Заявление в фас 44-фз

Как составить жалобу в ФАС

Кто и когда может пожаловаться: нормативная база

  • регламент рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
  • правила возврата обеспечения, блокирования операций по счету участника;
  • требования к пакету документов, представляемых участниками, либо к размерам и способам обеспечения заявки или исполнения контракта.
  • Как правильно подать жалобу в УФАС в электронном виде

    Подавать можно и электронную жалобу, подписанную цифровой подписью. Заверяет ее либо сам заявитель, либо его представитель. В последнем случае дополнительно подается доверенность. Отправить заявление можно двумя способами: через официальный сайт службы или на почту [email protected]

  • информация о лице, чьи действия/решения обжалуются;
  • номер закупки, если только не обжалуются действия оператора электронной площадки;
  • Для удобства представляем допустимые сроки направления писем в ФАС в связи с нарушением норм 44-ФЗ в виде таблицы

    Действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего

    В любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке:

  • либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе;
  • Такие же сроки предусмотрены для обнародования материалов в сети Интернет. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.10.2015 N 1148, информация о нарушениях закона 44-ФЗ должна фиксироваться в ЕИС в сфере закупок. ФАС Москвы реестр жалоб дублирует. На специальной странице ведомства можно найти и уведомления о приеме писем к рассмотрению, и более ранние решения по похожим ситуациям.

    Добавим, что каждый имеет право на защиту в суде. Обращаться с иском надо до истечения трех месяцев со дня, когда участник узнал о нарушении своих прав и интересов.

    Участники торгов, контролирующие организации и объединения юрлиц могут обжаловать решение, действие или бездействие заказчика, оператора электронной площадки, членов аукционной комиссии, контрактного управляющего. Все обращения на нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок рассматривает ФАС России.

  • способ и условия определения победителя;
  • процедура и сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок;
  • Обязательными сведениями являются:

  • данные о заявителе, включая почтовый адрес, e-mail, телефон;
  • На сайте ведомства есть образец, как должна выглядеть жалоба в УФАС по 44-ФЗ.

    Действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, допущенные при проведении электронного аукциона

    • либо протокола проведения такого аукциона в случае признания его несостоявшимся
    • Содержание документации о закупке

      Действия (бездействие) оператора электронной площадки, связанные с аккредитацией участника закупки на электронной площадке

      В течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия)

      Процедура рассмотрения заявлений состоит из нескольких этапов: предварительного ознакомления, изучения материалов по существу, изготовления и направления текста решения. На первый этап дается 2 рабочих дня. В это время заявителю и лицам, чьи действия оспариваются, направляется информация о дате и месте рассмотрения жалобы. Предприниматель может лично присутствовать на заседании либо отправить туда своего представителя.

      На изучение материалов антимонопольщикам дается 5 рабочих дней. Еще 3 рабочих дня придется подождать, пока будет подготовлено решение.

      Когда могут отказать

    • Жалуется лицо, которое не участвовало в процедурах закупки. Фактически его права нарушены не были, поэтому рассматривать обращение не станут.
    • Пропущены сроки. В таком случае обжаловать решение, действие или бездействие можно только в суде.
    • В одном заявлении содержатся указания на нарушения по нескольким разным процедурам. В рассмотрении такого дела откажут, поскольку в одном заявлении должны содержаться противоправные факты только в ходе одной закупки.
    • В законе 44-ФЗ не дается отдельный список нарушений, когда участник торгов имеет право пожаловаться. Но его достаточно легко определить с помощью КоАП РФ, поскольку за каждый проступок законодатель предусмотрел наказание. Итак, обратиться можно, если нарушены:

    • порядок определения начальной цены контракта;
    • сроки обнародования информации и документов в ЕИС;
    • процедура заключения, изменения или расторжения контракта;
    • порядок проведения е-аукциона или порядок аккредитации на него;
    • Основополагающий нормативный акт для предпринимателя, который решил пожаловаться на нарушение закона 44-ФЗ, — Приказ ФАС России № 727/14 от 19.11.2014. Из него следует, что обращение составляют на русском языке и обязательно в письменной форме.

    • причина обращения;
    • документы, подтверждающие доводы заявителя;
    • перечень прилагаемых бумаг.
    • Рекомендуем посмотреть и реальный пример — жалоба УФАС ООО «Глисон».

      Чтобы на просьбу предпринимателя отреагировали, она должна соответствовать не только требованиям к содержанию. Ее еще надо подать с соблюдением конкретных сроков. Иначе ведомство откажет, и обжаловать решения или действия заказчика удастся только в суде.

      В какие сроки подавать

      В любое время после размещения в ЕИС плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола

    • протокола подведения результатов такого аукциона;
    • До окончания установленного срока подачи заявок

      Действия (бездействие), совершенные при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта

      Конкретные сроки не установлены — главное успеть до заключения контракта

      Сколько ее будут рассматривать

      Существует несколько причин, по которым могут отказать в рассмотрении заявления.

      1. Обращение по тем же фактам уже было, и решение по нему вынесено.
      2. Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ

        «Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ»

        Прежде всего хотелось отметить, что Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

        Так, в случае если заказчиком не исполняются нормы Закона о контрактной системы при осуществлении закупки, у любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц имеется право обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, закупочной комиссии, ее членов, членов контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

        При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика в контрольный орган в сфере закупок не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

        Жалобы подаются и рассматриваются согласно административному регламенту антимонопольной службы №727/14 от 19.11.2014г. и статьи 105 Закона № 44-ФЗ.

        Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи. Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд. Но считаю необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.

        Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в антимонопольный орган:

      3. жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
      4. жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
      5. если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта — до заключения госконтракта;
      6. жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.
      7. жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.
      8. Так, к первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.

        Ко второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).

        К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.

        К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.

        В жалобе необходимо прописывать:

      9. номер извещения о закупке на официальном сайте;
      10. информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
      11. обжалуемые действия заказчика;
      12. список прилагаемых документов.
      13. Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.

        Неофициальные рекомендации по составлению жалобы:

      14. доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
      15. желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.
      16. В случае, если жалоба будет признана не соответствующей требованиям ч.8 ст. 105, антимонопольный орган в течение двух рабочих дней возвращает жалобу заявителю. Причины возврата могут быть разными, в том числе отсутствие подписи в жалобе либо не тем лицом, упущение сроков на обжалование, не указание должным образом информации об обжалуемой закупке, отсутствие сведений о Заказчике, доводов жалобы.

        Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ

        Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры. Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать. Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.

        Кроме того, Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Также Заявитель вправе отозвать свою жалобу на любом этапе рассмотрения до принятия решения контролирующим органом.

        По результатам обжалования действий заказчика контрольным органом в сфере закупок антимонопольным органом может быть принято одно из следующих решений:

      17. признание жалобы необоснованной;
      18. признание жалобы обоснованной, в том числе частично обоснованной и, в случае необходимости, выдать предписания об устранении допущенных нарушений.
      19. К слову сказать, что в Калмыцкое УФАС за период I полугодия 2017 года поступило 112 жалоб, из них 47 были признаны обоснованными, 53 — необоснованными, 12-возвращены и отозваны.

        Так, при рассмотрении жалоб наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям. Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика. При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки. Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника. При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности.

        Хотелось бы привести несколько примеров из практики:

      20. Так, к примеру в Жалобе заявителем указано, что имеются Избыточные требования в ТЗ, превышающие ГОСТы по позициям «бинт марлевый», «маски одноразовые», «вата медицинская» и др.
      21. Позиция заказчика по данному поводу, что Требования к товарам установлены исходя из потребностей заказчика.

        Позиция УФАС. Заказчик был обязан придерживаться требований ГОСТ 1172-93 (по бинтам), ГОСТ 5556-81 (по вате) и т.д. Если заказчик требует продукцию «лучше ГОСТа», документация должна содержать обоснование таких повышенных требований. Признать жалобу обоснованной, закупку аннулировать.

      22. Позиция заявителя. Права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, выразившимися в присвоении низкой оценки заявке заявителя на участие в конкурсе по нестоимостному критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия.
      23. Позиция заказчика. Комиссия присвоила заниженный балл по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» одному из участников, поскольку при выполнении им ремонтно-реставрационных работ на ином объекте культурного наследия этим участником была нарушена технология выполнения работ, о чем известно заказчику.

        Позиция УФАС. Поскольку порядком оценки не установлено условие о снижении балла участникам закупки по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» при ненадлежащем исполнении иных контрактов, комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников конкурса. Также ФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в конкурсе. ФАС России также установила, что заявка победителя незаконно была допущена к участию в закупке, поскольку договор аренды недвижимого имущества, представленный в заявке победителя, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований. «, так как не зарегистрирован в установленном порядке. По условиям документации срок действия договора аренды недвижимого имущества должен составлять не менее 2 лет.

      24. Позиция заявителя. Заказчиком неверно выбран способ закупки — запрос предложений, так как ранее были проведены электронный аукцион (признан несостоявшимся) и запрос предложений (отказано в согласовании закупки у единственного участника запроса предложений). Проведение запроса предложений по результатам несогласованного запроса предложений недопустимо. Кроме того, заказчиком изменен объект закупки, а именно изменены сроки выполнения работ и увеличена начальная (максимальная) цена контракта.
      25. Позиция заказчика. Запросы предложений проводились в результате признания электронного аукциона несостоявшимся на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Объект закупки не был изменен, так как виды и объемы работ не были изменены. Изменение начальной (максимальной) цены контракта произошло в связи с подготовкой обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка.

        Позиция УФАС. Согласно письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. N Д28-и/1889 (п. 74) проведение запроса предложений в данном случае недопустимо. В части изменения объекта закупки документацией определено, что описание объекта закупки указано в проекте контракта. Таким образом, заказчик предполагает, что объем, сроки и начальная (максимальная) цена контракта являются описанием объекта закупки. Исходя из этого, объект закупки был заказчиком изменен, так как изменились существенные условия контракта — срок выполнения работ и начальная (максимальная) цена контракта.

        Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

        Вместе с тем, любой участник жалобы в праве обжаловать решения ФАС в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ. Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений. Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.

        Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.

        Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.

        Дополнительно в заявлении указывают:

      26. название территориального УФАС;
      27. название, номер, дата решения по жалобе;
      28. ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
      29. законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
      30. требование о признании решения недействительным.
      31. К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.

        В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления. Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.

        Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке.

        В завершении своего выступления, хотелось бы отметить, что подать жалобу в Калмыцкое УФАС России можно нарочно по настоящему адресу либо на электронный адрес: to [email protected] fas . gov . ru

        Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: как правильно составить и подать

        Информацию о том, как писать жалобу в антимонопольную службу, можно найти в нормативных документах, однако сведения эти довольно скупы и требуют пояснений. Никакого образца или примера такой жалобы, то есть, так называемой «рыбы», официально не утверждалось, но практика выработала определенную форму. Все вместе это дает понимание о том, как правильно составить и подать жалобу.

        Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

        Официальные требования к жалобе

        Требования к написанию, подаче и рассмотрению жалобы содержатся в:

      32. статьях 105 и 106 Закона № 44-ФЗ;
      33. Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
      34. Приказе ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
      35. Требования к содержанию жалобы

        Приведены в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:

      36. данные заказчика: наименование, адрес и номер контактного телефона (если известен);
      37. тоже самое о заявителе жалобы, плюс номер факса (при наличии);
      38. указание на закупку. Здесь нужно пояснить, что, по мнению чиновников, жалоба должна подаваться на одну конкретную закупку. Поэтому указывать несколько номеров закупок при подаче жалобы не следует. В противном случае антимонопольная служба будет вправе ее вернуть без рассмотрения. Такие разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 29.07.2015 № Д28и-2221;
      39. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика и доводы жалобы. По мнению антимонопольных органов, из данного пункта следует, что заявитель обязан указать, каким именно нормам законодательства о контрактной системе не соответствуют действия заказчика. Если этого не сделать, жалобу могут оставить без рассмотрения. Примером является Решение Архангельского УФАС России от 24.08.2016 по делу № 321мз-16. Однако суды с этим не согласны, обращая внимание на то, что п. 4 ч. 8 ст. 105 не содержит таких требований (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 № 305-КГ16-15126). Тем не менее, поскольку речь в жалобе в любом случае будет идти о том или ином нарушении Закона № 44-ФЗ, то для убедительности стоит написать, какие именно нормы закона были нарушены заказчиком и каким образом.
      40. Пример

        При формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующее нарушения положений Закона о контрактной системе:

      41. во-первых, на участника закупки, одержавшего победу в электронном аукционе, возложена обязанность по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако это нарушает требования ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой у заказчика возникает обязанность вернуть данные денежные средства по истечении срока, указанного в контракте.
      42. во-вторых, заказчиком установлено требование о предоставлении информации о средней численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров или размере балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год, а также сведения о долях учредителей в уставном капитале. Однако это не предусмотрено ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе не допускается.
      43. в-третьих, заказчиком неправомерно возложена дополнительная обязанность на исполнителя по замене обеспечения исполнения контракта, не предусмотренная Законом о контрактной системе.
      44. Пример заимствован из Решения Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796, которым данные доводы жалобы были признаны обоснованными.

        Эти пункты являются требованиями к содержанию жалобы, приведенными в Законе № 44-ФЗ. Однако ряд вещей в них не оговорен. Например, в какой антимонопольный орган подавать жалобу? Этот пробел устранен в вышеназванном Административном регламенте, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.

        Общее правило таково: если закупка проводится для обеспечения региональных или муниципальных нужд, то жалоба направляется в региональное Управление ФАС по месту нахождения заказчика. Если закупка обеспечивает федеральные нужды, то документ адресуется в ФАС России. В приложении № 1 к данному Административному регламенту приведен список с адресами всех 82 Управлений, а также контактные центрального аппарата.

        Другой вопрос: что просить в жалобе? Ответ на него вытекает из положений ст. 106 Закона № 44-ФЗ, посвященной рассмотрению жалобы, поскольку в них указано, какие права есть у антимонопольных органов при ее рассмотрении. Исходя их этих положений, в жалобе нужно просить:

      45. приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу (если закупка еще не закрыта) или аннулировать его результаты (если они уже известны);
      46. провести внеплановую проверку (в любом случае);
      47. выдать заказчику, в результате действий которого нарушаются права и законные интересы участника закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений (в любом случае). Например, путем отмены решения о несоответствии заявки заявителя дополнительным требованиям к участникам закупки, или путем отмены решения об отстранении заявителя жалобы от участия в определении поставщика, или путем внесения изменений в документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме… и так далее, в зависимости от того, что вызвало недовольство заявителя и является предметом жалобы.
      48. Какие документы прикладывать к жалобе

        Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?

        Как минимум, к жалобе нужно приложить:

      49. доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
      50. документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.
      51. При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

        Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.

        Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).

        Срок подачи жалобы

        Сроки подачи жалобы описаны в п. 3-6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ и сводятся к следующему.

      52. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
      53. Жалоба на действия или бездействие заказчика, а равно уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего может быть подана не позднее чем через 10 дней с даты размещения:
    • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе,
    • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок,
    • протокола запроса предложений,
    • б) на электронной площадке:

    • протокола подведения результатов электронного аукциона
    • 3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.

      4. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

      По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.

      Сроки рассмотрения жалобы

      После регистрации поступившей жалобы, антимонопольный орган в течение 3-х рабочих дней уведомляет заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, и рассматривает ее в течение 5-ти рабочих дней. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

      Если результаты рассмотрения жалобы заявителя не устраивают, он вправе обжаловать его в арбитражном суде в течение 3-х месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

      Зарегистрируйтесь на курс профессиональной переподготовки « Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов » для руководителей и специалистов контрактных служб, контрактных управляющих, председателей и членов комиссий заказчика. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

      Как пожаловаться в ФАС по 44 ФЗ?

      Правила и порядок подачи жалобы в Федеральную Антимонопольную Службу регламентируется законом №44 Федерального закона. Сама по себе жалоба в ФАС не имеет строгой установленной формы, однако за годы практики подачи претензионного ходатайства выработалась определенная форма документа, который следует придерживаться.

      В данной статье мы ответим на следующие вопросы: как подача жалобы в ФАС регламентируется на законодательном уровне? какие особенности и нюансы следует учитывать при составлении ходатайства? какие документы необходимо приложить? каковы сроки подачи и рассмотрения заявления? Читайте далее.

      Законодательные требования к документу

      Правила составления, подачи и рассмотрения жалобы в Федеральную Антимонопольную Службу прописаны в следующих нормативных актах:

    • статьи 105-106 Закона №44 Федерального закона;
    • информация Федеральной Антимонопольной Службы России от 10 апреля 2014 года “Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;;
    • Приказ Федеральной Антимонопольной Службы России от 19 ноября 2014 года №727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
    • Инстанции обращения

      Что касается места обращения, то, согласно Закону, следует обратиться в одно из следующих:

    • Региональное Управление Федеральной Антимонопольной Службы, если закупки совершались для нужд конкретного региона;

    В этом случае жалоба подается по местонахождению заказчика.

  • Федеральное Управление Федеральной Антимонопольной Службы, если закупки совершались для нужд Федерации в целом.
  • Структурные особенности

    В соответствии с частью 8 статьи 105 Закона №44 Федерального закона, при составлении жалобы на неправомерные действия или проявление бездействия заказчика следует учитывать следующие структурные и содержательные особенности:

  • В “шапке” указывается следующая информация: реквизиты заказчика (наименование учреждения, адрес точного расположения, контактная информация). После прописываются реквизиты заявителя ( ФИО, адрес проживания, контактный телефон и номер факса (если есть);
  • Далее прописывается название одной закупки, из-за которой подается жалоба на заказчика. Не следует указывать сразу несколько наименований закупки, в противном случае велика вероятность, что работник антимонопольной службы вернет заявление (на основании письма Минэкономразвития России от 29 июля 2015 года № Д28и-2221), отказав в его рассмотрении;
  • После прописываются конкретные действия/проявление бездействия заказчика, из-за которых заявитель решил подать заявление. Крайне важно перечисленные нарушения подкрепить подходящими законодательными ссылками, подтверждающими правоту заявителя и основательность подачи претензии;
  • В части выдвижения требований необходимо сослаться на статью 106 Закона №44 Федерального закона, согласно которой заявитель вправе предъявить ФАС исполнение следующих требований: временно прекратить деятельность поставщика до момента, пока жалоба не будет рассмотрена полностью или вовсе аннулировать результаты (если они уже известны); организовать проведение внеплановой проверки; выдать заказчику документ, в котором говорится о необходимости в установленные сроки устранить выявленное нарушение;
  • В части “Приложения” следует перечислить прилагаемые к жалобе документы (какие именно, читайте в следующем разделе);
  • В самом конце указывается дата подачи документа и личная подпись заявителя.
  • Образец

    Необходимая документация

    В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона №44 Федерального закона , к жалобе необходимо приложить документы, которые подтверждают указанные в основной части документа факты и обстоятельства. К таким документам могут относиться:

  • доверенность, в которой говорится о наличии полномочий на подписании заявления (жалобы);
  • документы, подтверждающие совершение закупки, указанной в основной части. Например, договор;
  • другие дополнительные документы (при наличии и необходимости);
  • Сроки

    Сроки подачи жалобы в ФАС представлены в пунктах 3-6 статьи 105 Закона №44 Федерального закона. Согласно им:

  • Претензионное ходатайство на документы о закупке должно подаваться в установленные сроки подачи подобных заявок;
  • Жалоба на неправомерные действия/бездействие заказчика подается в течение десяти суток с момента размещения в ЕИС и на электронной площадке;
  • Если закупки совершались на электронной площадке, срок подачи жалобы составляет тридцать суток с даты, когда неправомерные действия/бездействие было зафиксировано.
  • Что касается сроков рассмотрения жалобы, то они выглядят следующим образом:

  • После подачи жалобы в ФАС она проходит процедуру обязательной регистрации;
  • После этого, в течение трех суток заявитель получает уведомление о дате и времени рассмотрения поданного ходатайства;
  • Рассмотрение ходатайства занимает до пяти дней;
  • Результаты рассмотрения (решение) изготавливаются в течение следующих трех дней.
  • Подача жалобы в ФАС

    Главным образом ФАС России рассматривает следующие случаи:

    злоупотребление доминирующим положением;

    сговор с целью завышения цен;

    преференции со стороны органов власти по отношению к подрядчикам;

    навязывание дополнительных услуг;

    нарушение закона о рекламе.

    В чем заключается работа ФАС?

    На практике деятельность антимонопольной службы может быть очень полезна как простым людям, так и юридическим лицам.

    В сфере государственных закупок самым распространенным случаем является подача жалобы в ФАС на ошибки в документации и неправомерные действия заказчика

    Чтобы воспользоваться своими правами нужно, во-первых, их знать, а во-вторых, грамотно составить обращение в соответствующий орган.

    Порядок подачи жалобы в ФАС и в каких случаях ждать отказа?

    Существует два способа обращения в антимонопольную службу:

    жалоба – просьбу о защите прав или свобод заявителя;

    заявление – по сути, сообщение о нарушении закона. Заявитель может сообщать, как о нарушении непосредственно своих прав, так и о нарушениях, не касающихся его лично. Главное, чтобы вопрос, описываемый в заявлении, был в компетенции службы.

    В ФАС можно обращаться, как по почте, так и через интернет, заполнив форму на сайте ведомства. Жалобу, связанную с нарушениями в сфере государственных закупок можно подать либо в бумажном виде, либо в форме электронного документа на адрес электронной почты территориального контролирующего органа (управление ФАС в субъекте РФ).

    Данные для отправки жалобы в антимонопольный орган обычно указаны на сайте каждого УФАС.

    Наши специалисты помогут Вам составить жалобу в ФАС для защиты Ваших интересов в торгах.

    Сроки подачи жалобы в ФАС

    Срок подачи жалобы в ФАС, согласно 44-ФЗ составляет 10 дней с момента размещения в Единой информационной системе итогового протокола. В течение 2 дней после подачи жалобы, информация о ней размещается в ЕИС, а также направляется уведомление лицам, участвующим в рассмотрении ( заявителю, заказчику, оператору электронной площадки):

  • о поступлении жалобы;
  • ее содержании;
  • о месте и времени ее рассмотрения.
  • В течение 5 рабочих дней контролирующий орган рассматривает жалобу по существу и выносит мотивированное решение. В течение 3 рабочих дней с даты принятия решения и, в случае выдачи предписания, с даты выдачи такого предписания, направляет копию решения и предписания участнику, подавшему жалобу, заказчику, а также оператору электронной площадки.

    Подготовка и подача жалобы в ФАС

    регламентированные сроки и защита интересов в суде

    Иногда обращение остается без ответа. Основания для этого четко оговорены законом:

    Вы не сообщите фамилию;

    Вы наберете текст одними заглавными буквами, латиницей или не разобьете его на предложения;

    Вы повторно обращаетесь с одним и тем же вопросом, не сообщая новые факты;

    Вы обращаетесь с вопросом по поводу решения суда.

    Как подавать жалобу в ФАС в электронном и письменном виде знают не все. И то, и другое должно содержать одинаковую информацию, отличаются они исключительно оформлением.

    Жалоба в ФАС — как оформить обращение?

    К подготовке пакета документов стоит подойти очень тщательно. Небрежность может стать козырем в руках вашего будущего оппонента, привести к затягиванию процесса рассмотрения.

    Составление жалобы в ФАС требует грамотности и терпения, если она подается письменно, то по установленной форме.

    Если речь идет о юридическом лице, то обращение пишется от лица представителя компании и заверяется его личной или электронной цифровой подписью.

    К жалобе прикладываются документы, подтверждающие вашу правоту, и их список.

    Текст обращения должен содержать ссылки на законодательные акты, подтверждающие Вашу точку зрения.

    Не забудьте об информации о Вас или о компании.

    В конце статьи Вы увидите образец жалобы в ФАС, составленной на фирменном бланке организации.

    Если обращение будет от юридического лица, то Вам потребуется фирменный бланк организации и также необходимо будет завизировать его как исходящий документ. Документ должен быть подписан подающим лицом или его уполномоченным представителем (в этом случае пакет документов должен содержать доверенность на право подписи).

    Порядок подачи жалобы в ФАС

    Когда подготовка окончена, нужно решить, каким образом будет подана жалоба: в электронном виде или в бумажном.

    При любом варианте необходимо помнить, что:

    Важно соблюсти сроки подачи.

    Вам необходимо подать жалобу в территориальный орган ФАС России, его адрес можно найти в интернете на официальном сайте службы.

    Уведомление о принятии жалобы к производству будет отправлено на Ваш адрес электронной почты, либо почтой России, а также размещено на сайте http://zakupki.gov.ru/ в Единой информационной системе.

    В принципе, порядок всегда один и тот же, хотя и имеет свои отличия в зависимости от того, какое нарушение совершено.

    Жалоба в ФАС по 223-ФЗ — новые условия с 2020 года

    Жалобы в ФАС на заказчика

    Участие в аукционах часто приводит к конфликтным и просто неоднозначным ситуациям. Желание какой-либо структуры оттеснить одного или нескольких участников, сговоры, затягивание сроков приема заявок – то, с чем часто встречаются, подрядчики. Если Вы столкнулись с подобной ситуацией, то обращаться нужно именно в антимонопольную службу.

    Важно понимать, кто в каком случае имеет право подать жалобу:

  • на содержание конкурсной документации — любое лицо;
  • на действия комиссии или заказчика при рассмотрении заявок, подведении итогов, проведении аукциона или иных действиях, совершенных после срока окончания подачи заявок — только лицо, подавшее заявку.
  • Формулировок жалоб немало. Каждая из них эффективна в конкретном случае. Их виды зависят от типа конкурса:

    заказ для федеральных нужд госорганами и органами, управляющими внебюджетными фондами: жалоба на поведение заказчика во время размещения заказа, его действие или бездействие;

    участвуя в закрытом конкурсе для потребностей субъекта РФ или муниципальных нужд, Вы также можете написать жалобу в ФАС на действия или бездействия заказчика;

    будучи участником электронного аукциона, Вы можете обжаловать действия оператора электронной торговой площадки, в том числе, если у вас возникли проблемы с аккредитацией.

    Совет: если Вы подаете жалобу в антимонопольную службу на нарушение законодательства о госзаказе, очень важно не терять времени из-за незнания формальностей. Именно поэтому лучший выход – доверить подготовку специалистам, обратившись в «РусТендер».

    Однако некоторые правила должен знать каждый. Мы перечислим только основные моменты, которые не ограничивают всего многообразия возможных ситуаций:

    Жалоба в ФАС на документацию должна быть подана до того, как закроется прием заявок на участие;

    она должна быть в письменной форме и заверена личной или электронной подписью;

    действия оператора ЭП обжалуются в течение 30 дней, а жалоба на заказчика должна быть подана до заключения контракта, в течение 10 дней с даты размещения итогового протокола;

    о месте и времени рассмотрения обращения Вы узнаете в течение двух дней после подачи документов.

    В ходе рассмотрения проводится проверка, по итогам которой Ваше обращение может быть признано обоснованным, необоснованным или частично обоснованным.

    В чем же главная цель подачи жалобы в ФАС? В выявлении нарушений закона: если таковые будут выявлены, то контракт не будет заключен до их устранения.

    Помощь при подготовке обращения

    Очень важно подготовить все необходимые документы оперативно и оформить их в соответствии с требованиями закона. От этого во многом зависит вероятность быстрого и благоприятного для Вас решения о нарушении в сфере госзаказа.

    Доверьтесь команде профессионалов компании «РусТендер». Наши специалисты обладают большим опытом работы в сфере госзаказа, а это значит, что мы сумеем обойти подводные камни и опасные мели. Хотите подать жалобу в ФАС? Просто оставьте на заявку на сайте или позвоните по бесплатному номеру 8-800-700-23-26 и мы:

    подготовим документы так, чтобы не допустить затягивания дела;

    подадим пакет документов с соблюдением всех сроков.

    Работа с нами – это оперативная помощь Вашему бизнесу. Наша компания оказывает целый комплекс услуг в сфере госзаказа и закупок государственных компаний. Нам есть что предложить, как опытным, так и начинающим игрокам.

    Образец жалобы в ФАС

    ©ООО МКК «РусТендер»

    Смотрите так же:  Осаго в чебоксарах на связи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *