Жалоба прокурору на решение суда по уголовному делу

Заключения, жалобы, иски: один день из жизни прокурора

Илья Алексеевич* закончил юридический колледж, затем очное отделение одного из ведущих юрвузов страны, и вот уже семь лет работает помощником городского прокурора. Сейчас в его обязанности входит участие в гражданских и административных процессах. В судах помощник прокурора имеет те же процессуальные права, что и прокурор: подает заявления в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, России, ее субъектов и мунобразований, а также вступает в процесс для дачи заключения по определенным категориям дел (ст. 45 ГПК). Большая часть рабочего дня Ильи Алексеевича проходит в районном суде.

Рабочие обязанности

Дела, по которым прокурор должен дать заключение, поступают регулярно, за год их набирается порядка 400 штук, говорит он. Чаще всего это выселения, лишения родительских прав, взыскания вреда – полный перечень установлен законом. Прокурор изучает каждое дело, чтобы затем во время процесса высказать свою точку зрения по спору. «Заявить, «что я оставляю принятие решения на усмотрение суда», не получится – за такое могут наказать», – отмечает Илья Алексеевич. Заключение, которое высказал на процессе, оформляется письменно и сдается курирующему прокурору. «Если суд принял решение, которое противоречит моему заключению, я готовлю апелляционное представление и подаю его в вышестоящую инстанцию. Считаю, что незаконное решение суда надо отменять в любом случае, даже если стороны им довольны. Обычно я честно предупреждаю суд и участников процесса об обжаловании. Как-то даже поспорил с судьей на шоколадку, что вышестоящая инстанция отменит решение, и выиграл», – рассказал прокурор. После вынесения решения он получает его копию и формирует надзорное производство – папку, в которой подшиты все документы по делу. Надзорные производства хранятся в канцелярии прокуратуры.

Заявления, подаваемые в суд самим прокурором, чаще всего рождаются из жалоб граждан и прокурорских проверок. «Например, к нам недавно обратился пенсионер, чью квартиру затопили соседи. В силу возраста он сам не может подать иск и выступить в суде, и мы взяли это на себя. Или мы проводили очередную проверку, в ходе которой выяснилось, что несколько лет назад администрация города бесплатно предоставила участок гражданину из другого региона, который якобы является инвалидом, но ничем это не подтвердил. Естественно, мы подали иск о признании решения администрации незаконным, его отмене и возврате участка», – рассказал Илья Алексеевич. Таких исков около 200 в год. По словам прокурора, это примерно в два с половиной раза меньше, чем было два года назад. «Сейчас от нас требуют, чтобы перед обращением в суд был проведен весь комплекс по урегулированию спора: направлено предостережение, внесено представление, рассмотрено административное дело о невыполнении законных требований прокурора (ст. 17.7 КоАП). Из-за этого произошло такое резкое снижение. Это очень правильно: не гнаться за «палками», не изводить бумагу, не плодить десятки одинаковых заявлений, чтобы увеличить статистику и создать видимость работы», – считает Илья Алексеевич.

По таким делам прокурор не только выступает в суде, получает решение, формирует надзорное производство, пишет и подает апелляционное представление (если судья отказал в иске), но и контролирует фактическое исполнение. «Раз в две недели я хожу в ССП и проверяю работу по нашим делам. Сначала не очень получалось, но я подкупил приставов тем, что не стремился по каждому нарушению принимать меры реагирования. Наоборот, всегда давал время на исправление ошибок. Постепенно отношения наладились. Теперь за исполнение наших решений я спокоен», – сообщил прокурор.

«За мной закреплено только одно направление – обеспечение участия прокурора в административном и гражданском процессах. Думаю, это редкость, поскольку многие мои коллеги из других районов осуществляют сразу несколько надзоров. Зато такое разделение труда даёт хорошие результаты. Например, наша прокуратура входит в число лидеров по качеству работы».

Прокурор также минимум 4 часа в неделю ведет прием граждан («Бывает, никто не приходит, а бывает, что по 10 человек собирается»), рассматривает поступающие к нему жалобы («Мне отписывают только административные жалобы и жалобы на исполнительное производство, всего порядка 20 штук в месяц»), читает лекции по правовому просвещению в учреждениях и СМИ («У каждого сотрудника должно быть по два выступления в месяц») и выполняет задания вышестоящей прокуратуры («Это около трёх докладных и отчетов каждый месяц»).

Рабочий день

Сегодня у Ильи Алексеевича 15 процессов. «Вообще, это довольно много. В среднем у меня по 7–10 гражданских дел в день, из них примерно по 4–6 нужно дать заключение и по 3–4 я выступаю в качестве истца. В пятницу судов, как правило, нет», – рассказывает он. Первое дело назначено на 09:00, следующее – уже на 09:05. Мы бегаем из кабинета в кабинет, предупреждая секретарей, где и во сколько у нас заседание. «Обычно судьи идут навстречу и не начинают процесс, зная, что я в это время нахожусь на рассмотрении в соседнем кабинете. Хотя за семь лет работы бывало, что слушания проходили без меня. Руководитель не считает совпадение времени уважительной причиной, приходится каждый раз писать объяснительные», – рассказывает Илья Алексеевич.

В перерывах прокурор получает копии решений (как правило, по делам, рассмотренным 3–4 месяца назад – другие еще не готовы), а заодно и повестки на участие в новых делах для дачи прокурорского заключения. Несколько раз слышатся просьбы судей принести флешку с исковым заявлением. Спрашиваю, просят ли проекты решений. «Раньше просили, но я сразу определил для себя, что не буду делать чужую работу. Иск – пожалуйста, а вот решение пишите сами», – отрезал прокурор.

Из 15 назначенных дел только два были рассмотрены по существу и еще одно оставлено без рассмотрения, остальные отложены. Многие процессы начинаются позже, из-за чего все расписание сдвигается по времени. Тем не менее, к 14:50 все судебные дела заканчиваются, и мы отправляемся в прокуратуру – большое современное здание по соседству.

Во второй половине дня у прокурора прием граждан. Возле кабинета уже ждет заявитель – женщина средних лет. Она рассказывает, что увидела по «Восьмому каналу» выступление экстрасенса Елизаветы, которая обещала помочь наладить здоровье. После звонка экстрасенсу женщина перевела 19 000 руб., с ней провели ритуал, однако целительница рекомендовала еще купить магический кристалл за 120 000 руб. – иначе болезни снова вернутся. Тут клиентка заподозрила неладное и решила посоветоваться с сотрудником прокуратуры. Илья Алексеевич объявил, что очевидны признаки мошенничества, но женщина отказывалась в это верить: «Елизавета была так убедительна, она не могла обмануть меня!». Прокурор практически заставил написать обращение, принял его и перенаправил в полицию для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Интересуюсь, часто ли заявители и стороны процесса благодарят за работу. «Например, если я даю заключение о согласии на усыновление или необходимость взыскания компенсации вреда, благодарят. А если прошу выселить или лишить родительских прав – ругают, обвиняют в некомпетентности, жалуются руководителю», – рассказал прокурор. Спрашиваю про зарплаты: «У сотрудников прокуратуры оклад 12 000–15 000 руб. в месяц, всё остальное – премии, доплаты, надбавки. Во время кризиса в 2014–2015 годах нам снизили все эти выплаты, начали чаще депремировать, некоторых сократили за счет объединения прокуратур. Но к 2016 году все нормализовалось. Сейчас я получаю порядка 60 000 руб. в месяц».

«Мне очень нравится моя работа. Это такой азарт – выйти на след нарушения, разобраться в нем, устранить. Я получаю удовольствие от самого процесса. Если при этом я кому-то помог, то всё не зря».

После приема заявителя прокурор занялся формированием надзорных производств, рассмотрением жалоб и составлением письменных заключений. На изучение дел, назначенных на завтра, осталось не больше часа. «К некоторым процессам можно подготовиться и за 10 минут, а на другие уходит несколько часов. Больше всего времени занимают споры о восстановлении на работе и возмещении вреда здоровью – по ним я всегда ищу, до чего докопаться», – отмечает прокурор.

«Я лет пять потратил на то, чтобы четко выстроить свою работу. И у меня получилось! Сейчас я уже практически не задерживаюсь после шести вечера. Исключения бывают во время выборов, сдачи отчетов или из-за срочного задания вышестоящей прокуратуры. А вот в первые годы заночевать в кабинете было привычным делом, раньше девяти я домой вообще не уходил», – вспоминает прокурор. После окончания вуза его поставили осуществлять надзор за несовершеннолетними: «Было очень сложно: опыта еще нет, работы много, функционал разнообразный: и рассмотрение обращений граждан, и проверки учебных заведений, и административные жалобы, и уголовные дела». Как раз в тот период Илья Алексеевич получил свое первое дисциплинарное взыскание: «Во время рассмотрения уголовного дела я заявил ходатайство об освобождении от ответственности в связи с изменением обстановки. Судья его отклонила и вынесла оправдательный приговор. Поскольку я не отказался от обвинения, пришлось написать массу объяснительных, спецдонесений, докладных, мне объявили замечание, заставили сдать тестирование на знания УК и УПК, депремировали, снизили надбавки за сложность и напряженность. Особенно забавно, что из-за этого я потерял за год порядка 60 000 руб. – это больше той суммы, из-за неуплаты которой и было возбуждено это уголовное дело».

За семь лет Илья Алексеевич сменил три направления работы, вырос из юриста 3 класса до юриста 1 класса (от лейтенанта до капитана), но в должности так и не продвинулся. «Мне несколько раз предлагали перейти в вышестоящую прокуратуру, но руководитель намекнул, что не хотел бы меня отпускать. На самом деле у меня нет какого-то сильного желания расти в этой системе, я просто получаю удовольствие от работы».

* – имя и отчество изменены редакцией.

Обращение в органы прокуратуры по вопросам обжалования вступившего в силу приговора суда

21 октября в Общественной палате РФ прошел организованный «Комитетом за гражданские права» круглый стол на тему «Проблемы соблюдения прав человека при обращении в органы прокуратуры по вопросам принесения надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные приговоры».

В соответствие с часть. 1 статьи 6 Конвенции прав человека и основных свобод каждый человек в случае спора о гражданских обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
В соответствие со ст. 13 Конвенции, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Статья 2 протокола № 7 Конвенции предусматривает, что, каждый человек, осужденный судом за совершение уголовного преступления имеет право на то, чтобы его приговор или наказание были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией.
В соответствие с ч. 5 ст. 14 Конвенции каждый, кто осужден за какое-либо преступление, имеет право на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией согласно закона.

Нарушение законности и справедливости при предъявлении обвинения в совершении преступления, уголовном преследовании, рассмотрении обвинения судом и вынесении приговора способно спровоцировать трудно прогнозируемые для общества последствия, породить недоверие к органам власти и правовой системе страны, толкнуть граждан на способы защиты своих интересов, которые лежат вне сферы права.

Российское общество находится у опасной нравственной и правовой черты, так как значительная часть его членов (по разным исследованиям от 30 до 70 %) считает, что не менее 20 % заключенных отбывает наказание вследствие судебной ошибки или злоупотребления со стороны судебной власти. Подобные настроения являются предпосылкой роста правового нигилизма, социального безразличия, гражданской пассивности.
По оценкам МОБПО «Комитет за гражданские права», судебные ошибки или прямые злоупотребления допущены не менее, чем в отношении 10 % осужденных. Чрезмерная численность тюремного населения России вызвана отнюдь не уровнем преступности или недостаточностью иных мер наказания, кроме лишения свободы, а репрессивностью мышления большинства судей и прокуроров, неэффективностью судебного надзора. Судебная ошибка порождает длинную, а иногда и бесконечную в масштабах человеческой жизни, цепочку несправедливостей, драм и трагедий.

Принятие в 2001 году нового УПК РФ привело к дальнейшему резкому снижению эффективности судебного надзора по уголовным делам. Из средства исправления судебных ошибок судебный надзор превратился в институт имитации защиты прав человека.

В этих условиях трудно переоценить то значение, которое имеет институт принесения надзорных представлений на вступившие в законную силу приговора органами прокуратуры.

Однако, по мнению участников круглого стола, органы прокуратуры крайне слабо и недостаточно используют имеющийся в их распоряжении механизм подачи надзорного представления для восстановления нарушенных прав и законных интересов. При этом зачастую выдвигается довод о том, что представление прокурора ничем не отличается от жалобы, поданной осужденным, потерпевшим либо иным участником процесса. Однако судебная статистика свидетельствует о том, что надзорное представление прокурора удовлетворяется более чем в 10 чаще, нежели жалоба иных участников процесса.
Многие ответы, поступающие в адрес авторов обращений, носят формальный, поверхностный и декларативный характер, не содержат анализа или опровержения доводов, представляют из себя не более, чем краткую аннотацию на обжалуемый приговор. Формально проверяя законность приговора, органы прокуратуры, как правило, не рассматривают его обоснованность и справедливость.

Отсутствует реакция органов прокуратуры на экспертизу судебных постановлений со стороны правозащитных организаций.
Вместе с тем анализ сложившейся правоприменительной практики показывает, что лишение в 2001 году прокурора права на принесение надзорного протеста не только не улучшило положение с правами человека в уголовном судопроизводстве, но и привело к существенному ухудшению в данной сфере.

Снижение профессионального уровня прокурорского надзора ведет к росту коррупции, настроений равнодушия и безнадежности. Растет и количество жалоб граждан в Европейский суд по правам человека.
Количество надзорных обращений, по которым прокуратура приносит протест по обращениям общественных организаций снизилось с более, чем 5 % в середине 1990-х годов до 1 % в 2010 году.
В условиях, когда лица, не являющиеся участниками процесса, могут оспорить несправедливый, незаконный, а в некоторых случаях — и преступный приговор только через органы прокуратуры — на прокуратуру ложится особая правовая и нравственная ответственность в деле защиты прав человека в уголовном судопроизводстве.

С учетом изложенного участники круглого стола потребовали:

1) Внести в Уголовно — процессуальный Кодекс РФ изменения, направленные на:

— возвращение органам прокуратуры права принесения протеста на вступившие в законную силу приговора по уголовным делам;
— перехода от права прокурора принести протест (представление) на приговор (постановление, определение) суда к обязанности принести протест на судебный акт, который является незаконным, необоснованным, несправедливым, нарушающим права и свободы граждан;
— конкретизировать сроки, в течении которых председатель Верховного Суда РФ и Генеральный прокурор РФ должны принести представление на приговор суда, по которым Европейским Судом было установлено нарушение прав человека, гарантированные Конвенцией прав человека и основных свобод.

Смотрите так же:  Федеральный закон о судебных приставах по оупдс

2) Отметить явно недостаточные действия органов прокуратуры по принесению надзорных представлений на приговора, в которых допущена судебная ошибка или злоупотребление властью.

3) Генеральной прокуратуре РФ:
— принять указание Генерального прокурора РФ или методические рекомендации по рассмотрению обращений правозащитных и иных общественных организаций о нарушениях прав и свобод человека приговором по уголовному делу;
— рассматривать реагирование на обращения правозащитных организаций по уголовным делам, как один из критериев оценки деятельности органов прокуратуры;
— не допускать направления поверхностных и немотивированных ответов на надзорные обращения;
— предусмотреть направление по просьбе заявителей в качестве приложения к ответу на жалобу (обращение) заключения, принятого по указанной жалобе (обращению);
— потребовать от органов прокуратуры при рассмотрении жалоб по уголовным делам рассматривать по существу каждый из приведенных доводов;
— при отклонении судом кассационного представления государственного обвинителя и надзорного представления прокурора субъекта РФ о смягчении наказания, приносить повторное надзорное представление в вышестоящий суд;
— обратить внимание на то, что в соответствие с действующим законодательством право на поддержание обвинения в суде имеет прокурор и его заместитель, а не помощник прокурора;
— систематизировать перечень нарушений законодательства, которые должны рассматриваться, как существенные;
— при ответе на обращения организаций указывать исходящий номер и дату обращения организации;
— отнести правозащитные организации, обращающиеся в органы прокуратуры в интересах третьих лиц к числу субъектов, обращения которых рассматриваются по ускоренной процедуре.

4) Верховному Суду РФ:
— более внимательно относиться к представлениям органов прокуратуры в защиту интересов осужденных и потерпевших;
— конкретизировать предписания постановления пленума ВС РФ № 8 от 2009 года с целью исключить случаи необоснованного отказа в условно — досрочном освобождении по ссылкой на постановления пленумам ВС РФ.

5) При анализе жалоб на размеры, сроки и виды наказания исходить из необходимости изменения карательной практики, сокращения средних сроков отбытия наказания за преступления, не повлекшие необратимых последствий, с целью сокращения численности тюремного населения.

6) При рассмотрении обращений о применении обратной силы уголовного закона (ст. 10 УК РФ) исходить из необходимости адекватного снижения наказания в случае смягчения любого из правил назначения наказания, предусмотренного Общей частью Уголовного Кодекса РФ, вне зависимости от того, превышает ли размер назначенного наказания санкцию уголовного закона или не превышает.

7) При рассмотрении в порядке надзора жалоб на отказ судов условно — досрочном освобождении необходимо исходить из того, что достижение целей наказания в отношении осужденного должно обеспечить осужденному права освободиться досрочно. Необходимо обратить внимание на то, что погашенное взыскание (под предлогом учета поведения осужденного за весь срок отбытия наказания) не может быть основанием для отказа в условно — досрочном освобождении.

8) Создать Общественную наблюдательную комиссию за соблюдением прав человека в процессе уголовного и гражданского судопроизводства.

9) Отметить, что внесение надзорных представлений не менее, чем по 5 % обращений о пересмотре вступивших в законную силу приговоров, соответствовало бы минимальной оценке уровня судебных ошибок по выносимым приговорам.

10) Провести на базе Общественной Палаты России круглый стол по проблемам соблюдения прав человека при решении вопросов досрочного освобождения от наказания; по итогам круглого стола направить Президенту России аналитическую записку по проблемам условно — досрочного освобождения.

Прокуратура Оренбургской области

  • Главная
  • Правовое просвещение и взаимодействие с общественностью
  • Прокурор разъясняет
  • Обжалование действий и решений дознавателей и следователей

Обжалование действий и решений дознавателей и следователей

В уголовном судопроизводстве на стадии досудебного производства, длящейся с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения по существу, функцию уголовного преследования от имени государства наряду с прокурорами осуществляют дознаватели и следователи, ведущие предварительное расследование в форме дознания или предварительное следствие.

Расследование любого уголовного дела затрагивает интересы потерпевших, обвиняемых, других участников уголовного процесса и иных заинтересованных лиц.

Соблюдение прав и интересов этих лиц обеспечивается закрепленным законом правом на обжалование действий и решений следователей, дознавателей, других должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, а также действий и решений суда.

В соответствии со статьями 19 и 123 УПК РФ действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя могут быть обжалованы участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Статьями 124 и 125 УПК РФ установлено, что жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя и следователя рассматриваются прокурором, руководителем следственного органа и судом.

Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. ( Подразумевается прокурор, непосредственно надзирающий за исполнением законов дознавателем или следователем, действия которого обжалуются, а также руководитель того следственного органа, следователем которого расследуется уголовное дело).

По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

В постановлении излагаются мотивы, по которым принято то или иное решение.

Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования (вышестоящему прокурору, руководителю вышестоящего следственного органа, в суд).

Касаясь внесудебного порядка обжалования действий и решений дознавателя и следователя, следует также отметить, что жалобы могут быть как письменные, так и устные.

Форма жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя и следователя законом не определена.

Однако, исходя из общих требований к письменным обращениям граждан, закрепленных в статье 7 Федерального закона от 02.05.2006 ? 59-ФЗ ?О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации?, представляется необходимым указывать в жалобе орган, в который направляется жалоба, должностное лицо, которому адресуется жалоба, а также фамилию, имя, отчество заявителя, почтовый адрес, по которому ему должен быть направлен ответ, ставить личную подпись и дату.

Жалобы могут подаваться как непосредственно прокурору, руководителю следственного органа, так и вышестоящему должностному лицу (начальнику подразделения дознания или органа дознания, руководителю вышестоящего следственного органа, вышестоящему прокурору).

Законом не запрещено направлять жалобы одновременно в несколько инстанций, в том числе и в суд.

Жалоба может быть подана через дознавателя, следователя.

В указанном порядке также подаются и рассматриваются прокурором или руководителем следственного органа жалобы на нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу.

Постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия указанных должностных лиц и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования.

Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

Администрация места содержания под стражей обязана в соответствии со статьей 126 УПК РФ немедленно направлять прокурору или в суд адресованные им жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей.

Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа.

Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом.

Жалобы рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных законом.

По результатам рассмотрения жалобы судья выносит либо постановление о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение, либо об оставлении жалобы без удовлетворения.

Копия постановления судьи направляется заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.

Постановление судьи, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, обжалуется по общим правилам обжалования судебных решений, установленным статьей 127 УПК РФ.

Следует отметить, что действия (бездействие) и решения прокурора и руководителя следственного органа на стадии досудебного производства обжалуются в аналогичном порядке соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа и в суд.

Работа по рассмотрению жалоб на действия и решения дознавателей и следователей является важной составной частью прокурорского надзора за исполнением уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия. Приоритетным направлением в этой деятельности является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения.

Жалоба прокурору на решение суда по уголовному делу

  1. Полномочия прокурора по обжалованию незаконных приговоров, определений и постановлений суда по уголовным делам, не вступивших в законную силу.

После вынесения судом приговора по рассмотренному делу прокурор может реализовать свою вторую основную функцию — проверку законности приговоров, определе­ний илипостановлений суда, не вступивших в законную силу. Правовой основой такой проверки является п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре и ст. 354 УПК РФ. Эта функция в дан­ном случае реализуется путем внесения представления на незаконный необоснованный приговор, постановление или определение суда, не вступившие в законную силу. Согласно п. 1. ст. 36 Закона о прокуратуре и ч. 4 ст. 354 УПК государственный обвинитель, в пределах своей ком­петенции, приносит в вышестоящий суд кассационное пред­ставление на незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда. В ст. 354 УПК подчеркивается, что прокурор вправе об­жаловать вынесенные судом решения. Однако, так как каж­дый приговор согласно ст. 297 УК должен быть законным, обоснованным и справедливым, то нарушение этих требо­ваний влечет для прокурора не только право и обязан­ность обжаловать каждый такой приговор. В случаях из­менения мнения прокурора о необходимости обжалования приговора, определения или постановления он может ото­звать представление до начала рассмотрения его в выше­стоящем суде (ч. 3 ст. 359 УПК). В кассационном порядке могут быть обжалованы приго­воры любого суда, включая приговоры Судебных коллегий по уголовным и военным делам Верховного Суда РФ. По­следние могут быть обжалованы в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 355 УПК). При осуществлении рассматриваемой деятельности про­курора важное значение имеет соблюдение установленного для кассационного обжалования срока. Статья 356 УПК устанавливает, что представление на незаконный или нео­боснованный приговор может быть принесено в течение 10 суток со дня провозглашения приговора. Если указанный срок прокурором пропущен, то представление рассмотрению не подлежит и возвращается прокурору. В исключительных случаях, при наличии уважительных причин, прокурор мо­жет заявить в суд, рассмотревший дело, ходатайство о вос­становлении пропущенного срока. Суд может согласиться с доводами прокурора и восстановить пропущенный срок или отклонить ходатайство. В последнем случае постанов­ление судьи может быть обжаловано в вышестоящий суд. Представление на незаконный или необоснованный приговор приносится прокурором в суд, рассматривавший уголовное дело. В представлении прокурора должно быть указано наи­менование и состав суда, рассматривавшего дело, место и время его рассмотрения, номер дела и фамилии подсу­димых, в чем обвинялись подсудимые и квалификация их деяний, резолютивная часть приговора суда, основания признанной прокурором незаконности или необоснованно­сти приговора. Эта часть протеста должна быть изложена особенно тщательно. По существу, в ней излагаются осно­вания принесения представления и полной или частич­ной отмены приговора. Такими основаниями могут быть: а) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела; б) существенное нару­шение уголовно-процессуального закона; в) неправильное применение уголовного закона; г) несправедливость на­значенного судом наказания. В заключение представления прокурор излагает свои предложения об отмене или изме­нении приговора. Определения и постановления суда по уголовному делу опротестовывается прокурором при наличии оснований и в порядке, предусмотренным ст. 355 УПК. По истечении установленного законом кассационного срока суд, в который было принесено представление, на­правляет его вместе с делом в кассационную инстанцию.

Информационно-справочное пособие «КАК ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА» — 5

ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) И РЕШЕНИЙ ПРИ ПРИНЯТИИ, РЕГИСТРАЦИИ И РАССМОТРЕНИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИИ ДОЗНАВАТЕЛЯ, ОРГАНА ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЯ.

В органы прокуратуры могут быть обжалованы следующие действия (бездействие) и решения при принятии, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении дознавателя, органа дознания, следователя:

отказ в возбуждении уголовного дела;

• несогласие с решением о передаче сообщения о преступлении по подследственности в другой орган или по подсудности мировому судье;

• отказ в приеме и регистрации сообщения о преступлении;

• неуведомление о результатах проверки сообщения о преступлении;

• отказ ознакомить заявителя с материалом проверки после принятия по нему процессуального решения.

Жалобы по этим вопросам принимаются в период ДО ВОЗБУЖДЕНИЯ уголовного дела.

Обжалование действий (бездействия) и решений следователя или дознавателя по расследуемому уголовному делу:

• применение незаконных методов расследования;

• необоснованное возбуждение, прекращение или приостановление уголовного дела;

• неуведомление о результатах расследования уголовного дела;

• необоснованное привлечение к уголовной ответственности;

• непринятие мер к раскрытию преступления, волокита;

• фальсификация доказательств и заинтересованность в исходе дела;

• отказ в удовлетворении заявленного ходатайства о сборе доказательств;

• неуведомление о результатах рассмотрения ходатайства по уголовному делу.

Жалобы по этим вопросам принимаются в период ПОСЛЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ уголовного дела.

Заявления и сообщения о преступлениях (совершенных или готовящихся) рассматриваются в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 10 суток (в исключительных случаях – 1 месяца) со дня поступления сообщения. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. О принятом по заявлению решении сообщается заявителю, при этом разъясняется право на обжалование данного решения и порядок обжалования. Так, отказ в приеме сообщения о преступлении, другие действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя обжалуются прокурору соответствующего района или в суд. По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление, о чем информирует заявителя, который в случае несогласия с принятым прокурором района или его заместителем решением, вправе его обжаловать вышестоящему прокурору либо в суд. В соответствии со ст. 124 УПК РФ данные жалобы рассматриваются прокурором в срок до 10 суток.

В связи с изменениями, внесенными законодателем в ст. 144 УПК РФ, с 01.09.2007 прокурор не вправе принимать и проверять сообщения о преступлениях. В случаях, когда о фактах готовящегося или совершенного преступления сообщается в ходе личного приема граждан, прокурор обязан разъяснять заявителю порядок подачи заявления, сообщать наименование и адрес органа, компетентного рассмотреть и разрешить сообщение о преступлении. Поступающие в органы прокуратуры сообщения о преступлениях по почте или иными средствами связи незамедлительно фиксируются в Книге учета сообщений о преступлениях и безотлагательно передаются в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст. ст. 144, 151 УПК РФ.

Смотрите так же:  Договор торговой купли продажи

В соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 01.11.2011 № 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора» в прокуратурах субъектов Российской Федерации должностными лицами в порядке УПК РФ разрешаются жалобы при непосредственном осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.

Уголовно-процессуальным законодательством предусмотрен территориальный принцип осуществления надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного расследования. Прямой надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении и расследованием уголовных дел правоохранительными органами, расположенными на территории конкретного района, осуществляет прокуратура данного района. В прокуратуре района жалобы на действия (бездействие) должностных лиц на досудебной стадии уголовного судопроизводства разрешаются в порядке и в сроки, установленные ст. 124 УПК РФ.

Поскольку аппарат прокуратуры области не осуществляет прямой надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного расследования на территории конкретного района области, то в соответствии с п. 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, обращения граждан на действия (бездействие) должностных лиц на досудебной стадии уголовного судопроизводства, в аппарате прокуратуры области разрешаются не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней.

В соответствии с п. 2.4 вышеназванной Инструкции обращения, в которых заявители выражают несогласие с принятыми решениями и в связи с этим ставят вопрос о привлечении судей, прокуроров, следователей и дознавателей к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении ими должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления, не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст. ст. 144 и 145 УПК РФ.

Если по жалобе или заявлению принесен протест, внесено требование или представление об устранении нарушений федерального законодательства или приняты иные меры прокурорского реагирования, заявителю сообщается о том, где впоследствии он может получить информацию о результатах их рассмотрения. В случае отклонения обращения ответ прокурора района обжалуется в прокуратуру области. Ответ прокурора области обжалуется в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Кроме того, в случае несогласия с принятым органами прокуратуры решением, оно может быть обжаловано в суд.

ОБРАЗЕЦ жалобы на действия (бездействие) и решение при принятии, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении дознавателя, органа дознания, следователя

Обжалование судебных решений по уголовным делам в порядке надзора

Обжалование судебных решений по уголовным делам в порядке надзора

Разъясняет заместитель начальника уголовно-судебного управления прокуратуры г.Москвы Елена Анатольевна Каретникова

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 433-ФЗ с 01 января 2013 года введен надзорный порядок обжалования вступивших в законную силу судебных решений, который в значительной степени отличается от действовавшего ранее.

Так, с учетом внесенных законодателем изменений, надзорные жалобы и представления подаются в Президиум Верховного Суда Российской Федерации на вступившие в законную силу: 1) судебные решения верховных судов республик, краевых или областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; 2) судебные решения окружных (флотских) военных судов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; 3) судебные решения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке; 4) определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке; 5) постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Вышеуказанные вступившие в законную силу судебные решения могут быть обжалованы в порядке надзора в течение одного года со дня их вступления в законную силу. В случае пропуска срока обжалования по уважительной причине лица, имеющие право подать жалобу или представление, могут ходатайствовать перед судом, постановившим приговор или вынесшим иное обжалуемое решение, о восстановлении пропущенного срока.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подавшим жалобу, а надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем. К жалобе, представлению прилагаются заверенные судами, рассматривавшими уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, копии судебных решений, принятых по делу.

Основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда в порядке надзора являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявшие на исход дела.

Также как и в кассационном порядке, пересмотр судебных решений в порядке надзора по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.

Надзорные жалоба или представление изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного уголовного дела.

В случаях, если надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям уголовно-процессуального закона, то они в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции возвращаются адресату.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит постановление: 1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания пересмотра судебных решений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных решений остаются в суде надзорной инстанции; 2) о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместитель вправе не согласиться с постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести постановление об отмене указанного постановления и передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в течение одного месяца со дня их поступления, если уголовное дело не было истребовано, или в течение двух месяцев со дня их поступления, если уголовное дело было истребовано, за исключением периода со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместитель, член Президиума Верховного Суда Российской Федерации, вынесшие постановление о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не могут участвовать в рассмотрении данного уголовного дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

В судебном заседании при рассмотрении уголовного дела по надзорным жалобе, представлению участие прокурора обязательно.

Дело докладывается судьей Верховного Суда Российской Федерации, ранее не принимавшим участия в рассмотрении данного уголовного дела. Секретарь судебного заседания суда надзорной инстанции ведет протокол.

В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе: 1) оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения; 2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу; 3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение; 4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение; 5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение; 6) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом; 7) внести изменения в приговор, определение или постановление суда; 8) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу.

Постановление суда надзорной инстанции подписывается председательствующим в судебном заседании и приобщается к уголовному делу вместе с надзорными жалобой, представлением, постановлением судьи суда надзорной инстанции, постановлением Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя, в случае вынесения таковых.

При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления и рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе в отношении лиц, которые не обжаловали судебные решения в порядке надзора.

Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации являются обязательными для суда, вновь рассматривающего уголовное дело.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в случае отмены судебного решения не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу с момента его провозглашения.

Порядок обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц осуществляющих уголовное судопроизводства

Действующее законодательство предусматривает возможность защиты прав лиц, участвующих при производстве предварительного следствия, путем обжалования действий или бездействия, а также решений должностных органов следствия или прокуратуры в судебном порядке.

Так, в силу ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Все без исключения решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).

Согласно ст. 19 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) право на обжалование процессуальных действий и решений имеет ранг принципа уголовного судопроизводства. По общему правилу действия (бездействие) и решения суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя могут быть обжалованы в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом.

Данная форма защиты прав позволяет обжаловать не только постановления о возбуждении уголовных дел или отказ в их возбуждении, но и отдельные действия или процессуальные решения дознавателя, следователя, прокурора, в рамках уголовного дела, поэтому пользуется большой популярностью. При этом одинаковое право на обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц, на обращение с такими жалобами в суд гарантировано как потерпевшему от преступления, так и лицу, которому это преступление вменяется, а также, в ряде случаев, установленных законом, другим заинтересованным лицам.

Как уже указывалось выше, в главе 16 УПК РФ, посвященной праву обжалования, речь идет о решениях властных субъектов, их действиях и бездействии.

Решения – акты органов предварительного расследования и прокуроров, содержащие властное волеизъявление и порождающие правовые последствия для конкретных граждан и организаций (постановления, представления, требования, согласия, заключения и т.п.). Они могут быть оформлены как в письменной, так и в устной форме (например, устный отказ в принятии ходатайства). Письменное решение может быть составлено как в установленной законом форме, так и в произвольной форме (резолюция, письмо, отношение). Обжалованию подлежат как исполненные, исполняемые, подлежащие исполнению решения, так и неисполненные, не подлежащие исполнению решения.

Действие – властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения (например, задержание, осмотр объекта, обыск, выемка). Действие всегда имеет материальное наполнение, его осуществление может сопровождаться оформлением процессуальных документов, может быть осуществлено и без таковых.

Бездействие – неисполнение органом предварительного расследования, прокурором обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, которые определяют полномочия этих лиц (должностные инструкции, положения, регламенты, приказы). В частности, бездействие – нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась устойчивая система органов государственной власти, наделенных компетенцией по разрешению жалоб и заявлений как физических, так и юридических лиц. Применительно к действующему законодательству (ст. 123 УПК РФ) на досудебных стадиях уголовного процесса осуществляются три основных вида деятельности по обеспечению законности и обоснованности процессуальных решений и действий (бездействия): ведомственный контроль, прокурорский надзор и судебный контроль. Данные самостоятельные виды процессуальной деятельности имеют как некоторые общие, так и в каждом конкретном случае частные, специфические для каждого вида в отдельности, характеристики. Общее заключается в механизме обеспечения законности в стадии предварительного расследования и проявляется в том, что в нем в силу УПК РФ одновременно задействованы три субъекта: руководитель следственного органа (ст. 39) или начальник подразделения дознания (ст. 40.1), прокурор (ст. 37) и суд (ст. 29).

Согласно уголовно-правовому законодательству руководитель следственного органа и начальник подразделения дознания осуществляют свои контрольные функции непосредственно и непрерывно. В уголовном процессе они не только контролеры, но и его активные участники, поскольку наделены правом дачи обязательных для подчиненных им следователей, дознавателей указаний и могут лично выполнять следственные действия в том объеме, который считают необходимым.

В соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор осуществляет надзор за всеми видами предварительного расследования. Более того, он наделен исключительными правами в стадии возбуждения уголовного дела и на этапе утверждения обвинительного заключения (обвинительного акта), поскольку именно от него зависит решение вопросов о законности возбуждения уголовного дела и качестве проведенного предварительного расследования.

Решения и действия (бездействие) лиц, осуществляющих предварительное расследование, могут быть обжалованы соответствующим руководителям следственных органов, начальникам подразделений дознания и прокурорам. Решения и действия (бездействие) прокуроров могут быть обжалованы вышестоящим прокурорам.

Правовые нормы, устанавливающие право на обжалование действий или бездействия органов расследования или прокуратуры во внесудебном порядке, установлены отдельными положениями УПК РФ, в частности ст. 124 УПК РФ – «Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа».

Согласно указанной статье УПК РФ прокурор, руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания рассматривает жалобу в течение трех суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Заявитель незамедлительно уведомляется о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

Смотрите так же:  Как оплатить штраф в пфр с расчетного счета

В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора, руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания соответственно вышестоящему прокурору, руководителю вышестоящего следственного органа или начальнику подразделения дознания.

Данные лица, как уже указывалось, осуществляют за подчиненными им следователями непрерывный ведомственный процессуальный контроль в режиме реального времени. Это обстоятельство позволяет им незамедлительно ликвидировать большинство организационных и процессуальных нарушений, допускаемых следователями. В большинстве случаев руководитель следственного органа, его заместитель вправе лично и немедленно восполнить пробел в работе, допущенный следователем.

Несмотря на то, что процессуальных прав у начальников подразделений дознания, руководителей органов дознания по отношению к подчиненным им дознавателям гораздо меньше, чем у руководителя следственного органа, последние также в состоянии оперативно разрешить подавляющее большинство конфликтов, возникающих между дознавателями и другими участниками уголовного процесса.

Если обжалуемые решения, действия (бездействие) следователя, дознавателя квалифицируются процессуальными руководителями как законные и обоснованные, их целесообразно обжаловать прокурору, осуществляющему надзор за органами предварительного расследования. Прокурор вправе отменить незаконные решения дознавателя, дать ему письменные указания относительно проведения следственных и процессуальных действий; потребовать устранения нарушений закона от следователя и руководителя следственного органа.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит соответствующее постановление, в котором излагается краткое содержание доводов заявителей, приводится их анализ и мотивы принятого решения. При удовлетворении жалобы безотлагательно принимаются исчерпывающие меры к восстановлению нарушенных прав и свобод заявителя, обеспечению законных интересов предприятий, учреждений и организаций, на что указывается в резолютивной части постановления. В случае удовлетворения жалобы на нарушение органами дознания разумных сроков предварительного расследования в постановлении указываются процессуальные действия, необходимые для ускорения производства по уголовному делу, и сроки их осуществления. Постановление направляется начальнику органа дознания для исполнения, копия приобщается к надзорному производству. Если доводы заявителя о несоблюдении органами предварительного следствия разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу признаны обоснованными, прокурор направляет требование руководителю следственного органа об устранении выявленных нарушений.

Положение ч. 3 ст. 124 УПК РФ не допускает отказ дознавателя, следователя, прокурора, а также суда при рассмотрении заявления, ходатайства или жалобы участника уголовного судопроизводства от исследования и оценки всех приводимых в них доводов, а также мотивировки своих решений путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности основания, по которым эти доводы отвергаются рассматривающим соответствующее обращение органом или должностным лицом.

Помимо этого решения, действия (бездействие) всех без исключения должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, а равно прокуроров могут быть обжалованы в суд.

Статья 25 УПК РФ – «Судебный порядок рассмотрения жалоб» – устанавливает, что постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районном суде по месту производства предварительного расследования.

Судебные решения, в свою очередь, могут быть обжалованы в суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, они, кроме того, могут быть пересмотрены ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Но сама процедура рассмотрения такой жалобы, в порядке ст. 125 УПК РФ, в суде, а особенно кассационное обжалование решения суда первой инстанции по такой жалобе, регламентируется общими нормами уголовно-процессуального законодательства, в том числе главой 45 УПК РФ.

Рассмотрение жалоб судом – форма правосудия, осуществляемого в открытом судебном заседании по правилам состязательного судопроизводства. Назначение данного вида производства – устранение нарушений, ущемляющих права и свободы участников процесса.

Согласно статье 125 УПК РФ предмет обжалования – решения, действия и бездействие органов предварительного расследования и прокуроров.

Лицо, обжалующее решение, действия (бездействие) органа предварительного расследования или прокурора, в уголовно-процессуальном законе именуется заявителем. По смыслу статьи заявитель жалуется, обращая внимание на факт ущемления его прав. По общему правилу обжалованию подлежит все то, что: 1) препятствует нормальному движению уголовного дела; 2) не является предметом традиционных форм судебного контроля; 3) делает этот контроль в последующем неэффективным.

Согласно ст. 125 УПК РФ жалоба подается: 1) через должностное лицо, орган, действия которых обжалуются; 2) через вышестоящие либо контрольно-надзорные органы; 3) непосредственно в суд.

Прежде чем приступить к осуществлению мероприятий, предшествующих рассмотрению жалобы, судья удостоверяется в ее приемлемости (допустимости), а равно в соблюдении лицом, ее подавшим, правил о подсудности. Анализируя поступившую жалобу и приобщенные к ней документы, судья в первую очередь проверяет, соответствуют ли документы предъявляемым к ним законом требованиям. В тех случаях, когда жалоба не содержит необходимых сведений, что препятствует ее рассмотрению (например, отсутствуют сведения о том, какие действия или решения обжалованы, жалоба не подписана заявителем, полномочия защитника или представителя заявителя не подтверждаются соответствующими документами), жалоба возвращается заявителю для устранения недостатков. Суд по данному поводу выносит постановление, в котором должны быть указаны причины принятия такого решения. Постановление должно содержать разъяснение на право после устранения препятствий к рассмотрению жалобы в суде вновь обратиться в порядке ст. 125 УПК РФ за судебной защитой.

Срок рассмотрения жалобы судом в порядке ст. 125 УПК РФ – пять суток – исчисляется с момента повторной регистрации жалобы. Приняв жалобу к производству, судья приступает к подготовке к судебному заседанию. К этому моменту он должен быть твердо уверен в том, что жалоба подана надлежащим лицом, ему подсудна, предмет обжалования конкретен, содержание документа соответствует ст. 125 УПК РФ. Закон возлагает на судью обязанность организовать состязательный процесс таким образом, чтобы инициатор жалобы имел реальную возможность доказать факт нарушения его прав решениями, действиями (бездействием) органов предварительного расследования и прокуроров. Для этого в процесс должны быть: 1) приглашены все необходимые для участия в нем субъекты (инициатор процесса (заявитель), ответчик – представитель компетентного органа, защитник, законный представитель заявителя, представитель истца, третьи лица, прокурор); 2) истребованы все необходимые материалы, при необходимости включая уголовное дело или отказной материал.

При подготовке к рассмотрению жалобы судья истребует по ходатайству лиц, участвующих в судебном заседании, а равно по собственной инициативе материалы, послужившие основанием для решения или действия должностного лица, а также иные данные, необходимые для проверки доводов жалобы. По общему правилу жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ могут быть поданы исключительно в период предварительного расследования. Исключение из общего правила составляют те решения, действия (бездействие), которые не будут являться предметом судебного контроля в ходе разбирательства по делу, поскольку таковое осуществляется строго в рамках утвержденного прокурором обвинения. Если установлено, что уголовное дело, по которому поступила жалоба, направлено в суд для рассмотрения по существу, тем более по делу постановлен приговор, вынесено иное окончательное решение, судья принимает к производству и рассматривает лишь жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц, затрагивающие права и законные интересы заявителей, не являющихся участниками судебного разбирательства по данному уголовному делу. Подлежат рассмотрению жалобы, где ставится вопрос о признании незаконными и необоснованными решений и действий (бездействия), которые в соответствии с УПК РФ не могут быть предметом проверки их законности и обоснованности на стадии судебного разбирательства при рассмотрении уголовного дела судом, в том числе в апелляционном или кассационном порядке.

В остальных случаях судья в зависимости от того, на какой стадии находится производство по жалобе, выносит постановление об отказе в принятии жалобы к рассмотрению или о прекращении производства по жалобе в связи с тем, что уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу. Одновременно с этим истцу разъясняется, что вопросы, поставленные в жалобе, он вправе поставить перед судом в ходе судебного разбирательства по уголовному делу, а также при рассмотрении дела судом апелляционной или кассационной инстанций.

Организация состязательного процесса предполагает своевременное вручение копий жалобы ответчику (ответчика), третьим лицам и прокурору; ознакомление данных участников процесса с материалами судебно-контрольного производства, разрешение их заявлений, ходатайств; извещение участников процесса о месте и времени предстоящего судебного разбирательства; решение вопроса об этапировании в суд участников процесса, содержащихся под стражей, или об организации видеоконференц-связи; решение вопроса о вызове в процесс специалиста, переводчика. В случае подачи жалобы несовершеннолетним участником процесса судья решает вопрос о необходимости вызова в процесс его законных представителей и педагога.

Проведение судебного разбирательства по жалобе без участника процесса – основание для безусловной отмены судебного решения. Разрешая вопросы, возникающие в процессе подготовки к судебному заседанию, судья делает запросы, при необходимости выносит постановления. Убедившись, что в производстве находится приемлемая жалоба, все подготовительные действия выполнены, судья назначает судебное заседание, оформляя свое решение постановлением применительно к требованиям ч. 2 ст. 227 УПК РФ. В постановлении указываются: дата и место его вынесения; наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего постановление; основания принятого решения. Копия постановления судьи направляется истцу, ответчику (ответчикам), третьим лицам и прокурору.

Суд, рассматривающий жалобу, при наличии к тому оснований вправе потребовать от ответчика обязательного участия его представителя в судебном заседании. С учетом того что в судебном заседании процесс приобретает устный характер, личное присутствие сторон приобретает решающее значение.

В случае уклонения представителей ответчика от явки в судебное заседание вопрос об их явке решается через руководителей соответствующих органов. В силу ст. 125 УПК РФ судья разъясняет явившимся лицам их права и обязанности, в частности сторонам, третьим лицам их право принимать участие в судебном заседании: заявлять отводы, ходатайства, представлять документы, знакомиться с позицией других лиц, давать по этому поводу объяснения. Если в судебном заседании будет установлено, что спор о праве исчерпан в досудебном порядке, судья с согласия истца оставляет его жалобу без рассмотрения и прекращает производство.

Вне зависимости от мнения сторон производство подлежит прекращению, если уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу и предмет спора будет в числе предметов судебного разбирательства. В данном случае истцу разъясняется его право заявить спор о праве в суде первой инстанции.

Завершив подготовительную часть судебного заседания, судья переходит к исследованию предмета спора. Если в процессе участвует истец, его защитник или представитель, судья предлагает им разъяснить суть выдвигаемых требований, после чего заслушиваются иные явившиеся в процесс лица, исследуются имеющиеся в материале документы. После завершения исследования доказательств судья выясняет позиции сторон, предлагает им выступить с репликой.

После этого судья удаляется в совещательную комнату, где по результатам рассмотрения жалобы выносит одно из следующих постановлений: о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение; об оставлении жалобы без удовлетворения (ч. 5 ст. 125 УПК РФ).

По выходу из совещательной комнаты судья оглашает вынесенное им постановление. Участникам процесса разъясняются порядок его исполнения и обжалования, копии постановления направляются всем заинтересованным лицам, среди них истец, ответчик, прокурор. Постановление, принимаемое по результатам рассмотрения жалобы, является документом, подводящим итог состязательному процессу, состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей. Во вводной части постановления указываются дата и место вынесения постановления, фамилия и инициалы судьи, его постановившего. Описательно-мотивировочная часть содержит: изложение жалобы; позиции ее автора в судебном заседании; позиции противной стороны; позиции третьих лиц, прокурора, если он не является ответчиком; анализ и оценку позиций сторон, исследованных материалов; анализ оспариваемых норм материального и процессуального права; основанный на законе вывод суда, разрешающего спор. В резолютивной части постановления указывается тот факт, что жалоба удовлетворена полностью или частично либо в ее удовлетворении полностью или частично отказано. В случае удовлетворения жалобы точно указывается, какие решения, действия (бездействие) какого конкретно органа, должностного лица признаны незаконными, какие именно нарушения и кому следует устранить.

Судья не вправе предопределять действия должностного лица, осуществляющего расследование, прокурорский надзор, лично отменять их постановления либо обязывать уполномоченных на то лиц отменить решения, признанные судом незаконными. Завершается резолютивная часть постановления разъяснением права на его обжалование в кассационном порядке в вышестоящий суд. Суд, разрешая жалобу, не вправе: 1) предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по уголовному делу; 2) давать правовую оценку действиям подозреваемого, обвиняемого; 3) делать выводы относительно доказанности или недоказанности вины; 4) оценивать имеющиеся по делу доказательства относительно их полноты, относимости, допустимости и достоверности.

Постановление, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы, вступает в законную силу спустя 10 суток после его провозглашения. Согласно ст. 127 УПК РФ не вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в порядке, установленном УПК РФ.

Лицо, содержащееся под стражей или отбывающее наказание в виде лишения свободы, вправе непосредственно участвовать в судебном заседании при рассмотрении кассационной жалобы или представления прокурора на решение в порядке ст. 125 УПК РФ либо может изложить свою позицию путем использования систем видеоконференц-связи. Вопрос о форме его участия в судебном заседании решается судом. При этом суду кассационной инстанции надлежит принимать меры для предоставления заявителю возможности довести до суда свою позицию, например путем подачи дополнительной кассационной жалобы, письменных объяснений, допуска к участию в деле адвоката или иных представителей.

Вступившее в законную силу судебное решение, вынесенное в порядке ст. 125 УПК РФ, подлежит немедленному и безусловному исполнению компетентными на то органами. Если состоявшееся судебное решение не исполняется следственными органами, прокурором, то истец вправе обратиться с жалобой на их бездействие. Данная жалоба подлежит рассмотрению в порядке, также предусмотренном ст. 125 УПК.

Итак, руководителю следственного органа, прокурору, в районный (гарнизонный) суд может быть обжаловано как отдельно взятое единичное действие (бездействие, решение), так и несколько действий (решений) одновременно. Обжаловать допустимо как часть процессуального действия – элемент, к примеру, следственного действия, так и все действие в целом. Ограничений в объеме обжалуемых действий (бездействия, решений) следователя (дознавателя) и др. законодатель для «участников уголовного судопроизводства» не предусмотрел, лишь бы обжалование было осуществлено в установленном УПК РФ порядке. А применительно к обжалованию искомых явлений в суд добавляется еще одно условие – необходимо, чтобы само обжалуемое действие (бездействие, решение) следователя (дознавателя и др.) было способно причинить ущерб конституционным правам и свободам «участника уголовного судопроизводства», «иного лица», чьи права и законные интересы нарушены, либо могло затруднить доступ граждан к правосудию.

Если же будут исчерпаны все средства внутригосударственной правовой защиты, то согласно ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждый в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

1 отдел управления по надзору за
уголовно-процессуальной и
оперативно-розыскной деятельностью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *