Внесение изменения в учредительный договор

Содержание:

Внесение изменений в учредительные документы. Перерегистрация ООО

У любой фирмы рано или поздно возникает необходимость внесения изменений в учредительные документы – в таких случаях, как изменение состава участников фирмы, изменение наименования, места нахождения, видов деятельности, увеличение или уменьшение уставного капитала, изменение организационно-правовой формы предприятия и др., а теперь еще и в связи с вступлением в силу ФЗ 312.

Перерегистрация ООО (изменения)

С 2010 года все ООО должны будут внести изменения в свои учредительные документы, а говоря простым языком, пройти перерегистрацию ООО в ИФНС. Очевидно, целью перерегистрации ООО являются приведение документов ООО в соответствие с 312 ФЗ для защиты самих Обществ от незаконных действий третьих лиц и попутно выявление фирм-однодневок, неработающих фирм, ООО зарегистрированных «номинальными» директорами.

Изменения, внесенные в Гражданский кодекс (ГК РФ) Федеральным законом № 312-ФЗ от 30.12.2008 г. «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» коснулись в основном Обществ с ограниченной ответственностью (ООО), ведь именно ООО наиболее распространенная организационно-правовая форма юридического лица.

Данным законом определено, что уставы и договоры об учреждении (теперь так называются учредительные договоры) должны быть приведены в соответствие с ним, а это означает, что все должны пройти обязательную перерегистрацию ООО.

Основные изменения, внесенные в Гражданский кодекс этим законом:

Договор об учреждении составляется, но теперь не является учредительным документом. Следовательно, учредительный документ будет один — Устав.

Договор об учреждении должен содержать всё, что связано с учреждением общества, формированием уставного капитала, его размером и стоимостью долей, порядком и сроками их оплаты, а также другие обязанности учредителей. Поскольку договор об учреждении — не учредительный документ, то и сторонним лицам его можно не представлять, и даже можно включить его в «перечень документов и информации составляющей коммерческую тайну», (подробно о коммерческой тайне).

Однако, договор об учреждении по-прежнему (как и учредительный договор) будет входить в состав документов, представляемых в ИФНС при регистрации, т.к. сведения об участниках и размерах долей ИФНС должна будет внести в ЕГРЮЛ.

В целях повышения финансовой дисциплины можно будет внести в договор об учреждении положения о штрафных санкциях (наложение штрафа или взыскание пеней) к участникам, не оплатившим своевременно или не в полном размере свою долю в уставном капитале (УК).

Теперь о том, что собственно необходимо изменить в новых уставах. В новом уставе можно не прописывать, кто является учредителями (участниками) ООО и доли участников (эта информация содержится в договоре об учреждении), а это значит, что при изменении величины уставного капитала, состава участников, размеров долей участников не будет необходимости регистрировать изменения в ИФНС. Обратите внимание: сведения о размере УК Устав содержать должен.

В уставе можно прописать преимущественное право участников общества приобретать доли по заранее установленной стоимости — цене доли. Стоимость этих долей должна быть одинаковой для всех участников.

Можно установить виды имущества, которыми нельзя оплачивать доли в УК.

Участник сможет выйти из Общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников, только в том случае, если это прямо предусмотрено Уставом, в этом случае в уставе определяется порядок выхода участника из Общества, сроки и порядок расчета с ним при выходе из Общества. Если такой порядок не определен уставом, то законом установлено что, стоимость доли определяется исходя из отчетности за предшествующий месяц (ранее было по итогам года), а выплачивается в течение 3 месяцев (ранее было 6 месяцев).

Уставом может быть вообще запрещено отчуждение доли третьим лицам (т.е. не участникам ООО).Зафиксирован минимальный размер УК в рублях — 10000 рублей, ранее минимальный размер УК зависел от МРОТ и составлял 100 МРОТ.

Передача Долей в уставном капитале ООО третьим лицам (т.е. не участникам) теперь будет осуществляться только через нотариуса, а ИФНС в свою очередь будет вносить изменения в ЕГРЮЛ только на основании нотариально заверенных документов по отчуждению долей. Между собой участники по-прежнему могут совершать эти сделки в простой письменной форме. Да, и еще формулировка «стоимость вклада в уставный капитал» заменена на «стоимость долей», а «внесение вклада» на «оплату долей». Появилась обязанность вести и хранить список участников Общества, в этом списке должны содержаться: сведения по каждому из участников (Ф.И.О., паспортные данные, регистрация по месту жительства (пребывания), размере долей участников и датах их перехода к Обществу. Руководитель общества отвечает за соответствие сведений содержащихся в списках участников и в ЕГРЮЛ. Общество с ограниченной ответственностью теперь вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив (ранее оно могло преобразоваться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив).

По всей видимости, для перерегистрации ООО в связи с вступлением в силу 312-ФЗ необходимо будет представлять в ИФНС:

  • устав (с новыми изменениями, предусмотренными 312 -ФЗ);
  • копия устава;
  • запрос на выдачу копии устава;
  • квитанцию на оплату госпошлины за выдачу копии устава (400 руб.);
  • заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р 13001 (заверенное нотариально, как и раньше);
  • квитанцию на оплату госпошлины за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы (800 руб.);
  • протокол (решение единственного участника) о внесении изменений в устав, заверенный нотариально;
  • список участников Общества;
  • возможно и договор об учреждении.
  • Есть еще ряд изменений, касающихся деятельности нотариусов, не рассмотренных здесь, с этими изменениями Вы можете ознакомится в Федеральном законе от 30.12.2008 г. № 312-ФЗ. Что будут делать с теми, кто не пройдет перерегистрацию, покажет время, но безусловно, эта перерегистрация поможет выявить ООО не осуществляющие деятельность, и с подачи ИФНС по решению суда ликвидировать их.

    Очевидно, что к концу года, когда все «раскачаются» ожидается наплыв заявителей в ИФНС, поэтому наверное, не стоит откладывать внесение изменений на конец года.

    Кроме того, наверное целесообразно будет в ходе перерегистрации внести и другие изменения, которые необходимы и которые Вы собирались давно внести, но по разным причинам откладывали. Это позволит сэкономить Ваши деньги и время.

    Процедура внесения изменения в учредительные документы юридических лиц определена Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» №129-ФЗ от 08.08.2001 г. Внесение изменений требует большого опыта и знания нормативных актов. Ведь ошибки и неточности, допущенные при составлении документов, грозят Вам отказом в регистрации изменений. Но даже если Ваши документы будут успешно зарегистрированы, а в дальнейшем в них обнаружатся ошибки, снова придется пройти весьма затратный и длительный процесс их исправления. Любые изменения, связанные с изменением учредительных документов фирмы, должны быть зарегистрированы в ИФНС, после чего необходимо уведомить о происшедших изменениях ФСС, ПФ, ФОМС. В связи с многообразием возможных ситуаций, мы не приводим здесь исчерпывающий перечень документов и информации, необходимых для регистрации изменений. Более подробно об этом Вы можете прочитать здесь.

    Бывает, что у организации возникает необходимость открыть обособленное подразделение в другом городе. Обособленное подразделение может быть зарегистрировано в форме филиала или представительства. Подробно об открытии обособленного подразделения читайте здесь.

    Внесение изменений в учредительные документы и устав

    Деятельность любой организации и предприятия начинается с учредительных документов. В нашей статье мы хотим поговорить о них.

    Что такое учредительные документы?

    Это перечень документов, который является юридическим основанием работы и деятельности предприятия, он определяет его юридический статус. Данное понятие определено в ст.52 ГК РФ.

    Юридические лица могут действовать на основе учредительного договора и устава либо на основании одного из них.

    Как показывает практика, учредительный договор не всегда нужен. Например, если общество создано одним-единственным человеком, то можно воспользоваться решением о создании предприятия, но только нотариально заверенным. Однако, если то же самое общество создается несколькими людьми, то заключенный договор войдет в список учредительных документов.

    Сведения, содержащиеся в документах

    Учредительные документы непременно должны содержать такие данные:

  • Название предприятия или организации.
  • Полный юридический адрес.
  • Порядок ведения деятельности юридического лица.
  • В качестве дополнения могут в документах быть определены цели и предметы деятельности предприятия. Такие данные обязательны для организаций некоммерческого характера.

    Следует помнить о том, что учредительные документы и все изменения, вносимые в них, вступают в законную силу только после государственной регистрации.

    По закону Свидетельство о регистрации фирмы, а также Свидетельство о постановке предприятия на налоговый учет не относятся к учредительным документам. Однако эти бумаги крайне важны для организации, поскольку подтверждают сам факт официальной регистрации. Именно поэтому эти два документа всегда должны быть вместе с учредительными бумагами.

    Учредительные документы юридических лиц

    Давайте разберемся, какие документы относятся к учредительным.

    Перечень учредительных документов для юридических лиц:

  • Устав организации.
  • Договор об учреждении.
  • Два документа вместе.
  • Надо сказать, что количество этих бумаг напрямую зависит от организационной и правовой формы организации. Законодательно предусмотрен перечь документов для всех случаев.

    Необходимость изменений

    В процессе работы любого предприятия часто бывает нужно внести изменения в учредительные документы. Это могут быть, например, изменения в названии фирмы, адреса, количества или состава учредителей, директора, увеличение или уменьшение уставного капитала.

    О любых изменениях, которые вносятся в учредительные документы, обязательно нужно сообщать в налоговые структуры по месту учета фирмы. А это означает, что предприятие должно пройти перерегистрацию в государственных органах.

    В ЕГРЮЛ вносятся изменения двух видов:

  • Связанные с изменениями в учредительных бумагах.
  • Не связанные с изменениями.
  • Изменения в уставе

    Изменения в учредительные документы вносятся в том случае, если происходит:

  • Изменение названия предприятия.
  • Перемена месторасположения организации (юридического, а не фактического адреса).
  • Изменение размеров уставного фонда.
  • Открываются или же закрываются представительства или филиалы предприятия.
  • Меняется ОКВЭД, который определяет вид деятельности.
  • Устанавливается иной порядок распределения доходов организации или формирования резервного капитала.
  • Меняются сроки полномочий руководителя.
  • Меняется структура управления фирмой.
  • Изменения, вносимые в ЕГРЮЛ

    Есть изменения, которые можно не заносить в устав, но обязательно нужно внести в ЕГРЮЛ:

  • Приход нового директора или же изменения в паспортных сведениях существующего.
  • Перемена держателя реестра учредителей в обществе.
  • Перемена паспортных сведений учредителей.
  • Изменение долевого участия акционеров или самого состава учредителей.
  • Залог доли капитала.
  • Уменьшение уставного фонда.
  • При таких преобразованиях в организации новые данные обязательно должны быть занесены в ЕГРЮЛ.

    Какие трудности могут возникнуть при внесении изменений?

    Если предприятию нужно зарегистрировать какие-то изменения в учредительных документах, то возникает вполне логичный вопрос о том, как это правильно сделать и что для этого нужно. Желательно оформить все правильно, дабы избежать получения отказа от налоговой. Иначе придется:

  • Вновь подготовить бумаги.
  • Снова оплатить госпошлину за регистрацию.
  • Вновь выстоять очереди в налоговых структурах.
  • Документы в ФНС для регистрации изменений

    Регистрация учредительных документов, как и регистрация вносимых изменений, происходит в налоговой. Для этого необходимо подать такие бумаги:

    1. Заявление (стандартная форма о государственной регистрации всех изменений, которые вносятся в учредительные бумаги).
    2. Само решение об изменениях.
    3. Документы изменений.
    4. Документ об уплате налога (госпошлины).
    5. Наиболее важным документов является заявление. Заполняется оно по утвержденной форме. Оно подписывается, как правило, директором, а также обязательно нотариально заверяется.

      Бывают такие случаи, когда зарегистрированные изменения повлекут также за собой внесение в реестры новых сведений. Это должно указываться в заявлении.

      Еще одни документ, необходимый при регистрации, – это само решение обо всех изменениях. По сути это подлинник протокола акционерного собрания или иной управленческой структуры. Все документы учредительных лиц и изменений, принятых ими, должны быть подписаны и храниться в регистрационном деле.

      Далее тому, кто подает заявление, нужно подготовить сам текст вносимых изменений. Такую бумагу нужно оформить в двух вариантах как новую редакцию старого учредительного документа.

      Надо заметить, что регистрирующие органы совершенно не несут ответственности за суть и содержание внесенных изменений в документы.

      Все документы, объем которых более одного листа, подаются в прошитом, пронумерованном виде.

      Какая ответственность за несвоевременную подачу сведений об изменениях?

      Часто бывает так, что организации не подают вовремя сведения о внесенных изменениях, хотя закон обязывает сделать это в течение трех дней. Невыполнение установленных законом правил ведет к административной ответственности. Это может быть как предупреждение, так и штраф.

      Более суровой санкцией может стать ликвидация организации или же уголовная ответственность за предоставление заведомо неверной информации.

      Изменения в названии организации

      Все изменения в наименовании организации ведут к тому, что придется менять учредительный документ общества. Более того, замене подлежит и печать, как и в случае изменения юридического адреса фирмы.

      Какие учредительные документы подаются в государственные органы при изменениях в уставных документах?

      Какие бы изменения ни происходили, придется предоставить в соответствующие органы следующие документы:

    6. Документ о государственной регистрации.
    7. Справку о внесении в ЕГРЮЛ данных о вашем предприятии.
    8. Свидетельство о постановке в налоговой на учет.
    9. Учредительные бумаги: договор и устав.
    10. Паспортные данные всех учредителей и директора.

    Кто подает документы в налоговые структуры?

    Кто и каким образом подает документы в налоговые структуры? Это может сделать только непосредственно руководитель юридического лица или же его доверенное лицо. А можно направить все необходимые бумаги почтой. Но в этом случае все посылаемые документы (копии) нужно заверить нотариально. Отправлять бумаги нужно только ценным письмом с обязательной описью вложения.

    День отправки будет считаться днем подачи документов, хотя, естественно, письмо будет получено налоговой немного позднее.

    Требования к документам

    Как известно, все документы, подаваемые в государственные структуры, должны соответствовать определенным нормам. Все бумаги нумеруются и прошиваются, а затем заверяются нотариусом. Бланк заявления полностью заполняется без проставления прочерков, ненужные поля просто оставляют пустыми. Все документы фирмы лица должны быть подписаны руководителем организации.

    При изменении устава предоставляют два варианта новой редакции документа.

    Вместо послесловия

    В нашей статье мы обсудили вопрос внесения изменений в учредительные документы. Нужно помнить, что эти бумаги являются законным основанием для деятельности любой организации. А потому нужно серьезно подходить ко всем изменениям, вносимым в них. Кроме того, нужно понимать, что мало осуществить какие-то изменения в документации предприятия, нужно в кратчайшие сроки зарегистрировать их в налоговой. Только после регистрации все изменения имеют юридическую силу.

    Внесение изменений в учредительный договор

    Согласно закону, внесение изменений в учредительный договор для ООО, товарищества на вере, закрытого акционерного общества проводят в едином порядке. Они вступают в силу по окончании прохождения регистрации в ИФНС (внесения записи в ЕГРЮЛ).

    Как внести изменения

    • принять решение, подтверждающее намерение о внесении корректировок (составить письменный документ, отражающий ход общественного собрания или сформировать соглашение);
    • собрать пакет документов;
    • передать бумаги в ИФНС лично или отправить по почте;
    • получить ответ из ИФНС (при успешном прохождении регистрации компании будут выданы лист записи из ЕГРЮЛ и обновленная копия учредительного документа с соответствующей отметкой).
    • Надо ли менять содержимое учредительного договора при любых изменениях в организации

      Закон предусматривает необходимость изменять и регистрировать новую редакцию учредительного договора в следующих случаях:

    • изменение названия организации;
    • смена места нахождения предприятия. В пакете подаваемых в ИНФС бумаг необходим договор аренды или письмо от владельца недвижимости;
    • при выходе из общества одного или нескольких учредителей;
    • при увеличении УК (уставного капитала);
    • при открытии новых филиалов и отделений;
    • при изменении порядка распределения прибыли (процентов, акций, нацвалюты);
    • когда происходит изменение кодов деятельности;
    • если необходимы прочие корректировки в содержании учредительного договора (становятся новыми условия выхода для учредителей (акционеров) либо срок полномочий руководителя, создан другой орган управления.
    • Какие документы необходимы для подачи в ИФНС

      Для любых организаций, вносящих изменения в учредительный договор, необходимы следующие документы:

    • решение (соглашение, протокол) с перечнем и порядком внесения изменений, а также данными ответственного за регистрацию лица;
    • заявление по типовой форме Р13001. Заполняют титульный лист, лист «М» и листы, касающиеся вносимых сведений;
    • 2 экземпляра учредительного договора с изменениями и дополнениями. Один остается в ИФНС, второй будет возвращен организации по окончании регистрации;
    • квитанция об оплате государственной пошлины в размере 800 рублей. При внесении суммы через электронные устройства предъявлять бумагу необязательно.
    • Простой способ успешно пройти регистрацию

      Специализированные компании предлагают доступную стоимость на юридическую услугу регистрации вносимых изменений и расторжение учредительного договора. Об оказании подобной помощи можно узнать у специалистов.

      Как внести изменения в учредительные документы

      Нужен ли учредительный договор?

      В мае 2009 г. организация подала в регистрирующий орган заявление о регистрации изменений, внесенных в устав ООО. Изменения касались состава участников общества. Вместе с заявлением представлены протокол внеочередного общего собрания участников ООО, решение о внесении изменений в устав, изменения в уставе и документ об уплате госпошлины.
      В регистрации изменений было отказано. Причина — отсутствие дополнительного соглашения к учредительному договору (изменений в учредительный договор), а также решения о внесении изменений в учредительный договор. Правомерен ли отказ регистрирующего органа?

      Документы для регистрации

      С 1 июля 2009 г. учредительные договоры обществ с ограниченной ответственностью утратили силу учредительных документов (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ). Поскольку рассматриваемая ситуация имела место до вступления в силу данной нормы, будем опираться на нормы законодательства, действовавшие в то время.

      Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

      — подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;

      — решение о внесении изменений в учредительные документы;

      — изменения, вносимые в учредительные документы;

      — документ об уплате государственной пошлины.

      Одним из оснований для отказа в регистрации изменений является непредставление в регистрирующий орган необходимых для госрегистрации документов (п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ).

      Учредительными документами ООО являлись на тот момент учредительный договор и устав. Если общество учреждалось одним лицом, его учредительным документом являлся устав. Если участников было два и более, между ними заключался учредительный договор (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон № 14-ФЗ).

      Учредительным договором определяется в том числе состав учредителей (участников) общества (п. 1 ст. 12 Закона № 14-ФЗ).

      Из приведенных положений можно сделать следующие выводы. Среди документов, необходимых для государственной регистрации изменений, в Законе № 129-ФЗ упоминаются решение о внесении изменений в учредительные документы и изменения, вносимые в учредительные документы. Учредительными документами ООО с несколькими участниками в рассматриваемый период являлись устав и учредительный договор. Таким образом, общество для регистрации изменений должно было представить в регистрирующий орган решение о внесении изменений не только в устав, но и в учредительный договор. Кроме того, необходимо было представить как изменения, вносимые в устав ООО, так и изменения в учредительный договор.

      Позиция судов: за…

      Следует учитывать, что в случае несоответствия положений учредительного договора и положений устава общества преимущественную силу для третьих лиц и участников общества имеют положения устава общества (п. 5 ст. 12 Закона № 14-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 июля 2009 г.).

      В связи с этим в судебной практике отсутствует единая позиция по вопросу правомерности отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО (в том числе и изменений состава участников), в случае непредставления дополнительного соглашения к учредительному договору (изменений в учредительный договор), а также решения о внесении изменений в учредительный договор при условии выполнения заявителем иных требований, установленных Законом № 129-ФЗ.

      Часть судов признает подобный отказ неправомерным.

      ФАС Поволжского округа в постановлении от 09.02.2006 № А12-5740/05-С20-46 рассмотрел объяснения общества, согласно которым последним не принималось решений о внесении изменений в учредительный договор, в связи чем заявитель представил в регистрирующий орган документы, необходимые для государственной регистрации изменений, внесенных только в устав общества. Суд с учетом положений ст. 33 Закона № 14-ФЗ сделал вывод о том, что возможность внесения изменений в устав не ставится в зависимость от необходимости одновременного внесения изменений в учредительный договор.

      ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 26.01.2004 № А56-26642/03 указал, что для государственной регистрации изменений, вносимых в устав общества, обязательность одновременного представления в регистрирующий орган изменений, вносимых в устав и в учредительный договор, п. 1 ст. 17 Закона № 129-ФЗ не предусмотрена. Как установил суд, решение о внесении изменений в учредительный договор общим собранием учредителей не принято в связи с явкой на собрание не всех участников. Однако указанное обстоятельство не влечет отказ в государственной регистрации изменений, внесенных в устав (п. 5 ст. 12 Закона № 14-ФЗ).

      …и против

      Существует немало судебных решений, в которых высказывалась противоположная точка зрения.

      ФАС Московского округа в постановлении от 24.11.2004 № КГ-А40/10855-04 сделал вывод о том, что учредительный договор является неотъемлемой частью учредительных документов ООО и, следовательно, при изменении состава участников должны вноситься изменения одновременно в устав и учредительный договор общества.

      ФАС Уральского округа в постановлении от 28.07.2005 № Ф09-2351/05-С4 рассмотрел ситуацию, в которой решением регистрирующего органа обществу со ссылкой на п. 1 ст. 11, ст. 12 Закона № 14-ФЗ отказано в государственной регистрации устава в новой редакции и внесении в государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице, поскольку при подаче документов для государственной регистрации изменений общество не представило учредительный договор.

      Суд, основываясь на положениях п. 1 ст. 12 Закона № 14-ФЗ, указал, что, поскольку изменения, вносимые обществом, входят в содержание учредительного договора, государственная регистрация таких изменений без представления в регистрирующий орган учредительного договора невозможна.

      Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Уральского округа от 08.05.2008 № Ф09-3131/08-С4. Следует отметить, что Определением ВАС РФ от 10.07.2008 № 8747/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления. При этом ВАС РФ согласился с выводом нижестоящих судов о том, что вносимые обществом изменения касаются содержания устава и учредительного договора, поэтому государственная регистрация таких изменений без представления в регистрирующий орган учредительного договора невозможна.

      Эта позиция косвенно подтверждена и в постановлении Президиума ВАС РФ от 04.03.2008 № 13554/07, в котором суд отменил решения нижестоящих судов, посчитавших, в частности, что невнесение изменений в учредительный договор не свидетельствует о нарушении установленной законом процедуры увеличения уставного капитала (п. 5 ст. 12 Закона № 14-ФЗ).

      Таким образом, учитывая позицию ВАС РФ, можно сделать вывод, что отказ регистрирующего органа в указанной ситуации правомерен.

      Вопрос: В ООО изменился состав участников, в связи с чем в устав общества внесены соответствующие изменения. Данные изменения вместе с другими документами были представлены в регистрирующий (налоговый) орган, который отказал в государственной регистрации по причине непредставления изменений, вносимых в учредительный договор общества. Правомерен ли отказ, если общество не вносило изменений в учредительный договор? (Консультация эксперта, ФНС РФ, 2007)

      Вопрос: В ООО изменился состав участников, в связи с чем в устав общества внесены соответствующие изменения. Данные изменения вместе с другими документами были представлены в регистрирующий (налоговый) орган, который отказал в государственной регистрации по причине непредставления изменений, вносимых в учредительный договор общества. Правомерен ли отказ, если общество не вносило изменений в учредительный договор?
      Ответ: На основании п. 1 ст. 89 Гражданского кодекса РФ учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав.
      Согласно п. п. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ) учредительным договором определяются, в частности, состав учредителей (участников) общества, размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, а устав общества должен содержать сведения о размере уставного капитала общества, сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества.
      Изменения в учредительные документы общества вносятся по решению общего собрания участников общества (п. 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ). К исключительной компетенции общего собрания участников общества относятся изменение устава общества, в том числе изменение размера уставного капитала общества (пп. 2 п. 2 ст. 33 Закона N 14-ФЗ), внесение изменений в учредительный договор (пп. 3 п. 2 ст. 33 Закона N 14-ФЗ).
      Таким образом, возможность внесения изменений в устав не ставится в зависимость от необходимости одновременного внесения изменений в учредительный договор.
      В соответствии с п. 5 ст. 12 Закона N 14-ФЗ в случае несоответствия положений учредительного договора и положений устава общества преимущественную силу для третьих лиц и участников общества имеют положения устава.
      Изменения, внесенные в учредительные документы общества, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона N 14-ФЗ (п. 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ).
      Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются документы, определенные п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ), в том числе изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица. Согласно пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
      Учитывая вышеупомянутые положения Закона N 14-ФЗ, в случае внесения изменений в устав общества они могут быть представлены для государственной регистрации без изменений в учредительный договор.
      На основании изложенного отказ в государственной регистрации неправомерен.
      С.В.Гладилин
      Советник государственной
      гражданской службы РФ
      2 класса
      16.02.2007

      Порядок внесения изменений в учредительные документы и их регистрации

      В процессе деятельности компании время от времени возникает необходимость изменить некоторые положения устава или сведения, занесенные в государственный реестр. Право изменять учредительные документы ограничивается лишь некоторыми требованиями законодательства, но каждую новую редакцию и каждое изменение данных, отраженных в ЕГРЮЛ, необходимо регистрировать в налоговой инспекции – это обязанность налогоплательщика, неисполнение которой может повлечь множество неприятных последствий.

      Процедура внесения изменений в устав

      Регистрация изменений в уставе обязательна. Учредительные документы не только определяют порядок управления юридическим лицом и направления его деятельности, они имеют юридическую силу для третьих лиц, вступающих в отношения с компанией. Также регистрация каждой новой редакции учредительных документов необходима для того, чтобы ФНС хранила их актуальные редакции.

      После принятия в 2009 году новой редакции ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» к учредительным документам большинства действующих на рынке юридических лиц (ООО и акционерных обществ) относится только устав, учредительный договор действует лишь до момента полной оплаты уставного капитала, поэтому внесение в него изменений в процессе деятельности юридического лица не требуется. Учредительный договор является учредительным документом только для полных товариществ и товариществ на вере. Также законодательство устанавливает, что фермерские хозяйства действуют на основании соглашения о создании, а некоммерческие организации могут действовать на основании общих положений о подобных организациях, но они составляют малую долю юридических лиц, активно участвующих в гражданском обороте. Поэтому в большинстве случаев возникает необходимость регистрации изменений именно в уставе как в единственном учредительном документе компании.

      ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» определяет порядок регистрации новой редакции устава или иного учредительного документа. Чаще всего внесение изменений в учредительные документы требуется при:

    • смене юридического адреса;
    • увеличении или уменьшении размера учредительного капитала;
    • реорганизации компании;
    • смене полного или сокращенного наименования юридического лица;
    • открытии или закрытии филиалов и представительств;
    • внесении других поправок в устав, например, регулирующих порядок наследования и продажи долей в ООО.
    • Порядок исправления или дополнения учредительных документов не зависит от содержания измененных положений:

    • новая редакция устава должна быть составлена и тщательно проверена. Вносимые положения не должны противоречить законодательству или другим пунктам устава;
    • принимается решение о внесении изменений. Оно должно быть оформлено протоколом общего собрания учредителей или решением одного учредителя. Собрание учредителей может быть очередным или внеочередным, но если на собрании присутствуют не все учредители, вопрос о принятии поправок к уставу должен быть включен в повестку дня. Для принятия решения достаточно двух третей голосов;
    • новая редакция устава подписывается генеральным директором;
    • в течение трех дней необходимо собрать полный пакет документов и подать его для регистрации в налоговую инспекцию.
    • Регистрация новой редакции учредительных документов

      Регистрация изменений в учредительных документах – обязательный этап утверждения нового устава. Ответственность за пропуск срока – административное наказание, штраф 5000 рублей. Оно применяется очень редко, но есть и более серьезное последствие нерегистрации поправок – срыв договоренностей и возможность оспорить сделки, в которых применялась незарегистрированная редакция устава. По закону новые положения устава вступают в силу для третьих лиц только с момента их государственной регистрации, поэтому действовать будет последняя зарегистрированная редакция.

      Последствием пропуска срока регистрации изменений ООО или компанией с другой организационно-правовой формой может быть даже ликвидация юридического лица, например, если адрес регистрации не совпадает с реальным адресом нахождения компании.

      Регистрировать новую редакцию учредительных документов следует в налоговой инспекции, к которой относится юридическое лицо. Вне зависимости от вносимых изменений необходимо представить:

    • заявление по форме Р 13001;
    • решение учредителей или учредителя;
    • устав в новой редакции;
    • отдельно — лист вносимых правок к уставу;
    • квитанцию об оплате госпошлины (800 рублей);
    • копию свидетельства о государственной регистрации;
    • копию свидетельства о постановке на налоговый учет;
    • копию приказа о назначении генерального директора;
    • выписку из ЕГРЮЛ, взятую не раньше чем за год до подачи заявления.
    • Кроме перечисленных документов необходимо приложить к заявлению и некоторые дополнительные:

    • при смене юридического адреса необходимо представить копию старого договора об аренде юридического адреса и копию нового договора или гарантийное письмо от собственника помещения;
    • при увеличении или уменьшении уставного капитала представляются документы, подтверждающие его 100 %-ю оплату;
    • при смене организационно-правовой формы или реорганизации – бухгалтерский баланс, расчет чистых активов и передаточный акт.
    • Точный перечень можно уточнить в УФНС, в зависимости от района порядок предоставления документов и некоторые требования к их оформлению могут немного различаться.

      Закон устанавливает несколько исключений из общего порядка регистрации новой редакции учредительных документов. Акционерным обществам и ООО не нужно регистрировать новые положения устава, если они касаются филиалов и представительств. Достаточно уведомить налоговую инспекцию о новых положениях, с момента уведомления они вступают в силу для третьих лиц.

      Как заполнить заявление о внесении изменений

      В заявлении указывается данные:

    • о юридическом лице – полное наименование, организационно-правовая форма, ИНН (или КПП – для ИП);
    • о вносимых изменениях. В соответствующей вносимым правкам графе ставится галочка, затем необходимо конкретизировать новые положения на отдельном листе (в зависимости от того, какие сведения вносятся в учредительные документы, к форме прилагаются листы с А по Ж). Листы для указания изменений, которые не вносятся в устав, заполнять не нужно. То есть, если главный офис компании переезжает на другой адрес, заполняются само заявление на трех страницах и лист Б;
    • о заявителе. Им может быть только генеральный директор (директор), подать заявление может любое лицо по доверенности. В заявлении указываются паспортные, контактные данные заявителя и информация о документе, удостоверяющем полномочия лица, подающего документы на регистрацию.

    Все листы нумеруются, прошиваются и склеиваются они уже у нотариуса, после заверения подписи. Пустые листы не заполняются, распечатывать их не нужно. Во всех графах, в которые вы не вносите информацию, ставятся прочерки – невыполнение этого формального требования может быть причиной отказа в принятии заявления. Если какие-либо из вносимых положений нуждаются в пояснении, можно включить в пакет документов сопроводительное письмо.

    Внесение изменений в ЕГРЮЛ

    Часто в налоговую инспекцию необходимо подать не только заявление по форме Р13001, но дополнительно к нему заявление по форме Р14001. Это случаи, когда обязательна регистрация изменений в ЕГРЮЛ и одновременно – новой редакции устава: изменение юридического адреса, наименования компании, увеличение или уменьшение величины уставного капитала с одновременным перераспределением долей между участниками ООО (в ЕГРЮЛ вносятся новые данные об участниках юридического лица) и другие подобные ситуации.

    Также следует знать, что с заполнением формы Р14001, но без подачи заявления по форме Р13001 и оплаты госпошлины, регистрируются изменения:

  • сведений о генеральном директоре или индивидуальном предпринимателе, занесенных в ЕГРЮЛ (исключение – паспортные данные, они автоматически отправляются в налоговую при смене паспорта. Но если новые данные необходимо внести быстро, можно сделать это в обычном порядке);
  • кодов деятельности (ОКВЭД) – ранее для дополнения или исключения направлений деятельности необходимо было заполнять заявление по форме Р13001 и оплачивать государственную пошлину;
  • сведений об участниках и распределении долей между ними;
  • любых сведений, которые вносятся только в ЕГРЮЛ и не затрагивают положения устава;
  • занесенных в ЕГРЮЛ ошибочных данных (паспортные данные генерального директора или любые другие).
  • Отказ в регистрации новой редакции учредительных документов чаще всего вызван ошибками или опечатками в заявлении, подачей неполного пакета документов или подачей их не в ту налоговую инспекцию. Но в большинстве случаев никаких сложностей в процессе регистрации не возникает, после завершения процедуры регистрации налогоплательщик получает в УФНС выписку из ЕГРЮЛ с новыми данными (она оплачивается отдельно) и свидетельство, подтверждающее регистрацию изменений.

    Новое законодательство об ООО

    Новый закон об ООО:

    новые проблемы или новые возможности

    Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ внесены изменения и дополнения в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», которые вступят в действие с 1 июля 2009 г. Именно поэтому участникам обществ и их руководителям стоит обратить особое внимание на эти изменения с тем, чтобы быть подготовленными к нововведениям.

    Учредительные документы ООО

    На сегодняшний день ООО имеет два учредительных документа: устав и учредительный договор. Наверное, далеко не каждый, кто когда-нибудь учреждал общества с ограниченной ответственностью, сможет ответить на вопрос, в чем же различие между уставом и учредительным договором. В то же время многие отметят, что, несмотря на их неявное отличие, наличие двух учредительных документов создает для общества дополнительные финансовые расходы по сравнению, например, с акционерным обществом, где только один учредительный документ – устав. Так, например, при получении копий учредительных документов из органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, обществу приходится платить вдвое больше, аналогично выглядит ситуация при нотариальном заверении копий учредительных документов.

    После 1 июля 2009 г. учредительный договор больше не будет входить в число учредительных документов ООО, что, конечно же, устранит вышеназванные неудобства для предпринимателей.

    В данном случае изменения обусловлены как раз практической необходимостью. Как бы примитивно ни выглядели критические замечания по вопросу наличия двух учредительных документов, приведенные выше, однако и они послужили причиной для внесения таких изменений. Конечно же, имелись и иные, более существенные причины. В частности, многие положения в учредительном договоре и уставе дублировались, однако, учитывая то, что порядок внесения изменений и дополнений в эти документы был разным (в учредительный договор изменения принимались при наличии единогласного решения участников, а в устав – не менее 2/3 голосов), зачастую сведения в уставе и учредительном договоре противоречили друг другу. Несмотря на то что Закон разрешал эту коллизию (приоритет для третьих лиц имел устав), тем не менее на практике это создавало трудности для общества.

    Что же касается научного обоснования изменения в составе учредительных документов ООО, то науке российского гражданского права еще предстоит высказаться по этому вопросу, поскольку наличие двух учредительных документов в обществах с ограниченной ответственностью было научно обоснованно и исторически оправданно. Ведь общество с ограниченной ответственностью исторически возникло как организация, которая получила все достоинства акционерного общества и товарищества, и, соответственно, обществу с ограниченной ответственностью от акционерного общества достался «по наследству» устав, а от товарищества – учредительный документ. В уставе закреплялся статус юридического лица, а в учредительном договоре фиксировались личные отношения между участниками. Несмотря на историческую и доктринальную обусловленность наличия двух учредительных документов в обществах с ограниченной ответственностью, следует констатировать, что в сложившихся экономических условиях практическая пригодность учредительного договора вызывала сомнения. Поэтому данные изменения, несмотря на их, возможно, теоретическую противоречивость, следует оценивать положительно, поскольку они отражают те фактические общественные отношения, которые возникли объективно, и соответствуют данному этапу развития нашего общества.

    Однако необходимость урегулировать отношения учредителей ООО, возникающие на этапе создания общества, не отпала. Теперь при создании ООО учредители будут заключать в письменной форме договор об учреждении общества, который должен определять порядок осуществления учредителями совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества, а также размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества. Но еще раз обратим внимание, что договор об учреждении общества не будет являться учредительным документом общества.

    Сведения об участниках, подтверждение прав участников на долю в ООО

    Если ранее сведения об участниках содержались в учредительных документах общества, то есть в уставе и учредительном договоре, то теперь сведения об участниках в устав вноситься не будут. Теперь при смене участников не будет необходимости проводить общее собрание участников общества и принимать решение о внесении изменений в учредительные документы ООО в связи с изменением состава участников. Наверное, многие общества найдут у себя не одну редакцию учредительных документов или изменений в учредительные документы, которые приходилось менять только потому, что менялся участник ООО. Практически могли возникать и такие ситуации, когда по тем или иным причинам общее собрание не созывалось или созывалось, но участники голосовали против внесения изменений в устав и т.д., что, соответственно, препятствовало внесению изменений в устав общества. С 01.07.2009 г. сведения об участниках в устав вноситься не будут.

    Права участников на долю будут подтверждаться документом, являющимся основанием для приобретения права на долю, соответствующим на момент совершения сделки установленным законодательством требованиям (например, договор купли-продажи в письменной форме, совершенный до 1 июля 2009 г. или нотариально удостоверенный договор купли-продажи, если сделка совершается после 1 июля 2009 г., решение об учреждении общества, договор об учреждении общества и т.д.), а также выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

    Кроме того, на общество возлагается обязанность ведения списка участников общества (текст Закона дополнен главой III.1. «Ведение списка участников общества»). В списке участников общества должны содержаться сведения о каждом участнике общества, размере его доли в уставном капитале общества и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом. Вместе с этим, Закон устанавливает приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, перед сведениями, содержащимися в списке участников, и в случае возникновения споров по поводу несоответствия сведений, указанных в списке участников общества, сведениям, содержащимся в реестре, права устанавливаются на основании сведений из последнего.

    Указанные изменения свидетельствуют о дальнейшем усилении значимости Единого государственного реестра юридических лиц и придании выписке из реестра статуса правоподтверждающего документа.

    Переход доли

    Установлены дополнительные требования к оформлению сделок, направленных на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества. Так, теперь такие сделки не только должны быть совершены в письменной форме, но и подлежат нотариальному удостоверению, а несоблюдение нотариальной формы указанной сделки влечет ее недействительность. Нотариус при удостоверении таких сделок должен проверять правомочия лица, отчуждающего долю. Права на долю переходят к приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки.

    После нотариального удостоверения сделки нотариус в срок не позднее трех дней должен совершить нотариальное действие по передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявления о внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, подписанного участником общества, отчуждающим долю или часть доли, с приложением соответствующего договора (иной сделки), подтверждающего основание перехода доли или части доли документа.

    Кроме того, нотариус в этот же срок должен совершить нотариальное действие по передаче обществу копии такого заявления с приложением соответствующего договора или документа, на основании которого произошел переход права собственности на долю. Эта обязанность по соглашению сторон сделки может быть возложена на одну из сторон. В таком случае нотариус не несет ответственности за неуведомление общества о совершенной сделке.

    Данные положения являются логическим завершением изменений, освещенных в предыдущем параграфе, теперь внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в части изменения состава участников зависит не от лица, действующего от имени общества без доверенности, то есть директора, а от самого лица, отчуждающего долю. Это, с одной стороны, не позволит внести изменения без волеизъявления владельца доли, а, с другой стороны, обеспечит своевременность внесения в реестр сведений об изменении состава участников, что, безусловно, направлено на защиту интересов третьих лиц, а также приобретателя, поскольку одновременно с оформлением договора или иной сделкой нотариус заверяет заявление, подписанное лицом, отчуждающем долю, о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, приобретатель не станет «заложником» недобросовестных участников или органов управления обществом, которые могут препятствовать внесению изменений в реестр и учредительные документы общества.

    Вместе с тем, обоснованность ужесточения требований к оформлению сделок, направленных на отчуждение доли в ООО, вызывает сомнения. Доводы о том, что данные нормы направлены на защиту обществ от рейдерских захватов, небесспорны. Ведь каждое общество вправе было в уставе предусмотреть требования к оформлению этих сделок, если считает необходимым установить дополнительные препятствия для незаконных захватов общества. С другой стороны, такое вмешательство в частные дела свидетельствует о наличии в данной сфере серьезных злоупотреблений участниками гражданского оборота, причем таких, которые позволяют государству в целях защиты от таких злоупотреблений ограничивать гражданские права участников.

    Выход участников из ООО

    Значительные изменения коснулись также сферы регулирования выхода участников из общества. В соответствии с действующим законодательством каждый участник имеет право беспрепятственно в любое время выйти из общества, независимо от согласия других участников, для этого достаточно только подать заявление о выходе. С 01.07.2009 г. выход участников из общества возможен только в том случае, если такая возможность прямо предусмотрена в уставе ООО, тем самым Закон существенно ограничивает реализацию этого права участниками.

    Кроме того, если ранее вопрос о возможности выхода единственного участника из ООО оставался открытым (поскольку Закон, с одной стороны, не предусматривал такой возможности, и, с другой стороны, не содержал запрета на выход единственного участника), то теперь Законом прямо запрещается выход единственного участника или выход участников, в результате которого в обществе не остается ни одного участника.

    Изменения в данной области обусловлены необходимостью защиты прав кредиторов, с одной стороны, а с другой стороны, они должны привести к уменьшению «брошенных» обществ, из которых вышли все участники. Теперь же последний участник с тем, чтобы избавиться от «ненужного» общества, должен будет ликвидировать его в соответствии с действующим законодательством.

    Конечно же, это далеко не полный перечень изменений и дополнений, которые были внесены в Закон, что только подтверждает необходимость глубокого изучения всеми заинтересованными лицами ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в новой редакции. В заключение следует отметить, что практически все изменения явились реакцией на ту практику, которая сложилась за десятилетний период действия ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Конечно, за такой длительный период наша жизнь сильно изменилась, изменились и корпоративные отношения. Некоторые изменения в Законе носят прогрессивный характер, некоторые, на наш взгляд, можно охарактеризовать и как шаг назад. Тем не менее оценить последствия новелл можно будет уже очень скоро, и, соответственно, увидеть, насколько цели в данном случае оправдывают средства.

    Какие же действия нужно предпринять обществам с ограниченной ответственностью в связи с внесением изменений в Закон?

    Указанные изменения вступают в действие с 1 июля 2009 г.

    До 1 января 2010 года уставы и учредительные договоры обществ, созданных до 1 июля 2009 г., должны быть приведены в соответствие с новой редакцией ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Вместе с тем, ответственность за нарушение данных сроков не предусмотрена.

    Однако уже с 1 июля 2009 г. уставы и учредительные договоры обществ, созданных ранее, до приведения их в соответствие ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» применяются в части, не противоречащей ГК РФ И ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». То есть новые правила будут применяться с 1 июля 2009 г., независимо от того, внесены ли изменения в учредительные документы или нет.

    Учредительный договор утрачивает силу учредительного документа.

    Одновременно с государственной регистрацией изменений, вносимых в уставы обществ с ограниченной ответственностью в целях приведения их в соответствие с действующим законодательством, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, будет вносить в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о размерах и номинальной стоимости долей участников соответствующих обществ на основании их учредительных договоров в редакции, действующей на момент государственной регистрации указанных изменений. Хотя следует отметить, что сведения об участниках обществ с ограниченной ответственностью и сейчас входят в состав сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. И при изменении состава участников в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, представляется два заявления: первое – о внесении изменений, связанных с изменением учредительных документов юридического лица, второе – несвязанное с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, где и заполнялись листы на участников общества, выбывающих и вступающих в общество. С 01.07.2009 г. в этой части противоречия будут устранены.

    Данные сведения будут признаваться достоверными до тех пор, пока их достоверность не будет опровергнута нотариально удостоверенными документами или заявлениями, подписанными всеми указанными в Едином государственном реестре юридических лиц участниками общества, либо пока иное не будет установлено решением суда.

    Таким образом, после 1 июля 2009 г. общества должны будут внести изменения в устав и привести его в соответствие с действующим законодательством. Кроме того, поскольку обязательное нотариальное удостоверение сделок по отчуждению доли, вводится только с 1 июля 2009 г., общества, где произошли изменения в составе участников, но по тем или иным причинам изменения в учредительные документы не были внесены и зарегистрированы, могут успеть внести изменения в учредительные документы общества, то есть легализовать участников. В противном случае, даже если сделки и была заключена до 1 июля 2009 г., но изменения в учредительные документы не были зарегистрированы, после 1 июля 2009 г. участникам придется оформлять данную сделку уже по новым правилам, то есть удостоверять у нотариуса.

    Любовь ЧЕРВАНЬ,

    преподаватель кафедры гражданского права ОмГУ,

    генеральный директор ЗАО «Сибирская консалтинговая компания»

    ЕСТЬ МНЕНИЕ…

    Наталья ПЕРМЯКОВА,

    генеральный директор юридической компании «Интел-сервис консалтинг»:

    Корпоративная реформа гражданского законодательства наконец-то дала свои результаты, которые выразились в изменениях ГК РФ и ФЗ «Об ООО» в отношении одной из самых распространенных организационных форм ведения предпринимательской деятельности – обществ с ограниченной ответственностью.

    Существование устава и учредительного договора было явно неоправданным, и, несмотря на то что и ГК РФ, и ФЗ «Об ООО» предусматривали различное содержание данных учредительных документов, на практике они, как правило, дублировали друг друга.

    Однако не все изменения следует признать положительными. Так, вызывает сомнение необходимость введения в практическую деятельность ООО договора об осуществлении прав участников. Данный договор учредительным документом не является и не подменяет учредительного договора. Но его условия являются скорее декларативными, и на практике возникнут вопросы его исполнения.

    Следует констатировать, что произошедшие изменения потребует научного комментария с учетом практики применения ФЗ «Об ООО».

    Наталья СЛЕСАРЮК,

    преподаватель кафедры гражданского права ОмЮИ:

    Данный Федеральный закон принципиально изменил правовое регулирование деятельности ООО, внеся изменения в 8 статей ГК РФ и поменяв практически полностью ФЗ «Об ООО» (из 59 статей изменения коснулись 36).

    Основное изменение заключается в том, что с 1 июля 2009 г. все ООО должны будут привести в соответствие новым требованиям свои учредительные документы. В недалеком будущем у ООО будет единственный учредительный документ – устав. Правда, учредители общества при его создании будут заключать «договор об учреждении общества», но у этого документа не будет статуса учредительного. Эти новшества можно характеризовать как положительные, поскольку существующие сегодня устав и учредительный договор во многом дублируют друг друга, а при несовпадении норм этих документов действуют нормы устава, поэтому от учредительного договора, по сути, пользы и не было. Кроме того, возникало противоречие: для изменения устава не всегда требуется единогласно принятое решение общего собрания участников, а вот для внесения изменений в учредительный договор, как многостороннюю сделку, необходимо согласие всех участников общества.

    Все сделки, безвозмездные или возмездные, по поводу отчуждения доли или части доли в уставном капитале будут подлежать обязательному нотариальному удостоверению. Нотариус будет заверять подписи и печати в протоколе общего собрания ООО и договорах и отвечать за подлинность подписей и печатей. Такое изменение призвано защитить ООО от рейдерских захватов, но, возможно, при этом усложнит жизнь и самим учредителям ООО. Во-первых, нотариус может начать серьезно проверять, всю процедуру сделки, что займет некоторое время. Во-вторых, сейчас не понятно, какова будет цена нотариальной услуги. В-третьих, сами нотариусы пока не представляют себе, как это будет выглядеть практически. На нотариусов будут возложены еще и дополнительные функции. Так, заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в связи со сменой участников общества должен будет подавать нотариус, а не руководитель общества.

    Теперь участник сможет выйти из общества не в любой момент без согласия участников общества, а только в случае, если такая возможность указана в уставе. На самом деле для тех, кто остается в деле, выход участника, который забирает свою долю, – это осложнение ситуации. Однако есть и обратная сторона – если Вы и есть тот самый участник, который желает выйти из бизнеса. Если в уставе не будет предусмотрено право на выход из общества, то продажа своей доли другим участникам или третьим лицам может не принести желаемую денежную сумму стоимости доли.

    Серьезное влияние на правовое положение ООО окажет также сокращение срока, в течение которого общество должно будет рассчитаться с выбывшим участником, с шести до трех месяцев; изменение порядка процедуры продажи и оплаты долей и порядка определения цены выкупа доли.

    Наталья АРЕНТ,

    директор юридической компании «ПрофИТ»:

    Единственным учредительным документом ООО будет устав, причем без данных о его участниках. Существование в настоящее время двух учредительных документов, с обязательным указанием сведений о размере и номинальной стоимости доли каждого участника, значительно осложняет жизнь общества, поскольку любые изменения в распределении долей или составе участников требуют внесения изменений в оба документа, что приводит к постепенному накоплению большого количества редакций.

    Вторая новация связана с появлением у ООО аналога акционерного соглашения, который назван договором об осуществлении прав участников. В этом договоре участники смогут предусмотреть правила выхода из бизнеса, продажи доли третьим лицам, цену такой продажи и прочие условия.

    Третьим существенным изменением, на мой взгляд, является ограничение права выхода. Практика свидетельствует, что уход даже одного участника, владеющего значительной долей, может иметь катастрофические последствия: от снижения капитализации до банкротства общества. Теперь из ООО можно будет выйти, только если это предусмотрено в уставе.

    В целом, нововведения устраняют присущие ранее ООО недостатки, к тому же добавлены преимущества акционерных обществ. В свою очередь, акционерная форма год от года становится всё более дорогой и громоздкой. Теперь можно смело говорить о том, что всё снова возвращается к идее превращения ООО в «юридическое лицо для всех», а АО — «для избранных».

    Татьяна ФАХРУТДИНОВА,

    к.ю.н., доцент кафедры гражданского права ОмЮИ:

    Обсуждаемый Федеральный закон называют революционным. Он вызвал много толков в юридической среде, увеличил расценки на внесение изменений в устав и создание ООО, стал базой для различных консультационных и обучающих услуг.

    Провозглашенная идеология закона – борьба с рейдерством. Вероятно, одним законом не защитишься – следует создавать систему мер наряду с другими нормами и практикой, хотя профилактическим шагом в этой борьбе закон, конечно, уже стал. Также нельзя не отметить, что данный закон добавит упорядоченности и цивилизованности в процесс образования и функционирования ООО. Кроме того, закон повысит важность грамотного юридического сопровождения, так как ликвидировать фирму-однодневку и сделать новую станет значительно сложнее уже по причине необходимости нотариального оформления передачи доли. Ну и исключение учредительного договора из числа учредительных документов нельзя не приветствовать, а еще соглашение участников … действительно революция.

    Как всегда, остаются вопросы к качеству юридической техники законодателя. Так, глава III.1 состоит всего из одной статьи 311 «Ведение списка участников общества». Все же, когда вносят изменения, да еще по таким важным моментам, следует тщательнее подходить к процессу нормотворчества.

Смотрите так же:  Муниципальная пенсия минтруд

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *