Водный налог и его исчисление в организации

Водный налог и его исчисление в организации

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация занимается водоснабжением населения и предприятий, лицензию на водопользование не имеет. Комплекс сооружений для обеспечения питьевой водой получен организацией в аренду. Лимиты водопользования для организации не установлены. Организация по требованию налоговой инспекции применяла ставки водного налога, установленные п. 1 ст. 333.12 НК РФ, с учетом повышающих коэффициентов, увеличенные в пять раз (по мнению инспекции, если хозяйство пользуется водой без лицензии, то весь объем забранной воды следует учесть как сверхлимитный и применять пятикратные ставки).
Правомерно ли пятикратное увеличение ставки водного налога в данной ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В сложившейся ситуации организация вправе не увеличивать ставки водного налога в пять раз, так как увеличение ставок водного налога в пять раз при осуществлении водопользования без соответствующей лицензии нормами главы 25.2 НК РФ не предусмотрено.
Кроме того, считаем, что при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения организация вправе применять налоговые ставки, установленные п. 3 ст. 333.12 НК РФ (при наличии раздельного учета). Однако в этом случае не исключаем возможные претензии со стороны налоговых органов.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При отсутствии у организации соответствующего разрешения на осуществление водопользования, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация также признается плательщиком водного налога (письмо Минфина России от 16.03.2015 N 03-06-05-02/13793*(1), письмо ФНС России от 15.11.2016 N СД-4-3/[email protected]).
Объектом налогообложения по водному налогу признается, в частности, забор воды из водного объекта (пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 333.10 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта и по каждому виду водопользования.
Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, умноженной на коэффициент (коэффициенты), установленный (установленные) ст. 333.12 НК РФ (п. 2 ст. 333.13 НК РФ).
В общем случае водный налог уплачивается по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 НК РФ.
При заборе из поверхностных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования и подземных водных объектов в пределах установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) ставки водного налога установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ с учетом коэффициентов, указанных в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. Налоговые ставки дифференцируются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.
При этом при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования, а при добыче подземных вод — сверх установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год), налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных п. 1 ст. 333.12 НК РФ, с учетом коэффициентов, установленных п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).
Ставки водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения установлены п. 3 ст. 333.12 НК РФ. Причем применение повышающих коэффициентов, предусмотренных п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ, и пятикратной ставки водного налога в отношении воды, забранной для водоснабжения населения, сверх установленного лицензией на право пользования недрами лимита водопользования ст. 333.12 НК РФ не предусмотрено (письмо Минфина России от 02.02.2015 N 03-06-06-02/3898, п. 3 письма ФНС России от 22.01.2015 N ГД-4-3/[email protected], письмо ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/[email protected]).
Таким образом, из буквального прочтения норм главы 25.2 НК РФ следует, что налогоплательщик при заборе воды для водоснабжения предприятий применяет ставки, установленные п. 1 ст. 333.12 НК РФ, а при заборе воды для водоснабжения населения применяет налоговые ставки, установленные п. 3 ст. 333.12 НК РФ.
В данной ситуации организация занимается водоснабжением населения и предприятий. При этом у организации отсутствует лицензия на водопользование и не установлены лимиты водопользования. Как указала ФНС России в отмеченном выше письме от 15.11.2016 N СД-4-3/[email protected], поскольку фактическое отсутствие лицензии не может служить основанием для освобождения от уплаты водного налога, в случае осуществления организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, водопользования, требующего лицензирования, без соответствующей лицензии водный налог уплачивается по ставкам, установленным статьей 333.12 Кодекса для данного вида водопользования.
Отметим, что при отсутствии лицензии на пользование водными объектами главой 25.2 НК РФ не предусмотрено увеличение в пять раз налоговых ставок, установленных в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Увеличение ставок в пятикратном размере предусмотрено только при превышении установленных лимитов и превышении разрешенного водоотбора (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).
Действительно, до вступления в силу главы 25.2 НК РФ (до 1 января 2005 года) п. 6 ст. 4 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» было предусмотрено увеличение в пять раз ставки платы за пользование водными объектами при пользовании ими без соответствующей лицензии (разрешения). Однако главой 25.2 НК РФ такая норма не предусмотрена. Следовательно, отсутствие лицензии на пользование водными объектами не является основанием для увеличения ставки водного налога в пять раз.
Специалисты налоговых ведомств придерживаются аналогичной точки зрения. Например, в письме Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 19.05.2010 N 12-1-18/[email protected] разъясняется, что при отсутствии у налогоплательщика лицензии на водопользование и, соответственно, установленных в ней лимитов водопользования, такое водопользование не относится к понятию сверхлимитного водопользования, поскольку превысить можно только установленный лимит. В таких случаях применяются налоговые ставки, установленные п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Также со ссылкой на письмо Минфина России от 12.07.2006 N 03-07-03-04/29 разъяснено, что сам факт отсутствия у налогоплательщика лицензии на водопользование также не предусматривает увеличения налоговых ставок в пятикратном размере, а лишь обязывает налоговые органы довести до соответствующих ведомств ставшие известными случаи безлицензионного водопользования для принятия лицензирующим органом соответствующих мер. В письме также приводится судебная практика, подтверждающая приведенное в письме мнение (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2008 N Ф08-2818/2008, ФАС Поволжского округа от 19.01.2006 N А55-9791/2005-51).
Смотрите также разъяснения Управления ФНС по Новосибирской области «Водный налог», письма Управления ФНС по Московской области от 20.11.2006 N 19-50-И/1353, Управления ФНС по Ленинградской области от 03.03.2005 N 06-05-02/02117.
Таким образом, в данной ситуации организации следует применять ставки, установленные ст. 333.12 НК РФ, без пятикратного увеличения.
Кроме того, по мнению судов, отсутствие лицензии на водопользование не является препятствием для применения пониженной ставки водного налога при водоснабжении населения. Суды считают, что п. 3 ст. 333.12 НК РФ не связывает применение ставок по водному налогу для водоснабжения населения с наличием или отсутствием лицензии на право пользования водными объектами при заборе воды, а также не устанавливает их повышенных размеров при отсутствии такой лицензии. Единственным условием для её применения является водоснабжение населения.
Например, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2008 N Ф08-2818/2008 суд отклонил доводы налогового органа о том, что при отсутствии лицензии на водопользование налогоплательщик не вправе применять льготную налоговую ставку, а обязан применять ставку налога, установленную в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Суд разъяснил, что гл. 25.2 НК РФ не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, осуществляющего забор воды из водных объектов для водоснабжения населения, при отсутствии у него лицензии на водопользование уплачивать налог по общей ставке, установленной в названной норме.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2015 N 17АП-12862/15, ФАС Западно-Сибирского округа от 03.12.2010 по делу N А27-6857/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.05.2007 N Ф08-1204/2007-499А, ФАС Центрального округа от 09.02.2009 N А64-1917/08-13 (определением ВАС РФ от 29.05.2009 N 6412/09 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано), ФАС Поволжского округа от 10.05.2007 N А12-17315/06-с60 (определением ВАС РФ от 11.09.2007 N 10872/07 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано), решение АС Удмуртской Республики от 09.09.2015 по делу N А71-6744/2015.
Однако, по мнению специалистов финансового ведомства, применение пониженной ставки водного налога при заборе воды для целей водоснабжения населения является льготой для налогоплательщика и для ее применения необходимо конкретное указание в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод целевого назначения использования добытых подземных вод — для водоснабжения населения — с обязательным отражением разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды, установленного для данной цели.
В случае отсутствия в выданной в установленном законодательством РФ порядке лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод и (или) в приложении к ней указания на соответствующее целевое использование забранной из водного объекта воды водный налог следует уплачивать по ставкам и в порядке, установленным п.п. 1 и 1.1 статьи 333.12 НК РФ. Такие выводы следуют из писем Минфина России от 12.10.2016 N 03-06-05-02/59547, от 10.03.2015 N 03-06-06-02/12301, от 25.12.2014 N 03-06-05-02/67763, от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24.
На основании изложенного считаем, что в отношении снабжения водой населения организация вправе применять ставку, указанную в п. 3 ст. 333.12 НК РФ. Однако в этом случае, учитывая приведенные разъяснения финансового ведомства, не исключаем наличие разногласий с налоговыми органами по этому вопросу.
Если организация примет решение применить ставку водного налога, указанную в п. 3 ст. 333.12 НК РФ, необходимо иметь в виду, что в целях применения главы 25.2 НК РФ под водоснабжением населения следует понимать обеспечение питьевой водой по договорам, абонентами по которым выступают физические лица, а также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом (постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 N 5580/12, определение Верховного Суда РФ от 19.08.2016 N 308-КГ16-9865, постановления АС Уральского округа от 10.02.2015 N Ф09-9987/14, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 N 17АП-9806/14, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 N 14АП-3285/14).
Также необходимо учитывать, что для применения пониженной ставки при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения налогоплательщику необходимо вести раздельный учет воды, забранной как для хозяйственно-питьевых нужд, так и для технологических целей (письмо Минфина России от 09.09.2013 N 03-06-05-02/36943). Необходимость наличия документов, подтверждающих объемы фактического отпуска воды для нужд населения в целях применения пониженной ставки водного налога, подтверждается также выводами постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 N 17АП-10284/16.

Рекомендуем ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия судебной практики. Водный налог. Налоговые ставки (Ст. 333.12 НК).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

16 января 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Одновременно данным письмом Минфин России высказывает мнение, что при этом согласно статьям 7.3 и 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ самовольное занятие водного объекта или его части либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет привлечение к административной ответственности.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

4.6 Водный налог

Водный налог является федеральным налогом, устанавливается НК РФ (главой 25.2 «Водный налог») и обязателен к уплате на всей территории РФ.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое во ­ допользование в соответствии с законодательством РФ.

Объектами налогообложения водным налогом признаются виды пользования водными объектами, приведенные в таблице.

Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объ ­ екта налогообложения.

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта на ­ логообложения и налоговой базы.

Порядок определения налоговой базы

Установление налоговых ставок

Забор воды из водных объектов

Объем воды, забранной из водного объекта за нало ­ говый период

Определяется на основании показаний водоизмери ­ тельных приборов, отражаемых в журнале первич ­ ного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной во ­ ды определяется исходя из времени работы и про ­ изводительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды, исходя из времени работы и производитель ­ ности технических средств — объем забранной во ­ ды определяется исходя из норм водопотребления

Смотрите так же:  Требования к строительству скважины

В рублях за 1 тыс. куб. м I забранной воды по бассейнам рек, озер, морей и экономическим рай ­ онам (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)

Использование аква ­ тории водных объек ­ тов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях

Площадь предоставленно ­ го водного пространства

Определяется по данным лицензии на водополь ­ зование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных — по материалам соответствующей технической и проектной документации

Тыс. рублей в год за 1 кв. км используемой акватории по экономи ­ ческим районам и морям (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)

Использование вод ­ ных объектов без за ­ бора воды для целей гидроэнергетики

Количество произведен ­ ной за налоговый период электроэнергии

В рублях за 1 тыс. кВт-час электроэнергии по бас ­ сейнам рек, озер, морей (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)

Использование вод ­ ных объектов для це ­ лей сплава древесины в плотах и кошелях

Произведение объема дре ­ весины, сплавляемой в пло ­ тах и кошелях за налого ­ вый период, выраженного в тысячах кубических мет ­ ров, и расстояния сплава, выраженного в километ ­ рах, деленного на 100

В рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава по бассейнам рек, озер, морей (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)

Налоговым кодексом РФ установлены налоговые льготы: виды пользования водными объектами, не признаваемые объектами налого ­ обложения (п. 2 ст. 333.9).

Налоговым периодом признается квартал.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, сле ­ дующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по мес ­ ту нахождения объекта не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по форме, утвержденной приказом Минфина России.

Вопросы исчисления и уплаты водного налога

Вопросы исчисления и уплаты водного налога

Карасев М.Н.
советник государственной гражданской службы 2 класса, к.ю.н.

Петрунин В.В .
государственный советник Российской Федерации 3 класса

Согласно ст. 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 86 Водного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) под специальным водопользованием понимается использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, осуществляемое гражданами и юридическими лицами при наличии у них лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Согласно ст. 87 ВК РФ к особому водопользованию относится водопользование, которое осуществляется для обеспечения нужд обороны и федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд.

Установив режимы водопользования, законодатель определил основания для возникновения соответствующих отношений, выделяя в качестве таких оснований либо наличие лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом, либо наличие решения Правительства РФ о предоставлении водного объекта в особое пользование, выданной на его основе лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом (ст. 91 ВК РФ).

Таким образом, плательщиками водного налога могут быть только те лица, которые соответствуют требованиям, установленным законодательством, и признаются налогоплательщиками, то есть имеют соответствующие лицензии.

При этом законодатель не урегулировал вопросы, связанные с нарушением установленного лицензионного порядка водопользования, оставив вопрос о применении норм налогового законодательства в отношении фактического водопользования (без получения лицензии) открытым.

Данную проблему, по нашему мнению, не вполне корректно попытался разрешить Минфин России, который привел в письме от 20.12.2005 N 03-07-03-02/64 «По отдельным вопросам исчисления и уплаты водного налога при заборе воды для водоснабжения населения и при безлицензионном водопользовании» (далее — письмо Минфина России от 20.12.2005) несколько достаточно интересных и далеко не бесспорных разъяснений по порядку исчисления водного налога. Главное, по нашему мнению, в вышеуказанных разъяснениях — это обозначение Минфином России принципиально нового подхода к порядку признания хозяйствующего субъекта плательщиком водного налога в условиях отсутствия у него лицензии на водопользование.

В письме Минфина России от 20.12.2005 указывается, что при пользовании водными объектами без наличия лицензии плательщиками водного налога признаются согласно ст. 333.8 НК РФ организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Минфин России также отмечает, что плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств (специальное водопользование) на основании лицензии на водопользование.

В то же время в случае осуществления организациями и физическими лицами специального и (или) особого водопользования, требующего лицензирования, без соответствующей лицензии водный налог, по мнению Минфина России, должен уплачиваться по ставкам, установленным ст. 333.12 НК РФ для данного вида водопользования.

Такая позиция Минфина России высказана впервые за все время действия главы 25.2 НК РФ и представляется более чем спорной, принимая во внимание тот факт, что плательщиками водного налога в соответствии с настоящим Кодексом могут выступать только те субъекты (юридические и физические лица), которые получили право (лицензию) на осуществление специального и особого водопользования согласно водному законодательству. Рассматривая данный вопрос, нельзя не отметить, что в предыдущих разъяснениях по части применения норм главы 25.2 НК РФ Минфин России придерживался прямо противоположных позиций. При этом важно обратить внимание читателей журнала на то, что нормы федерального законодательства, на основании которых давались вышеуказанные разъяснения, не изменялись.

Так, например, в письме от 24.02.2005 N 03-07-03-02/9 Минфин России указывал на то, что согласно ст. 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Затем, обратив внимание налогоплательщиков на то, что по нормам ВК РФ такие виды водопользования подлежат обязательному лицензированию, Минфин России сделал следующий вывод: следовательно, плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств на основании лицензии на водопользование.

Теперь же в письме Минфина России от 20.12.2005 появилось существенное нововведение. Сначала Минфин России упомянул те же нормы ВК РФ и воспроизвел практически без изменений вышеуказанный вывод о том, что плательщиками водного налога признаются субъекты, которые осуществляют соответствующее водопользование на основании лицензии на водопользование, но добавил, что вместе с тем в случае осуществления организациями и физическими лицами специального и (или) особого водопользования, требующего лицензирования, без соответствующей лицензии водный налог уплачивается по ставкам, установленным ст. 333.12 НК РФ для данного вида водопользования.

Такой существенный поворот в, казалось бы, давно определенном вопросе заслуживает, по нашему мнению, более подробного рассмотрения.

Сразу обращает на себя внимание тот факт, что вышеуказанный вывод, сделанный в письме Минфина России, не подтвержден ссылкой ни на положения НК РФ, ни на положения какого-либо другого нормативного правового акта.

Получается, что Минфин России произвольно распространил действие ВК РФ и НК РФ на соответствующих субъектов отношений в сфере водопользования и налогообложения и собственными разъяснениями подправил имеющиеся, по его мнению, недостатки норм налогового законодательства, что вносит, в свою очередь, неясность в правоприменительную практику.

Видимо, при подготовке такой позиции у Минфина России имелись какие-то другие, не известные широкому кругу лиц, правовые основания.

Напрашивается вопрос: является ли реализация данного подхода положительной для налоговых органов? С одной стороны, это значительно упрощает их работу и помогает значительно увеличить собираемость водного налога. Ведь многие водопользователи, фактически подпадающие под сферу действия соответствующих положений ВК РФ, не имеют лицензии и соответственно не уплачивают водный налог.

С другой стороны, как уже отмечено выше, отсутствуют, по нашему мнению, какие-либо правовые основания для того, чтобы считать позицию, занятую Минфином России, правомерной. В данном случае необходимо учитывать положения ст. 4 НК РФ, которая предусматривает возможность федеральных органов исполнительной власти принимать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Письма Минфина России, безусловно, не могут рассматриваться в качестве нормативного правового акта и, следовательно, не могут применяться в качестве основания для возникновения соответствующих налоговых правоотношений.

Однако вполне вероятно, что на практике такой подход будет проигнорирован налоговыми органами и у субъектов отношений водопользования не останется иного выхода, как оспаривать действия налоговых органов в судах, которые также далеко не всегда при принятии решений руководствуются правовыми нормами и стараются соблюсти «бюджетный интерес» любой ценой.

Возвращаясь к рассматриваемой нами позиции, хотелось бы отметить следующее.

Даже если и принять во внимание изложенный в письме Минфина России от 20.12.2005 подход и согласиться с мнением о правомерности взимания водного налога при отсутствии лицензии, то остается ряд ситуаций, когда только при наличии лицензии можно установить виды водопользования, подлежащие (или не подлежащие) обложению водным налогом. Приведем для примера несколько подобных случаев.

1 . Статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации установлено, что судоходство — это деятельность, связанная в том числе с использованием судов для проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых и других подобных работ.

Подпунктом 11 п. 2 ст. 333.9 НК РФ установлено, что использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений, не признается объектом налогообложения. Таким образом, от обложения водным налогом освобождаются только конкретные виды работ, связанные с судоходством. На практике нередко песок и глина добываются из реки непосредственно с судов . В связи с этим возникает вопрос: каким образом можно определить, связано это с эксплуатацией судоходных путей или нет?

Поскольку при добыче песка и глины осуществляется использование акватории водных объектов, то выемка этих полезных ископаемых должна рассматриваться как объект налогообложения в соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 333.9 НК РФ. Однако даже если в лицензии содержится запись о том, что вышеуказанная выемка песка и глины из русла реки связана с необходимостью проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей, то для исчисления водного налога отсутствуют правовые основания. Если же в лицензии, наоборот, отражено, что организация вправе добывать глину и песок с использованием технических средств (в данном случае — судна) для своих нужд (то есть с использованием технических средств, не связанных с эксплуатацией судоходных водных путей ), то водный налог исчисляется и уплачивается в общеустановленном порядке. Предположим, что лицензия у организации отсутствует. В таком случае возникает вопрос: каким образом возможно установить истинные цели такого водопользования? Напрашивается очевидный ответ: только наличие лицензии может служить основанием для налоговых органов для определения целей деятельности организации для произведения соответствующих расчетов.

2. В соответствии с подпунктом 13 п. 2 ст. 333.9 НК РФ не признается объектом налогообложения забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

Иными словами, из объекта налогообложения исключен конкретный вид водопользования (забор воды) для определенных целей (например, полива соответствующих земель и т.д.). Для подтверждения вышеуказанного факта также необходима соответствующая запись в лицензии на право пользования водным объектом.

3 . Организация А имеет единую производственную цепочку с другой самостоятельной организацией Б, имеющей лицензию на забор воды. Поэтому водоснабжение организации А осуществлялось через водозаборные сооружения организации Б. Возникает вопрос: кто должен уплачивать водный налог, учитывая также то обстоятельство, что деятельность организации Б носит сезонный характер, а организация А и в период прекращения совместной деятельности с организацией Б продолжала использовать водозаборное оборудование для забора воды для собственных нужд?

По нашему мнению, этот вопрос следует решать с учетом следующих обстоятельств. Лицензия была оформлена на одну организацию Б. Следовательно, организация А, не обладающая лицензией, не может рассматриваться в качестве плательщика водного налога.

Если же руководствоваться новым подходом Минфина России, то окажется, что за пользование одним и тем же водным объектом необходимо представлять декларацию и исчислять водный налог и организации А, и организации Б, поскольку одна из них имела лицензию и согласно нормам главы 25.2 НК РФ являлась налогоплательщиком, а вторая осуществляла самовольное (с точки зрения Минфина России) водопользование.

Для обеспечения водопользования в рамках закона и последующей уплаты налога организация Б может передать организации А свои права на пользование водным объектом на основании распорядительной лицензии. Порядок передачи таких прав и выдачи вышеуказанной лицензии предусмотрен п. 30-43 Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 N 383. Кроме того, организация А имеет возможность оформить самостоятельную лицензию на водопользование и стать, таким образом, самостоятельным водопользователем, а следовательно, — налогоплательщиком.

Смотрите так же:  Пенсия инвалидам 3 группы в 2020 году в крыму

С учетом вышеизложенного еще раз целесообразно указать, что положения главы 25.2 НК РФ подтверждают необходимость рассмотрения условия о наличии лицензии при отнесении водопользователей к плательщикам водного налога и определении правильности расчета его суммы.

Следует также отметить, что согласно ст. 31 и 93 НК РФ налоговые органы имеют право требовать от налогоплательщика или налогового агента пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Лицензия на водопользование относится к числу таких документов. Поэтому в самой форме налоговой декларации по водному налогу, утвержденной приказом Минфина России от 03.03.2005 N 29н, в разделах 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4 предписано указывать серию, номер и вид лицензии на водопользование.

При этом Минфин России в письме от 20.12.2005 также указывает на необходимость использования соответствующих сведений, содержащихся в лицензии, для правомерности применения самых низких налоговых ставок при водоснабжении населения. Так, в письме указывается, что » налогоплательщиками водного налога, применяющими ставку водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу куб. метров воды, признаются организации и физические лица, осуществляющие забор воды из водного объекта на основании лицензии на водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (водоснабжения жилищного фонда), в которой отражены сведения о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним, а также лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения), установленные для указанной цели, и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Объектом налогообложения водным налогом за забор воды из водного объекта признается объем фактически забранной воды для указанной в лицензии цели «.

Казалось бы, этот абзац письма логически безупречен. Однако в следующем отмечено: » Если в лицензии не указано соответствующее целевое использование воды или водопользование в указанных целях осуществляется без лицензии, то налоговые ставки за пользование водными объектами, связанное с забором воды для населения в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров, не применяются и налогообложение производится по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 333.12 Кодекса».

Иными словами, вновь говорится о том, что для признания водопользователя налогоплательщиком (соответственно — для уплаты налога) наличие лицензии не является обязательным, а ее наличие необходимо только для подтверждения права на применение низкой налоговой ставки.

В противоречие с этим выводом, по нашему мнению, вступает другой абзац письма Минфина России от 20.12.2005, согласно которому осуществление организациями и физическими лицами водопользования без лицензии (разрешения) в период переоформления лицензии на водопользование [при условии направления соответствующих документов на переоформление до истечения срока действия предыдущей лицензии (разрешения)] подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

То есть, по сути, не было необходимости оговаривать в рассматриваемом письме порядок налогообложения в период оформления лицензии, если, по мнению Минфина России, и без нее должен быть исчислен и уплачен водный налог.

Но этот абзац письма Минфина России от 20.12.2005 будет совершенно не лишним, если рассматривать его с учетом содержания п. 7 ст. 85 НК РФ:

«7. Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.»

По нашему мнению, здесь прослеживается очевидная связь между налогообложением и наличием прав на осуществление законной деятельности, подтверждаемой в ряде случаев только наличием оформленных в установленном порядке разрешительных документов (лицензий).

Для аналогии приведем порядок определения плательщиков при пользовании другими видами природных ресурсов. Например, в Законе РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» содержатся четкие положения о взаимосвязи факта выдачи лицензии с признанием на этом основании лица пользователем недр и исходя из этого статуса — плательщиком налога на добычу полезных ископаемых и плательщиком других неналоговых платежей при пользовании недрами. Так, общим основанием для признания плательщиком вышеуказанных налога и платежей является норма ст. 9 Закона РФ «О недрах», в соответствии с которой лицо приобретает статус пользователя недр с момента государственной регистрации лицензии на право пользования участком недр.

В соответствии со ст. 334 НК РФ налогоплательщиками признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели. Исходя из этого закономерен вывод, что отсутствие лицензии на право пользования недрами означает, что у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате этого налога, поскольку в данном случае лицо не может быть идентифицировано в качестве плательщика указанного налога.

В главе 25.1 НК РФ, установившей налоговые сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, имеется несколько положений, увязывающих порядок определения плательщиков этих сборов и сумм платежей с лицензированием соответствующей деятельности.

Плательщиками вышеуказанных сборов признаются согласно ст. 333.1 НК РФ организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

При этом плательщики — пользователи объектами животного мира уплачивают сумму сбора при получении соответствующих разрешительных документов. В соответствии со ст. 333.5 НК РФ плательщики — пользователи водными биологическими ресурсами уплачивают разовый взнос также при получении лицензии (разрешения), а регулярные взносы — в течение всего срока действия разрешительных документов.

Таким образом, наличие вышеуказанных документов является основным условием для признания пользователя плательщиком сборов и далее служит необходимым условием для соблюдения порядка уплаты этих сборов.

В заключение приведем отдельные положения статей Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), предусматривающие как необходимость получения соответствующих лицензий при осуществлении определенных видов деятельности, так и ответственность за ведение деятельности без их оформления.

Так, ст. 49 ГК РФ предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Следовательно, если водопользователь не имеет лицензии, к нему должны применяться соответствующие положения гражданского законодательства — в части возмещения ущерба и законодательства об административных правонарушениях — в части осуществления такой деятельности с нарушением установленного порядка. Так, ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях посвящена установлению мер ответственности за такое правонарушение, как самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии).

Самовольное занятие водного объекта или его части, пользование ими без разрешения (лицензии), если получение таковых предусмотрено законом, а равно без заключенного в соответствии с законом договора либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) или договором, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на должностных лиц — от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц — от пятидесяти до ста МРОТ.

Кстати, об этом также упоминается в письме Минфина России от 20.12.2005.

Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 61 ГК РФ предусмотрена ликвидация юридического лица, которая может быть осуществлена по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

Вышеприведенное позволяет сделать вывод о том, что отношения, связанные с осуществлением вышеуказанного вида деятельности без лицензии, подпадают под сферу действия гражданского законодательства и законодательства об административных правонарушениях, но не подпадают под сферу действия законодательства о налогах и сборах.

Полагаем, что письмо Минфина России от 20.12.2005, несмотря на то что оно издано федеральным органом исполнительной власти, не может использоваться в правоприменительной практике в качестве основания для возникновения налоговых правоотношений.

При этом нельзя согласиться с мнением о приоритетности бюджетных интересов и необходимости взимать налоги и сборы независимо от того, будут формально соблюдены отдельные положения НК РФ или нет; главное — наличие возможности «подтянуть» те или иные отношения под сферу действия НК РФ.

Наличие подобных позиций некоторых представителей федеральных органов исполнительной власти, явно вступающих в противоречие с положениями федеральных законов, отнюдь не способствует росту авторитета государства и доверию налогоплательщиков к системе законодательства о налогах и сборах.

Пример расчета водного налога (порядок исчисления, сроки)

Сроки исчисления и уплаты водного налога

Отчет по водному налогу является ежеквартальным, и рассчитывают налог тоже поквартально, принимая в расчет данные, сформировавшиеся за последние 3 месяца. Исчисление суммы осуществляется непосредственно в налоговой декларации, которую представляют в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В такие же сроки производят и уплату налога.

Если объект налогообложения отсутствует, то обязанность подавать декларацию в этом случае не наступает (письмо Минфина России от 23.06.2016 № 03-02-08/36474).

О том, какой еще отчет формируется в связи с водопользованием, читайте в материале «Порядок и образец заполнения формы 2-ТП водхоз (нюансы)» .

Куда уплачивают и как рассчитать водный налог

Водный налог — платеж федерального уровня. Оплату его производят по месту нахождения объекта водопользования.

Расчет водного налога осуществляют применительно к четырем видам водопользования:

  • забору воды;
  • использованию акватории (исключая лесосплав);
  • использованию гидроэнергетических ресурсов;
  • лесосплаву.
  • Они имеют разные базы расчета и разные налоговые ставки.

    Базой для забора воды служит ее фактический объем. Базу по использованию акватории определяют площадью использования этой акватории. База по гидроэнергетике — объем выработанной электроэнергии. База по лесосплаву является расчетной величиной, зависящей от объемов сплавленного леса и расстояния сплава.

    Базовые ставки водного налога по видам водопользования указаны в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. С 2015 года к ним применяют повышающий коэффициент, установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ на период 2015–2025 годов.

    Кроме того, к ставкам могут применяться дополнительные увеличивающие коэффициенты в следующих случаях:

  • при сверхлимитном заборе воды — 5-кратный коэффициент;
  • отсутствии средств измерения объемов забранной воды — коэффициент 1,1;
  • заборе подземных вод для их дальнейшей продажи — 10-кратный коэффициент.
  • При одновременном применении нескольких коэффициентов их следует перемножить. Полученную таким образом ставку округляют до целых значений.

    Для забора воды в целях водоснабжения населения существует льготная ставка (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Повышенный коэффициент к ней до 2026 года не применяют.

    Порядок исчисления водного налога для всех видов водопользования достаточно прост: налоговую базу умножают на ставку, скорректированную на повышающий коэффициент, значения которого указаны в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. Если есть необходимость во введении дополнительных повышающих коэффициентов, то ставку рассчитывают с их учетом.

    О ставках, действительных для 2020 года, читайте в статье «Каковы ставки водного налога на 2020 год?» .

    Пример расчета водного налога по забору воды

    Предположим, что организация имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины, расположенной в бассейне реки Печора и оборудованной средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования составляет 320 000 куб. м. Организация за 1-й квартал 2020 года осуществила забор 360 000 куб. м воды. Рассчитаем сумму водного налога за 1-й квартал 2020 года.

    В течение квартала организация допустила забор сверхлимитного объема воды. Его величина составляет:

    360 000 – 320 000 = 40 000 куб. м.

    Из-за наличия сверхлимитного объема налог будет складываться из двух составляющих:

    1. По объему в пределах лимита налог составит:

    320 000 куб. м ? 300 руб. / 1 000 куб. м ? 2,01 = 192 960 руб.,

    320 000 куб. м — объем воды в рамках лимита водопользования;

    300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;

    2,01 — коэффициент, применяемый к ставке для 2020 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.

    2. По объему сверх лимита налог составит:

    40 000 куб. м ? 300 руб. / 1 000 куб. м ? 2,01 ? 5 = 120 600 руб.,

    40 000 куб. м — объем воды сверх лимитированного значения;

    2,01 — коэффициент, применяемый к ставке для 2020 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ;

    5 — коэффициент, применяемый к ставке для сверхлимитного объема в соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ.

    Таким образом, за 1-й квартал 2020 года организации в срок до 22.04.2020 придется уплатить в бюджет сумму водного налога, равную:

    192 960 + 120 600 = 313 560 руб.

    Итоги

    Водный налог необходимо рассчитывать и отчитываться по нему при наличии объекта обложения этим налогом. Считают его поквартально, беря в расчет данные последнего квартала, путем умножения базы на ставку. Выбор ставки и базы налогообложения обусловливается конкретным видом водопользования и принадлежностью к определенному объекту. К ставке применяются законодательно установленные повышающие коэффициенты.

    Водный налог в 2020-2020 годах — сроки и порядок уплаты, ставки

    Водный налог платят организации и предприниматели, использующие водные объекты РФ. Из материалов нашей рубрики, посвященной этому налогу, вы узнаете о перечне объектов обложения, нюансах расчета и уплаты налога, а также сроках его перечисления и размерах ставок.

    Какая глава Налогового кодекса регулирует взимание водного налога

    Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.

    Смотрите так же:  Договор на гнб

    Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.

    Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:

  • До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
  • С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.
  • В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.

    С каким коэффициентом рассчитывается водный налог в 2017 году, узнайте из сообщения «Водный налог 2017: что нового?».

    Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2020–2020 годах

    Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.

    Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).

    Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.

    Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.

    Водным налогом не облагается использование воды:

  • для тушения пожаров;
  • ликвидации стихийных бедствий;
  • нужд сельского хозяйства.
  • Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.

    Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.

    В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.

    Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье.

    НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.

    Когда можно применять пониженные ставки по водному налогу, узнайте из статьи «Существуют ли налоговые льготы по водному налогу?».

    Порядок расчета водного налога согласно НК РФ

    Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.

    Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:

  • по гидроэлектростанциям нужно платить за количество произведенной гидроэлектроэнергии, то есть за каждую 1 000 киловатт-часов энергии;
  • если вы используете акваторию, то платите за каждый квадратный километр водной глади (по данным договора использования воды и технической документации);
  • при заборе воды вы заплатите за каждую 1 000 кубометров воды.
  • Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:

    • для бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе ставка по забору воды равна 294 руб. за 1 000 кубометров;
    • а для реки Оби в том же экономическом регионе — 282 руб. за 1 000 кубометров воды.
    • Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.

      Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2020 году, узнайте здесь.

      Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.

      Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности

      Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.

      ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.

      Отчетность по водному налогу сдается каждый квартал. Для того чтобы вы могли правильно заполнить декларацию, мы подготовили статью-подсказку. Форму декларации можно увидеть и скачать в материале «Декларация по водному налогу 2017». Для проверки правильности заполнения воспользуйтесь контрольными соотношениями. О том, где их посмотреть, читайте в публикации «Опубликованы контрольные соотношения по водному налогу».

      Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.

      Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.

      За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики «Водный налог».

      Водный налог

      Водный налог — налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

      Объект налогообложения

      Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:

      забор воды из водных объектов;

      использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

      использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

      использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

      Не признаются объектами налогообложения:

      забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

      забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

      забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

      забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

      забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

      использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

      использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

      использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

      использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

      использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

      использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

      особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

      забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

      забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

      использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

      Налоговая база

      По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

      При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

      При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

      При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

      При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

      Налоговые ставки

      Ставки водного налога согласно НК РФ установлены в рублях за единицу налоговой базы.

      Ставки зависят от вида водопользования и устанавливаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:

      при заборе воды мира;

      при использовании акватории;

      при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

      при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;

      при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.

      Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

      с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно — в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

      с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно — в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

      с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно — в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

      с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно — в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

      с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно — в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

      с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно — в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

      с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно — в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

      с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

      с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

      с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

      с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно — в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

      Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

      При этом ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов РФ ставки, определенные Налоговым кодексом, не могут быть изменены (увеличены или уменьшены).

      Общая сумма налога определяется как результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.

      Налоговый период по водному налогу

      Налоговым периодом по водному налогу признается квартал.

      Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения (по месту осуществления водопользования) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, то есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

      Срок представления налоговой декларации по водному налогу

      Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога, — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

      Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *