными элементами. Подробно о том, как выглядит ОСАГО в новом варианте, расскажет страховой брокер Авто-Услуга.

Вид и содержание нового бланка

Полис кардинально изменил расцветку. Теперь он стал розовым (был зеленоватого цвета). Содержание же практически не изменилось. Для наглядности пробежимся по пунктам.

Изображение 1: Заглавная часть

Здесь страховщик ставит штамп с наименованием компании и адресом. Указываются серия и номер.

Рекомендуем обратить внимание, что сейчас все бланки выпускают под серией ЕЕЕ, а вот номер у каждого уникальный и принадлежит определенному страховщику.

Эти сведения хранятся в единой базе РСА, где по ним можно проверить принадлежность и подлинность страховки.

Тут же отмечаются срок действия (как правило, он составляет 12 месяцев) и период использования авто. Обычно автомобиль используется круглый год, но можно указать и иное (хоть через день). Если в страховке мало места, она дополняется приложением, заверенным обеими сторонами.

Изображение 2 Данные о страхователе, владельце транспортного средства (ТС) и о самом ТС

Страхователем может быть любой человек, даже не владелец авто. Но в графе о собственнике указывается именно собственник. Информация о машине вносится строго по документам. Указывается цель использования ТС – для личной или учебной езды, аренда и пр.

Изображение 3: Ограничение на водителей

Полис может быть ограниченным и неограниченным (открытым). Напротив нужного пункта ставится крестик или галочка. В ограниченную страховку можно вписать сколько угодно водителей. Если мало места, страховщик должен составить приложение.

Но если водителей больше трех, мы рекомендуем оформить ОСАГО без ограничений. Это будет выгодно со всех сторон: и по стоимости, и по эксплуатации (за руль может сесть любой человек с водительскими правами). Как выглядит ОСАГО без ограничений? Так же. Только в графе вместо данных о водителях ставится прочерк (не указывается даже владелец).

Изображение 4: Данные о водителях в ОСАГО без ограничений

Изображение 5: Разъяснения по страховым суммам, случаям и территории действия полиса

Изображение 6: Страховая премия и особые отметки

В цифрах указывается сумма уплаченной страховой премии. В графу ниже страховщик может внести любую важную для него информацию. Например: реквизиты платежной квитанции, КМБ и пр.

Изображение 7: Заключительная часть

Проставляется фактическая дата оформления. Она может отличаться от даты начала действия страховки, так как заключить новый договор можно за 30 дней до окончания срока действия старого.

В завершении указываются данные о страхователе и страховщике. Стороны ставят подписи, закрепляется документ круглой печатью страховой компании. Без нее полис может считаться недействительным.

Рассчитать стоимость ОСАГО у нас в страховом брокере.
Надежные компании и бесплатная доставка!

Как выглядит полис ОСАГО с улучшенной защитой

У новой страховки усложнился фон – цвет плавно переходит от желтого к сиреневому, добавлены графические узоры. Укрупнился шрифт. Теперь не надо напрягать глаза, чтобы прочитать текст полиса.

Усложнились и водяные знаки: если смотреть на просвет, в центре вырисовывается увидеть автомобиль, по краям аббревиатура РСА, расположенная по вертикали.

Для большей надежности добавлена ныряющая металлизированная нить с текстом: видимая надпись «ОСАГО» и наблюдаемая на просвет «Полис». Добавлен QR-код. Он находится в правом верхнем углу и содержит информацию о страховщике.

Смотрите, как выглядит полис ОСАГО с новой защитой.

Изображение 8: Полис ОСАГО с новой защитой

Как выглядит электронный полис ОСАГО

Оформление страховки в режиме онлайн доступно с 2015 года. Но пока такая возможность не стала популярной по причине недоверия водителей и страха оказаться обманутым. А зря. Здесь нет ничего страшного, но с непривычки можно запутаться.

Если затрудняетесь заказать полис ОСАГО онлайн, обратитесь к нашим консультантам. Они помогут заполнить форму и подскажут, в какой компании выгоднее условия именно для вас. Мы работаем только с надежными страховщиками: Ингосстрах, Ресо-Гарантия и др.

Электронная страховка отличается от бумажной только цветом и надписью «ЭЛЕКТРОННЫЙ СТРАХОВОЙ ПОЛИС».

Остальное все так же. Готовый документ отправляется страхователю на электронную почту или доставляется курьером.

Е-полис необязательно распечатывать и возить с собой. Но страховой брокер Авто-Услуга рекомендует поступить наоборот, чтобы у инспектора ГИБДД не было повода лишний раз придраться.

Смотрите, как выглядит электронный полис ОСАГО

Изображение 9: Электронный полис ОСАГО

Документы, которые нужно сохранить

Мы разобрались, как выглядит полис ОСАГО нового образца в бумажном и электронном вариантах, теперь поговорим о документах, которые к нему прилагаются.

Изображение 10: Квитанция на получение страховой премии (форма А-7)

У каждого страховщика может быть свой цвет и размер бланка. Но в нем обязательно должны быть указаны:

  • Номер и серия.
  • ОКПО, ИНН
  • Наименование страховщика.
  • Данные страхователя и пр.
  • На квитанции обязательно должна стоять круглая печать страховщика.

    Изображение 11: Договор страхования

    Здесь прописаны: предмет договора, права и обязанности сторон и прочие условия. Заключается договор исключительно в письменном виде.

    Теперь вы знаете, как выглядит новый полис ОСАГО, квитанция об оплате и договор, и можете смело оформлять страховку. Чтобы узнать точную сумму, воспользуйтесь нашим калькулятором на странице расчета стоимости и покупки полиса ОСАГО.

    Как выглядит электронный полис ОСАГО?

    В сфере страхования по ОСАГО 2017 год был отмечен важным событием. В наступившем году в силу вступили правила страхования, согласно которым страховщики обязаны обеспечить возможность оформления страховки через Интернет. У многих водителей возникли вопросы: «Как использовать такой документ?» и «Как он выглядит?»

    На самом деле, принципиальных различий не так уж и много. Бумажный бланк имеет ту же структуру и дизайн, что и электронный вариант. Тот же зеленый цвет фона и схема расположения информации. Отличается лишь их серия. Обычный классический документ имеет серию ССС или ЕЕЕ, а электронный экземпляр — XXX.

    Страховка, которую водитель привык оформлять в офисах страховых фирм, имеет блестящую защиту от незаконного распространения поддельных полисов, придающую бланку зеленый цвет. Иногда тех, кто собирается купить полис е-ОСАГО, смущает этот факт, ведь возможность распечатать его на цветном принтере есть не у всех. Однако волноваться не о чем. Такой полис можно распечатать и на обычном черно-белом аппарате. Его цвет никак не влияет на его подлинность. Главное, чтобы можно было прочесть информацию, особенно — номер полиса.

    Что такое электронный полис ОСАГО

    По своей сути, электронный полис ОСАГО – это документ, подтверждающий страхование автолюбителем собственной ответственности. В случае ДТП потерпевший получит установленную законом компенсацию, а виновник — не понесет личную материальную ответственность.

    Кроме того, факт потери носителя с информацией о страховке не прекращает действия страхования.

    Если водитель попадет в ДТП по своей вине и при нем не окажется бумажного экземпляра документа, это не значит, что страхование станет недействительным. ОСАГО существует в базе РСА и АИС, а подтверждением его наличия является не материальный носитель, а электронные данные в единой базе. В ближайшей перспективе планируется организация проверки наличия ОСАГО, полностью исключающей бумажный вариант. Для того, чтобы узнать, застраховано лицо или нет, инспектор ДПС просто найдет всю необходимую информацию в системе онлайн.

    Можно сказать, что электронный полис ОСАГО – это современное средство страхования ответственности, призванное сэкономить время участников дорожного движения. А его применение сможет уберечь водителей от множества неприятных бюрократических процедур и ненужных волнений о его подлинности.

    О том, как выглядит процедура выбора страховой компании и дальнейшая покупка электронного ОСАГО, расскажет небольшое практическое видео:

    Как должен выглядеть электронный полис ОСАГО

    С необходимостью оформлять страховой полис ОСАГО возник вопрос и о том, какие реквизиты должны быть на бланке и как избежать мошенничества. Самый лучший способ убедиться в достоверности электронного полиса — взять в руки обычный бумажный полис за прошлый год и внимательно сравнить оба экземпляра.

    Электронный полис зеленого цвета имеет ту же структуру, а единственное серьезное отличие – отсутствие блестящей защитной схемы. Главный реквизит – это номер. Если на итоговом бланке его нет, значит, он — недействительный.

    Полис на материальном носителе – это важный документ. Сотрудники ДПС могут потребовать предъявить бланк ОСАГО для его подробного изучения, а потому, на нем недопустимы любые исправления, надписи, зачеркивания или грязь. Исправления, совершенные с целью придания документу большего сходства с подлинником – противозаконны!

    Полис ОСАГО должен выглядеть опрятно, все знаки должны быть хорошо читаемы. При подготовке бумажного варианта стоит позаботиться о наличии хорошего принтера с качественной печатью.

    Где купить электронный полис ОСАГО

    Итак, где же можно приобрести электронный полис? Возможность получить электронный полис ОСАГО в режиме онлайн должен иметь каждый гражданин, поэтому каждая страховая компания обязана обеспечить возможность выполнения этой процедуры своими силами, создав в Интернете сайт с системой его оформления.

    Но, к сожалению, далеко не каждый страховщик с 1 января 2017 года в состоянии оказать эту услугу в подобной форме. Самый простой способ приобрести полис у надежной компании ? воспользоваться сайтом РСА. На сайте вы найдете список всех проверенных автостраховщиков, действующих через сеть.

    Процедура оформления полиса у всех страховщиков практически идентична. Потребуется быстрая регистрация и указание электронного почтового ящика. Способ оплаты также ничем не отличается. Страховку оплачивают при помощи банковской карты. Интерфейсы для работы также едины для всех страховых фирм.

    Многие задаются вопросом: «Где купить е-ОСАГО, чтобы в дальнейшем иметь возможность получить привычный дубликат на зеленом фоне с защитой?» Ответ: «Да у любого страховщика!» При желании полис на бумаге будет направлен электронной почтой. Нужно лишь упомянуть об этом, оформляя электронную версию.

    Как проверить электронный полис ОСАГО на подлинность?

    Раньше проверить традиционный полис ОСАГО на подлинность можно было по его размерам, микросеткам, эмблемам и прочим внешним признакам.

    С электронным полисом такие методы проверки не представляются возможными. Однако способ проверить достоверность полиса все-таки есть. И он даже надежнее, чем визуальный осмотр, длительная проверка лицензий и прав страховщика на сайтах налоговых служб.

    Смотрите так же:  Возврат водительского удостоверения в уфе

    Каждый электронный полис имеет свой индивидуальный номер, занесенный в официальную базу всех электронных страховок. Чтобы узнать подлинность электронного полиса, достаточно зайти на сайт РСА, вбить данные полиса и проверить его наличие в базе. Если он в базе, значит — можете спокойно садиться за руль — ответственность застрахована. Но что делать, если система дала отрицательный результат? Это означает, что купленный полис по какой-то причине недействителен и необходимо, не теряя времени, сообщить об этом в правоохранительные органы. Затем нужно обратиться в суд с исковым заявлением к организации, на сайте которой приобретался полис.

    Однако, обратившись на официальный сайт РСА и выбрав страховщика из представленного там списка, вы сможете избежать подобной проблемы.

    Страхование автомобиля, виды обязательного и добровольного страхования авто

    В мире автомобилистов каждый владелец машины одновременно является носителем определенного «автомобильного языка» и для избравших «братство руля» такие аббревиатуры, как ОСАГО, КАСКО, ДСАГО и другие не пустой звук, а целая система автознаний.

    В данной статье мы расскажем о том, без чего вождение уже немыслимо, о целой индустрии, речь пойдет о страховании автомобиля, рассмотрим все виды страхования.

    В России эту сферу регулирует закон от 25.04.2002 года № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств » (ОСАГО), который имеет действующую редакцию уже от 21.07.2014 года.

    Именно этот нормативный документ определяет условия и порядок осуществления обязательного страхования, процедуру компенсационных выплат и многое другое.

    Найти информацию по теме страхования автомобиля также можно в 927 статье Гражданского кодекса.

    В этой параллельной вселенной постоянно растет количество страховых программ, компаний, кажется, будто сделать выбор в этом пестром многообразии и не ошибиться невозможно. На самом деле, все не так сложно и запутанно, как может показаться на первый взгляд, вам стоит лишь понять разницу между КАСКО, ОСАГО и ДСАГО.

    Всю систему автострахования с ее многообразием аббревиатур, условно, можно разделить на два вида: обязательное и добровольное.

    Обязательное страхование автомобиля

    Примером обязательного страхования автомобиля является ОСАГО (Обязательное страхование автогражданской ответственности), которое по ошибке часто называют «обязательным страхованием автомобиля».

    Без пресловутой «автогражданки» водителю не удастся поставить свой автомобиль на учет в ГИБДД, пройти техосмотр, он не вправе даже управлять транспортным средством.

    ОСАГО является государственной мерой добровольно-принудительного порядка, которая успела стать чистой формальностью и скорее облегчает жизнь владельцу машины. В случае ДТП именно страховая компания возьмет на себя решение всех проблем.

    Со страховкой ОСАГО, если въехали в Вас — Вы получите деньги, въехали в кого-то Вы — Вы ничего не получите, но и сами платить не будете.

    Потерпевший в ДТП должен обратиться в вашу страховую компанию и именно она возместит все расходы, предварительно оценив сумму ущерба, причиненного авто. Вы свой автомобиль ремонтируете за свой счёт.

    Как уже было сказано ранее ОСАГО — это не обязательное страхование автомобиля, а страхование ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

    На радость автомобилистам с 1 октября 2014 года независимо от количества пострадавших при ДТП, каждый из них сможет получить до 400 000 рублей, так как был увеличен лимит выплат по ущербу, прежде составлявший 120 000 рублей.

    Изменения в ОСАГО, вступающие в силу в 2015 году:

    С 1 января 2015 года – создание единой, автоматизированной, информационной системы, которая содержит в себе страховую историю каждого клиента страховой компании по каско и ДСАГО;

    С 1 апреля 2015 года:

    1. Выплаты в случае травм пострадавших будут осуществляться по специальной таблице;
    2. Повышение лимита выплат по жизни и здоровью каждому потерпевшему со000 до 500 000 рублей;
    3. Упрощается порядок подтверждения факта причинения вреда здоровью в ДТП;
    4. Упрощается порядок получения выплаты по ОСАГО;
    5. В случае смерти потерпевшего расширяется перечень выгодоприобретателей.
    6. С 1 июля 2015 года: комплекс поправок по внедрению электронного полиса ОСАГО.

      Добровольное страхование автомобиля

      Вторым по популярности страховым инструментом является КАСКО. Полностью добровольный вид страхования самого авто. К числу явных преимуществ КАСКО стоит отнести гарантию возмещения ущерба вне зависимости от вашей вины в ДТП, вам будут должны оплатить фактическую стоимость ремонта у дилера, помимо этого, у КАСКО предусмотрены такие страховые случаи, как пожар, кража, страхование от угона, падение посторонних предметов на автомобиль и многое другое.

      Если цена полиса ОСАГО фиксированная и определяется по тарифам, заданных Минфином, то на стоимость полиса КАСКО будут влиять следующие факторы: водительский стаж и возраст собственника, регион проживания, история предыдущих страховых выплат и ряд аспектов, относящихся к техническим характеристикам авто.

      У страховых компаний в случае с КАСКО полностью «развязаны руки», они вправе назначать любую цену за данный вид страхования, государство не вправе регулировать ценообразование этих тарифов. Вам могут даже отказать в заключении договора сославшись на «преклонный возраст» авто или плохую охранную укомплектованность.

      Упомянем также о ДСАГО (добровольное страхование автогражданской ответственности), которое на данный момент справедливо рассматривают лишь как «приятное дополнение» к ОСАГО. С полисом ДСАГО лимит выплат будет увеличен до нескольких миллионов рублей по каждому страховому случаю, и все же, это страхование гражданской ответственности, а не автомобиля.

      Несомненно, вы можете освятить машину, повесить на нее магические амулеты, но мы постарались просветить вас в более традиционном направлении, делать выбор, конечно, вам.

      Бумажный и электронный полисы ОСАГО уравняли

      Это новшество вводится поправками в закон об ОСАГО, которые подписал президент Владимир Путин. Напомним, что до сих пор регресс страховщики могли предъявлять только нетрезвым водителям. А если виновник в ДТП отказался проходить медосвидетельствование, страховая компания просто возмещала за него причиненный ущерб. Да, такой водитель лишался прав, платил штраф 30 тысяч рублей. Но за чужой поврежденный автомобиль он не расплачивался. Теперь ситуация изменится. В публикуемом сегодня законе четко прописано, что регресс предъявляется, если водитель не выполнил требования инспектора о прохождении медосвидетельствования, либо употребил алкоголь или наркотики в нарушение правил дорожного движения после ДТП.

      Таким образом, закрыта еще одна лазейка для нетрезвых водителей, которые, пользуясь дырами в законе, смягчают свою ответственность. Теперь, если водитель отказался от медосвидетельствования, страховая компания возместит за него ущерб пострадавшим, но потом потребует возместить ей эти траты.

      Также закон уравнивает в статусе бумажные и электронные полисы. По сути, это нормативно закрепляет возможность возить с собой копию электронного полиса, распечатанного на принтере на обычной бумаге, а не на бланке строгой отчетности с кучей защит.

      Такой порядок действовал и до сих пор. Просто он не был закреплен законом. Если инспектор дорожно-патрульной захочет проверить наличие полиса, ему достаточно будет предъявить такую распечатку, в которой есть и номер полиса, и название страховой компании. Этой информации достаточно, чтобы проверить полис по базе данных ОСАГО. Кроме того, исключается порядок двойного учета полисов, то есть, когда для бумажных и для электронных полисов были свои базы данных. Получалось, что номера полисов могли дублироваться. Законом устанавливается единый учет. Каждый полис, каким бы он ни был — электронным или бумажным — получит свой уникальный порядковый номер.

      Еще одна новация, которая вносится в закон об ОСАГО, это снятие запрета на перестрахование рисков по обязательному страхованию. До сих пор это был единственный вид имущественного страхования, риски по которому не передавались в перестрахование. Снятие такого ограничения связано, со значительным увеличением за годы действия ОСАГО объемов собираемых страховщиками страховых премий. С 26 миллиардов рублей в 2003 году до 234 миллиардов в 2016 году, а также увеличением размера средней выплаты и ростом активов страховщиков. Впрочем, на простых автомобилистах это никак не скажется. Лишь повысятся гарантии выплаты.

      Другая новость не всем придется по вкусу. Напомним, что у нас на страховщиков по части выплат за ущерб распространяются требования закона о защите прав потребителей. То есть, просрочил страховщик срок выплат или мало заплатил, по суду помимо спорной суммы можно взыскать еще и штраф за просрочку, и пени, и прочие неустойки. Эти положения хитрые юристы пытались распространять и на компенсационные выплаты. То есть те, которые производит Российский союз автостраховщиков, если страховая компания, которая должна была рассчитаться с пострадавшим, обанкротилась. В соответствии с этим законом положения закона о защите прав потребителей на отношения между страхователями и профессиональным объединением страховщиков по поводу осуществления компенсационных выплат не распространяются.

      Также установлен претензионный порядок рассмотрения споров, касающихся компенсационных выплат. То есть сначала пострадавший должен обратиться с претензией в РСА, и только получив неудовлетворяющий его ответ, или вовсе не получив ответа, он может обращаться в суд.

      Не обошлось в законе и без казусных норм. Так в нем прописано, что не допускается предъявление регрессного требования к виновному в ДТП пешеходу, получившему ранение, увечье либо погибшему, а также к его родственникам и наследникам. Но вот беда, если пешеход попал под колеса автомобиля, это не страховой случай по ОСАГО. И по ОСАГО никто не заплатит водителю. Ведь у пешехода ОСАГО просто нет. А значит и регресс возникнуть не может. Эту норму необходимо было включить в закон об организации страхового дела в России, но никак не в закон об ОСАГО. А теперь это просто мертворожденная статья.

      *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

      Расширенное ОСАГО или ДСАГО (ДоСАГО, ДАГО)

      Лимит ответственности ОСАГО «по железу» составляет 400 000 рублей. Но что если ущерб в результате аварии превышает это значение? В такой ситуации разницу придётся оплатить виновнику аварии, если только он не купил заблаговременно полис ДСАГО (добровольного страхования автогражданской ответственности).

      Страховщики используют разные сокращения для данной страховки. Наиболее часто используется ДСАГО, но может быть также ДоСАГО, ДГО, ДАГО или ДСГО. Весьма обоснованно такую страховку часто называют «расширенным ОСАГО».

      Как работает ДСАГО?

      Принцип действия ДСАГО очень похож на ОСАГО . Правда, дополнительная страховка приобретается на добровольных началах и действует только при наличии обязательной «автогражданки». В рамках ДСАГО возмещается ущерб, нанесённый третьим лицам (пострадавшей стороне). Такой полис покрывает следующие риски:

      • Имущественный вред – автомобилю, дорожной инфраструктуре, строениям.
      • Ущерб жизни и здоровью третьих лиц в результате ДТП. Под третьими лицами следует понимать других водителей, пассажиров и пешеходов.
      • Принцип работы ДСАГО следующий:

      • Произошло ДТП по вине лица, купившего полис ДСАГО.
      • Лимита по ОСАГО не хватает, чтобы полностью возместить убытки пострадавшим.
      • Ущерб сверх лимита ОСАГО выплачивается за счёт покрытия полиса ДСАГО.

    Лимит ответственности по ДСАГО выбирает страхователь в момент оформления полиса. Каждая страховая компания определяет минимальный размер страхового покрытия по этому виду страхования. Обычно нижняя планка находится на уровне от трёхсот до пятисот тысяч рублей. Верхняя – от трёх до тридцати миллионов рублей (опять же в зависимости от политики конкретного страховщика). Лимит ответственности распространяется на каждый страховой случай и, как правило, не уменьшается на сумму уже произведённых выплат.

    Принцип действия ДСАГО очень похож на ОСАГО. Правда, дополнительная страховка приобретается на добровольных началах и действует только при наличии обязательной «автогражданки».

    Сколько стоит полис?

    Ещё раз напомним, что ДСАГО – это добровольный вид страхования. По этой причине в отличие от ОСАГО условия страхования здесь устанавливает не государство, а страховщик. В этой связи стоимость полиса в разных компаниях сильно разнится. Главный фактор формирования цены – размер страхового покрытия:

  • Дешевле всего обойдётся страховка с лимитом ответственности от трехсот тысяч до полумиллиона рублей. Цена на такой полис варьируется в диапазоне одной-двух тысяч рублей в год.
  • ДСАГО с лимитом один-полтора миллиона рублей стоит примерно три-шесть рублей.
  • Максимально возможное покрытие в рамках стандартных программ ДСАГО составляет порядка тридцати миллионов рублей. Такой полис обойдётся не дешевле пятнадцати тысяч рублей.
  • На стоимость ДСАГО также влияет наполнение страховой программы и наличие других полисов автострахования. Как правило, покупателям КАСКО полис ДСАГО достаётся со скидкой и даже может быть подарен в рамках специальной акции. Например, когда все виды автострахования (ОСАГО, КАСКО и ДСАГО) оформляются сразу у одного страховщика. Помимо этого на снижение цены ДСАГО могут рассчитывать опытные водители с большим стажем и положительной страховой историей. На стоимость влияют пол и возраст допущенных к управлению лиц, а также характеристики самого автомобиля (год выпуска, мощность, объём двигателя, пробег и прочие параметры).

    Страховка с ушами: ОСАГО подсунет «жучка» и подорожает на 82%

    Страховые компании смогут по своему решению устанавливать тариф ОСАГО автомобилистам, если те откажутся устанавливать в собственных автомобилях элементы «умного» страхования — телематический датчик, сообщающий страховщикам о скорости и географии передвижения клиента. С помощью информации, полученной с датчика, коммерсанты хотят определять индивидуальный тариф россиянам. При этом тарифный коридор ОСАГО предлагается уже в следующем году расширить: в богатой Москве страховка станет дешевле, а в маленьких городах дороже на 82%. Ужесточение тарифов ОСАГО больно ударит по автовладельцам, говорят эксперты и депутаты. Подробнее — в материале «Известий».

    Не гоните

    Законопроект о так называемой либерализации ОСАГО готовится к рассмотрению 15 октября в Госдуме в первом чтении. В документе, в частности, есть пункт о факторах, которые страховщики могут учитывать при определении индивидуального тарифа для клиента: «характеристика (навыки) вождения транспортного средства его владельцем (резкость торможения, ускорения, перестроения, частота и длительность использования транспортного средства) при условии их фиксации, в том числе с использованием телематических устройств…»

    В Минфине, который является автором законопроекта, «Известиям» сообщили, что персонализация тарифов ОСАГО и будет заключаться в том, что страховщики самостоятельно выберут для клиента тариф, при этом они будут вправе учитывать наличие или отсутствие страхового датчика в авто.

    «Законопроектом предусматриваются меры экономического стимулирования водителей к соблюдению ПДД. Страховщики имеют право самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов с учетом личностных характеристик страхователя, в частности: характеристик вождения, наличия неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД. При этом законопроектом сохраняется ограничение на минимальный и максимальный размер страховых тарифов, регулируемых Банком России», — рассказали «Известиям» в пресс-службе Минфина.

    Принуждать автомобилистов к установке аппаратуры пока никто не будет, если страхователь не захочет делиться с коммерсантами маршрутами своих передвижений.

    «Решение устанавливать датчик — это не обязанность водителя, это его право. Если у водителя есть такая потребность и желание, то страховщик вправе по заявлению страхователя организовать оснащение автомобиля телематическим устройством. Данные будут использоваться при установлении базовой ставки тарифа», — уточнили в министерстве.

    Жучка нет, скидки нет

    Впрочем, в текущем виде поправки позволят страховщикам насчитать максимальную стоимость ОСАГО отказавшемуся от телематического датчика клиенту. В законопроекте полностью отсутствует нормативное регламентирование скидки либо увеличения стоимости автогражданки для человека, отказывающегося от датчика «умного страхования».

    Предполагается, что к базовому тарифу страховщики будут применять соответствующие коэффициенты за манеру вождения и число злостных нарушений ПДД либо их отсутствие, сообщили «Известиям» в Российском союзе автостраховщиков» (РСА). Однако пояснить, будут или не будут применяться повышающие коэффициенты для водителей без телематических устройств, в РСА не смогли.

    Вопрос «Известий» о ценообразовании полиса для таких автомобилистов оставили без комментариев в Центробанке и Минфине.

    Подсчет стоимости страхового полиса ОСАГО

    Услуга страхования с телематическим датчиком сейчас распространена в сегменте автострахования каско: страховщики первоначально продают клиенту полис по максимальному тарифу, но если последний хочет получить скидку, ему предлагают бесплатно установить телематический GPS/ГЛОНАСС-трекер. На его показаниях определяется потенциальный риск ДТП исследуемого водителя и высчитывается скидка. Денежная разница перечисляется водителю на счет. Сами датчики устанавливаются без каких-либо доплат со стороны водителя и снимаются через один или несколько месяцев. Очевидно, по этому же принципу будут устанавливаться и датчики в ОСАГО, хотя вопрос времени их эксплуатации не оговорен в законопроекте.

    ОСАГО по цене каско

    Хуже всего, что сумма, которую придется выложить водителю без телематического датчика, уже в 2020 году для некоторых россиян может стать выше более чем на 100%. Так как тем же законопроектом предполагается отмена коэффициентов за регион проживания и мощность авто, но в то же время тарифный коридор предлагается расширить с 1 января следующего года на 40%, а с октября еще дополнительно на 30%.

    Для примера: рассчитаем планируемую будущую стоимость полиса легкового автомобиля водителя физлица для таких городов, как Владикавказ, Находка, Абакан, Уссурийск, Черкесск, Волгодонск, Таганрог, Шуя, Старый Оскол, Клинцы Бугульма, Новочеркасск, пострадавшие от наводнения Тулун и Канск, и прочие города с невысоким индексом достатка населения. У них сейчас региональный коэффициент составляет 1, то есть ни скидки, ни надбавки за ОСАГО по региональному принципу им не положены.

    Сейчас максимальная верхняя планка стоимости полиса для этих городов (как и в целом по России) составляет 4942 рублей. Соответственно с нового года она может подняться до 6,9 тыс. рублей (+40%), а с октября 2020 года — до 9 тыс. рублей (еще +30%). Таким образом автостраховка для регионов, где зарплаты граждан невысокие, а в автопарке преобладают старые «Жигули», впервые скакнет на значительные 82%. В таких городах, как Байконур, Буйнакск, Хасавюрт, Дербент, Махачкала, Каспийск и Грозный, максимальная ставка ОСАГО и вовсе вырастет более чем вдвое, поскольку сейчас там региональный коэффициент позволяет делать скидку водителям на 30–40%. И это не считая иных повышающих коэффициентов.

    В РСА подчеркнули, что реформа ОСАГО предполагает расширение тарифного коридора не только вверх, но и вниз. По статистике (расчет которой не был обнародован) страховщиков средняя стоимость полиса после расширения тарифного коридора на 20% в этому году уже снизилась на 5,4%. Однако проведенное «Известиями» исследование действующих на 4 октября 2020 года базовых ставок крупнейших страховщиков рынка ОСАГО показало, что в самом прибыльном для них московском регионе ставки весьма далеки от нижней планки установленного Центробанком тарифного коридора.

    Так, сотрудники горячих линий «Альфа-Страхования», «Ресо-Гарантии», «Росгосстраха», «Ингосстраха» сообщили о том, что сейчас у них для столицы действует базовая ставка 4118 рублей, при этом максимально разрешенная законом ставка — 4942 рубля. Удивительно, что все четыре компании вплоть до копейки совпали в своих желаниях и не пытаются конкурировать друг с другом в этом. Еще один лидер рынка «автогражданки» СК «МАКС» установил «базу» для Москвы на уровне 4 тыс. рублей, а в «Ренессанс-Страховании» она самая низкая среди крупных игроков — 3,7 тыс. рублей. Тем не менее все эти ставки весьма далеки от разрешенного законом нижнего порога — 2746 рублей. Исходя из этого сложно рассчитывать на щедрость страховщиков после планируемого повышения тарифов в 2020 году.

    ОСАГО отменять нельзя оставить

    Желания страховщиков по повышению тарифов никак не обоснованы, считает депутат Госдумы Вячеслав Лысаков.

    «Задача у страховщиков одна — собрать как можно больше, выплатить страхователям как можно меньше. Для это включают свой мощный юридический аппарат, затягивание сроков, всегда они жалуются на то, что им тяжело работать, хотя от ряда источников я слышал, что сейчас заниматься ОСАГО крайне прибыльно. Даже те, кто этим не занимался, на этот рынок бросились. Когда ОСАГО задумывалось — это как способ мотивации водителей уменьшить количество пострадавших на дорогах. А страховщики смотрят на это как на чистый бизнес-проект, но это не вид бизнеса», — рассказал «Известиям» Лысаков.

    По словам депутата, ОСАГО может быть убыточным для страховщиков, если суммарный годовой объем выплат по ДТП превысит 77% от всех сборов, 20% идут на заработок страховщика, а 3% — в резервный фонд.

    «Минфин регулярно публикует статистику убыточности по ОСАГО. Еще ни разу за всю историю этой услуги убыточность не перешагивала критический порог, она колеблется в районе 65–67%, а остальное всё сверхприбыли страховщиков», — рассказал депутат.

    Повышение тарифов «автогражданки» в экономически слабых регионах больно ударит по наименее защищенным слоям граждан, считает независимый автоэксперт Сергей Ифанов.

    «В маленьких городах старые «Жигули» ценою 60–120 тыс. рублей зачастую — это средство выживания для наших граждан. В нынешней экономической ситуации делать страховку в 8 тыс. рублей в этих регионах — это всё равно что стрелять себе в ногу, если понимаете, о чем я. Ни в коем случае этого нельзя допустить», — заключил Ифанов.

    ОСАГО
    Обязательное страхование гражданской ответственности

    Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (сокр. ОСАГО — обязательное страхование автогражданской ответственности) — вид страхования ответственности, который в России появился с 1 июля 2003 года с вступлением в силу Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». ОСАГО вводилось как социальная мера, направленная на создание определённых финансовых гарантий в отношениях по поводу возмещения между участниками автомобильных аварий. Идея подобного вида страхования не нова: оно действует во многих странах мира и в рамках транснациональных соглашений — например, «зелёная карта» . Особенностями «автогражданки» в России на современном этапе являются государственное установление правил страхования и государственное регулирование тарифов.

    Содержание

    Зачем нужна ОСАГО

    Эта автостраховка нужна для защиты людей, попавших в дорожные аварии. Если вы на своей машине разбили или повредили другой автомобиль, витрину магазина, забор, покалечили кого-то и виноваты в ДТП, то страховая компания заплатит за эти убытки пострадавшим в пределах страховой суммы.

    Стоимость полиса ОСАГО и ограничения по выплатам полностью регулируется государством. Это гарантирует низкую стоимость страховки и обязательность выплат в случае наступления ДТП.

    Максимальная сумма страховки (выплаты) составляет:

  • до 160 тыс. рублей за причинение вреда жизни и здоровью каждому потерпевшему;
  • до 120 тыс. рублей за поврежденное имущество одному потерпевшему или до 160 тыс. рублей на всех.
  • Размер этих выплат можно увеличить за счет добровольного страхования гражданской ответственности (ДСАГО). Эту услугу предлагают многие страховщики – за небольшую доплату верхний порог указанных цифр можно увеличить в несколько раз.

    Без полиса ОСАГО вы не имеете права ездить на машине (за это полагается штраф), не можете поставить свой автомобиль на учет в ГИБДД. Каждый водитель, который садится за руль автомобиля, должен быть вписан в полис ОСАГО, либо в нем должна стоять отметка о том, что число водителей «без ограничения».

    Полис ОСАГО нужно хранить вместе с документами на автомобиль и предъявлять инспектору ДПС при первом требовании. Если вы забудете его дома, то представитель правопорядка имеет право отправить вашу машину на штрафстоянку. Рекомендуем не выкидывать старые полисы в течение пяти лет после окончания их действия – это может сделать ваши будущие страховки дешевле.

    Необходимо знать, что полис ОСАГО не защищает от кражи вашей машины или ее повреждения. Для полной защиты авто рекомендуется приобретать полис КАСКО.

    Как рассчитывается цена полиса ОСАГО

    Неопытные платят больше

    Несмотря на то, что законом установлен базовый тариф ОСАГО, на стоимость полиса влияет множество факторов. Дороже всего ОСАГО обойдется молодым водителям и водителям со стажем вождения до трех лет. И тот и другой фактор увеличивает стоимость ОСАГО (применяются повышающие коэффициенты от 1,3 до 1,7), поэтому при расчете тарифа необходимо учитывать возраст водителя (до 22 лет) и число лет практики за рулем.

    Страховые тарифы по ОСАГО имеют различную стоимость при аварийной и безаварийной езде. Опытным водителям, не создававшим ДТП в течение нескольких лет, предоставляются значительные скидки; чем больше стаж безаварийной езды, тем выше сумма поощрения. Так как к управлению автомобилем часто допускается несколько водителей, считается допустимым применять этот понижающий коэффициент для ОСАГО только с учетом истории вождения каждого из них.

    Стоимость ОСАГО увеличивается, если число водителей, допущенных к управлению ТС, не ограничено (к тарифу добавляется коэффициент 1.7).

    Москвичи платят больше всех

    На то, как рассчитывается ОСАГО, влияет регион, в котором «прописан» автомобиль: страховые тарифы существенно увеличиваются для москвичей и петербуржцев (применяются повышающие коэффициенты 2 и 1,8 соответственно); в московской, ленинградской областях и в крупных городах Российской Федерации повышающий коэффициент составляет 1,3-1,7 , зато в убыточных регионах применяется понижающий коэффициент.

    Много водителей — выше цена

    И, разумеется, стоимость автогражданки зависит от самого автомобиля, вернее, от мощности двигателя. Так как количество лошадиных сил влияет на стоимость страховки в обоих направлениях, владельцы маломощных авто могут считать ОСАГО дешевым, а сильных автомобилей – дорогим.

    В России заработало приложение для оформления мелких ДТП без вызова ГИБДД

    1 ноября 2020 года было запущено приложение «Помощник ОСАГО», которое позволяет автомобилистам оформлять мелкие ДТП без участия ГИБДД. Программа заработала в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Татарстане. Подробнее здесь.

    Штрафы с камер за отсутствие ОСАГО будут выписывать с начала 2020 года

    В конце августа 2020 года вице-премьер Максим Акимов назвал сроки, когда водителей в России начнут штрафовать за езду без полисов ОСАГО, если нарушение зарегистрировали камеры фотовидеофиксации. Подробнее здесь.

    Водители в России смогут предъявлять ОСАГО на смартфоне

    13 августа 2020 года МВД России сообщило о разработке поправок к Правилам дорожного движения (ПДД), которые корректируют перечень документов, предъявляемых для проверки сотрудникам ГИБДД. В рамках этих нововведений водителям разрешать предъявлять электронный полис ОСАГО на экране смартфона.

    В соответствии с предлагаемыми поправками водитель, оформивший договор ОСАГО в электронном виде, получит возможность предъявлять сотруднику ГИБДД для проверки как копию страхового полиса на бумажном носителе, так и в виде электронного документа на каком-либо электронном устройстве или носителе, — говорится в сообщении МВД.

    Сотрудник ГИБДД сможет проверить действительность ОСАГО через автоматизированную информационную систему обязательного страхования.

    К 13 августа 2020 года проект постановления правительства проходит процедуру общественного обсуждения на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов. Проект постановления призван привести положения ПДД в соответствие с нормами федерального закона об ОСАГО, пояснила официальный представитель МВД РФ Ирины Волк.

    Пока водители — обладатели электронных ОСАГО — обязаны иметь при себе бумажную копию электронного полиса. Ранее Центробанк изменил правила оформления таких полисов. В частности, регулятор установил требования к электронным копиям документов, которые клиенты загружают на сайт страховщика.

    С 1 января 2017 года все страховые компании обязаны продавать «автогражданку» в электронном виде. Однако это новшество не помогло побороть рынок поддельных ОСАГО: к середине 2020 года количество таких случаев мошенничества выросло на 20%, а фальшивками оказываются как бумажные, так и электронные документы. [1]

    Дорожные камеры начали вычислять водителей без страховки в России

    В начале августа 2020 года стало известно о том, что дорожные камеры в Москве начали вычислять водителей без полиса ОСАГО. Система проходит тестирование, в ходе которого автомобилистам вместо штрафа приходят письма от ГИБДД с рекомендацией оформить страховку.

    В письмах сказано, что когда тестирование закончится, автовладельцам придет штраф 800 рублей. Водителям также предложено позвонить на горячую линию Российского союза автостраховщиков (РСА), если допущена ошибка и страховка есть, отмечается в статье.

    Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на президента РСА Игоря Юргенса, пилотные испытания перед запуском проекта длились несколько месяцев и выявили 730 тыс. водителей без страховки. Они перепроверили данные через 20 дней.

    Отклонение по цифрам было единичным, это означает, что лишь немногие из них купили полис ОСАГО за это время, — рассказал он.

    К началу августа 2020 года механизм взаимодействия обмена и сверки информации о нарушителях не автоматизирован. Центр организации дорожного движения направляет в ГИБДД данные обо всех уникальных проездах в конкретный день, ГИБДД дополняет их сведениями о номере кузова, шасси, VIN, другими данными и переправляет этот массив в РСА. Последний, используя собственную базу данных, формирует перечень автовладельцев, у которых нет полиса и отправляет его обратно в ГИБДД, где и формируется информационное письмо.

    Система фотофиксации нарушителей, не имеющих полиса ОСАГО, после проведения пилота в Москве заработает и в других городах, рассчитывают в РСА. В частности, планируется запуск Казани и Санкт-Петербурге. Впоследствии технология быть распространена на всю Россию, но сроки не называются.

    Выбор Москвы в качестве места для первичного тестирования системы сделан неслучайно. К началу августа 2020 года в российской столице работает более 1,5 тыс. камер (находятся в введении ЦОДД), в сутки они фиксируют порядка 50 млн проездов всех авто (3 млн транспортных средств). [2]

    Запуск системы проверки ОСАГО дорожными камерами задерживается из-за технических проблем

    1 февраля 2020 года стало известно о проблемах с запуском в системы проверки ОСАГО дорожными камерами. МВД РФ и Российский союз автостраховщиков (РСА) не смогли выполнить в срок поручение правительства по объединению информационных баз данных.

    Их интеграция необходима для того, чтобы эффективно проверять полисы. Суть механизма следующая: РСА создаст список действующих полисов и автовладельцев на конкретную дату, а ГИБДД — добавит номера автомобилей. Далее эта информация передается в ЦОДД, где уже выявляют нарушителей. При обнаружении транспорта без полиса запланированы проверки в обратном порядке, от ЦОДД к РСА. За этим последует вынесение штрафа в размере 800 рублей.

    Вице-премьер Максим Акимов давал поручение создать систему проверки наличия полиса ОСАГО у выезжающих на дороги водителей к 1 февраля 2020 года, однако возникли технические трудности, пишет «Коммерсантъ».

    Во-первых, выяснилось, что в базе ГИБДД и автоматической информационной системы ОСАГО есть «определенные расхождения» в сведениях о транспортных средствах. Так, например, в полисах с ошибками могут быть записаны VIN-номера. По имеющимся данным, исправлений или дополнений требуют порядка 6 млн полисов, внесенных в базу данных.

    Кроме того, как рассказал изданию исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, водители зачастую не утруждают себя информированием страховщиков о регистрационных знаках автомобилей. Такое случается, например, при оформлении полиса перед регистрацией нового автомобиля в ГИБДД: договор заключается на машину, еще не имеющий номерного знака, а по получении номеров водители далеко не всегда сообщают об этом в страховые компании.

    Даже если базы получится объединить, запуск системы чреват рисками для водителей, предупреждает эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман. Речь, например, о добросовестных водителях, которые по незнанию купили фальшивый полис, их ждет штраф. [3]

    2020: В Москве запускают систему проверки ОСАГО дорожными камерами

    В начале сентября 2020 года стало известно о запуске в России системы автоматической проверки полисов ОСАГО у автомобилистов. Проект стартует в Москве в ноябре, а затем его могут распространить на всю страну. Подробнее здесь.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *